—318— курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! ( Ис.1:11, 13 ). Но выполнение поста чисто внешнее не только безразлично в отношении благоугождения Богу, но и небезопасно в нравственном отношении. Иудеи заботливо осведомляются о том, можно ли отменить установленные ими посты; о заповедях, данных Богом, такой вопрос немыслим: исполнение заповедей всегда и при всяких условиях обязательно. Однако, они, не обращаясь к священникам и пророкам, отменяли их в своей жизни, относясь к ним без должного внимания. А выполнением постов отстранялась, до некоторой степени, самая мысль о заповедях: оно служило, таким образом, к усыплению их совести, способствовало их нравственному закоснению. Пост, как внешний подвиг, легко поддающийся учету, естественно ведет к фарисейскому превозношению пред людьми, не выполняющими его или выполняющими в меньшей мере, и дает как бы право считаться с Богом, требовать от Него соответствующей награды за подвиг и говорить: «почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» ( Ис.58:3 ). Таким образом, пр. Захария обращаясь к народу и священникам с вопросами: когда вы постились и плакали…, для Меня ли вы постились? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? ( Зах.7:5–6 ), выражает, очевидно, ту же мысль, какая определеннее формулирована и подробнее развита в новозаветном учении о посте ( Мф.15:11 ; 1Кор.8:8–13 ; Кол.2:20–23 ). Выполнение постов в память событий предпленной катастрофы было, следовательно, по пророку, самовольным служением (θελοθρησκεα – Кол.2:23 ), как назвал этот вид угождения Богу Ап. Павел, или «суемудренным воздержанием», как выразился один из толкователей его посланий (Еп. Никанор). IV Но не одно ли и то же праздники, что и посты? Не аналогичные ли это установления, имеющие одинаковый смысл и одинаковую обязательность? По-видимому, да: и праздники —319— и посты, как установления обрядовые, сами по себе, имеют одинаковое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Кто всего себя возвысил до служения Богу, тому весь мир, словно в раю, дает все готовое, подчиняется его воле, слушается его слова во всем и смотрит на него как на могущественного властелина. 4. Так устроено для того, чтобы он не отступил от предстояния Богу и постоянного общения с Ним и Его благой воли. Ведь если человек непрестанно думает только о Боге, то не позволит себе мыслить о чем–либо другом. Поэтому подобает, чтобы все творение служило ему и легко и без усилий давало ему все необходимое. Творение повинуется повелениям общего Владыки всего, Который дает пропитание искренне работающим Ему, как птицам, без трудов и раздумий. У такого человека упование доброе и благоразумное, и не может быть, чтобы он никогда не достиг того, чем теперь обладает. А бывает, человек еще привязан умом к земным пристрастиям и землю ест, как змей–искуситель, предается мечтаниям и пленениям сердца, да и тому же празднословию, ложится и лениво потягивается, но говорит: «Верую, что Бог даст мне все». Такому человеку необходимо поскорее вспомнить, что Бог сказал через пророка: этот народ приближается ко Мне устами своими.., сердце же его далеко отстоит от Меня (Ис 29,13–14). Хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды (Ис 58, 2), но не оставляют Мне правосудия. Для таких людей Божий брат Иаков говорил: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь . Но вера без дел мертва (Иак 2,19–20). 5. Не обманывай себя, безрассудный человек. Сначала должны быть труд и пот ради возделывания добродетелей, а за ними уже последует надежда на Бога. Если веришь, что Бог совершает промысел о Своих творениях и всемогущ, покажи труд, оправдывающий твою веру. Тогда Бог услышит тебя и во всем, как и надлежит, подаст тебе помощь, исторгнув тебя из всякой беды, ущерба и скорби. 6. Всем прочим людям Бог повелел рассудительно распоряжаться своими владениями и сопоставлять с промыслом и ведением Божьим то, что получили от Него. 7. Тот, кто всю свою жизнь препоручил Богу и думает только о том, как благоугодить Ему, может, пребывая в таком ведении, уже не погружаться во всякие заботы о себе. Ибо вместо заботы о делах, в нем преобладает вера, она ниспровергает… всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и всякие человеческие и природные замыслы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Что поражает больше всего в том, как Христос ведет Страшный Суд, так это то, что Он не рассматривает никаких галахических (законодательных), теологических (вероучительных) и обрядовых вопросов, не касается масоры (предание и система истолкования Писания). Все строится на оценке активной социально-значимой жизненной позиции или ее отсутствии. Здесь и выясняется, что Господь Иисус Христос есть Мессия алчущих, жаждущих, бездомных, инвалидов и заключенных и тех, кто им помогает, – это и есть Его настоящее стадо («овцы»). Все остальные не принадлежат к Его стаду, поставлены слева от Него («козлы»). Так Сын Божий выделяет следующие болевые точки в судьбе гибнущего мира: 1 . Голод. 2 . Нехватка чистой питьевой воды. 3 . Люди, нуждающиеся в жилье. 4 . Люди, нуждающиеся в одежде. 5 . Рост хронических и эпидемиологических заболеваний. 6 . Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы. Голод – не прекращаясь, увеличивается на нашей планете. Особенно в результате искусственно созданного экономического кризиса. КАЖДЫЙ ДЕНЬ в мире от голода и недоедания умирают 18 тысяч детей, и 854 миллиона людей ложатся спать голодными. Об этом сообщил глава Всемирной продовольственной программы (ВПП), господин Диуф, назвав сложившуюся ситуацию «страшным обвинением миру в 2007 году». Нельзя обвинять природу или Бога в том, что пищи и ресурсов на этой планете не хватает многим и многим миллионам людей. Господь Бог создал эту планету такой, что она может позаботиться обо всех живых существах, населяющих ее. Создав мир, Бог воскликнул: «хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). И только богачи со своим неправильным распределением труда, ресурсов и продовольствия, используя спекулятивно нажитый капитал, обрекают на нищету и голод целые народы и страны. «На нашей планете производится продовольствие, которого достаточно, чтобы прокормить все ее население» 475 , – сказал официальный представитель ООН господин Диуф. Он добавил, что право на питание было формально признано во Всемирной декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, однако оно до сих пор не обеспечивается. В Библии сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы?» ( Иак.2:15–16 ); и еще: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом» ( Притч.25:21 ). Пророк Исаия призывает: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:7 ). Богатые не обращают внимание на проблемы малоимущих, они живут так, «как будто… одни поселены на земле» ( Ис.5:8 ). Голодных и больных дистрофией становиться с каждым годом все большее и больше, в том числе и в нашей стране. 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это промышление и попечение свое о нас Богу пророка Осии (гл. 2) представляет под образом блудницы, с гибельной ревностью стремящейся к почитанию идолов, которой Он преграждает путь, когда она говорит: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки (Ос 2, 5), чтобы она, не найдя пути к ним, пришла в себя и сказала: пойду, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь (Ос 2, 7). У другого же пророка упорство наше и непокорность спасительным возбуждением Его изображаются под видом жены, оставляющей мужа своего: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев (Иер 3, 19, 20); а любовь свою и постоянство своего расположения Бог представляет под видом любящего мужа, оставляемого женою своей, который обычно тем сильнее воспламеняется любовью к ней, чем холоднее она к нему. Такова и любовь Божия к роду человеческому; оскорбления наши не охлаждают Его заботы о нашем спасении; неправды наши не отвлекают Его от главного намерения. Он непрестанно покровительствует нам 496//и так любит создание Свое, что промысел Его не только сопутствует нам, но еще постоянно предваряет нас. Испытавший эту любовь пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня (Пс 58, 11). Если Он видит зародыш доброго расположения в нас, то сразу возбуждает его и всячески содействует возрастанию, ибо говорит: прежде нежели они воззовут, Я отвечу (Ис 65, 24), и не только внушает святые желания, но еще устраивает случаи к исполнению их и заблудшим указывает спасительный путь. глава 9 О силе доброй воли и о благодати Божией Уму человеческому непонятно, как это Бог дает просящим, обретается ищущими, отверзает толкущим и вместе с тем является не ищущим Его, обретается не вопрошающими о Нем, весь день простирает руки к людям не покоряющимся и пререкающимся, упорных и удаляющихся призывает, не хотящих влечет к спасению; у желающих грешить отнимает случаи к исполнению своих желаний и милостив к неправдам их. Как спасение это принадлежат и нашей воле, ибо говорится: если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис 1, 19), и вместе с тем оно есть дело не хотящего, не текущего, но милующего Бога (Рим 9, 16); как это Бог воздаст каждому по делам его, и вместе с тем Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2, 13), и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф 2, 8); почему это говорится: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин 6, 44); почему повелевается нам сотворить себе новое сердце и новый дух (Иез 18, 31), и вместе с тем говорится: и дам вам сердце новое и новый дух дам вам, и возьму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце из плоти, как это Господь велит Иерусалиму: смой злое с сердца твоего (Иер 4, 14), а пророк просит самого Господа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Объясн. В этих местах послания апостол внушает христианам не придавать особого значения людям гностико-иудейского направления: Кол.2:8:16 ; 1Тим.1:4 ; Тит.3:9 , которые держались предписаний Иудейства о пище и питии: Лев.5:2–3:7:19–25 . Ветхозаветный закон имел прообразовательное значение – был тенью будущего: ст.17. Тело, от которого падала эта тень, есть Христос. Ветхозаветные прообразы все на Него указывали и с Пришествием его должны престать. По своём соединении со Христом в одно тело: Рим.12:5 , вследствие своей смерти для стихий мира: Кол.2:20 , христиане и не должны держаться разных еврейских постановлений и следовать тому, что имеет один внешний вид мудрости: ст.23. Что касается до соблюдения постов христианских, то Сам Господь сказал: Придут дни и тогда будут поститься: Мф.9:15 ; ср. Мф.6:16–17 ; и как апостолы, так и христиане постились: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . 1Тим.4:4–5 . «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой». Объясн. В этих словах нет никакого основания к отрицанию постов, ибо апостол Павел сам великий постник: 2Кор.6:4–5:11:27 ; 1Кор.7:5 . Эти слова апостола направлены против еретиков апостольского века и обличают современных нам отступников от веры, запрещающих вступать в брак и пр., а не православных. Тит.1:15 . «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Объясн. Кто хочет, чтобы для него, как чистого, всё было чисто, тот сначала навыкни и научись воздержанию, воздержанием очисти сердце и возвысь его над соблазнительностью внешних предметов, а это воздержание есть пост: 1Кор.9:25 ; ср. 2Кор.6:4:11:27 , Если кто считает пост для себя излишним, тот чрез это показывает, что мнит себя чистым, а на самом деле он не чист и пленён самомнением: 1Кор.8:9–13 . Ис.58:6–7 . «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, а от единокровного твоего не укрывайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3. дати плачущим сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа уныния; и нарекутся родове правды, насаждение Господне в славу. 4. И созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. 3. Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во влаву Его. 4. И застроют пустыни вековые, восстановят древние развалины, и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. Ст. 3. Господь послал Помазанника Своего утешить сетующих в Сионе, даровать им крепость и бодрость духа: они назовутся сильными правдою (букв. дубами правды), славным насаждением Господа. Эти слова пророчества исполнились на апостолах Христовых, которые, будучи прежде людьми простыми, по ниспослании на них Духа Св., явились столпами правды (ср. Гал. 2:9 ), насадителями на ниве Божией, соработниками Христа ( 1Кор. 3:6–9 ). Ст. 4. Ср. 58:12, 60:10. “Сильные правдою“ восстановят страну народа Божия, находившуюся в запустении. 5. И придут инороднии, пасущие овец твоя, и иноплеменницы оратели, и воноградари ваши: 6. Вы же священницы Господни наречетися, служителие Бога вашего речется вам: крепость языков снесте, и в богатстве их чудни будете. 7. Сице землю свою вторицею наследят, и еселие вечное над главою их. 5. И приидут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. 6. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. 7. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Ст. 5. Тогда как пастыри народа иудейского (ср. Иез. 24:2 и дал.) были из левитов, пастыри в восстановляемой стране народа Божия будут из иноземцев. Виноградник Божий (ср. Ис. 5:7 ), в котором делателями были книжники и фарисеи, будет отдан иным делателелем ( Мф. 21:33–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Неем.3:14 .  А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их. «Навозные ворота чинил Малхия, сын Рехава», может быть, рехавит. Хотя, по ( Иер. 35:5–7 ), рехавитам запрещено было строить дома, но, конечно, только для себя. – Беф-Карем (ср. Иер. 6:1 ), начальником округа которого был Малхия, отождествляют с горой Франков, к юго-востоку от Вифлеема. Неем.3:15 .  Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. «Ворота Источника» получили свое название, вероятно, от близости к Силоамскому источнику и потому их ищут на ю.-в. оконечности холма города. Работавший над этими воротами Шаллум чинил также, по ст. 15, «стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова». Водоем Селах обыкновенно отождествляют с Силоамским прудом (ср. Ис. 8:6 ; Ин. 9:7 ), хотя это отожествление не бесспорно (Гутэ). О ступенях или о лестнице, которая спускалась из города Давидова, упоминается еще в ( Неем. 12:37 ). Шик и Гутэ следы их указывают на том месте, где доныне сохранилась тогдашняя поверхность скалы, недалеко от стены (Zett. D. Pal. Ver. 1882, 315). Неем.3:16 .  За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых. «Неемия, сын Азбука» (Ср. Неем. 1:1 ), был начальником Беф-цурского полуокруга. Беф-цур ( Нав. 15:58 ; 2Пар. 11:7 ), часто упоминаемый в Маккавейских книгах, тождествен с нынешним Beit-Sur, отстоящим на 3 нем. мили к югу от Иерусалима, на запад от Хевронской дороги. Здесь и доныне сохранились остатки древней башни. – Неемия чинил участок стены «до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых». Гробницы Давидовы или гробницы царского дома Давида находились к востоку от горы Сион. В нынешнем Иерусалиме место их указывается различно (Толк. Библ., прим. к ( 3Цар. 2:10 ) ). Под выкопанным прудом в ст. 16 разумеется, вероятно, какой-либо пруд, выкопанный в недавнее время, незадолго до Неемии, и потому хорошо всем известный. Домом храбрых называлась, можно думать, какая-либо казарма (ср. 2Цар. 16:6, 23:8 ) или дом, в котором помещались стражи храмовых ворот, ср. ( 1Пар. 9:26 ) и ( 1Пар. 26:6 ). Гутэ указывает это место к юго-з. от источника Марии (Zeit. D. Р. V. 1882, 332).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. «Благословенные Отца Моего»: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. – «Наследуйте царство»: «Он не сказал приимите, но «наследуйте», как Свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат., ср. Феофил.). Христиане часто в Новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божии, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям ( Рим.8:17 ; Гал.4:6–7 ; Евр.1:14 ; 1Ин.3:2 ; ср. прим. к Мф.5:5 ). – «Уготованное вам от создания мира»: Бог от вечности предвидел действия людей, и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим.8:29–30 ; Еф.1:4–11 ; 2Сол.2:13 ; 1Пет.1:2 ; Ин.6:37 ). – «Сложение «мира» берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ. – «Ибо алкал Я» и пр.: Царство Небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним ( «Я»: ср. прим. к Мф.25:40 ). О вере не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры ( Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 и д.) и без которых вера одна не оправдывает человека, так как без них она мертва ( Иак.2:17 ; Гал.5:6 ). – «Алкал Я»: когда у Меня не было хлеба, вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. – «Был странником»: на Востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно высокою добродетелью (ср. Быт.18:1–8 ; Евр.13:2 ). – «Был наг»: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытая тела от жара или холода; таковые у евреев назывались нагими (ср. Деян.19:16 ; Иак.2:5 ; Иов.22:6 ; Ис.58:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

39–39. Кто находится в состоянии нравственной беспечности, тот не смотря на общее бедствие, настоящее или грядущее, предается веселостям ( 1Кор.15:32 ). В последние дни появятся наглые ругатели, которые станут поступать по собственным своим похотям, и говорить: где обетование пришествия Христа. Ибо с тех пор, как стали умирать отцы наши от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:3–4 ). 40–41. Во время общего бедствия Бог одного милует, а другого наказывает. Язва ходит во мраке, зараза опустошает в полдень: но кто живет под покровом Всевышнего, того зло не коснется ( Пс.90 ). Гл. 25. Ст. 1–13. Да будут чресла ваша (ума вашего – 1Пет.1:13 ) препоясаны (истиною – Еф.6:14 ), и светильники (мысли, сердце) горящими. Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, как придет и постучится, тотчас отворить ему ( Лк.12:35–36 ). В ожидании скорого пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и раскалившиеся стихии растают, потщитесь явиться пред Богом нескверными и непорочными в мире ( 2Пет.3:12 ). Во всяко время да будут ризы твоя белы (т. е. ризы души твоей), и елей (добрых дел) на главе твоей да не оскудеет. Еккл.9:8 . Сл. Мф.6:17 . 8–9. Бесполезны молитвы к праведникам, когда Господь приидет судить живых и мертвых, самые праведники будут чувствовать тогда недостаток в своей вере и добрых делах. 13. Не коснит Господь (исполнением) обетования (прийти на суд), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да все в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). 37–39. Если праведник делает кому добро, то он не примечает, когда и кому делает: ибо все, что ни делает, делает в Боге и для Бога, чтобы в будущем достигнуть вечной жизни ( 1Тим.6:18–19 ). Берегитесь раздавать милостыню вашу пред людьми, с тем чтобы они вас видели: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного ( Мф.6:1 ). Раздавай милостыню так, чтобы левая рука твоя не ведала, что делает правая ( Мф.6:3 ). 42–45. Не забывайте странноприимства ( Ис.58:7–8 ): ибо чрез сие некоторые, не зная, угостили Ангелов. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:2–3 ), подверженном страданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Отметим, что отказ в милостыне закон рассматривает как грех. И даже указывает, что давая милостыню « не должно скорбеть сердце твое ». Это уже определенное выражение нравственной нормы любви к ближнему. На протяжении всего ветхозаветного периода пророки призывают творить милостыню: « Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » ( Ис.58:7 ). « Ибо я милости хочу, а не жертвы » ( Ос.6:6 ). « Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою » (Пр.25:21). « Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте » ( Зах.7:10 ). Оценивая в целом хозяйственные нормы Синайского законодательства, мы видим следующие особенности. Таким образом, можно утверждать, что законы Моисея вводят принцип хозяйственной теократии , предполагающий подчинение Богу в повседневной хозяйственно-экономической деятельности. Рабство в Ветхом Завете. Имеет смысл немного остановиться на характере бытовавшего среди ветхозаветных евреев института рабства. В окружавших еврейский народ государствах – Ассирии, Вавилоне, Египте – существовали очень суровые законы для рабов, фактически превращавших их в бесправный рабочий скот. Иную картину мы видим в Израиле. Мы уже упоминали о гуманных нормах седьмого года, предписывавших отпускать раба после шести лет работы. Но дело даже не столько в этом. Сама жизнь раба была иной. Раб в древнееврейском языке «эвед» означает «работник». Перевод этого слова как «раб» («дулос») впервые появился в Септуагинте и был перенесен затем в Синодальный перевод/7:161/. «Раб» был в достаточной мере свободной личностью, сравнимой в этом смысле с нашими крепостными крестьянами. Поэтому случаи «попадания в рабство» за неуплату долгов или продаже в рабство своих детей следует понимать с учетом этого обстоятельства. Фактически рабство было продажей труда, либо собственного, либо своих детей, в уплату за долг. Вот как закон Моисеев требует обращаться с рабом: « Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: Он должен быть как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, Потому что они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего » ( Лев.25:39–43 ).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010