Вместо богопочитания внешнего, которое, по незаменимому выражению пророка, превратилось в «заученную человеческую заповедь» ( Ис.29:13 ), пророки проповедовали внутреннее духовное поклонение чрез богопознание, чистоту и святость в непосредственном духовном единении с Богом; сообразно с этим, священству предлагались новые идеалы деятельности – учить народ боговедению, очищать прежде всего и больше всего души и сердце верующих в Иегову, стараться о том, чтобы каждый человек приближался к Богу не внешними действиями культа, а внутренней чистотой и богоподобием. Пророческим оком, созерцая то внутреннее благочестие, которого не доставало Израилю, пророк Исаия говорил: «Земля будет так наполнена знанием Господа, как морское дно покрыло водой» ( Ис.11:9 ), «блуждающе же духом будут вразумлены, и ропщущие примут учение» ( Ис.29:24 ). – «Мудрость и знание будут... полнотою спасения, страх пред Господом будет сокровищем» ( Ис.33:6 ). «Не это ли пост, который Мне угоден, – продолжает тот же пророк, – чтобы ты расторг союз неправды, разрешил оковы рабства, дал свободу угнетенным и сокрушил всякое ярмо? Не в том ли, чтобы ты разделил свой хлеб с голодным, ввел в дом покинутых бедных?.. Тогда ты помолишься, и Господь услышит, будешь взывать, и Он скажет: «вот Я» ( Ис.58:6–7, 9 ), «потому что так говорит Всевышний... Я живу на высоте Небес, в святилище и близ сокрушенного сердцем и смиренного духом, чтобы оживить дух смиренных и оживить сердце угнетенных» ( Ис.57:15–16 ); «вот на что Я смотрю, – еще говорит тот же пророк от лица Иеговы: на смиренного, сокрушенного духом, и благоговеющего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Пророк Иеремия говорит о новом завете Господа с Израильским народом: «Вот придут дни, – сказал Господь, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет:… Я вложу закон Мой внутрь их, и на сердце их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И не будут более учить друг друга и брат брата, говоря: «познайте Господа», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, сказал Господь; потому что Я прощу беззакония их, и грехов их уже не буду помнить» ( Иер.31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

В своей книге «Великий Пост» Шмеман раскрывает этот аспект поста, ссылаясь на трактат Тертуллиана «О посте», в котором, как известно, пост по средам и пятницам обозначается латинским военным термином “statio”, обозначающим “воинский караульный пост”. «Церковь всегда на страже, - пишет о. Александр, - она ждет пришествия Жениха и ожидает Его наготове и с радостью. Таким образом, совершенный Пост – это не только Пост членов Церкви, но и Церковь сама как Пост, как ожидание Христа, Который приходит к ней в Евхаристии и Который придет во славе в конце времен» .  На основании тесного и неразрывного сопряжения поста и литургии в литургической традиции Православной Церкви мы можем, вслед за Шмеманом, сделать вывод, что «и пост, и литургия составляют как бы два крайних полюса церковной жизни, антиномическое сопряжение двух сторон, двух “аспектов” Церкви – ожидания и обладания, полноты и возрастания, эсхатологии и истории» .     Пост, диакония, миссия В заключение я хотел бы обратить внимание на два практических аспекта поста в его библейско-христианском понимании, о важности которых свидетельствует и Священное Писание, и церковная традиция, но которые в очень слабой мере актуализированы не только в нашем современном богословском мышлении, но и в литургической практике, и в пастырской проповеди.  Первый из этих аспектов можно определить как диаконический: пост является источником милостыни и должен пробуждать в постящихся деятельное сострадание нуждающимся и обездоленным. Наиболее яркое свидетельство о таком посте как непосредственной Божьей заповеди мы находим, конечно же, у пророка Исайи. Господь обращается к Своему народу через пророка с обличением ложного аскетизма, лишенного социального измерения и подлинной любви: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других… Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис. 58. 4, 5). Молитва, безусловно, является важнейшим духовным деланием во время поста – но не единственным и не самоценным, она должна приносить живые плоды покаяния, на которые указывает Бог. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58. 6 – 7, 9).

http://bogoslov.ru/article/1245492

И Он скажет душе твоей: Я – Спасение твое ( Пс.34:3 ); скажет: вера твоя спасла тебя ( Лк.7:50 ), ты выздоровел ( Ин.5:14 ) и утешит тебя всей сладостью слов человеколюбия, если только увидит, что и ты человеколюбив к страждущим. Блаженны, говорит Он, милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф.5:7 ); видишь, что между блаженствами не последнее место занимает милость. Также: блажен, кто помышляет о нищем и бедном ( Пс.40:1 ); добрый человек милует и взаймы дает ( Пс.111:5 ); всякий день милует и взаймы дает ( Пс.36:26 ). Восхитим же блаженство, заслужим наименование помышляющих, сделаемся добрыми; сама ночь да не прервет дел милосердия. Не говори: пойди и приди опять, и утром я дам тебе ( Притч.3:28 ). Не допускай ни малейшего промежутка между благим намерением и благодеянием. Вот одно, что не терпит отсрочки, – человеколюбие. Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом твой ( Ис.58:7 ), и все это делай радушно. Благотвори, сказано, с радушием ( Рим.12:8 ); таким образом готовность твоя усугубит цену доброго твоего дела. Ибо что делается с печалью или по необходимости, то [является] неприятным и некрасивым; оказывая благодеяния, должно радоваться, а не скорбеть. Когда удалишь от себя ярмо и рукобиение, то есть скупость, проверки и сомнения и слово ропота, что будет тогда? Какое чудное и великое воздаяние! Какая и сколь богатая награда! Тогда взойдет свет твой во тьме, и исцеление твое скоро воссияет ( Ис.58:8–9 ). Кто же не пожелает себе света и исцеления? Но с таким же благоговением взираю и я на ларец Христов 54 , побуждающий нас к питанию нищих, и на согласие Павла и Петра в том, что они, разделив между собой проповедь Евангелия, общими силами пеклись о бедных, и на указанный юноше предел и закон совершенства: имение твое раздай нищим ( Мф.19:21 ). Не думаешь ли ты, что человеколюбие есть для тебя не необходимость, а дело произвола, не закон, а совет? Я и сам весьма желал бы так думать, но меня устрашают: левая сторона и козлища и укоризны, которые услышат они от Поставившего их влево.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

37 . Дабы и это было ясно для вас, вот какие слова от лица Отца сказаны вышеупомянутым пророком Исаией: «Вол знает владельца своего и осёл ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, народ Мой не уразумел. Увы, народ грешный, народ, исполненный грехов, семя лукавое, сыны беззаконные, вы оставили Господа» ( Ис.1:3, 4 ). И ещё в другом месте тот же пророк говорит также от лица Отца: «Какой дом построите Мне, – говорит Господь. – Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ). И ещё в другом месте: «Новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя, и великого дня поста и праздности не терплю. И когда придёте явиться Мне, не услышу вас, – руки ваши исполнены крови. И если принесёте Мне пшеничную муку, или курение, это – мерзость для Меня; тука овнов и крови волов не хочу. Ибо кто требовал этого от рук ваших ( Ис.1:11–15 ). Но разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров; прикрой бескровного и нагого, раздробляй алчущему хлеб твой» ( Ис.58:6 ). Теперь можете судить и о том, каково учение, которое предлагается пророками от лица Бога. 38 . Когда же говорит пророчественный Дух от лица Христова, так Он вещает: «Я простёр руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходят путём не добрым» ( Ис.45:2 ). И ещё: «Я отдал спину Мою на бичевание и ланиты Мои на заушение; лица Моего не отвратил от стыда заплеваний. И Господь был помощник Мой; посему Я не смутился, но положил лицо Своё, как твёрдый камень; Я знал, что не буду посрамлён, ибо близок оправдавший Меня» ( Ис.50:6 ). И опять говорит: «Они бросили жребий об одежде Моей и пронзили Мои ноги и руки. Я же почил и уснул, и потом восстал, ибо Господь поддержал Меня» ( Пс.21:16, 18 ). И опять говорит: «Говорили устами, кивали головою, говоря: пусть спасёт Самого Себя» ( Пс.21:8–9 ). Всё это сделано иудеями над Христом, как вы сами узнать можете. Ибо, когда Он был распят, они, шевеля губами и кивая головою, говорили: «Воскресивший мёртвых, пусть спасёт Самого Себя» ( Мф.27:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Глава 5 1 . И обратился я, и поднял глаза свои и увидел: и вот летящий серп. 2 . И сказал он мне: что ты видишь? И я сказал: я вижу летящий серп, в длину двадцать локтей и в ширину десять локтей. 3 . И он сказал мне: это – проклятие, выходящее на лице всей земли, ибо всякий вор будет наказан им 55 даже до смерти, и всякий клянущийся ложно будет наказан им до смерти. 4 . И Я наведу его, говорит Господь Вседержитель, и войдёт оно в дом вора и в дом ложно клянущегося именем Моим, и поселится среди дома его, и истребит его, и деревья его, и камни его 56 . 5 . И вышел ангел, говорящий со мною, и сказал мне: подними глаза твои и посмотри, что это выходит? И я спросил: 6 . Что это? Он сказал: это – выходит мера. И сказал: это – неправда их по всей земле 57 . 7 . И вот кусок 58 оловянный поднялся, и там сидела одна женщина среди меры. 8 . И он сказал: «Это – беззаконие», – и бросил её 59 в средину меры, и бросил оловянный кусок в уста её. 9 . И поднял я глаза мои и увидел: и вот выходят две женщины, и ветер в крыльях их, и они имели крылья, как крылья аиста 60 , и подняли они меру между землёю и между небом. 10 . И я сказал ангелу, говорящему со мною: куда они несут меру? 11 . И он сказал мне: устроить ей дом в земле Вавилонской и приготовить (место), и положат её там на её основу 61 . 55 Греч. κ τοτου – относим к ρ, потому что в след. 4 ст. ср. р. ατ – относится несомненно к ρ, стало быть, последнее признаётся средним родом; так понимают и толковники (Иерон., Феодор.). 58 Слав. талант, греч. τλαντον – круглый обрубок для веса, в виде нашей гири (Schleusner. 5. Р. 258). 61 Греч. τοιμασαν – слав. уготование, в синод. пер. основе. Так понимают греч. слово филологи (Schleusner. 2. Р. 541). Нечестие и беззаконие всей вселенной будет иметь средоточие в Вавилоне (ср. Ис.13–4 глл.; Иер.50–51 глл.) (Ефр. Сир., Феодор.). «И антихрист будет царствовать в земле Вавилонской» (Ефр. Сир.). «В Вавилоне находится жилище нечестия» (Иерон.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И дела трудов их обетшают: не только сами праведники будут жить до глубочайшей старости, но и дела их праведных трудов обетшают, или сделанное ими долго просуществует и для отдаленных потомков их станет глубоко древним (таковы дома, города и стены праведных, Ис.58:11–12 ). 23–24. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. (Избраннии же Мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. И будет, прежде неже воззвати им, Аз услышу их, еще глаголющым им, реку: что есть?) Избранные рабы Божии и жить будут долго, и трудиться будут в радости, ибо всякое дело их, в поле или в винограднике, будет не напрасным (ст.13–14,21); они будут рождать детей не на проклятие, а на благословение от Господа (ст.20); и не только они сами будут жить долго, и увидят детей своих, но даже и внуки их будут жить с ними долго (ст.22). И к этим потомкам Господь будет так же милостив, как и к их праведным предкам: с истинно отеческой любовью, бдительностью и предупредительностью Господь будет приходить к ним на помощь; Он будет слышать не только их слова, но и тайные вздохи их сердца, прежде нежели они выскажутся в словах молитвы (ср.ст.1; гл.58:8–9). 25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. (Тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев яко вол снесть плевы, и змия землю яко хлеб: не повредят, ниже погубят на горе святей Моей, глаголет Господь). Благословение избранных рабов Божиих выразится в полноте их радости, ибо на месте их обитания не будет ни откуда зла, вражды и страха. На святой горе Божией они будут представлять мирную паству Господа: здесь и волк будет пастись вместе с агнцем; и лев будет как вол есть солому, – не будет кровожадным; и змея будет питаться прахом земли, как хлебом, – никому не повредят, никого не погубят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Отчего всякое нарушение заповедей Божиих есть оскорбление имени Его, если имя Божие есть только человеческое слово 24 ? Если имя Божие благо ( Пс.53:8 ), вечно ( Пс.134:13 ; Ис.63:12 ), «превышает всякое славословие и хвалу» ( Неем.9:5 ), велико 25 и страшно ( Пс.98:3; 110:9 ), так что и народы должны бояться его ( Ис.64:1–2 ; Втор.28:58 ), то потому только, что оно божественно: «Ты велик и имя Твое велико», – говорит Иеремия ( Иер.10:6 ). «Я – Царь великий, и имя Мое страшно среди народов» ( Мал.1:14 ). Только божественное имя может притязать на вселенскость 26 . «Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ). «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний» ( Пс.65:4 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Твое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» 27 … Как можно любить имя Божие, если оно только человеческое слово ( Пс.5:12 )? Любить имя – то же, что искать его ( Пс.68:33–37 ) или служить ему ( Ис.56:6–7 ) 28 … «О имени Твоем радуются все дни» 29 : кто будет радоваться о простом слове?.. Почему мы уповаем на имя Божие? Потому что оно – божественно, а Бог есть помощь, защита и веселие человека 30 … Замечательно, что Сам Бог клянется Своим именем: очевидно, Он может клясться только Своим собственным именем, а не человеческим его слововыражением ( Иер.44:26 ). Нельзя забывать также, что Он Сам непосредственно открывает и даже «возглашает» Свои имена Своим избранникам 31 : если Бог открывает Свои имена, то значит, имеет их, ибо нельзя открывать того, чего нет 32 … А как понять слова Господа: «Я освятил сей храм,... чтобы положить имя Мое там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Не есть ли это прямое указание, что Бог присутствует в Своем храме, прежде всего, в Своем имени 33 ?.. Сам Бог как бы отожествляет Себя со Своим именем 34 . Как же можно понять это божественное имя, поскольку оно явно отлично от человеческого слова? Мы не можем понять его иначе, как в соответствии с нашим именем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Тот, кого постигла болезнь (понимаемая широко, как любое неблагополучие в судьбе), должен искать причину в своих поступках, сверять их с Законом, в этом смысле она — благо: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» ( Иов.5:17–18 , ср. Втор.32:39 ). Призывая к покаянию, пророк Исайя говорит: «…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» ( Ис.58:6–8 ). Слово пророков о грядущем Спасителе тоже строится на этой метафоре: «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши; и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:4–5 , ср. 1Пет.2:24 ). И в день последнего Суда для «благоговеющих перед именем Моим, — говорит Господь, — взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его…» ( Мал.4:2 ). Образ Христа Целителя и Врачевателя постоянно присутствует в Н. З . Сама миссия Его понимается как целительство, врачевание: «…фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» ( Мф.9:11–12 , ср. Мк.2:16–17 ; Лк.5:30–32 ). Евангелия изобилуют эпизодами, где Христос действует как целитель, врач, избавляющий человека от физического недуга (излечение прокаженных, расслабленных, сухорукого, слепого, глухонемого, лунатика, страдающего водянкой, бесноватого и проч.). Но в избавлении человека от физических недугов всегда просматривается нечто куда большее (очищение, прозрение). Еще Соломон утверждал: «Не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» ( Прем.16:12 , ср . 2Пар.16:12 ). При этом вера выступает как условие исцеления. Когда Господь с учениками шел к дому Иаира, чтобы спасти его дочь, «женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» ( Мф.9:20–22 ). Об этом же говорит апостол Иаков в своем Послании: «…молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:15–16 , ср. 4Цар.20:1–7 , ср. Сир.38:9–14 ; Ис.38:16 ). Исцелять раны общества

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

3. И еще, показывая, что Он не для того извел их из Египта, чтобы приносили Ему жертвы, но чтобы забыли идолопоклонство Египетское и могли слушаться голоса Господня, бывшего им спасением и славою, Он так чрез того же Иеремию говорит: «вот что говорит Господь: соберите всесожжения ваши и жертвоприношения ваши и ешьте мяса. Ибо Я не говорил отцам вашим и не заповедал о всесожжениях и жертвоприношениях в тот день, когда извел их из Египта, но вот какое слово заповедал им, говоря: слушайтесь голоса Моего, и буду Богом вашим и вы будете Мой народ, и ходите во всех путях Моих, которые вам заповедаю, дабы вам было хорошо. Но они не послушались и не вняли, а стали ходить в помыслах злого сердца своего, и пошли назад, а не вперед» ( Иер.7:21–25 ). И еще чрез того же (пророка), говоря: «пусть хвалящийся хвалится тем, что разумеет и знает, что Я Господь, творящий милосердие, правду и суд на земле», присовокупляет: «ибо на этом Мое благоволение, говорит Господь» ( Иер.9:24 ), а не на жертвах, ни всесожжениях, ни приношениях. Ибо народ получил это не первоначально, а впоследствии и по причине, выше указанной, как опять Исаия говорит: «не (было) для Меня овец всесожжения твоего и ты не прославил Меня жертвами твоими; ты не служил Мне твоими жертвами и не утрудился в курении ладана; ты не покупал Мне на серебро фимиама, и Я не желал тука твоих жертв, но ты предстал пред Меня во грехах твоих и неправдах твоих» ( Ис.43:23–24 ). «И на кого воззрю, – говорит, – только на смиренного и молчаливого и трепещущего слов Моих» ( Ис.46:2 ). «Ибо туки и жирное мясо не отнимут от тебя неправд твоих» ( Иер.11:15 ). «Не такой пост угоден Мне, говорит Господь. Разреши всякий союз неправедный, разрушь связи насильных договоров, отпусти удрученных на покой и раздери всякое неправильное писание. Раздробляй алчущему хлеб твой от души, и странника без крова введи в дом твой: если увидишь нагого, покрой его, и не презирай слуг твоего семени. Тогда взойдет твой утренний свет и исцеления твои скоро воссияют и правда твоя будет идти пред тобою и слава Господня будет окружать тебя: и когда еще ты говоришь, Я скажу: вот Я» ( Ис.58:69 ). И Захария, один из двенадцати пророков, возвещая им волю Божию, говорит: «вот что говорить Господь всемогущий: судите праведно и каждый пусть оказывает брату своему благость и милосердие. Не угнетайте вдовы, сироты, пришельца и бедного, и каждый да не помнит в сердце своем зла брата своего» ( Зах.7:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

178 Как надо понимать «место» применительно к Богу, когда Писание повсюду говорит, что Божество беспредельно и что «Небо – престол Его, а земля – подножие ног Его» ( Ис.66:1 ), – и еще: «Поставил холмы весами и землю горстью» (ср. Ис.40:12 ), – и опять же: «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, и там Ты» ( Пс.138:8 )? Какое же место Иезекииль придумал для Бога? Мы говорим, что кажущееся нам непостижимым Бог для тех, кто всеми силами Его ищет, освещает. Говорит ведь божественное Писание: «Если заповеди Мои соблюдает кто, то Я и Отец придем и обитель у него сотворим» (ср. Ин.14:23 ). Так что и умопостигаемые силы, и души святых и всех хранящих заповеди могут воистину быть названы местом и покоищем Божиим. И еще где–то Он говорит: «Опочил Дух Мой на них» (ср. Чис.11:25–26 ). 181 Сказанное: «Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» ( Деян.7:49 ; ср. Ис.66:1 ), – показывает, что говорится не о чем-то воспринимаемом чувствами, но об этих божественных умах. Или и так: Бог захотел показать, что божественное неописуемо. И иначе, – что среди самих слушавших Его не было Богу места для покоя из-за их неверия, как говорит в Евангелиях Господь: «Сын же Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ). 182 Трисвятой гимн и голос, славословящий Бога от «места Его» (ср. Пс.102:22 ), не только, говорит он, показывают, что и меньшим чинам предоставляется познавать и воспевать Бога, но вдобавок к этому и нечто иное означают. Это делает ясным речение, гласящее: мы говорим, что триипостасный Бог есть Единица и Монада и что Он промышляет всем, от первых до последних земли, всех содержа нерасторжимо, не телесно то есть удерживая, но божественным промыслом сверхсущественно. А что Он – Единица и Монада, и Евагрий непреподобный во второй сотице, в главе третьей, говорит так: «Сам Он есть Монада, поскольку Божество просто и нераздельно. Того ради – Монада, что монада, говоря языком арифметики, проста и несложна. А Единица – потому что Святая Троица едина в Себе по природе и всех приближающихся к Ней единит, согласно сказанному в Евангелиях: «Да будут они едино, как и Мы едино» ( Ин.17:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010