Церковное учение о том, что Христос имел совершенное человеческое естество, непричастное первородному греху, является существенно важным с сотериологической точки зрения. Православная Церковь через Священное Писание и единый голос Отцов свидетельствует, что «Христос заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Об этом предсказывали пророки: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5 ). Святые Отцы настаивали, что Христос «распят не за Свои грехи, а для того, чтобы мы освободились от своих грехов» 268 . Эта ключевая сотериологическая идея была навечно запечатлена святыми Отцами в словах Символа веры : «распятаго же за ны». Мысль о том, что Сын Божий стал человеком, чтобы пострадать за нас, за наши грехи , непререкаема и лежит в основании православной сотериологии. Но в каком случае возможно такое страдание за чужие грехи? В первых главах Библии открыто нам, что люди стали страдать после грехопадения, когда они лишились блаженной райской жизни с Богом. Для потомков первых людей страдания связаны с тем греховным состоянием природы, которое они унаследовали от согрешивших праотцев, и с их личными грехами. Возможно ли, чтобы кто-либо, находящийся в таком состоянии, мог страдать за другого и освободить его от страданий, если сам он не избавился от этого страдательного состояния? В Священном Писании Господь ясно указывает, что человек не способен к этому, ибо никто из людей не может дать «выкуп» даже «за душу свою» ( Мф. 16:26 ; Мк. 8:37 ), тем более «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» ( Пс. 48:8 ). Поэтому страдания за нас Господа нашего Иисуса Христа возможны только в том случае, если Он не имеет необходимости страдать за Себя , т.е. если Он не имеет греховного расстройства в Своем человеческом естестве (первородного греха) и не имеет личных грехов. Вероучительное положение о совершенной безгрешности Господа (и в отношении личных грехов, и в отношении греха первородного) ясно выражено в Священном Писании. Апостол Иоанн Богослов учил: «Он явился для того, чтобы взятъ грехи наши, и что в Нем нет греха (μαρτα ν ατ οκ στν)» ( 1Ин. 3:5 ; ср. 2Кор. 5:21 ) 269 . Апостол Павел эту мысль выразил так: «Таков и Должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр. 7:26 ). Апостол Петр учил, что Христос, чтобы спасти мир от греха, должен был быть «непорочным и чистым агнцем» ( 1Петр. 1:19 ) 270 , только при условии непорочности и чистоты (т.е. отсутствия личных грехов и греховной поврежденности естества) Он мог стать именно тем Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грехи мира» ( Ин. 1:29 ), «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ), а Его святая кровь могла стать искупительной для нас ( Еф. 1:7 ; Кол. 1:14 ; 1Пет. 1:18 ), стать жертвой «за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

И потому образ несколько шире изображаемого и выражение имеет характер усиленного выражения и относительного, а не решительного. Таково же и дальнейшее выражение: доколе Я в мире и пр. Господь и был всегда и есть и будет всегда светом мира ( Ин. 1:4–5, 9 и прим.), и – доколе не выражает того, что Он перестанет когда-либо быть светом мира; но Он говорит так опять в предведении Своей скорой смерти, усиленно и относительно, о деятельности Своей при жизни Своей в теле человеческом на земле. Образ, вероятно, опять заимствован от приближающегося к закату солнца. Доколе солнце светит – день в мире, и Христос есть то же солнце духовное для мира; с закатом солнца чувственного прекращается видимый свет его для земли, хотя не прекращается светение его, – смертью Христовою прекращается видимое действие Его на земле, хотя не прекращается и не прекратится никогда невидимое, таинственное, но тем не менее действительное Его действование в мире. – Я свет миру: в том же духовном смысле, как 1 и далее; 8 (см. прим.); но здесь имеется в виду и чувственное просвещение слепорождённого которое совершить имел в виду Христос; впрочем, и это чувственное просвещение имело целью главнейшею просвещение духовное его и других (ст. 38 и далее). «Как свет, Я должен просвещать и чувственно и духовно» (Феофил.). 6. Ин. 9:6 . Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, Мк. 7:33, 8:23 . 7. Ин. 9:7 . и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. 4Цар. 5:10 ; Ис. 8:6 ; Лк. 13:4 . Сделал брение из плюновения и помазал и пр.: Господь исцелял иногда слепых без употребления каких-либо внешних средств одним всемогущим словом Своим ( Мф. 22:29 ; ср. Мк. 10:46 ), иногда же употреблял внешние символические действия при этом, между прочими и – плюновение ( Мк. 7:33, 8:23 ). Так как Он не всегда употреблял внешние действия и не всегда одинаковые, то, очевидно, не в них заключалась целительная сила, а в Его божественной воле и слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лекционарные таблицы, находящиеся в конце тетров, содержат также вводную формулу и инципит, в котором отражаются особенности богослужебного текста. Но с XIII в. указания на начала чтений сопровождаются обычно добавлением соответствующей формулы и богослужебного инципита прямо в текст. Вот, например, начало чтения на 6-е воскресенье Нового лета, Лк. 8:27 , по рукописи служебного тетра XIV в. (НБКМ 24), слова, вписанные в текст киноварью, заключены в квадратные скобки: изьшьдшу же ему на землю [нед 9 вь время 21;но пришдшу исви вь страну гадаринскую] срете и мужь некыи. Начало чтения 7-го воскресенья, Лк. 8:41 , из той же рукописи: и се прииде мужь [вь время 21;но члвкь некы приступль кь ису] емуже име иаирь. Начало чтения 8-го воскресея по Пятидесятнице, Мф. 14:14 , по рукописи служебного тетра XIV в. (НБКМ 853): и изьшед ис виде [нед 8 вь време 21;но виде ис] многь. народь. Начало чтения 6-го страстного Евангелия, Мк. 15:16 , по той же рукописи: воини же ведоше его [в време 21;но воини ведоше иса] вънутрь двора. Четвероевангелия и полные Апостолы начинают преобладать в богослужебном употреблении с XIV в. Среди рукописей XI-XIII вв., по данным «Сводного каталога», на 29 списков Четвероевангелия приходится 73 евангельских апракоса, в XV в. соотношение их иное: на 279 тетров приходится 112 апракосов (см. ПС XV). В это же время вносятся литургические дополнения и в старые тетры: в Зогр. лекционарные таблицы добавлены кириллицей почерком XIII в., в Марн. почерком XIII- XIV в., в Галц. почерком XIV в. См. также Глава 5. § 4, 8, 11. Тексты Четвероевангелия сопровождаются в рукописях большим количеством дополнительных статей. По данным Дограмаджиевой (1993), сделавшей их подробную классификацию, общее число статей доходит до 40; они делятся на две основные группы: статьи, содержащие объяснения и правила литургического использования Евангелия, и статьи, содержащие наставления и правила для частного чтения. Статьи первой группы: (1) Синаксарь, т. е. указатель чтений подвижного цикла; (2) Месяцеслов, т. е. указатель чтений неподвижного цикла; (3) Столп евангельских чтений (см. § 4); (4) Указатель чтений «на разные потребы» (освящение церкви, пострижение в монахи, неблагоприятные погодные и астрономические явления, военные победы, исповедь, елеосвящение и т. д.); (5) прокимны воскресным утренним Евангелиям; (6) указатели гласов октоиха; (7) указатели чтений каждого Евангелия в подвижной части года; (8) указатель евангельских чтений до и после Рождества; (9) заупокойные чтения по дням недели; (10) чтения на часах Страстной седмицы; (11) чин чтения Евангелия на пасхальной литургии; (12) чин чтения над больным.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

То, однако же, ради чего я не поленился снова это тебе напомнить, это – что страстная часть души Адама была двоякой: с одной стороны, по причине греха, порочной, а с другой, имеющей отношение к телу, безупречной. Так что свобода его воли и возможность выбора послужили ошибке, но никак не природа. А Христос, восприняв все свойственное Адаму, за исключением страстей и греха – потому что где свет, там нет тьмы, – безукоризненно причастившись нашей плоти, свято и праведно использовал возможность выбора и свободу воли, о чем и было сказано всеми божественными пророками, в том числе и Исайей богопроповедником: «Коровье масло, – сказал ведь он, – и мед съест; прежде чем начнет разуметь или изберет злое, изберет доброе; потому что прежде, нежели Ребенок сможет отличать добро от зла, он отвергнет злое и изберет доброе» ( Ис.7:15–16 ). Видишь, что все пророки единогласно воспевают божественное пришествие Спасителя? Как бы мог свободный от греха – «ведь не было, – как сказал божественный пророк, – лукавства в устах Его» ( Ис.53:9 ), – быть виновным в грехе преступника? Будучи, стало быть, совершенным человеком, Сын и Слово Божие по необходимости стал причастником сопутствующих плоти непорочных страстей, как то: потребность есть, пить и, конечно же, спать и прочего, что требуется нашему телу для поддержания существования, – по человеколюбию же принял на себя и Адамово осуждение, т. е. смерть и тление, о чем и Давид, как мы незадолго до этого сказали, провозвестил: «Тогда отдал, чего не похищал» ( Пс.68:5 ). Будучи в совершенстве человеком, всему этому Он был подвержен. А как Бог Он многое делал подобающее Его божественности по праву господина – не как прежде святые чужой, Божьей, силой: ведь Он собственной силой отпускал приходившим к Нему людям грехи, чего никто прежде Него делать не мог, глядя на что, ваши отцы не только не понимали Его, но и зубы на Него точили ( Деян.7:54 ), будучи охвачены яростью, неизмеримо превзойдя неразумием даже дьявола. Ведь тот, будучи изгоняем Истиной, Богом Его признал, воззвав: «Что мне и Тебе, Иисусе, Сыне Божий? Ты пришел прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ; Мк.5:7 ), – а они Благодетеля и Спасителя мира и Освободителя их душ не признали и предали смерти. Однако же Сын Божий, пожелав спасти согрешившего, упразднить наказание и отпустить должников, стал человеком и Сам Себя предал на смерть исключительно добровольно, о чем Он Сам говорил: «Имею власть положить душу Мою и власть имею опять ее принять» ( Ин.10:18 ), и о том же свидетельствовал и Давид, говоря: «Как человек беспомощный, среди мертвых свободный» ( Пс.87:5–6 ), разумея под «свободным» безгрешного; а безгрешному разве справедливо быть причисленным к мертвым?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города. Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие. Святися, святися, Иерусалиме... При виде Старого Иерусалима трудно удержаться от исторических воспоминаний. Нет в мире города, судьба которого была бы столь величественной и трагичной. Ни один город не имеет столько названий, в которых выразилась история и судьба его, сплелось столько противоречий: Салим (евр. Шалем – мирный, невредимый) (см.: Быт. 14: 18; Пс. 75: 3; Евр. 7: 1, 2); Ариил (евр. Ариэл – очаг Господа) (см.: Ис. 29: 1, 2, 7); город Господа (см.: Ис. 60, 14); град Божий (см.: Пс. 45: 5; 86: 3); город великого царя (см.: Пс. 47: 3; Мф. 5: 35); престол Господа (см.: Иер. 3: 17); город истины (см.: Зах. 8: 3); святой город (см.: Ис. 48: 2; Дан. 9: 24; Мф. 4: 5); столица верная (см.: Ис. 1: 21, 26); радость всей земли (см.: Плач. 2: 15); город кровей (см.: Иез. 22: 2; Наум 3: 1). С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/30071.html

Лексика зрения Несмотря на обыденность пасхальных явлений, Новый Завет приписывает воскресшему Иисусу иную, преображенную жизнь. Его новое телесное существование не подчинено обычным ограничениям материальной вселенной: теперь Он «живет для Бога», и «смерть не имеет над Ним власти» ( Рим. 6:9, 10 ). Однако из этого другого мира Он свободно вступает в контакт с людьми в нашем мире, являясь им (1), призывая их к вере и проповеди (2) и делаясь при этом доступным их чувственному восприятию (3). Что касается (1) и (2), то Павел понимает встречу с воскресшим Иисусом как откровение и призыв к вере и проповеди ( 1Кор.9:1; 15:8–11 ; Гал. 1:1, 12, 15–16 ). Лексика Павла предлагает некоторые аналогии с призванием ветхозаветных пророков ( Ис. 6:1, 5; 49:1 ; Иер. 1:5 ). Вопросы и сомнения вызывает пункт (3) – чувственное восприятие. Действительно ли пасхальные явления предполагали использование физического зрения? Те, кто видел воскресшего Иисуса – в самом ли деле видели Его тело как «предмет» среди других предметов, занимающий место в пространстве? Сообщая или упоминая о встречах с воскресшим Христом, новозаветные авторы употребляют в основном лексику, указывающую на зрение. Он «являлся» некоторым (см., например, 1Кор.15:5 ; Лк. 24:34 ), и они Его «видели» (см., например, 1Кор.9:1 ; Мк. 16:7 ; Мф. 28:17 ). Греческий глагол «видеть» (horao) используется в Новом Завете в значении интеллектуального восприятия в тех случаях, когда «слепота» служит метафорой непонимания. Например: «Вам дано знать все тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят, и ушами слышат, и не разумеют» ( Мк. 4:11–12 ). Но как правило, видение и явление включают в себя визуальный компонент (см., например, Мк. 9:4 ; Лк. 5:12 ; Ин. 1:29 ; Деян. 2:3 ). В таких же примерах, как Мк. 4:11–12 , речь идет об интеллектуальном восприятии некой истины (прямо связанной с человеческим существованием и судьбой) или о неспособности ее воспринять и понять. «Увидеть» истину можно лишь внутренним, бестелесным «зрением».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Кроме омовения прозелитов в эпоху Второго Храма сохранялась традиция общественных омовений в Судный день – День Очищения, праздновавшийся 10 дня месяца тишрей. С 15 по 22 число месяца тишрей наступало время празднования Кущей, одного из трех праздников, когда «весь мужеский пол должен явиться пред лице Господа» ( Втор.16:16 ). Во времена Второго Храма в Иерусалиме было очень много паломников, прибывших сюда еще в День Очищения либо еще на праздник Труб, совершавшийся 1 числа месяца тишрей, и потому мы вполне можем предположить, что именно они выходили к Иоанну Крестителю «и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:4 ). Утвердиться в этом предположении заставляет не только близость места крещения – Вифавары – и Иерусалима, но и то, что земное служение Иисуса Христа длилось три с половиной года. Закончилось оно 14 нисана – в день Пасхи Ветхозаветной, началось же с Крещения Спасителя, которое, таким образом, может быть отнесено к середине месяца Тишрей, начинавшего год. Само крещение Иоанново, хотя внешне оно не отличалось от того, к чему привыкли «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская» ( Мф.3:5 ), имело несколько иной смысл: кроме очищения от греха оно предполагало четкую эсхатологическую перспективу. Ожидание Мессии ( Мф.11:12 ; Мк.1:7–8 ; Лк.3:16–17 ; Ин.1:26–37 ) требовало очищения, так как День Господень мыслился и как День Всеобщего Суда ( Втор.30–31 ; Ис.40 ; Иез.36 ; Иер.31 ). Крещение Иоанново своей эсхатологической направленностью радикально отличалось от иудейского омовения прозелитов и в то же время было вполне сходно с пониманием Крещения в ранней Церкви, включающего в себя как акт обращения, «оставления грехов» ( Мк 1:4 ; Деян 2:38 ), так и ожидание Эсхатона ( Деян.17:30–31 ; 1Кор.15:20–29 ; 1Фес.1:10 ). В то же время крещение Иоанново не признавалось полным без Крещения Духом ( Деян.19:1–7 ) как Крещения во Имя Святой Троицы ( Мф.28:19 ). Крещение Духом описано в Деяниях неоднократно, причем то обстоятельство, что в Деян.1:5 слова Иоанна Крестителя приведены без упоминания о крещении огнем, некоторыми толкователями понималось как отнесение его к Эсхатону, когда «земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Как орудие нашего спасения, обагрённое пречистой Кровью пострадавшего за нас Христа, всеми последователями Его, от первых времён христианства, крест почитается за великую святыню. Честной крест, на котором Христос пострадал добровольно ( Ис.53:10 ; Деян.2:23 ; Флп.2:8 ), послужил к прославлению Спасителя ( Ин.12:23–33,17:1–5 . Флп.2:8–9 ) и к нашему спасению ( Ин.12:32 ; 1Пет.2:24 ; Кол.2:14 ).; наше примирение с Богом совершил Христос „посредством креста, убив вражду на нём“ ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ): крест знамя Христово, т. е. знак победы Его над диаволом ( Ин.3:14 снеси с Мф.24:30 ): крест – это святой жертвенник. Всякий жертвенник, на котором приносилась жертва Богу, был „великой святыней“, так что „все прикасавшееся к жертвеннику освящалось“ ( Исх.29:37,30:29 ): тем более великая святыня новозаветный жертвенник, или крест святой, на котором принесён был в жертву Сам Сын Божий ( Евр.7:27. 9; 10; 10 ). Вот почему чтили крест и св. апостолы, которые хвалились св. крестом ( Гал.6:14 ) и за его честь терпели самые мучения ( Гал.5:11,6:12 ). Но разве понимают это великое значение святого креста ожесточённые наши сектанты, „враги креста Христова“ ( Флп.3:18 )? Едва ли, „ибо огрубело сердце людей сих“ ( Деян.28:27 ). Они стараются убедить себя и трутах, что крест, как рукотворенный, проклят ( Прем.14:8 ) забывая слова св. Писания: „Благословенно дерево, чрез которое бывает правда“ ( Прем.14:7 ); утверждают, что крест был позором для Христа, в то время, как он послужил к славе Его (см. выше): стараются, наконец, убедить себя и других в том, что под словом „крест“ везде в Писании должно разуметь страдания Спасителя или страдания человека. Но это заблуждение сектантов опровергается не только вышеприведёнными местами св. Писания, в которых говорится о вещественном кресте, о том древе, на котором пострадал Спаситель мира (см. ещё: Мф.27:32 ; Мк.15:21 ; Лк.23:25–33 ; Ин.19:17 ), но и их же молитвенными, песнями, в которых, с одной стороны, слово „крест“ употребляется в вышеуказанных трёх значениях, с другой, – вещественный,, рукотворенный крест, на котором был распят Спаситель мира, к немалому удивлению и смущению сектантов, признаётся ими за величайшую святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—83— этому поводу обвинять учеников, но как написано, порицали их за то, что разоряли субботу. Истинно яснейшим доказательством Господь противопоставил им пример Давида царя ( Мф.12:3,4 : ср. 1Цар. гл. 21), так как он не был наказан за подобное действие, как и за некоторые другие. Не следовало Давиду есть, 918 потому что он не был священником. 919 Священником, конечно, был Давид, (но) потому что он был обителью Святого Духа. И когда сим они, конечно, не были вразумлены, тогда ясно обличил их из собственных их действий, говоря: «священники их в храме нарушают субботу и суть без греха ( Мф.12:5 )». Но и иное нечто назнаменовал нам Господь. Раньше преследования Давид не должен был приступать к священному, когда же его начали преследовать, он получил власть взять его и есть. Таким же образом и Господь после Своих преследований разделил Свою плоть и Свою кровь ученикам Своим и верным. «Суббота создана ради человека ( Мк.2:27 )»; ибо отдых бывает после шести дней, посему ради человека, поскольку по этой причине (суббота) и получила сие имя. Итак, не ради Бога установлена суббота, но ради человека; поэтому человек, который дал её, есть господин её. Глава шестая Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел, – говорит, – Иисус —84— очи Свои на них и начал говорить: блаженны, нищие в духе своем ( Лк.6:20 ; Мф.5:1–3 )», то есть, нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «блаженны кроткие ( Мф.5:5 )». «Кротчайшим человеком был Моисей из всех сыновей народа своего ( Чис.12:3 )», и: «на кого призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем ( Ис.66:2 )». Также: «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его ( Пс.131:1 )», и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 )». – «Блажен, кто алчет и жаждет правды ( Мф.5:7 )», как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа ( Ис.49:10 ср. Пс.41:3; 62:2 )». – «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 )», как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже ( Пс.50:12 )». Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы злые ( Мк.7:21 ; Мф.15:18 )». – «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут ( Мф.5:4 )», как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся ( Рим.8:17 )». – «Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 )», поскольку ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава, в вышних Богу и на земли мир ( Лк.2:14 )». «И устроил мир, – говорит (Апостол), – кровию креста Своего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писано было о Христе: Несть вида Ему, ниже славы; и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты; но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих ( Ис.53:2–3 ). Так и бысть. Всякое зверское бесчеловечие и злобу на Нем совершили враги Его. Никакой злодей и разбойник так не умален, не обесчещен, не озлоблен, не поруган, не уранен и не уязвлен, как Христос. Предвозвещено было о Христе: Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, так не отверзает уст своих ( Ис.53:7 ). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст своих пред врагами своими. Не отверзал в дому Каиафы, на беззаконном сонмище: Иисус же молчаше ( Мк.14:61 ). Не отверзал пред игемоном: Не отвеща ему ни к единому глаголу, яко дивитися игемону зело ( Мф.27:14 ). Не отверзал пред Иродом. Он же ничесо же отвещаваше ему ( Лк.23:9 ). Не отвечал и пред прочими врагами хулящими, поношающими, укоряющими, злословящими Его и посмевающимися и уязвляющими Его, яко агнец пред стригущим его безгласен. Он веден был на распятие и смерть, яко овча на заколение. Писано было о Христе: ископаша руце мои и нози мои ( Пс.21:17 ). И бысть так: ископали руки и ноги Его, когда ко кресту пригвоздили. Читай Евангелие, и увидишь. Писано было: и будет живот твой висящ пред очима твоима ( Втор.28:66 ). Исполнилось так: повешен был живот на древе крестном Иисус Христос, и всех очи видели Его. И яко же Моисей вознес змию в пустыни ( Числ.29:9 ), так вознесен бысть сын человеческий, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:14–15 ). Предсказано: и со беззаконными вменися ( Ис.53:12 ). И исполнилось сие на Иисусе Христе: Он распят был и повешен был между двумя разбойниками; и так един праведный, един святый, един чистый со беззаконными вменися. Предсказано: и будет в той день, глаголет Господь, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет ( Ам.8:9 ). И быть так: помрачилось солнце при распятии Господа нашего Иисуса Христа. От шестого часа тьма бысть по всей земли до часа девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010