Беседа 1. На Рождество Значение Рождества Христова. Формулы сотериологии (36 В). Предсказания Ветхого Завета. 1) Ис. 53, 9 . 2) Вар. 3, 38 . После этого был видим на земле, и обращался с людьми (37 В). Ис. 7, 14; 9, 6 : «Се, Дева...» Из этих слов узнаётся образ явления. Нерастленная Дева зачнёт телесно нетленный Светильник. Надлежало священнейшему Логосу низойти к нам до плоти, чтобы через воплощение обновить тех, кого создал, будучи бесплотным Божеством и которые изветшали по причине греха, и уготовать их нетленными подобием тленного (37 D – 40 А). 3) О, Отроча, старейший небес! О, треблаженный Сын, носящий начальство на раме Своём, не жаждущий получить его от другого. Ибо Логосу врождено начальствование, как Сыну, над всем, а не чуждо, как твари (40 А). Рождество- τς φθαρσας μυστριον (40 В). Небесный человек явился от Израиля... произрос людям росток вечной жизни. Владыка небесных и земных произошёл из боку Девы; ради искупления мира пришёл в мир тления (40 В, С). О, чудо! В яслях сей Дитя ночует, неописуемый небесами, согревается женскими объятиями кратким словом всё Создавший, питается молоком от пречистых сосцов Девы Даровавший по благодати бытие всем вышемирным силам (40 С). 4) Великое и премудрое наступление на дьявола (40 D). Освобождается мир через Деву, через деву прежде впадший в грех (41 А). Через девственное рождение приводится в замешательство столь многое полчище невидимых демонов (41 А). Владыка соделался со бразным рабам, чтобы рабы стали снова со бразными Богу (41 А). О, ясли, соучастники херувимов и равночестные серафимам! Ибо вечно Носимый их троном в тебе пребывает телесно. О, Мария, обладающая Создателем всего перворождённым! О, человечество, давшее телесное осуществление и потому предпочтимое поднебесным и мысленным силам! Ибо не восхотел Христос преобразиться в образ архангелов или в неизменяемые образы начал, сил, властей, но тебя понёс, ниспавшего к изменению и сравнявшегося с неразумными животными (41 А, В). Оно получило такого Врача, что по изгнанию болезни получило большее спасение, чем здоровое (41 В). Победа над дьяволом (41 В). 5) Мы призваны к сыноположению и общению с Богом (41 В). Мы должны обращаться с ангелами и предстоять небесному трону Царя (41 С). Мы должны возблагодарить Бога своим поведением, чтобы стать просветителями мира, светом для язычников. Клятва (41 С- 44 А, В). 1 Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред. Читать далее Источник: Труды по патрологии/И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-./Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743, с. : портр./Святой Амфилохий, епископ Иконийский. 219-310 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Архив Пн В день начала Великого поста Англиканская церковь призвала верующих экономить электроэнергию 6 февраля 2008 г. 12:50 Наступивший сегодня по англиканскому календарю Великий пост ознаменовался неожиданным призывом иерархов государственной церкви Англии к верующим христианам вывернуть в своих домах все ненужные лампочки. Продолжающийся 40 дней Великий пост уже давно не практикуется в Великобритании, и Англиканская церковь даже не напоминает верующим о необходимости совершения физического и духовного очищения по канонам христианского учения. Вместо этого сделавшая ставку на модернизацию Англиканская церковь пытается «актуализировать» христианские нормы и традиции. В результате сегодня, в день начала Великого поста, англиканские епископы во главе с Архиепископом Кентерберийским призвали паству придерживаться в ближайшие 40 дней «энергетического поста» и содействовать сокращению выбросов парниковых газов и, в первую очередь, углекислого. Именно поэтому в Великий пост, по мнению англиканских епископов, верующим следует вывернуть в своих домах все ненужные лампочки, отказываться в магазинах при совершении покупок от пластиковых мешков, через день пользоваться посудомоечной машиной, понизить на градус температуру горячей воды в своих домах. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. (4 апреля ст.ст.) среда Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343). Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Гатчинской (1932); сщмч. Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса». Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLI, 4–14 . На веч.: Быт. XVII, 1–9 . Притч. XV, 20 – XVI, 9 . На вечерне к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона. 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/360436.htm...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Меша Меша (евр. «спасение»): 1) первенец Халева, племянник Иерахмеила ( 1Пар. 2:42 ); 2) царь Моава (в Синод. пер. – Меса). В др.-евр. оригинале он назван нокедом – овцеводом (в Синод. пер. – «был богат скотом», 4Цар. 3:4 ). В качестве ежегодной дани М. поставлял царю Израиля 100 тыс. овец и 100 тыс. неостриж. баранов. Царь Амврий (Омри), возможно, будучи еще военачальником Ваасы, отвоевал у моавитян Медеву и возвратил ее Израилю (ср. Нав. 13:9 с Ис. 15:2 ). Спустя 40 лет, ок. 864 г. до Р.Х., М., как следует из надписи на камне (⇒ Камень Меши ), вновь захватил эту область, однако еще более 10 лет оставался данником израил. царя. Только после смерти Ахава (853 до Р.Х.) М. отпал от Израиля ( 4Цар. 1:1 ; 4Цар. 3:4.5 ). Израил. царь ⇒ Иорам и иуд. царь ⇒ Иосафат предприняли попытку нового, на этот раз совместного, завоевания Моава (см. 4Цар. 3 ). Они опустошили страну и осадили ⇒ Кир -Харешет, где в тот момент находился М. Не видя иного средства к спасению, М. на гор. стене, так что израильтяне видели это, принес своего сына-первенца в жертву языч. божеству (возможно, Кемошу, в Синод. пер. – Хамосу, богу-покровителю Моава). После этого израил. войско, пришедшее в «большое негодование», дабы предотвратить повторение подобных эксцессов, сняло осаду и покинуло Моав ( 4Цар. 3:25–27 ). Эти события зафиксированы в надписи на камне, известном ученым как «Камень Меши». Надпись была сделана, по-видимому, в период между снятием осады Кир-Харешета и вторжением объединенных войск Моава и Аммона в Иудею (которое окончилось их уничтожением; это произошло еще при жизни Иосафата, умершего в 848 г. до Р.Х., см. 2Пар. 20:1–30 ); 3) сын вениамитянина Шегараима и его жены Ходеши ( 1Пар. 8:8.9 ); 4) местность в Аравии, западная граница расселения потомков Иоктана ( Быт. 10:30 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Архив Пн Синодальный отдел религиозного образования и катехизации проводит новый межрегиональный конкурс «Из прошлого в настоящее» 25 мая 2023 г. 13:40 C 5 мая по 4 ноября 2023 года  Синодальный отдел религиозного образования и катехизации  проводит межрегиональный конкурс «Из прошлого в настоящее» с использованием средств грантового конкурса  «Православная инициатива — 2023» . Цели конкурса: Учредители и организаторы — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Кириллица», Автономная некоммерческая организация «Центр образовательных и культурных инициатив " Поколение " ». Конкурс проводится в одной возрастной категории (13-17 лет) среди учащихся общеобразовательных организаций, среднего профессионального образования и профессионального обучения, организаций дополнительного образования, воскресных школ, православных гимназий, воспитанников других детских учреждений. В мероприятии примут участие учащиеся: из Ростова-на-Дону; Мурманска и Североморска Мурманской области; Зеленогорска и Железногорска Красноярского края; Архангельска; Екатеринбурга; Владикавказа; Воронежа; Самары; Новосибирска; Якутска. Первый (епархиальный) этап конкурса пройдет с 22 мая по 31 июля, второй (межрегиональный) этап будет проведен с 11 августа по 4 ноября. Конкурс проводится в трех номинациях: «Героическая история моей малой родины» (период ВОВ), «История моего края в историко-культурных памятниках», «национально-исторические особенности моего края». По материалам  сайта «Православное образование» Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6030232.ht...

Архив Пн Состоялось совещание, посвященное сотрудничеству Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и Центрального музея российского казачества 5 апреля 2024 г. 18:40 4 апреля 2024 года в храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком г. Москвы состоялась встреча ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерея Тимофея Чайкина с заведующей отделом «Центральный музей российского казачества» Государственного исторического музея Ириной Повх. Участницей встречи также стала руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета Ирина Котина. Главной темой обсуждения стало взаимодействие Синодального комитета и Центрального музея российского казачества. Особое внимание было уделено возможности экспонирования историко-документальных выставок, созданных в рамках проекта «История казачества в истории России», на площадках музея. Проект «История казачества в истории России» существует более 10 лет. Организаторами выступают Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Российский государственный архив социально-политической истории при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы. За прошедшее время было подготовлено более 11 выставочных комплексов, которые на основании архивных документов показывают наиболее яркие моменты истории Отечества, Русской Православной Церкви и казачества. Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...». 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6118590.ht...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Азот (Ашдод) Азот (Ашдод), впервые упоминается в Нав. 11как город енакимов. Позднее он назван в числе пяти главных филистимских городов-государств наряду с Газой, Аскалоном, Гефом и Екроном ( Нав. 13:3 ; 1Цар. 6:17 ). Согл. Нав. 15:47 , А. был предназначен для колена Иуды, но вплоть до эпохи Царств сохранял свою независимость. В А. стоял храм ⇒ Дагона , верховного божества филистимлян, куда был поставлен захвач. ими ⇒ ковчег завета . За это Бог неоднократно поражал жителей А. и его окрестностей тяжелыми болезнями, равно как и жителей тех городов, куда филистимляне перемещали ковчег завета, пока израил. святыня (и в доп. к ней золото в качестве «жертвы повинности») не была возвращена израильтянам ( 1Цар. 5–6 ). А. был взят только однажды Озией (⇒ Азария ), который снес стены А. и построил в его окрестностях города ( 2Пар. 26:6 ; ср. Ам. 1:8 ; Зах. 9:6 ). Несколько позднее ассир. царь Тиглатпаласар III завоевал А. и обложил его данью. При Саргоне II город был осажден и взят цар. военач. (тартаном) (ср. Ис. 20:1 ). А. стал столицей ассир. провинции Асдуду со своим царем, вассалом ассирийцев. Согл. Геродоту, егип. фараон Псамметих I (664–610 гг. до Р.Х.) после 29-летней осады покорил эту крепость. Из жителей города уцелели лишь немногие ( Иер. 25:20 ; ср. Геродот. История, II, 157). Когда вернувшиеся из плена израильтяне восстанавливали стены Иерусалима, жители А. при поддержке аравитян и аммонитян пытались силой оружия воспрепятствовать строит-ву ( Неем 4:1 и след.). Вопреки заповеди Божьей, некоторые из вернувшихся иудеев взяли жен из А. ( Неем 13 и след.). А. был дважды осажден и разрушен Маккавеями, а храм Дагона сожжен ( 1Мак. 5:68 ; 1Мак.10 и след.; 1Мак. 11:4 ). В 55 г. до Р.Х. город восстановили римляне. Благовестник Филипп проповедовал Евангелие в А. и Кесарии ( Деян. 8:40 ). А. следует искать на месте Телль-Ашдода, в 6 км юго-вост. совр. селения Ашдод. Это место находится приблизит. в 15 км от Ашкелона, между Яффой и Газой, прим. в 4 км от побережья Средиземного моря. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

митрополит Иоанн (Снычёв) ДРУЖБА 1. Надо ли подвергать друзей твоих испытанию, заводить знакомство со многими и доверяться всем? Друзей твоих предварительно подвергай испытанию и не своди со всеми близкого знакомства. Если заведешь обширное знакомство, – не доверяй всем: потому что мир всквашен на лукавстве. В друга себе избери одного брата, боящегося Господа, и прилепись к Богу, как сын к отцу, потому что все человеки, за исключением немногих, предались лукавству, земля преисполнилась суетности, попечений и скорбей. ( Антоний Великий ). Стр. 27(118) 2 . Почему не должно искать дружбы с славными мира? Не ищи дружбы с славными мира, чтоб слава Божия не погасла в сердце твоем. ( Авва Исаия ). Стр. 184 (247) 3. Надо ли дружить с тем, кто заражен ненавистью и сварливостью? Будем избегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистью и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и зараженному ненавистью. Неотвращающийся от сварливости и негнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих. ( Антоний Великий ). Стр. 18 (24) 4. Надо ли дружить с человеком двуязычным? Удаляйтесь, возлюбленные братия, от двуязычного! Никак не вступайте в дружбу с ним: вступивший в дружбу с ним вместе с этим подчинился смерти. ( Антоний Великий ). Стр. 21 (39) 5. Надобно ли заводить дружбу с лукавым человеком? Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом. ( Антоний Великий ). Стр. 21 (40) Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги – суетны. С такими не своди знакомства, чтоб не заразиться их ядом и скверною, друзьями твоими да будут незлобивые, и соделаешься участником их чистоты и славы. ( Авва Исаия ). Стр. 185 (250) 6. Должно ли удаляться от людей чуждых благоразумия и духовного разума? Отступи – ускори это сделать – от человеков, чуждых благоразумия и духовного разума. ( Антоний Великий ). Стр. 27(114) 7. Должно ли входить в общение с человеком, приносящим вред своему ближнему, и радоваться с тем, который делает зло другому? Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. (Авва Моисей). Стр. 314 (8) Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ЛУКАВСТВО 1. Какое гибельное действо производит в человеке лукавство? Как густой лес, когда небрегут о нем, истребляется пожаром, так лукавство, будучи допущено в сердце, губит душу вместе – оскверняет тело, приносит многие нечистые помыслы. Насмехается лукавый над простыми и всеми добрыми; сердце его объемлется многочисленными, сквернейшими помышлениями, насеянными диаволом, понуждающими ум скитаться повсюду, возбуждающими в душе внутреннюю борьбу. ( Антоний Великий ). Стр. 15 (18). Лукавый человек, во-первых, обманывает свою собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. ( Антоний Великий ). Стр. 21 (40). 2. В чем состоит ненавидение лукавства? Некоторый брат пришел к авве Пимену и в присутствии многих, сидевших тут, похвалил другого брата, сказав, что он ненавидит лукавства. Авва Пимен спросил его, что значит ненавидеть лукавство? Брат пришел в затруднение и, не находя что отвечать, поклонился старцу, говоря: объясни мне это. Старец сказал: ненавидение лукавства состоит в том, когда кто возненавидит грех свой и оправдает брата своего. Стр. 334 (46). 3. Какие добродетели очищают сердце от лукавства? Простота и невменяемость очищают сердце от лукавства. ( Авва Исаия ). Стр. 185 (248). 4. Допускает ли о ближнем помышления лукавые стяжавший долготерпение? Стяжавший долготерпение не попустит себе помышления лукавого о ближнем. ( Авва Исаия ). Стр. 216 (482). Если ближний попросит оказать ему любовь и научить делу, а знающий дело не исполнит его просьбы, то что показывает этим не исполнивший: любовь ли Божию или лукавство? Увидя, что брат делает свое дело недостаточно, не скажи ему, что он не так делает или портит. Но если он будет просить тебя, чтобы ты оказал ему любовь и научил его, а ты не исполнишь просьбы его, промолчишь, то покажешь этим, что в тебе живет не любовь Божия, а лукавство. ( Авва Исаия ). Стр. 178 (201). 6. Сможет ли избежать печали сердечной тот, кто ведет себя лукаво в отношении к ближнему своему? Кто ведет себя лукаво в отношении к брату своему, тот не возможет избежать печали сердечной. ( Авва Исаия ). Стр. 185 (249). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Приложение девятое. Книги приход и росход, что пошло на оклад Пречистой Богородице и чюдотворцу Кирилу 1264 Лета 7120-го году сентября в 9 день. Память Кирилова монастыря игумену Матфею, что взято из ризницы и ис казны серебра на оклад Пречистые Богородицы чюдотворному образу, юже чюдотворец Кирил с собою принесе по явлению иже бе на Симанове, и что давали христолюбцы на тот же оклад денег. Взято из ризницы у ризничево у старца Марка серебра: понагея большая, а в ней весу фунт 12 золотников, да малая понагея весом 3 золотника, да два копейца весом 12 золотников, да ковшь ветх, а в нем весу 21 золотник. Да малых дробниц и всяких мелких обломков 19 золотников. Да из церкви взято ветхого образа оклад, а у того образа лица у всех святых полиняли и подписи не было, итого окладу 80 золотников. Да ис казны взято у бывшего казначея у старца Иринарха старых окладов венцы и поля и всякие мелочи серебра фунт 5 золотников. Да у нового казначея старца Антония взято ис казны же старого окладу 3 полосы сканных, а в них весу 38 золотников. Да 3 печатки весом пол 4 золотника. Да 2 колечка и ломаных денег зодотник. Да крест серебрян 4 золотники. Да 4 жемчюшка. Да кресть же серебрян, а в нем весу 2 золотника с полузолотником. Да Петр Борков дал понагею серебряну, а в ней весу 31 золотник. Священник Пахомей белозерец дал на оклад Пречистые Богородицы понагею серебрену, а в ней весу 11 золотников с полузолотником. Старица Александра Махнаткина дала ковшь серебрян, а в нем весу 92 золотника с полузолотником. И всего дельного серебра 5 фунтов 47 золотников с полузолотником. Старец Иасаф Луженой да белозерец посадцкой человек Кунька Софронов по вере своей дали судно соловозное за 40 рублев, и за то судно взял ис казны игумен Матфей ис соляного приходу денег 40 рублев. Да старец же Иасаф дал золотой да 4 камышки. Да Кирилова монастыря старец Исайя Кирьянов дал по вере своей на оклад Пречистые Богородицы 7 рублев денег да золотой. Да Кирилова ж монастыря старец Филофей Иосифлянин да казначей старец Антоней дали на оклад же Пречистые Богородицы 14 рублев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Разделы портала «Азбука веры» Вечность – 1) Вечность Божия — свойство Божественной сущности , состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа . В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни. Вечность Божественная Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть ( Ин.8:58 ). Гораздо логичнее в подобной конструкции использовать прошедшее время этого же глагола: прежде, нежели был Авраам, Я был . Однако Спаситель указывает на то, что для Него вся человеческая история от начала до конца – вечное сейчас . митрополит Макарий (Булгаков) Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество – а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек ( Втор.32:40 ); Я тот же, Я первый и Я последний ( Ис.48:12 ; срав. Ис.41:4, 44:6 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8, 17 ); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис.43:10 ); Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26-28 ); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний ( Пс.89:5 ); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим ( Ис.40:28 ; срав. Ис.57:15 ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ( Иер.10:10 );

http://azbyka.ru/vechnost

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010