Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 (1) Придите, восторжествуем, боголюбивое собрание! Придите, составим празднество вместе с любящими праздники [гор­ними] Силами: ведь они явились сюда, дабы праздновать с нами. Придите, воскликнем устами, как в кимвалех доброгласных (Пс 150:5). Придите, взыграем духом. Ибо для кого праздник и торжество? Для кого радость и ликование? Для боящихся Господа, поклоняющихся Троице, чтущих со Отцом Сына и совечного Духа, для исповедующих и душой, и разумом, и устами единое Божество, нераздельно познаваемое в Трех Ипостасях, для ведающих и именующих Христа Сыном Божиим и Богом, единой Ипостасью, познаваемой в двух нераздельных и неслитных природах с присущими им природными свойствами. Для нас веселие и всякая праздничная радость. Для нас Христос установил праздники: ибо не подобает радоваться нечестивым (см. Ис 48:22). Отгоним облако всякой печали, помрачающей ум и не позволяющей ему возноситься ввысь. Презрим все земное, — не на земле наше отечество. Устремим ум к небу, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса Христа (Флп 3:20). (2) Сегодня света неприступного бездна. Сегодня беспредельный поток Божественного осияния озаряет Апостолов на Фаворской горе. Сегодня как Владыка Ветхого и Нового Завета познается Иисус Христос — и дело, и имя для меня дорогое, подлинно сладчайшее, вожделеннейшее и превосходящее всякое представление о сладости. Сегодня Моисей, глава Ветхого Завета, Божественный законоположник, предстает на горе Фаворе перед законодателем Христом как раб перед Владыкой и взирает на Его домостроительство, которое в древности образно и таинственно ему было явлено — ибо это, я бы сказал, обозначают слова: заднее Бога (см. Исх 33:23) , — и ясно видит славу Божества, сам будучи скрыт в расселине камня (см. Исх 33:22) , как говорит о том Писание. Камнем же является Христос, воплощенный Бог, Слово и Господь, как это определенно изъяснил нам Божественный Павел, сказавший: Камень же был Христос (1 Кор 10:4) , Который приотворил в Своей плоти как бы некую малейшую расселину и осиял присутствовавших светом обильнейшим и сильнейшим всякого зрения.

http://pravmir.ru/slovo-na-preobrazhenie...

Создавший нас Бог, зная немощь ума нашего и злокозненность сопротивника, даровал нам Божественные Писания, как оружейную храмину и сокровища исцелений. Но в оружейных разные бывают оружия. Ибо Давид говорит: и положил еси лук медян мышца моя (Пс.17:35); еще: ниспосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я (15). И у другого говорится: приимет всеоружие рвение свое, и вооружит тварь в месть врагом: облечется в броня правды и возложит шлем, суд нелицемерен: приимет щит непобедимый преподобие. Поострит же напрасный гнев во оружие. Споборит же с ним мир на безумныя: пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков на намерение полетят: и от каменометныя ярости исполнь падут грады; вознегодует на них вода морская, реки же потопят нагло. Сопротив станет им дух силы, и яко вихорь развеет их (Прем.5:17-23). Елисей рече: не бойся, яко множае иже с нами, нежели с ними. И помолися Елисей и рече: Господи, отверзи очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се, гора исполнь коней, и колесница огненна окрест Елиссея (4Цар.6:16,17). И Исаия говорит: и положи уста моя, яко меч остр, и под кровом руки Своея скры мя: положи мя, яко стрелу избранну, и в туле своем скры мя (Ис.49:2). У Иезекииля говорится: и ты, сыне человечь, возьми себе меч остр, паче бритвы стригущаго, притяжи его себе (Иез.5:1). Почему и Апостол учит нас, говоря: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати, противу кознем диавольским (Еф.6:11), чтобы, когда нападает на нас враг, вооружились мы против него из сказанных оружейниц. Оружия бо наша не плотская, но сильна Богом (2Кор.10:4); яко несть наша брань к крови и плоти, но к духовом злобы (Еф.6:12). И в сокровищницах много различных пособий, разумею слово о покаянии и спасении, чтобы всякий, кто в ратоборстве с диаволом бывает уязвлен, со тщанием притекал к сокровищу исцелений, и, приложив к ране врачевство покаяния и сделавшись здравым, снова сражался за своего Владыку. Поелику и нерадение есть одна из стрел, которою враг многих уязвил и низложил, то приимем терпение, которым препобеждается нерадение, как можно чаще обращая к себе написанное: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14), чтобы душа, подкрепленная словом, удобно могла выдерживать удары, наносимые ей чуждым, и облегчала для себя труд, опираясь на слово, как на жезл, или носясь на нем, как на колеснице. Итак, чаще будем припоминать себе сие изречение и говорить друг другу: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Ибо весьма пригодно нам сие изречение, постимся ли мы, бодрствуем ли, молимся ли, занимаемся ли рукоделием, или иное что делаем; потому что возбуждает оно в нас усердие к совершению начатого подвига добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/809/...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 174. О разделении пророчеств Теперь мы должны рассмотреть разделение пророчества, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) о разделении пророчества на виды; 2) является ли не сопровождаемое образным видением пророчество наиболее превосходным; 3) о разных степенях пророчества; 4) был ли величайшим пророком Моисей; 5) может ли быть пророком сопричастник; 6) может ли пророчество со временем совершенствоваться. Раздел 1. Надлежащим ли образом пророчество разделяют на пророчество Божественного предопределения, предвидения и осуждения? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что глосса на слова [Писания]: «Се, дева во чреве приимет» ( Мф. 1:23 ), недолжным образом разделяет пророчество, когда говорит, что «одно пророчество, например, рассматриваемое, проистекает из божественного предопределения и исполняется во всех отношениях, поскольку не зависит от нашей воли. Другое пророчество проистекает из предвидения Божия, и в нём участвует наша воля. А есть и ещё одно пророчество, которое называется осудительным, ибо оно свидетельствует об осуждении Божием». В самом деле, то, что общо любому пророчеству, не может считаться частью пророчества. Но всякое пророчество имеет место по божественному предвидению, поскольку, как говорит глосса на [слова пророка Исаии] ( Ис. 38:1 ), пророки «читают в книге предвидения». Следовательно, похоже, что пророчество по предвидению не должно считаться видом пророчества. Возражение 2. Далее, подобно тому, как что-то предрекается при осуждении, точно так же что-то предрекается и при обетовании, и при этом то и другое может быть изменено. Ведь сказано же [в Писании]: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его, – но если народ этот, на который Я это изрёк, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер. 18:7–8 ), и сказанное можно отнести к пророчеству осуждения. То же, что сказано далее, можно отнести к пророчеству обетования: «А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его, – но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» ( Иер. 18:9–10 ). Следовательно, если в разделении присутствует пророчество осуждения, то в нём должно присутствовать и пророчество обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Воскресение, воскрешать I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ В. – основное понятие Библии. Если древние греки имели лишь некоторые представления о бессмертии души, то Писание говорит о посмертном возобновлении человеч. жизни в триединстве духа, души и тела. НЗ использует два термина: анастенай и эгейрестай («воскресать» и «быть воскрешаемым») и применяет их, когда речь идет о возвращении к жизни. «Воскресение» и «воскрешение» – две стороны одного явления. В ВЗ надежды на В. постепенно появляются лишь в его поздних книгах. Библ. свидетельство о В. находит свое наивысшее выражение в словах Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» ( Ин. 11:25 ). Поэтому, говоря о В., следует подразумевать преимущественно Христа. II. ДАННЫЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА А. Верующие израильтяне, благодаря воздействию Божьего Духа, были весьма близки к истине в своих представлениях о смерти и жизни после смерти. В ВЗ смерть пугала людей, т.к. означала погружение в царство теней, мир мертвых, в котором уже не помнят Бога ( Пс. 6:6 ; Пс. 113:25 ). Мертвые пребывают во мраке, будучи отделены от Бога ( Пс. 87:6.11 ). Смерть предстает как полная противоположность жизни. (⇒ Ад, преисподняя ⇒ Смерть .) Б. В ветхозаветном представлении о Боге уже содержится зародыш надежды на В. Истоки веры в В. лежат в осознании той истины, что Господь властен над жизнью и смертью. «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» ( 1Цар. 2:6 ), «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 ). Эти и подобные им слова говорят о надежде на возвращение утраченной жизни и о том, что связь с Богом не может оборваться после смерти ( Пс. 72:23.26 ). В ряду библ. свидет-в стоят также Втор. 32:39 ; Иов. 19:25–27 ; Ис. 26:19 ; Иез. 37:1–14 и как самый яркий пример веры в В. во всем ВЗ – Дан. 12:2.3 . Здесь, как и в Ин. 5:29 , речь идет уже о двойном В. (для жизни и для Суда), правда, еще не сказано о всеобщем В., а говорится лишь о В. многих. Идея В. мертвых усиленно распространяется в период позднего иудаизма. В книгах Маккавейских мученики находят утешение в надежде на В. ( 2Мак. 7:9.11.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Заповеди блаженства Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. ⇒ Блаженный , I,2 и 3) выделяются те, которые произнес Иисус в начале ⇒ Нагорной проповеди и которые традиционно именуются «заповедями блаженства». I. Матфей приводит девять «заповедей блаженства» ( Мф. 5:3–11 ), восемь из которых выражены в форме третьего лица («блаженны...»), а одни – в форме второго лица ( Мф. 5:11–48 : «блаженны вы...»). Первые восемь «заповедей блаженства» разделены на две части, которые в греч. тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, которые в др.-евр. или арам. оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме. Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди ( Мф. 7:24–27 ). Девяти «заповедям блаженства» в Ев. от Матфея соответствуют четыре в Ев. от Луки ( Лк. 6:20–23 ), к которым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления. При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения. II. 1) с явлением Иисуса приблизилось ⇒ Царство Божие на земле ( Мф. 3:2 ; Мф. 4:17 ; Мк. 1:15 ). Явился Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18 ). Его народ навеки наследует землю ( Ис. 60:21 ; ср. Пс. 36:9 ); преданных Богу Он облачит в одежды правды ( Ис. 61:10 ), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа ( Ис. 61:3 ). Иисус призван проповедовать «лето Господне благоприятное» ( Ис. 61:2 ; Лк. 4:19 ). Из этого следует, что «заповеди блаженства» и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него ( Мф. 5:1.11 ; Лк. 6:20 ); 2) в «заповедях блаженства» предпочтение часто отдается людям, которых общество рассматривает как отверженных и презираемых: а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

76. Слово на Вознесение Господне 196 «Имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания» ( Евр. 4, 14 ). Последуем ныне, братие, мысленно за священными писателями, изображающими путь восхождения Господа нашего Иисуса Христа на небо, во славу Отца Своего. Этот путь, окончившийся восшествием Его ко Отцу ( Ин. 20, 17 ) и восприятием небесной славы, которую Он «имел» по Божеству Своему «прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ), предначинался Его страданиями. «Восшедший превыше всех небес», Господь наш должен был снизойти «прежде в долнейшыя страны земли» ( Еф. 4, 9–10 ) скрыться в недра земли, в глубины преисподней, должен быть отторгнут от земли живых для того, чтобы, сделавшись «жертвою умилостивления» ( Ис. 53:8–10 ) за грехи людские, явиться и Первосвященником нашим, могущим «сострадать нам в немощах наших» ( Евр. 4, 15 ). И вот мы видим, как этот «вмененный в мертвых» и низведенный «в персть смерти» ( Пс. 87:5, 21:16 ) носитель грехов людских является Победителем ада и смерти, связывает сильного, т. е. диавола ( Мф. 12, 29 ), «величественно исходит в полноте силы Своей от Едома», т. е. после победы над врагами спасения нашего ( Ис. 63, 1 ), «восходит на высоту», получает вместо добычи спасенные Им души человеческие ( Пс. 67, 19 ), как Царь славы, входит во врата самого неба, чтобы там явиться за нас Предтечею и Ходатаем ( Пс. 23, 7–10 ; Евр. 6:20, 12:23–24 ). Если, братие, таков путь восхождения Самого Христа «в славу Свою» ( Лк. 24, 26 ), т. е. путь страданий и смерти, то может ли быть иным наш путь? Если Он есть «путь и истина и жизнь» ( Ин. 14, 6 ), то каким путем можем придти мы к Отцу всех Богу, как не путем подражания Господу нашему Иисусу Христу ( Ин. 13, 15 )? Если Господь наш Иисус Христос сидит одесную Бога, то «горняя будет мудрствовать, а не земная», ибо мы как бы умерли с Ним, по апостолу, и жизнь наша должна быть «сокрыта отныне со Христом в Боге» ( Кол. 3, 1–3 ). Умертвим земные страсти и помышления ( Кол. 3, 5 ), дабы иметь нам «жительство на небесах» ( Фил. 3, 20 ) и очищенными умами последовать Владыке нашей жизни Христу, вознесшемуся на небо и нас влекущему туда же, где Он. Уготоваем ум наш созерцанием и молитвою к той духовной радости, какою исполнены были апостолы, долго смотревшие на восходящего от земли на небо Христа и возвратившиеся после того во Иерусалим «с радостию великою» ( Лк. 24, 52 ; Деян. 1, 10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Слепота духовная Ослепление духовное а) есть следствие греха: Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету ( Ин.3:20 ); б) есть дело диавола: Если и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования ( 2Кор.4:3–4 ); в) происходит от ожесточения сердца: Слухом услышите и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих ( Мф.13:15 ; Ис.6:9–10 ). Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине ожесточения сердца их ( Еф.4:17–18 ). Ослепление духовное производит а) неверие: Потому не могли веровать, что, как сказал Исайя, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое ( Ин.12:39–40 ; Ис.6:10 ); б) духовный мрак, грех и всякие пороки: Если око твое будет худо, то все тело твое будет темно ( Мф.6:23 ). Будучи помрачены в разуме и дошедши до бесчувствия, народы предались распутству, так что делают всякую нечистоту с ненасытимостью ( Еф.4:19 ). Недостаток любви есть доказательство ослепления духовного: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме ходить, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:9,11 ). Предостережения против ослепления духовного: Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? ( Лк.11:35 ). Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы ( Еф.5:8,11 ). Ослепление произвольное противится очевидным чудесам: Господь говорит человеку с иссохшей рукой: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи немедленно составили совещание против Него, как бы погубить Его ( Мк.3:5–6 ). Многие из иудеев пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из иудеев приходили и веровали во Иисуса ( Ин.12:9–11 ). Нечестивые находятся в духовном ослеплении: Путь беззаконных – как тьма: они не знают, обо что споткнутся ( Притч.4:19 ) Сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят ( Иез.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  История дает нам множество примеров, как человеческая греховность грубо искажает Слово Божие. Спаситель мира благовествует Царствие Небесное, открывает высочайшие нравственные истины, а вожди иудеев возводят на него страшные обвинения. Поэтому Господь сказал: «как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:34-35). Библия – это не книга евреев и не идеология евреев. Думать так, значит клеветать на слово Божие. Библия является богодухновенной книгой о путях Божественного Промысла в деле спасения людей. Нигде в ней нет об этническом превосходстве евреев. Все содержащиеся в ней оценки имеют духовный смысл. Когда Спаситель говорит женщине хананеянке: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:26), то имеет виду языческое нечестие, которое часто называется мерзостью (Иез11:21). Пророки называют идолослужение развратом, а к блуднику в Библии применяется слово пес: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Вт.23:18). Когда же язычники являют высоту веры, Иисус Христос воздает им высшую похвалу: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:11-12). Да и как можно быть столь слепым и предвзятым, чтобы не замечать, что еврейский народ, когда он согрешал, Господь сурово обличает: «народ глупый и несмысленный» (Вт.32:6); «народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!» (Ис.1:4); «князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис.1:10). Слова «господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Вт.15:6) имеют ввиду не како-то мировую гегемонию, а относятся к историческому Израилю при непременном условии, что он будет верен Господу. Реально это исполнилось при Давиде и Соломоне, когда был расцвет внешнего  могущества Израиля. Когда же еврейский народ отступил от Завета, Господь говорит ему через пророка: «За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям. Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою» (Иез.22:4-5). Можно приводить и другие цитаты, однако и приведенной достаточно, чтобы увидеть крайнюю слепоту и предвзятось в той публикации, о которой Вы пишете.

http://pravoslavie.ru/6353.html

Искупление Искупление человечества а) Богом определено совершить чрез Богочеловека: Христос искупил нас от клятвы закона, дабы благословение Авраамово чрез Него распространилось на язычников ( Гал.3:13–14 ). Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4–5 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5,8 ); б) предсказано: Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь ( Ис.59:20 ). Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Торжествуйте небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте глубины земли. Так говорит Господь, искупивший тебя ( Ис.44:22–24 ); в) совершено кровью Христа: Сын человеческий пришел отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ; Мк.10:25 ). Христос Своею кровью приобрел вечное искупление ( Евр.9:12 ). Искупление избавляет нас а) от всякой неправды: Иисус Христос дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония ( Тит.2:14 ); б) от власти смерти и ада: Дорога цена искупления души; Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ( Пс.48:2,16 ). От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ); в) от врагов духовных: Избавил нас Господь от врагов наших, ибо вовек милость Его ( Пс.135:24 ). Спасу тебя от руки злых в избавлю тебя от руки притеснителей ( Иер.15:21 ). Спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас ( Лк.1:71 ); г) от настоящего лукавого века: Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ( Гал.1:4 ). Искупление доставляет нам а) оправдание: Все согрешили, получая оправдание даром, по благодати Божией, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ( Рим.3:23–25 ). Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел ( Евр.9:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010