Мессия должен иметь две природы: человеческую (Быт. 3, 15; Ис. 7, 14; Быт. 22, 18; Пс. 39, 7; Дан 7, 13) и Божественную (Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109; Ис. 9, 6; Иер. 23, 5; Вар. 3, 36-38; Мих. 5, 2; Мал. 3, 1); быть величайшим пророком (Вт. 18, 18); царем (Быт 49, 10; 2 Цар. 7, 13; Пс. 2; Пс. 131, 11; Иез. 37, 24; Дан. 7, 13) и первосвященником (Пс.109; Зах. 6, 12), помазанным Богом (Отцом) на эти служения (Пс. 2; Пс.44; Ис. 42; Ис. 61, 1-4; Дан. 9, 24-27), добрым Пастырем (Иез. 34, 23-24; 37, 24; Мих. 5, 3). Он должен произойти от Авраама (Быт. 22, 18), из колена Иуды (Быт. 49, 9), из рода царя Давида (2 Цар. 7, 13), родится от Девы (Ис. 7, 14) в городе Вифлееме (Мих. 5, 2), распространять духовный свет (Ис. 9, 1-2), исцелять больных (Ис. 35, 5-6), пострадать, быть пронзенным, умереть, быть погребенным в новом гробе, потом воскреснуть (Быт. 49, 9-11; Пс. 39, 7-10; Исаия 50, 5-7 и 53-я глава; Зах. 12, 10; Пс. 15, 9-11) и вывести души из ада (Зах. 9, 11). Время Его пришествия должно совпасть с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности (Быт. 49, 10), что должно произойти не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима (Дан. 9, 24-27) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма (Агг. 2, 6; Мал. 3, 1). Согласно новозаветной и христианской экзегетической традиции, с ветхозаветными пророчествами были связаны также многие события, произошедшие в земной жизни Христа, среди которых: избиение младенцев в окрестностях Вифлеема (Иер. 31, 15); проповедь Христа в Галилее (Ис. 9, 1); вход в Иерусалим на ослице (Зах. 9, 9; Быт. 49, 11); предательство Христа Иудой (Пс. 40, 10; Пс. 54, 14; Пс. 108, 5) за тридцать серебряников и покупка на эти деньги села горшечника (Зах. 11, 12); поругания и оплевания (Ис. 50, 4-11), подробности распятия (21-й псалом); причисление Мессии к беззаконникам и погребение у богатого (Ис. 53); наступление тьмы во время распятия Христа (Амос 8, 9; Зах. 14, 5-9) и раскаяние народа (Зах. 12, 10-13). Важным делом Мессии должно стать поражение дьявола и его силы (Быт. 3, 15; Числа 24, 17), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов (Пс. 39; Исаия 35, 5-7; 42, 1-12; 50, 4 и 53 глава и 61, 1-4; Зах. 3, 8-9) и примирение с Богом (Быт. 49, 10; Иер. 23, 5 и 31, 34; Иез. 36, 24-27; Дан. 9, 24-27; Зах. 13, 1). Он должен освятить верующих (Зах. 6, 12), установить Новый Завет в замен ветхого (Исаия 42, 2; 55, 3 и 59, 20-21; Дан. 9, 24-27), и этот завет будет вечным (Иер. 31, 31; Ис. 55, 3). Ветхозаветные эсхатологические свидетельства предсказывают о призвании язычников в Царство Мессии (Пс. 71, 10; Исаия 11, 1-11; 43, 16-28; 49, 6 и 65, 1-3), о распространении веры, начиная с Иерусалима (Ис.2, 2), о том, что Его духовные блага должны распространиться на все человечество (Быт. 22, 18; Пс. 131, 11; Исаия 11, 1; 42, 1-12 и 54, 1-5; Иез. 34, 23 и 37, 24; Амос 9, 11-12; Агг. 2, 6; Соф. 3, 9; Зах. 9, 9-11), а также о духовной радости верующих (Ис. 12, 3).

http://religare.ru/2_22917.html

Страшный суд. Икона. Нач. XVI в. (ГТГ) Страшный суд. Икона. Нач. XVI в. (ГТГ) В евр. тексте ВЗ именование «Яхве Саваоф» (    , включая варианты       или  ,    ,      ) встречается 284 раза (4 Цар 19. 31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам ВЗ. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис 1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис - 62), у Иеремии - 82 (в масоретской версии; в Септуагинте - 12), в Псалтири - 15, у послепленных пророков Аггея - 14, Захарии - 53, Малахии - 24 раза. В межзаветной лит-ре оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого м. только однажды в 1QSb 4. 25). Эти данные позволяют искать связь имени Г. С. с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример - его употребление в составе песни серафимов у прор. Исаии (Ис 6. 3; ср.: 6. 5). Г. С. называется «живущим на горе Сионе» (Ис 8. 18; ср.: Зах 8. 3), а Иерусалим - Его городом (Ис 47. 9), «сидящим на херувимах» (1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; 1 Пар 13. 6; Ис 37. 16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3 Цар 6. 23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1 Пар 28. 2; ср.: Пс 98. 5; 131. 7). Этот образ связан с наименованием Г. С. Царем (напр., Пс 23. 10; Иер 46. 18; 48. 15; 51. 57). Помимо всемогущества и царской власти имя Г. С. связывается с творением мира (Ам 4. 13; Иер 10. 16) и эсхатологической войной (Ис 13. 4; 31. 4). В пророчестве Исаии говорится, что Г. С. воцарится на Сионе (Ис 24. 23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис 25. 6). Все народы будут приходить к Г. С. на праздник Кущей (Зах 14. 16-17) и приносить дары (Ис 18. 7). В христ. традиции имя Г. С. употребляется в НЗ (ветхозаветные цитаты в Иак 5. 4 и Рим 9. 29) и в литургических текстах (см. Sanctus ). Особое значение ему придавали гностики - сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира» ( Fallon. 1978). Кроме того, найдены евр. и греч. амулеты и тексты с магическими заклинаниями, содержащие это имя. Связь имени Г. С. с поздним фригийско-фракийским культом Сабазия является спорной ( Johnson. 1978).

http://pravenc.ru/text/166347.html

23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

3 . Итак, что Спаситель был погребен, вы ясно слышали в предшествовавшей беседе слова Исаии: Он отходит к миру (ср. Ис.57:2 ). Ибо Он примирил небо с землею, приведши грешников к Богу. Также, что праведник восхищается от зла ( Ис.57:1 ), и: будет с миром погребение Его ( Ис.57:2 ), и назначили гроб со злодеями ( Ис.53:9 ). И пророчество Иакова, находящееся в Писании, говорит: Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? ( Быт.49:9 ) И подобное ему в книге Чисел: Преклонился, лежит как лев ( Числ.24:9 ). Многократно также слышали вы слова псалма: и Ты свел меня к персти смертной ( Пс.21:16 ). Само место мы уже означили, приводя сии слова: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ). Впрочем, нам следует показать теперь свидетельства о самом воскресении Его. 4 . Итак, во-первых, Он говорит в одиннадцатом псалме: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь ( Пс.11:6 ). Но некоторые слова эти считают обоюдными, так как многократно Он восставал и на гнев, для отмщения врагам. Итак, обратись к пятнадцатому псалму, в котором ясно говорится: Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю ( Пс.15:1 ); и потом: я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими ( Пс.15:4 ). Поскольку они отвергли Меня, Царя своего, избрали в оного кесаря. И несколько спустя: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ); и тут же: даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ); и после сего весьма ясно говорит: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Не сказал: не дашь святому Твоему увидеть ( Пс.15:10 ) смерти; в таковом случае Он и не умер бы, но говорит: «Истления не увижу Я и под властию смерти не останусь». Ты укажешь мне путь жизни ( Пс.15:11 ). Смотри, как ясно возвещается жизнь после смерти. Обратись теперь к двадцать девятому псалму: Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною ( Пс.29:2 ). Что ж это значит? От врагов ли ты избавился, или от биения свободился? На это Сам Он весьма ясно говорит: Господи! Ты вывел из ада душу мою ( Пс.29:4 ). Там говорит пророчески: не оставиши; а здесь, говоря, возвел еси, говорит как уже о случившемся, что имело случиться, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу ( Пс.29:4 ). В какое же время долженствовало случиться? вечером водворяется плач, а на утро радость ( Пс.29:6 ). Вечером для учеников был плач, а наутро радость о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

2 . Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 . Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Speaker’s Commentary in loco очень правильно указует по поводу 2-го стиха на „хлеб жизни“, упомянутый в Ев. Ин. 6:27,32,35,53 , с приведением в той же главе, в ст. 45, слов Исаии LIV, 13. (И все будут научены Богом). Первая половина 2-го стиха говорит о том, что не насыщает (Ср. Ин. 6:31,49 ), вторая говорит о „всяком слове, исходящем из уст Божиих“ ( Мф. 4:4 ), которым „жив будет человек“. „Послушайте“! говорит пророчество, и „вкушайте благо“: уверуйте словам жизни и Господу Иисусу и вы вкусите истинное благо, которое не может дать земля и плоть животная. „Аз есмь хлеб жизни“. „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“, „верующий в Меня имеет жизнь вечную“... „Аз есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня“ 1685 . „Приидите ко Мне, послушайте и жива будет душа ваша“, говорит пророк в первой половине 3-го стиха. „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас“. „Приходящего ко Мне не изгоню вон“ 1686 , так глаголал воплощенный Сын Божий, Спаситель наш. „Дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду“, говорит вторая половина 3-го стиха. Во 2Цар. 23:1–7 Давид в конце жизни произносит пророческий гимн, в котором восклицает: „Завет вечный положил Господь со Мною, твердый и непреложный“ (ср. 2Цар. 7:16 ), провидя духом, что спасение мира явится в потомстве его 1687 . (Ср. Пс. 88:3–5,27–30,36 ). Но как (спрашивает комментатор Кей в Sp. Comm. in loco) могло это совершиться, когда объявлено было уже пророчество о том, что сыновья (или потомки) Езекии будут отведены в плен? и когда все происшедшие из чресл Давида должны были подвергнуться неминуемой участи всех смертных – умереть? „кто из людей жил и не видел смерти?“ ( Пс. 88:49 , – сынов Кореевых). Но Давиду было открыто, что потомство его не исчезнет и что некто из его потомков (которого он отожествляет с собою, ( Пс. 15:10 ) не увидит тления: „ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление“ 1688 . И пророку Исаии было открыто что для „Отрасли Корня Иессеева“ (гл. XI) не будет предела умножению владычества Его и мира на престоле Давида и в царстве его“ ( Ис. 9:6–7 ), и что „Он узрит потомство долговечное“ ( Ис. 53:10 ); „Он будет светом народов“ ( Ис. 49:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

5) Адам осуждения и наказания роду человеческому приобрёл: Христос от наказания и осуждения нас освободил, как и чрез Осию Сам Он говорит: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я: где пря твоя, смерте? Где остен твой, аде? ( Ос.13:14 ). 6) В рассуждении происшествия. Адам обнажил нас первозданной одежды: правды, то есть и истины: Христос сделал, что облечься можем в нового человека, созданного по Богу в правде, и в преподобии истины ( Еф.4:24 ). Адам лишил нас сообщества и сожития Ангельского, как пишется: и изрине Адама, и всели его прямо рая сладости: и пристави Херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни ( Быт.3:24 ): Христос оное паки даровал: и се Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их ( Лк.2:9 ). По сему, великое несходство между Адамом и Христом, по оному: якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни ( Рим.5:18 ). 7) Сверх сего Адам вдохновен дыханием жизни, как повествует Моисей: и вдуну в лице его дыхание жизни ( Быт.2:7 ); но Христос помазан Духом Святым, как Сам о Себе y Исаии говорит: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя ( Ис.61:1 ). [Снеси: ( Ин.3:34 )]. 8) Адам сотворён в душу живу: Христос не сотворён, но рождён. Бысть, пишет Павел, первый Адам в душу живу, последний Адам в Дух животворящь ( 1Кор.15:45 ). Адам сотворён в шестой день: Христос во исполнении времени родился: егда же, говорит Апосптол, прииде кончина лета, посла Бог Сына своего (единороднаго), раждаемаго от жены ( Гал.4:4 ). 9) Адам не без совета Божия сотворён, как пишется: сотворим человека ( Быт.1:26 ): Христос не без совета Отча к совершению спасения человеческого рождён: вси заблудихом, – говорит Исаия, – человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его (Христа) грех ради наших ( Ис.53:6 ); но при всём том Сам Он, по слову того же Исаии, называется: велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). 10) Адам по образу Божию сотворён: Христос Сам есть образ Отца. Адам содержал всех потомков в чреслах своих; а Христос всех нас содержит в лоне благодати Своей, да мы все обновимся, ибо хощет всем спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

«Кто это идет от Едома?» Это пророчество двояко: Христос явился им обагренный кровью, потому что Он говорит: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» ( Мф.12:29 ); и потом: «но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ); а в другом месте: «проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение» ( Лк.4:18 ; ср. Ис.61:1 ); в другом же месте: «потому что Он сокрушил врата медяная и сломил вереи железныя» (ср. Ис.45:2 ), – и иное подобного рода, что указывает на Его победу, и объясняет, что Он был обагрен кровью, как и Иаков пророчески говорит: «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт.49:11 ); а также Симеон, великий священник, указывает на многие битвы следующими словами: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих» ( Лк.2:34 ). Здесь Он кажется пришедшим от Эдома после умерщвления многих, Вифлеем же был расположен в стране идумеев. Кроме того, Давид показывает Его как бы снабженным оружием: «Препояши меч твой по бедре твоей, сильне» ( Пс.44:4 ). Это говорит затем, чтобы ты не считал Его слабым, – подобно тому, как выше сказал пророк: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис.53:3 ). Он открывался всем не одним и тем же образом: одним образом явился иудеям, иным – апостолам, иным – пророкам, иным – на горе бывшим с Иаковом, иным – бывшим с Клеопою, иным – союзникам Петра, когда Иоанн сказал: «это Господь» ( Ин.21:7 ), иным – Фоме, иным – Марии до и после воскресения, потому что она то считала Его вертоградарем, то называла «рабби», а Он сказал: «не прикасайся ко Мне» ( Ин.20:17 ). Каждому Он уделял по мере веры. Подобно тому, как и Отец Его являлся то в огне, то под видом старца, применительно к обстоятельствам, не изменяя Своей природы, – избави Бог, – но всегда оставаясь тем же. Вид же Господа не всегда являлся под одним и тем же образом. Точно так и здесь Он менял Свой образ, применительно к расположениям верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Исповедание Христа словесное не должно обращать в средство к доходам и накоплению богатств 6, 26, – исповедание веры (πστεως μολογα) и исповедания во Христа (ν τας ες χριστν μολογαις) воскресения плоти 1, 9–10. § 5. 122, –11, 25–27. —386— Испытания и напасти должны быть избегаемы, чему пример дает Сам Господь 5, 12–14. История: необходимость исследовать историю, как и все Писания 3, 14–15, – уяснение исторических обстоятельств имеет важное значение для толкования Писания 4, 1–3. «Изшел» в значении: стал человеком 16, 26–27, – воссиял от Отца и послан к нам 17, 6–8, 58, – «изшел и пришел» – первое о предвечном рождении по божеству, второе о рождении по человечеству 8, 42, – «исходы» Ис.53:8 означают воссияние Единородного как бы из света и превечиое как бы исхождение (κδρομν) некое из сущности Родителя в собственное существование 7, 27. Исход евреев из Египта – символ обращения от жизни в рабстве греху в мире ко Христу 6, 32–33. 480. Книга Исход упоминается 5, 37–38. 394, –7, 9–10, –7, 24. а. 152, –7, 24. б. 159. I Иаков – патриарх: Христос остановился для отдыха при источнике Иакова, указуя этим как в образе и загадочно на то, что хотя евангельская проповедь и удалится из Иерусалима и Слово Божие в конце концов перейдет к язычникам, однако вместе с Израилем не прекратится любовь к отцам, но Христос опять воспримет их и опять упокоится и почиет как во святых, сохраняя для них неувядаемою изначальную благодать 5, 6. а. Иакова послания (соборного) писатель называется Христовым учеником 14, 15. Иезавель 9, 2–3. 410. Иезекииль 7, 1–2, –7, 9–10, –7, 40–41, –8, 37, –9, 2–3, 107, –10, 8, –10, 14, – назван в цитате из Авдия 18, 28, – то же: устами Иезекииля Бог сказал 19, 28–29. Иеремия 5, 37–38. 398, –7, 9–10, –7, 24. а. 150, –7, 25, –8, 13, –10, 8, –10, 11, –14, 4, –14, 8, –15, 2. 333, – 18, 40, –19, 15, –21, 1–6, – называется в цитатах: из Амоса 8, 4–6, – Варуха 8, 35, –12, 41, – Исаии 6, 64–65 и Осии 7, 8 . Иерихонских стен падение есть прообраз разрушения Христом сооруженного диаволом против человеческой природы тления 5, 16–17.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010