Вследствие этой помощи борьба со врагами будет столь победоносна для Иуды, что «сидящие на конях будут посрамлены», что все неприятели, сила которых заключается главным образом в всадниках (ср. Дан.11,40 ), постыдно будут попраны. И такими образом «соделаю» продолжает  Иегова, «дом Иудин сильным, и дому Иосифа дарую спасение», и его сделаю таким же, как и Иуду, участником в победе над врагами, «водворю их», прочно, безопасно, поселю их на месте их жительства, «потому что Я умилосердился над ними, и будут в таком состоянии, как бы Я не отвергал их (ср. Иезек.36,11); ибо Я Иегова, Бог их, и услышу их, «когда они будут взывать ко Мне (ср. 13,9; Ис.58,9 ; Ос.2,23 ). Подобно Иуде и «Ефрем будет, как герой и сердце его будет весело как от вина, «он будет сражаться весело, как герой, подкрепленный вином ср. Пс.77,65,69 . Победную радость Ефрема «увидят дети их и возрадуются; возвеселится сердце их в Иегове», через Иегову они получат продолжительную радость. Чтобы уничтожить всякое сомнение в исполнении и действительности только что высказанного обетования, Бог еще подробнее и обстоятельнее раскрывает тоже самое спасение Ефрема: «Я свисну им», разъясняет Бог Свое обетование, «и соберу их; ибо Я искупил их, и будет их», как во время разъяснения, так и после собрания их, «так много, как много было прежде». Находясь под тяжелым игом язычников, стремившихся, подобно древним египтянам, уничтожить народ Божий, они, пребывая под благословением Божиим, так же плодовито, вопреки стремлениям своих притеснителей, будут размножаться, как плодовито размножились они, живя в рабстве египетском ( Исх.1,7,12 ); потому что «Я» говорит Иегова, «посею», высею «их между народами», как сеют семена, чтобы они принесли обильный благословенный плод; и так как, живя в отдаленных странах, «они вспомнят Меня», говорит Он, то «и будут жить со своими детьми», не будут гибнуть; а будут все более и более размножаться, и размноженные в великом количестве, «возвратятся». «И возвращу их», раскрывает Бог самое возвращение, «из земли Египетской (древний тип, образ вообще земли рабства ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

ОТВЕТ: Плохо. Я помню, что когда я поступал в семинарию, то во время медицинского осмотра нас всех проверяли и на предмет наличия наколок; и у всех, у кого их находили, возникли проблемы с поступлением, и почти никто из них, имевших наколки, не прошел по конкурсу. В Законе Божием сказано: «… не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» ( Лев.19,28 ). (Как видите сами, в Библии обо всем есть информация.) В Книге Второзаконие подобный запрет сопровождается уточнением: «… ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.14,2 ). Иными словами, мы не можем так дерзко поступать со своим телом, оно, как и наша душа, является собственностью Бога, по праву Творца. Если бы Господь решил, чтобы на нашем теле были некоторые письмена и рисунки, то мы с ними и рождались бы. Но ничего такого Господь о нас не предусмотрел. Я думаю, что те, которые сделали себе наколки, должны в этом покаяться как в грехе против собственного тела и принципа святости. Сказано: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12,1–2 ). Ничего разумного в наколках я не вижу. ВОПРОС: В чем будет в вечности заключаться назначение человека? ОТВЕТ: В постижении Всевышнего. Хотя при сотворении человека и сказано «хорошо весьма» ( Быт.1,31 ), это не означает, что созданный Богом человек не мог более совершенствоваться. Так как смысл жизни человека – «стяжание благодати Духа Святаго», то этот процесс превращается в бесконечное опытное постижение Святости Бога. Сказано: «Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим» ( Пс.139,14 ). Обитать пред лицем Божием – означает наслаждаться совершенствами Творца. Прор. Исаия говорил: «то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты…» ( Ис.58,14 ). Но даже в Вечности мы не сможем постичь и толики Славы Создателя. В Книги Иова сказано: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» ( Иов 11,7 ). Итак, вечное постижение Всевышнего будет означать вечное возрастание в его Благости и Любви. И, как учат свв. Отцы, вечность в Боге – это не однообразие, а чудесное многообразие, о котором ап. Павел писал: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2,9 ). ВОПРОС: Какое нравственное приложение есть у догмата о Единстве Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот Иоанн, любимый ученик Его, и брат – Иоанн, и мать этих учеников просят посадить одного из них по правую сторону, а другого по левую «во Царствии Его» и «славе Его» ( Мф.20:21 ; Мк.10:37 ); чувству симпатии, дружества и человеческой любви, которые, действительно, имел по человеческому естеству Иисус Христос к личности Иоанна, было так естественно ответить если не предупредительным вполне, то по крайней мере в чем-либо отвечающем просьбе, взыскующим и находящего любимого человека словом: однако это значило бы отдаться Иисусу Христу одним человеческим, хотя и священным чувствам, и забыть на сей раз правду Божию, суд Божий и волю Божию. А потому Иисус Христос и говорит просителям: «Не знаете, чего просите... дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» ( Мф.20:22–23 ), т.е. Иисус Христос отвечает ученикам Своим и матери их, что просьба их неразумна и незаконна, ибо возносится на то, что принадлежит одному Богу – Его правосудию и Его воле. Вот Иуда, будущий предатель, находится среди избранных двенадцати учеников Иисуса Христа; Спаситель от начала знает, что Иуда предаст Его ( Ин.6:70–71 ). Человеческому чувству в Иисусе Христе так естестевенно было бы желать – по крайней мере, не видеть предателя в святом обществе Апостолов; зачем было отогревать змею на лоне Своем? Но это значило бы человеческой воле в Иисусе Христе возжелать того, что противно было воле Божией, которая определила, чтобы в числе избранных двенадцати учеников Христовых был и предатель – Иуда ( Ин.17:11–12 ); это значило бы – не нести креста Своего в том его виде, в котором Отец Небесный возложил на Сына Своего. Вот «лиси язвини имут, и птицы небесные гнезда: Сын же Человеческий не имать, где главу подклонити» ( Лк.9:58 ); и воля человеческая в Иисусе Христе покорна воле Божией, потому что так судил Отец Небесный, чтобы Сын Его «взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли... был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» ( Ис.53:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я! » ( Разрешай всяк соуз неправды, разрушай одолжения насильных писаний, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущему хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой. Аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя. Тогда воззовеши , и услышу тя, еще глаголющу ти, скажу: се приидох ) (Ис. 58:7–9). «И кто может совершить все это?» — скажет кто–нибудь. Скажи мне: кто не может? Что тяжелого в том, что сказано? Что трудного? Что нелегкого? Все это не только возможно, но и так легко, что многие превзошли даже и меру, не только разорвав не согласные с правдой счетные записи, но даже снявши с себя все, что у них было, не только радушно принимая бедных в свой дом и приглашая их к своей трапезе, но даже трудясь до телесного пота, чтобы пропитать их, благодетельствуя не только родственникам, но и врагам. Что же, словом, трудного в сказанном? Он не сказал: «перейди гору, перейди море, раскопай столько–то и столько–то участков земли, оставайся без пищи, облекись во вретище»; но: «Сделай других участниками в пользовании твоим домом, уделяй свой хлеб, разорви несогласные с правдой счетные записи». Что легче этого, скажи мне? А если, по твоему мнению, это трудно, то посмотри, прошу, на награды, и тогда все будет тебе легко. Как цари во время состязаний на конских ристалищах полагают перед состязающимися венцы, одежды и победные награды, так и Христос полагает посреди ристалища победные же награды, протягивая их, как бы многими руками, словами пророка. Но у царей, как у людей, их изобилие истощается и предметы, щедро раздаваемые ими, издерживаются; поэтому цари ревностно стараются о том, чтобы показать незначительное в качестве важного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Земной царь, конечно, не потерпел бы, чтобы все находились в царском дворце или чтобы все толпились по сторонам непосредственно около него; Небесный же Царь желает, чтобы все находились вблизи Царского престола. «Но как возможно, — скажет кто–либо, — чтобы мы, которые находимся здесь, стояли подле того трона?» Возможно, потому что и Павел, будучи на земле, находился, однако, там, где пребывают серафимы и херувимы, и он был ближе ко Христу, чем эти щитоносцы к своему царю. Эти часто обращают свои глаза на многие места, а на того ничто другое не производило впечатления, ничто другое не развлекало его, но весь свой ум он устремил к Царю и Господу. 3. Поэтому, если пожелаем, то и для нас возможно тоже. Если бы Господь был разделен от нас местом, тогда ты основательно недоумевал бы; а если Он всюду присутствует, то, следовательно, близок к тому, кто проявляет усердие и употребляет крайние усилия в деле искания Его. По этой причине и пророк говорил: « не убоюсь зла, потому что Ты со мной » (Пс. 22:4). И, в свою очередь, Сам Бог говорил: « Разве Я — Бог только вблизи, а не Бог и вдали? » ( Бог приближаяйся Аз есмъ, а не Бог издалеча ) (Иерем. 23:23). Поэтому, как грехи разлучают нас с Ним, так праведные дела соединяют Его и нас. «Тогда ты воззовешь, — говорит, — и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!» (Ис. 58:9). Какой отец мог бы когда–либо в такой степени внимать своим детям? Какая мать так настроена, чтобы непрерывно стоять в ожидании, не позовут ли ее когда–нибудь дети? Никого нет — ни отца, ни матери. А Бог стоит, непрерывно ожидая, не позовет ли когда–нибудь Его кто–либо из Его рабов, и, если мы когда–либо позвали Его, как следует, Он ни разу не оставил нашей просьбы без внимания. Поэтому и говорит: «Не жду, чтобы ты окончил свою молитву, но тотчас услышу тебя». Итак, будем звать Его, как Он хочет быть призываемым. А как Он хочет этого? « Разреши , — говорит, — оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

58,6–8). Подобно сему и Иеремия говорит: «станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего» (Иерем. 6:16). Таким же образом Осия говорит: «Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю» (Осия. 12,6). Другой пророк Иоиль также говорит: «Соберите народ, освятите церковь, примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцев, — выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши» (Иоиль. 2,16). Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: «Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель» (Зах. 8,9 и дал.). 13.  О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком–либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: «глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих» (Притч. 4,25). Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: «всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». «И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать» (Мф. 5,28–32). И еще говорит Соломон: «кто привяжет огонь к одежде; не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим угольям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным» (Притч. 6,27–29). 14.  И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: «скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось в радости их» (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

А наш противник ведет нас к своему правителю. Я считаю, что каждое слово Писания имеет смысл, и отнюдь не случайно, что в греческом тексте слово «судья» стоит с определенным артиклем, обозначающим единичность, а слово «правитель» употреблено без артикля. Сказано: «Когда ты идешь с соперником своим». Ясно сказано: «своим». Не все суть соперники всем, а у каждого свой соперник, который следует за ним повсюду, всегда сопровождает его. «Когда ты идешь с соперником своим к начальнику…». Слово «начальник» употреблено без артикля, чтобы оно не указывало на определенного начальника, чтобы показать этим, что начальник этот – один из многих. Грекам это понятней. 8 . У каждого человека нет своего собственного правителя; египтянин подвластен правителю Египта, сириец подчиняется сирийскому правителю, каждый подвластен правителю своего народа. Мне кажется, я привел достаточно примеров; не обязательно перечислять все прочие народы. Сказано: «Посмотрите на Израиля по плоти» ( 1Кор.10:18 ). Для рассудительного человека начать значит сказать, даже если начать обсуждение этих вопросов на людях было бы несколько самонадеянно. Сказано, что соперник хочет привести тебя к своему начальнику и передать ему. «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него» ( Лк.12:58 ). Если ты не приложишь всех усилий, чтобы освободиться, пока ты еще на пути, прежде чем начальник передаст тебя судье, раз уж соперник подготовил тебя к этому, то потом будет уже поздно. 9 . Поэтому постарайся освободиться от своего соперника и от правителя, к которому он ведет тебя. Постарайся обрести мудрость, справедливость, мужество, сдержанность, и тогда исполнится сказанное: «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» ( Ис.62:11 ). Если ты не приложишь усилий, то не сможешь избавиться от соглашения с соперником, чья «дружба есть вражда против Бога» ( Иак. 4:4 ). «Когда ты идешь с соперником своим к начальнику, то на дороге постарайся…». Здесь заключена некая тайна, какой-то секрет: «на дороге постарайся…».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Для чего? Для тебя. Тебя же почему сотворил? По благости. Нет ничего лучше елея: он — источник света, и там милосердие тоже будет источником света. " Разверзется, говорится, рано свет твой " (Ис. 58:8), если ты окажешь милость ближнему. Как елей удерживает этот свет, так милостыня подает нам там великий и удивительный свет. У Павла было великое понимание этого рода милосердия. Выслушай, что он говорит: " только чтобы мы помнили нищих " (Гал. 2:10), и в другом месте: " если прилично будет и мне отправиться " (аще достойно дудет и мне ити) (1 Кор. 16:4). И повсюду, выше и ниже, ты видишь, как он заботится об этом. Еще: " Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах " (Тит. 3:14), и еще: " это хорошо и полезно человекам " (Тит. 3:8). Выслушай, что говорит и другой: " милостыня от смерти избавляет " (Тов. 12:9). " Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? " (Псал. 139:3)? " И не входи в суд с рабом Твоим " (Псал. 142:2). " Великое - человек и драгоценное - человек милосердный, но найти правдивого человека трудно. " (Велика вещь человек, и драгая муж, творяй правду) (Притч. 20:6). Вот что значит человек милосердный! Даже более: Бог есть то, чтобы быть милосердным. Видишь, какова сила милосердия Божия? Оно совершило все, оно и мир создало единственно по благости; ради него и геенной Он угрожал для того, чтобы мы достигали царства; царства же мы достигаем через милосердие. Почему Он, единый, сотворил стольких? Не по благости ли? Не по человеколюбию ли? Если станешь спрашивать: " почему то, почему это? " – повсюду увидишь одну только благость. Будем же милосердны, чтобы и нам была оказана милость. Не столько тем, сколько самим себе мы собираем милость в тот день, когда пламя огня будет свирепствовать. Милосердие умеряет огонь и служит для нас источником света, через него мы освободимся от геенны огненной. На каком основании Он сжалится над нами и окажет милость? Сострадание происходит от любви. Ничем нельзя так обрадовать Бога, как милосердием. У нас есть пять чувств, и как всеми ими следует пользоваться по нужде, так и всеми добродетелями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

15:22), так и ты говори: помилуй меня, душа моя жестоко беснуется. Грех есть великий бес. Бесноватый возбуждает сострадание, а грешник - ненависть. " Помилуй меня " : краткое слово, (но оно нашло) море человеколюбия, потому что где милость, там всякие блага. Будешь ли ты вне церкви, взывай и говори: " помилуй меня " , хотя бы не двигая уст, а взывая умом: Бог слышит и молчащих. Требуется не место, а основа благочестия. Иеремия был в тине и привлек к себе Бога; Иов сидел на гноище и снискал милость у Бога; Иона был во чреве китовом, и Бог внял ему. Хотя бы ты был в бане, молись; где бы ты ни был, молись. Ты - храм Божий; не ищи же места. Море было впереди, позади - египтяне, а посредине - Моисей, ничего не говоривший: великое было затруднение для молитвы. И Бог говорит ему: " что ты вопиешь ко Мне? " (Исх. 14:15). Так и ты, когда подвергнешься искушению, прибеги к Богу, призови Владыку. Разве Он - человек, чтобы тебе идти в какое-нибудь место? Бог всегда близ есть. " Возопиешь, и Он скажет: " вот Я! " " (Ис. 58:9). Ты еще не кончил молитвы, а Он дает уже врачество. Если у тебя душа чиста от непристойных страстей, то будешь ли ты на площади, или в пути, или в судилище, или на море, или в гостинице, или в мастерской, - где бы ты ни был, - ты можешь призвать Бога и получить просимое. Что означает простертие рук во время молитвы? Руки служат орудием при совершении многих злых дел; поэтому самому нам и повелевается простирать их, чтобы служение в молитве было для них препятствием ко злу и воздержанием от пороков; чтобы ты, когда намереваешься похитить, или присвоить чужое, или ударить другого, вспомнил, что ты будешь простирать их как бы ходатаев пред Богом и приносить ими духовную жертву, и не посрамлял их, не делал их безответными чрез служение порочным делам. Итак, очищай их милостыней, человеколюбием, помощью нуждающимся, и тогда простирай их на молитву. Если ты не дозволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более ты не должен осквернять их грехами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Хочешь ли ты, чтобы Господь услышал твою молитву и очистил тебя от всех грехов, а с тем вместе и приблизился к тебе, и наделил тебя Своею славою? Вот что говорит пророк: раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия бескровныя введи в дом твой; тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. И предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тя ( Ис.58:7–9 ). Итак, нужно ли еще отказываться от такого дела, которое имеет дивную силу и приносит столь великую благость! Если милостыня от смерти избавляет, как сказано, и не оставляет идти во тьму ( Тов.4:10 ), то умирающему ли не позаботиться запастись таким благом для души своей? Но ты беден, ты сам не лучше нищего живешь, – и тогда вспомни ту вдовицу, у которой было две лепты, и те принесла в дар Богу, через что и заслужила дивную похвалу. Пусть у тебя мало имения, но если и этим малым можешь искупить себя от грехов и даже достигнуть славы, которая от Бога, то можно ли не радеть о сем? Господь Царь небесный ищет не богатства, но веры словам Его; не груды золота приятны Ему, но расположение сердца. Ведь богатые жертвовали гораздо более вдовы, – однако Господь сказал, что она положила более всех, – не потому, что много, но потому, что все, что имела, отдала Богу. И за то она прославляется доныне во всей вселенной. Если и ты в сердце своем возымеешь веру словам Господним и произрастишь плоды веры, то будешь ходить во свете Господнем и узришь во всем великую к себе милость Божию. Научись еще из примера, как может человек очень скоро принести достойный плод покаяния; вот Закхей – начальник мытарей, значит, великий грешник, неожиданно принял в дом свой пришедшего к нему Господа, и это одно почел за великую к себе милость Господню; он знал, что Господь любит правду и милость, и потому так сказал: се полимения моего раздам нищим, и кого чем обидел, возвращу четверицею. И вот за это одно намерение, за одно желание сердца, удостаивается такой милости Господней, что и он, и все семейство его вдруг получают оправдание себе, совершенное прощение всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010