Чего же хочешь ты? Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: ««наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: ««пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом] (Быт. 24: 13-14). Посмотри на мудрость слуги, какой он поставляет признак. Он не сказал: которую я увижу едущую на мулах, везомую на колеснице, сопровождаемую толпою евнухов и множеством прислуги, благообразную и блистающую телесной красотою, эту и назначил Ты отроку твоему; но что? «Я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь». Что делаешь ты, человек? Для господина своего ищешь ты жену столь уничиженную, занимающуюся водоношением, имеющую возможность разговаривать с тобою? Да, говорит; он не послал ведь меня искать обилия богатства, ни знатности происхождения, но благородства души. Откуда узнаешь ты, что она — женщина добродетельная? По этому признаку, говорит, который я высказал. А что это за признак добродетели? Величайший и несомненный. Это — признак гостеприимства великий и самый очевидный. Смысл слов его, хотя выраженный не теми же словами, следующий: я ищу такой девицы, которая так гостеприимна, что не отказывает ни в какой услуге, какую может оказать. И не без причины он искал этого. Он был из такого дома, который особенно отличался делами гостеприимства, и потому старался прежде всего найти такую девицу, которая нравом сходствовала бы с его господами. Не будем же останавливаться на том, что он просил воды, но обратим внимание на то, что гостеприимной душе свойственно не только давать просимое, но предлагать и больше просимого. Еще не перестал, — говорится в Писании, — он говорить [вуме своем], и вот, вышла Ревекка (Быт. 24: 15); и исполнилось пророческое изречение: тогда ты воззовешь, и Господь услышит (Ис. 58: 9). Таковы молитвы людей добродетельных; прежде окончания они располагают Бога к исполнению просимого. Так и ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям или к женщинам, торгующим чужими несчастьями и ищущим только одного, как бы им самим получить награду, но прибегай к Богу. Он не постыдится быть устроителем твоего брака.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Также Исаия говорит: « они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего » (Ис. 58:2). И Осия говорит: « сейте себе в правду, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду » (Ос. 10:12). И Христос, поучая, говорил: « ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету » (Ин. 3:20); и еще: « как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? » (Ин. 5:44); и еще: « так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев » (Ин. 9:22); и еще: « многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали » (Ин. 12:42). И везде можно видеть, что развратная жизнь служит препятствием к надлежащему принятию учения. Как гной, скопившийся в светлом зрачке глаза, ослепляет и помрачает свет его, так и ум, занятый пороками, помрачается и ослепляется в душе нашей. Вот почему и пророк, зная это, говорит: « гневаясь, не согрешайте ». Он не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование. Как Моисей, начиная речь о нравственности, прежде всего, поставляет заповедь: « не убивай » (Исх. 20:13), так делает и этот пророк, и еще тем более, чем более известны были ему правила благочестия. Тот запрещает убийство, а этот истребляет самого виновника убийства — гнев, который есть корень и источник этого зла. Поэтому и Христос, желая истребить гнев, говорил: « гневающийся на брата своего напрасно, подлежит геенне огненной » (Мф. 5:22). Видишь, какое там и здесь ограничение: « гневаясь, не согрешайте »; « гневающийся на брата своего напрасно », — потому что можно гневаться и справедливо. Так и Павел разгневался на Елиму, и Петр на Сапфиру (Деян. 5:13). Я даже не назову этого просто гневом, но любомудрием, попечением, распорядительностью. Гневается и отец на сына, но потому, что заботится о нем. Напрасно гневается тот, кто хочет отмстить за себя самого; а кто хочет исправить других, тот — смиреннее всех. Так и Бог, когда о Нем говорится, что Он гневается, гневается не для отмщения за Себя самого, но для исправления нас. Будем же и мы подражать Ему: мстить, таким образом, есть дело божественное, а мстить иначе — дело человеческое. Впрочем, Бог не тем только отличается от нас, что Он гневается справедливо, но и тем, что в Боге гнев не есть какое–нибудь страстное раздражение. Итак, не будем и мы гневаться напрасно. Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали и других согрешающих, не с тем, чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачевством от страстей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

9:20) Вот почему и пророк, укоряя иудеев за то, что они, преисполнившись бесчисленными пороками, исследовали пути Божии, говорит: « они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу » (Ис. 58:2); они поступали подобно тому, как если бы какой–нибудь слуга, огорчивший господина и виновный в тысяче проступков, вместо того, чтобы утишить гнев господина, стал требовать отчета, почему он поступил таким образом. Не исследуй же этого, вместо того, чтобы плакать и сокрушаться и омывать грехи свои. Говорю это не потому, чтобы я не мог представить причины, но, желая обратить тебя от этой пытливости к попечению о собственном спасении. Для чего Он установил таким образом? По снисхождению к роду человеческому. Труды Он назначил здесь, где жизнь краткая, а венцы сохранил для будущего, где жизнь нестареющая и бессмертная. Эти труды скоро оканчиваются и проходят, а то остается вечным и никогда не будет иметь конца. С другой стороны, чрез это Он упражняет души в любви к добродетели. Когда душа избирает добродетель, не смотря на трудности и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней; и когда она убегает порока, не смотря на его удовольствия и еще не подвергаясь наказанию, то научается ненавидеть его и отвращаться. Таким образом, она приобретает навык — отвращаться от порока и любить добродетель. Есть и другая причина. Какая? Та, что скорбь особенно располагает нас к любомудрию и делает крепкими. А вместе с этою — еще иная причина. Какая? Бог хочет научить нас презирать настоящее, не прилепляться и не привязываться к нему. Для того Он и назначил здесь скорби и труды, и все приятное и радостное сделал скоропреходящим. « Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи » (ст. 10). Что значит: « да прекратится »? Пошли, говорит, наказание и останови злобу их. Как гнилые раны очищаются горькими лекарствами, прижиганиями и отсечениями, так и пороки останавливаются наказанием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

20:25). Так и здесь разрушается (покой) субботы. А почему Бог говорит: кто изыска сия из рук ваших , — это решить предоставляю вам; разрешить же подобные вопросы вы будете в состоянии тогда, когда будете вести чистую жизнь. 5. Если Корнилия, за превосходную жизнь, Бог призвал к познанию неизреченных таин, и евнуху за усердное чтение даровал и разумение читанного, то тем более вас, уже принявших веру, если вы покажите правую жизнь, Он научит яснейшим образом. Как нечистая жизнь препятствует познанию истин, — « не мог », говорит Павел, « говорить с вами, как с духовными, если между вами зависть, споры и разногласия » (1 Кор. 3:1, 2), и Исаия говорит: « хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно » (Ис. 58:2), — так чистая жизнь и тщательное искание руководят к их познанию. « Ищите », говорит Господь, « и найдете » (Лк. 11:9). Тоже доказывает и притча о просящем хлебов у друга, уже спавшего (Лк. 11:5–8). Потому и Соломон, просивший духовного, получил и то, чего не просил (3 Цар. 3:11). Когда же соединятся и усердие, и прошение о духовном, и жизнь чистая, то представь, как сделается легким получение, если и одно неотступное усердие само по себе имеет такую силу: « если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит » (Лк. 11:8). Впрочем, обратимся к нашему предмету. « О деле, какое ты сделал во дни их, во дни древние. Рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил; поразил людей и изгнал их ». Смотри, какие точные пророк употребляет выражения. Ты тогда, говорит, не окончил дела только победою и поражением, но простер все дальше; хотя и прежде того противные стороны были не равны, — так как одни обладали страною, а другие были пришельцами, — однако произошла такая перемена, что первые были совершенно истреблены, а последние сделались гражданами и обладателями. Поэтому он и говорит о первых: « рука Твоя истребила народы », а об евреях: « а их Ты насадил ». « Рукою » он называет силу Его. Если же тех, которые пришли отвне и не имели ни города, ни дома, ни места, куда бы направиться и где бы пристать, Он так скоро показал сильнейшими туземных жителей, то тем более, говорит пророк, Он не презрит нас, изгнанных из отечества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Видение показывало, что если Ангел хранитель иудейского народа и ходатайствовал о полном избавлении своего народа из плена вавилонского, то в этом отношении он встречал не мало препятствий со стороны князя персидского, с которым ему приходилось бороться. Результатом этого противодействия и было именно то, что в Палестину возвратилась лишь незначительная часть иудейского народа, а большинство его было удержано в пределах Персидской монархии. Даниил затем удостоился еще нескольких откровений, предвозвещавших ему будущую судьбу как его собственного народа, так и окружающих государству причем открыто было и то, как на смену Персидской монархии выступит новая великая монархия Греческая, и как народу иудейскому придется понести гонение от некоторых из греческих властелинов, как это и оказалось впоследствии. Но вот приблизилась и кончина великого пророка, и он мирно отошел к отцам своим, в полном сознании исполнения назначенного ему служения. На своем смертном одре он напутствовал себя словами: «иди к твоему концу, и успокоишься, и восстанешь для получения жребия в конце дней» ( Дан. 12:13 ). Между тем над Вавилоном стал осуществляться предвозвещенный ему суд Божий. Самое взятие Вавилона было таким великим событием на востоке, которое потрясло сердца всех народов. Это был такой великий переворот, который громовым отголоском раздался до краев тогдашнего цивилизованная мира. Над ним исполнилось то, что предсказывал пророк Иеремия. «Хотя бы Вавилон возвысился до небес, и хотя бы он на высоте укрепил твердыню свою; но от Меня придут к нему опустошители», говорил Господь чрез пророка. «Пронесется гул вопля от Вавилона и великое разрушение от земли Халдейской. Ибо Господь опустошит Вавилон и положит конец горделивому голосу в нем. Зашумят волны их как большие воды, раздастся шумный голос их. Ибо придет на него, на Вавилон, опустошитель, и взяты будут ратоборцы его, сокрушены будут луки их, ибо Господь, Бог воздаяний, воздаст воздаяние. Толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы и племена мучили себя для огня» ( Иер. 51:53–58 ). То же самое предсказывал и пророк Исаия, который свое предсказание заключил восторженным восклицанием: «пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Весть о действительном исполнении всех этих пророчеств теперь разносилась из уст в уста, от одного народа к другому. Впечатление этого великого падения гордой столицы сохранялось в течение целых стоящий и после, так что когда в последующее время новый западный Вавилон, столица великой Римской империи, приближался к своей судьбе, то в пророчестве о его падении вполне находили отражение те именно пророчества, которые некогда произнесены были о древнем Вавилоне, и патмосский пророк, с таким же пафосом восклицал: «пал, пал Вавилон, великая блудница» ( Откр. 18:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Имя Божие свято и почитаемо. Не всегда бывает так в жизни. Но пророк Исаия видит, что во времена, когда блуждающие духом и непокорные язычники увидят в славе Божий народ, то они свято будут чтить имя Моё и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым ( Ис. 29:23 )! Эти времена наступили с пришествием Христа-Мессии. Да святится имя Твое – ежедневно молятся ныне все народы. Имя Божие страшно. Потому и угрожает чрез Моисея Бог: Если... не будешь бояться сего славного и страшного имени Ягве, Бога твоего, то Ягве поразит тебя и потомство твое необычайными язвами ( Втор. 28:58–59 ). Священно и страшно имя Бога Всевышнего! Имя Божие вечно. Вот и восклицает Давид: Ягве! Имя Твое вовек ( Пс. 134:13 )! Вечно имя Его, как вечен Он Сам! И, наконец, ради имени Своего действует Ягве Бог на благо Своему народу Израилю. Это понимали сами израильтяне. Так, после тяжкого поражения под Гайем, Иисус Навин, не зная причины происшедшего, разодрал одежды свои на себе, пал лицом на землю пред ковчегом завета и стонал пред Богом: Хананеи и все жители земли услышат о происшедшем поражении израильтян, и окружат нас, и истребят имя наше с земли. И что сделаешь (тогда) имени Твоему великому ( Нав 7:9 )? Воодушевленные хананеи истребят имя израильтян с земли обетованной, и что тогда будет с именем Ягве Бога? Ведь эти имена неотделимы. Не будет имени израильтян на той земле, не будет там и имени Бога Израилева. И вот, надеясь, что Ягве не попустит быть истребленным имени Своему, Иисус Навин надеется, что ради этого Он не попустит быть истребленным и им. Навин понимает, что все чудное происходит с израильтянами только ради имени Божия. И как бы немного хитрит – что сделаешь Ты тогда имени Своему великому без нас? А потому не оставь нас на посрамление хананеям-язычникам. Так имя Божие являет миру любовь Ягве Бога, Его славу, святость, страх, вечность. Ради этого имени действует Бог в мире. Имя Божие как присутствие Бога в мире Бог не живет в храмах рукотворенных, Он не имеет Своего земного вместилища. Великий Соломон при освящении Иерусалимского храма молится: ... Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил ( 3Цар. 8:27 ). И апостол Павел в Афинах в своей речи на ареопаге сказал: Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет... ( Деян. 17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А он, захлебываясь слезами, голосил: «Братки! Братки! Вы теперь моя семья… уберегли… чуть крыша не поехала». Слушая эти сбивчивые слова, прорывавшиеся через брызнувшие слезы, я понял, что не каждому Бог такое попустит, не каждый и стерпит, а этот – силен. Преподобный Ефрем Сирин учил: «…Желающему спастись невозможно настоящую жизнь проводить в покое или быть в мире сем без искушений и скорбей, потому что ни избегнуть наказания, ни достигнуть Царствия и насладиться вечными благами никто не может без искушений и скорбей» 56 . Действительно! В жизни каждого из нас хватает мельничных жерновов, которые давно бы утащили нас в глубины ада, если бы не Бог наш облеставший ад наших душ сиянием Своего Божества. Гибнем все! Что делать? В «Митериконе» есть сказание: «Одна монахиня пришла к блаженной Сарре и попросила: “Помолись о мне, госпожа моя”. Говорит ей блаженная: “Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как передали нам отцы”» 57 . Оказывается, нам необходимо проявить милость к себе самим: не в том смысле, что потворствовать своим прихотям, соблазнам и грехам – это не есть милость, но ЗЛО, ибо грех суицидален и несет в себе семена саморазрушения личности, когда, еще живя здесь, можно чувствовать нахождение в аду, физически ощущать жжение и смрад. Разбить свой персональный «мельничный жернов» возможно, как сказано: «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» ( Ис.58:6–8 ). А про грехи первоверховный апостол Павел написал так: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

а. Из пророчества Исаии ( Ис.9:6 ) «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». А также Исаия 7:14: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ср. Мф.1:23 , где упомянуто имя «Еммануил», что значит «Бог с нами».) б. Из Псалмов ( Пс.110:1 ) «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Это выражение очень важно, и мы не можем найти другого объяснения, как только верить, что это из вечности разговор между Отцом и Сыном, и уверены, что Бог – Тот, Кто сказал эти слова. в. Из пророка Михея ( Мих.5:2 ) «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Во-вторых: доказательства, взятые из высказываний Христа Известный проповедник и человек Божий, Сперджен, сказал: «Христос – великий центральный факт в истории мира. Все нити истории сходятся к Нему, и все действия Провидения совершаются в соответствии с Его волей; все величайшие цели в жизни достигаются в Его Личности». Когда я добавляю ко всему этому тот факт, что Его чудеса и Его удивительные поступки свидетельствуют об истинности каждого слова, сказанного Им, то это должно быть признано как окончательное доказательство и неопровержимая очевидность, извлеченная из Его слов. Признаки Мессии, указанные Им по отношению к Себе, включая по меньшей мере двадцать истин, явны. Они не могут быть присвоены никому, кроме одному Богу. Несколько наиболее важных из них приведены ниже: а) Его вечное существование Вероятно это одно из наиболее важных утверждений, когда-либо сделанных Христом. Беседуя с иудейскими религиозными лидерами, Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). Это выражение «Я есмь» является тем самым, которое Бог применил к Себе Самому, когда Моисей спросил: «Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Яхве). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх.3:13-14 ). Это место Священного Писания учит нас, что Христос объявил Себя тем самым Богом, Который явился Моисею в горящем кусте на горе Хориве.

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Потому–то и раскрывает ему заранее нечестие народа и запрещает молиться (за него), чтобы и сам пророк знал крайнее их [иудеев] нечестие, да и они научились бы, что пророк нисколько не поможет им, если сами они не хотят делать своего дела. Зная это, возлюбленные, будем, конечно, прибегать к ходатайству святых и просить, чтобы они молились о нас, но не будем надеяться только на их ходатайство, а и сами будем надлежащим образом исполнять наши обязанности и позаботимся о своем исправлении, чтобы ходатайства (святых) за нас не лишались своей силы. Также и в другом месте Господь говорит пророку: « не видишь ли, что они делают », сжигают тук и делают « пирожки богине неба » (Иер. 7:17–18); как бы так говорил Бог: за таких ли людей ты молишь Меня, которые не отстают от своего нечестия, которые нисколько не чувствуют держащей их болезни и живут так беззаботно? Разве не видишь крайнего их нерадения? Не видишь великого безумия их? Как они еще не пресытились нечестием и, как свиньи в болоте, погрязли в своих беззакониях? Если они были расположены к обращению, то не слышали ли постоянных увещаний? Не Я ли взываю к ним через пророков и говорю: « и после того, как она все это делала, Я говорил возвратись ко Мне; но не возвратилась » (Иер. 3:7)? Не того ли только и требую Я, чтобы они отстали от лукавства и прекратили зло? Требую ли Я отчета за прежние дела; как скоро вижу, что люди хотят раскаяться в них? Не каждый ли день взываю и говорю: « разве Я хочу смерти беззаконника? Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? » (Иезек. 18:23)? Не с той ли целью все Я делаю, чтобы избавить от погибели увлеченных заблуждением? Разве медлю, когда вижу их обращение? Не Я ли сказал: возопиешь, и Он скажет: «вот Я! » (Ис. 58:9). Так ли сами они желают себе спасения, как Я пекусь о том, чтобы все люди спаслись и « достигли познания истины » (1 Тим. 2:4)? Неужели для того Я произвел тебя из небытия, чтобы погубить тебя? Разве напрасно уготовал царство (небесное) и бесчисленные, неизреченные блага? Не для того ли и геенной угрожал, чтобы, хотя этим средством побудить всех стремиться к царствию (небесному)? Итак, блаженный пророк, оставь их, и не возноси ко Мне за них молитвы, а заботься только о том, чтобы уврачевать их болезнь, чтобы привести их в чувство своей немощи, и возвратить к здравию; тогда и Я сделаю все, что от Меня зависит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Христиане постятся не потому, что «Богу приятно, когда Его рабы не едят», ибо, как напоминают нам великопостные песнопения, «дьявол вообще никогда не ест» (Постная Триодь). Нельзя также сказать, что христиане постятся, чтобы подвергнуть себя страданиям, ибо Богу не приносят радости тяготы Его людей. Они постятся и не для того, чтобы голодом искупить свои грехи. Такое понимание поста вообще нельзя найти ни в Писаниях, ни в учениях святых, утверждающих, что только Распятие Христово есть искупление человеческих грехов и что спасение – это «Божий дар», не заслуживаемый никакими «делами человеческими» ( Рим.5:15–17 ). Следовательно, христиане должны поститься единственно для того, чтобы избавиться от плотских страстей и более действенно служить Богу. Пост без стремления к добродетели – пустая трата сил. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узлы ярма, и угнетённых отпусти на свободу… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я». ( Ис.58:6–9 ) Не только… правило о пище должны мы соблюдать постясь, но должны удерживаться и от всякого другого греха, чтоб, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения братии, от гнева, и от всякого другого греха, совершаемого языком. Должно также и глазами поститься, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого дела злого… Если кто постится или по тщеславию, или думая в себе, что совершает особенную некую добродетель, то таковой постится неразумно, и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя чем-то великим… А кто разумно постится… чрез воздержание приобретёт целомудрие, и посредством сего придёт в смирение… Токовый оказывается искусным создателем, могущим прочно построить свой дом . ( Авва Дорофей , VII b. «Подвижнические наставления»)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010