§ I. – Канон синагоги Образование канона еврейской Библии 1 . История канона Ветхого Завета темна и трудна, недостаточна документами, но важные пункты ее, однако, достоверны. 2 . Мы не знаем, no каким правилам различали в Ветхом Завете канонические книги от неканонических. Из первой книги Маккавейской ( 1Мак.4:46 ) можно вывести, что в круг обязанностей пророков входило также и то, чтобы высказываться о божественном происхождении известного писания. Святость авторов большинства книг, их пророческий характер и повеление, которое Бог им давал о писании, должны были также служить к признанию вдохновения книг Ветхого Завета ( Исх.17:14; 34:27 ; Нав.24:26 ; 4Цар.22:11 и сл.; 2Пар.27:9; 34:14 ; 2Ездр.8:8 ; 1Пар.16:40 ; 2Пар.31:3–4 ; Лк.2:23 ; 2Кор.3:6 ; Пс.16:4 ; Ис.30:8; 34:16 ; Иер.30:2; 36:2 ; Авв.2:2 ). 3 . Охранение Писаний было вверено священникам ( Втор.31:9; 17:18 ; сл. Притч.25:1 ; 1Цар.10:25 ; 4Цар.22:8 ). Иисус Навин собрал писания Моисея ( Нав.24:26 ) и присоединил к ним новое писание, вероятно, свою книгу; Даниил говорит нам о книгах ( Дан.9:2 ); первая книга Маккавейская – о священных книгах (1Макк.12:9); вторая Маккавейская – о книгах царей, пророков и Давида (2Макк.2:13); введение к книге Иисуса сына Сирахова – о законе, пророках и других книгах. 4 . Вообще Ездре, называемому „книжником, сведущим в законе Моисеевом“ ( 1Ездр.7:6 ), приписывают первое собрание священных книг. – Неемия также заботился о собирании „деяний царей, пророков и псалмов Давида“ (2Макк.2:13), каковые книги он поместил в составленной им библиотеке. Во времена Неемии канон заключал, следовательно, уже несомненно, кроме псалмов, книги Царств и пророков, которых мы называем этим именем, Патокнижие, Иисуса Навина и Судей, книги, обозначаемые у евреев под именем первых пророков. 92 Это – так называемый второй канон иудеев. – Третий канон образовался мало-помалу и включил в себя все другие книги Ветхого Завета, именно те, которые составляют третью часть еврейской Библии, известную под неопределенным именем писаний, кетубим – по-еврейски, агиографов – по-гречески. Первое упоминание об этом третьем каноне или, лучше, об этой третьей части ветхозаветного канона, находится во введении к книге Иисуса сына Сирахова, где автор Сирах исчисляет, кроме закона и пророков, „остальные книги отцов“ τ λλα πατρα βιβλα, и „остальные из книг“ (τα λοιπ των βιβλων), не давая, однако, точно сведений о том, какие именно были эти книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Такой попечительности Бога всяческих сподобитесь вы, что все огорчительное, касающееся вас, почитать будет касающимся зеницы ока Его, не потому что обложен телом и делится на члены (бесплотен и неописуем Бог всяческих), но человекообразно выражает сим то расположение, какое имеет к вам. Сей попечительности испрашивает у Него и блаженный Давид: «сохрани мя, Господи, яко зеницу ока» ( Пс.16:8 ). Посему-то, говорит Бог , всех, которые грабили и расхищали вас, сделаю подвластными их же подданным, и потерпят от них то же самое, что заставляли терпеть вас. И истину словес Божиих дознайте из самых событий. Но с Иудеями сбылось сие прообразовательно, истина же пророчества точнейшее исполнение возымела на нас; потому что Владыка Христос, низложив демонов, которые расхищали нас, в собственность свою обратили наш ум, поработили себе все члены тела нашего, – сделал их подвластными святым рабам Своим. И сие яснее выразил устами богомудрого Исаии, взывая: «ихже боястеся, возопиют от вас: вестницы бо послани будут горце плачущеся, просяще мира: опустеют бо сих путие» ( Ис.33:7–8 ). Так демоны вопияли: «что нам и Тебе Иисусе Сыне Божий? Пришел еси прежде времене мучити нас» ( Мф.8:29 ); и еще: «заклинаю Тя, не мучи мене» ( Мк.5:7 ). Так и в Филиппах имевшая в себе пытливого духа вопияла: «сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения» ( Деян.16:17 ). Так демоны и пред победоносными мучениками доныне вопиют, и невольно провозглашают их победу, изобличают же свою немощь. Посему их, обкравших нас древле, как некую добычу предал обкраденным Посланный в след славы, чтобы древнюю славу, которую погубил обольстившись родоначальник Адам, снова приобрело естество наше, и познали мы благодетеля и Спасителя душ наших и пославшего Его по человеколюбию Отца. Послан же Он, не как Бог, но как человек; потому что, как Бог, равночестен Родшему. " Аз, – говорит Он, – во Отце, и Отец во Мне»; и: «Отец во Мне пребываяй, Той творит дела» ( Ин.14:10 ); и: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ); и: «видевый Мене виде Отца» ( Ин.14:9 ). Посылается же, как человек, исполняя домостроительство о нас, но не умаляя Божеского естества. Ибо «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе истощил, зрак раба приим» ( Флп.2:6–7 ). Посему, Пророк показал нам не двойственность только, но и равночестность Лиц. «Зане сице глаголет Господь Вседержитель: в след славы посла Мя», и, показывая, кто пославший, присовокупляет: «и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла Мя». Поэтому, и Пославший – Господь Вседержитель, и Посланный – Господь Вседержитель, и нет никакого различия в достоинствах. Послан же, как сказано, по человечеству, а не по Божеству, исполняя домостроительство о нас. И Посланный имеет в Себе пославшего Отца; ибо говорит: «Отец Мой во Мне пребываяй, Той творит дела». Вслед за сим Пророк присовокупляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

17. Все предки И. Христа умерли, и одни только веровавшие из них живы пред Богом ( Ин.11:25 ). Рожденное от плоти есть плоть (смертно): а рожденное от Духа ( Мф.1:20 ) есть дух (бессмертно). Ин.3:6 . 19. Праведник всячески старается скрыть недостатки ( 2Кор.13:7 ) других, хотя бы они относились с какой-нибудь стороны к его бесчестию, или были только мнимые ( Мф.1:20 ). 20. Ангелы являются праведникам во сне, и на яву ( Лк.1:28 ), и возвещая волю Божию ( Мф.2:13 , Быт.31:11–14 ), разрешают их недоумения и сомнения ( Лк.1:34, 35 сл.), внушаемые сатаной ( Быт.3:1 ). 19–20. Бурю внутрь имея помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышлял, непорочная: уведев же твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуия (Акаф. Пресв. Богор). 21. Хотя будущего никто не знает, кроме единого Бога; но Ангелы открывают человекам и будущее по особенному им откровению Божию ( Мф.18:10 ). 22–23. О рождестве Иисуса Христа от Девы предсказано было в Ветхом Завете ( Ис.7:14 ); сим всякий верующий должен утешаться и утверждаться в вере при событии. Событие пророчества в точности есть доказательство действия Духа Святаго в пророке ( 2Пет.1:21 ); будем почитать св. Божиих пророков, как служителей Слова Божия, говоривших именем Господним ( Иак.5:10 ). 24–25. Кто получил Божие откровение, и уверен в оном ( Деян.5:32, 34, 35 сл.), тот непременно должен поступать, как повелел Господь. Гл. 2. Ст. 1–2. Откровения могут быть подаваемы и язычникам ( Быт.20:3, 6 ); ибо Бог не есть только Бог Иудеев, но и язычников ( Рим.3:29; 10, 20 ). Рождеству Христову предшествовало небесное знамение – явившаяся звезда на востоке, никому прежде неизвестная, и приведшая видевших ее восточных мудрецов к месту рождения Иисуса ( Мф.2:9 ) на поклонение Ему ( Мф.2:11 ). Христианин! если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу ( Мф.2:9–11 ), то кольми паче покланяйся ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды. 3–4:8, 12. Злоба и зависть, принимая личину добродетели, старается уловить праведного скрытными сетями, и погубить (ст. 16): но живущий под кровом Всевышнего в тени Всемогущего почивает ( Пс.90:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Как же σρξ относится к синонимическому σμα? С последним термином в Ветхом завете соединяется представление, как о цельном теле, организме человека. Здесь, как и у классиков, оно особенно охотно употребляется в смысле трупа, значит со всеми элементами тела, но только вне состояния жизни ( Втор.21:23 ; Нав.8:29 ; 1Цар.31:10–12 ; Ис.37:36 ; Дан.7:11 ). Впрочем, реже σμα обозначает и живое тело ( Наум.3:3 ; Лев.6:10; 14:9; 15:3 ; Дан.4:30 ). Отношение понятия σρξ к σμα можно установить на основании Иов.41:14 и Притч.5:11 σρξ σματος и на основании Сир.23:22 σμα σαρκς. Σαρξ прежде всего есть составная часть σμα и вместе с ним обозначает человеческий организм. Потом она есть жизненная сила организма. А вообще в материальном смысле σρξ есть живое, одушевлённое тело человека и никогда не заменяет σμα в смысле трупа. Употребление слова σρξ в материальном смысле у ап. Павла основывается на господствующем словоупотреблении Ветхого завета, но идёт далее. Апостол считает σρξ наряду с στον составным элементом тела ( Еф.5:30 ), причём раздробляет общее понятие σρξ (ссылка на Быт.2:24 ). Здесь апостол имеет в виду обозначение родственной близости и очевидно находится под влиянием ветхозаветного оборота. Далее в том же почти смысле (телесная близость супругов) он употребляет одно σρξ – μα σρξ ( Еф.5:29–31 ) и опять ссылается на приведённое место из кн. Бытия. Но здесь строгость ветхозаветного словоупотребления падает. Таким образом, в употреблении слова σρξ пока надо видеть не расширение его смысла сравнительно с первоначальным смыслом, а просто фигуральность употребления. Вероятно, на этой же фигуральности, но уж более последовательно и однообразно слово σρξ обозначает телесное происхождение. Плотские дети τ τκνα τς σαρκς (Ρим.9:8; Гал.4:23 ); плотские родители ο τς σ. πτρες ( Евр.12:9 ). Но единство происхождения, обозначаемое у апостола понятием единства плотского, у него расширяется до единства национального ( Рим.1:1–4; 9:3; 11:14 ; 1Кор.10:18 ) и даже до единства общечеловеческого ( Флм.1:16 ). Но что в этом последнем смысле слово σρξ имеет фигуральное значение, можно доказать Деян.17:26 , где единство человеческого рода апостол обозначает словами: «от одной крови (ξ νς αματος) 1 он произвёл весь род человеческий». Отсюда можно заключать, что слово σρξ в материальном смысле почти совпадает с σμα. II. «Плоть» в смысле всего человека

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

6 . Названием изложения Православного Христианского учения Законом Божиим выражается то, что это учение узаконено, т. е. дано, предписано людям самим Богом, Христом Спасителем, для угождения Ему, как их Творцу и Господу, и для спасения души 5 . 7 . По учению Божию или христианскому, для угождения Богу и для спасения души необходимо, во-первых, познание Истинного Бога и правильная вера в Него и, во-вторых, жизнь по этой вере и добрые дела. 8 . О необходимости для спасения веры так учит Апостол: без веры невозможно угодить Богу ( Евр.11:6 ). И действительно, как мы будем угождать тому, в кого не веруем и учения коего не признаем? О необходимости для спасения при вере жизни, соответствующей вере и сопровождающейся добрыми делами, Апостол пишет: вера без дела мертва, т. е., не действенна, не спасительна, точно так же, как мертвое тело без души ( Иак.2:20 ). Эту необходимость добрых дел при вере показал и Сам Господь в притчах о 10-ти девах и о браке царского сына ( Мф.25:1–13; 22:1–14 ). Из 10-ти дев не вошли на брачный пир, который изображает собою Царство Небесное, пять, имевшие только светильники, т. е. веру, елея же, т. е. добрых дел не имевшие. На царский пир, т. е. в Царство Небесное не был допущен гость, одетый не в праздничную одежду, т. е. при вере, не имевший добрых дел 6 . 9 . Вера есть уверенность в невидимом, как в видимом, например, вера в бытие Бога, Ангелов, нашей души, и в желаемом и ожидаемом, как в настоящем, например, вера в будущую жизнь. Так изъясняет веру святой Апостол Павел: вера есть уверенность, пишет он, в ожидаемом и обнаружение предметов невидимых ( Евр.11:1 ). Верою познаем, что веки устроены (мир сотворен) словом Божиим (ст.3). 10 . Так как в учении религии или веры говорится главным образом о Боге, Который есть невидим и для человеческого ума непостижим, и о действиях Божиих и духовных предметах, которые сокрыты Богом от людей в тайне, например, Троичность Божества, воплощение Сына Божия; то в этом учении многое не может быть объято разумом ( 1Кор.2:11 , 1Тим.6:16 ), но лишь может быть принято верою 7 . Если не будете верить, то не можете познавать (Божественные истины), говорит пророк ( Ис.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Первое и решительное выражение истины о создании всего из ничего находится в словах Бытописателя: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Словами небо и земля Бытописателем и другими священными писателями обыкновенно обозначается весь объем бытия сговоренного (напр. Пс.148:1–6, 7–11; 88:12 ; Деян.14:15 ). – тоже, что у апостола словами – видимое и невидимое ( Кол.1:16 ). Это все Бог сотворил – bara (creavit). Словом bara в евр. яз. обозначаются творческие действия Божии в отличие от действий человеческих. Оно содержит в себе понятие не просто образования, формирования, а создания творческого (из ничего), происхождение того, что никогда не существовало, и никогда не ставится в связи со словом означающим предварительный материал, из которого бы Бог образовал что-либо (в последнем случае употребляются синонимические с bara слова, именно: asah – делать и jazar – образовать). И так как сила творчества свойственна только всемогуществу Божию, то тоже слово никогда не употребляется в речи ни об ангелах, ни о людих: один Бог называется Bara – Творец. В частности, что и Бытописатель этим словом обозначает мысль о происхождении неба и земли из ничего, ясно из связи и состава его речи. В связи со словом в начале (евр. bereschit), т. е. когда еще ничего не было, сотворил – bara несомненно выражает, мысль о творении из ничего. Тоже ясно и из всего состава речи, – из указания, что из созданной земли, которая была безвидна и пуста (2 ст.), Бог образовал постепенно все видимое. Истина о происхождении всего существующего вне Бога чрез творение, кратко и просто выраженная Моисеем, повторяется во всех писаниях ветхого завета. Веру в Бога, как Творца мира, исповедует Иов, когда говорит: кто во всем этом (т. е. в тварях) не узнает, что рука Господа сотворила сие ( Иов.12:9 )? То же повторяет Псалмопевец: в начале Ты, говорить он, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – от же ( Пс.101:26–28 ). Последними словами, очевидно, устраняется мысль о создании изменчивого бытия из неизменного существа Божия в смысле пантеистическом, а умолчание о веществе, из которого бы все было произведено Богом, показывает, что все существующее вне Бога – дело творческого всемогущества Божия: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9; 148:5 ). Веру в Бога, как Творца мира, исповедовали и пророки и постоянно напоминали об этой истине своему народу в виду склонности евреев к почитанию суетных и ничтожных богов ( Ис.51:13; 45:18; 37:16 ; Иер.10:11–12; 32:17; 51:15 ; Дан.14:5 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Тогда наши грехи будут совершенно изглажены – как об этом говорит пророк: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44: 22). Мы войдем в новую жизнь прощенными и очищенными, и прошлое – каким бы оно ни было – больше не будет иметь над нами власти. И, обретя это прощение, мы придем в храм, чтобы с глубокой благодарностью, верой, благоговением и страхом Божиим поклониться нашему Искупителю. Рейтинг: 7.4 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Людмила 27 апреля 2014, 08:59 А батюшка на страстной неделе в церкви св.Андрея сказал, что исповедоваться, могут только те кто постился правильно весь пост, остальные не подходите к исповеди... Так и остались мы со своими грехами не исповеданными. Natalya Danilova 20 апреля 2014, 16:48 Для Ольга СПб: Покаяние искреннее, но и бездна грехов неисчерпаемая... . В этом смысле я солидарна с Катериной. Чем больше узнаешь о сущности покаяния - тем труднее. " Многая знания - многая печали " , так, кажется. Катерина 19 апреля 2014, 09:38 А если грехов столько, что боишься и не отмолишь вовсе.Начинаешь каяться, и такая прорва этих грехов наваливается, нести сил нет. Господи, прости меня грешную. Ольга СПб 18 апреля 2014, 14:26 Для Natalya Danilova Не нужно думать и решать за Господа, - такое-не такое ... Покаяние, т.е. чувство своей вины, должно быть искреннее. Это и что ждёт Он от нас. Natalya Danilova 17 апреля 2014, 16:28 А еще проблема в неуверенности принятия Господом твоего покаяния - что, если вдруг не такое покаяние угодно Богу? ТаняСем 17 апреля 2014, 14:40 А всему виной та же гордыня(это я про себя,грешную),как трудно иногда покаяться и сказать " согрешила,Господи,каюсь " ,а вот прочитала статью и легче на душе,ведь сразу реальность вины видна на поверхности!И выход один-покаяние и искупление грехов!Прости меня, Господи, рабу грешную Татиану Екатерина Филатова 17 апреля 2014, 13:26 Когда есть вера в Бога, который есть сама Любовь, жить гораздо легче. Как маленький ребенок просто знает, что есть мама и папа, которые его любят защитят и простят

http://pravoslavie.ru/70032.html

Прем.5:10 . Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; Прем.5:11 . или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути, но легкий воздух, ударяемый крыльями и рассекаемый быстротою движения, пройден движущимися крыльями, и после того не осталось никакого знака прохождения по нему; Прем.5:12 . или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она; Прем.5:13 . так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем». 9–13 . Писатель приводит целый ряд явлений быстро и бесследно исчезающих. Эти явления служат у него образом скоропреходящего земного счастия, земного величия. Только «корень мудрости (добродетели) неподвижен» ( Прем. 3:15 ), по писателю; поэтому те, кто «не могли показать никакого знака добродетели», исчезают бесследно – «истощились в беззаконии». Прем.5:14 . Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. Прем.5:15 . А праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. 14–15 . С 14-го стиха писатель ведет свое рассуждение о противоположной судьбе праведных и нечестивых. Надежда нечестивых на богатство, земные удовольствия и пр. погибнет, как прах, как иней и дым (часто употребляющиеся в Библии образы, см. Пс. 1:4, 34:5, 67:3 ; Ис. 29:5 ; Ос. 13:3 ), «а праведники живут вовеки». Из этого противоположения не следует, что писатель говорит здесь о совершенном уничтожении нечестивых по смерти, ибо выше он говорил о мучениях совести нечестивых в том мире. Поэтому «живут вовеки» означает не только продолжение жизни, но жизнь истинную, блаженную, которая продолжится вечно. С таким объяснением согласны последующие слова 15 ст. Прем.5:16 . Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Происхождение Захарии не ясно. Он назван сыном Варахии только в первом стихе (1:1). Он также называется сыном Адды в книге Ездры 5:1; 6:14 (ср. Неем.12:4,16 1093 ). Некоторые ученые предположили, что Варахия (1:1) – это искаженное имя от Еверехья ( Ис.8:2 , так в переводе РБО, в СП используется то же самое имя Варахия – прим. пер.), где Захария назван свидетелем Исайи. Ученые, которые предлагают эту версию, считают, что переписчик перепутал двух Захарии, то есть совершил грубую хронологическую ошибку. 1094 Поскольку «сын» также означает «потомок», самым простым решением было бы считать Варахию отцом, а Адду дедом Захарии. 1095 Возможно, Ездра указывает имя деда, поскольку тот был известнее отца. Возможно, что Захария был священником. Видно, что его сильно интересовали священнические вопросы, такие как храм, ответственность первосвященника (глава 3), уважение к первосвященнику Иисусу (6:1011), очищение земли и удаление осквернения (3:9, 5:3,611). Захарии также были известны проповеди пророков допленного периода. Многие яркие призывы книги схожи с теми, что использовали предшествующие пророки; среди них такие фразы и слова как: «воскликните», «бегите», «спасайтесь», «пойте и веселитесь» и «молчите» (1:14, 2:6,7,10:13). Ученые насчитали более двадцати аллюзий на пророков VIII века Исайю, Осию, Амоса и Михея и пророков VII века, Иеремию и Иезекииля. 1096 История толкования Похоже, что книга Захарии естественным образом делится на две части – главы 18 и главы 914. Первую часть отличают точные даты, она включает восемь видений. Вторая часть даже не упоминает о Захарии и храме, а также не отмечена никакими датами. Как следствие, многие ученые считают, что две части книги были написаны разными авторами: первая часть пророком Захарией, а вторая – каким-то другим автором. Для обоснования двойного авторства назывались и дополнительные причины: первая часть, в основном, написана прозой, а вторая часть – поэзией; характерная фраза – «Так сказал Господь» – появляется только в первой части; две части отличаются лексикой; кажется, что некоторые ссылки во второй части указывают на более поздние времена (позднее VI века до н.э.), например, ссылка на греков в 9:13.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

7 – не старейшин города только), ( 3Цар.21:8,11 ), Ахав имеет мужество ответить Венададу на его все возраставшие требования отказом: готовый жертвовать своим личным достоянием, он отказывается выдать принадлежащее его подданным (ст. 9). 3Цар.20:10 .  И прислал к нему Венадад сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если праха Самарийского достанет по горсти для всех людей, идущих за мною. 3Цар.20:11 .  И отвечал царь Израильский и сказал: скажите: пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. 3Цар.20:12 .  Услышав это слово, Венадад, который пил вместе с царями в палатках, сказал рабам своим: осаждайте город. И они осадили город. Венадад клятвенно (о формуле клятвы ср. ( 3Цар.19:2 ) ) уничтожит Самарию с чисто восточной хвастливостью (ср. 2Цар.17:13 ): по разрушении Самарии в грудах ее развалин на каждого солдата его не достанет по горсти мусора разрушенного города. LXX (принятый текст) ошибочно прочитали евр. шеалим (от ед. ч. шоал, горсть), ср. ( Ис.40:12 ), как шуалим (от шуал – лисица, шакал) и передали вторую половину ст. 10 так: ε κποισει χος Σαμαρεας τας λπεξι παντ τ λα τος πεζος μου. Но во многих кодексах (как то: 19, 52, 55, 92, 93, 108, 158, 236, 242, 246, у Гольмеса) стоит правильно: τας δραξ. Так и блаженный Феодорит (вопр. 62) и Иосиф Флавий неправильно перефразирует образную речь Венадада, видя в ней «угрозу воздвигнуть стену гораздо более высокую, чем та, которая окружает Самарию и над которою он смеется: для того ему (Венададу) стоит лишь приказать каждому из своих солдат бросить одну горсть земли» (Иуд. Древн. VIII, 14, 2). На хвастливую речь сирийского царя Ахав отвечает (ст. 11) пословицей, имеющей (наподобие латинского изречения: ne triumpum canas ante victoriam) тот смысл, что отправляющийся в сражение ( «подпоясывающийся», т. е. мечом или вообще оружием ( Суд.18:11,16 ; 1Цар.17:39 ; 2Цар.21:16 ; 4Цар.3:21 ) не должен торжествовать, как одержавший победу и возвратившийся с поля брани ( «распоясывающийся», т. е. снимающий оружие). Этого благоразумного правила впоследствии не соблюл сам Ахав, когда, отправляясь в роковую для него битву с сирийцами, хвастался и грозил пророку Михею ( 3Цар.22:27 ). Венадад, опьяненный вином и гордостью, дает приказание осаждать город (неопределенное евр. симу, стройтесь! – LXX заменяют более определенным: ο κοδομσατε χρακα; Vulg.: circumdate civitatem, слав.: «сотворите вал»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010