Не всем ли нам также сказано: его же аще просите от Отца во имя Мое, даст вам, и ещё: его же аще хощете, просите, и будет вам ( Ин.15:16:7 )? Милосердый Господь охотно готов исполнять все наши желания, если только они согласны будут с Его волею, совершать все советы души нашей, если только эти советы от Его советов не будут так же далеко отстоять, как далеко, по Его же у пророка выражению, отстоит небо от земли ( Ис.55:8 или все-таки 9), или запад от востока; готов давать нам всё по сердцу нашему, если только мы Ему отдадим своё сердце, по Его прошению: сыне Мой, даждь Ми сердце твое ( Притч.23:26 ), да амо же и яко же восхощет, тамо и сице уклонит е, и сотворит в нем вся хотения своя к нашему благу и блаженству. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, исполнит Господь вся прошения твоя ( Пс.19:6 ). Когда же Господь, говорит в себе молящийся народ, дарует тебе защиту от врага и спасение от бедствия, а чрез тебя и всем нам избавление от поношения и рабства, нам угрожающего, тогда возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, т. е., вместо стыда и посрамления между соседними народами мы прославимся и соделаемся великими и знаменитыми, но не сами собою, а по имени Бога нашего, сотворившего и творящего чудеса велия в нас и для нас. И поскольку все твои желания и прошения сосредоточивались во благе твоего народа, в его спокойствии и безопасности, в его благоденствии и мире, то таким образом Господь, ограждая нашу безопасность и даруя нам среди брани мир, исполнит вся прошения твоя ( Пс.19:6 ). Ныне познах, говорит пророк далее, яко спасе Господь Христа Своего, услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы Его ( Пс.19:7 ). Ныне, т. е. теперь, когда мы видим, что упование царя нашего на Бога крепко и молитва его к Богу усердна, познали мы на самом деле, что он не будет оставлен Богом, и просимое спасение, по молитве своей, свыше примет: он молится во храме на земле, но Господь слышит его на небе, и оттуда послет ему верную помощь, ибо могущественна спасительная десница Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев. Авраам показывает пример своим потомкам, которым следует брать жен из дочерей благословенных семитов, а не проклятых хананеев (9,24–27; 15,16; 18,18.19; Втор. 7,1–4 ). 24 не возвращай сына моего туда. Авраам не изменил Божиему призыву покинуть отечество (12,1.7). 24 Который взял меня из дома отца моего. Вся жизнь Авраама была основана на Божием обетовании (12,1 3.7). Ведомый рукой Бога, он посвятил свою жизнь исканию «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6,33 ). потомству твоему дам сию землю. В последних словах патриарха выражается сущность Божиего обетования (12,7). Ангела Своего. См. 16,7 и ком. Из истории с Агарью Авраам понял, что, стремясь получить обещанное, следует полагаться не на плоть, а на Бога (гл. 16). 24 сказал. Т.е. помолился (ст. 26,27). 24 по сему узнаю я. Требование знамения уместно, поскольку поручение связано с продолжением мессианского рода ( Ис. 7,10–14 ). 24 благословен Господь. Посланник Авраама знает, что ведет его Бог. Господь... привел меня. Бог содействует святым (50,20; Руфь). Позднее это выразится в том, как Бог провел Свой народ через пустыню в обетованную землю ( Исх. 13,17.21; 15,13;32,34 ). 24 Лаван. Лаван берет на себя ответственность за семью либо потому, что семейное управление осуществлялось старшим братом, а не отцом, либо потому, что Вафуил был недееспособен. 24:42–48 Повторение этой истории необходимо для того, чтобы Лаван, Милка и Ревекка убедились в действии Божиего провидения. 24 Лаван и Вафуил. Подобная непоследовательность, заключающаяся в упоминании имени отца после имени сына, говорит о том, что Вафуил был недееспособен. В ст. 55 упоминаются только брат и мать Ревекки. от Господа пришло это дело. В этом событии они усматривали Божие провидение. 24 пусть побудет с нами девица. Таков был обычай ( Тов. 8,15 ). 24 спросим, что она скажет. Они хотели спросить ее о том, сколько времени она собирается пробыть с ними до отъезда; вопрос о женитьбе был уже решен. 24 пойду. Ревекка подчинилась повелению Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Такая молитва будет одним лицемерием, а лицемерие есть мерзость в очах Божиих. Авессалом, например, хотел идти в Хеврон с притворною целью, как будто для принесения жертвы Богу, в действительности же имея намерение поднять там мятеж против отца своего. Между тем Бог провидел это лукавство его и наказал Авессалома ужасным образом. Поэтому всячески нужно хранить себя от грехов даже самых тайных, ибо Бог видит и замечает их все. Равным образом всячески нужно беречь себя от порочного лицемерия и лукавства, ибо Бог взирает на сердце и сердечные расположения, и Ему приятны прямота и честность. Что мы выражаем, когда называем Бога всеведущим? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог вездесущий? К чему побуждает нас эта истина? 11. Бог есть Дух премудрый Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления. Сир.39:27 . О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим.11:33 . Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36:5 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Ис.55:8 –9. Священная история повествует, что Соломон, по вступлении своем на престол, отправился в Гаваон с целью просить у Бога мудрого и разумного сердца. Сознавая, что для хорошего управления народом необходимы великая мудрость и великий разум, Соломон вместе с тем верил, что эти великие дары может подавать только Один Бог. И это так и есть в действительности. «Он, – свидетельствует пророк Даниил о Боге, – дает мудрость мудрым и разумение разумным», ибо " у Него мудрость и сила». Но если мудрость всех премудрых проистекает от Бога, то ясно, что у Него Самого должна находиться всякая премудрость. И подобно тому, как сила и могущество Божии превосходят силу и могущество всех царей, так и мудрость Его превосходит мудрость всех мудрецов: Он обладает высочайшей премудростью. Что же мы выражаем, когда называем Бога премудрым? В первом члене символа веры мы исповедуем, что Бог есть всемогущий Творец мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В Нем корни бытия, корни существования, мир существует лишь потому, что Бог дал ему существование. В отношении силы можно сказать, что все существует по причастию к силе Сущего – существующее от Сущего. Это фактически первый признак, потому что если нет существования, то нет и жизни. Далее мы говорим о Боге, что Он – жизнь. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Христос также говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Вот имя Бога – Жизнь – очень часто встречается в Библии . Он называется или просто Жизнью, или Богом Живым: «Иисус, Сын Бога Живаго» (1Тим.4: 10; Евр.3:13 ; Откр.7:2 ). Бог Отец – Бог Живой, Сын – это Жизнь и Начальник жизни, Дух Святой – Дух Животворящий. Он является живым, потому что Он оживляет всех. Святой Кирилл Александрийский говорил, что могущество Сына Божия заключается в том, что по Его воле рождаются все новые и новые поколения и животных, и людей. Именно Бог Сын в начале нашего существования сказал: «Да будет» ( Быт.1:3; 1:6; 1:14–15 ). Он прикоснулся к нам своей животворящей рукой в тот момент, когда мы только появлялись, Он прикоснулся – и потому появились мы. План был продуман еще до сотворения Вселенной. И когда Бог сотворил Вселенную, Он повел ее, как огромный корабль, к своей цели. Бог задумал каждого из нас: и когда, и кем кому родиться, и что каждый из нас получит при рождении, – Он дал жизнь в момент зачатия. Но Библия говорит больше! В Книге Иова сказано: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» ( Иов.10:10 ). У пророка Иеремии: «Говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке» ( Иер.18:6 ). Бог «лепит» человека, Его живая сила продолжает вылепливать человека даже сейчас. Тело человека – огромная загадка, в нем порой происходят непонятные процессы, которые до конца не может объяснить наука. Имена Премудрого Бога Теперь скажем о том свойстве Бога, которое называется премудростью, потому что Бог называется Богом Премудрым. Как сказано: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» ( Прит.3:19 ). Разум Бога непостижим: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис.55:9 ). Бог обладает колоссальным разумом, знающим все возможности одновременно. Всякое знание коренится в Нем, но при этом это знание «отпечатано» на всем творении. Обычно нормальный ученый занимается тем, что разгадывает какие-либо отпечатки премудрости Бога, которые запечатлены на творении. Ученый не может выдумать законов мира, он просто может постигнуть, увидеть законы Бога, исследовать их и описать.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как же можно браться за одно внутреннее, когда еще не научились трудом и опытом от внешнего восходить к внутреннему! . Видно теперь, где во всей полноте, силе и красоте является жизнь в Боге? На высших степенях молитвы. Так велика сила молитвы и так высоко ее значение!.. Молитва есть все: вера, благочестие, спасение... Кто умеет молиться, тот уже спасается»... (Преосв. Феофан. Начерт. христианск. вероучения, 399). 7. Молитва есть пища для души Молитва для христианской души то же, что пища для тела, что вода для дерева и рыбы. Св. отцы весьма часто молитву называют пищей души. «Все люди имеют потребность в молитве не менее той, – говорит св. Иоанн Златоуст ,– какую имеют дерева в воде; ибо как они не могут приносить плодов, не принимая сока от корней; так и мы, не будучи напоеваемы молитвами, не можем приносить в изобилии многоценных плодов благочестия» (Из 1-го слова о молитве). «Если ты лишишь себя молитвы, – говорит он же, – то сделаешь то же, как бы ты извлек рыбу из воды; ибо как вода составляет жизнь рыбы, так жизнь твою составляет молитва . Через молитву, как через воду, можно воспарить, перейти небеса и приблизиться к Богу» («Христ. чтен.» 1836 г., ч. 3, стр. 8). «Не оставляй молитвы, как духовной пищи, – говорит св. Геннадий,– ибо как тело, лишаемое пищи ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти» («Правила о вере и жизни христ.» прав. 44 в «Прибавл. к твор. свв. отц.» г. 3-й). 8. Библейские тексты о молитве М о л и т в а заповедана: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» ( Ис.55:6 ). – «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах» ( Плч.3:41 ). – «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7–11 ). – «Сказал также (Иисус Христос) им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). – «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). – «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). – «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). С м о л и т в о ю д о л ж н о о б р а щ а т ь с я к Богу, как нашему Отцу: «Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). – «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " » ( Гал.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Именно отправлением в ад, представляется благочестивому царю Иудейскому Езекии окончание существования во плоти ( Ис. 38:10 ). Там же оказался Евангельский богач из Притчи, рассказанной Господом: «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его…» ( Лк. 16:23 ). Спасение от ада, как мы уже говорили выше, принес находящимся там людям Господь Иисус Христос. Многих ветхозаветных праведников, да и вообще людей, живших до Пришествия Христова и принявших Его проповедь, Он вывел на свободу. За это спасение приносит «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1Кор. 15:57 ) и Апостол Павел, вспоминая при этом о пророчестве Осии: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 = 1Кор. 15:55 ). То есть со времени Пришествия Христова ад лишен своей силы, и окончившие земную жизнь уже не обречены на нисхождение в него. Из Послания Апостола Петра нам известно о том, что Христос, «…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя… « ( 1Петр. 3:18–20 ). Апостол Павел также говорит, что до того как воссесть одесную Отца Христос совершил спасительное действие в аду: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» ( Еф. 4:9 ). После Своего преславного Воскресения Христос сказал о Себе Апостолу Иоанну Богослову: «…и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1:18 ). Однако, уничтожение власти ада не означает гарантированного избавления от него людей, живущих после Пришествия Христова. Грешники, не боящиеся Бога и не принявшие Евангельскую весть, оказываются под угрозой уже вечной гибели. Это явствует из наставлений Господа двенадцати апостолам перед отправлением их на проповедь ( Мф. 10:28 ). Особенно грозно звучат эти слова относительно тех, которым явлены были силы Спасителя, но которые тем не менее не признали Его Божественного достоинства: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Он подсказывает, что слова эти надо понимать так: «Не говори в сердце своём: кто взойдёт на небо (как именно взошёл Христос, как именно родился Христос)». То есть не спрашивай: как именно Бог действует или каковы механизмы чуда? Именно тем, наверное, и отличается механизм действия Бога от механизма действия человека, что последний всегда, пусть не без труда, но можно раскрыть и понять, тогда как механизм действия Божьего скрыт и непонятен по самой своей сути. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», — говорится в книге пророка Исайи (Ис 55:8-9). Поэтому пытаться понять, каким именно образом, умерев на Кресте Своём со словами «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46), Иисус избавил нас, спас и искупил от грехов, — бессмысленно. Этот вопрос не имеет ответа, поэтому не будем его задавать, а просто примем как факт, как данность, что Иисус, умирая на Кресте, принимает на Себя и искупает грехи всех нас. Per crucem ad lucem «Древнее прошло, теперь всё новое», — говорит апостол Павел (2 Кор 5:17). И что удивительно, в этом новом мире оказывается, что мы теперь уже не должники, потому что за наши грехи заплачено. Всё то дурное, что было сделано нами раньше, не висит больше, как «жернов осельский», у нас на шее, не тяготит и не тянет нас к земле, как непосильный груз. Мы — свободны. И поэтому перед нами встаёт новый вопрос: что делать дальше — по-прежнему ли оставаться среди тех, кто обрёк Иисуса на смерть, яснее говоря — среди Его палачей, среди тех, кто сражается в этой жизни против Него, или стать Его соработником, присоединиться к тем, кто трудится вместе с Ним, кто помогает Ему нести Его Крест? Быть ли в той толпе, которая смотрит на Распятого и кричит: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с Креста, и уверуем в Него» (Мф 27:42) — или стать рядом с Симоном Киринеянином, который подхватывает Его Крест и несёт? По сути дела, это и есть та единственная задача, которая непременно встаёт перед нами, когда мы становимся христианами: решить, с кем быть вместе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010