Непредвзятое изучение этой проблемы откроет любому читателю, что человек обладает вечной нематериальной природой, которой суждено испытать вечное благословение или мучение. Такова природа и участь человека Примечания автора Нижеприведенный неполный перечень положений о душе и духе человека, взятых из Ветхого и Нового Заветов, с избытком удовлетворит по нашему мнению, читателей, размышляющих над тем, почему человек – не просто комбинация тела и духа, образующая живую душу, как говорят свидетели Иеговы, а, скорее, душа или дух, обладающий телесной формой. В древнееврейском Ветхом Завете эквивалентом души является слово nephesh и духа – слово ruach. Греческий эквивалент души – слово psuche, и духа – рпеита. 1. Это субстанция, обладающая качествами жизни ( Ис. 55:3 ). Она отдельна от тела ( Мф. 10:28 ; Лк. 8:55; 1 Фее. 5:23; Евр. 4:12 ; Откр. 16:3 ), то есть существует независимо от материальной формы. 2. После смерти формы душа покидает ее ( Быт. 35:18 ). , 3. Душа обладает сознанием после смерти ( Мф. 17:3 ; Откр. 6:9–11 ). 4. Душа Самуила была в сознании после смерти ( 1Цар. 28:18–19 ). 5. После смерти Стефан передал свой дух Христу ( Деян. 7:59 ). 6. У человека явно есть дух и душа ( Ис. 57:16 ). 7. Дух не зависит от тела ( Зах. 12:1 ). 8. Дух, душа человека, делает то, что может делать только личность: он «бодрствует» (prothumon) ( Мф. 26:41 ). 9. Мы призваны поклоняться Богу в духе ( Ин. 4:23 ; Флп. 3:3 ), так как Бог есть дух. 10. Дух человека обладает качествами личности, способностью свидетельствовать ( Рим. 8:16, 26 ) и способностью познавать ( 1Кор. 2:11 ). 11. Дух может быть спасен или утрачен ( 1Кор. 5:5 ), он принадлежит Богу, и мы призваны прославлять Бога в душе ( 1Кор. 6:20 ). 12. Дух или душа наследуют вечность и являются сознательной субстанцией ( Гал. 6:8 ). 13. Христос пребывает с нашим духом ( 2Тим. 4:22 ), так как дух есть жизнь тела ( Иак. 2:26 ). 14. Мы рождены от Духа Божия и сами являемся духами ( Ин. 3:5–6 ). Этих ссылок достаточно, чтобы показать, что нематериальная природа человека – это далеко не просто сочетание дыхания и плоти, как утверждают свидетели Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Но в это время с неба раздался Божественный голос: – Авраам! Авраам! Авраам остановился, чтобы выслушать повеление Божие. – Не поднимай руки своей на отрока, – продолжал Господь, – и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего единственного для Меня. Тогда Авраам, в чувстве глубокой радости и благодарности к Богу, возвел очи свои от земли и увидел позади себя овна, запутавшегося в чаще рогами. Тогда он развязал Исаака и, взяв овна, принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего 6496 . После сего Господь снова воззвал к Аврааму с неба: – Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и песок на берегу моря, и овладеет семя твое городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Получив сие великое, благодатное обетование, Авраам и Исаак в страхе и радости спустились с горы и возвратились в Вирсаву 6497 , где жил тогда Авраам. Спустя лет двенадцать после сего, скончалась Сарра, жена Авраамова и была погребена в пещере Махпеле 6498 против Мамре, впоследствии – Хеврона земли Ханаанской. Через три года, когда Исааку исполнилось сорок лет, а Аврааму было сто сорок лет, святой праведный праотец имел утешение женить сына своего на добродетельной Ревекке, внучке Нахора, брата Авраамова. Впоследствии Авраам и сам вступил в новое супружество с Хеттурою, от которой имел еще шесть сыновей. Авраам прожил сто семьдесят пять лет, и потом с миром предал дух свой Господу Богу, Которому так верно служил и благоугодил в жизни своей, будучи сосудом и образцом веры в истинного Бога, сохранившим ее для потомства из рода в род. За высокие качества и достоинства Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу ( Быт. 17:7, 26:24, 28:13 ), а Св. Писание называет его другом Божиим ( 2Пар.20:7 ; Ис.41:8 ; Иак.2:23 ). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама ( Рим.6:7–8 ; Гал.3:7, 26–29 ). И в будущей участи нашей за гробом – только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Мф.8:11 ; Лк.16:22 ; Гал.3:9, 29 ), коего да сподобит Христос и всех нас молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скорби – страдания верных а) Евангелия ради «будете ненавидимы всеми за имя Мое; будут предавать вас на мучения и убивать вас за имя Мое» ( Мф.10:22, 24:9 ). – «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» ( Флп.1:29 ). – «Бывши просвещены, выдержали вы великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других находившихся в таком же состоянии» ( Евр.10:32–34 ). б) служат для них причиной радости: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» ( Лк.6:21–23 ). – Призвавши апостолов в синедрион, «били их... Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:40–41 ). – «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. В пример злострадания и терпения возьмите... пророков» ( Иак.1:2, 5:10 ). – «Радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений. Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете... Только бы не пострадал кто из вас, как ...злодей» ( 1Пет.1:6, 4:12, 13, 15 ). – «Я... преизобилую радостью, при всей скорби нашей» ( 2Кор.7:4 ). – «Ныне радуюсь в страданиях Моих за вас» ( Кол.1:24 ). в) суть только временные: вечером водворяется плач, а на утро радость» ( Пс.29:6 ). – «Щедр и милостив Господь... не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ). – «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» ( Ис.54:7–8 ). г) легки в сравнении с будущею славою: «думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Легко заметить, что большинство обетований, которые Бог дал Аврааму, Исааку и Иакову, не могли быть исполнены во время жизни патриарха. Это, безусловно, верно в отношении двух обетовании, которые встречаются наиболее часто, – обетовании о многочисленных потомках и даре земли. Бог начинает с Авраама процесс, который достигнет своей кульминации в отдаленном будущем. Но как обстоят дела с Авраамом? У него есть сын, или два, но не несметное число потомков. У него есть шатер и богатство, но нет земли, за исключением купленного крошечного земельного участка, чтобы похоронить там свою жену ( Быт.23 ). И сколько земных племен были благословлены в нем в течение последних семидесяти пяти лет его жизни? Одним большим благословением Авраам все же обладает. Да, у него нет, с точки зрения осуществления в его жизни, всех обетовании Божьих. Но у него есть Бог всех обетовании. Сам Бог является его щитом и наградой (15:1). Дающий, а не дары, является самой большой наградой Авраама и его всепоглощающим интересом. Не без причины поэтому об Аврааме в Библии три раза говорится как о «друге Божьем» ( 2Пар.20:7 ; Ис.41:8 ; Иак.2:23 ). Они наслаждались обществом друг друга. Авраам, человек без веры Во всех случаях, записанных в Бытии (12–25), Авраам предстает перед нами как человек безупречного послушания и доверия. Его паломничество начинается (гл. 12 – «иди») и достигает апогея (гл. 22 – «принеси во всесожжение Исаака») с испытания от Бога. Между тем, он предстает перед нами как образец терпения, получив обещание о наследнике в возрасте семидесяти пяти лет и будучи готовым ожидать четверть века, пока впервые у него не появится возможность поменять пеленки. Как и страдающий раб, которого описывает Исайя (53:12), Авраам также ходатайствует за преступника. И хотя он не оправдывает их, но, по крайней мере, терпит причуды своего ненадежного племянника Лота. Однако не все так безукоризненно. Весьма смутно в истории Авраама проступают некоторые подозрительные действия. В этом смысле Авраам становится прототипом Иакова, Моисея и Давида, любопытной смесью священного и мирского, возвышенного и слабого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Посему уловляет несчастного человека надеждою стать Богом; возведя его на высоту собственнаго превозношения, повергает его в бездну падения» 21 Татиан говорит: «Демоны в безумии увлеклись гордостью и, возмутившись, покусились восхитить себе Божество» 22 . Грех падших ангелов был чрезвычайно важен, потому что им оскорблен был Бог — Существо Высочайшее и Совершеннейшее, Творец Ангелов, сотворивший их единственно по Своей бесконечной благости; притом, падшие ангелы имели все средства отклонить от себя зло, так как ум их сиял особенным светом, а воля была более удобопреклонена к добру, нежели к злу. Грех падших духов усугублялся еще и тем, что они согрешили с полным сознанием и свободою, так как ничто отвне не побудило их к этому. И вот за этот грех «тьма и смерть и немощь определены князю мира сего, мироправителям тьмы, духам злобы и всякой силе, враждебной Божию естеству», — говорит св. Василий Великий. Св. Григорий Богослов говорит: «Из ангелов тот, который дерзнул произвести возмущение и выше своего достоинства вознес выю против Господа Вседержителя или, по пророческому слову, замыслили о престоле выше облак ( Ис.14:13–14 ); понес наказание, достойное самомнению, осужден вместо света быть тьмою, сам сделавшись тьмою» 23 . В чем заключается наказание, понесенное злыми духами за грех, свидетельствует Св. Писание. Злые духи находятся в состоянии мучительного томления, в силу которого, не находя покоя, ищут себе развлечения в пагубной деятельности ( Мф.8:29 ). Постоянный страх преследует ( Иак.2:19 ) злых духов, ибо они знают, что пленицами мрака быв связаны, блюдутся на суд и мучение ( 2Пет.2:4 ), что их ожидает огонь вечный, в котором они будут мучены во веки веков (Ап.20:10). Такое отлучение злых духов от Бога будет вечно, ибо Сам Спаситель говорит, что дьяволу и аггелам его уготован огонь вечный. Идите от Мене, проклятии, — скажет праведный Судия на Страшном Суде грешникам, — в огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его. И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:41, 46 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

409 I/66 (345—346)=B12 (121—122). Ср. также Главы о знании IV,75, где Исаак говорит о трех этапах духовной жизни. 410 II22Д—3. 411 II/22,4—6. 412 Быт. 22:1. 413 Ис. 48:10. 414 Пс. 7:10; Иер. 11:20. 415 Притч. 20:27. 416 Быт. 3:1—6. 417 Мф. 4:1—11. 418 Исх. 17:2; Втор. 6:16; Пс. 77:18. 419 Мф. 22:18; 35. 420 Деян. 5:9. 421 Иак. 1:14. 422 Ср. Мф.10:28; 39. 423 Мф. 26:41. 424 I/5 (29—30)=B3 (36—37). 425 1/37 (158)=B61 (429). 426 I/49 (219—220)=B77 (531). 427 I/58 (318)=B6 (96). 428 II/34,4. Полностью цитата дана во Введении. 429 I/78 (387)=B39 (298). 430 I/78 (387—388)=B39 (298). 431 Сир. «духа усыновления»; ср. Рим. 8:15. 432 Эта фраза отсутствует в сир. тексте. 433 I/78 (388)=B39 (299). 434 Ср. Главы о знании IV,23: «Поверь мне, брат мой, что уныние, отчаяние, отяжеление членов, беспокойство и печаль ума и прочие прискорбные вещи, которые выпадают на долю подвижника в его безмолвном жилище суть совершенные дела Божии. Не думай, что озарение на службе, чистота разума, радость и ликование сердца и утешение, которое от сладких слез и от просветленной беседы с Богом, — что только они являются делом Божиим…» 435 I/78 (389)=B39 (299—300). 436 I/79 (390—391)=B39 (300—301). 437 I/60 (331)=B36 (279). 438 Ср. Мф. 25:32—33. 439 II/31,10. 440 Ср. 1 Кор. 5:5. 441 Ср. Иов 1:6—11; 2:1—5. 442 I/60 (323—331)=B36 (269—278). 443 Ссылка на Иова отсутствует в сирийском тексте, где настоящая фраза звучит следующим образом: «И (делает это) в надежде на то, что никто не будет совершать добрые дела из страха перед искушениями, сопровождающими их». 444 I/57 (292)=B5 (61—62). 445 Главы о знании IV,57. 446 См., в частности, II/1,4 и II/14,3. Греческими эквивалентами терминов mestabqanuta и mestabqanuta d–men alaha являются соответственно термины eWgkatabieiciw (оставленность) и eWgkatabieiciw toy ueoy (богооставленность). См. эти термины у Евагрия Понтийского (О молитве 38; Гностик 28; Схолии на Экклезиаста, SC 397, 126). 447 См., в частности, II/21,14. 448 II/9,11. 449 Афанаай Александрийский. Житие св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Цитаты из Ис 8. 17-18 и 41. 8 приводятся в Евр 2. 13 и Иак 2. 23. В НЗ помимо явных цитат из И. п. к. в текст интегрированы без вводных формул и другие (напр.: Рим 11. 34; ср.: Ис 40. 13), иногда как аллюзии или реминисценции (ср.: Мф 11. 4-5 и Ис 29. 18; 35. 5-6; 61. 1; см. также: Мк 8. 31; 9. 12; 10. 45 - возможные аллюзии на Ис 53. 3-5, 10-12). Книга Откровение Иоанна Богослова наиболее насыщенна идеями прор. Исаии, хотя ни одной явной цитаты в ней нет. Она содержит ок. 40 образов из И. п. к., большинство из к-рых не встречаются более в НЗ. Образы видения из Ис 6 присутствуют также в описаниях откровения небесного трона (Откр 4. 2, 8) и явления Бога «в дыме от славы», наполняющем храм (Откр 15. 8). В обличении идолопоклонства и гордыни вавилонской блудницы (Откр 17-18) получают развитие темы плача пророка о Вавилоне (Ис 47. 8-9) и его пророчества о Тире (Ис 23. 8, 17). Образ кубка с вином гнева Божия (Откр 14. 8, 10; 16. 1, 19) присутствует уже в Ис 51, о виноградном точиле, в к-ром Мессия в кроваво-красной мантии топчет народы (Откр 19. 15), говорится уже в Ис 63. 3. Точно так же описания кары (напр.: Откр 6. 13-14; 8. 10; 14. 11 и др.) и падения Вавилона (14. 8) сближаются с пророчествами Исаии о Вавилоне (Ис 14. 12; 21. 9) и Эдоме (Ис 34. 4, 10), под к-рыми в иудаизме того времени понимался Рим. Мессианские пророчества (Ис 25. 8; 49. 10; ср.: 55. 1) указывают на участь избранных (Откр 7. 13-17). Много общих с Исаией образов в откровении Тайнозрителя о Новом Иерусалиме (Откр 21): «новое небо и новая земля» (ср.: Ис 65. 17), «убранство невесты», «венец жениха» (ср.: Ис 61. 10), присутствие Бога среди людей (=Еммануил; ср.: Ис 7. 14), место, где не будет слез и плача (ср.: Ис 25. 8; 35. 10), к-рое станет светом для народов (ср.: Ис 60. 3-5) и где живет слава Господня (ср.: Ис 60. 1-2). Наконец, мн. формулы, заимствованные из И. п. к., становятся в Апокалипсисе христологическими: Мессия - Тот, Кто получит новое имя (напр.: Откр 2. 17), будет владеть ключом Давида (Откр 3. 7; ср.: Ис 65. 15 и 22. 22), открывающим запечатанную книгу (Откр 5. 1; ср.: Ис 29. 11), Первый и Последний, Тот, Кто «грядет скоро» (Откр 22. 12-13; ср.: Ис 40. 10; 44. 6). И. п. к. в экзегезе ранней Церкви

http://pravenc.ru/text/674802.html

12) Ср. Римл. 8, 13. 14. 1 Цетр. 1, 22. Иак. 4, 8 . 13) Толк. Еванг. Арх. Мих, т 1. стр. 86–87. Μ. изд. 2. 1871 г. 14) Thuc. 1, 32 Xen. Мет. 1, 2. 44. Тнис. 2, 53. 15) Как и Иоан. 11, 48. 15, 2. 17, 15. 19, 31. 38 . Ср. Wahl’s clavis N. Т. слов. φρ. и ιρ. 16) Ср. О. Gerlach. вид. и поз. – не синонимич. – Meyer. 17) De Wette. 18) Aliioli, Paulus. 19) Semler, 20) Meyer. 21) Russmeyer 22) Cp. Nitzsch: d. ChrismU. Lehre 5. Aufl. s. 235. 23) Calvin, Lange. 24) Semler. 25) Bmg.-Crus. 26) Bengel: ex quo diabolus est. 27) Еще: Lucke, de Wette. Gerlach, Düsterdieck; Neander соединяет оба последние значения. 28) Δειν, как и Иоан. 2, 19 . подоб. 2Петр. 3, 10–12 . 29) A-Lapide, Lorinas, Spener, Besser. 30) И еще: 1Петр. 1, 23 ., даже Иак. 1, 18 ., а некоторые и Малах. 2, 15 . Klem. Alex., Augustin, Beda, Luther И. Bengel, Spener. Grot., Besser и др. 31) Thom. Anglic., Hugo, Cajet, Lyr. Cornel Vide ex. D. Thom. И part. 62 art. 3. Calmet., Scholz, 32) Подоб. Beza, Hornejus, a Lapide, Lorinus., Semler. 33) Hanp. Meyer’s, Gerlach " s, Düsterdieck, Lucke, de Wette. 34) Иоан. 3, 6–8 . Cp. Иезек. 36, 25, 26. 29. Ис. 44, 3 и др. 35) 35 Подоб. 4, 20. Апок. 2, 2 . Деян. 4, 20 . – Bengel. 36) Oecumen, Calmet «nolunt» и Meyer. 37) A Lapide, Gagnejus, Allioli, Scholz. 38) Не двоеточие стоит в подлиннике после слов: дети Божии и дети диавола узнаются ср. Мтф. 7, 16. так, а точка и притом последнее слово стоит в начале: ν τοτω – в сем, поэтому, этим – φανερ στ τα τκνα и проч. 39) Socin. ср. Meyer’s. 40) μ ποιν δικαιοσνην..., κα μ и проч. «epexegetische» заменяет здесь: «то-есть», «именно», – «Нос membrum vice expositionis additum est » – Calvin. 41) Как говорят: Bengel, Spener, Lange. Neander, Gerlach. 42) RicklU. 43) Ср. Иоан. 14, 15 . Римл. 13, 8–10 . Гал. 5, 14 . Кол. 3, 14 . 1Тим. 1, 5 , Ср. Besser’s. 44) να в словах Иоанна соответствует частице ν в словах Иисуса Христа и указывает не цель, а содержание благовествования. 45) Здесь να как и в послании. 46) И даже не παγγελα, как 2Тим. 1. 1 . и др., см. Clavis N. Т. Wahl к этому слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Исх.Исход. Лев. – Левит. Чис.Числа. Втор. – Второзаконие. Иис.Нав.Иисус Навин. Суд. – Судей. Руф. – Руфь. 1 Цар. – 1 Царств. 2 Цар. – 2 Царств. 3 Цар. – 3 Царств. 4 Цар. – 4 Царств. Пар. – Паралипоменон. Езд. – Ездра. Неем. – Неемия. Есф. – Есфирь. Иов. – Иов. Пс. – Псалмы. Прит. – Притчи. Ек. – Екклезиаст. Пес. – Песнь Песней. Ис.Исаия. Иер. – Иеремия. Пл. Иер. – Плач Иеремии. Иез. – Иезекииль. Дан. – Даниил. Ос. – Осия. Иоил. – Иоил. Амос – Амос. Авд. – Авдий. Ион. – Иона. Мих. – Михей. Наум. – Наум. Аввак. – Аввакум. Софон. – Софония Агг. – Аггей. Зах. – Захария. Мал. – Малахия. Мф. – Ев. от Матфея. Мк. – Ев. от Марка. Лк. – Ев. от Луки. Ин. – Ев. от Иоанна. Деян. – Деяния Апостолов. Послания: Иак.Иакова. 1 и 2 Пет. – Петра. 1 и 2 Ин. – Иоанна. Иуд. – Иуды. Рим. – к Римлянам. 1 и 2 Кор. – к Коринфян. Гал. – Галатам. Ефес. – Ефесянам. Филип. – Филиппийцам. Кол. – Колоссянам. 1 и 2 Фес. – 1 и 2 Тим. – Тимофею. Тит. – Титу. Евр. – Евреям. Откр. – Откровение. Пример: ( 1Ин.2:3 ) значит, первое послание Иоанна вторая глава, третий стих. Часть II. Ветхий Завет Из книги Бытия Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл Об отмене субботы и почитании воскресного дня Быт.2:2–3 . Здесь ни слова не говорится о том, что люди должны праздновать субботу, а говорится, что Бог почил в день седьмый от дел Своих и тем освятил его для Себя, и только. Не люди, а Бог почил в седьмый день, и заповеди о праздновании этого дня здесь нет. В раю для людей все дни были одинаковы: все дни были днями душевного покоя и блаженства, лицезрения Господа Творца и вместе с тем все дни были посвящены на возделывание и хранение сада Эдемского ( Быт.2:15 ). Только при Моисее, впервые Господь дает им заповедь о субботнем дне ( Исх.16:23 ). По воскресении же Своем, Христос сказал в этот же день (воскресения) св. апостолам: «радуйтесь»! ( Мф.28, 9 ). Таким образом «первый день недели», согласно пророчествам ( Иез.39:13 и др.) и повелению Христа, стал днем радости для апостолов ( Мф.28:8 ; Ин.20:20 ; Лк.24:41 ), а в лице их и для всех верующих в воскресшего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. ( Лк.16:19–31 ). У некоторых людей есть недобрый обычай не сознавать за собой тех действительных пороков, в которых они бывают обличаемы, и не узнавать себя в тех притчах, подобиях и иносказаниях, в которых изображаются их слабости и пороки. Это можно сказать и в отношении к евангельской притче о богатом и Лазаре, чтение которой мы слышали. Многие из нас, вероятно, не узнали себя в этой притче – напротив, некоторые, быть может, подумали: это не обо мне сказано, а о ком-то другом. Не прилагая эту притчу к себе, некоторые из слушателей, вероятно, относили ее то к тому, то к другому известному лицу: например, к обитателю какого-либо большого дома, или к какому-либо торговому человеку, или к заводчику, или к золотопромышленнику, или к кому-либо из получающих большой оклад жалованья, к посетителям увеселительных зрелищ и собраний. Нет, братья, не ко всем таковым относится сказанная притча, но только к некоторым, а может быть, ни к кому из тех, о ком мы думали. Не все богатые осуждаются ею, но только некоторые. Этой притчей осуждается не богатство, а крайнее себялюбие, сластолюбие, жестокость, немилосердие и забвение Бога. Были и есть богатые, которым богатство не только не послужило во вред, но помогало им Богу угодить и душу свою спасти. Был Авраам богат – но он назван другом Божиим, отцом верующих ( 2Пар.20:7 ; Ис.41:8 ; Иак.2:23 ; Рим.4:11 ); был Иов богат – но он был оком слепых, ногой хромых, отцом немощных ( Иов.29:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010