Желания плоти и помыслов, все эти слуги фараоновы, изнуряют нас тяжкими работами по строительству трех городов: Пифона, Рамессина и Илиополя ( Исх. 1:11 ), которые не иное что есть, как сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, заключающие в себе всякий вид греха. Природные свойства души, как вложенные Богом, не могут не противиться греху, и потому Египтяне, представляя собой гибельные страсти, с жестокостью принуждают сынов Израилевых, т.е. различные умозрения о сущем, к работам греховным, делая жизнь их горькою от тяжкой работы над плотскими страстями, представляемыми глиною и кирпичами ( Исх. 1:13–14 ). Работа по созданию кирпичей не дает очам воззреть на небо, заставляя смотреть на землю и ковыряться в ней. Вот почему душа, когда ею овладевает диавол, попирает свой разум и не может ни о чём духовном мудрствовать, всегда думая только о земном и совершая грех на деле. А чтобы жизнь духовная не появилась каким-нибудь образом в человеческой природе, царь египетский – тот, который не знал Иосифа ( Исх. 1:8 ), а следовательно, не знал и закона Господня, – повелевает повивальным бабкам умерщвлять всякого младенца мужеского пола при самом его рождении ( Исх. 1:16 ). Это означает, что всякий помысл о Божественном, возникающий в душе человека, диавол старается подавить сразу же при помощи двух видов забвения: забвения вечности жизни души – Шифру – и забвения временности жизни тела – Фуу ( Исх. 1:15 ), боясь, что, когда случится война между добром и злом, соединится он с благодатью Божией и вооружится против него, и выйдет из земли египетской ( Исх. 1:10 ). Когда же не получается через Шифру и Фуу добиться своего, фараон велит всему народу своему, т.е. разным греховным помыслам, всякого новорожденного у Евреев – всякое доброе расположение души, бросать в реку ( Исх. 1:22 ) – этот поток жизни, волнуемый непрерывными заботами, которые, поглощая своей суетой, не дают дышать под водами своими любым мыслям о Боге и Божественном. Однако попечительные помыслы, будучи родителями добродетельных порождений, когда жизненная необходимость принуждает предать житейским волнам полученный от Бога закон, помещают его в корзинку из тростника, осмоленную асфальтом и смолою, чтобы не погряз он в глубине многоразличной многозаботливости ( Исх. 2:3 ). Эта корзинка есть не что иное, как предначертание того ковчега завета Господня ( Чис. 10:33 ), в котором хранятся скрижали Закона с начертанными на них заповедями Божиими ( Втор. 10:5 ). Корзинка, представляя собой начатки богопознания, хотя еще и приземленные, хранит находящегося в ней, подобно ковчегу Ноеву, поддерживая его над житейскими волнами и спасая от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

  Глава 11 И сказал Бог: « Да испросит кийждо у соседа своего… сосуды сребряны и златы (Исх. 11:2), потому что в полночь умрут первенцы Египетские и первенцы скотов. И будет вопль… по всей земли Египетстей (Исх. 11:6), подобный воплю, какой был в домах Евреев, когда младенцев их бросали в реку». И рече Моисей: сия глаголет Господь: в полунощи Аз вниду в Египет (Исх. 11:4), и измрет всяк первенец в земли Египетстей. И приидут… отроцы твои… ко Мне и скажут Мне: отыди Ты, и… людие сии… и по сих отыду (Исх. 11:5, 8). Поскольку казнь, подобная той, какой подвергнут был фараоном народ Еврейский, была не вначале, то по сему самому Бог поставил фараона в противление.   Глава 12 Месяц сей… первый будет… в месяцех лета, и в десятый день месяца сего да возмет… кийждо овча по дому… и будет… соблюдено даже до четвертагонадесять дне… и заколют то… к вечеру… и помажут кровию его на обою подвою и на прагах в домех, в нихже снедят тое (Исх. 12:2–3, 6–7). Агнец есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Нисана нисшел в утробу Девы. Поскольку от десятого дня седьмого месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до десятого дня первого месяца, в который Ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев, то Ангел сказал Марии: сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды (Лк. 1:36). Итак, в десятый день агнец заключен, а Господь зачат. В четырнадцатый же день агнец заклан во образ Господа, распятого на Кресте. И опресноки, которые надлежало снедать с горькими травами, изображают новое таинство Господне, в горести и скорби приемлемое причастниками оного. Чресла ваша препоясана, и сапози ваши на ногах ваших . Это изображает новый сонм учеников, готовых идти и проповедовать Евангелие. Жезлы… в руках ваших . Это — кресты на раменах апостолов. И стоя на ногах ваших (Исх. 12:11), потому что неприлично Тело живое принимать сидя. Всякий пришлец… да не яст (Исх. 12:45) от него, ибо некрещеный не вкушает Тела. И кости не сокрушите от него (Исх. 12:10). Ибо, хотя руки и ноги у Господа нашего пронзены были гвоздями, и ребро прободено копием, но кость не сокрушена у Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Заметить же нужно, что повивальные бабки в сем случае не лгали, ни даже намеревались лгать. Они просто рассказывали царю свои наблюдения. Впрочем им не было повелено более того, чтобы они в самую минуту рождения убивали мужской пол, 16 ст. а приходя к родильницам после, они уже по мудрости и состраданию своему не хотели выступить за предел повеления царева, тщательнее т. е. раз познавать рожденных пол или матерей представлять к Фараону. Из сего же видно, что благотворяше Бог бабам, Исх.20 , не за ложь, но за мудрое к угнетаемым сострадание. Из сего стиха видно, что Моисей избежал из Египта Исх.11:15 , по страху смерти от Фараона; напротив Ап. Евр: Верою остави Египет, не убоявся ярости царевы, невидимого бо яко видя терпяше, Исх.11:27 , говорит, что он не убояся ярости царевы. Должно различать время. Моисей убоялся царя, когда бежал по причине сделанного им убийства, но не убояся его тогда, когда по повелению Божию вынудив у него свободу своего исхода, и сам оставил Египет и израильтян оттуда вывел. Исх.3:12 . И послужите, 4-м и принесете жертвы Богу в горе сей, но у Амос. 5:25 и Деян. 7:42 говорится: еда заколения и жертвы принесосте ми лет четыредесять в пустыне доме Израилев? Нельзя отвергать, что израильтяне принесли жертвы Богу в пустыне на горе Синайской, если снесть сие место с Исх.24:4, 5 . Что же? Слова пророка и Стефана, который повторяет их, не должно разуметь в рассуждении исполненного жертвоприношения, но в рассуждении образа его, т. е. что не принесли даров Богу должным образом с верою и покаянием, сими необходимыми принадлежностями жертвоприношения; почему Бог считает их за ничто, сн. Исх.1:13–14. 67:3 . Исх.4:16 . Ты же будеши ему в тех, яже к Богу. В подлин. ты будешь ему лээлогим, в Бога, вместо Бога. Слова элогим значит здесь должность, которую должен был отправлять Моисей, предписывая и повелевая брату своему то, что Бог ему скажет. В таком смысле сказано: Пс.62:6. Аз рех Бози есте. Исх.4:25 . Но взявши Сепфора нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и повергла оную к ногам его (Моисея) и сказала: жених кровей ты (еси) для меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Упоминаемые Иоилем знаки поста: вретище, пепел, молитва во храме, жертвы, покаяние, основаны на законах Моисея (Лев.16гл.). Пророк Амос строго порицал израильтян за нарушение закона Иеговы и Его заповедей (2:4,8= Исх.22:26 ). Чтобы устрашить современников будущими бедствиями, пророк уподобляет последние погибели Содома и Гоморры (4:11=Быт.19гл. Втор.4:24 ). Он вспоминал жертвенные законы (5:21–22), постановления о долгах и займах (2:8= Исх.22:25–26 ), о назорейских обетах и порицал нарушение их израильтянами (2:11–12); осуждал Вефильский культ (3:14); вспоминал исход из Египта, истребление амореев, сорокалетнее странствование и проч. (2:10). Пророчество его о спасении отрока Израиля (9:8–10) основано и воспроизводит мысли и слова Пятокнижия ( Втор. 30:3–6 . Лев.26:40–49 ). Пророк Осия порицал священников за то, сто они, вопреки Моисеевым узаконениям забыли закон Бога (4:1–6); он же порицал израильский народ за нарушение Господня завета, грехи против Божия закона (6:7). Господь «написал Израилю» важные законы, но последний сочел их чуждыми (8:12= Втор.31;9,24 ). Народ «прелюбодействует» против Бога, своего «мужа», и должен быть судим «судом прелюбодейц» (2:1–17= Втор.7:8,13;31:16 ; Лев.17:7;20:5–6 ; Исх.34:16 ). Особенно глубокую ненависть в пророке возбуждал самарийский телец, участь коего должна быть сходна с участью Ааронова тельца (8:6= Исх.32:20 ). Время патриархов, исход из Египта, последующее проявление Господней любви к еврейскому народу, погибель Адама м Севоима вспоминаются пророком (11–12гл.). Когда еврейский народ обратиться к Богу, то, по пророчеству Осии, придет к Нему с узаконенными Моисеем жертвенными дарами ( Ос.14:2–3 = Исх.23:13;34:20 ). 7 Речи пророка Исайи ясно отражают на себе влияние Пятокнижия. Первая его речь составляет воспроизведение пророчества Моисея. «Слушайте небеса и внимай земля», начинается она также, как и прощальная речь Моисея ( Исх.1:2 = Втор.32:1–6 ). «Господь воспитал и возвысил сыновей Своих, а они возмутились и огорчили Его», продолжает пророк пользоваться терминологией Моисея в истории еврейского народа – первенца Божия, многократно огорчавшего своего Отца ( Исх.1:2–4 = Втор.14:1;32:1–6,20 ; Исх.4:22 ; Чис.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Что особенно характерно для Моисеева законодательства, по мнению Кöнига, – так это десять заповедей, стоящих во главе всего законодательства израильского. Кöниг отмечает, что в книге Исход различаются „слова“ ( Исх.22:1,22 ) и „законы“ ( Исх.21:1 ) сравн. Исх.24:8 . Под „словами“ разумеются 10 заповедей закона Моисеева ( Исх.20:2–17 ), написанные на скрижалях завета (сопост. Исх.24:4,7 и Исх.34:27–28 ), а под „законами“ остальные постановления израильского законодательства, по преимуществу социального характера (напр. Ucx. XX, XXI сл.) (173 s.). Ничего подобного десяти заповедям, которые в самой Библии выделяются из ряда других постановлений израильского закона, по мнению Кöнига, нет в кодексе Гаммураби (174 s.). Однако, это мнение, в общем справедливое, требует некоторого ограничения. Уже одно то, что законам Гаммураби приписывается божественное происхождение, свидетельствует о присутствии в этом кодексе религиозного, если не элемента, то принципа. Но мы наблюдаем даже более того. В самом кодексе законодатель часто апеллирует к божеству для того, чтобы сделать более авторитетными и обязательными свои постановления. Во свидетельство своей правоты, подозреваемый в преступлении против закона приглашается к клятве именем Божиим 1491 , различные контракты торговцев и землевладельцев закрепляются также именем Божества, судебные разбирательства и даваемые обязательства производятся перед лицом самого Божества 1492 . Вообще выражается мысль, что законы должны исполняться „во имя Божества“, что является равносильным выражению „во имя высшей спра- —310— ведливости“. Все подобные пункты можно поставить в параллель с следующими выражениями Моисеевых законов: „клятва Господня да будет между обоими, что (обвиняемый) не простёр руки своей на собственность ближнего своего“ ( Исх.22:10 ), „неправды удаляйся, и невинного и правого не умерщвляй; потому что Я не оправдаю беззаконника“ ( Исх.23:7 ); „когда в муже возбудится дух ревности и он будет ревновать жену свою: тогда пусть он поставит жену свою пред лицом Господа“ ( Чис.5:30 ), „и приведёт её священник, и поставит её пред лице Господне“ ( Чис.5:16 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

на всевозможных греховных навыках и движениях ( Исх. 9:3 ), пока не вымрет весь скот египетский, за исключением скота сынов Израилевых, т.е. естественных потребностей плоти и души ( Исх. 9:6 ). Эти потребности не являются греховными, но могут служить основанием для возникновения греха, почему фараон, когда его вынуждают отпустить сынов Израилевых, предлагает Моисею следующее: «Пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами» ( Исх. 10:24 ). Такой уловкой фараон надеется в будущем опять пленить сынов Израилевых, используя естественные потребности для развития греха. Моисей же, прозревая хитрость вражию, не соглашается оставить ему не только что-либо из скота, но даже и одного копыта ему не дает, желая всецело посвятить себя Господу( Исх. 10:26 ). В помощь к страху Божию следует еще приложить страх вечных мук: «тот печной прах, который производит болезненные струпы на египтянах ( Исх. 9:8–9 ) и загадочно под именем печи означает наказание геенским огнем, угрожающее и уготовляемое только тем, которые живут подобно египтянам». 76 Этот страх в глазах египетских делает ничтожными, словно пыль, все земные удовольствия, производя как на людях, так и на скоте болезненные воспаления с нарывами ( Исх. 9:10 ). Всякому, начавшему жить по Богу, страх мук необходим настолько, что кто «без такого болезнования и без таких уз страха думает положить начало доброй жизни, тот не на песке только полагает основание своих деяний, но мечтает построить дом на воздухе без основания». 77 Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня о суде и наказании и поспешно собрали рабов своих и стада свои, т.е. естественные способности и потребности плоти, в домы добродетелей, не повреждаются от того огненного искушения, для испытания посылаемого ( 1Пет. 4:12 ), которое постигает всех, еще находящихся в земле египетской. А кто не обратил сердца своего к слову Господню и оставил рабов своих и стада свои в поле, т.е. среди дел мирских, тот легко может пострадать от произведенных Господом грома, града и огня ( Исх. 9:20–23 ), о миновании которых мы смиренно молим Его, прося, «да избавит нас от всякия скорби, гнева и нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего». Подробнее Декалог будет рассмотрен в главе с соответствующим названием. Скрепление Завета и праздничная трапеза описаны в Исх. 24:1–11 . Знамением Завета с Моисеем является соблюдение субботы ( Исх. 31:12–17 ). В итоге можно записать следующим образом: 4. Завет с Моисеем (Завет праведных дел, Завет Закона) Время заключения Завета: около 1250 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Моисей. Знамение Завета: суббота ( Исх. 31:12–17 ). Завет в Библии: Исх. 6:2–13 , Исх. 19:3–6 , Исх. 24:1–11 . Ядро Завета: Исх. 20:2–17 . Протоиерей Александр Сорокин делает важный вывод: «События Исхода из Египта, заключения Завета и дарования Закона на горе Синай… мы и должны считать событиями рождения Израиля как народа Божия и началом истории Ветхозаветной Церкви. История Авраама, Исаака и Иакова, да и вся предыдущая история выглядит по отношению к истории народа Божия как неотъемлемая предыстория, предисловие» . Внутренняя, онтологическая связь между Ветхим и Новым Заветами проявляется в том числе и через наше отношение к тем далеким событиям. Новый Завет — не только эпоха Спасительной Жертвы Христовой (хотя, конечно, смерть Христа, Его сошествие в ад и Светлое Воскресение, а также последовавшее за этим Сошествие Святого Духа на учеников Христовых — главные, определяющие события, несоизмеримо более важные, чем любые другие в этом историческом периоде), а мы, живущие в это время, автоматически не становимся непосредственными причастниками Спасительной Жертвы. Чтобы действительно стать таковыми, нам тоже необходимо движение — постоянный исход от греха к святости. И даже сам факт крещения в Православной Церкви еще ничего не гарантирует. Крещение и Миропомазание приобщают человека ко Христу и всей Церкви, но не «бронируют» ему место в Царствии Небесном. Они дают человеку возможность Его достичь. Это начало пути, но далеко еще не завершение его. «Бог в Библии (во всей) — это Бог Исхода, спасения, движения. Вера в такого Бога — это движение за Ним, это участие в Исходе. Это вера в то, что Бог силен всегда проявить Себя так, как он впервые проявил Себя во время Исхода» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В Египте Израилю грозила опасность заразиться развращением своих повелителей ( Нав. 24:14 ). Но Господь вывел его из страны порабощения, избрал в народ чистый, святой. Как таковой, он должен изгнать из своей среды прежнюю закваску – нравственную порчу, начать новую безгрешную жизнь. Знаком этого и служило оставление в праздник Пасхи квасного хлеба, символа всего порочного ( Мф. 16:6 , 1Кор. 5:7–8 ), и вкушение опресноков, хлеба чистого (евр. mazzot – чистый, 1Кор. 5:8 ). Побуждением проводить такую жизнь служило, в особенности, божественное благодеяние – освобождение от египетского рабства. Напоминанием о горечи этого последнего служило вкушение горьких трав ( πικρδων – LXX, род самой горькой травы, соответствующей дикому латуку), употребление которых, равно как и горькой пищи, служит обычным символом бедствий и страданий ( Пс. 68:22 , Иер. 2:19 ). «Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне» ( Исх.12:9 ) не стоит в противоречии с: «ты должен сварить (башал) и есть» ( Втор.16:7 ). Глагол «башал» не значит «варить», а просто «делать готовым», и потому может быть одинаково употреблен и по отношению к печению на огне, и варению в воде. Исх.12:9 .  не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; Исх.12:10 .  не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Исх.12:11 .  Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. Исх.12:12 .  А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. Исх.12:13 .  И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. Объяснение последних слов: «это – Пасха Господня» ( Исх.12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В теории источников рассказ о К. Н. в Исх 1-6 преимущественно признан принадлежащим перу т. н. яхвиста, некоторые исследователи исключают из этой редакции Исх 1а, 4б, 6 (см., напр.: Schmidt W. H. Exodus. Neukirchen-Vluyn, 1988. P. 107-108), но большинство считают, что невозможно вычленить разные редакционные пласты в этом рассказе ( Propp. 1999. P. 190; Hermann. 1959. Col. 190). Сам эпизод рассматривается в широком контексте богослужебных частей кн. Исход, где детали повествования о К. Н. имеют смысловое единство с отдельными культовыми элементами Синайского откровения, прежде всего с традицией описания ритуалов в скинии собрания. Повеление Моисею снять обувь для выражения почтения перед святостью места явления К. Н. можно соотнести с обрядами омовения ног у левитов, выражающими благоговение перед святыней (Нав 5. 15; ср.: Исх 29. 20; 30. 19, 21; 40. 31). На протяжении всей кн. Исход образ огня символизирует Божие присутствие (Исх 13. 21-22; 19. 18), а понятие святости места становится одной из главных ее тем: как и явление Бога в К. Н., слава Господня, наполнившая скинию, также делает себя зримой посредством огня (Исх 40. 30, 34, 35). Отдельные авторы отмечали связь К. Н. с символикой светильника в скинии (Исх 27. 20-21; Wyatt N. The Significance of the Burning Bush//VT. 1986. Vol. 36. N 3. P. 361-365). Схожесть этих элементов приводит отдельных исследователей к представлению о том, что рассказ о К. Н. является отражением предания о происхождении древнего местного святилища кочевых племен на Синае ( Tigchelaar E. Bare Feet and Holy Ground: Excursive Remarks on Exodus 3:5 and its Reception//The Revelation... 2006. P. 17-36). Божественное присутствие в неприметном по сравнению с другими растениями кустарнике воспринимается в контексте грозных явлений огня - символа теофании в ВЗ (Исх 24. 17; 40. 38; Пс 17. 13-14; 28. 7). Но именно личная встреча Моисея с Богом посредством К. Н., а также благоговейное соучастие пророка в этом чуде становятся отныне особыми символами нового опыта богообщения во всей истории спасения. В раввинистическом и эллинистическом иудаизме

http://pravenc.ru/text/2462265.html

И когда останавливается кровь обрезания сына Моисея ( Исх. 4:25 ), т.е. «прекращается страстная жизнь, мечтание и движение, после того как оскверненный помысел был очищен по вере мудростью», тогда, наконец, «успокаивается внутренний голос, словно некий ангел, через совесть бичующий согрешающий ум и порицающий всякое его помышление, движущееся вопреки надлежащему». 72 Впрочем, после сего Моисей вынужден будет вернуть жену и сыновей своих в землю Мадиамскую, к священнику Иофору ( Исх. 18:2 ), убедившись, что без внешних подвигов жизни пустыннической, характеризующейся отсутствием суетной молвы и чувственных соблазнов ( Исх. 3:18 ), нельзя умозрение о сущих освободить от плотской чувственности, принуждающей к работе миру сему и держащей в области греха. И только по достижении полной свободы от греха ( Исх. 18:1 ) и преуспеяния в жизни умозрительной, когда Моисей расположится станом у горы Божией, Иофор приведет к нему его жену и сыновей ( Исх. 18:5 ), а сам принесет всесожжение и жертвы Богу ( Исх. 18:12 ). Казни «Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми» 73 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: Процесс обращения души к Богу Текст для рассмотрения: Исх. 5–10 Употребляемые категории: · ЕГИПТЯНЕ – жизнь греховная · ФАРАОН – диавол · ЕГИПЕТСКОЕ РАБСТВО – образ рабства греху · СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ – добрые расположения и умозрения сущего · МОИСЕЙ – закон Духа · ААРОН – ум · ЖЕЗЛ – слово веры · КРОВЬ – просвещение · ЛЯГУШКИ – грубые грехи · МОШКИ – греховные помыслы · ПЕСЬИ MYXI – страстные влечения · МОРОВАЯ ЯЗВА – страх Божий · ПЕЧНОЙ ПРАХ – страх геенны · ОГНЕННЫЙ ГРАД – злоключения · САРАНЧА – злострадания · ТЬМА – глубокое раскаяние «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – говорит Апостол Христов ( 1Кор. 1:18 ). Погибающими являются те, кому неприятно Слово о кресте, которое удручает и, в конечном счете, губит их, но виновато в этом не Слово, а восприятие его, ибо ведь не зря написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» ( Ис. 29:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010