Скачать epub pdf Содержание 1. Хронология 2. Новый догмат 3. Исповедники 4. Праведный Иоанн Кронштадтский и кавказский пустынник Иларион 5. Ересь 6. Послание Святейшего Синода 7. Увещания и запрещения 8. О причинах смуты 9. Антоний (Булатович) 10. Апология 11. Одержимые 12. Бунт 13. Иные цели 14. Последствия Приложения Послесловие Библиография     Вниманию читателей предлагается книга «Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы» (М., 2005, автор-составитель – игумен Петр (Пиголь)) . Издание подготовлено на философско-богословском факультете Российского православного института и отпечатано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Книга посвящена событиям, связанным с движением имябожников, которые происходили на Афоне в начале 1910-х годов. События эти порой трактуются очень возвышенно, но по сути они больше напоминали обыкновенный бунт против властей. В книге на основании исторических документов и свидетельств очевидцев показано, как зарождалась революция: как грех самомнения, гордости, самонадеянности, непокорности властям помрачил разум до той поры кротких молитвенников, сделал их бунтарями и привел к открытому мятежу и ниспровержению уставов. Игумен Петр (Пиголь) , 2005 г. Имя Господа нашего Иисуса Христа, согласно заповеди Божией (см.: Исх. 20, 7 ), – величайшая святыня, к которой христиане относятся с особым благоговением и почитанием. Это святое имя является сильнейшим оружием в противостоянии диаволу, – оружием, разрушающим все его замыслы. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс. 117, 11 ) – эти слова, часто звучащие за богослужением, хорошо знакомы каждому верующему. Вопросы, связанные с почитанием имени Божия, неожиданно остро встали перед церковным сообществом в начале XX века. Они обсуждались на Афоне и в России и были названы рядом исследователей «проблемой имяславия». Те же самые вопросы активно и подчас искусственно поднимаются и в наше время, в чем-то разительно напоминающее начало минувшего столетия. В этом нет ничего странного или страшного, ведь еще святой апостол Павел сказал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11, 19 ). Но не сказал нам апостол: «…дабы обнаружить и утвердить истину», ибо истина рождается не в спорах. Истина – это Сам Господь Иисус Христос , стоявший перед Пилатом, скептически вопрошавшим Его об истине, но не пожелавшим выслушать ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово 1. Человек Божий ( Нав. 14:6 ), верный раб ( Числ. 12:7 ), строитель таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), муж желаний ( Дан. 10:11 ), и притом духовных! Так именует Писание преуспевших и высоких по жизни, ставших выше видимого. Но назову тебя еще богом фараону ( Исх. 7:1 ), всей египетской и сопротивной силы, столпом и утверждением ( 1Тим. 3:15 ) Церкви, Господней волею ( Ис. 62:4 ), светилом в мире, содержащим слово жизни ( Флп. 2:15–16 ), опорой веры, обителью Духа. И могу ли перечислить все наименования, какие дала тебе добродетель, с каждым своим видом принося и усвояя новое имя? 2. Скажи, однако же, откуда приходишь и что твое делание ( Ион. 1:8 )? Что намерен ты совершить для нас? Ибо знаю, что все предприемлешь ты с Богом, по Божию внушению и для блага сретающих тебя. Зачем приходишь? Нас ли посетить? Найти ли пастыря? Или обозреть паству? Мы почти не существуем, а большей частью бытия с ним 116 переселились отселе, тяготимся местом озлобления ( Пс. 43:20 ), особенно ныне, когда сведущий кормчий, или светильник нашей жизни, свыше указывавший нам спасение, чтобы, взирая на него, направляли мы путь свой, сей пастырь со всеми доблестями, со всей пастырской опытностью, какую приобретал долгим временем, оставил нас, исполненный дней благоразумия и, если можно сказать словами Соломона, увенчанный старостью хвалы ( Притч. 16:31 ). Паства в недоумении и смущении. И видишь, какого уныния, какой печали она исполнена, потому что не упокоевается уже на месте злачне, не воспитывается на воде покойне ( Пс. 22:2 ), но ищет стремнин, пустынь и пропастей, где может рассеяться и погибнуть; не надеется получить когда-либо другого разумного пастыря и, вполне уверенная, что не получит равного почившему, желала бы, по крайней мере, иметь хотя и худшего, но не многим. 3. Поелику же, как сказал я, три причины и каждая в равной мере делает присутствие твое необходимым, то есть мы, пастырь и паства, то всем подай приличное по живущему в тебе духу служения и устрой слово на суде ( Пс. 111:5 ), чтобы мы еще более дивились твоей мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Смотрим 4-ю главу. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить нас, находящихся под законом, дабы нам получить усыновление». И вот это усыновление даёт нам возможность обращаться к Богу как Отцу. Вот он дальше и говорит, что через это усыновление, «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Раб не мог к господину своему обратиться со словами: «Авва, отче». Это мог сделать только законный сын. И вот мы были в состоянии таких рабов, что и к Богу-то обратиться не могли, как нужно обращаться: «Отче!». Вот теперь поймёте всё значение молитвы «Отче наш». «Молитесь же так» ( Мф. 6:9 ). Нет такой молитвы в Ветхом Завете. Нет, потому что там другие были имена. А вот имя «Отче» указывает на такую близость, которую мы утратили. «Боже отцов моих», «Боже отцов моих» (см. Исх. 3:13 ; Дан. 2:23 ). Вот заменители всё были. Стыжусь воззреть на небо, стыжусь призывать имя Твое (ср. Езд. 9:6 ). А уж об Отце и говорить не приходилось. И вдруг из уст Христовых даётся нам молитва: «Отче». Вот эту мысль и раскрывает Апостол Павел. Кто дал нам такую возможность? Господь, искупив нас от греха и от проклятья, которое над нами тяготело с момента грехопадения. И вот: а если ты не раб, но сын (вот ты и обращаешься теперь к Богу), «то и наследник Божий через Иисуса Христа». Вот это Слово Превечное, – Иоанн Богослов говорит, – «стало плотию (14-й стих смотрите) и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» ( Ин. 1:14 ). Заметьте – не природу Его видели, а «видели славу». Тот ореол, в котором Бог живёт. Иоанн Златоуст скажет: смотрите, Апостол Иаков что говорит: «Бог во свете живет неприступном». Если Его свет, в котором Он обитает, называется «неприступным», то что же по своей природе представляет из Себя Бог? И сказать невозможно. Поэтому говорит: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». И 18-й стих, если сразу перейти: «Бога не видел никто никогда [по Его природе], Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Вот это недро Отчее – это ведь только аналогия. Как младенец «в недре» – во чреве матери, так и Христос, представляется, как бы вышел из чрева Отчего. Но мы с вами не должны делать никакие сравнения, никакие аналогии придумывать, чтобы представить, как же произошло это рождение прежде всех век у Отца и Сына. Афанасий Великий снимает всю напряжённость вопроса одним словом: «О том знают только родивший Отец и рожденный Сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 22. О священничестве Христа Далее мы исследуем священничество Христа, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) приличествует ли Христу быть священником: 2) о приносимой этим священником жертве: 3) о следствии этого священничества: 4) относилось ли следствие Его священничества к Нему или же только к другим: 5) о вечности Его священничества: 6) можно ли называть Его «священником по чину Мельхиседека» . Раздел 1 Приличествует ли Христу быть священником? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествует быть священником. В самом деле, священник ниже ангела, в связи с чем читаем о том, что Господь показал «великого иерея, стоящего пред ангелом» ( Зах. 3, 1 ). Но Христос возвышеннее ангелов, согласно сказанному [в Писании]: «Будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» ( Евр. 1, 4 ). Следовательно, Христу не приличествует быть священником. Возражение 2. Далее, вещи, о которых сказано в Ветхом Завете, являются образами Христа, согласно сказанному [в Писании]: «Это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2, 17 ). Но Христос не произошел от священников Старого Закона, в связи с чем апостол говорит: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (о котором Моисей ничего не сказал относительно священства)» ( Евр. 7, 14 ). Следовательно, Христу не приличествует быть священником. Возражение 3. Далее, в Старом Законе, который является образом Христа, законодатели отличаются от священников; так, Господь говорит законодателю Моисею: «Возьми к себе Аарона, брата твоего, ...чтобы он был священником Мне» ( Исх. 28, 1 ). Но Христос есть законодатель Нового Закона, согласно сказанному [в Писании]: «Вложу закон Мой во внутренность их» (Мер. 31,33). Следовательно, Христу не приличествует быть священником. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что «мы имеем первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» 307 ( Евр. 4, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 75. О воскресении (в трех пунктах) Теперь мы должны рассмотреть все связанное с воскресением и сопровождающее его. Прежде всего, должен быть рассмотрен вопрос о самом воскресении. Во-вторых, мы рассмотрим вопрос о причине воскресения (В. 76). В-третьих – его время и образ (В. 77). В-четвертых – его исходная точка или исходный предел (В. 78). И в пятых – состояние тех, которые воскреснут (В. 79). В первом из этих вопросов мы имеем следующие пункты для выяснения: 1) Должно ли быть воскресение тела? 2) Будет ли это воскресение для всех без исключения? 3) Является ли это воскресение природно-естественным? Раздел 1. Должно ли быть воскресение тела? То, что воскресение тела не должно быть, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14:12 ). Но «скончания неба» не будет, так как и земли, к которой это, казалось бы, менее применимо, «пребывает во веки» ( Еккл. 1:4 ). Поэтому мертвый человек никогда не воскреснет. Возражение 2. Христос доказывает воскресение людей цитированием слов: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ; Исх. 3:6 ). Но ясно, что, когда эти слова были произносимы, Авраам, Исаак и Иаков жили только в смысле души, а не тела. Поэтому воскресение будет не тел, но только душ. Возражение 3. Апостол ( 1Кор. 15 ), по-видимому, доказывает воскресение необходимостью награды за труды, понесенные святыми в этой жизни, ибо если бы они верили в воздаяние только в этой жизни, то они были бы самыми несчастными из людей. Но достаточной наградой за труд этой жизни может быть одна область души, так как для орудия (т.е. в данном случае для тела) не необходимо получить славу вместе с делателем (душою). Поэтому и в чистилище, где души получают наказание за то, что они сделали, находясь в теле, они наказываются без тела. Поэтому нет необходимости утверждать воскресение тела, но достаточно утверждать воскресение душ, которое состоит в их изъятии из смерти греха и несчастья для жизни и благодати славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 6 1–8. Одобрение Моисея Богом – освобождение неизбежно. 14–30. Родословие Моисея и Аарона. Исх.6:1 .  И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей. Под действием «руки крепкой», т.е. казней (см. выше объяснение 19–23 ст. 3 гл.), фараон не только отпустит, но даже «выгонит» евреев из своей земли ( Исх. 12:33 ). Исх.6:2 .  И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Исх.6:3 .  Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим [«Господь»] не открылся им; 6 Исх.6:4 .  и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. Исх.6:5 .  И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Исх.6:6 .  Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; Исх.6:7 .  и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского; Исх.6:8 .  и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь. Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам ( Быт. 17:1, 35:11 ) и если Иегова всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schaddá " ем обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» ( Исх.6:4 , Быт. 17:8, 26:3, 35:11–12 ), а, тождественный с ним Иегова приведет его в исполнение. Тождество Иеговы с El-Schaddá " ем ручается за выполнение трех обетований: избавления от рабства египетского ( Исх.6:6 , Быт. 15:14 ), избрания евреев в народ Божий ( Исх.6:7 , Быт. 17:7–8 , Втор. 4:20, 7:6 ) и дарования им земли обетованной ( Исх.6:8 , Быт. 17:8, 26:3, 28:13, 35:12 ). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь – их Бог , то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранять веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь», не открывался им» (ст. 3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 39 1–7. Изготовление ефода. 8–21. Изготовление наперсника судного. 22–26. Изготовление верхней ризы. 27–28. Хитонов и кидара. 29. Изготовление пояса. 30–31. Изготовление золотой дощечки. 32–43. Одобрение и благословение Моисеем работ. Исх.39:1 .  Из голубой же, пурпуровой и червленой шерсти сделали они служебные одежды, для служения во святилище; также сделали священные одежды Аарону, как повелел Господь Моисею. Исх.39:2 .  И сделал ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:3 .  и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою. Исх.39:4 .  И сделали у него нарамники связывающие; на обоих концах своих он был связан. Исх.39:5 .  И пояс ефода, который поверх его, одинаковой с ним работы, сделан был из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, как повелел Господь Моисею. Исх.39:6 .  И обделали камни ониксовые, вставив их в золотые гнезда и вырезав на них имена сынов Израилевых, как вырезывают на печати; Исх.39:7 .  и положил он их на нарамники ефода, в память сынов Израилевых, как повелел Господь Моисею. Изготовление ефода. См. толк. 5–12 ст. 28 гл. Исх.39:8 .  И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:9 .  он был четыреугольный; двойной сделали они наперсник в пядень длиною и в пядень шириною, двойной он был; Исх.39:10 .  и вставили в него в четыре ряда камни. Рядом: рубин, топаз, изумруд, – это первый ряд; Исх.39:11 .  во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз; Исх.39:12 .  в третьем ряду: яхонт, агат и аметист; Исх.39:13 .  в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис; и вставлены они в золотых гнездах. Исх.39:14 .  Камней было по числу имен сынов Израилевых: двенадцать было их, по числу имен их, и на каждом из них вырезано было, как на печати, по одному имени, для двенадцати колен. Исх.39:15 .  К наперснику сделали толстые цепочки витою работою из чистого золота;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25 1–9. Пожертвование на устроение скинии. 10–22. Устройство ковчега завета. 23–30. Устройство в святилище стола для хлебов предложения. 31–40. Устройство светильника. Исх.25:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.25:2 .  скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Скиния устраивается на добровольные приношения как потому, что не было иных источников для приобретения необходимых материалов, так и потому, что она, жилище Всевышнего ( Исх.25:8, 29:45 ), Бога всего народа, является общенародным достоянием. Обращение к доброхотным жертвователям было так успешно, что после пришлось прекратить прием приношений ( Исх. 36:5–6 ). Исх.25:3 .  Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, Говоря о золоте, ст. 3 не прибавляет слова: «чистое» ( Исх.25:11, 17 ), а потому можно думать, что предметом приношений могло быть и очищенное, и неочищенное золото. Исх.25:4 .  и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть], Так как из материи указанных цветов (текелет, аргаман, толаат, шани) в соединении с виссоном (льном) устроились покрывала скинии ( Исх. 26:1 ), одежды первосвященника ( Исх. 28:4–5 и др.), а закон запрещает соединять нити из шерсти и льна ( Лев.19:19 , Втор. 22:11 ), то очевидно, что она не была материей шерстяной. Под «виссоном», из которого были сделаны десять покрывал скинии ( Исх. 26:1 ), завеса, отделявшая святилище от святого святых ( Исх. 26:31 ), завеса при входе в скинию ( Исх.25:36 ), а также сшиты ефод, пояс и наперсник судный первосвященника ( Исх. 28:5 и др.), хитоны, головные повязки, нижнее платье и пояса священников ( Исх. 39:27–28 ), разумеется, вероятно, хлопчатая бумага. Это доказывается теми названиями, которые давались данной ткани евреями. Из них «шеш» представляет видоизменение египетского слова «щепе», означающего «лен», а «буц» употребляется для обозначения сирийского льна, отличного от египетского ( Иез. 27:16 ). Лен и хлопчатая бумага жителями Востока строго не различались (арабское «каттунь» обозначает и «лен», и «хлопок», а также полотняную материю из хлопка или льна).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 1–16. Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков. 17–22. Путешествие к Чермному морю и столп облачный днем и огненный ночью. Исх.13:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.13:2 .  освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта ( Исх. 11:7, 12:23 ). Спасенные Богом, они составляли Его собственность: «Мои суть», принадлежали Ему ( Чис. 3:13, 8:17 ). Поэтому они должны быть освящены, выделены ( Исх.13:12 ); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов ( Чис. 3:41, 45, 8:16–18 ), а первородные чистых животных приносимы в жертву Богу ( Исх.13:15 ). Исх.13:3 .  И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: Исх.13:4 .  сегодня выходите вы, [в месяце Авиве] . Исх.13:5 .  И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; Исх.13:6 .  семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу; Исх.13:7 .  пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. Исх.13:8 .  И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта. Исх.13:9 .  И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта. Исх.13:10 .  Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. Исполнение закона об опресноках относится ко времени прочного поселения в земле обетованной. Согласно с этим и в другом месте Моисей говорит: «там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным» ( Втор. 12:8 ). И действительно, если в течение всего периода странствования до границ земли обетованной у евреев не было муки, хлебом служила манна ( Исх. 16:35 , Нав. 5:11–12 ), то само собой понятно, что до времени поселения в Ханаане евреи не имели материала для приготовления опресноков, не могли исполнять и закон о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 1–14. Обряды посвящения первосвященников и священников и жертвоприношение за них. 15–18. Жертва всесожжения. 19–37. Жертва посвящения. 38–44. Об ежедневных жертвах. 45–46. Обещание Господа обитать среди сынов Израилевых. Исх.29:1 .  Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, Исх.29:2 .  и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, Исх.29:3 .  и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов. Приготовительные к посвящению действия. Приведение к скинии жертвенных животных: тельца, приносимого в жертву за грех ( Исх.29:14 ), овна – в жертву всесожжения ( Исх.29:18 ) и второго овна, предназначенного в жертву посвящения ( Лев.8:22 ). Вместе с кровавыми жертвами должна быть принесена и бескровная в главнейших видах ( Лев.2:16 ), сообразно с чем и заготовляется для нее соответствующий материал. Исх.29:4 .  Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Первый акт посвящения – омовение водой, облачение и возлияние елея. Исх.29:4 .  Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. Каждому частному случаю служения Аарона и его сыновей при скинии предшествовало омовение рук и ног ( Исх. 30:18–21, 40:30–32 ). И так как посвящение вводило в служение, являлось началом его, то и служение вообще предваряется омовением не всего тела, что предполагает непристойное в присутствии всего народа обнажение ( Лев.8:3, 6 ), а по аналогии с обычным – омовением рук и ног. Являясь указанием на необходимость телесной чистоты, оно говорило и о той чистоте душевной, которой должны отличаться посвящаемые, как служители Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010