Отныне и тебя будут называть архипастырем. Молюсь, дабы это наименование было не просто красивым церковным словом, к которому привыкают, не просто данью традиции, но неким сердечным ответом верующих на твою искреннюю заботу о них и твои ревностные труды по созиданию Тела Христова (Еф. 4:12), по ограждению паствы твоей от всякого духовного врага и супостата. Многоразличны и весьма сложны обязанности епископа, но самое ценное, что должно быть в нашем служении, — это живые отношения пастыря с паствой, отношения, основывающиеся не столько на власти, сколько на любви и преданности друг другу. Твой прямой долг, по слову Господа, — хорошо наблюдать за стадом и иметь о нем попечение (Притч. 27:23), защищать его от лютых волков (Деян. 20:29), снисходительно относиться к каждому человеку, не уклоняться от поиска даже одной пропавшей овцы (Лк. 15:4) и с любовью заботиться о слабых и беспомощных, потому что слабого и беспомощного особенно легко похитить зверю лютому. Вдохновляйся в этом делании примером нашего Господа, Который агнцев берет на руки и носит на груди Своей (Ис. 40:11). На всякий день и час своего архиерейского служения помни предостережение Божие, реченное через пророка Иезекииля: «Горе пастырям, которые пасли себя самих Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:2-4). Дабы не впасть в такое состояние, постоянно пребывай в подвиге очищения своего сердца, памятуя, что нельзя служить Господу, имея оскверненную грехами душу. Недостойно пастыря Церкви призывать врученный народ жить по заповедям Спасителя, если он сам не стремится к нравственному совершенству и не живет по этим заповедям. Об этом замечательно говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Пастырь. 3.1). В то же время не страшись неизбежных трудностей и, смиряясь под крепкую руку Господню (1 Пет. 5:6), не унывай и помни, что Пастыреначальник Христос, по великой милости призвавший тебя к этому деланию, непременно подаст Свою силу для преодоления испытаний и достойного несения архиерейского креста. Утешением для тебя пусть будут слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это значит, что со всеми нами, последователями святых апостолов, Господь пребывает и будет пребывать до скончания века.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109351...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Э. Б. Дэвидсон. Фотография. Кон. XIX в. [Дейвидсон; англ. Davidson] Эндрю Брюс (1831, Эллон - 1902, Эдинбург), шотл. богослов, гебраист, ориенталист. В 1849 г. окончил Абердинский ун-т. С 1849 по 1852 г. преподавал в школе Свободной шотландской Церкви (Free Church School) в Эллоне. В 1852-1856 гг. изучал богословие в Нью-колледже Эдинбурга, в к-ром с 1858 г. преподавал древнеевр. язык, с 1863 г. был профессором вост. языков. Д.- автор «Вводного курса по грамматике еврейского языка» (An Introductory Hebrew Grammar. Edinb., 1874, 199327) и «Синтаксиса еврейского языка» (Hebrew Syntax. Edinb., 1894, 19243). Выступая за широкое использование историко-критического метода в библеистике, Д. видел задачу исторической экзегезы в изучении мировоззренческих особенностей эпохи, к к-рой относится изучаемый текст ВЗ. Несмотря на ряд неверных предпосылок историко-критического метода, Д. тем не менее признавал его первостепенное значение в формулировании правильной идеи Свящ. Писания - присутствия живого Бога в истории человечества (Biblical and Literary Essays. L., 1903. P. 320). Одним из важных направлений исследований Д. является библейское богословие ВЗ - «осознание великого деяния Бога, посредством которого Он являет людям Свое царство» (The Theology of the OT. Edinb., 1904. P. 1). Подчеркивая принципиальную достоверность ВЗ и исторический характер его религии, Д. считал ветхозаветное богословие «исторической наукой». В истории ветхозаветного Израиля он выделял 5 периодов. От 1-го периода, вводного (завершается Исходом, с к-рого, по его мнению, начинается ветхозаветная религия), не сохранилось ни одного источника. Ко 2-му периоду - от Исхода до эпохи пророков-писателей (VIII в. до Р. Х.) - относятся: Пятикнижие Моисея, Книги Иисуса Навина, Судей, а также деятельность неписьменных пророков Деворы , Самуила , Илии и Елисея . Из записанных пророчеств ко второму периоду Д. отнес лишь песнь Деворы (Суд 5). 3-м периодом - от эпохи письменных пророчеств до падения Иерусалима (586 г. до Р. Х.) - датируются Второзаконие и Книги пророков Амоса, Осии, Михея, Исаии (главы 1-39) и Иеремии. 4-й период - от падения Иерусалима до эпохи завершения формирования пророческого канона (400 г. до Р. Х.) - включает Псалтирь, Книгу премудрости Соломона, 1-3 Книги Ездры, Книгу Неемии, Книги пророков Иезекииля, Захарии, Аггея, Малахии. К этому периоду Д. также относил написание т. н. Второ-Исаии (Ис 40-66). К 5-му, заключительному периоду (с 400 г. до Р. Х. до эпохи НЗ) Д. относил составление Книги прор. Даниила и Книги Екклесиаста, 1-й и 2-й Книг Паралипоменон. Д. допускал возможность 4-частного деления ветхозаветной истории на предварительный, допророческий (от Исхода до 800 г. до Р. Х.), пророческий (800-586 гг. до Р. Х.) и левитский (с 586 г. до Р. Х.) периоды.

http://pravenc.ru/text/180808.html

Предварительные замечания о Евангелии вообще Название Евангелие – греческое и значит, по-славянски, благовествование, а по-русски, добрая или радостная весть ( 2Цар.18:20 ), – благовествование или радостная весть о воплотившемся для спасения рода человеческого, Сыне Божиим, Господе Иисусе Христе и о совершении Им сего спасения ( Ис.40:9–10; 61:1–2 ; Лк.4:18–21 ). Евангелием называются, написанные святыми Апостолами Матфеем и Иоанном, из двенадцати, Марком и Лукою, из семидесяти, четыре книги сказаний о Христе Спасителе, – и каждая отдельно, и все четыре вместе. Св. Евангелие, – пишет Златоуст – «всем возвещает конец наказания, отпущение грехов, оправдание, освящение, искупление, усыновление, наследие небес и родство Сыну Божию. Что может сравниться с сим благовестием»? «Святое Евангилие», – какие сладкие, какие возвышенные ощущения в горячо верующей душе производит одно это слово! восклицает один из духовных писателей. Оно вносит в душу блаженный мир любвеобильного учения, возвещенного людям Сыном Божиим, и окрыляет ее к горьким стремлениям безмерною картиною земной жизни Христа Спасителя, наполненной небесными чудесами» (Воскр. Чт. XXV г.). В первые века христианства Евангелий появилось довольно много, но единственно достоверных, т. е. подлинно написанных Апостолами, было принято Церковью только четыре; остальные, же Евангелия были отвергнуты, так как оказалось, что они написаны не Апостолами, а простыми людьми, некоторые даже еретиками, т. е. ложными учителями, в духе их лжеучении. Каждое Евангелие разделяется на части, называемые главами, а главы, в свою очередь, на меньшие части, называемые стихами. Кроме того есть еще разделение Евангелия на зачала, т. е. на части, которые читаются в церкви на службах. Каждое из зачал заключает в себе несколько стихов и содержит или какое-либо отдельное учение нашего Господа Иисуса Христа, или вообще какое-либо сказание о Его жизни и деятельности. Разделение это сделано не самими писателями, а гораздо в позднейшее время, именно в 4-м веке архидиаконом Александрийской церкви Евфалием. О Евангелии от Матфея

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Содержание    Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36—38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? «Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 45:14—15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).    Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: «За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами» («а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти») (Евр. 2:9). Точно так же и сравнительно с людьми Он казался ничтожным. В самом деле, что говорит Исайя? «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» («Видехом его и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих») (Ис. 53:2, 3). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:7). А в книге Исайи Отец именует Его так: «Не бойся, червь Иаков» (Ис. 41:14). Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: «и черви — покров твой» (Ис. 14:11). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: «можешь ли ты удою вытащить левиафана» (Иов. 40:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Выпрямление путей 05.10.2015 11:13:54 Светлана Коппел-Ковтун Приготовьте путь Господу , прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3:3). Равнодушие к Богу — страшная беда для человека, потому что он не внемлет вопиющему в нём самом, как в пустыне, гласу Предтечи. Ему нет дела до путей Господних: прямы ли они, кривы ли. Проходят столетия, уходят и приходят поколения людей, но мир, лежащий во зле, остаётся жаждущей, ненасытной пустыней, которая не догадывается о том чего или, вернее, Кого жаждет. Пустыня — глуха к зовам подлинной жизни и потому остаётся пустыней. «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт как нарцисс» (Ис. 35:1) — так пророчествовал Исайя, живший почти за 800 лет до Рождества Христова. И вот прошло более 2000 лет после, и пустыня мира, отодвинутая, придержанная на время, вознамерилась умертвить расцвётший на её месте «нарцисс». Быть может потому, что расцвёл именно нарцисс1? Самолюбование человека и человечества стремительной ракетой нацелилось в будущее. Вряд ли когда в истории было сопротивление выпрямлению путей такой силы и концентрации, как сегодня. Ибо тотального, намеренного, технологичного искривления путей человечества, которое осуществляется ныне, не могло быть. В глобальном мире и зло глобально. Добро же раздробили и продолжают дробить «нарциссы», забывая, что добро таковым является только тогда, когда имеет в виду Целое (всеобщее). Как тухла манна небесная, припрятанная про запас из корыстных соображений, так «тухнет» и человеческое «добро», растущее на самости. Что же такое выпрямление путей Господних? Это наше движение навстречу Спасителю. Он идёт к нам, а мы должны идти к Нему: не потому, что можем прийти сами, а потому, что должны истощать своего ветхого человека в движении к новому Адаму Христу. В обычае у древневосточных правителей было посылать впереди себя гонцов, подготавливающих для них пути. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» ( Ис. 40:3–4 ).

http://radonezh.ru/analytics/vypryamleni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иисус называет Себя «Пастырем добрым»: чем это могло расстроить иудеев, ожидавших Мессию? 4 мин., 03.08.2023 Выражение «пастырь добрый» мы знаем, главным образом, из Евангелия. Так говорит о себе Иисус Христос: Я есмь пастырь добрый (Ин 10:11). Но что это выражение значило для иудеев, к которым были обращены слова Христа? Объясняем, что именно имел в виду Христос, именуя себя добрым пастырем. Скотоводство наряду с земледелием было одним из основных занятий в Древнем Израиле, поэтому образы, заимствованные из пастушеской жизни, были привычны и хорошо понятны людям. Иудеи знали, насколько трудной была жизнь пастуха. Его работа была сопряжена со многими опасностями: ему приходилось следить, чтобы стадо не разбредалось, чтобы овцы не сорвались с обрыва и не заблудились в горах. Пастух охранял стадо от диких зверей, оберегал его от воров. Бывали случаи, когда пастух жертвовал своей жизнью ради спасения овец. В библейском контексте образ пастыря или пастуха, который с любовью и ответственностью заботится о своем стаде, употреблялся по отношению к Богу или земному правителю. Так, например, Бог называется пастырем в ветхозаветной книге Псалтирь: Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя (Пс 79:2). Народ, со своей стороны, представлен здесь в образе стада: А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя (Пс 78:13). Важно, что и о Мессии, Спасителе, в Библии тоже говорится как о Пастыре: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис 40:11). SONY DSC В Книге пророка Исаии Господь устами пророка называет пастырем царя Кира II Великого, который вошел в историю как мудрый, справедливый правитель, позволивший иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный ранее вавилонянами: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: « ты будешь построен! » и храму: « ты будешь основан!» (Ис 44:28).

http://foma.ru/iisus-nazyvaet-sebja-past...

Икона «Отрада и утешение»: отпустить измученных на свободу Это прикосновение руки, осязание руки Христа устами – образ Евхаристический. Он часто присутствует в иконописи. Особенно ярок он на иконе Положения во гроб, когда апостол Иоанн касается устами длани Умершего смертью Крестной, а Богоматерь лобызает Лик Сына. 3 февраля, 2013 Это прикосновение руки, осязание руки Христа устами – образ Евхаристический. Он часто присутствует в иконописи. Особенно ярок он на иконе Положения во гроб, когда апостол Иоанн касается устами длани Умершего смертью Крестной, а Богоматерь лобызает Лик Сына. «Утешайте, утешайте народ Мой!» (Ис. 40:1) — так повелел Бог Своему пророку, обращаясь к томившимся в Вавилонском плену иудеям. Спустя столетия Симеон Богоприимец тоже ожидал «Утешения Израилева» (Лк. 2:22). Христос-Младенец явился ему на руках Марии, Матери Своей – явился как один из многих младенцев, принесенных в Иерусалимский Храм. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка!» — проговорил потрясённый старец. Он был потрясён не видимой славой Господней, как Исайя или Иезекииль. Ему открылось Слава Божия – словно в гласе хлада тонка (3 Цар 19:11-12) – в хрупкости принесенного Младенца, в приоткрывшейся старцу тайне Креста и Гроба… Младенец вырос и вышел на Своё крестное служение, и пришел в капернаумскую синагогу, и открыл книгу пророка Исайи. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19). «Отпустить измученных на свободу»  – или, по церковно-славянски, «отпустити сокрушенныя во отраду… Да! Отпускай на свободу измученных, Отрок, чье имя прекраснее всех. в горы взойди неприступными кручами, в старости Сарре дарующий смех. …Незадолго до Сретения совершается празднество в честь этой прекрасной иконы, носящей имя «Отрада и Утешение». Младенец, вернее, Отрок, облачен в зелень риз Духа – на Нём Дух Господень, давший Ему помазание, Дух Христов. И хитон Отрока – долгожданного Утешения Израилева, Отрока, которого Бог Отец помазал елеем радости для того, чтобы Он отпускал измученных на свободу, был последней и единственной Отрадой для тех, чья и душа, и кости сокрушены – хитон Его бел, как снег. Преображенная, обОженная плоть Сына – начало нового творения, начало великой радости мира…

http://pravmir.ru/ikona-otrada-i-uteshen...

Крещение Господне. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Московский Сретенский монастырь      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда какой-нибудь значительный, властный, известный или просто любимый в каком-то городе человек, приезжает туда, то первое, в чем состоит подготовка к его встрече, выражение любви, уважения и почета, это то, как люди приготавливают гостю путь, подъезд к месту прибытия. Это касается и представителей власти, и дорогих гостей: царей, князей — любого человека, которому встречающие хотят выразить особое почтение и уважение. Люди очень старательно готовят подъезды к тому месту, куда он должен прибыть. В наше время украшают дороги, сгоняют ремонтные службы, чтобы срочно починить все изъяны, убрать с пути ямы. Раньше, когда правитель собирался в какую-нибудь землю, целая команда его слуг отправлялась вперед, чтобы приготовить для него путь. И до сих пор в практике человеческой жизни так происходит. Когда глава государства посещает другую страну, перед этим туда приезжает целая группа дипломатов, они все подготавливают, договариваются, устраняют все преграды и изъяны. Сегодня евангелист Марк напоминает нам о том, что происходило перед тем, как Господь явил Себя миру, вышел на проповедь. Явился Ангел в пустыне, который приуготовил Ему путь, — Иоанн Предтеча (см.: Мр. 1, 2). Очень значимые слова пророка Исайи относительно Иоанна Предтечи сегодня произносились: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мр. 1, 3; см.: Ис. 40, 3). Более полную цитату приводит евангелист Лука. Иоанн Предтеча был гласом вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Лк. 3, 4–5). Этот призыв обращен ко всем нам. Путь нашей жизни должен выпрямиться. Грехи, изъяны и рытвины в нашей душе, должны наполниться благодатью Святого Духа. Холмы и возвышения нашей гордыни должны снизиться, умалиться пред Господом, а изъяны и пустоты, не наполненные благодатью и добрыми делами должны ими наполниться. Как будто ровная земля — путь, должна и наша душа быть приготовлена к встрече великого Гостя, и Спасителя, и Мессии — Царя Славы Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/76589.html

Празднование Начала индикта — церковного новолетия 13 вересня 2008 р. 16:40 1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г. В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя. То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201875...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie От пентархии к диптиху Как складывался " порядок чести " Православных Церквей Автор: Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент В Православной Церкви единственным истинным Главою почитается Господь Иисус Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18). И если у католиков папа Римский обладает «полной, верховной и вселенской властью над Церковью» в качестве «наместника Христа» (Катехизис Католической Церкви, ст. 882), то в православной традиции предстоятели автокефальных Поместных Церквей считаются равными по архиерейскому достоинству. При этом между ними существует и определенный порядок чести, согласно которому они поминаются в богослужебных диптихах. Как складывалась эта вековая традиция? Христос и апостолы о первенстве в Церкви Согласно Евангелиям, Господь не выделял среди апостолов какого-то «лидера», который имел бы особые права над другими. Более того, Иисус Христос строго пресекал попытки учеников выяснить, кто же из них обладает преимуществом (Лк. 22:24–30; Мф. 18:1–2), и сказал им: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 24–26; ср.: Мф. 23:11–12). После чего Сам подал пример этого необычного понимания власти, омывая ноги апостолам на Тайной Вечере. Система, в которой чем выше начальник, тем большему числу подчиненных он служит, была непонятна язычникам. И действительно, в условиях «мира сего» она немыслима. Но в Церкви Христовой вот уже две тысячи лет царит этот принцип любви, противоположный основанным на силе и гордости порядкам мирской власти. Идеал церковного начальства – библейский Добрый Пастырь, жизнь полагающий за Своих подопечных (Ин. 10:11–16; ср.: Ис. 40:11 и др.). Рождение иерархии  Уже апостол Павел упоминает церковное служение епископа (букв. «надзирающего, присматривающего») и диакона (букв. «прислуживающего») (1 Тим. 3). Поначалу епископ едва отличим от пресвитеров («старших»), которые управляли общинами в апостольскую эпоху (Деян. 15:23, 16:4 и др.). Со II века епископы получили единоличную пожизненную власть «вязать и решить», возглавляли евхаристические собрания и предстояли в молитве верных как преемники апостолов. Епископ Рима – столицы империи и места погребения самых авторитетных апостолов, Петра и Павла – обладал особыми возможностями. Уже во II веке он считался самым влиятельным епископом не только внутри Римской империи, но и за ее пределами.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/59...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010