2. Когда слышишь, что Бог, создавший небо и землю, море и все прочее, видимое и невидимое, и самого человека, соделался человеком, не думай, что сие совершилось для другого чего, кроме как для того, чтобы возможно было Самому Богу подъять некиим образом смерть посредством человеческого естества, и после сего не ищи ничего более, как только узнать причину, для чего подъял Он смерть. – И вот слушай! Креститель Господень Иоанн говорит: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). И Пророк Исаия за много лет прежде преднаименовал Его Агнцем, влекомым на заклание, и именно за грехи наши ( Ис.53:7 ). Познай же из сего, что Бог воплотившийся подъял смерть ради греха, и именно того ради, чтоб благодатию Его могли не грешить более те, которые верою приемлют Христа, яко Господа, ради избавления их от греха закланного, умершего и воскресшего тридневно от гроба. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Христа Господа, хотя и мнят, что приняли Его. Ибо если б они прияли Его, то Он даровал бы им, как говорит Иоанн Богослов, область быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ), которые не могут грешить, так как написано, что всяк рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем пребывает; и не может согрешати, яко от Бога рожден есть ( 1Ин.3:9 ), – и что всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его ( 1Ин.3:6 ), – и что творяй грех от диавола есть ( 1Ин.3:8 ), и что явлена суть чада Божия и чада диаволя тем, что всяк не творяй правды, несть от Бога ( 1Ин.3:10 ). И если тот, кто не творит добрых дел, несть от Бога, то тот, кто при этом творит еще и худые дела, откуда есть? – Сего ради, говорит, явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя, которые, если не будут в ком разрушены, от чего-либо другого нет ему никакой пользы. 3. Многие из тех, кои происходят от рода христианского, думают, что полезно для них именоваться христианами, и не знают, что это одно только имя, которое получают они от отца или от матери, или от отечества, и само по себе никакой не доставляет пользы. Тогда только, когда они и живут по закону Христову, становится их собственностию и имя христианина, и вера христианская.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

14) Моисей избрал двенадцать соглядателей и семьдесят старейшин ( Чис.13:3 ), ( Исх.24:1 ): Христос столько же имел Апостолов: и призва обанадесять ученики своя ( Мф.10:1 ) и столько же учеников: по сих же яви Господь и инех седмьдесят, и посла их по двема пред лицем своим ( Лк.10:1 ). 15) Моисей вознесе змию в пустыне ( Чис.21:9 ), на которую всяк угрызенный от змеев, взирая, выздоравливал: Христос вознесён от земли, как Он Сам о Себе говорит: и аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе ( Ин.12:32 ). – Да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:15 ). 16) Моисей не преставал быть между разгневанным Богом и согрешившими человеками ходатаем ( Исх.32:31–32 ): Христос: (α) за преступников молился: Отче, отпусти им ( Лк.23:34 ). (β) За вся люди, как пишется: иже во днех плоти своея моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства ( Евр.5:7 ). (γ) Доднесь ходатайствует о нас, как пишет Павел: Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть о десную Бога, иже и ходатайствует о нас ( Рим.8:34 ). – Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас ( Евр.9:24 ). 17) Моисей постился сорок дней, и сорок ночей ( Исх.24:18 ): Христос столько же времени постился, как пишется: и постився дний четыредесять и нощий четыредесять, последи взалка ( Мф.4:2 ). 18) Моисей новое учение закона, и новый Богопочтения образец от Бога приятые принёс в горы ( Исх.20 ) и след., кои народ и Пророки по нём соблюдали: Христос новое Евангелия учение, от лона Отча ( Ин.1:18 ) принесённое, передал своей Церкви в целом свете в собрании верных, до скончания мира сохраниться имеющее, глаголя: шедше научите вся языки ( Мф.28:19 ). 19) Моисей провождал жизнь мучительную и бедственную в рассуждении роптания Израильтян ( Исх.17:2 ), ( Чис.20:2 ): Христос был человек в язве, о коем Исаия говорит: несть вида ему, ниже славы; и видехом его, и не имяше вида, ни доброты ( Ис.53:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

С другой стороны – без воскресения Христа Спасителя суетно было бы упование наше на вечное спасение. Для нашего спасения требовалось: освободить нас от грехов и даровать благодатные силы, необходимые для нашего очищения, обновления и освящения ( 2Пет.1:2 ; 1Сол.5:22–23 ); освободить нас от смерти и вечных мучений в аду. Для сей-то святой цели Любвеобильный Искупитель Наш, Бог сый, добровольно «язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша( Ис.53:5 ); для сего вкусил Он самую смерть, для сего низшел до глубины ада.... Что ж вышло бы из такого изумительного самопожертвования ради нас Господа, если бы Он не восстал из гроба? Это было бы несомненным знаком, что принесенная Им на кресте за нас жертва – не угодна Богу, что мы – как «чада гнева» ( Еф.2:3 ) Его самым естеством – не вправе ожидать от Него Божественных сил, «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ). Это было бы также знаком, что Искупитель нас смертью своею – не победил нашей смерти: иначе она не удержала бы Его в своих узах. И отходя, по примеру своих отцов, в мрачную могилу, один сегодня, другой, быть может, завтра, мы не знали бы сладостного упования – выйти некогда из этой роковой темницы, по перерождении своим телом в матерних недрах земли, для новой, лучшей жизни. Наконец, это было бы явным знаком, что Господь наш не разрушил державу – ада – и участь всего рода человеческого походила бы тогда, братья, на горькую судьбу – духов отверженных. Но Христос воскресе! И нет теперь места сомнению, что Он – примирил «нас с Богом посредством креста» ( Еф.2:16 ) и «воста за оправдание наше» ( Рим.4:25 ); нет теперь места сомнению, что мы можем спастись, если только сами того пожелаем. Христос воскресе! И какое нужно еще более сильное доказательство, что смерть бессильна была удерживать Его в своей власти, что Он её победил! Следовательно, не так же ли бессильной будет она удержать и нас в своих узах; когда Его всемощный глас воззовет нас от гробов, в кои – все мы из зде предстоящих не сегодня-завтра ляжем. Христос воскресе! И какое нужно еще свидетельство, что Он разрушил царство дьявола и освободил нас от адовых нерешимых уз? Отныне древний змий сам связан ( Апок.20:2 ) и власть его над нами крайне ограничена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

§ III 1) Христос есть истинный бальзам. Бальзамное деревцо низкое, не более двух локтей. Но что было смиреннее Христа на земле? Червь был, как устами Давидовыми Сам о Себе поведает: аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей ( Пс.21:7 ). Был клятва, как поведает Павел: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на древе ( Гал.3:13 ). Был причтён к числу беззаконников, как пророчествовал о Нём Исаия: и со беззаконными вменися ( Ис.53:12 ). 2) Христос есть бальзамное древо зеленеющее. И что бо была жизнь Христова на земле, аще не ветвь прекрасная и зеленеющая: α). Любовью , как наперстник повелевает: возлюбль своя сущыя в мир, до конца возлюби их ( Ин.13:1 ). β) Благодеяниями, которые Он оказывал человекам насыщая их, исцеляя недужных, хромых восставляя, слепых видящими творя, мертвых воскрешая, бесов изгоняя, как поведает о Нём Пётр пред народом: пройде благодателствуя и исцеляя вся насилованные от диавола, яко Бог бяше с ним ( Деян.10:38 ). 3) Христос есть истинный бальзам, испускающий прекрасное благовоние чрез Евангеле Своё, и чрез моления Свои за нас. О первом, говорит Павел к Коринфянам: Богу же благодарение, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума его являющу нами во всяцем месте. Яко Христово благоухание есмы богови в спасаемых и в погибающих ( 2Кор.2:14–15 ). О втором, свидетельствует он же: иже во днех плоти своея моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес – наречен от Бога первосвященник ( Евр.5:7, 10 ). Бальзамные капли имеют горячесть: молитвы Христовы, или оные семь слов [как то: α) отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). β) Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи ( Лк.23:43 ). γ) Жено, се сын твой – се мати твоя ( Ин.19:26–27 ). δ) Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил? ( Мф.27:46 ) ε) Жажду ( Ин.19:28 ). ζ) Совершишася ( Ин.19:30 ). μ) Отче, в руце твои предаю дух мой ( Лк.23:46 )] – оные, говорю, семь слов, кои Он произнёс на кресте вися – не были ли горящие капли, которые солнечный жар, то есть правда Отца Небесного из сего духовного древа извлекла? ( Ин.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Ошибаются последователи еретиков, подвергая тайну Божию человеческим обсуждениям, потому что сказано: таинство Мое Мне и Моим. Кто же Божии, как не верующие? Когда хочешь что-нибудь узнать или услышать о Христе, не спрашивай рассудок, не обращайся к мудрецу, но спроси у пророка, спроси у апостола, узнай от ангела; если же они не знают, обращайся к Отцу. Если обратишься к пророкам и спросишь: кто это Христос? – в ответ тебе сонм пророков отвечает и говорит: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар.3:36–38 ). Если спросишь, кто такой Христос, и любопытствуя о божественном рождении, спросишь, как Он родился, пророки заставят замолчать твое дерзновение и начнут говорить: чего не вмещает наш ум, ты хочешь понять? Если хочешь этому научиться, признай сначала, что Он Бог . Если же любопытствуешь, как Он родился, научись у нас: «род Его кто изъяснит» ( Ис.53:8 )? Если спросишь апостола, – я разумею, конечно, весь апостольский сонм, – он скажет тебе, что Христос есть Бог , в начале Бог, и у Бога Бог, и всегда Бог: «сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Если спросишь, каким образом Сущий родился, – скажут тебе: «был» – мы слышали, и тому, что Он был, мы научились, а каким образом Сущий от Сущего происходит, это мы верою принимаем, а не знанием. Далее, когда спросишь их: если, значит, вы не знаете, как Он родился, то почему вы знаете, что Он есть Сын Божий? – ответят тебе: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Затем, если, оставив пророков и апостолов, устремишься к ангелам и скажешь им: кто это возвещаемый Христос? – ответят тебе те, которые благовествовали пастырям: мы научились прославлять, а не любопытствовать: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк.2:14 )! Мы так возвещаем о Нем и «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ( Лк.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

в) избавляет бедных: Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его ( Пс.34:10 ). Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев ( Иер.20:13 ); г) промышляет о нуждах бедных: По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного ( Пс.67:11 ). Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем ( Лк.1:53 ); д) возвышает бедных: Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие ( 1Цар.2:8 ; Пс.112:7 ); е) обеспечил чрез Свой закон нужды бедных: Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее; а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие. Так же поступай с виноградником твоим, с маслиною твоею ( Исх.23:10–11 ). Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай, оставь это бедному и пришельцу. Я Господь Бог ваш ( Лев.19:9–10 ; Втор.24:19–21 ). Не обижай наемника, бедного и нищего; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя ко Господу, и не было на тебе греха ( Втор.24:14–15 ); ж) есть прибежище бедных: Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью, от зноя ( Ис.25:4 ). Бог избрал бедных, но богатых верою наследниками царства небесного: Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 )? Господь наш Иисус Христос а) жил на земле бедным: Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 ). Некоторые женщины… служили Ему имением своим ( Лк.8:2–3 ). Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ); б) возвестил евангелие бедным: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим ( Лк.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3. Преп. Прокопий Чех . Родился в Хотише в Чехии, в знатной семье. Принял сан священника и удалился в горы, чтобы жить по примеру восточных пустынников. Герцог Ульрих случайно натолкнулся на него и помог ему основать монастырь святого Иоанна Предтечи на реке Сазава. Упокоился сей святой муж в 1053 году. Рассуждение Почему всегда столько говорят и пишут о мучениях святых мужей и жен? Потому что к святым сопричисляют только победителей; а разве может быть кто-то победителем без борьбы, мучений и страданий? Даже в обычных земных сражениях никто не считается ни победителем, ни героем, если не участвовал он в борьбе, не натерпелся вдоволь и не настрадался. Тем более [это так], когда речь идет о духовной брани, где истина известна и где самовыпячивание не только ничуть не помогает, а напротив – мешает. Кто не ведет никакую брань ради Христа ни с ни с диаволом, ни с самим собой, как может тот пребывать в строю Христовых воинов? О своей нечеловеческой борьбе святая Мария говорила старцу Зосиме: «Семнадцать первых лет провела я в пустыне, борясь с моими безумными похотями, как с лютыми зверями. Хотелось мне и вина напиться, а здесь не было у меня даже воды. Желала я слушать развратные песни... И рыдала, и била себя в грудь. Молилась я Пречистой Богородице, чтобы отгнала Она от меня такие помыслы. Когда долго плакала я, ударяя себя в грудь, тогда увидела отовсюду осиявающий меня свет – и наполнила меня некая чудная тишина». Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса в смерти, а именно: 1) как лежит во гробе мертвое тело Того, Кто во время [своей] жизни оживлял мертвых; 2) как и против Него, мертвого, кипит гнев Его врагов; 3) как ученики Его закрылись в одном из домов, страха ради иудейска . Проповедь об исполнившемся великом пророчестве Как овца 35 , веден был Он на заклание. Ис.53:7 За много столетий вперед предузрел проницательный пророк Исаия страшную жертву на Голгофе. Издали видел он Господа Иисуса, ведомого на заклание, как ведут агнца. А агнец дает вести себя на заклание так же, как и на пастбище: без сопротивления, без возмущения, без злобы. [Точно] так же – без сопротивления, возмущения и злобы – шел на заклание и Господь Иисус. Не сказал Он: «Не делайте этого, люди!» Не спросил: «Почему вы так со Мной поступаете?» Не осудил никого, не протестовал, не разгневался и даже в мыслях не пожелал зла Своим судьям. Когда кровь от тернового венца облила Ему лицо, Он молчал. Молчал Он и тогда, когда Его лицо было испачкано плевками. Терпел, неся Свой тяжелый крест [на Голгофу]. Изнемогая от боли на кресте, пожаловался Он не людям, а Отцу. Испуская дух, устремил Он свой взор и воздыхание к небу, а не к земле. Ибо источник Его силы – Небо, а не земля. Источник Его утешения в Боге, а не в людях. Подлинная Его родина – Царство Небесное, а не земное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Как пишет свт. Иоанн Златоуст , хотя « мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней; а это не значит умирать… Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни. Если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение ». Теперь люди умирают « только на время, по причине смертности тела; наподобие семян, ввергаемых в землю, мы не погибаем, разрешаясь, но посеянные воскреснем – потому что смерть упразднена по благодати Спасителя » (св. Афанасий Великий ). « И как начало смерти, возникшее в одном, перешло на весь род человеческий, так и начало воскресения через Единого распространяется на все человечество… », – учит св. Григорий Нисский . Говорится ли в Ветхом Завете о Воскресении Христовом? О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества . Среди прямых пророчеств о воскресении Христа можно выделить следующие: 1) «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт.49:9-11 ); 2) «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ); 3) «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:1-2 ); 4) «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» ( Ис.53:7-12 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-xristovo

3 . Итак, да не стыдимся Креста Спасителя, но, напротив, похвалимся им. Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть ( 1Кор.1:18 ), язычникам безумие, а нам спасение: а для нас, спасаемых, – сила Божия (там же). Ибо Умерший за нас не был простой человек, как сказано, но Сын Божий, Бог вочеловечившийся. Притом если агнец при Моисее удалял погублявшего Ангела (см. Исх.12:23 ), то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободит от грехов? (см. Ин.1:29 ). Кровь бессловесного агнца приносила спасение, не паче ли спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, тот пусть спросит злых духов. Если кто не верит словам, то пусть поверит тому, что видит: многие распяты были во вселенной, но злые духи ни одного из них не устрашаются. Поскольку они за свои грехи умерли, а Иисус за грехи чужие, ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил ( 1Пет.2: 22–23 ). Не Петр это говорит, иначе можно бы было подозревать его в ласкательстве Учителю, но говорит Исаия, который телом тогда не был, но духом предузрел плотское Его пришествие (см. Ис.53:9 ). И для чего мне одного пророка приводить ныне в свидетели? Вот свидетельство самого Пилата, который, осудив Его, сказал: не нашел человека сего виновным ни в чем ( Лк.23:14 ). Отдавая же Его, преданного ему, и умыв руки, сказал: невиновен я в крови Праведника Сего ( Мф.27:24 ). Есть и другой свидетель невинности Иисусовой – вошедший прежде всех в рай разбойник, который, укоряя находящегося с ним, говорит: «Мы... достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал ( Лк.23:41 ), а я и ты подлежали осуждению». 4 . Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление. Если смерть была один призрак, то справедливы те, которые говорили: Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он, и мы не стыдимся этого, распят – и не отрицаемся, но еще хвалюсь я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь эта Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня древо Крестное, которого части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о воскресении. Ибо если бы Иисус остался распятым, я бы, может быть, не исповедал Его, может быть, умолчал бы об этом вместе с моим Учителем. Но поскольку за Крестом последовало воскресение, то я не стыжусь повествовать о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

4. Если говорить об оправдании подробнее, то я нахожу в Священном Писании и в опыте четвероякое оправдание, что не всеми в должной мере различается, отчего нередко происходят недоумения и богословские споры. Первое оправдание совершается вне нас; тем не менее оно является основанием всего (Justificatio fundamentalis extra nos, in foro laesae Majestatis divinae ) – именно когда Христос в состоянии Своего уничижения и страданий, особенно на крестном древе, предстал вместо нас, как наш Ходатай и Поручитель (1 Петр. 3, 18; 1 Тим. 2, 6), пред строгим судом оскорблённого Божия величия, и в силу Своих заслуг, смерти и совершенного удовлетворения правде Божией был прощён и оправдан пред сим судом, замещая всех нас. Об этом оправдании говорит Сам Христос у Пророка: Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? (Ис. 50, 8), также и Исаия: От суда Он был взят (Ис. 53, 8), и Павел: Христос оправдан в Духе (1 Тим. 3, 16; см. ещё Рим. 6, 10, ср. со стихом 7). Адам был не только собою лично; он был неким всеобщим человеком, нашим родоначальником. Когда он пал, пали и все, родившиеся из него. И Христос совершал Своё дело также не для Себя одного ; Он был всеобщий Человек, венец всего, Отрасль (Зах. 6, 11), Начальник предназначенного к спасению человеческого рода. Когда Он был оправдан, то с Ним оправдались и все, принадлежащие Его роду (Деян. 17, 28) и рождённые из Него (Рим. 5, 12; 15). И всё сие столь несомненно и действенно, что все истинные верующие от сердца исповедают и могут засвидетельствовать пред другими, что поскольку Один за всех умер и был оправдан, то и все умерли и оправданы (2 Кор. 5, 15). Бог соделал Того, Кто не ведал ни единого греха, как бы грешником – за нас. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5, 19; Рим. 5, 10), и так послушанием одного сделались праведными многие (Рим. 5, 19; Ис. 53, 11). В силу этого оправдания Христова, вменённого нам, Бог оставляет времена неведения (Деян. 17, 30) и как бы «закрывает глаза» на грехи, соделанные прежде, во время долготерпения Божия (Рим. 3, 25-26); повелевает же людям всем повсюду покаяться, одновременно привлекая их Христовым воскресением к вере и оправданию (Деян. 17, 30-31). Ибо после того, как Сей как истинный Первосвященник вошёл со Своею Кровию во святилище (Евр. 9, 11-12), Божие сердце и Божия святыня отверсты теперь всякому, и самому наибеднейшему человеку. Его рука простёрта, чтобы спасать (Ис. 59, 1). Он просит и взывает чрез Своих посланников вовне и Своим Духом внутри нас: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20). Покайтесь и веруйте, что приблизилось Царство небесное (Мк. 1, 15). Если всё сие происходит с нами, то мы имеем часть в этом первом оправдании и входим во второе.

http://bogoslov.ru/article/5630266

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010