Праздник в середине месяца (4, новомесячие), о котором говорится в псалме, может быть либо Пасхой ( Исх. 12:18 ), либо Праздником кущей ( Лев. 23:39 ); оба они отражают события, связанные с исходом евреев из Египта ( Исх. 12:26–27 ; Лев. 23:42–43 ). Скорее всего, речь все–таки идет о Празднике кущей, поскольку в псалме упоминается закон и послушание Господу (9–11, 12, 14; ср.: Втор. 31:9–13 ), а также обильный урожай пшеницы (17; ср.: Втор. 16:13– 15 ). Псалом, начинаясь с призыва исполнять предписания Бога (2–6), обращается к Божественным акциям (7–8) и Его Слову (9–11) и завершается требованием Бога соблюдать Его установления (12–17). Подчеркивается, с одной стороны, вся серьезность последствий ослушания (12, 13), а с другой – торжество и обильные благословения (15–17) исполняющим предписания Его закона (14). Таким образом, псалом рассматривает ключевые доктрины Библии: искупление и ответственность. Народ, выведенный из Египта (7), искупленный Господом ( Исх. 6:6, 7; 24:4, 5 ), становится сразу же народом, подчиняющимся слову Божьему (9–11; Исх. 19:3–6; 20:2–19 ), которое они должны не только слушать, но и исполнять (9, 14; Исх. 24:6,7 ; Рим. 1:5 ; Евр. 3:7–19 ; 1Пет. 1:1,2 ). 2–4 Нарастающий радостный хор восхвалений: собрание, певцы, музыкальное сопровождение, трубы (4) – весь народ участвует в богослужении в день праздника (4). 5–6а Закон, то есть незыблемое правило; устав – установление, предписание Бога. Во свидетельство – во свидетельство Того, Кто Он есть (т. е. Бога исхода, избавляющего из плена греха, и Бога святого закона). 6б Из земли Египетской – эти слова позволяют связать праздник с действиями Бога против Египта во избавление Израиля, однако лексика здесь та же, что и в Быт. 41:45 , где речь идет об Иосифе, который «пошел по земле Египетской». Исход – ярчайший пример Суверенного Бога в действии. 6,11,17 Три изречения от первого лица (в английском переводе) (ст. 6в можно перевести: я услышал звук незнакомого мне языка) завершают соответствующие части псалма. В двух последних частях звучит голос Господа, возможно, Господь говорит и в первой части, смысл которой чрезвычайно трудно истолковать. Если такая трактовка верна, это возвращает нас снова к Исх. 2:24–25 (где фраза и призрел их Бог означает: и Бог их знал). Таким образом, полноценная жизнь для народа Господня начинается, когда Бог знает их нужды, входит в их положение и заботится о них (6). Тех, кого Он спасает и кому открывает Свое слово (7–11), Он приглашает вкусить всю полноту радости даруемого Им насыщения (И); послушные Ему получат в награду обильную и чудодейственную поддержку (17): мед из скалы в добавление к воде – великому дару, посланному им в древности ( Исх. 17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Начатки первых жит земли твоея да внесеши в дом Господа Бога твоего. Да не свариши ягняте во млеце матере его. ( Исх.23:19 ).   Неоднократно говорил я, что всем этим научает израильтян человеколюбию. Посему иные говорят, что закон запрещает есть недавно рожденное, а другие – что запрещает варить в матернем молоке, потому что некоторым образом значит это варить вместе и матерь. Воспрещает же и в дар Богу приносить вместе и матерь, и рожденное ею. Повелевал также израильтянину закон, если найдет гнездо птенцов, не ловить вместе с птенцами и матери ( Втор.22:6 ), потому что чрез это можно истребить сам род птиц. Вопрос 57. Как должно разуметь сказанное: " число лет твоих исполню» (Исх.23:26)? Не будет безчаден, ниже неплоды на земли твоей: число дний твоих исполняя исполню. ( Исх.23:26 ).   Разумеет определенную людям жизнь, т.е. сделаю, что достигнешь глубокой старости. Вопрос 58. Что значит сказанное: «послю шершни пред тобою» (Исх. 23:28)? И послю шершни пред тобою, и изжену аморреи и евеи, и иевусеи и хананеи и хеттеи от тебе ( Исх. 23:28 ).   Как на египтян послал жаб, скнипов и песиих мух, так на хананеев и другие народы нашлет шершней. А это открывает все превосходящее Божие могущество, потому что посредством самых мелких живых тварей и своим оказывает помощь, и на сопротивных наводит пагубу. Сие говорит он и устами блаженного Давида: «аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил; ни о чесомже убо враги его смирил бых» ( Пс.80:14–15 ), – т.е. охотно и без всякого затруднения предал бы гибели восстающих на них. Вопрос 59. Почему Бог, обетовав предать израильтянам землю до реки Евфрата (Исх.23:31), не исполнил сего обетования? И положу пределы твоя от Чермнаго моря до моря филистимля, и от пустыни до реки великия Евфрата, и предам в руце ваши седящих на земли и изжену их от тебе ( Исх.23:31 ).   Яснее представил сие Бог чрез пророка Иеремию. Ибо говорит: «наконец реку на язык и царство, да воссозижду и насажду я. И будет, если народ тот, обратившись, сотворит лукавая, не наведу на него всех благих, яже глаголах» ( Иер.18:9–10 ), и так далее. Посему Бог ввел их в землю, которую обещал; но поелику не восхотели сохранить закон Божественный, то не всю землю предал им, но попустил иным непрестанно нападать на них, чтобы, терпя нападение, взыскали Божественной помощи. И сему преимущественно научает история Судей. Впрочем, и сии народы покорил Бог царю Давиду, потому что давали ему дань филистимляне, Сирия Дамасская и Сирия Сувская. Да и Соломон, пока был благочестив, владел сими странами; уклонившись же от благочестия, лишился и власти. А Бог обетовал дать тем, которые сохранят заповеди и закон. Вопрос 60. Для чего Бог повелел соорудить скинию?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Священники должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто ( Иез.44:23 ; Лев.10:10 ). Приношения угодны были Богу; Он принимал их; почему и говорит о них так: «хлеб Мой» – ( Иез.44:7 ), «трапеза Моя» – ( Иез.44:16 ), «Моё серебро и Моё золото» ( Мал.2:8 ) – и т.д. О постановлениях Божиих, относящихся отдельно к каждому предмету, принадлежащему храму, читаем: а) О елее ( Исх.27:20 ); б) О лампадах ( Исх.25:37:40:25 ); в) О светильниках ( Исх.25:31:40:24 ); г) О курении фимиамом ( Исх.30:1:7–8:34–36:40:26–27 ); д) О кадильнице ( Лев.16:12–13 ); е) О ладане ( Ис.60:6 ; Сир.24:1–2:18 ); ж) О церковной кружке ( 4Цар.12:9 ); з) О церковной земле ( Иез.45:1:4, 48:10–11 ); и) О хлебном приношении ( Исх.25:30 ; Лев.2:1–2:6 ). Все эти постановления не временные, а вечные ( Лев.23:14 ; Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ; Иез.46:14 ). Что приношения в храм должны быть и в Новом Завете, это видно из пророчеств Исаии: Ис.2:2–3:56:4–7:18:7 ; Иез.20:39–41 ; Иер.17:26 ; Соф.3:9–10 ; Мал.1:11 и др. Из примера и слов Самого Иисуса Христа также видно основание для приношения на храм: Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут подати или пошлины? с сынов своих, или с посторонних? Пётр говорит ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и открыв у ней рот, найдёшь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя ( Мф.17:24–27 ). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять ( Мф.23:23 ). Из примера женщины: Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу, увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила: ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела ( Лк.21:1–4 ). Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокажённого, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову ( Мф.26:6–7 ). Из примера апостола Павла и первых христиан: После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения ( Деян.24:17 ). Из слов апостола: Я получил всё, и избыточествую, я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву благоугодную Богу ( Флп.4:18 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании приношений на храм Мф.2:11 . «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Исх. 16:31 – « И прозваша сынове Израилевы имя тому недтля. Манна же была яко мука бела». (И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом). Этот перевод неверен не только еврейскому, но и греческому тексту. На полях против недтля поставлено «и она же». Против слова мука написано семя Гадово. Действительно, с еврейского буквально и надлежало так перевести: «и прозвали ...имя ей: ман; и она, как семя Гадово, бела». Исх. 19:11 – « В третий день снидет Господь на гору» (ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай). На полях написано слава Господня. Исх. 19:18 – « Схождения ради славы Божия» (Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне). Исх. 20:20 – «Придет к вам слава Божия». Во всех трех случаях поставлено слава Божия, вместо имени Божьего, как было в прежнем переводе. И это не по требованию еврейского текста, но по изъяснению. См. ниже 24:18. Исх. 21:6 – » И да провертит ему ухо господин его шилом, и да поработает ему во веки (и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно). Вместо последних слов на полях написано до евеля, т. е. до юбилея. Это дополнение основывается не на требовании еврейского текста в настоящем месте, но на соображении Лев. 25:10 . Так и Джархи толкует, что закон рабства ограничивается юбилеем. Исх. 21:22 – « Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (не умер), то взять с виновного пеню, а если будет вред (смертен), то отдай душу за душу». В прежнем переводе вместо не умер, стояло необличен, вместо смертен – обличен (ξεικονισμνος), и слова сии относились к различному состоянию младенца в утробе матери, смотря по возрасту. Исправитель, держась еврейского толкования, полагал, что здесь дело идет о жизни и смерти, 9 но отнес это не к матери младенца, а к самому младенцу. По точному переводу с еврейского, надлежало бы сказать: «когда двое дерутся и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет (другого) вреда, то взять (с виновного) пеню, какую наложит на него муж той женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Исх.24:15–17 . Слава Божия покрывает гору Синай. Слава Господня ( – «кевод Яхве») – не только видимое выражение совершенных свойств Божиих (могущества, величия и др.) в тварном мире, но и присутствие Бога в мире, Его явление людям (Теофания). Ветхозаветное учение о славе Божией предвосхищает православное учение о нетварных энергиях, которые неотделимы от сущности Божией (сущность Божия едина и проста), но посредством которых в то же время Бог действует вовне, то есть присутствует в мире и дает возможность человеку вступить с Собой в общение. Различие невидимой и непостижимой сущности Бога и славы Божией как видимого проявления Его присутствия в мире позволяет разрешить кажущееся противоречие: в Исх.24:10 говорится, что Моисей и его 73 спутника видели Бога Израилева, тогда как в Исх.33:20 Господь, отвечая на просьбу Моисея явиться ему, возвещает прямо противоположное: человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Ясно, что в первом случае речь идет о славе Божией, а во втором – о Его непостижимой сущности. В анализируемом нами фрагменте используется два образа видимого проявления славы Божией: облако и огонь поядающий. Облако в Ветхом Завете часто имеет связь с Богоявлением. С одной стороны, облако – один из видов проявления славы Божией (слава Господня явилась в облаке – Исх.16:10 ), с другой – завеса, которая прикрывает славу Божию от нечистых взоров, подчеркивая дистанцию между Богом и человеком. Доступное и вместе с тем непроницаемое облако позволяет достигнуть Бога, не видя Его лицом к лицу, ибо человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Словосочетание огонь поядающий символически указывает на непримиримость Бога ко греху: огонь означает святость Божию, которая разоблачает и уничтожает всю скверну и тленность твари, но при этом не сжигает самого человека, а очищает и возрождает его. Исх.24:18 . Моисей пробыл на горе сорок дней; это число является символическим и означает завершенность. Следовательно, Моисей за указанный срок воспринял полноту Откровения Божия. 12. Синайское законодательство. Десять заповедей, их разделение и толкование

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Кризис, в который вступило общество, состоящее из потомков Иакова и находящихся в Египте, обрисовался, как положение безвыходное, угрожающее народу скорым уничтожением. К этим же событиям надлежит тоже отнести призвание и посланничество Моисея, которого Ягве, согласно взгляду, проводимому в книге Исход, воздвигает, как пророка (4:15 ср. 7:1). Моисей должен возвестить Израилю о наступлении часа его избавления и приказать ему выйти из Египта, т.е. совершить первый и решительный шаг на пути ведущем к уготованному Израилю его Богом новому образу бытия. При этом, оба параллельных рассказа о призвании Моисея подчеркивают, при большем или меньшем количестве подробностей, факт явления Бога Моисею в Теофании с сообщением ему божественного имени Ягве ( Исх.3:13–16 ср. 6:1–2). При этом Ягве дал также Моисею обещание быть с ним и содействовать ему своею силою ( Исх.3:12 и т.д.), т.е. являть в отношении Моисея ту религиозную реальность, на которую указывает имя Божие, открытое Моисею, и которая, среди всех своих проявлений, сказывается, как непрекращающееся присутствие Ягве в своем народе и как Его верность данным Им обетованиям. Дальнейший ход рассказа отмечает неуспех миссии Моисея перед Фараоном: она приводит к противлению Богу со стороны фараона (5:2) и к ожесточению его сердца (7:3, 13 и т.д.). Кризис не разрешается миссией Моисея, а, напротив, ею обостряется. Можно ли понять, на основании Исх., почему это обострение кризиса было в путях Ягве необходимым? В. Исход, как суд Божий: Обратим, прежде, внимание на события, которые привели к разрешению кризиса. События эти выразились в ряде бедствий, обрушившихся на Египет и известных под названием казней Египетских ( Исх.7:15–11:10, 12:29–33 ). События завершились гибелью фараонова войска в Чермном море, согласно рассказу гл. 14. Об этих событиях говорится, что Ягве явил свою руку крепкую ( Исх.3:20, 6:1, 13:3 и т.д.), Исх.7:4 говорит тоже об них, как о шефатим гедолим , т.е. как о судах великих. Корень шафат , переводящийся глаголом судить, означает, более точно, восстановить право кого-нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Исх.23:19 .  Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. Так как общий закон о посвящении Богу начатков был объявлен ранее ( Исх. 22:29 ), то предписание данного стиха нельзя считать его повторением. Скорее можно думать, что в настоящем случае идет речь о принесении начатков в праздник седмиц, или пятидесятницу. «Не вари козленка в молоке матери его». Религиозное усердие собиравшихся на великие праздники могло выражаться желанием употребить лучшие способы приготовления в пищу тех частей жертвенных животных, которые были оставляемы для употребления как представивших животное в жертву, так и священников. Евреи и сами опытом могли дознать, и от иноземцев получить сведения, что мясо, сваренное в молоке, особенно любимое мясо козленка ( Быт. 27:9 , Суд.6:19, 13:15 , 1Цар. 16:20 ), получает особую нежность. В большой праздник, при святилище, приготовить мясо наиболее вкусным образом было достаточно побуждений. Закон и не воспрещает варить мясо в молоке: он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что и естественное чувство может возмущаться употреблением матернего молока для наиболее вкусного изготовления ее детеныша. Исх.23:20 .  Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; Исх.23:21 .  блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Исх.23:22 .  [Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.] Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Исх.23:23 .  Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, [Гергесеям,] Евеям и Иевусеям, и истреблю их [от лица вашего],

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Например, Исх.23 помещен по ватиканскому, александрийскому и оксфордскому спискам; Исх.33:23–28, 35 помещены по комплютенскому и оксфордскому изданиям; Исх.35:13–19; 40:7–18, 24:28–31 и Есф.10 гл. вновь переведены с александрийского списка, в) Стихи и речения, переведенные в старом славянском переводе с еврейского или Вульгаты, переведены или исправлены по греческому тексту: Исх.4:16 ; Втор.23:29; 33:2 ; 1Цар.11:32–33; 4:21 . Очень много таких поправок сделано в книге Есфирь. Чтения древнего славянского перевода, соответствовавшие лишь Вульгате или еврейскому тексту, исключены или помещены «во вносных», например 1Цар.1:6 ; 1Пар.11:14 ; 1Езд.4:13 ; Прем. Сол.13:19. Исключены также ошибочные повторные переводы одного и того же слова или по ошибке внесенные с полей пояснения и распространения священного текста, ошибочные переводы греческих слов и форм, происходившие от незнания греческого языка. Таких исправлений, как уже обследовано и доказано, много в кн. Иисуса Навина и Есфирь, но несомненно и в других книгах то же сделано было, г) Стихи и речения, употребленные в разных местах Ветхого и Нового Завета, приведены во взаимное согласие. Например Исх.4:16 : в Бога, исправлено: яже к Богу – по Евр.11:17 . Исх.33:21 : не опустит тя – переведено: не обинется бо тебе – по Деян.20:20, 27 . Втор.18:21 : князю идолу, поправлено: молоху – по Деян.6:43 ... д) При пересмотре особенно важных догматических мест, исправители пользовались отеческими на них толкованиями. Например, в Иов.19:25–27 при исправлении обращено внимание кроме греческих чтений на толкования Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова . У Исаии 1 частица: ни (струп, ни язва...) поставлена по толкованию Василия Великого . В Притч.8 оставлено двоякое чтение: создамя (по Вас. Вел.) и стяжа мя (по Афанасию и гекзаплам Оригена ); в Быт.49 поставлено отложенная Ему вместо на менение ему. е) Речения и обороты, устаревшие и сделавшиеся малопонятными, как в свое время поправлялись в древних рукописях, у острожских и московских издателей (1663 г.), так же поправлялись и Елизаветинскими справщиками и заменялись новыми, употребительными или близкими к разговорной современной речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

19 . Текст Ветхого Завета также показывает, что в один день надо отмечать Страсти, в другой — Воскресение: Агнец у вас должен быть без порока, чистый, совершенный, однолетний, мужеского пола; возьмите его от овец, или от коз и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца; и тогда заколете его всем собранием общества Израильского вечером и возьмете от крови его и помажете на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его друг с другом. Пусть едят мясо в сию самую ночь, испеченное на огне (Исх. 12:5–8). И ниже: И ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и по всей земле Египетской произведу суд, Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и покрою вас, и не будет между вами язвы губительной, и поражу землю Египетскую. И будет вам день сей памятен и торжественен, и отмечайте оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его (Исх. 12:11–14). 20 . Мы обращаем внимание на то, что день Страстей считается постным, потому что агнца закалают вечером, хотя мы можем понимать под словом «вечер» последние времена, согласно с Иоанном, который говорит: Дети, последний час (1 Ин. 2:18). Кроме таинственного смысла известно, что агнца закалали вечером того дня после наступления сумерек, и в тот день соблюдался пост, потому вы будете его вкушать с поспешностью, потому что постившиеся всегда едят поспешно. А ликование в день воскресения — это отдохновение и радость; в этот день народ вышел из Египта, а первенцы египетские были убиты. Более наглядно показывают это последующие главы Писания: после того как иудеи совершили пасху, следуя заповедям Моисея, в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона (Исх. 12:29). И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: Встаньте и выйдите от народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему (Исх. 12:31). И понуждали египтяне народ, чтобы скорее выслать его (Исх. 12:33). И столь спешно отправились в путь израильтяне, что не было у них закваски хлебной 3609 , потому что изгнали их египтяне и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу (Исх. 12:39).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Сам акт призвания Моисея знаменует особый момент священной истории. На всем ее протяжении Бог неоднократно призывает тех или иных избранников на служение (Авраам, пророки, апостолы; особенно характерно призвание апостола Павла). Бог призвал Моисея не в тот момент, когда последний самостоятельно пытался спасти народ ( Исх.2 ), а в то время, когда Моисей уже забыл о своем намерении. Чтобы Моисей созрел для своей миссии, ему необходимо было, взявшись за дело спасения, потерпеть неудачу и отказаться от него. Бог вмешивается в ход событий лишь тогда, когда человек, охваченный энтузиазмом, пытается собственными силами достичь цели, но терпит полный крах и начинает понимать, что собственных сил недостаточно для достижения высокой цели, осуществить которую можно только силой Божией. Исх.3:1–4 . Моисей был призван Богом в пустыне, когда пас стада тестя своего Иофора. Однажды он оказывается у подножия Синая (или Хорива), горы, почитавшейся священной (в ст. 1 говорится: гора Божия). Там Господь является ему в пламени, которое, охватив терновый куст, не сжигает его. Этот образ Теофании символизирует близость к человеку Бога, Который есть огонь поядающий ( Исх.24:17 ). Поэтому «неопалимая купина» рассматривается Церковью как прообраз Богочеловечества и Девы Марии. Исх.3:5 . Моисей обязан снять обувь со своих ног в присутствии Господа, что означает его почтение к святости Божией. В Древнем мире жрецы входили в храм босиком, чтобы не занести скверну или пыль в святое место. Исх.3:7–10 . Господь намерен спасти еврейский народ потому, что увидел страдание Своего народа в Египте. Бог не говорит: «Я услышал призывы или мольбу», так как евреи настолько отчаялись, настолько привыкли к своему положению, что даже не молились Богу, не призывали Его освободить их. От них исходил только вопль, вызываемый страданием, и этот вопль услышал Бог . Он повелевает Моисею идти в Египет к новому фараону и требовать, чтобы тот отпустил народ Яхве из дома рабства. Исх.3:11–12 . Моисей, хотя и простерся в благоговейном трепете перед Богом, полон сомнений. Он чувствует, что задача эта непосильна для него: кто я, чтобы мне идти к фараону? Здесь мы впервые встречаемся с важной особенностью призвания – пророк противится велениям Божиим. В ответ Господь обещает Ему: Я буду с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010