12–14. Обращаясь к судьбе самого народа израильского, премудрый просит Господа собрать на родину все колена израильские, рассеянные по всей земле, и дать им в наследие всю родную землю, частью которой они теперь пользуются, под непрестанным страхом неприятельского вторжения. Сл.: «Собери вся колена Иаковля, и наследствуй их, якоже от начала (Остр. вместо: «и наследствуй – от начала» читает: «светло сердце и благо ο брашне и ο яди своеи попечется»). Помилуй люди, Господи, нареченныя именем Твоим, и Исраиля, егоже первенцем нарекл (Остр.: уподобил) еси. Ущедри град святыни Твоея, Иерусалим, место (Остр.: град) покоища Твоего». Первой половиной 12 стиха кончается та часть текста, которая в Гр. переставлена на другое место, и далее устанавливается одинаковое счисление глав. В виду того, что слово «и наследствуй» в Гр. оказалось рядом с фразой: «аз же последний бдех» в 33:15, оно изменило свою грамматическую форму и оказалось согласованным с словом «бдех»: «и наследих якоже от начатка», как в Сл. читается в 33:15. В Евр. стоит «и они будут наследовать», или «чтобы они имели наследие, как в дни прежние», – разумеется время Давида и Соломона, когда евреи владели обширною страною. Сир. неправильно: «как Ты сказал от первых дней». Вставка в Остр., находящаяся на месте 12b стиха, ошибочно перенесена сюда из 30:27 и свидетельствует ο том, что и в оригинале Сл. перевода была неправильная расстановка глав, при которой после 36:12а (по иному счету 33:13а) стоял 30:27, (иначе 33:13b) стих. Глаголы «помилуй» в 13 стихе и «ущедри» в 14-м передают один и тот же Евр. глагол рахем «будь милостив, умилосердись»; Сир. в первом случае: «порадуйся ο народе Твоем». Обращение «Господи» в Гр. и Сл. прибавлено без соответствия с подлинником; его нет в Гр. S, 23, 253, Сир., Коп.-с. и Лат. О наименовании народа израильского именем Божиим говорится во Втор. 28:10 : «яко имя Господа Бога твоего призвася на тя», а первенцем Божиим он называется в Исх. 4:22 : «Сын Мой первенец Исраиль». Вместо «нарекл еси», как и в Евр., Гр. гл. νμασας (157, 248, Cpl.), в остальных Гр. списках читается ошибочно: μοωσας «уподобил» первенцу, как и в Лат. и Остр. «Град святыни Твоея» – обычное в Библии обозначение Иерусалима, как «святого города» Божия. Слово «место» некоторые Гр. списки (В, 308), Лат. и Сл.-др. заменяют словом «город», «покоища Твоего» передает Евр. шибтейка, «обитания Твоего»: Гр. производил не от йашаб «сидеть, обитать», а от шабат «покоиться». Лат. после первой половины 12 стиха вставляет, как и после 2 стиха:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Таким образом, православная Церковь , чествуя святые иконы, нисколько этим чествованием не нарушает второй заповеди 613 . Отвергая клятву, сектанты ссылаются на 33 – 37 ст. 5 гл. Св. Матфея; но в означенных стихах Христос запрещает пустые, фарисейские, лицемерные и легкомысленные клятвы. Господь не запрещает законной, необходимой в общественной и частной жизни клятвы именем Божиим. Он Сам утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: заклинаю тебя Богом живым, отвечал: «ты сказал». У евреев обыкновенно суд произносил клятвенную формулу, а обвиняемый усвоял ее себе словами: аминь, да будет, ты сказал ( Мф.26:23, 64 ). Апостол Павел призывает Бога во свидетельство истины своих слов, что составляет, конечно, клятву ( Рим.1:9, 9:1 ; 2Кор.1:23, 2:17 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ; 1Фес.2:5 ; Евр.6:16 ). Клятвы были предписаны и законом Моисеевым, но Господь не отменил этих клятв ( Исх.22:11 ; Лев.5:1 ; Чис.5:19 ; Втор.29:12–14 ) 614 . Возражая против праздников, сектанты ссылаются на 3 ст. 15 гл. Еванг. Матфея, но в этой ссылке ничего не говорится о праздниках. Праздники установлены православною Церковью на основании слова Божия. «Различение субботы, как праздничного дня, современно сотворению мира ( Быт.2:3 ). Точное же распределение дней праздничных, как отличных от непраздничных, дано Израилю Господом чрез Моисея ( Исх.13:3–9 ; Лев. гл. 2, 3 и др.) 615 . Христос в дни Своей земной жизни преимущественно святил праздники участием Своим в Богослужении ( Лк.4:16 ; Ин.5:14 ) и делами милосердия, внушая не отлагать в праздники вообще дел крайней необходимости ( Мф.12:10–13 . Лк.13:14–17 ). По примеру Иисуса Христа, апостолы и первенствующие христиане в дни праздничные также участвовали в Богослужении ( Лк.24:53 . Деян.20:7 ), по силам своим оказывали благотворение в пользу церкви и бедных ( 1Кор.14:1–3 ; Рим.12:13 ) 616 . Отвергая посты, сектанты ссылаются на 15 ст. 7 гл. Ев. Марка и на 1 – 3, 6, 14 – 15 и 20 – 23 ст. 14 гл. Посл. св. апостола Павла к римлянам. Посмотрим, насколько основательны эти ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Ап. Петр говорит: «Едино же сие да не утаится вас, возлюбленнии, яко един день пред Господем яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един» ( 2Пет.3:8 ), т.е. Бог не считает времени по нашему; для Него солнце не восходит и не заходит, у Него един вечный день. «Тысяща лет» пред очами Божиими «яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная» – каких-нибудь два-три часа... А ты дерзаешь говорить: «Прошло вот столько-то лет, и настало время пришествия Его...» Или ты думаешь, что для Господа Бога тысяча лет также много времени, как и для нас с тобой? Справедливо говорит святой Иоанн Лествичник : «Пагубное дело – испытывать непостижимые глубины судеб Божиих: пытливые в корабле гордости плавают, и за гордость попускается им впадать в великие искушения...» Апостол Павел говорит: «Дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас. Будите якоже аз» ( Гал.4:10–12 ). Апостол не позволял себе высчитывать время пришествия Христова; благоговел пред безмерною пучиною Премудрости Божией. Он взывал только: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовании путие Его! Кто бо разуме уме Господень, или кто советник Ему бысть?» ( Рим.11:33–34 ). А мы, перст и прах, плоть и кровь, трава и цвет полевой, тень и дым, и даже хуже того, хотим постигнуть непостижимые судьбы Божии, которых и Ангелам Божиим не дано знать. Или ты в гордости своей считаешь себя выше Ангелов небесных? Но ведь это – признак крайнего безумия! Нам следовало бы благодарить Милосердого Господа, с сокрушенным сердцем и горькими слезами благодарить за то, что Он долготерпит грехам нашим, не хочет погибели нашей, призывает нас к покаянию, а мы сами на свою голову призываем гнев Божий, когда говорим: «Что так долго нет второго пришествия Христова? Уж пора бы ему быть...» И кто же смеет допрашивать Бога, Единого Безначального, Неизменного, Присносущного, Бесконечного?.. Да умолкнет всякое праздное разглагольствие в Церкви Божией! Да проповедуется то, во что мы веруем! Да не испытывает никто сокровенных таин Божиих! Ты не знаешь часа твоего собственного скончания, как же ты смеешь рассуждать о времени кончины мира? Ты не смеешь сказать своему земному царю: почему не так делаешь, как мне кажется лучшим? Как же дерзаешь допрашивать Царя царствующих, Творца и Владыку всяческих? Как ты смеешь назначать Ему время пришествия Его? Ты – ничто, как же дерзаешь рассуждать о непостижимых путях Промыслителя Божественного? Вспомни Моисея, великого пророка и законодателя, которому Сам Бог говорил: «вем тя паче всех и благодать имаши у Мене» ( Исх.33:12 ), но который лишен был утешения войти в землю обетованную только за одно слово сомнения...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Длительный пост налагали на себя пророки Божии: Моисей (см.: Исх.34:28 ; Втор.9:9–18 ), Илия (См.: 3Цар.19:8 ) и Даниил (См.: Дан.9:3; 10:3 ). Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей в пустыне, прежде чем вышел на проповедь (см.: Мф.4:2 ; Лк.4:2 ), и Он же открыл нам, что диавола невозможно изгнать иначе, как постом и молитвой (см.: Мф.17:21 ; Мк.9:29 ). Постились апостолы и ученики их (см.: Деян.13:2–3 ; 2Кор.6:5 ), от которых приняла Церковь устав о посте 89 . Священное Писание научает нас, какой пост угоден Богу (см.: Ис.58:6–8 ; Мф.6:16–18 ). Из него узнаём, что пост нужен для умилостивления Бога при наведении на нас грозного Его суда (см.: Иоил.1:14–15; 2:11–12 ; Иона 3:4–7 ), во время претерпеваемых искушений и бед (см.: Пс.34:12–13 ; 2Цар.1:12 ; Есф.4:3 ), равно как и для избавления от них в будущем (см.: 1Езд.8:21–23 ; Есф.4:3–16 ; Иоил.2:12 ; Иона 3:4–5 ). Писание заповедует поститься в скорбные для Церкви дни (см.: Мф.9:15 ; Лк.5:33–35 ) и при посвящении священнослужителей (См.: Деян.13:3; 14:23 ). Истинному посту сопутствуют молитва (См.: 2Цар.12:16 ; 1Езд.8:23 ; Неем.1:4 ; Иоил.2:15–17 ; Дан.9:3 ; Лк.2:37 ; 1Кор.7:5 ), покаяние (см.: 1Цар.7:6 ; Неем.9:1–2 ; Дан.9:3–6 ) и глубокое смирение (см.: Втор.9:18 ). Пост неизменно восхваляется святыми отцами Церкви Христовой. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст : «Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе» 90 . А слова о посте святого Василия Великого приведены мною в начале беседы. В Церкви есть несколько видов поста: – пост совершенный когда не едят и не пьют в течение всего дня; – пост строгий (сухоядение), или пост в собственном смысле слова когда лишь к вечеру принимают пищу растительную без масла и пьют лишь воду; – пост вседневный, или обычный когда на протяжении всего многодневного поста (Великого, Рождественского и других) принимают пищу в обычные часы, но только растительную. – пост облегченный (или частичное разрешение) – когда церковным уставом разрешено вкушать растительное масло и вино, а при совпадении дней поста с праздничными рыбу и икру.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Разумеются, вероятно, землетрясения, сопровождаемые бурей, или ветры, дующие в пустыне и передвигающие с места на место горы песка. «Во время скончания», Сир.: «гнева», – разумеется гибель, постигающая грешников (ср. ст. 33 и 34). «Излиют крепость», с Гр. «силу» (70 поправляет: «гнев»), как и в Сир.: «обнаружат силу», значит, что карающая сила гибельных ветров проявляется только в указанное им от Господа время, – тогда именно, когда нужно нака­зать грешников; так, «Господь воздвиже ветр велий на мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися», когда Иона пытался убежать от исполнения Божия повеления ( Ион. 1:4 ). Сл. «совершать» (Остр, снова: «излеют») неточно передает Гр. κοπσουσιν «утолятся» или, по смыслу: «утолят», – гибельные ветры утолят гнев Божий, когда обрушатся на грешников, и те понесут заслуженное наказание; Сир.: «и успокоят дух Создавшего их». Далее перечисляются другие явления природы, которыми Господь наказывает грешников: огонь (ср. Исх. 9:23–24 , Пс. 17:15, 77:48 ), град (ср. Исх. 9:18 дал., Нав. 10:11 , Пс. 77:47–48 ), голод (ср. Втор.28:20 , 2Цар. 24:13 , Притч. 10:3 ), мор (ср. Втор. 28:21 , Иер. 29:18 , Иез. 7:15 ),затем: хищные звери (ср. Втор. 32:24 , Иер. 15:3 , Иез. 5:17 ), скорпионы и змеи (ср. Чис. 21:6 , Иер. 8:17 ) и наконец, меч отмщения, т.е. неприятельское нашествие (ср. Исх. 22:24 , Лев. 26:25, 33 Втор. 32:25 и др.). Вместо «град», χλαζα, в Гр. Гл. (248,296, Cpl.) ошибочно читается : θλασσα «море», вместо Гр. И Сл. «и глад и смерть» в Евр. Написано ошибочно: раъ вадабер «зло и мор», – вместо раъ следует читать раъаб «голод»; в Сир. также ошибочно: «и камни смерти» вместо «и голод, и смерть». Сл. и Гр. «вся сия» в 36 стихе, как и Сир., передают Евр. гамеллег «также и эти» или «и они», что здесь уместнее; переводы берут выражение из Евр. 38 стиха, где оно относится ко всему предшествующему «Зубы зверей» соответствует Евр. фразе хаййат шен «хищные звери», как в 12:13. 38. «Все они», перечисленные выше силы природы, «со­творены для своей надобности и соблюдаются в храни­лище до времени своего»; Господь хранить их до того времени, когда они потребуются Ему для исполнения Его праведного суда над людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

«На девицу не заглядывайся, чтобы не поплатиться выкупом за неё; не отдавай блуднице души твоей, чтобы не погубить имения своего». За соблазнённую девицу соблазнитель должен был заплатить выкуп ( Исх.22:16–17 ) в 50 сиклей серебра ( Втор.22:28–29 ), – об этом выкупе, вероятно, и говорит бен-Сира: заглядывающийся на девицу (титбôнан – 7-я форма от бûн – значит «обращать особенное внимание, пристально смотреть»), «ко еже вожделети её» ( Мф.5:28 ), легко может соблазниться, впасть с нею в грех и поплатиться за это выкупом, буквально «попасться в выкуп её», йакаш значит «попадаться» или «соблазняться», а ъонсш – штраф, дань», как в ( 4Цар.23:33 ) Нехао «возложи дань на землю ту, сто талант сребра и сто талант злата». Гораздо более опасно доверяться блуднице: она окончательно разорит предавшегося ей человека, погубит имение или «наследие» его; происходит, по-видимому, не от сабаб «обращаться», а от насаб, имеющего в сирском и арамейском языке значение «брать, отнимать» 5 . Сл. «Девы не назирай (Остр.: не глядай), да не когда соблазнишися в красоте ея (Остр.: в похотех их). Не даждь блудницам (Остр.: любодейцам) души твоея, да не погубиши наследия твоего». «Не назирай» или «не глядай» – неточный перевод Гр. μ καταμνϑανε «не изучай, не разведывай» (70 прибавляет: «лениво»), ближе Лат.: ne conspicias «не смотри», Сир.: «не рассматривай». To же влияние Лат. перевода на Сл. видно и далее: «в красоте её», in decore illius, вместо Гр. ν τος πιτιμοις ατς « в возмездиях её», – Остр. читал, вероятно, πιϑυμαις «в страстях», Рус. свободно: «чтобы не соблазниться прелестями её», Р. 59: «её красотой». В Гр., несомненно, сохранился след правильного понимания Евр. текста, – то же и в Сир.: «чтобы не быть присуждённым к двойному выкупу за неё», – здесь отразился, может быть, какой-либо местный закон о «двойном» штрафе в известных случаях, но первоначальность Евр. чтения выясняется с полной несомненностью. В 6 стихе Сир. прибавляет: наследие «имущества» твоего, Лат.: «не давай блудницам души твоей в чём-либо, чтобы не погубить себя и наследия своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Еф.1:9–10 ) еще прежде Создания мира, но которое явилось в последние времена (см. 1Петр.1:19–20 ), – оно находит свое объективное условие, свое место, свое онтологическое основание в человеке; человек своим свободным согласием позволяет богочеловеческой полноте проявиться «в последние времена». Но до этих «последних времен» необходима была вся продолжительность истории, чтобы взрастить, довести до зрелости и очистить тварь, сделать ее способной зачать и вместить в своем чреве Невместимого. Прот. Сергий Булгаков видит в Архангеле Гаврииле в момент Благовещения живой вопрос, который Бог ставит свободе своего блудного сына: есть ли у него истинная, неутолимая жажда Спасителя, Отца, Святого Сущего? И в ответе Пресвятой Девы вспыхивает чистое пламя – того, кто отдает себя и потому готов принять. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:35 ). Святое может происходить только от прозрачного источника Своей собственной святости. Отношения Адама и Евы, отворачивающихся от Бога, исключают Воплощение. Вот почему между падением человека и пришествием Святого лежит долгий исторический период, а в центре него – священная история избранного народа как зародыша, «выведенного» Духом Святым. Поэтому родословная Иисуса Христа приобретает глубокое историческое значение. Время чад гнева ( Еф.2:3 ), когда «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ), медленно уступает место другому положению, когда «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ). С одной стороны – освящающее действие Духа Святого в течение веков и череда праведников, а с другой – чистота сосуда, сообразного своему назначению: так в высшей точке подъема грех оказывается действительно ослаблен; он остается реальным, но становится недейственным. Синергия святости Израиля и Духа Святого достигает высшей точки в Пресвятой Деве – «цветке, который раскрывается на древе человечества». В ней синагога Ветхого Завета поет Ныне отпущаеши и превосходит саму себя в своем даре, названном «радостью всей твари» Эта мысль великолепно выражена в тропаре Рождественской вечерни:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

49 Это суждение для нашей книги весьма важно. Marti S. 426 цит. у свящ. Д. Рождественского, стр. 218 (прим. 78). 65 PL, t. 25, col. 1273; рус. – ч. 14, стр. 130. Русский перевод мы позволяем себе в интересах точности его иногда исправлять. 79 Knig. Stilistik, Rhetorik, Poetik…, Ss. 145–147; ср. G. Gerber. Die Sprache, als Kunst, B. I, 554 (Berlin, 1885). 85 Stonehouse, pp. 157, 159. Он здесь следует, как и сам говорит, Wellhausen’y (S. 33) и Nowack’y (S. 252). 86 Корректура, предлагаемая таким чтением, настолько является естественной и умственной, что странным во всяком случае представляется нам суждение Baumgartner’a (p. 94), что της λαμβνει LXX-mu довольно курьёзно. 95 Kautzsch-Weizsäcker. Texmbibel, I, S. 733; Romhsmein. Theol. Studien und Kritiken, 1894, S. 55 Anm. 1; Marti, S. 338; Nowack, S. 254. 100 PG. t. 71, col. 853BC; рус. ч. 10, стр. 247–248. В понимании самого характера в пророческой речи здесь у св. Кирилла определённо видно преимущество его толкования над толкованием Duhm’a: св. Кирилл учитывает семитическую манеру выражаться ярко гиперболически… 104 König, Stilistik, Rhetorik, Poetik…, S. 169–161; ср. Gerber. Die Sprache, als Kunst, I. S. 534. 111 Baumgartner, р. 106 (и в примечании особенно) приводит суждения защитников этой прибавки – иудейских комментаторов Абен-Езры, Кимхи и Абрабанеля. 122 Преосвященный Феофан читает тетраграмму определённо , всякое другое чтение её признаёт ошибочным, а относительно смысла её говорит, что она означает «самоутверждение Богом Себя, как абсолютной Личности. «Я семь, Который есмь» ( Исх. 6:3 ) т.е. Я имею бытие независимо ни от чего, исключительно Сам Собою. В этом общем определении Бога, как Сущего, в качестве необходимого содержания, implicite заключаются все те свойства божественного бытия, которые обычно различными экзегетами выдвигаются поочерёдно и разрозненно: самопричинность, неизменность, свобода, самотождественность и т.д.». В библейском воззрении не просто Сущий, имеющий в себе полноту жизни, но и дарующий участие в этой жизни человеку, Жизнеподатель… Архимандрит Феофан. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя (С.-Петербург. 1905), стр. 62, 65. Установке правильного чтения и понимания имени посвящены 1-я и 2-я главы этого исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Это поразительный диалог. Каждый иудей знал: увидеть Бога нельзя. Сам Моисей, величайший из пророков, смог увидеть лишь Его славу, увидеть Его «сзади», как описывает этот непостижимый опыт книга Исход, причем Сам Бог сказал ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Филипп, внимательно изучавший Закон Моисея, тем более не мог этого не знать. И тем не менее — просит Учителя показать Отца.  Это может значить только одно: Филипп уже понял, что Иисус — намного выше Моисея, Он Сам видел Отца, Которого человеку увидеть невозможно. То есть он не просто был верным учеником — он прозревал сверхчеловеческую — Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении. Так что присутствие апостола Филиппа перед началом Рождественского поста — далеко не случайное совпадение. Он призывает нас искать и находить Христа, вчитываться в страницы Священной Истории, которая свидетельствует, по Его же собственным словам, о Нем, и тщательно смотреть по сторонам, чтобы не упустить Его из виду, когда Он явится нам одному Ему известным образом… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 апреля, 2022 8 марта, 2022 18 марта, 2024 17 апреля, 2023 12 апреля, 2023 2 апреля, 2023 30 декабря, 2022 14 августа, 2022 24 апреля, 2022 4 апреля, 2022 8 марта, 2022 18 марта, 2024 17 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zagovene-pochemu-rozhd...

Как для находящихся на земли есть особенное присутствие солнца, когда они, сквозь чистый воздух, видят светоносный круг его, и примечают, как оно восходит, идет и заходит: так для очищенных от мглы плотския душ есть особенное присутствие Божие, которое является им в чудных образах Божественнаго света, пред очами духа их открывающихся, преходящих и паки сокрывающихся. Так Исаия «видел Господа, седяща на престоле высоце и превознесенне» (Иса. VI. 1); так Иезекииль видел, над четырьмя животными, и над огненными, одушевленными колесами, «на подобии престола подобие яко вид человечь» (Иезек. I. 26); так Иаков видел Господа на высоте лествицы в двери небес, и многие Святые многообразно. Впрочем, как и те, от которых образ солнца закрывается туманом или облаком, по обыкновенному дневному свету, и по другим действиям солнца, познают его присутствие: так и те души, от которых или нижняя мгла собственной плоти заграждает, или высшее облако неисповедимых судеб Божиих закрывает чрезвычайный свет чудесных откровений и явлений Божественных, могут однако же иметь довольно ясное познание и живое ощущение присутствия Божия, по некоторому, не столь определенному, не столь поразительному, но для ока неослепленнаго, действительному и ничем непомраченному свету Божества, непрестанно светящему в происхождении, возрастании, совершении, сохранении, управлении, возобновлении тварей, особенно в дивном для внимательных наблюдателей провидении о человеке. grozd Можно бы продолжать разносторонния применения взятаго нами уподобления: но лучше не простираться далеко на сем пути. Не все можно и должно изъяснять: многому должно только верить, потому что и можно только верить. Видимыя создания Божии, по слову Самого Создателя, представляют только «задняя» Его ( Исх.33:23 ): лица же Его показать не могут. Свет сотворенных вещей есть не более, как тень Света несотвореннаго; а тень конечно не может быть так ясна, как свет. Имеют и твари свои таинства, которых действия не может не признать естествознание, встречаясь с оным в опыте, но которых истолковать оно не умеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010