После 6-летнего царствования нечестивой и кровожадной Гофолии, Иодай первосвященник (в ( 4Цар.11:15,18 ) он называется «гаккоген» – «священник») устраивает государственный переворот в Иудейском царстве, чему благоприятствовала, конечно, давняя любовь народа к царствующему дому Давидову, а также авторитет первосвященнической власти, здесь впервые после времен Соломона (главы 3Цар.1–2 ) выступающей в политической деятельности. По ( 2Пар.23:2 ) Иодай предварительно склонил на сторону царевича Иоаса пять сотников, которые обошли Иудею и собрали в Иерусалим левитов и глав поколений. С этими представителями народа Иодай поставляет клятвенный союз на верность будущему царю (которого он при этом показал им, ст. 4), разделяет левитов на 3 отряда, каждому назначение особый пост у царского дворца (ст. 5) и храма (ст. 7), соединенных, вероятно крытым ходом ( 4Цар.11:19 , ср. 3Цар.7:1–12 ), между прочим, у некоторых ворот Сур (Vulgata: ad portam Sur) или Иесод ( 2Пар.23:6 ), по LXX: ν τ πλη τν δν, слав.: «у дверей пути» – вероятно, у боковых ворот храма, ведших к царскому дворцу. Главную силу этой милиции оставляли «телохранители» и «скороходы», евр. карим, рацим (ст. 4, 11, 19), LXX: Χο κα ασμ, по блаж. Феодориту (вопр. 36), щитоносцы и копьеносцы, вероятно, тождественные с известными хелефеями и фелефеями ( 2Цар.8:18 ; 3Цар.1:38 ). Они и были вооружены имевшимся в храме оружием, пожертвованным сюда Давидом и другими царями (ст. 10); «левиты, став лунообразно, концами своего строя примыкали к храму, и охраняли царя, который был в средине; полк же вооруженных стоял вне, удерживая покушавшихся войти» (блаж. Феодорит, вопр. 37). Теперь Иодай мог приступить к главному акту – воцарению малолетнего Иоаса (ст. 12), причем на Иоаса был возложен царский венец (евр. незер), и вручено было ему некоторое эдут ( у LXX-mu: μαρτριον, Vulg.: testirnonium, слав.: «свидение»), вероятно, десятословие (называемое «свидением», эдут в Исх.25:21 ; Исх.16:34 ), как основа правления теократического царя по ( Втор.17:19 ) (русск. перев. «украшения» будет точен лишь тогда, если допустить принимаемую Велльгаузеном, Булем, Бенцингером и др. корректуру текста ст. 12: вместо эдут, читать цеадот, как в ( 2Цар.1:10 ), но история текста не оправдывает такой корректуры); затем первосвященник помазал Иоаса на царство (ср. 3Цар.1:39 ). Провозглашение нового царя вызвало восторг рукоплесканий народа (ср. Ис.55:12 ), вероятно, собравшегося при Храме во множестве по случаю какого-либо праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Во все последующее время, впредь до вавилонского плена, как оно описывается в ветхозаветных исторических книгах, Пятикнижие Моисея служило законом для еврейского народа. Так, первая книга Царств начинается повествованием о первосвященнике Илии, который происходил из рода Аарона (1Цар.2:27—30), согласно закону Моисея (Исх.28; Лев.7:34) служил при ковчеге и вместе с детьми приносил жертвы, причем дети его злоупотребляли принадлежавшей им по Моисееву закону частью жертвенных даров (mischfat kohanim et haam — 1Цар.2­­ Втор.18:3) и отношениями к женщинам, служившим при скинии (1Цар.2­­ Исх.38:8). Просьба евреев, обращенная к Самуилу о выборе царя, основывается и составляет даже дословное воспроизведение закона Моисеева о царе (1Цар.8­­ Втор.17:14). Прощальная речь Самуила (1Цар.12 гл.), заключая воспоминание об избрании еврейского народа Богом и спасении его по Божественной правде (zedakah), напоминает повествования и терминологию Пятикнижия и вообще составлена как бы из изречений Пятикнижия, что можно объяснить тщательным изучением последнего (ср. Исх.20:2; Числ.14:13—19; Лев.19:,4; Втор.2:15; 6:5, 13; 16:19). Пятикнижие же воспроизводит и его речь к Саулу: не обратится и не раскается Святый Израилев, потому что Он не как человек (1Цар.15­­ Числ.23:19). Давид основывает свои мессианские надежды на призвании еврейского народа и обетованиях Пятикнижия и благодарит Бога за обетования также словами Пятикнижия (2Цар.7:23—24 ­­ Исх.15:11; Втор.4:7; 10:21; 13:16). И при нем, как при Илии, соблюдались законы Пятикнижия о жертвах, хлебах предложения, левитском служении, священных днях и праздниках (2Цар.6:17; 24:25; 1Цар.21­­ Исх.20:30; 29:39; Лев.6:14—16; 2:5). В прощальном наставлении Соломону Давид называет свою смерть путем всей земли (3Цар.2:2), характеристическим термином Пятикнижия (Быт.19:31), повелевает Соломону сохранять пути, завет Господа Бога, заповеди и оправдания Его и судьбы Его и свидения Его, написанные в законе Моисеевом (3Цар.2:3). Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятикнижии (Быт.18:19; Втор.31:29; 6и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

4, §7 Суренг. и др. мн. 10) Сколь естественно наше толкование данного библейского места, это покажет нам сам А. А. Олесницкий , на стр. 362 выражение прор. Иезекииля 40:14: «шестьдесят локоть» (­локтей) толкующий так: «шестьдесят (то есть столбов) в (один) локоть (то есть каждый столб)». Впрочем, мы приводим этот последний перевод А. А. Олесницкого не потому, что принимаем оный (речь очевидно о шестидесяти локтях, а не о шестидесяти столбах). На самом деле приведенный перевод Иез. 40невозможен, ибо а) известно, что при числительных, указывающих на много или несколько предметов, употребляются: напр. пятнадцать, десять локтей или три локтя Исх. 27:1 ; 3Цар. 6:3 ; Иез. 42и др., – напр. четыре локтя, сто локтей Исх. 26:8; 27:9, 18 ; 36и др., – и также напр. шестьдесят, тридцать, двадцать локтей 3Цар. 6:2–3; 7:2, 6 и др.; б) ни один из древних переводов и не передавал иначе эти обороты; в) наконец сам А. А. Олесницкий , составляя свою собственную еврейскую фразу, с числительным двадцать и существительным локоть, ставит в единственном числе (см. стр. 237, где 2 парал. 3, 4: сто и двадцать по редакции г. Олесницкого читается: двадцать локтей), ибо только в такой форме начертание этого слова получит сходство с числительным – сто., 11) Обращаясь, наконец, к древнейшим переводам, находим, что одни из них буквально передают основный текст, ничего не прибавляя к нему, как LXX: πχυν κ τοτου κα πχυν κ τοτου κ το περχοντος τν δρρεων ( τς σκηνς), κ το  μ κους τν δρρεων τς σκηνς σται συγκαλπτον π τ πλγια τς σκηνς νθεν κα νθεν να καλπτ, ср. Араб., – другие же все ясно свидетельствуют о спуске покрывала сверху боков скинии и имемно на один локоть: Вульг. et cubitus ex una parte pendebit, et alter ex aitera, qui plus est in sagorum longitudine, utrumque latus tabernaculi protegens; Самар. cubiti inde et cubiti inde erit redundantia... Сир. cubitus, qui ab uno latere, et cabitus qui ad altero latere, superfluit ex longitudine cortinarum tabernaculi projiciatur super Iatera tabernaculi hinc et illinc, ut operiat illud, – тоже у Онкелоса и Псевдоионафана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

У евреев омовение ног гостям было обязанностью слуг. Иисус Христос, умыв ноги ученикам, символически показал, что Он пришел в этот мир ради служения людям: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих( Мк. 10:45 . В какие дни недели постился фарисей из евангельской притчи? иеромонах Иов (Гумеров) По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста (евр. цум – затягивать) в году – в день Очищения (Йом Кипур): Лев.16:29 ; Числ.29:7 . Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а мог продолжаться много дней: пророк Моисей на горе в присутствии Бога провел без еды и воды сорок дней ( Исх. 34:28 , столько же и пророк Илия ( 3Цар.19:7–8 ). Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи. Давид ничего не ел семь дней ( 2Цар.12:16–21 ). Постящийся обычно одевал вретище, отказывался от ежедневных омовений, посыпал голову пеплом ( 3Цар.21:27 ; Неем.9:1 ). Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божьей милости ( 2Цар.12:16,21–23 ; Есф.4:3,16 и др.); 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом ( 1Цар.7:6 ; 3Цар.21:27 ; Езд.10:6 ; Неем.9:1 ) и 3) для достижения полноценного общения с Богом ( Исх.34:28 ; Втор.9:9,18 ). В вавилонском плену для евреев были установлены однодневные посты: в девятый день четвертого месяца (таммуза) как скорбная память взятия Иерусалима халдеями (587/6 г. до Р.Х.), в десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм ( Иер.52:12–13 ), в один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии ( Иер.41:1–3 ). Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на Синай, и во второй, когда он спустился с горы. Пророки обличали внешний пост без покаяния и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

б) Из встречающихся в Библии сравнений истинного Бога с богами языческими, напр., кто подобен Тебе в бозех, Господи ( Исх. 15, 11 ), из наименований Его Богом богов и Господом господей ( Втор. 10, 17 ), Богом великим паче всех богов ( Исх. 18, 11 ), из всех тех выражений, в которых языческие боги представляются как бы живыми существами (напр., Исх. 12, 12 ; Пс. 95, 4 и др.). Но и подобные места не показывают, что писатели, употреблявшие указанные выражения, имели веру в каких-либо иных богов, кроме Иеговы. Правда, они называли языческих богов богами, но называли применительно к принятому словоупотреблению; как иначе они могли назвать то, что все называли богами? Изображения же их по местам как действительных существ – это только олицетворения, свойственные поэтическому, живому изображению 276 . Но что на самом деле они не представляли их действительными богами, это ясно из изображений ими суетности и ничтожности языческих богов и всего языческого культа. О языческих богах они говорят, что они суетные боги, которые ничего не могут сделать ( Иер. 14, 22 ; Втор. 32, 21 ). Они не могут ни внимать, ни отвечать тем, кто им молится ( 3Цар. 18, 26 ), ни вредить, ни приносить пользу ( Иер. 10, 5 ); все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41, 21–29; 44, 9–10 ; 1Цар. 12, 21 ), все они совершенная пустота, дело заблуждения ( Иер. 51, 18 ). Символы богов – идолы, с почитанием которых нередко отождествлялось почитание самых богов, по словам Библии, только дерево, камень, металл, вообще – дело рук человеческих; духа в них нет; они как пугало в огороде (Посл. Иер. стт. 24. 69; Втор. 4, 28 ; Пс. 134, 15–17 ; Авв. 2, 18–19 ) 277 . Язычество ветхозаветным учением рассматривается как явление ненормальное, как уклонение людей от первобытной истинной религии вследствие нравственного растления и отчуждения души от Бога, – потемнения очей, неразумия сердца ( Ис. 14, 18 ; сн. Прем. 14 гл.). Уклонения же еврейского народа к язычеству священные писатели называют оставлением Господа ( Втор. 31, 16 ; Суд. 2, 12 ; Иер. 3, 19 и др.), уклонением от Него ( 1Цар. 12, 20 ; Иез. 14, 7 ), изменою ( Ос. 5, 7; 6, 7 ) и отступлением от Него ( Ис. 46, 8 ), а символически – блудодеянием ( Иер. 3, 1 ; Исх. 34, 15 ; Ос. 2, 4 ) и прелюбодеянием ( Иер. 3. 8–9; 4 Цар, 9, 22; Числ. 14, 33 и др.). Законом же установлены строгие наказания виновных в грехе идолопоклонства ( Втор. 13 гл.; 17, 2–5; 28 гл.; Лев. 26 гл.) 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

церковию, которая в своих суждениях и определениях руководствуется как св. Писанием, так и постановлениями соборов, и святоотеческими мнениями (711 а –713 а ). 3) Св. Писание само по себе не может быть судьею в деле вере ни по своей букве, ни по смыслу. Буквальное понимание Слова Божия часто приводит толкователей к неправым мнениям и заблуждениям. Так, Ветхозаветные Евреи, привязанные к букве св. Писания, не уразумели в нем Христа, о Котором прикровенно возвещали Моисей и пророки ( 2Кор.3:14 ). И в христианской церкви некоторые еретики отступили от истины именно вследствие внешнего, буквального толкования св. Писания. Между тем правильный и истинный смысл последнего часто бывает от нас сокрыт и недоступен нам. Само св. Писание иногда свидетельствует о неясности и трудности его понимания: 2Пет.3:15–16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11 ; Лк.18:34 ; Мф.24:15 ; Пс.118:18, 34, 135 (713 а –716 а ). В пояснение этого свойства св. Писания можно указать на следующие его особенности. В св. Писании немало содержится кажущихся противоречий, затрудняющих его понимание, напр., Быт.15:13 ; Деян.7:6 ; Гал.3:17 ; Быт.32:30 и Ин.1:18 ; Исх.20:5 и Иез.18:20 ; Исх.20:20 и Лк.14:26 ; Втор.6:13 и Мф.5:34 и др. Иногда слова св. Писания вызывают в читателе сомнения и допускают различные толкования: Мф.6:9 ; Кол. 1:15; – 16:18; Евр.1:6, 6:4–6 ; 1Кор.15:29 . Часто делается в св. Писании переход от буквального смысла к таинственному, от предметов вещественных к духовным: Исх.7:1–14, 14:1–12 ; Пс.71:11, 17 ; Ин.6:26, 27 ; Лк.13:4–5 . Неясность св. Писания зависит также и от того, что многие книги Ветхозаветного Слова Божия не сохранились до нашего времени и известны только по именам: Чис.21:14 ; Нав.1:13 ; 3Цар.11:41, 14:19 ; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 20:34 и др. (716 а –723 а ). 4) Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной церкви все дела о вере решались не св. Писанием, а живым голосом иерархических лиц, руководивших религиозно-нравственным воспитанием народа. Для разбирательства распрей и несогласий между Евреями со времени Моисея существовали суды – меньшие и большие, о них упоминается: Втор.17:8–12, 16:18–19 ; 2Цар.19:4, 5, 8 ; Исх.18:19–24 ; Чис.11:16–17, 24–25 ; Мф.2:3–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Илия пред царем Ахазом – 3Цар. 18 гл.). По свидетельству Библии, они владычествовали над природой, в их руках была жизнь и смерть человека (таковы, напр., чудеса прор. Моисея – Исх. 8–10 гл., Илии – 3Цар. 18:1–45 , Елисея – 4Цар. 4:1–36 и др.), но делали все это не искусством и знаниями своими, а исключительно силой Божией. Цель их чудес, в отличие от чудес ложных, совершаемых самим диаволом ( Иов. 1:7–19 ; Тов. 3:8 ) или человеком силой того же диавола ( Исх. 7:11 ; 2Тим. 3:8 ), было нравственное исправление людей. 223 Никаких таких чудес хлыстовские пророки не совершают. Возражение . Наши пророки «на кругу, как молнии, блистают» (издают свет огненный) и бывают в сиянии, подобном сиянию Моисея. Разве это не чудо? Отв . Нет, не чудо, а простое физическое явление, объясняющееся присутствием в теле большего или меньшего количества так называемого животного магнетизма; наблюдается оно лишь в темноте. Между тем, лицо Моисея «стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» ( Исх. 34:29 ); это сияние было видно как ночью, так и днем, и служило знаком особого благоволения Божия к Моисею. 224 Указанные признаки истинных пророков вполне приложимы и к пророчицам, под которыми разумеются не только жены пророков ( Ис. 8:3 ), но и женщины, одаренные даром пророчества ( Исх. 15:20–21 ). Из числа последних есть истинные пророчицы, каковы, напр., Мариам ( Исх. 15:20 ), Девора ( Суд. 4:4; 5:1–31 ), Лина, мать пророка Самуила ( 1Цар. 1–2 гл.), и Анна, дочь Фануилова ( Лк. 2:86 ), но есть и ложные, каковы хлыстовские. 225 Б. Разбор нравственного учения хлыстов. а) О плоти как злом начале в человеке. По учению хлыстов, плоть человеческая есть источник и начало всякого зла и нечестия; она только препятствует человеку в его стремлении к единению с Богом. Так, в одной хлыстовской песне поется: Плоти наши враны, Великие раны Делают обманы, Своими делами. Наводят на душу Н. Барс. Дух. ст. люд. бож. 46, стр. 74. В другой песне говорится: Плоть ленива, тяжела, А она на бок валится; Ищет тленного всегда...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Все три списка имеют одни и те-же, примечательные по своей особенности, ошибки писцов, во всех Ветхозаветных книгах, напр. Быт. 22:8 . бъ да зри вча еже на треб оче (д.б. чадо); 49:31. и т погребоша (д.б. Лию); Исх. 32:17 . слышав же си глсы агглскы (д.б. людскы); Нав. 24:4 . гор сице (д.б. Сиир); Суд. 5:19 . тщею ребра (д.б. от тящи сребра); Руф. 2:9 . к ссд (д.б. к сосудом); 1Цар. 10:17 . Салъ (д.б. Самуил); 4Цар. 20:10 . и ре (д.б. Езекия); пропущены слова, с нарушением смысла: 3Цар. 8:53 . глаголал еси; 4Цар. 2:19 . земля; Тов. 12:18 . читается только 1-е полустишие, а 2-е стоит после 20 ст. Есф. 1:20 . възложа срамот на мжь (д.б. драготу); 2:4. и црь звати начне (д.б. царствовати); Иов. 4:17 . егда бы бдеть члкъ (д.б. чист); 8:8. ислди пор ць (д.б. по роду); Прит. 10:27 . дла (д.б. лета); Еккл. 1:10 . и рече всесилно (д.б. се си ново); 2:1. рекох азъ секарю (д.б. сердцу, как выставлено во всех на поле); Прем. 5:9 . встникъ претекть (д.б. претекущь); 19:9. коли насытиш (д.б. кони); Сир. 2:13 . горе црю ослаблен (д.б. сердцу); 13:23. левъ львовъ (д.б. лов); Иса. 61:2. 3. желающа; желающиимь (д.б. желеющия, желеющим); Иер. 31:3 . въчннюю, възлюбихъ т (д.б. вечною); Иез. 1:6 . д. личеса коемждо (д.б. крила): пропущено с нарушением смысла: 10:19. стана, 29:18. за работу; Ам. 2:1 . въ печль (д.б. в пепел); 7:1. и днь (д.б. идет); Наум. 3:8 . заблача (д.б. забрала); Соф. 1:7. 3:12 . да готовить (д.б. да говить, как Зах. 2:13 .); Зах. 3:9 . бид (д.б. земли); 11:16. им избранны пость (д.б. и мяса). Сии и весьма многие подобные случаи указывают на единство оригинала списков. Впрочем, нельзя думать с Добровским (Instit. lingu. Slav. dial. vet. p. 701), чтобы два младшие списка сняты были со старшего (1499 г.): потому чго 2 хотя и сходен с 1-м во всём, но писан не в Троицком Серг. монастыре, а в Иосифовом Волоколамском. А 3 часто оказывается свободным от ошибок и пропусков 1 и 2. Так в нём стоит Исх. 32:8 . с пти ( 1. 2. спсти); 1Цар. 16:20 . и мхъ вина ( 1. 2. и); 3Цар. 12:6 . како в мыслете ( 1. 2. тако); читается пропущенное в 1. 2. 1Цар. 28:4 . в саном. събра саулъ вс мжи пришеше сташа; 3Цар. 8:58 . вс пт его; 1Пар. 16:31 . рек ( 1. 2. рек); Тов. 4:20 . накаж т– въ рагесъ ( 1. 2. накажтс– в ранесъ); Мих. 4:2 . читается пропущенное в 1. 2. и поиде по пте его; Мал. 2:6 . неправда не ортес въ устна его ( 1. 2. и правда); 1Мак. 1:33 . и ( създаша) стрлницы крпкы ( 1. 2. стрлцы); 8:12 . и бх далиа (в 1. 2. сие пропущ.) и мн. др. Такая исправность списка 3, и включение в него некоторых статей, недостающих в прочих списках, показывают в составлении его влияние более строгой и, может быть, первоначальной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По закону кровомщения ( Исх.21:12–14 ; Чис.35:16–21 ; Втор.19:11–12 ), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая ( 2Цар.3:27,20:10 ). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (ст. 31). 3Цар.2:34 .  И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне. Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (ср. 3Цар.14:11 ; 4Цар.9:35 ); во внимание к прежним государственным заслугам Иоава, он был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1Цар.25:1 ). 3Цар.2:35 .  И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; [управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил царь [первосвященником] вместо Авиафара. Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону ( 3Цар.1:8 ) Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне, напр., см. ( 3Цар.4:29–30 ; 3Цар.5:15–16,6:38 и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX и после 46 ст. данной главы. 3Цар.2:36 .  И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; 3Цар.2:37 .  и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей. 3Цар.2:38 .  И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время. 3Цар.2:39 .  Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. 3Цар.2:40 .  И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа. 3Цар.2:41 .  И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010