Итак послушай, возлюбленный, что я скажу тебе о сей Пасхе, коей таинство и образ даны были древнему народу, а самая истина возвещается и поведается ныне в народах. Хотя сомневающиеся и колеблющиеся умы глупых и необразованных людей и недоумевают o великом дне самой первой и истинной Пасхи (ибо говорят, как нам истинно праздновать и совершать оную Пасху?): – однакож, в самом деле, животворящий Спаситель наш есть истинный Агнец, единолетный, непорочный, и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в своей наружности, как и пророк богодухновенно предсказал об Нем, что Он «беззакония не сотвори, нижé обретеся лесть во устех Его, но Господь восхотел уничижить Его и предать» на крестныя страдания ( Ис.53:9–10 ). Он называется Агнцем единолетным потому, что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу, как и Сам Он предвозвестил ученикам Своим: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царствие небесное» ( Матф. 18:3 ); и как o праведниках говорит Исаия: «столетний будет умирать юношею, а грешник, будучи ста лет, проклят будет» ( Ис. 65:20 ). Хотя же Спаситель наш, вкусил Пасху с учениками своими в четырнадцатую ночь, в которую Он был схвачен, и – преподал ученикам таинство истинной Пасхи; ибо, после того, как удалился от них Иуда, Он, взяв хлеб, благословил оный, и дал ученикам Своим, сказав: «приимите, ядите: сие есть тело Мое»; а потом, благословив вино, также сказал им: «сия, есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов: сие творите в своих собраниях в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 , 1Кор.11:24–25 ): но Господь наш сделал сие прежде, нежели был взят. Ибо Он удалился из того места, в котором совершил Пасху и предал Свое тело в пищу и кровь в питие, и вместе с учениками Своими отправился туда, где уже Его и схватили. A потому, тогда как ели тело Его и пили кровь, Он уже был причтен к мертвым. И Господь собственными руками предал тело Свое в пищу, и, еще не быв распят, предал кровь Свою в питие. В ту же четырнадцатую ночь, когда взяли Его, и дело и суд Его продолжались до часа шестого; в шестом часу признали Его виновным, и распяли. Когда судили Его, Он ничего не говорил, и не давал ответа Своим судьям. Ибо хотя Он и мог говорить и отвечать; но была бы некоторая несообразность, если бы начал говорить и давать ответы Тот, Кто уже причтен к мертвым. От шестого часа даже до девятого была тьма, а в девятом часу Он предал дух Свой в руки Отца Своего, и Он находился в мертвых следующую пятнадцатую ночь, весь день субботний, и в продолжении трех часов пятка; в ту же ночь, которая предшествовала дню, следовавшему за субботою, и в тот же самый час, в который Он преподал ученикам Своим тело и кровь Свою, Он воскрес из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

И недавно нами было сказано, и теперь опять будет сказано. Прежде явления Христа, прежде евангельской проповеди, над нашим естеством царствовали дьявол , грех, смерть. Откуда это видно? Павел говорит: как «царствует грех в смертном вашем теле», так и благодать воцарится через Христа ( Рим.6:12 ). Вот – царство греха! Где же – дьявола? Послушай, что говорит Спаситель: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его» ( Мф.12:26 )? Вот – царство дьявола! Где – царство смерти? Послушай слова Павла: «Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими» ( Рим.5:14 ). Так как дьявольская троица, то есть, дьявол , грех и смерть, возымела силу и властвовала над Святой и Пречистой Троицей, именно: дьявол обольщал, грех умерщвлял, а смерть погребала, то поэтому Давид и благовествует находившимся под той тиранической властью и говорит, чтобы они ушли из-под ярма рабства и приняли возвещаемое владычество Христа: «Господь воцарился». Царство смерти прекратилось, сила греха упразднилась, власть дьявола окончилась. «Господь воцарился: да радуется земля». Радоваться должна некогда порабощенная, а теперь освобожденная, – некогда заблудшая, а ныне прославленная, – некогда бывшая во гробе, а теперь находящаяся на престоле, – некогда – в бесчестии, а ныне – в чести. «Господь воцарился». Так и в другом месте говорится (должно приводить сродные между собою мысли): «Господь воцарился, в благолепие облекся» ( Пс.92:1 ). Мы одеваемся снаружи одеждою, чтобы прикрыть непристойные стороны нашего естества. А зачем Бог покрывает Свое бестелесное естество, исполненное света, лучше же сказать – блистающее светом? Но Он называет Своим одеянием самое Тело Христово: «Господь воцарился, в благолепие облекся». «Благолепием» называет Плоть Христову. Она была прекрасна, не имея безобразия греха, потому что (Господь) никогда не совершил греха, и не нашлось коварства в устах Его ( Ис.53:9 ). «Облекся Господь силою и препоясался» ( Пс.92:1 ). Так как пояс украшает царя, а пояс – отличительный знак царя и судьи, то Писание вводит Его и как Царя, и как Судью; Исаия говорит: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» ( Ис.11:1–2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

20:10). Возражения: 1) Слова «век», «вечный», «вовеки» в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, а не бесконечное продолжение времени. 712 –Отв. Спаситель и ап. Павел, говоря о вечности мучений грешников, противополагают эти мучения вечному блаженству праведников; если же последнее вечно-бесконечно, то вечно бесконечны и первые. 2) Нечестивые не могут существовать бесконечно, а след., и мучиться вечно, потому что они и после всеобщего воскресения пред страшным судом останутся телесными и смертными ( Гал.6:8 ; Рим. 8:13 ; Мф.3:12; 13:30,40 ; Откр.2 .:11; 20:6). 713 – Отв. «Нет. Сам Спаситель говорит, что перед вторым Его пришествием все мертвые оживут ( Ин. 5:25, 28–29 ) и что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могуг, ибо они равны ангелам» ( Лк. 20:35,38 ). Ап. же Павел, описывая свойства последних тех, пишет: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ); «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему – облечься в бессмертие… сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (- ст. 53, 54; сн. 26 ст.; Ис. 25:8 ). 3) После всеобщего воскресения и суда грешники бтдут совершенно уничтожены, так как в Писании говорится, что «возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ), что нечестивые погибнут, будут истреблены и искоренены, их попалит огонь, их больше не будет ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 ; Ис. 29:20 и др.), их существованию будет положен конец ( Пс. 72:27 ; 2Кор. 11:15 ; Фил. 3:19 ). – Отв. Из указанных мест одни говорят только о прекращении жизни грешников на земле, напр.: «еще немного и не станет нечестивого, посмотришь на его место, и нет его» ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 и т.п.), другие (большинство) – о погибели грешников в смысле лишения их вечной жизни, т. е. блаженного общения с Богом (см. 2Фес. 1:9 ), третьи же – о конечном результате, к которому приведут грешников дела их, как и пишет ап. Павел: «конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:15 ). 714

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Дальнейшие слова пророчества: от утробы матери Моей называл имя Мое“ с такой же вероятностью имеют в виду происхождение того же Божественного Лица от матери по своему конечному бытию и напоминают пророчество Исаии: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил“ ( Ис. 7:14 ), а также: ибо младенец родился нам, Сын дан нам“ ( Ис. 9:6 ). Шестой и седьмой стихи Исаии 49 главы: цари увидят (разумеется – Тебя), и встанут Князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя“ как бы предупреждают откровение Даниила: видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как-бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится“ ( Дан. 7:13–14 ). Что же касается четвертого стиха и первого полустишия седьмого: А я сказал: напрасно трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою... так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов“..., то здесь легко узнать униженного, презираемого Страдальца, который Своею невинною кровию должен был спасти человеческий род. Не говоря о том, что унижение неизвестной личности по данному пророчеству является как бы вступлением к подробному изображению страданий Раба Иеговы по 50, 52 и 53 главам, это краткое упоминание о необыкновенном унижении живо воспроизводит в сознании аналогичные изображения страданий высочайшего Праведника у псалмопевца и пр. Иеремии ( Пс. 21, 39 и 68; пр. и др.). В 21-м псалме Давида Страждущий Праведник говорит почти таким же языком и употребляет почти те же выражения при изображении своего униженного состояния (7–9 ст.). Все это дает полное основание утверждать, что неизвестная личность рассматриваемого предсказания должна быть чудной Богочеловеческой личностью обетованного Мессии, Спасителя мира. Субъект данного пророчества имеет быть Спасителем Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Другой сохраненный лик Христов – какой-то более нежный, изящный, – тот, который получила святая Вероника, своим платком утершая вспотевшее лицо Спасителя тогда, когда Он под Крестом шел на Голгофу по улице Виа Долороса. И этот лик можно видеть в церквях на иконах. Он известен под названием «Убрус святой Вероники». Интересно, что Ветхий Завет намного выразительнее, чем Новый Завет, описывает лик Спасителя. Пророк Исаия передает видение будущего Мессии так: Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ). Соответственно, Иисус Христос должен быть Чудным. Еще определеннее подчеркивает красоту Христову царь Давид, говоря: Ты прекраснее сынов человеческих ( Пс.44:3 ). Однако, эти же прозорливые пророки описывают Христа и в совсем противоположном плане. Так, Исаия говорит: ...Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ). А Давид от имени Самого Христа заявляет: Я же... поношение у людей и презрение в народе ( Пс.21:7 ). Без сомнения, это негативное описание касается вида Христа при мучениях и страдании. Но такой обезображенный вид Он должен был всегда иметь для тех, кто Его ненавидел и преследовал. Ведь и нам некрасивым кажется даже самое красивое лицо того, кого мы возненавидим? Однако в любом случае Христос привлекал не столько своей внешней красотой, сколько внутренней, нравственной. Одних притягивал, других отталкивал. Притягивал осознающих греховность грязи, в которой они находились, и желающих для себя возвышенной нравственной чистоты и красоты, которую видели в Сыне Божьем. А отталкивал чувствующих себя удобно в грязи своей греховности и ненавидящих каждого, кто попытается их из этой грязи вытащить и умыть. Нравственная красота, красота души, сердца и нрава светится даже в самом некрасивом лице человеческом. К примеру, Сократа, Авраама Линкольна. Даже Квазимодо – человек с наибезобразнейшим лицом в поднебесье – оказался красиволицым, совершая благородное дело, как описал Виктор Гюго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Стих. 1. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! облекись в одежды славы твоей, Иерусалим, город Святого! ибо уже не будет более проходить чрез тебя необрезанный и нечистый. LXX : Восстань, восстань, ÷ Сион, облекись в силу твою, Сион, и облекись в славу твою, Иерусалим, город святый! уже не будет более проходить чрез тебя необрезанный и нечистый. Опять и в этом месте название «Сион», как выше ( Ис. 51:9 ), прибавлено Семьюдесятью и поэтому проколото копьем [обелом]. Итак, кому выше ( Ис. 51:17 ) сказал: Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, тому же теперь говорит: Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион . А что есть Сион, это следующий стих показывает: Облекись в одежды славы твоей, Иерусалим . Это мы сказали, чтобы доказать, что Иерусалим и Сион составляют один город. И повелевается ему снять с себя траурные одежды и облечься в те, которые он имел, прежде нежели выпил из руки Господней чашу ярости. И называется он городом святилища (ибо это означает codes ) по причине храма, который в нем был построен, или Святого, по причине ведения Бога, или святым, потому что только он один на всей земле получил закон. Посему и по воскресении Спасителя тела умерших явились в святом городе ( Мф. 27:53 ). Но как бы топи было, он, по причине богохульства и наложения рук на Господа ( Мф. 27 ), не мог быть святым. А что обещается, что, если он восстанет после падения и облечется в силу и славу свою, уже не будет более проходить чрез него необрезанный и нечистый, это означает то, что и апостол Павел говорит: кое причастие правде к беззаконию; или кое общение свету по тме; кое же согласие Христови с Велиаром; или кая часть верну с неверным; или кое сложение церкви Божией со идолы ( 2Кор. 6:14, 15 )? Все это, согласно с начатым нами изъяснением, может быть применимо и к состоянию души, так как если бы она чрез покаяние получила опять прежнюю силу, то называлась бы жилищем Святого, и сделалась бы храмом Божиим, и не проходил бы чрез нее необрезанный и нечистый помысл (λογισμς).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно, также и царство его не продолжалось вечно, ибо оно уничтожилось, а только царь, родившийся от Давида, то есть Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также в ясной речи Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском из рода Авраама и Давида. 65 . Также указывая на Его вход в Иерусалим, который был главным городом Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: «Скажите дщери Сиона: се, царь твой грядет к тебе, кроткий, сидящий на ослята, на жребяти, сыне ослицы» ( Ис.62:11 ; Зах. 9:9 ). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жребяти ослином, когда толпа возложила (на жребия) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим. 66 . Таким образом, Пророки возвестили о том, что Сын Божий должен родиться, и каким образом и где определено Ему родиться, и что Христос – единый вечный Царь. Точно также они предсказали, как Он, происходя от людей, исцелит тех, которых Он исцелил, и воскресит мертвых, которых Он воскресил, и как Он будет ненавидим и поруган и пострадает и будет умерщвлен и распят, как Он (действительно) был ненавидим, поруган и умерщвлен. 67 . Теперь мы скажем об исцелениях Его. Об этом Исаия говорит так: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на Себя» (53:4), то есть понесет их и возложит на Себя. Ибо есть такие места, где Дух Божий сообщает чрез пророков имеющее произойти, как совершившееся; ибо что у Бога взвешено и предопределено, чтобы наверное произойти, то рассматривается как уже произошедшее. И Дух, наперед созерцая и провидя то время, когда пророчество должно исполниться, (соответственно этому) делает Свои изречения. И для обозначения образа исцеления он говорит следующее: «в тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» ( Ис. 29:18 ); и опять он же говорит: «укрепитесь, ослабевшие руки и дрожащие и спотыкающиеся колена; утешьтесь, робкие и малодушные умом; будьте тверды, не бойтесь; вот Бог наш – Он воздаст судом; Он Сам придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит, как олень, и язык заикающихся будет свободен (ясен)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Он долго останавливается на печальных событиях при Антиохе, чтобы устрашить хотя та­ким образом. «И укрепится сила его», т.е., Бог мог остано­вить его, но попустил за грехи иудеев, и не просто за грехи, но за то, что исполнилась мера. Разве есть какая-нибудь мера грехов? " Ибо мера беззаконий, – говорит Бог, – Аморреев доселе еще не наполнилась» ( Быт.15:16 ). И заметь: предсказывается уже не сожжение, но отдельные случаи убийств. Так как некоторые будут добрее и лучше отцов, то и наказание положено меньшее. Это говорится для того, чтобы они, возгордившись победами, бывшими при Зоровавеле, не сделались беспечными. И посмотри, как он не указывает ничего светлого после времен Антиоха, но говорит только о прекращении бедствий и о времени, их обнимающем. Что же? Разве он не предсказал об этом плене? Предска­зал, но весьма не ясно. Потому и Христос сказал: «когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» ( Мф.24:15 ). Бедствия придут, говорит, но так, как будто он не пред­сказывал. Впрочем некоторые говорят, что справедливо не предсказано об этом, так как этот плен не имел опре­деленного времени. «Ему назначали, – говорит пророк, – гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис.53:9 ). «Но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам», т.е., сохрани, сбереги, чтобы оно не исказилось от продолжительного времени. Посмо­три, как Бог всегда щадил иудеев. Они пришли в Египет и сделались дурными; Он не отступил от них, но вы­вел их в пустыню. Они оставались в нечестии; Он не от­ступил от них, но ввел в землю обетованную. При Антиохе опять вывел их, и опять они остались такими же. При Христе они опять были такими же; но Он и тогда не отступил от них, а постоянно печется о них. Как естественные свойства, данные нам от природы, не покидают нас, что бы ни случи­лось, так и Бог; или лучше, они могут покинуть нас, но Бог никогда не оставляет Своим промышлением и попече­нием. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, – говорит Он, – чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис.49:15 ). Как мать не смотрит на то, хороши ли ее дети, но исполняет закон при­роды, – так, и даже более, Бог постоянно печется, никогда не оставляет, всегда действует в одной и той же мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010