Апостол Павел в первой главе Послания к Римлянам более всего настаивает на греховности человечества, всецело находящегося под судом и гневом Божьим. Не следует смягчать смысл этого правосудия. Закон дает человеку знание о грехе, но одно лишь соблюдение Закона не дает ему оправдания. Таким образом, суд Божий беспощаден: «Все согрешили и лишены славы Божьей» ( Рим.3:23 ). Но в этой безысходности вдруг звучит новое слово о благодати Божьей во Христе Иисусе: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия... через веру во Иисуса Христа, во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:21–24 ). Божий замысел есть замысел милосердия, так как Бог «не до конца гневается и не во век негодует» ( Пс.102:9 ). Он «долготерпелив и многомилостлив» ( Исх.34:6 ). «На малое время Я оставил тебя, но с великой милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя» ( Ис.54:7–8 ). Все пророчества Ветхого Завета, вплоть до явления самого великого из пророков – Иоанна Предтечи говорят о глубоком потрясении Израиля Словом Божьим, в котором открывается Народу не только гнев и наказание грешников, но и, главным образом, прошение и милосердие Творца: «Пойди, народ Мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Мой» ( Ис.26:20 ). В Павловых посланиях, и особенно в Послании к Римлянам, мы видим продолжение традиции библейского пророчества: от Моисея до Иоанна Предтечи. Но новая весть, провозглашенная апостолом Павлом, состоит в том, что не Закон, а Иисус Христос освобождает нас от «грядущего гнева» (ср. Мф.3:7 ), «ибо не Знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор.5:21 ), «сделавшись за нас клятвою... чтобы нам получить обещанного Духа верою» ( Гал.3:13 ). Ценою крови возлюбленного Сына открывается и дается людям Божественное Отцовство, которое нас спасает и делает сонаследниками Иисуса Христа. «Итак, оправдавшись верою мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Здесь демоны именуются по имени тех языческих народов, которые им служат. Но живут они не на земле этих народов и не под нею. С точки зрения обыденного мифологического мышления, место обитания демонов – это подземелье, подземье. Народное представление помещает ад под землей, там, где кипит магма. Но в Библии речь, скорее, идет о том, что «духи злобы» обитают в небесном мире. Они так и называются – «духи злобы поднебесной » (Еф. 6,12), а отнюдь не «подземной». Оказывается, что для библейских авторов богоборческие духи – это некие космические существа, обитатели именно небесных, а отнюдь не подземных сфер. Оказывается, что тот мир, который люди привыкли называть «видимым небом», отнюдь не безопасен, он стремится подчинить себе человеческое сердце… Небеса скрывают от человека Бога – и эту блокаду надо прорвать. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» – восклицает ветхозаветный пророк Исайя (Ис. 64,1). Еще одна древняя библейская книга обличает иудеев за то, что они «оставили все заповеди Господа и поклонялись всему воинству небесному» (4 Цар. 17,16) 548 . Уже в Пятикнижии уникальность религиозного опыта Израиля описывается так: «Воинство небесное Господь, Бог твой, уделил всем народам под всем небом. А вас взял Господь Бог, дабы вы были народом Его удела» (Втор. 4,19-20). Позднее о том же скажет Ориген, который совершенно напрасно вербуется проповедниками «космической религии» в свои сторонники: «Астральная религия была дана Богом всем народам, сущим под небом, кроме тех, которых Господь желал сохранить среди народов как свою избранную часть» (Против Цельса. 5,10) 549 . Пророк Исайя предвидит день Гнева, день падения «космических иерархий»: «Истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы, Ибо упился меч Мой на небесах» (Ис. 34,4-5). Настает время Нового Завета – и оно оказывается отнюдь не временем примирения Бога и космических духов. Оно оказывается временем их решающей битвы. «Современные изыскания подчеркнули в синоптических евангелиях, а в особенности у Марка, одно очевидное обстоятельство, которого XIX век упорно не желал видеть, а именно: все дело Иисуса представляется Ему самому как борьба с диаволом, для изгнания его из мира» 550 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В книге Судей сказано Вифлеемлянином, отцом молодой женщины, мужу её Левиту: «подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете» ( Суд.19:5 ). И опять Левитом старику Гаваонитянину: «у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей» ( Суд.19:19 ). И в книге Руфь причиной возвращения Неемини и двух снох её из Моавитской земли в Вифлеем означено: «услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб» ( Руф.1:6 ). И опять Вооз сказал Руфи: «уже время обеда; приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус» ( Руф.2:14 ). И в книгах Царств: «сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что понесем человеку Божию? Потому что хлеба не стало в сумах наших» ( 1Цар.9:7 ). И Самуил сказал Саулу: «встретишь мужей, восходящих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином» ( 1Цар.10:3 ). «И не ел хлеб Ионафан во второй день новомесячия» ( 1Цар.20:34 ). «И сказал Давид Ахимелеху священнику: и ныне, если есть у тебя под рукою хлебов пять. И отвечал священник Давиду и сказал: нет у меня под рукой хлебов простых, а только хлебы священные. И дал Авимелех священник Давиду хлебы предложения, потому что не было там другого хлеба» (см. 1Цар.21:2–6 ). И опять, Давид в Псалмах: «и хлеб сердце человека укрепит» ( Пс.103:15 ). И: «хлеб ангельский ел человек» ( Пс.77:25 ). И: «доколе будешь питать нас хлебом слёзным» (см. Пс.79:5–6 )? И Соломон в Притчах: «цена блудницы, как и одного хлеба» ( Притч.6:26 ); и «кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» ( Притч.12:11 ). И Исайя: «Вот Владыка Господь Саваоф отнимет у Иерусалима и Иуды посох и трость, подкрепление хлебом и подкрепление водою» ( Ис.3:1 ). И: «не буду», говорит, «вождём твоим, потому что нет в доме моём ни хлеба, ни одежды» (см. Ис.3:7 ). И: «идите, вложим дерево в хлеб его» ( Иер.11:19 ). В этих изречениях (ибо зачем приводить больше и удлинять речь?) какое, допустишь, имели другое представление о хлебе говорившие о нём, если не общее и нами уже изложенное? И если по твоему любомудрствованию он как род разделяется на виды, квасный и бесквасный, то почему каждый в отличие не обозначал предполагаемого вида прибавкой «квасный»? Ибо ясно, что о нём все говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

13 . Ср. Ис. 40:13 ; Иудиф. 8:13–14 ; Рим. 11:34 ; 2Кор. 3:5 . Прем.9:14 . Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, Прем.9:15 . ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. 15 . «Тленное тело отягощает душу». Прилагательное «тленный» ( φθαρτν), каким здесь названо тело, по своему значению близко подходит к понятию материальный, земной, отсюда скоропреходящий, бренный. «Эта земная храмина подавляет многозаботливый ум». Сравнение тела с храминой часто встречается в Св. Писании ( Иов. 4:19 ; Ис. 38:12 ; 2Кор. 5:4 ; 2Пет. 1:13 ), весьма употребительно оно было и у древних философов: пифагорейцев и неоплатоников. У евреев этот образ указывал только на непостоянство и бренность настоящего; у греческих философов, у нашего писателя и у Филона это сравнение содержало еще в себе указание на истинную жизнь души человека до соединения с телом, в сравнении с которой настоящая жизнь есть только временное обитание в земной «храмине». Условия жизни души в этом мире неблагоприятны для нее. Тленное тело, в которое она вошла, подавляет ее стремления к небесному и божественному. Как некая тяжесть, тело увлекает душу долу, к земле; как темница, «земная храмина» эта стесняет и ограничивает умственный взор человека областью тленного. Прем.9:16 . Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал? 16 . Выражение «то, что под руками» означает непосредственную близость ( Прем.19:3 ) и отсюда доступность и легкость познания предмета. «Мы едва можем постигать и то, что на земле, а что на небесах – кто исследовал». Говорит ли здесь писатель о непостижимости сверхчувственного мира, или у него речь только о неизвестности для человека предопределения Божия о нем? В пользу последнего толкования говорят 13 и 17 ст. этой главы. Подобная мысль выражена в Ев. Иоанна ( Ин.3:12 ). Прем.9:17 . Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому и одержимые бесами или беснующиеся за хулу не осуждаются. Первый безум­ный, породивши безумие из самого себя – диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой,... буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13–14 ). Отверг имя – «Бог» и употребил название – «Всевышний», стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик – во время гонения, – беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя чест­ность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедли­вость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отно­шению к Богу. «Буду подобен Всевышнему»: не Богу, но «Всевышнему». И, заметь, прошу, каким точным обвинителем диавола является здесь пророк. «Сказал безумный в сердце своем». Не сказал: говорит, но: «сказал». Однажды осмелился, и сказал. А после того как, сказав это, был низверг­нут как возмутитель с неба, не решается уже более говорить этого сам. После того как однажды только сказал: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему», и, отвергая Бога, попробовал быть Богом, низринутый свыше и внизу попираемый людьми, более уже не дерзал сказать: «нет Бога», но называет Бога притворно и прикровенно. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» ( Быт. 3:1 ) «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Лк. 4:34 ). «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» ( Деян. 16:17 ). Итак, однажды вы­сказав безбожную мысль, более уже не решался выразить ее, потому что знал, что потерпел (за то). Не: «говорит» безумный, но: «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Не говорит уже этого непо­средственно и сам по себе, но сказал «в сердце своем» и (говорит) чрез всякого нечестивого человека, подобного ему умом и сердцем. Сказал чрез фараона: «я не знаю Господа» ( Исх.5:2 ), и бездну мор­скую сделал его могилой. Сказав чрез Сеннахирима ассирийского, что Езекию Бог «не может вас спасти от руки моей» ( 4Цар. 18:29 ), и предать его на заклание в руки сыновей его, Сказал чрез Навухо­доносора трем отрокам: «какой Бог избавит вас от руки моей?» ( Дан. 3:15 ) – и могущественнейший из людей унизился до поедания травы подобно волу ( Дан.4 ), чтобы научиться что, «вол знает владетеля своего» ( Ис. 1:3 ), а он отверг. Иуду, отвергнувшего бытие Бога, погубил (диавол) петлей, заставив его предать Бога как человека: «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» ( Ин. 13:2 ). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Ведь если бы называл Его тогда Богом, не предал бы на смерть и не научил бы иудеев богоубий­ству, так как он убедил их, что Иисус не есть Бог: «Сего же не знаем, откуда Он» ( Ин. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И еще: «слушайте, горы..., и вы, твердые основы земли» ( Мих.6:2 ); «слушайте, небеса, и внимай, земля» ( Ис.1:2 ). Таким образом, от частого повторения, что Бог будет судить, исправлялись и бесчувственные. Неко­торые из иудеев говорили: «почему мы постимся, а Ты не видишь?» ( Ис.58:3 ); и еще: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и... мы считаем надменных счастливыми» ( Мал.2:17 ; Мал.3:15 ); и еще: «неправ путь Господа» ( Иез.33:17 ). И блаженный Иов, подвергшись искушению, не с такою мыслью, как иудеи, и не тоже – да не будет, – однако говорил: «нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня» ( Иов.9:33, 34 ). Потому Бог говорит ему: «Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» ( Иов.38:3 ). Потом, когда Иов в изумлении сказал: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?»; и еще: «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле, руку мою полагаю на уста мои» ( Иов.39:34 ; Иов.42:5, 6 ), – тогда Бог говорит ему: «препояшь, как муж, чресла твои» ( Иов.40:2 ); как бы припоминает слова его и говорит: так как ты хо­тел судиться со Мною, то вот я предстою, желая судиться. Видишь ли неизреченное человеколюбие, видишь ли беспредельную благость Божию? Потому и три отрока говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно» ( Дан.3:29 ). Так как многие из людей бесчувственных, по внушению диавола, слагают грехи свои на Бога, то Бог, желая истребить эту привычку в самом корне, часто говорит, что Он будет судиться с ними. Слово: «смирение» имеет много значений. Есть смирение добро­детели, напр., когда говорится: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). Бывает смирение от несчастий; бы­вает и от грехов. Здесь пророк говорит о смирении от несчастий. Это выражает он, продолжая: «смирил до земли жизнь мою». Бывает смирение от гордости, напр., когда говорится: «возвышающий сам себя, унижен будет» ( Лк.18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3). Следовательно, причина, по которой Господь будет снова благоволить к Иерусалиму, имеет заключаться в том, что Господь сделает его центром истинного богопочтения и источником истинного ведения 146 . Ибо так говорит Иегова воинств: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах иерусалимских, каждый с посохом в руке своей от множества лет. И улицы города наполнятся мальчиками и девочками, играющими 147 на улицах его (ст. 4–5). Долгоденствие, так же, как и, вообще, внутреннее благосостояние, обусловливается сколько внешней безопасностью, столько же и внутренним душевным миром; а они составляют дар Божий, которым будет награжден Иерусалим, когда он сделается уже источником истинного боговедения и спасения людей и, следовательно, будет награжден только в истинных чтителях Иеговы 148 . Что же касается грешника нераскаянного, то его назовут проклятым, говорит св. пророк Исаия, хотя бы он умер на сотом году ( Ис. 65:20 ). Таким образом, по откровению Божию, через св. пророка Захарию, настанет, некогда, для Иерусалима время, когда старцы, опирающиеся от долголетия на посох свой, будут, по нравственной чистоте своей, как дети, играющие на улицах его, – и эти последние, с своей стороны, будут озарены таким же светом истинного боговедения, как и старцы, хотя и не испытали плодов его по молодости жизни своей (сравн. Ис. 65:20 ); потому что тогда, по пророку, все, от малого до большого, будут знать Бога ( Иер. 31:31–34 ; сравн. Евр. 8:11 и др.). Так говорит Иегов воинств: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Иегова воинств ( Зах. 8:6 ). Частые примеры долголетия, так же, как и множество детей, предполагают собою густоту населения города 149 , допустить которой в ближайшем будущем евреи, по закону естественного развития своего, не могли при, сравнительно, небольшом числе возвратившихся в Палестину семейств. В разрешение этого сомнения, Господь и указывает на то, что Он – Установитель этих законов, следовательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Для систематизации отдельных черт пророческих обличений на недостойных ветхозаветных пастырей можно остановиться на следующей трихотомической (трехчастной) группировке материала: сначала рассмотрим отступления пастырей от предписаний закона в Богослужебной сфере, потом уклонения их от правильных действий в качестве общественных судей, наставников и врачей духовных недугов и наконец их проступки в частной жизни. Основанием для правильной и плодотворной деятельности во всех этих сферах являлся завет между Левием и Иеговой, каковой был разорван, как мы уже указывали и будем еще иметь случай говорить подробно далее, по поводу пророка Малахии ( Мал.2:8 ); при болезни корня увядают все надземные ветви растения, при отсутствии солнечного света развиваются только чахлые побеги из семени, так, благодаря разрушению завета с Богом, вкравшимся началом религиозного отупения и равнодушия, рассеялась энергия священников и левитов во всех родах их общественной деятельности: соль, предназначенная к охранению Израиля от нравственной порчи, выветривалась и теряла свою силу все более и более. Пророческие прещения не только определяли нравственные недуги священников и левитов, но и указывали им средство врачевания: восстановление союза с Богом, Который не вечно гневается, но любит миловать ( Мих.7:18 ). Обличая грехи чрез пророков, Господь искал спасения грешника, дабы он стал творить суд и правду, и за то был жив ( Иез.33:19 ); не давая места отчаянию заблуждающегося, Господь кротко и любовно призывал его к Себе и говорил ему чрез пророка: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако ( Ис.44:22 ). По Апостолу языков «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ), из этого следует, что и пророческие прещения, имевшие в виду современных пророкам пастырей, не без значения и для новозаветных времен, когда пастыри должны пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божием, но подавая пример стаду ( 1Пет.5:2 ). Земля, производящая терния и волчцы, негодна и близка к проклятию, которого конец сожжение ( Евр.6:8 ) – вот грозный суд над людьми всех времен, упорствующими пред истиною в своем нравственном растлении, отклоняющимися от исполнения воли Божией. Приточный садовник много раз посещал смоковницу, возделывал ее, но, не находя на ней никакого плода, решился в будущем уничтожить, ее; пребывавшее глухим к увещаниям пророков ветхозаветное священство должно было испытать ту же участь: секира, уже давно лежавшая у корня неплодной смоковницы, но удерживаемая Божиим милосердием, наконец срубила бесполезное дерево. Так исполнились слова пророка: рыдайте, пастыри, стенайте и посыпайте себя прахом, вожди стада, ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего ( Иер.25:34 ), ибо Господь предстоятелей святилища лишил священства ( Ис.43:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

1. Творец делает все возможное, чтобы спасти людей: неразумных вразумить, помраченных разумом просветить, заблудших вывести на верную дорогу, спящих пробудить. Свою святую волю и Свое расположение Он передает людям и через звезды, и через вещи, и через животных, и через случаи, и через сны. Бывает, что Господь предупреждает людей катастрофами. Кроме того, Он посылает людям сигналы через других людей, а также одним народам через другие народы. Духовный человек чувствует присутствие Божье каждый день, каждый миг убеждаясь в этом. А Святое Писание, как Книга Божьей воли в судьбах людей и народов, ежедневно подтверждает истинность этих свидетельств. 2. Величайшим знамением, явленным из мира духовных сил нашему миру символов, населенному различными людьми и народами, является Сам Господь Иисус Христос . Еще в те времена, когда Его Мать на руках носила, пророчествовал о Нем святой Симеон Богоприимец, сказав Марии, Матери Его: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» ( Лк.2:34 ). 3. И Пресвятая Дева Мария послужила знаком Божьей силы и мудрости в Его плане спасения человечества. Случилось все так, как предсказывал святой пророк Исаия согласно своему видению: «Об этом Сам Господь даст вам знак: Дева родит сына, и нарекут Его именем Эммануил» ( Ис.7:14 ). 4. Апостол Андрей первым последовал за Иисусом. Потом он встретил своего брата Симона и сказал ему: Мы нашли Мессию, что значит: Христос. Поняв, что это знак Божий, Симон Петр сразу же присоединился к Иисусу Христу и стал Его учеником. Точно так же Нафанаил, впервые заговорив с Иисусом, тотчас почувствовал, что пред ним Сын Божий. 5. Пророки и праведники были для людей знамениями от Господа. Я поставил тебя знамением дому Израилеву, сказал Господь пророку Иезекилю. И в другом месте говорится: «будет для вас Иезекиль знамением: все, что он делал, и вы будете делать» ( Иез.24:24 ). Пророк Исаия то же самое сказал о себе: «вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа» ( Ис.8:18 ). Следует обратить особое внимание на слова Исаии, от Кого исходит это указание – от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но если дождь посылается «на праведных и неправедных», то не будет какой-то особой награды для тех, кто исполнит заповеди. Итак, смотри, что хотя иудеи и не признают слова Иисуса Господа нашего, ты, который почитаешь имя Его и именуешься христианином, должен Ему верить, когда Он говорит, что Отец Его Небесный этот обыкновенный дождь «посылает на праведных и неправедных», и ты не должен считать, что праведным он отделит ту часть, которую Он сделал общей даже с неправедными. Посмотрим в Писании, что это за дождь, который ниспосылается только святым и о котором сказано: «Повелю облакам не проливать дождя» на неправедного (ср. Ис.5:6 ). Что же учит Моисей, наш Законодатель? Вот как сам он говорит во Второзаконии: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя» ( Втор.32:1–2 ). Возможно ли, чтобы этим дождем были мои слова? Или мы риторическими доводами грубо искажаем смысл Божьего закона? Разве не Моисей говорит, что реченное есть дождь? Сказано: «Польется, как дождь, учение мое, как роса речь моя, как ливень на траву, как снег на сено 84 » ( Втор.32:2 ). Усердно внимай, слушатель, дабы не счел ты, что мы искажаем Божественное Писание, когда, научая Церковь , говорим, что дождь или ливень или иное что кажущееся нам вещественным должно воспринимать духовно. Послушай, как Моисей называет слово закона то дождем, то росой, то ливнем, то снегом. И как Моисей использует разные выражения, чтобы описать благодать многообразной премудрости Бога, так и Исайя говорит: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» ( Ис.1:2 ). И всякий пророк, когда отверзает уста свои, «дождь» ниспосылает на землю (ср. Иез.34:26 ), то есть в уши и сердца внимающих. И, зная об этом, апостол Павел говорит: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» ( Евр.6:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010