Когда люди питаются только телесной пищей, а о духовной пище небрегут, тогда они уподобляются скоту несмысленному. Ум их помрачается, и они уже не чувствуют ни меры, ни границ. Понятия о пользе и вреде пищи у них извращены до крайности. Они говорят: «Ешь больше и вкусней, никаких постов, и будешь здоров!» Такое понятие бывает от пристрастия к пище. А к чему это приводит? К тому же, к чему привело Гадаринцев. Гадаринцы просили Господа Иисуса Христа удалиться от них, потому что боялись от Него другого убытка, кроме гибели стада свиней. Но нельзя забывать, что воздержание в пище и питии – это еще не все! Поститься надо не только телесно (воздержание от скоромной пищи и воздержание в количестве пищи), но надо еще соблюдать и духовный пост. А пост духовный – это что? Избегать анекдотов, всяких увеселений, плясок, смехотворства, почитать церковные праздники и чаще посещать храм Божий, избегать всего недостойного и греховного, избегать многословия, празднословия и, в особенности, осуждения, а самое главное – творить добрые дела – дела милосердия и христианской любви. Господь Бог чрез пророка Исаию возвестил людям: «Вот пост, который Я избрал 32 : разреши оковы неправды (т.е. если ты допустил какую неправду, сделал что-либо несправедливое по отношению к ближнему и как бы сковал его своей клеветой или другим чем-либо, то восстанови его правду и открой покаянием свою неправду), развяжи узы ярма (т.е. если, будучи здоровым, живешь за чужой счет, то трудись сам), и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом» ( Ис.58:6–7 ). Вот какого милосердия требовал от людей Господь Бог еще задолго до Рождества Христова, когда люди жили по закону Моисееву, который гласил: «Око за око, и зуб за зуб», т.е. если у тебя выбьют зуб или глаз, то ты законно можешь отомстить тем же и можешь выбить зуб и глаз. А теперь? Какое милосердие, сколько добра должны делать ближним мы, истинные христиане, живущие по закону Христа Спасителя! «Заповедь новую даю вам, – говорит Христос, – да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). «Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть» ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Но это еще не все ошибки в интерпретации. Для многих «пришествие Царствия Небесного» сделалось этическим событием, в то время как остальные просто сдаются и «переделывают» миссию Иисуса во что-то другое. Например, «судейская» модель искупления сводит роль Иисуса к цене Его крови на Кресте. Его учения, исцеления и чудеса становятся неважными (вновь сводимыми по большей части к этическим учениям). Только «странный» мир традиционной эсхатологии видит жертву Христа и всю совокупность Его труда как целостное явление, постоянно присутствующее в наших жизнях сейчас, в настоящий момент времени. Описанный странный мир можно найти в литургической и сакральной жизни Православия — и в действительности это самое важное. Царствие Отца и Сына и Святаго Духа, провозглашенное Христом, не было ожиданием грядущего в скором времени политического образования. Это было объявлением непосредственного присутствия Царствия, которым был Сам Христос. Когда св. Иоанн Предтеча послал своих учеников спросить Иисуса, был ли он Мессией, ответ был дан на языке Царствия: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Лк 7:22). Это отсылка к пророческой Книге Исаии : Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (Ис 58:6– 8) . Христос говорит то, что Он говорит, и делает то, что делает, потому что Он Сам — пришествие Царствия Небесного. И там, где есть Царствие, случаются такие чудеса. Царствие Небесное — это провозглашение в настоящем времени реальности будущего времени (которая на самом деле — вечная реальность, которая формирует будущее, предназначение всего творения, соединенного с Богом).

http://foma.ru/eto-rozhdestvo-budet-dlya...

Обличение вины избранного народа перед Богом составляет основу мн. пророческих текстов ВЗ. В И. п. к. речь идет о постоянной, повторявшейся из поколения в поколение неверности Богу, ведущей к идолослужению: «...они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня» (Иез 2. 3). Эта тема звучит уже в момент призвания Иезекииля на служение, когда Бог, посылая его «к сынам Израилевым», называет Свой народ «мятежным домом» (Иез 2. 5). В отличие от пророчеств Исаии, Осии и Иеремии, где настоящее плачевное состояние народа противопоставляется славному началу его существования (Ис 1. 21; Ос 2. 17; Иер 2. 2), в И. п. к. вся история Израиля представлена как череда непрекращавшихся преступлений ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 58). Уже в Египте, когда Господь «поклялся... вывести их из земли Египетской в землю... текущую молоком и медом» (Иез 20. 6), они возмутились против Него и «никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских» (Иез 20. 8). Иезекииль сообщает, что за это и многие др. нечестия Бог включил в число законов, дарованных Им Израилю, губительные постановления, ведущие народ к смерти: «И попустил (  , букв.- дал) им учреждения (  , букв.- предписания, правила) недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил им оскверниться жертвоприношениями их...» (Иез 20. 25-26). Вместе с обличением всего народа И. п. к. содержит многочисленные указания на грехи определенных групп и отдельных людей, ведущие весь народ к развращению. Одним из наиболее ярких является «пророчество на пророков Израилевых пророчествующих» (Иез 13. 2). Те, кто должны были бы стать вождями народа среди нечестия и «ограждать стеною дом Израилев» (Иез 13. 5), изрекают «лживое... предвещание» (Иез 13. 7), видят «в видениях ложь» (Иез 13. 8) и вводят народ Божий в заблуждение (Иез 13. 10). Главный грех ложных пророков состоит в том, что они успокаивали сынов Израилевых «и возвещали... видения мира, тогда как нет мира» (Иез 13. 16) и т. о. отвращали их от осознания своего греха и от покаяния. Возвещение грядущего суда и наказания народа за грехи

http://pravenc.ru/text/293579.html

По этой же причине и Святые Апостолы во всех случаях, требовавших особенного духовного настроения, налагали на себя пост. Так, когда Дух Святой повелел Апостолам отделить Ему Варнаву и Савла на дело проповеди , то Апостолы, по сказанию книги Деяний, «совершив пост и молитву в возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ). В виду этого св. Церковь и установила пост в те дни, когда она призывает верующих к покаянию и сокрушению во грехах, так как последнее невозможно без умерщвления плоти, другими словами, без поста. 13.Возражении сектантов против поста Отвергая пост, сектанты, прежде всего говорят, будто пост должен быть только духовный. В доказательство сектанты ссылаются на следующее место Св. Писания: 1) Ис.58:6–7 . «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» . Но Православная Церковь и не отвергает духовного поста, состоящего в делах христианкой милости и любви; однако, по учению Церкви, пост должен быть не только духовный, но и телесный. В этом Церковь следует примеру Спасителя, Который «был возведен Духом в пустыню... и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1–2 ), иначе говоря, постился телесно. Сектанты доказывают, что пища не может сделать человека ни хуже, ни лучше. В подтверждение сектанты приводят следующие свидетельства: 2) Мф.15:11 . «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» . 3) 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» . Конечно, сама по себе пища, как произведение Божие, чиста и нескверна ( Быт.1:31 ), и как таковая, сама по себе не может осквернит человека. Не может она также сама по себе, как говорит Апостол, и приблизить человека к Богу. Но раз сам человек сознает, что пища, или известный род ее, при известных обстоятельствах может способствовать возбуждению его плоти; он должен воздерживаться от нее, если стремится к духовному совершенствованию. Сказанное подтвердим примером: Все созданные Богом растения – чисты и безгрешны; однако от некоторых из них человеку необходимо-должно воздерживаться, так как вкушение последних может причинить человеку смерть. То же самое и с известными родами пищи. Будучи чисты сами по себе, они тем не менее при употреблении их человеком могут служить к возбуждению его плоти и направлению ее ко злу, почему употребление их и запрещается Церковию в определенное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Потому–то именно, что часто Бог возбуждает против нас врагов за грехи наши, нам и заповедано — не защищаться от врагов. Все равно, ничего не достигнем мы, воюя против тех, кого Бог возбудил против нас. Но ты желаешь видеть поражение нападающих на тебя? Покайся, в чем ты согрешил, и враги твои падут. Богом и Господом Давид называл Христа, « от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением » (1 Кор. 1:30). 2. Итак, если Христос одесную Бога и ходатайствует за нас, и если по Его ходатайству была услышана молитва Давидова, то (очевидно) не к себе самому, но ко Христу Давид относил эти слова: « услышал меня Бог правды моей ». Почему же услышано было призывание Давида? Почему? Потому, что обличаемый пророком Нафаном он тотчас склонился к покаянию. Как он послушно принял вразумление, так услышана была и его молитва. Он не умедлил покаянием, и Бог не заставил его ждать Своей милости. Когда раб умоляет о чем–нибудь господина, или воин просит царя о милости, то и господин, и царь принимают во внимание заслуги один — раба, другой — воина, конечно, если раб не предатель и не зложелатель своего господина, а воин подвергался за царя опасности и всецело предан ему; так и любящий Бога, если он подобно рабу и воину благодарен Богу и скоро исполняет его приказания, так же скоро бывает услышан в своей молитве. И это говорю не я. Послушай, как Бог говорит у Исаии: хочешь, чтобы я услышал тебя, когда ты призываешь? Смотри, точно исполни то, что я говорю тебе: « разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58:6, 7, 9). Будь таким, о, человек, и тогда получишь возможность сказать: « когда я призывал, услышал меня Бог правды моей ». Воззвала глина, и услышал горшечник; призвала земля, и вняло небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Почему же услышано было призывание Давида? Почему? Потому, что обличаемый пророком Нафаном он тотчас склонился к покаянию. Как он послушно принял вразум­ление, так услышана была и его молитва. Он не умедлил покая­нием, и Бог не заставил его ждать Своей милости. Когда раб умо­ляет о чем-нибудь господина, или воин просит царя о милости, то и господин, и царь принимают во внимание заслуги один - раба, другой - воина, конечно, если раб не предатель и не зложела­тель своего господина, а воин подвергался за царя опасности и все­цело предан ему; так и любящий Бога, если он подобно рабу и воину благодарен Богу и скоро исполняет его приказания, так же скоро бывает услышан в своей молитве. И это говорю не я. По­слушай, как Бог говорит у Исаии: хочешь, чтобы я услышал тебя, когда ты призываешь? Смотри, точно исполни то, что я говорю тебе: " разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: " вот Я! " (Ис.58:6-7, 9). Будь таким, о, человек, и тогда получишь возможность сказать: " когда я призывал, услышал меня Бог правды моей " . Воззвала глина, и услы­шал горшечник; призвала земля, и вняло небо. А Давид, поведав ближним, как скоро услышал его Бог, продолжает речь и воз­дает благодарность услышавшему его, говоря: " В скорби Ты дал мне простор " . Двумя способами распространил его Бог: и тем, что услышал его, и тем, что услышал скоро, потому что, как быть не скоро услышанным - тяжело и половина милости, так быть услышан­ным скоро - отрадно и милость вдвойне. Итак, скоро, тотчас быть услышанным в скорби - он назвал простором. " В скорби Ты дал мне простор " . Спокойствие скоро усмирило волны скорбей; пеня­щееся море сделалось гладким как зеркало; бури и ураганы разре­шились росой; враги и неприятели сделались просителями и поклонни­ками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разве можно оценивать религии по шкале хуже-лучше, выше-ниже, совершеннее-примитивнее? Разве все религии не одинаково ценны с духовно-нравственной точки зрения? Не будет ли проявлением нетерпимости и шовинизма отдать предпочтение одной религии перед другими, пусть даже весьма отличными? Как можно сравнивать религии между собой? Приступая к изучению истории религии, надо быть готовым сделать одно, может быть, неприятное открытие. Надо открыть и признать, что религии действительно и всерьез различны. Когда все вокруг твердят, что все религии равны и что религии суть лишь разные пути к одной и той же Цели, что разница между религиями лишь в некоторых обрядах, но по сути они все учат одному и тому же — то нужна некоторая самостоятельность мысли и зоркость зрения, чтобы заметить, что мода все-таки ошибается. Религии — различны. На рубеже первого тысячелетия до Рождества Христова вавилонский властитель Ашшурбанапал так описывает свою религиозную деятельность по умирению великих богов, оскорбленных тем, что народ их недостаточно почитал: «Мой дед Синаххериб был закопан, в жертвоприношение ему, закопал я этих людей живыми. Их плоть скормил я псам, свиньям, воронам, орлам. Совершив эти дела и так умиротворив сердца великих богов, моих владык» 1 . Можно ли сказать, что это лишь обрядовая разница с той религией, которую в те века начинал исповедовать соседний народ, народ Израиля? Его пророкам Бог говорил: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58, 6 — 7). Так что — путь Исайи и путь Ашшурбанапала — это разные пути к одной и той же Цели? Религии все-таки действительно различны. Эти различия надо замечать, сопоставлять, и — оценивать. Именно последнее вызывает наибольшее недоумение у современного светского сознания. Разве можно оценивать религии по шкале хуже-лучше, выше-ниже, совершеннее-примитивнее? Разве все религии не одинаково ценны с духовно-нравственной точки зрения? Не будет ли проявлением нетерпимости и шовинизма отдать предпочтение одной религии перед другими, пусть даже весьма отличными? Как можно сравнивать религии между собой? Каждый народ и каждая эпоха выбирают себе формы религиозной жизни, которые им по размеру и по вкусу. Корректно ли называть религию европейцев более высокой и совершенной, чем религия японцев? Или споры между религиями о том, какая из них истиннее всего — лишь споры между поклонниками смокингов и сторонниками джинсов? Разные люди выбирают разную одежду. Это только естественно. Кто возьмется доказывать преимущество джинсовой пары перед костюмной тройкой, или же выявлять недостатки спортивного стиля по сравнению с вечерними платьями?

http://pravmir.ru/esli-bog-est-lyubov/

Слово «пост» в Новом Завете не употребляется без слова «молитва». Из Ветхого Завета мы знаем, что такое пост. Поститься – это в первую очередь смирять душу. Бог говорит: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал… Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:4,5,7). Дать одежду нагому, прийти к больному или к заключённому, накормить голодного – вот что такое пост. Пост теряет всякий смысл, если он не сопровождается молитвой: без молитвы он становится нелепой и вредной для здоровья диетой. Христос призывает нас переориентироваться с внешнего на внутреннее: умыть лицо и помазать голову перед началом поста, а не тогда, когда он окончился. Смирение души должно совершаться радостно и добровольно. Пост, молитва и милостыня – это нечто неразделимое, это фундамент, основа христианства, нашего личного делания и жизни во Христе. И об этом тоже говорится в Библии, в книге Товита: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» (12:8). Лишь постясь, молясь и давая милостыню, мы можем стать христианами. Если же мы избираем из того, к чему нас зовёт Христос, не всё, а что-то одно, пост или доброделание без молитвы, или же, наоборот, молитву без доброделания и т. п., тогда у нас не получается ни то, ни другое, ни третье… Собирайте сокровища на небе В Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди, Иисус говорит ученикам Своим: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21). В жизнеописании св. Лаврентия – диакона, жившего в Риме и принявшего мученическую смерть в 258 г., есть замечательное место. На вопрос римского чиновника: «Где ваши сокровища?» (а в Риме были богатые христиане) – он показал на вдов и сирот, которых в это время кормили в храме, и сказал: «Вот наши сокровища». Это очень хорошая иллюстрация к тому, что является сокровищем для христианина.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Слово «пост» в Новом Завете не употребляется без слова «молитва». Из Ветхого Завета мы знаем, что такое пост. Поститься — это в первую очередь смирять душу. Бог говорит: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал… Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:4,5,7). Дать одежду нагому, прийти к больному или к заключённому, накормить голодного — вот что такое пост. Пост теряет всякий смысл, если он не сопровождается молитвой: без молитвы он становится нелепой и вредной для здоровья диетой. Христос призывает нас переориентироваться с внешнего на внутреннее: умыть лицо и помазать голову перед началом поста, а не тогда, когда он окончился. Смирение души должно совершаться радостно и добровольно. Пост, молитва и милостыня — это нечто неразделимое, это фундамент, основа христианства, нашего личного делания и жизни во Христе. И об этом тоже говорится в Библии, в книге Товита: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью» (12:8). Лишь постясь, молясь и давая милостыню, мы можем стать христианами. Если же мы избираем из того, к чему нас зовёт Христос, не всё, а что-то одно, пост или доброделание без молитвы, или же, наоборот, молитву без доброделания и т. п., тогда у нас не получается ни то, ни другое, ни третье… Собирайте сокровища на небе В Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди, Иисус говорит ученикам Своим: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19-21). В жизнеописании св. Лаврентия — диакона, жившего в Риме и принявшего мученическую смерть в 258 г., есть замечательное место. На вопрос римского чиновника: «Где ваши сокровища?» (а в Риме были богатые христиане) — он показал на вдов и сирот, которых в это время кормили в храме, и сказал: «Вот наши сокровища». Это очень хорошая иллюстрация к тому, что является сокровищем для христианина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Так учит и слово Божие, и Православная Церковь . О том, как пост угоден Богу можно видеть из того, что Сам Господь Бог говорил в Ветхом Завесе устами пророка Исаии, «вот пост, который я избрал разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:6–7 ). Подобным образом и Православная Церковь поучает нас в своих песнопениях постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголание, лжи и клятвопреступления сих оскудение, пост истинный есть и блаюприятный (Понед. 1-й нед. Вел. Поста, стих на стих.) Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнет стропотная нуждных изменений; всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы (Среда 1-й нед. стих на Господи возв.) Так же учат о посте и св. Отцы. «Берегитесь измерять пост простым воздержанием, говорит св. Василий Великий ; те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакоже, не перестает грешить» (Цветн. Дух. Кн. 2, стр. 151). «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи», учит св. Иоанн Златоуст , «тот более бесчестит его. Ты постишься, докажи это мне своими делами! Какими, скажешь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню, если увидишь врага, примирись, если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо». «Да постится», поучает нас также святитель Тихон Задонский , «ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения, да постится воля твоя от злого хотения, да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических, да постится язык твой от клеветы, осуждения, колдунства, лени, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра, да постятся ноги твои от хождения на злое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010