8:49,50. По еврейскому закону, отвергающий уполномоченного посланника отвергает и оскорбляет того, кто послал его. 8:51–53. Большинство иудеев, за исключением саддукеев, согласились бы с тем, что Авраам и пророки в духовном смысле живы с Богом; но оппоненты Иисуса воспринимают Его слова о смерти буквально, как физическую смерть. (Даже в одном из еврейских преданий, где Авраам не хочет умирать, Бог принял особые меры, чтобы заставить его уступить.) 8:54,55. Слова «Он Бог ваш» составляют средоточие завета Бога с Израилем в Ветхом Завете (напр.: Исх. 6:7 ; Лев. 26:12 ; 1Пар. 17:22 ; Иер. 31:33 ; Иез. 36:28 ); верные завету – те, кто действительно соблюдают закон Божий, – названы в Ветхом Завете «знающими» Бога(напр.: Иер. 9:24; 31:31–34 ; Ос. 2:20 ). 8:56. Еврейские предания гласили, что Авраам видел царства, которые будут угнетать Израиль, и грядущую вслед за чужеземным господством мессианскую эру. 8:57,58. Пятьдесят лет были минимальным возрастом для некоторых видов деятельности на общественном поприще. Если бы Иисус просто хотел сказать, что Он существовал до Авраама, Он бы сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я был " . Но формула «Я есмь» – это именование Бога ( Исх. 3:14 ), откуда явствует, что Иисус заявляет о чем-то большем, чем просто о Своем существовании до Авраама. Звучание этого имени Бога было еще свежо в памяти слушателей Иисуса: во время Праздника кущей священники провозглашали слова Бога из Ис. 43:10,13 : «Это Я... от начала дней Я тот же». (Неясно, однако, является ли эта традиция достаточно древней, чтобы ее можно было считать элементом культурно-исторического фона четвертого Евангелия.) 8:59. Слушатели Иисуса не оставляют без внимания Его слова в 8и воспринимают их как богохульство (само по себе притязание на мессианство не счит&чось богохульством , хотя и могло быть сочтено за дерзость; они же воспринимают Его слова как притязание на божественность). Но своим отношением к Иисусу они причислили Его к хорошей компании ( Исх. 17:4 ; Чис. 14:10 ; 1Цар. 30:6 ). Храм был построен из массивных каменных блоков, а не из камней, которые можно было бросать; но во времена Иисуса строительство еще продолжалось, и толпа могла найти подходящие камни, как, по сообщению Иосифа Флавия, позднее это делали в храме зилоты и толпа в синагоге. Бог скрывал некоторых Своих слуг в сходных обстоятельствах ( Иер. 36:26 ); здесь Иисус скрывается Сам. Уход Иисуса из храма изображается как Ichabod:omoшлa слава Господня ( Иез. 10, 11 ); удаление Божьего присутствия из-за грехов Израиля – одна изцентральных тем позднейших еврейских текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Образ для представления сей простой мысли, особенно в последней черте ее, заимствован от чрезвычайного развращения нравов, какому предавался этот враг на своих пиршествах: «особенно вину предавался он и тому, что следует за опьянением», говорит историк 156 . Впрочем древние евреи видели в выражениях настоящего места, хотя не во всех, и нечто большее, чем одна метафора 157 ; и, в виду внезапного изменения местоимения и некоторой необычайности последнего выражения, нельзя с решительностью утверждать, чтобы они были на сей раз совершенно неправы 158 . Затем изображается само горе. Враг искал своей славы в том, что желал, как можно более, покорять народы и унижать их. Пророк говорит: «напитаешься (в подлинн. прошедшее в знак несомненности) бесславием вместо славы», или «скорее бесславием, чем славой», которой ищешь (min как в Пс.51:5 ; для мысли срав. Ос.4:7 ), – т. е. подвергнешься крайнему бесславию, – обыкновенный оборот речи у евреев, выражающий усиление (напр. душа моя пресытилась бедствиями – Пс.87:4 ; довольно напитались души наши поруганием от надменных, презрением от гордых – Пс.122:3,4 ). По закону божественного возмездия (сн. Мф.7:2 ), по которому наприм. иже аще в пленение ведет, в пленение пойдет, аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти ( Откр.13:10 ), – по этому закону, как он – враг поступал с другими народами (сн. Иер.50:15 ), подавал им горькую чашу, доводя до опьянения и обнажения или посрамления, так в полнейшей мере будет и с ним, и будет несомненно, что выражается поставлением глагола в повелительн. наклонении: «пей и ты и обнажи необрезанное свое», – явись во всем своем безобразии языческом, ибо для еврея не было ничего постыднее необрезания (сн. 1Цар.17:36 ) 159 . Для удостоверения в сей несомненности, Господь всемогущий представляется у пророка как бы восседающим с чашей полной вина на некотором великом пире народов и раздающим из нее всем по порядку (сн. Пс.74:9 ): эта чаша, – чаша вина ярости Божией (сн. Ис.51:17 ; Пс.59:5 ; Пс.74:9 ), чаша проклятия 160 , врученная обличаемому здесь надменному мужу для поднесения другим за грехи их и напоившая их до повержения на землю (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Будем помнить, постоянно напоминать себе, что проходит образ мира сего ( 1Кор.7:31 ), как говорит нам слово истины, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ); что будет время, и небеса с шумом мимоидут, стихии сжигаемые разорятся, земля же и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). О сем, как предвозвещали пророки, так и Сам Господь возвестил: небо и земля прейдут, – сказал Он, – словеса же Мои не прейдут ( Мк.13:31 ), – чтобы не сбились в свое время. Яко погибнет земля со исполнением своим, в нечестии бо вси живущие на ней. Несть истины, ни ведения Божия на земле; клятва, и лжа, и татьба, и любодеяние разлился по земли. Сего ради восплачется земля ( Иез.12:19 ; Ос.4:12, 3 ). О, люди мира сего, которые избрали уделом себе нынешний век! Кто возвестит вам, яко огнь горит для вас? Кто вразумит вас бежать от грядущего (на вас) гнева Господня? Аще не уверуете, – говорит вам Писание, – ниже имате разумети ( Ис.33:14; 7:9 ). Горе неразумным! Се день грядет горящ, яко пещь. Се Господь приидет воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне 80 ( Мал.4:1 ; Ис.66:15 )) . Огнем бо Господним судитися будет вся земля. Убойтеся от лица Господня, зане близ день Господень. Се, день Господень приходит, приближается суд ваш ( Ис.66:16 ; Соф.1:7 ; Иез.7:10 ; Ис.41:21 ). Плачитеся и рыдайте о лютых скорбях, грядущих на вас. Приидет бо, яко река огненная, гнев от Господа, приидет с яростию. Будет в той день трус велик на земли, и потрясутся от лица Господня вся человецы, иже на лице земли, и расторгнутся горы, и падут дебри, и всяка стена на земли падет. На всех стогнах будет тогда плач, и на всех путях речется: увы люте! увы люте! И воззовут во уши Моя, – говорит Господь, – гласом великим и не услышу их, не пожалею, не пощажу, не умилосердюся, еже не погубите их. И болезни приимут их, яко жены рождающие, и ужаснутся, и лице свое, яко пламень, изменят. Аки море волнующееся, тако смятутся вси и аки шум воды многия, бурею движимыя, многий плач и рыдание их будет ( Ис.59:19 ; Иез.20 ; Амос.5:16 ; Иез.8:18 ; Ис.13:8 ). Потому Писание еще говорит: рыдайте, близ бо день Господень. Се бо день Господень грядет неисцеленной ярости и гнева, положите вселенную всю пусту, грешники погубите от нея. Се совет, его же совеща Господь на всю вселенную; и яже Бог святый совеща, кто разорит, и руку Его высокую кто отвратит ( Ис.13:9; 14, 26, 27 )? Плачитеся и рыдайте о лютых скорбях, грядущих на вы, миролюбцы! Яко предстоит день Господень, предстоит день тьмы и бури, день облака и мглы; день тот будет день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тьмы и мрака, день трубы и вопля ( Иоил.2:2 ; Соф.1:15, 16 ). Горе будет тогда возлюбившим нынешний век: в день отымет Господь красоту лиц их и будет вместо добрыя вони смрад, и лица всех их, аки опадение котла ( Ис.3:19, 23 ; Наум.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Стих 39. Сего ради не можаху веровати, яко паки рече Исаиа… Сего ради (δια τουτο) — опять указывает не цель, а то, что должно произойти в будущем, именно — что люди не могли уверовать, или лучше — не захотели уверовать; а если бы захотели, то, конечно, уверовали бы. Или — не можаху потому, что им препятствовали их лукавство и ослепление. Но что же еще сказал Исаия? Стих 40. Ослепи очи их и окаменил есть сердца их… И это идиоматизм (особый оборот речи) Священного Писания — говорит о том, что Бог только попустил, как будто о том, что Он совершил. Ослепи и окаменил есть сказано вместо: попустил ослепнуть и окаменеть, потому что Бог никого не привлекает к Себе насильно, так как каждый имеет свободную волю. Таковы же изречения: Аз же ожесточу сердце его (фараона) (Исх. 4, 21); уклонил еси стези нашя от пути Твоего (Пс. 43, 19), и весьма много таких идиоматизмов встречается в Ветхом Завете. Таковы же и слова апостола Павла: предаде их Бог в неискусен ум (Рим. 1, 28) и — предаде их Бог в страсти безчестия (Рим. 1, 26); но Бог не только никому не делает этого, а никого даже и не оставляет, если мы сами Его не оставляем. Он говорит: греси ваши разлучают между вами и между Богом (Ис. 59, 2); забыл еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя (Ос. 4, 6). И Давид сказал: се удаляющии себе от Тебе погибнут (Пс. 72, 27). А Спаситель Сам говорил к Иерусалиму: колькраты восхотех соврати чада твоя… и не восхотесте (Мф. 23,37). Стих 40… Да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся и изцелю их. Да (ινα) указывает и здесь не на причинную связь, а только на исполнение пророчества, именно, что люди не будут видеть своими глазами, не уразумеют сердцем, не обратятся и не будут исцелены. Глаза, конечно, разумеются здесь духовные, так как выражение: не видят очима объясняется следующим выражением: ни разумеют сердцем. Слова этого стиха, сказанные в другое время, объяснены и другим образом при толковании Евангелия от Матфея (13, 14 и далее). Стих 41. Сия рече Исаиа, егда виде славу Его, и глагола о Нем. Сия, т. е. об ослеплении и окаменении и пр. Славою Иисуса Христа здесь названо то славное видение пророка Исаии, когда он видел Господа, сидящего на престоле высоком (Ис. 6, 1). Тогда он видел и Сына, от Которого тогда же слышал вышеприведенные слова, а потом произнес их и записал, относя к Нему же. Итак, значит ко времени Иисуса Христа относилось то, что народ должен был ослепнуть, окаменеть, не видеть, не уразуметь, что Он Бог, не обратиться от своего заблуждения, чтобы исцелить свои духовные раны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

В Деяниях Апостольских: «се, вода, что возбраняет ми креститися? Рече же ему Филипп: аще веруеши от всего сердца твоего, мощно ти есть» ( Деян.8:36–37 ). XLIV. Верующие, при спорах между собою, не должны искать суда у язычников В Первом послании Павла к Коринфянам: «смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых? Не весте ли, яко святии мирови имут судити?... Уже убо отнюд вам срам есть, яко тяжбы имате между собою. Почто не паче обидимы есте? почто не паче лишени бываете? Но вы сами обидите и лишаете, да еще братию. Или не весте, яко неправедницы Царствия Божия не наследят?» ( 1Кор.6:1–2, 7–9 ). XLV. Надежда имеет предметом будущее, и потому вера наша должна быть терпелива в ожидании того, что обещано В Послании Павла к Римлянам: «упованием бо спасохомся. Упование же видимое несть упование; еже бо видит кто, что и уповает? Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем» ( Рим.8:24–25 ). XLVI. Женщине надлежит молчать в церкви В Первом послании Павла к Коринфянам: «жены вашя в церквах да молчат; ...аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают» ( 1Кор.14:34–35 ). Также в Первом послании к Тимофею: «жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева; и Адам не прельстися, жена же прельстившися в преступлении бысть» ( 1Тим.2:11–14 ). XLVII. По грехам и заслугам нашим мы страдаем и не во всем чувствуем помощь Божию У Осии: «слышите слово Господне, сынове Исраилевы: яко суд Господеви к живущым на земли; зане несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли; клятва и лжа, и убийство, и татьба и любодеяние разлияся по земли, и кровь с кровьми мешают. Сего ради восплачется земля и умалится со всеми вселившимися на ней, со зверми польскими и с гады земными и со птицами небесными, и рыбы морския оскудеют; яко да никтоже не прится, ни обличается никтоже» ( Ос.4:1–4 ). О том же у Исаии: «еда не может рука Господня спасти? или отягчил есть слух Свой, еже не услышати? Но греси ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас, еже не помиловати. Руце бо ваши осквернене кровию и персты ваши во гресех, устне же ваша возглаголаша беззаконие и язык ваш неправде поучается. Никтоже глаголет правды, ниже есть суд истинен; уповают на суетная и глаголют тщетная, яко зачинают труд и раждают беззаконие»( Ис.59:1–4 ). Также у Софонии: «оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь; да оскудеет человек и скоти, да оскудеют птицы небесныя и рыбы морския... и изъиму беззаконныя от лица земли» ( Соф.1:2–3 ). XLVIII. Не должно лихоимствовать

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

е) от осуждения: Слушающий слова Мои и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 ); ж) от смерти вечной: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек ( Ин.8:51 ). Спасение есть а) общее для всех верных: Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым ( Иуд.1:3 ); б) действующее во все времена, вечно: Правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое в роды родов пребудет вечным ( Ис.51:6,8 ). Верующие не погибнут; никто не похитит их из царства Божия: Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную ( Ин.6:39–40 ). Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:27–28 ). Благословен Бог, возродивший нас воскресением Иисуса Христа к упованию живому, к наследию неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божией чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время ( 1Петр.1:3–5 ). Бог хочет спасения всем людям: Нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих ( Мф.18:14 ). Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Не медлит Господь исполнением обетования, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Петр.3:9 ). Спасение обещано и после падения: Сказал Господь Бог змею: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт.3:15 ). Предсказано спасение а) Израиля: Израиль будет спасен спасением вечным в Господе ( Ис.45:17 ). Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою ( Ис.46:13 ). Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь ( Ис.59:20 ). Дом Иудин помилую, и спасу их в Господе Боге их ( Ос.1:7 ). Не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется ( Рим.11:25–26 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рукопись без названия следующего содержания: «Взывай громко и не удерживайся! Возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его ( Ис.58:1 ). —128— Господь Бог сказал: кто не будет пророчествовать? Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь. Насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои ( Ам.4:8:10 ). Грехами народа моего кормятся они и к беззаконию его стремится душа их ( Ос.4:8 ). Грех 1-й Напротив, воли Божией поступает всякий, кто хочет получить спасение за деньги или за какие-либо собственный заслуги, и такие люди заблуждаются, не зная писаний, ни силы Божией ( Мф.22:29 ). Так как спасение есть дар Божий, как и говорит Святой Апостол Павел, говоря: ибо благодатию вы спасены, и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ). И еще он же говорит: приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни ( Рим.5:17 ). И даже Сам Господь говорит: даром получили, даром и давайте ( Мф.10:8 ). А потому нельзя покрыться своим произведением, как паутиною ( Ис.59:6 ), ибо вся праведность наша как запачканная одежда ( Ис.64:6 ). И потому всякий, не желающий получить прощения грехов даром, а желающий сам заслужит, уже грешит, будучи самоосужден. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покоряются праведности Божией ( Рим.10:3 ), и чрез это непрестанно наполняют меру грехов своих. Грех 2-й Поминовение умерших противно воле Божией, потому что Сам Господь говорит, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из рая в ад не могут, также и наоборот – из ада в рай не переходят ( Лк.16:26 ). А также и в псалме сказано, что человек никак не искупить брата своего и не даст Богу выкупа за него. —129— Дорогá цена искупления души их и не будет того во век ( Пс.48:8–9 ; 1Фес.4:13–1 5). А потому кто хочет человека, умершего во грехе, выкупить посредством поминовения, то такой человек становится врагом Богу, ибо не верит свидетельству Божию, которым засвидетельствовал Бог в слове Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Искупление Искупление человечества а) Богом определено совершить чрез Богочеловека: Христос искупил нас от клятвы закона, дабы благословение Авраамово чрез Него распространилось на язычников ( Гал.3:13–14 ). Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4–5 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5,8 ); б) предсказано: Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь ( Ис.59:20 ). Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Торжествуйте небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте глубины земли. Так говорит Господь, искупивший тебя ( Ис.44:22–24 ); в) совершено кровью Христа: Сын человеческий пришел отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ; Мк.10:25 ). Христос Своею кровью приобрел вечное искупление ( Евр.9:12 ). Искупление избавляет нас а) от всякой неправды: Иисус Христос дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония ( Тит.2:14 ); б) от власти смерти и ада: Дорога цена искупления души; Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ( Пс.48:2,16 ). От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ); в) от врагов духовных: Избавил нас Господь от врагов наших, ибо вовек милость Его ( Пс.135:24 ). Спасу тебя от руки злых в избавлю тебя от руки притеснителей ( Иер.15:21 ). Спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас ( Лк.1:71 ); г) от настоящего лукавого века: Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ( Гал.1:4 ). Искупление доставляет нам а) оправдание: Все согрешили, получая оправдание даром, по благодати Божией, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ( Рим.3:23–25 ). Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел ( Евр.9:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—59— на неудобство некоторых порядков и условий церковной и общественной жизни, нам говорят: «будьте последовательны, не касайтесь внешнего, предавайтесь внутреннему самоусовершенствованию, раз вы объявляете внешнее переустройство жизни ненужным». Вот, образчик недоразумения, сталкивающего два мнения вместо примирения их чрез взаимное дополнение, вследствие чего происходит разделение возможных сотрудников. Апостол Павел пишет: «мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона», и спрашивает: «итак мы уничтожаем закон верою?» – «Никак», отвечает, «но закон утверждаем ( Рим.3:28, 31 )». В выставленном нами недоразумении дебатируется тот же самый вопрос. 712 То – правда, что рассматриваемый «предрассудок», родился и в Греции, как рождался и в других странах. «Познай самого себя», т. е. взойди внутрь от внешних знаний и дел; «знание есть добродетель», т. е. внутренняя правда есть основа и сила справедливой жизни, – вот принципы, положенные в основу общественного обновления Сократом. Но и одновременно с Сократом и раньше его закон духовной жизни человека провозглашали Пророки Израиля. Они указывали на внутреннее Богопознание, как на причину и действующую силу в деле устроения мира и правды среди людей. …Вот завет… говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их (сынов Израилевых) напишу его… И уже не будут учить друг друга, брат – брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого ( Иер.31:33, 34 )». «Все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих ( Ис.54:13 )», «Тогда волк будет жить вместе с ягненком… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море ( Ис.11:6–9 )». «Вложу внутрь вас дух —60— Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять ( Иез.36:27 )». «Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле… Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения ( Ос.4:1, 6 )»… Вот воззрение ветхозаветных Пророков на значение в жизни истинного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второзакония. Комментируя эту, очевидно, хорошо известную его слушателям, угрозу об Египте, пророк сопровождает ее, сообразно с современным ему состоянием политических обстоятельств, лишь необходимым пояснением, что Израиль пойдет в Ассирию ( Ос.9:3 : «Ефрем возвратится в Египет, в Ассирии будут есть нечистое» срв. также Ос.11:5 : «не возвратится он в Египет, но Ассур, – он будет царем его»). При таком положении дела, конечно, не может быть речи о том, чтобы предполагаемый критикой автор Второзакония имел в виду Ос.8:13 ( Ос.9:3 ), а не наоборот: комментировать можно лишь то, что уже существует в обиходном языке. Выход из Египта в воспоминаниях пророков представляется так же, как он изображен в исторических повествованиях священных книг. В этом случае нельзя не считать очень важным прежде всего краткое, но именно в виду своей краткости многозначительное, замечание пророка Амоса об одной подробности, связанной с последними минутами пребывания евреев в Египте. Говоря о разных вразумляющих наказаниях, которыми в древности поражал Господь вероотступный народ Свой, пророк называет египетскую язву: «посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской», ( Ос.4:10 ). Пророк разумеет, очевидно, рассказ Исх.9:3–5; 12:29–31 (срв. Ис.10:24–26 ). Затем, под освобожденным народом пророк Амос понимает весь совокупный народ еврейский, который жил в Египте, а не один только дом Иосифов. 3-ю главу своей книги пророк начинает обращением к жителям сев. царства, но замечает, что слово Иеговы направлено ко всему племени, которое он вывел из земли Египетской ( Ос.3:1 ). Наконец, также вполне согласно с каноническими книгами один из пророков, именно Осия, говорит о великом вожде Израильского народа, с именем которого связывается все значительное и славное, чем была богата жизнь Израиля, как нового народа, т. е. – о Моисее. Имени этого пророка – вождя Осия не называет, не сомневаясь, что его слушатели знают, о ком он говорит, – но значение его в истории прошлого отмечает полно. Чрез пророка вывел Господь Израиля изб Египта, через пророка Он, охранял его ( Ос.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010