Поздравление митрополита Тихона (Шевкунова) читателей «Вольного Странника» с Рождеством Христовым Главный редактор издательства Псково-Печерского монастыря митрополит Тихон (Шевкунов) поздравил читателей со светлым праздником Рождества Христова. Рейтинг: 9.8 Голосов: 484 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 11 января 2021, 11:33 Спаси ,Господи,Вас Владыко Тихон и всю вашу братью. Уже почти год как на весь мир обрушилась смертельная зараза. И сейчас у нас нет такой возможности часто посещать храмы. Я постоянно передаю записки в ваш монастырь о здравии и об упокоении. Всегда знаю, что все будет исполнено и Господь не оставит нас благодаря вашему участию. Спасибо всем вам за вашу службу и ваши молитвы. Сергиево Посадский район, г. Хотьково. Галина И. 10 января 2021, 10:17 Драгоценный Владыка, мира и радости Вам во Святом Духе на многие лета! Берегите себя Христа ради, мы Вас любим! " Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламень не опалит тебя " (Ис. 43,2)! С праздником и попразднством Рождества Христова Вас и всех Ваших сподвижников на ниве Божией, на передовой духовного фронта! " Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей " (Ин. 10,28). Ну а нам дай Бог не сломаться, не выйти из убежища Его и не сказать: " Вот я, Господи,...пошли другого! " (Исх.3-4). Претерпевши все, да будем радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения нашего! анна 8 января 2021, 17:45 Спаси Господи владыку Тихона за Веру, Надежду и Любовь!!! рб. МАРИНА 8 января 2021, 08:16 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКУ ТИХОНА И ВСЕХ ЕГО ПОМОЩНИКОВ И СОРАТНИКОВ ! ПУСТЬ НЕ ОСКУДЕВАЕТ В СЕРДЦАХ ЛЮДСКИХ ЛЮБОВЬ !!!! галина гурьевна 7 января 2021, 19:48 Спаси Господи, дорогой Владыка за жизнеутверждающее поздравление. Вашему рыжему " Владыке " привет от кошачьих послушников. рБ Марина 7 января 2021, 18:45 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ТИХОН!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!

http://pravoslavie.ru/136610.html

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 1 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Обетование «ибо они Бога узрят» заставляет прежде всего вспомнить целую серию библейских текстов, в которых говорится о боговидении. С одной стороны, и в Ветхом, и в Новом Заветах мы встречаем настойчивые утверждения о том, что видение Бога невозможно для человека. Когда Моисей поднимается на гору Синай, Бог обещает провести пред ним всю славу свою, но при этом объявляет: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20–21). По словам апостола Павла, Бога « никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Утверждение о том, что Бога не видел никто никогда, дважды встречается в корпусе Иоанновых писаний (Ин. 1:18; 1 Ин. 4:12). С другой стороны, некоторые тексты говорят о возможности видения Бога. Иаков, боровшийся с Богом, восклицает: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:30). Иов выражает надежду на то, что увидит Бога своими глазами: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25–27). О видении Бога в будущей жизни говорят апостолы Иоанн и Павел (1 Ин. 3:2; 1 Кор. 13:12). Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков борется с Ангелом Изначальный парадокс темы боговидения ярко выражен Григорием Нисским в толковании на шестую заповедь Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Тем, кто очистил сердце, обещано, что они увидят Бога. Но «Бога не видел никто никогда» , как говорит великий Иоанн (Ин. 1:18). А возвышенный ум Павла подтверждает это заключение, когда говорит: «Которого никто из человек не видел и видеть не может » (1 Тим. 6:16)… Всякая возможность постижения отнята этим четким отрицанием: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). И тем не менее в видении Господа и заключена вечная жизнь… Видишь ли смятение души, которая увлечена в глубины, открывающиеся в этих словах? Если Бог есть жизнь, то человек, который не видит Его, не видит жизни. С другой стороны, боговдохновенные пророки и апостолы свидетельствуют, что Бога видеть невозможно. К чему же обратиться человеческой надежде? В святоотеческой литературе встречаются различные подходы к парадоксу «видимый — невидимый» .

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Подпишитесь на наш Телеграм Наш путь к Рождеству мы начинаем издалека — вспоминаем не только о рождении Спасителя, но и об истории, предшествовавшей этому событию, о тех, кто приуготовлял к нему народ Божий и все человечество. Наш путь будет пролегать вместе с праотцем Авраамом и вместе с Богом, Который открывается этому великому предку Господа нашего Иисуса Христа. Здесь можно было бы сразу перейти к библейскому повествованию (и вы можете это сделать, перейдя к следующему параграфу). Но хотелось бы прояснить один момент, который иногда становится препятствием для читающих библейские тексты, а именно: насколько мы можем доверять повествованиям об Аврааме? Историчность рассказов об Аврааме В принципе, даже если оказалось бы, что история Авраама представляет собой художественное повествование, верующие люди все равно доверяли бы ему, потому что богооткровенные истины могут быть выражены и на языке сказки, на языке притчи (в этом убедится всякий, кто внимательно прочтет Книгу Товита или притчи Господа в Евангелии). Однако в случае Авраама достаточно оснований утверждать, что мы имеем дело не с выдуманным повествованием, а с историей в самом буквальном смысле этого слова. Хотя Книга Бытия, как полагают сегодня, в окончательном виде складывается довольно поздно, возможно, к V веку до Рождества Христова, повествование об Аврааме и других праотцах относится к очень древнему слою предания, примерно к XX–XVIII веку до Рождества Христова. Дело не только о том, что перед нами — жизнь кочевника, уже мало знакомая писцам в городских поселениях. Сами детали повествования противоречат тому, как привыкли жить и мыслить люди, получившие Закон: — Авраам женат на своей сводной сестре (Быт 20:12), притом, что такие близкородственные связи запрещены Моисеевым законодательством (Лев 18:9, 11); — он сажает священную рощу (Быт 21:33), хотя в законе есть требование уничтожать подобные места поклонения (Исх 34:13); — оказывая гостеприимство трем таинственным путникам, Авраам предлагает им одновременно молочное и мясное (Быт 18:8), тем самым нарушая одно из основных правил кашрута.

http://blog.predanie.ru/article/prizyv-a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

мятежники, возглавившие восстание против Моисея и Аарона во время странствования евреев по пустыне (Числ 16). К. происходил из колена Левина (Исх 6. 16-26), а его род («сыны Кореевы») был одним из самых влиятельных среди левитов (2 Пар 20. 19; Числ 16. 7, 8, 10). Д. и А. принадлежали к колену Рувимову (Числ 16. 1). К. при поддержке др. левитов потребовал от Моисея и Аарона прав на священство, а Д. и А. обвинили Моисея в том, что он, не исполнив обещанное, не привел их «в землю, где течет молоко и мед» (Числ 16. 12-15); эти жалобы схожи с претензиями сынов Израилевых к Моисею во времена исхода (Исх 14. 11; 16. 2-3; 17. 3). Моисей распорядился провести состязательный ритуал: все его участники, включая мятежников, должны были взять кадильницы и совершить каждение пред Господом; «...и кого изберет Господь, тот и будет свят» (Числ 16. 7). Когда К. с сообщниками (ок. 250 чел.) подошли к входу в скинию, собравшимся израильтянам явилась слава Господня; только благодаря заступничеству Моисея и Аарона Бог не стал истреблять весь народ (Числ 16. 16-22). Тем не менее бунтовщики вызвали гнев Бога, когда приготовились воскурить Ему фимиам; после того как израильтянам было приказано отойти от жилищ К., Д. и А. (Числ 16. 23 сл.), восставшие вместе со всем имуществом были поглощены разверзшейся землей, а их сообщники - истреблены огнем (Числ 16. 31-33, 35). Чудесное знамение показало правоту Моисея и засвидетельствовало право Аарона возглавлять священство. Образ земли, поглощающей К., Д. и А. и низводящей их в преисподнюю (Числ 16. 30 - букв. «в Шеол») в библейской критике рассматривается как мифологический элемент, связанный с аллюзиями на ханаанского бога подземного мира Мота, а евр. слово «земля» (евр.    Числ 16. 32) в этом контексте сопоставляется с аккадским   в значении «нижний мир» (The Assyrian Dictionary/Ed. A. L. Oppenheim et al. Chicago, 1968. Vol. 4. P. 308; Liver. 1961. P. 204). Этот эпизод также описан во Втор 11. 6 и Пс 105. 17-18, где, вероятно, представлена его более ранняя версия, когда история мятежа К., Д. и А. не соединена вместе. В пользу того, что слова из Пс 105 являются отражением более раннего предания, чем в Числ 26, говорит то, что в псалме рассказ о мятеже помещен раньше истории с золотым тельцом у г. Хорив ( Hutton. 1992. P. 23).

http://pravenc.ru/text/2057240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИНА [евр.  ,  ; греч. δεκτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.). В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33). Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

http://pravenc.ru/text/171766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕЙ [греч. ερες], то же что священник ; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется также выражение «рукоположение во иерея» (см. ст. Хиротония ). В совр. языке И. называются священнослужители 2-й степени священства, т. е. пресвитеры . В раннехрист. лит-ре и в эпоху Вселенских Соборов слово ερες употреблялось и по отношению к епископам ( Greg. Nazianz. Ep. 16; Sozom. Hist. eccl. IV 22. 22), а также к пресвитерам наряду с епископами (Const. Ap. VI 18. 11; VIII 2. 6; Epiph. Adv. haer. 80. 5). В рус. переводах соответствующих текстов чаще употребляется слово «священник», чем «иерей». Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «И.», связав его по преимуществу с пресвитерами. Изначально словом ερες называли человека, приносящего кровавые жертвы, оно употреблялось по отношению к языческим жрецам (см., напр.: Homer. Il. 1. 370; Plat. Phaed. 58. 2). В греч. переводе ВЗ ( Септуагинте) ερες соответствует евр.   (  ) и применяется к ветхозаветным священникам, к-рые совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме (ср., напр.: Быт 14. 18; Исх 18. 1; Иер 23. 33 и др.). В НЗ это слово означает как ветхозаветного священнослужителя (Мф 12. 4; Лк 1. 5; 10. 31; Евр 10. 11), так и языческого жреца (Деян 14. 13). В рус. переводе в соответствующих местах используется слово «священник» и только в Деян 14. 13 «ερες το Δις» передается как «жрец Зевса». И. в НЗ именуется Господь Иисус Христос (Евр 7. 15-21; 8. 4). В богословии Послания к Евреям раскрывается, что Христос имеет священство (ερωσνην) непреходящее, вечное «по чину Мелхиседека». Он, как основатель нового завета, не имеет нужды ежедневно, подобно ветхозаветным первосвященникам, приносить жертвы за грехи народа, поскольку «совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7. 27). Отныне Христос является единственным И. в полном смысле этого слова, Он - и Жертва, и в то же время приносящий жертву, поэтому ветхозаветное священническое служение завершено, так же как исполнен, завершен ветхий завет. Подобным образом о Христе как И. высказывались и раннехрист. писатели, напр. мч. Иустин Философ ( Iust. Martyr. Dial. 34. 2; 36. 1; 118. 2 и др.) и Ориген ( Orig. Comm. ad Joh. 1. 3).

http://pravenc.ru/text/293609.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕАЗАР [евр.  ,   - Бог помог; греч. Ελεαζρ], прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный первосвященник. Е.- 3-й сын Аарона от Елисаветы (Исх 6. 23), муж дочери Футиила (Исх 6. 25) и отец Финееса (Исх 6. 25). Е. был священником при скинии во времена Исхода (Исх 28. 1; Числ 3. 3-4), служил вместе с младшим братом Ифамаром после трагической смерти старших братьев - Надава и Авиуда (Лев 10. 1-2, 6). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Числ 3. 32) и культовых принадлежностей скинии (Числ 4. 16). После мятежа сынов Корея Е. собрал кадильницы сожженных левитов и покрыл металлом из них жертвенник в качестве назидания для дальнейших поколений о незыблемости Ааронова священства (Числ 16. 39-40). Е. приписываются постановления законов о ритуальном очищении военных трофеев (Числ 31. 21-24) и земли по окончании сражения (Числ 19). После смерти Аарона Е. был облачен Моисеем в его одежды и тем самым унаследовал должность первосвященника (Числ 20. 25-28; Втор 10. 6), управлявшего вместе с Моисеем евр. народом (Числ 27. 1-11; 31. 12, 13, 25-31). Перед смертью Моисей в присутствии Е. назначил своим преемником Иисуса Навина, повелевая ему «обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении» (Числ 27. 18-23). Вместе с Иисусом Навином он разделил по жребию между коленами Израиля территорию земли обетованной (Числ 32. 28; 34. 17; Нав 14. 1; 17. 4; 19. 51; 21. 1). Гробница Е. находилась «на холме Финееса, сына его» в землях колена Ефремова (Нав 24. 33), вероятно, в одном из городов, к-рые были переданы во владение сыновьям Аарона. Е. занимает важное место в возводимых к Аарону генеалогических списках ветхозаветных священников. Во времена царя Давида существовало 16 семейств из дома Е. (1 Пар 24. 4, 7-14). От Аарона через Е. возводили свое священническое происхождение Ездра и Садок (V в. до Р. Х.) (1 Езд 7. 1-5; ср.: 1 Пар 6. 1-15, 50-53; 24. 3). Иосиф Флавий считал, что имя Елеазар означает, «что он бежал от египтян при содействии родного своего Бога» ( Ios. Flav. Antiq. II 13. 1). В иудейском предании Е. приписывалось авторство последних глав Книги Иисуса Навина (Бава Батра. 15а). Имя Елеазар в Библии принадлежит еще 10 персонажам. Лит.: Mauch T. M. Eleazar//IDB. Vol. 2. P. 75-76; Porter S. E. Eleazar//ABD. Vol. 2. P. 433. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/189677.html

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, разъясните толкование пророчества Иакова 12-ти коленам Израиля (Быт. 49) о колене Левия. Из Бытия 49:5-7 видится, что Иаков осуждает колено, проклинает и обещает рассеять их в Израиле. Так почему же представители именно этого проклятого колена становятся священниками, наиболее приближенными к Богу? Из НЗ мы знаем, что по отцу Иисус Христос принадлежит к колену Иудину. И Быт. 49:8-11 толкуют как пророчество Иакова (Израиля), что именно из этого колена произойдет Спаситель. А кто имеется в виду в Быт. 22-27 (про колено Иосифа) – «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева»? Заранее спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Пророчество это исполнилось точно на обоих коленах – Левия и Симеона. Но неодинаково: в неблагоприятном значении только на потомках Симеона. За 40 лет странствия по пустыне это колено сильно уменьшилось в числе. По выходе из Египта было 59.300 мужчин, способных к войне (Чис.1:23), а в конце – только 22.000 (Чис.26:14). Колено это получило удел, но не самостоятельно, а в пределах колена Иуды (Нав.19:1,9). Это колено даже не упоминается в благословении пророка Моисея (Вт. 33:1-29). По иудейскому преданию, больше всего бедняков было в колене Симеона. Левий вместе с братом Симеоном напал на жителей Сихема, чтобы отомстить за поруганную честь своей сестры Дины. Они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки Левия были осуждены на разделение и рассеяние. Однако позже, когда, поддавшись на уговоры израильтян, Аарон отлил золотого тельца, пророк Моисей стал в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! (Исх.32:26). Тогда именно все сыны Левиины собрались около него. Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение  (Исх.32:29). Ревностное служение Богу представителей этого колена сделало его избранным и священным при святилище. (Чис.18:20-24). Тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения и учительства среди всего Израиля: И о Левии сказал: … учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять  (Втор.33:8, 10-11). «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева...» (Быт. 49, 24). Некоторые экзегеты видят в этих словах пророческое указание на будущего вождя Израиля Иисуса Навина. Он происходил из колена Ефрема – сына патриарха Иосифа. 18 сентября 2007 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6973.html

Глава 21 1–11. Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради». Исх.21:1 .  И вот законы, которые ты объявишь им: Исх.21:2 .  если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга ( Лев.25:39 ), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное ( Исх. 22:3 ). Шестилетний срок рабства ( Втор. 15:12, 18 , Иер. 34:14 ) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы ( Лев.25:4–6 ). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника ( Втор. 15:18 ), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила ( Втор. 15:14 ). Исх.21:3 .  если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; Исх.21:4 .  если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; В первом случае ( Исх.21:3 ) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором ( Исх.21:4 ) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина. Исх.21:5 .  но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – Исх.21:6 .  то пусть господин его приведет его [пред богов] и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010