10–11). К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. «Все святые после откровения Божественных (тайн), исследовали смыслы открытого им, (ведь) благодать Духа отнюдь не упраздняет силы (человеческого) естества; наоборот… вводит (человека) в понимание божественных вещей» (прп. Максим исповедник . Вопросоответ, 59). «Пророки изыскивали будущее, как например, Даниил (ср. Дан.10:11 ), исследуя, когда иудеи чрез различные плены дойдут до совершенного богопочтения и сделаются способны к принятию таинства Христова. Примечай, что назвав Духа Христовым, апостол исповедует Христа Богом. Дух же Сей указывал на страдания Христовы, говоря через Исайю: как овца, веден был Он на заклание ( Ис.53:7 ), а на воскресение через Осию, сказавшего: оживит нас через два дня, в третий день восставит нас» ( Ос.6:3 ) (блж. Феофилакт). 12). Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. «Пророкам было открыто, что спасение придет не в их время, а в ваше, – тех, кто родился в конце времен. Это он говорит затем, чтобы побудить их заботиться о дарованном спасении, которое столь давно было любезно праведникам, бывшим до них и желавшим жить в то время, в которое покинув мир, можно тотчас достичь Царствия Небесного» (св. Беда). «Им открыто было не для них самих, а для нас. Этими словами апостол доказывает и предвидение пророков, и то, что призванные ныне к вере Христовой известны были Богу прежде сотворения мира. А тем, что верующие предузнаны Богом, апостол устрашает, чтобы они не показали себя недостойными предузнания и призвания Божия… Дело нашего спасения так чудно, что оно стало вожделенно и для ангелов, что видно из той радости, какую они выразили при Рождестве Христовом» (ср. Лк.2:14 ) (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Ис.65:2 . Всякий день про­стирал Я руки Мои к народу непокорному, ходив­шему путем недобрым, по сво­им по­мышле­ниям, –: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному». Напрасно, следовательно, Израиль сетует, что Господь забыл его, что «рука... Его сократилась, чтобы спасать, и ухо Его... отяжелело, чтобы слушать» ( Ис.59:1 ). Совершенно наоборот, Всевышний «всякий день простирал... руки... к народу непокорному», т. е. проявлял постоянную любвеобильно трогательную заботу об обращении Израиля ( Ис.50:2 ). Но Израиль остался нем и глух к этому Божественному призыву, почему вполне и заслужил наименование «народа непокорного» ( Ис.30:1 ; Иер.5:23 ; Иер.6:28 ; Ос.4:16 ), «ходящего путем недобрым», т. е. несогласно с волей и законом Бога, а «по своим помышлениям», или, как выразительнее заметил пророк Исаия в другом месте, угождая «своей прихоти» ( Ис.58:13 ; ср. Ис.53:6 ; Ис.55:7 ; Ис.56:11 ; Ис.57:17 и др.). Ис.65:3 . к народу, который по­стоян­но оскорбляет Меня в лице, при­носит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, 3–4 ст. дают фактическое доказательство того, что Израиль «ходил путем недобрым», именно путем идолослужения и нравственного развращения. «К народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице». т. е. который дерзко и открыто попирает законы Господа и тем самым наносит Ему самое сильное оскорбление ( Ис.58:9 ; Иер.7:19 ; Иер.32:30 и др.). Далее, пророк более подробно перечисляет частные виды практиковавшихся у евреев его времени языческих культов. «Приносит жертвы в рощах». Это – культ священных деревьев, или дубрав, соединенный с безнравственным служением богине Астарте; он практиковался в предпленную эпоху у евреев особенно широко, почему и заслужил резкое обличение у многих пророков ( Ис.1:29 ; Ис.57:5 ; Ис.66:17 ; Ос.4:13 и др.). «Сожигает фимиам на черепках». Комментаторы СПб Академии думают, что под «черепами», или «черепками» «здесь разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками ( Ис.57:6 ), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев.26:1 ; Чис.33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем – менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей» (916 с.). Но Английский настольный комментарий, ссылаясь на более ясные указания др. пророков, видит здесь указание на особый вид астрального служения, совершавшегося на черепичных кровлях домов ( Иер.32:29 и Соф.1:5 – The Pulp. Com. – 470 p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Общество, в котором живёт Миха, достигло крайней степени деградации, целиком превратилось в криминальную сеть, где каждый – одна из её ячеек. Если в предыдущих главах ( Мих.2–3, 6 ) говорилось о преступлениях, совершаемых в основном элитой, правящими классами, то теперь говорится, что преступны все они (), всё общество (ср. Пс.12 /11:2). Рыба, начавшая гнить с головы, прогнила насквозь. Ср. Ис.59:4–8 ; Иер.5:1–5, 9:1–4 323 . Термин имеет несколько значений: благочестивый, верный, добрый, милостивый и т. п. К данному контексту – а контекст здесь не религиозный, а социальный – пожалуй, лучше всего подходит значение добрый или милостивый. Народ, призванный любить милосердие, или добро ( – Мих.6:8 ), совершенно забыл, что это такое, «возлюбил» зло и жестокосердие. В параллелизме с стоит – прямой, правый. Не осталось прямых, прямодушных людей, кругом лукавство и обман. Пророк одинок в таком обществе и, наверное, мог бы сказать вместе с пастернаковским Гамлетом – «я один, всё тонет в фарисействе» 324 . Глагол (находиться в засаде) может использоваться при описании засады как военно-тактического действия (напр., Нав.8:2 ; Суд.9:34 ; 1Цар.15:5 ), и в этом случае его значение нейтрально. Но когда говорится о враждебной хитрости по отношению к ближнему, когда с помощью этого глагола описываются действия против невинного, тогда он приобретает ярко негативную окраску – так поступают бандиты, убийцы. Ср. Втор.19:11 ; Пс.10:9 /9:30. Таковыми пророк объявляет всех своих современников – все они () прячутся в засаде, подстерегают свою жертву ( ), чтобы убить её – очевидно, с целью завладеть её собственностью. Выражение (ср. Притч.1:11, 18 ) может означать не только убийство, но и всякое насилие 325 . И хотя здесь (как и в стоящем в параллелизме к нему , каждый) является некоторым поэтическим обобщением и преувеличением, но видимо незначительным: отношения между людьми в обществе, в котором живёт пророк, совершенно испорчены, все и каждый в нём – злодеи (ср. Пс.12 /11:2). «Каждый () объявил охоту (использованный здесь глагол означает охотиться), и на кого? – на своего брата ()! Растянул охотничью сеть (), чтобы поймать его! С помощью очень сильной метафоры всеобщей охоты показывается – в обществе все злоумышляют друг против друга, все друг другу – не братья и ближние, а добыча (ср. Ос.6:9 ). Человек человеку – волк 326 . И первые среди преступников – те, у кого в руках сила и власть ( Мих.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Гл. разрывал, разрушал, напр., стену, город, дом, в ниф. – был разломан или разрушен, употребляется, обыкновенно, о неприятельском разорении. Здесь же Иоиль употребляет его для того, чтобы показать, сколь велико бедствие, постигшее землю иудейскую: житницы так обветшали, что как будто были разрушены неприятелями. – Слово есть παξ λεγμενον. Думают, что оно происходит от гл. . Но этот глагол имеет многие и разнообразные значения. Он собствен. означает: оттянул, оттащил, declinavit, deflexit; отсюда же во 1) – уклонился от своего дома, семейства, прежнего места жительства, – в сторону, т. е. жил где-либо пришельцем, чужим, чужестранцем ( Быт.12:10, 19:9, 20:1 ; Суд.17:7, 19:1 и др.); во 2) – уклонился в сторону, испугавшись чего-либо, и поэтому вообще боялся, страшился, трепетал ( Иов.41:17 ; Вт.18:22; Ос.10:5 ; Пс.21 ; Евр.22:24 ); и в 3) уклонялся куда-либо с кем-либо, т. е. собирался вместе, соединялся ( Пс.55 ; Евр.56:7 ; Пс.58 ; Евр.59:4 ; ср. Ис.54:15 ). Сущ. получает поэтому следующ. значения: 1) жилище ( Пс.54 ; Евр.55:16 ); 2) страх, боязнь, опасность ( Ис.66:4 ; Пс.33 ; Евр.34:5 ); и 3) место собирания, т. е. кладовая, амбар ( Агг.2:19 ). От этого существительного происходит, как предполагают, , и означает житница, кладовая. Начальное в есть, как думают, loci 192 и, по мнению Креднера (см. Wünsche. S. 134), указывает на те отделения, или так называемые закрома, которые, обыкновенно, устраиваются в житницах. Дагеш же во втором принимают за дагеш разделительный, который „удвояет согласную, когда она находится в средине слова после краткой гласной перед шевой для того, чтобы явственнее обозначить слог и дать больше возможности произнесению шевы“ 193 . Таким образом, слова , обыкновенно, переводят: „разрушены кладовые“, или „житницы“. Такой перевод вполне соответствует связи речи. При этом, нельзя сказать, чтобы получалась тавтология с предшествующим: , так как очень может быть, что и означает не одно и то же, но первое –житницу или кладовую одного устройства, второе – другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

401 3Цар.3:1 . Другие иудейские и христианские толкователи псалма 50-го, не сомневались в его Давидовом происхождении, но затрудняясь в примирении с временем Давида последних слов псалма ст. 20–21, находят более удобным считать их за литургическую прибавку времен плена. См. выше истор. псалмопен. Стр. 80–81 прим. 2. 406 Этим уже опровергается мнение Гитцига, Ленгерке и др., будто псалом относится к победоносным войнам Иуды Маккавея и братьев его против упоминаемых в псалме и других языческих народов, и к поражению Иудеев под предводительством Иосифа и Азарии ( 1Мак.5 ); так как в истории послепленного периода возвратившиеся из плена обыкновенно называются Израилем ( 1Ездр.2:70, 3:1 , 1Мак.1:43, 53, 64 и мн. др.), народом Израильским ( 1Ездр.2:2, 9:1 ), Иудеями (5:1) или Иудою и Вениамином (4:1 ср. 1:5) и нигде, хотя бы то в молитвах, где приводятся древние обетования об Израиле, ни разу не обозначаются именем соединенных колен Ефрема и Манассии под скипетром Иуды, как в 59 Пс.; да и у более ранних пророков имя Ефрем, употребляемое для обозначения царства Израильского, и иногда, хотя в очень редких случаях, соединяемое с именем родственного колена Манасии ( Ис.9:19–20 ), в сопоставлении с Иудою всегда отличается от него как бы противоположное ему (там же, 20:7, 17, Ос.10:11 и другие). 419 Что некоторые псалмы действительно произошли позднее тех событий, какие послужили предметом их содержания, это показывает своим надписанием и содержанием Пс. 17 -й. И что исторические указания надписаний нужно понимать лишь вообще о поводах и времени происхождения псалмов, а не о самых моментах их происхождения, это ясно уже из выражений в надписаниях некоторых пс. – когда пришел () Домг ( Пс. 51 ), или когда пришли Зифеи и сказали Саулу ( Пс. 53 ; ср. Пс. 50 ) и проч., – которых и нельзя понимать буквально (См. об этих надпис. у Делича). 421 Hengstenberg объясняет это из особенного характера религиозной поэзии Евреев, сравнивая ее в этом отношении с поэзией Дорическою, характеристическим отличием которой были публичность и тесное отношение к нации или государству, естественно исключающие отношения личные, индивидуальные (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Итак, говорит, вот " тайна», которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, которые исповедуют воскресение, а не философам, отрицающим воскресение мертвых. 1Кор.15:51 . Все почием, – говорит же это тем, кто дождутся пришествия (Христа). Все обновимся 57 , – хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с той же скорбью и радостью своей. Это и означают слова: 1Кор.15:52 . воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся. 1Кор.15:53 . Ибо должно смертному сему телу облечься в жизнь без смертия, и сему телу тленному... облечься в славу нетления. 1Кор.15:54 . Когда же... смертное сие... и... тленное... облечется в без смертие... и нетление,.. тогда сбудется в этом, слово, написанное о сем: поглощена смерть в победе воскресения ( Ис.25:8 ). 1Кор.15:55 . Где [есть] смерть... победа... твоя, которая была от Адама до днесь? И где [есть] смерть... жало... твое, которое получило свое начало от плода древа? ( Ос.13:14 ). 1Кор.15:56 . Жало же греха закон 58 , который возложен был на Адама и его потомство в самом раю ( Быт.2:16–17 ). 1Кор.15:57 . Но Божии дары благодатные 59 дали нам победу, несмотря на всю нашу виновность, – не чрез нас и не чрез пророков, как наших спасителей, но чрез Господа нашего Иисуса Христа. 54 По-видимому, разумеет крещение мертвецов или за мертвецов, или восприемников и крестителей язычников, переходивших от нравственной смерти к жизни. Ср.: Тертуллиан . Adv. Маге. V, 10. ed. Oehler. t. 2. p. 303. и Resurr. Сага. 48. ib. p. 530–531: pro mortuis tingui pro corporibus est tingui, mortuum enim corpus ostendimus. Quid facient qui pro corporibus baptizantur, si corpora non resurgunt?.. si autem et baptizantur quidam pro mortuis, videbimus, an ratione... Quid et ipsos baptizari ait, si non quae baptizantur corpora resurgunt?.. Яснее см. у Амвросиаста ad h. 1.: Приводит апостол пример тех, кто столь уверены были в будущем воскресении, что крестились даже за мертвых, если кого предвосхищала (до крещения) смерть; опасаясь, чтобы или к осуждению, или совсем не воскрес тот, кто не был крещен, живой крестился во имя мертвого...

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Духу. Хотя многое (Бог) изрек чрез ангелов, однако же никто не говорит: как сказал ангел, но: как сказал Бог; что изречено Богом чрез Ангелов, то принадлежит Богу, но принадлежащее Богу еще не принадлежит ангелам. А здесь (апостол) говорит, что это слова Духа (Деян.26:25-26). " и говорил о Нем " . Что говорил? " Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном " (Ис.6:1), и проч. Итак, славою он называет здесь видение, дым, слышание неизреченных таинств, зрение серафимов, молнию, исходящую от престола, на которую не могли смотреть те силы. " и говорил о Нем " . Что говорил? Что он слышал голос, говоривший ему: " кого Мне послать? и кто пойдет? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем " (Ис.6:8,9; сн. Иоан.12:40). Вот опять новое недоумение; но его не будет, если вникнем в дело надлежащим образом. Как солнце поражает глаза больных, но не потому, чтобы оно имело такое свойство, так бывает и с теми, кто не внимает словам Божиим. В этом же смысле говорится и о фараоне, что ожесточило его сердце. Так бывает и с теми, которые каким-нибудь образом противятся словам Божиим. И это – особенность Писания, равно как и выражения: " предал их Бог превратному уму " (Рим.1:28); и: " уделил народам " (Втор.4:19); это значит – позволил, попустил. В этих местах выражено не то, будто Бог и это производит, но показывается, что это происходит от злобы других. Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу; а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям. Итак, чтобы устрашить слушателя, говорит: " ожесточил " , и: " предал " . А что Бог не только не предает нас, но и не оставляет, если мы сами того не захоти, – послушай, что говорит: не " беззакония " ли " ваши произвели разделение между вами и " между Мною (Ис.59:2)? И еще: " удаляющие себя от Тебя гибнут " (Пс.72:27); а Осия говорит: " ты забыл закон Бога твоего, и Я забуду " тебя (Ос.4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Духу. Хотя многое (Бог) изрек чрез ангелов, однако же никто не говорит: как сказал ангел, но: как сказал Бог; что изречено Богом чрез Ангелов, то принадлежит Богу, но принадлежащее Богу еще не принадлежит ангелам. А здесь (апостол) говорит, что это слова Духа (Деян. 26:25–26). « И говорил о Нем ». Что говорил? « Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном » (Ис. 6:1), и проч. Итак, славою он называет здесь видение, дым, слышание неизреченных таинств, зрение серафимов, молнию, исходящую от престола, на которую не могли смотреть те силы. « и говорил о Нем ». Что говорил? Что он слышал голос, говоривший ему: « кого Мне послать? и кто пойдет? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем » (Ис. 6:8, 9; сн. Ин. 12:40). Вот опять новое недоумение; но его не будет, если вникнем в дело надлежащим образом. Как солнце поражает глаза больных, но не потому, чтобы оно имело такое свойство, так бывает и с теми, кто не внимает словам Божиим. В этом же смысле говорится и о фараоне, что ожесточило его сердце. Так бывает и с теми, которые каким–нибудь образом противятся словам Божиим. И это — особенность Писания, равно как и выражения: « предал их Бог превратному уму » (Рим. 1:28); и: « уделил народам » (Втор. 4:19); это значит — позволил, попустил. В этих местах выражено не то, будто Бог и это производит, но показывается, что это происходит от злобы других. Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу; а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям. Итак, чтобы устрашить слушателя, говорит: « ожесточил », и: « предал ». А что Бог не только не предает нас, но и не оставляет, если мы сами того не захотим, — послушай, что говорит: не « беззакония » ли « ваши произвели разделение между вами и » между Мною (Ис. 59:2)? И еще: « удаляющие себя от Тебя гибнут » (Пс. 72:27); а Осия говорит: « ты забыл закон Бога твоего, и Я забуду » тебя (Ос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

народам» ( Втор.4:19 ); это значит – позволил, попустил. В этих местах выражено не то, будто Бог и это производит, но показывается, что это происходит от злобы других. Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу; а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям. Итак, чтобы устрашить слушателя, говорит: «ожесточил», и: «предал». А что Бог не только не предает нас, но и не оставляет, если мы сами того не захотим, – послушай, что говорит: не «беззакония ли ваши произвели разделение между вами и между Мною?» ( Ис.59:2 ). И еще: «удаляющие себя от Тебя гибнут» ( Пс.72:27 ); а Осия говорит: «ты забыл закон Бога твоего, и Я забуду тебя» ( Ос.4:6 ). И сам Христос в Евангелии: «сколько раз хотел Я собрать чад твоих,... и вы не захотели» ( Лк.13:34 ). И опять Исаия: «Я приходил, никого не было,... Я звал, никто не отвечал» ( Ис.50:2 ). Говоря таким образом, показывает, что мы сами полагаем начало оставлению нас Богом, сами бываем виновны в своей погибели. А Бог не только не хочет ни оставлять нас, ни наказывать, но когда и наказывает, – делает это против Своего желания. «Я не хочу, – говорит Он, – смерти умирающего, но обратитесь, и живите» ( Иез.18:32 ). А Христос даже плачет о разрушении Иерусалима, как поступаем и мы в отношении к своим друзьям. 3. Итак, зная это, будем употреблять все меры, чтобы не отпасть от Бога, и постараемся иметь попечение о своей душе и любовь друг к другу; не будем отторгать от себя своих членов, – это свойственно беснующимся и умалишенным, – но чем в худшем найдем их положении, тем большую покажем о них заботливость. Ведь мы часто видим людей, одержимых упорными и неисцелимыми телесными недугами, и однако же не перестаем прилагать к ним врачевства. Что, например, хуже подагры? Что – хирагры? Но разве мы отсекаем из-за этого члены? Вовсе нет. Напротив, употребляем все меры, чтобы получить хоть какое-нибудь облегчение, если уж нет возможности уврачевать болезнь. Так же будем поступать и с своими братьями: хотя бы они страдали неисцелимыми болезнями, будем неотступно заботиться об их исцелении и носить тяготы друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Оскудение, истребление И. обычно сопутствует всевозможным бедствиям, постигающим народ за нечестие и непослушание воле Божией: «И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда» (Ис 59. 15). Прор. Иеремия, обличая Израиль, говорит: «...вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их» (Иер 7. 28). Прор. Осия возвещает «...суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Ос 4. 1); здесь обладание И. ставится в один ряд и, возможно, отождествляется со знанием Бога. Эта идея получает развитие в Книге пророка Малахии; в ней утверждается, что священники израильского народа, которые желают исполнять завет Бога с Левием, должны иметь «в устах» своих «закон истины» (     - Мал 2. 6); сразу же вслед за тем говорится, что «уста священника должны хранить ведение» (   - Мал 2. 7), а сам он должен быть вестником Господа Саваофа. Т. о., И. по смыслу приближается к ведению Бога. Борьба с И. понимается обычно как богопротивление; стремление к ней, напротив,- как попытка примириться с Богом. В одном из апокалиптических видений Книги пророка Даниила повествуется о том, как восставший против Бога и его ангелов «небольшой рог» будет преуспевать в своем нечестии, «повергая истину на землю» (Дан 8. 12). В другом видении этой книги говорится о некоем «истинном писании» (     букв. книга истины), смысл к-рого будет открыт прор. Даниилу (Дан 10. 21). Говоря о бедственном положении своего народа в современную ему эпоху, прор. Даниил, причисляя себя к «сынам Израилевым», считает причиной бедствий то, что «мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою» (Дан 9. 13). И. как богословское понятие становится предметом специального рассмотрения неканонической ветхозаветной Ездры второй книги , сохранившейся лишь на гречю языкею В рассказе о 3 юношах, уникальном материале книги, описывается их спор о том, что в мире «всего сильнее» (2 Езд 3. 5). В этом споре, разрешение к-рого происходило в присутствии персид. царя Дария и его вельмож, побеждает 3-й из юношей, Зоровавель , убедивший слушателей в том, что всего сильнее в мире женщины (2 Езд 4. 32). После этого, однако, Зоровавель совершенно изменяет ход своей речи и заявляет, что в действительности все сказанное до этого неверно, а сильнее всего в мире И. (в греч. тексте книги - λθεια). Все прочие ценности ничто перед ней, и всё, лишенное И., обречено на гибель: «Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие, и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей» (2 Езд 4. 37). Свою речь Зоровавель заканчивает гимном И., единственным источником которой он называет Бога: «...она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины» (2 Езд 4. 40).

http://pravenc.ru/text/675021.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010