Глава V Обличение богатых и жестокосердых землевладельцев (1–6). Общие наставления христианам ввиду близости пришествия Господня (7–9). О долготерпении в злостраданиях (10–13). О елеопомазании (14–15). Взаимная исповедь и молитва (16–18). Обращение заблудших (19–20). Иак.5:1 .  Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. От обличения богатых и самонадеянных торговцев ( Иак.4:13–16 ) Апостол переходит теперь к обличению богатых, но немилосердых и жестоких собственников и землевладельцев за притеснение ими бедных соседей и наемников. По тону и самому образу выражения грозная речь Апостола здесь близко напоминает грозные обличительные речи ветхозаветных пророков. Обличаемые богачи здесь, как и ранее в послании ( Иак.1:5, 9, 10, 27, 2:1 сл., Иак. 4:1 сл.), принадлежали, вероятно, к христианскому обществу, а не к неверующим иудеям, хотя и последним, без сомнения, были вполне понятны и внушительны обличения Апостола, так как обличаемые им пороки жестокосердия противны не только христианскому закону любви, но уже и Моисееву закону с его сострадательною заботливостью о бедных. Вся обличительная речь Апостола к богачам распадается на два отдела: Иак.5:1–3 : возвещение ожидающей богачей кары гнева Божия, и Иак.5:4–6 – характеристика поведения богачей, их преступлений, – как основание или причина грядущего суда Божия. Богачи приглашаются, ст. 1, к сильному плачу – «плачьте и рыдайте» ( κλασατε ολολζοντες) – выражения, употребительные у пророков при возвещении ими ужасов суда Божия ( Ис 8:6, 14:6, 15:3 ). Апостол «заставляет богачей рыдать, т.е. сильно плакать о том, что они собирают свое богатство на нетление и не раздают нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (блаж. Феофил.). Речь идет не о естественной участи всякого земного богатства, как скоро гибнущего и тленного по самой природе ( Иак.1:10, 4:14 ), а об участи, какая постигнет богатых, как суд Божий, как нарочитое наказание Божие, именно ввиду близкого пришествия Господня (ниже, Иак.5:7–9 ). Цель апостольского призыва богачей к рыданию не состоит только в том, чтобы внушить ужас и сознание величайших бедствий, идущих на них (ср. Мф. 24:30 ), но и побудить их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Домашнее задание 1. Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). 2. Сопоставить высказывания Иак. и Евр. о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассин (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 355 – 356). 3. возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. 4. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак. 1:2; 1:12 – 13 ). 5. Найти в тексте Иак. все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (бл. Феофилакт, Лопухин и др.). 6. Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак. 3 ) (см. Приложение 5). План семинара I. Общие сведения о Соборных посланиях 1. Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) 2. Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение 3) 44 II. Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания 1. Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) 2. Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) 3. Предание Церкви об авторстве Иак. (см. основную литературу) 4. Современные предположения об авторстве Иак. (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47 – 48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык 5. Повод написания Иак. а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак. как ответ на Послание к евреям (en. Кассиан. С. 356 – 360)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис.59:20—21, Иер.31:31—34, Иез.36:24—27, Дан.9:24—27, Зах.6, 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер.31:31, Иез.36:27), заключение Нового Завета (Ис.55, 59:20—21, Иер.31:31—34, Дан.9:24—2), обилие благодати (Ис.35:5, 44:3, 55, 59:20—21, Иоил.2:28—32, Зах.12:10—13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10—17, Ис.2:2, 11:1—10, 42:1—12, 43:16—28, 49:6, 54:12—14, 65:1—3, Дан.7:13—14, Агг.2:6—7), распространение Церкви по всей земле (Ис.42:1—12, 43:16—28, 54:12—14), непоколебимость и непреодолимость (Ис.2:2—3, Дан.2:44, Дан.7:13, Зах.9:9—11), уничтожение зла, страданий (Чис. 24:17, Ис.11:1—10), утверждение радости (Ис.42:1—12, 54:12—14, 60:1—5, 61:1—4), воскресение плоти (Иов.19:25), уничтожение смерти (Ис.26, 42:1—12, 61:1—4, Зах.9:9—11, Ос.13:14), познание Бога (Ис.2:2—3, 11:1—10, Иер.31:31—34), торжество истины и справедливости (Пс.71:10—17, 109:1—4, Ис. 9:6—7, 11:1—10, 26, Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис.26—27). Уподобление Царства Мессии горе: (Пс.2, Ис.2:2—3, 11:1—10, 26, Дан.2:34). б) Пророчества в хронологическом порядке. Место в Писании Книга Бытия Семя Жены сотрет главу змия 22О — благословении в Потомке Авраама 49 — Примиритель из колена Иуды (Чис.24:17) — Звезда Иакова (Втор 18:18—19) — Пророк подобный Моисею (Иов.19:25—27) — Об Искупителе, Который воскресит (2Цар.7:13) — Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) Пс.2-й (2) Мессия – Сын Божий Пс.8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим Пс.15 (16) Его плоть не увидит тления Пс.21 (22) Крестные страдания Мессии Пс.29 (30) Душа вышла из ада

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

В начале царствования Соломона, как мы видели, осуществилась историческая обстановка, нарисованная Моисеем в Втор.12:10–11 , и Господь избрал построенный Соломоном Иерусалимский храм, «чтобы пребывать, там имени Его» ( 3Цар.9:3 ; 3Цар.8:16 ). В силу последнего, иерусалимский храм, по закону Втор.12:11 , должен был быть единственным местом жертвоприношений евреев. Таким образом, с построением Соломонова храма, должно было прекратиться действие законов Исх.20:24 и Лев. о месте еврейского богослужения, вместе с практикой евреев, допускавшей их свободу в отношении места богослужения. Со времени построения Иерусалимского храма вступил в силу закон Втор.12:11 , провозглашавший идею централизации еврейского богослужения при Иерусалимском храме. При обозрении дальнейшей еврейской истории, с точки зрения проявления в ней идеи централизации еврейского богослужения, мы рассмотрим сначала период времени до плена Вавилонского, а затем, после него. Так, для свящ. автора 4Цар. храм иерусалимский сохраняет свое значение, как места, которое Господь «избрал из всех колен Израилевых и положил там имя Свое» ( 4Цар.21:4 , 4Цар.21:7 ; 4Цар.23:27 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы находим и у других пророков царства иудейского. У Иоиля, одного из раннейших пророков, дом Божий, т.е. храм, является местом, где происходят религиозные собрания, на которые собираются «старцы и все жители страны» ( Иоил.1:14 ); Сион у того же пророка является местом, откуда исходят объявления о церковных временах ( Иоил.2:1 , Иоил.2:15 ; срв. Чис.10:7–10 ); по представлению Иолия «на Сионе, на святой горе» обитает Господь ( Иоил.3:17 ); оттуда «возгремит Господь и дает глас Свой» ( Иоил.3:16 ). Ясно и сильно выражается по данному вопросу и прор. Исаия. По его представлению, Иерусалим – гора Господня ( Ис.30:29 ), гора святая, место поклонения Богу ( Ис.27:13 ; Ис.66:20 ), место святилища Господня, подножие ног Его ( Ис.60:13 ); в Иерусалиме – огонь Господа и Его горнило ( Ис.31:9 ); в Иерусалим идут со свирелью, чтобы взойти на гору Господню ( Ис.30:29 ); Сион – жилище Господа Саваофа ( Ис.8:18 ), место имени Божия ( Ис.18:7 ), место молитвы ( Ис.56,7 ), город праздничных собраний евреев ( Ис.33:20 ); храм есть дом святыни ( Ис.64:11 ), дом молитвы ( Ис.60:7 ), дом освящения народа, где евреи прославляют Бога ( Ис.64:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Древности южной России: Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1889–1891 годах с объяснением В.В. Латышева//МАР. – СПб., 1892.– С. 1–45 (Херсонесские надписи); Древности южной России: Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1892–1894 годах с объяснением В.В. Латышева//МАР. – СПб., 1895. – – С. 23–25, 28–31; С. 80, к 32, Латышев В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896 – С. 7–35 (единственный до настоящего времени свод из 128 византийских надписей Северного Причерноморья, юбилейное издание к 50-летию Русского археологического общества; 22 надписи относятся к ромейскому Херсону, среди них надгробные, строительные, посвятительные, в том числе такие, которые указывают на деятельность лиц церковной и имперской администрации: епископа Феодора, пресвитеров Стефана, Стефана и Христофора, некоего царского комита, а также патрикия и стратига Херсона и Сугдеи Льва Алиата); Латышев В. В. Заметки к христианским надписям из Крыма//ЗООИД. – 1897. – Т. 20. – С. 149–162 (особенно С. 149–151); 1898. – Т. 21. – С. 225–254; 1901. – Т. 23. – С. 74–78, Латышев В.В. Этюды по византийской эпиграфике//ВВ. – 1899. – Т.6. – Вып. 1–2. – С. 337–369; Латышев В.В. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1900 г.//ИАК. – 1902. – Вып. 2; Латышев В.В. Эпиграфические новости из южной России: (Находки 1905 г.)//ИАК. – 1906. – Вып. 18. – С. 95–137 (херсонесские надписи «христианской эпохи» – С. 121–125, в том числе с упоминанием дуки и некоего лампротата Феагена времени правления Юстина II); Латышев В.В. Эпиграфические новости из южной России (находки 1906 г.)//ИАК. – 1907. – Вып. 23. – С. 28–48 (херсонесские надписи – С. 35–39, 18–21, в основном обломки неопределенного содержания и одно позднее надгробие 1203 г. с упоминанием Николая, Никона, Никандра и их детей); Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России: Находки 1907 года//ИАК. – 1908. – Вып. 27. – С. 28–35, (херсонесские надписи «христианской эпохи», в основном надгробные, VI–VII вв. и начала X в.); Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России (Ольвийские и Херсонесские надписи, найденные в 1908 г.)//ИАК. – 1909. – Вып. 33. – С. 43–47 7 – надгробная плита с «христианской надписью»); Латышев В.В. Эпиграфические новости из южной России//ИАК. – 1918. – Вып. 65. – С. 9–21; Латышев В. В. Новые христианские надписи из Крыма//ИТУАК. – 1918. – – С. 33–46. Несколько незначительных фрагментов надписей ранневизантийского времени были обработаны Р.Х. Лепером, тоже опытным эпиграфистом, проявлявшим интерес к этой отрасли знания уже со времен своего ученого секретарства в Русском археологическом институте в Константинополе в 1901–1908 гг. (Лепер Р.Х. Херсонесские надписи//ИАК. – 1912, – Вып. 45. С. 67–68, 16–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 62 1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа. Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, частнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12). Ис.62:1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14 ; Ис.57:11 ). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ( Ис.2:3 ; Ис.4:3–4 ; Ис.31:4–5 ; Ис.40:9 ; Ис.41:27 ; Ис.52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль». Ис.62:2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да. «И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» ( Ис.60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( Ис.62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

п. ( Иак.2:21, 22, 26, 2:15–16 и пр.), но и при всём этом способное сохранять имя «веры». Чуждое законничества, запрещающее замыкаться в рассмотрение и определение, такую или иную заповедь нарушил, ибо тем самым, что что-нибудь нарушил или не исполнил из воли Божией, нарушил уже всю волю Божию ( Иак.2:10, 12 , ср. 1Ин.3:4 ), оно всё же считает законным называть себя «законом», только уже «законом свободы», «законом царским». Для Ап. Павла таких особенностей в представлении веры не существует. По нему вера только тогда «вера» в собственном смысле, когда она, со всеми своими истинами, поборает все другие знания, все другие так сказать веры, когда она становится единодержавной и единоправящей, принципом жизни и деятельности данного лица, когда «уже не это лице живёт, но живёт и действует в нём Христос» ( Рим.6–7 ); ( Гал.2:19–20 и пр.), когда, стало быть, все пределы и границы заключены в живой личности Христа («закон веры»=«закон Христов»), когда данное лицо становится «не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого», «Божией силы и Божией премудрости для нас, праведности и освящения и искупления» ( 1Кор.2:2, 1:18, 24:30 ), когда из раба греху и закону это лицо становится рабом Христу ( Рим.6:6 ) и далее, ( Рим.7:7 и далее, какими и стали и Павел, и Иаков ср. Иак.1:1 ). Этот, единственный для Павла, вид веры вполне совпадает с тем видом веры у Иакова, при котором только, как носящем все признаки мудрости, свыше сходящей, и возможна по нему твёрдая и устойчивая деятельность, и который только и считается им желанным и нормальным для мудрого деятеля ( Иак.1:8, 3:13–15, 17 и пр.). Если же абсолютной монархичностью обладает единый принцип веры и если он свои монархические права и привилегии оберегает так ревниво, что приводит в расстройство и крушение всю жизнь человека, колеблющегося между иными принципами и побуждениями ( Иак.1:8 , ср. Иак.4:5–6 и пр., ср. Деян.15 гл. и Гал.2:21 и пр.); если, в то же время, жизнь и дела всегда есть точное выражение живущего в нас духа веры ( Иак.1:8, 3:10–4:1 и пр., ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

1 . Послушайте вы, богатые и проч.: от купцов, торгующих и получающих прибыль ( Иак.4:13 ), апостол обращается к богатым. Речь идет, как видно из дальнейшего, не о всех богатых, а только о жестокосердых и несправедливых в отношении к другим богатых, и речь к ним обращает апостол грозную; и по тону, и по выражению она имеет характер карательных речей ветхозаветных пророков. Эти богатые были ли члены христианского общества или неверующие иудеи, притеснявшие в делах обыденной жизни бедных христиан, принужденных работать на них? Вероятнее – первое, то есть что они были христиане, притеснявшие своих единоверцев, вероятнее – потому, что и выше, где говорится о богатых ( Иак.1:9, 10, 27 ; Иак.2:2 и далее; Иак.4:1 и далее), речь идет также о христианах, хотя нет сомнения, что речь имеет свое полное значение и для неверовавших иудеев, потому что подобное отношение богатых к бедным (ст. 4, 6) противно не только закону христианскому, но и Моисееву. – Апостол в речи своей против богатых жестокосердых, во- первых, изображает суд Божий, грядущий на них (ст. 1–3), и, во-вторых, характеризует их поведение как основание, или причину, имеющего совершиться над ними суда (ст. 4–6).– Плачьте и рыдайте о бедствиях и проч.: это не слезы покаяния от сознания своих грехов (как Иак.4:9 ), а слезы страха и ужаса пред лицом грядущего суда Божия в грядущих бедствиях (как Мф. 24:30 ; ср. прим.), хотя, конечно, нет сомнения, что цель подобной речи, как и у ветхозаветных пророков, не иная как подвигнуть чрез таковые угрозы жесткие сердца к обращению к Богу и раскаянию. «Апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление, а не раздают его нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (Феофилакт).– О бедствиях ваших, находящих на вас: то есть о бедствиях, которые постигнут вас, которые грядут на вас. Речь не о естественной участи всякого земного богатства, как тленного и скоропреходящего ( Иак. 1:10 и далее; Иак. 4:14 ), но об участи, какая постигнет богатых как суд Божий, как особенное наказание Божие, частные виды которого изображены далее. Что это за суд, выражающийся в бедствиях богатых? На это указывают дальнейшие выражения: в последние дни (ст. 3), пришествие Господне, и притом близкое (ст. 7 и 8), Судия при дверях (ст. 9), именно суд, имеющий совершиться во время приближающегося пришествия Господня (см. прим. к указ. ст.) От этих указаний речь получает чисто новозаветный характер, тогда как частные черты изображения этого суда можно находить и у ветхозаветных пророков, как увидим далее. В каком смысле говорит апостол об этих бедствиях, как уже находящих, то есть об этом суде и этом пришествии Христовом как уже близком, подобно как говорят в таком же смысле и другие апостолы, см. прим. к ст. 7, 8, 9 и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Третий раздел содержит неск. тем: ложные надежды (4. 1-10), отношения в общине (4. 11-12), самонадеянность (4. 13-17), богатые землевладельцы и бедные крестьяне (5. 1-6), терпение (5. 7-11), молитва и взаимопомощь в общине (5. 13-20). Основные темы и богословские идеи Исповедание веры Хотя автор И. П. обходит стороной вопросы вероучения, тем не менее ряд богословских положений в Послании выражен довольно ясно. Ап. Иаков приводит главную вероисповедную формулу иудаизма (по 1-му слову «Слушай» называемую «Шма») - «Бог един» (2. 19; ср.: Втор 6. 4). Он также говорит о Боге как о Творце, управляющем всем (ср.: Иак 1. 17), Спасителе и Судии (2. 12-13; 4. 11-12). Иисус Христос Об Иисусе Христе прямо говорится всего дважды - в Иак 1. 1 и 2. 1 (некоторые исследователи даже пытались рассматривать эти упоминания как глоссы в изначально иудейском сочинении). Однако стихов, в которых идет речь о Христе, больше: Он называется Господом в 5. 7-8, а в 5. 14 говорится о помазании, совершаемом «во имя Господне», подобно крещению и исцелениям в Деяниях св. апостолов. Домостроительство спасения На основании отдельных замечаний может быть изложена история домостроительства спасения. Согласно И. П., Бог избирает народ для спасения, в частности бедных, чтобы сделать их наследниками Царства (2. 5). Этот народ станет началом нового творения (1. 18). Главный дар, к-рый новый народ получил от Бога,- это слово истины и премудрости (1. 18, 21), к-рое спасает души. Это слово необходимо исполнять (1. 22). В этом мире новый народ подстерегают постоянные искушения (1. 2-4), пройти через к-рые можно только имея веру в Иисуса Христа (2. 1). В конце времен произойдет пришествие Господа и Судии (5. 7-9). Закон В Иак 2. 8 заповедь о любви к ближнему называется «законом царским». Толкователи расходятся во мнениях, имеется ли здесь в виду закон Моисеев (заповедь из Лев 19. 18) или Евангелие. Хотя в Иак 2. 11 перечислены заповеди декалога, слова о «рождении словом истины» в Иак 1. 18 указывают скорее на Евангелие (ср.: Еф 1. 13-14; Кол 1. 5-6; 2 Тим 2. 15; Ин 17. 17). Этот закон называется также законом свободы (Иак 1. 25; 2. 12). В Иак 2. 10 содержится призыв соблюдать закон целиком (ср.: Гал 5. 3; Мф 5. 18-19; 22. 40). Вера и дела

http://pravenc.ru/text/200363.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010