рассматривает рассказ об И. в 3-й и 4-й книгах Царств как соединение различных повествований о пророке в рамках второзаконнической истории, т. е. комплекса текстов, находящихся в зависимости от богословия и концепции истории, изложенной в кн. Второзаконие. Основой повествования об И. является рассказ о засухе и о победе И. как пророка Божия над жрецами Ваала; с этим рассказом связаны истории об откровении Бога на горе Хорив, о винограднике Навуфея и о том, как Бог забирает И. на небеса ( Seebass, Oswald. 1982. S. 498-499). Первоначальный свод рассказов об И. возникает, видимо, в VIII в. до Р. Х. (предположительно между 802 и 722 гг. до Р. Х.), после чего редактируется в контексте второзаконнической истории (Ibid. S. 498). Псы разрывают тело Иезавели. Клеймо иконы «Огненное восхождение прор. Илии, с житием». Кон. XVI - нач. XVII в. (АМИИ) Псы разрывают тело Иезавели. Клеймо иконы «Огненное восхождение прор. Илии, с житием». Кон. XVI - нач. XVII в. (АМИИ) Согласно второзаконнической историософии, в Израиле после смерти Моисея сохранялась преемственная линия пророков, которая восходит к законодателю, и в соответствии с ней И. передает свой пророческий дар Елисею ( Otto. 2003). Истории этих пророков тесно переплетены в 3-й и 4-й книгах Царств. Образ И. во многом сходен с образом Моисея: пророк такой же бескомпромиссный борец за веру в единого Бога против распространившегося культа Ваала, как и Моисей; Бог обращался к И. на горе Хорив (ср. время, к-рое находился в пути к Хориву И. и 40-дневное пребывание Моисея на Хориве (Синае) - Исх 24. 18; Втор 4. 10-15), чтобы получить откровение от Бога в «веянии тихого ветра», как некогда Бог являлся Моисею на той же горе (ср.: Исх 33. 18-23). Образы Моисея и И., великого законодателя и великого пророка, получают новое осмысление в последующей христ. и иудейской лит-ре. В послепленный период с И. начинают связывать эсхатологические ожидания. В Книге прор. Малахии (4. 5-6; МТ 3. 23-24) говорится о том, что перед наступлением Дня Господня , т.

http://pravenc.ru/text/389301.html

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Моисей, великий законодатель Израиля, был посредником ветхого завета, посредником же нового завета стал Иисус Христос, Сын Божий ( Иер. 31,31–34 ). В то время как ветхий завет был написан на каменных скрижалях, Христос записывает новый завет посредством Духа Святого на скрижалях человеческого сердца ( 2Кор. 3,3 ). Ветхий Завет основывался на обещании Израиля: «Мы будем слушать и исполнять» (5,27; Исх. 19,8; 20,19 ), а новый основывается на лучшем обетовании Божием «И на сердцах их напишу его» ( Иер. 31,33 ; Евр. 9,11–28 ). Ветхий завет взывал к сердцу человека, однако он оказался бессильным из-за человеческой слабости, т. е. неспособности соблюдать его условия, и в результате он потерял силу «обветшал» ( Рим. 8,3 ; Евр. 8,13 ). Только Иисус Христос посредством Святого Духа может изменить человеческие сердца (10,16 и ком.; Ин. 3,1–15 ). На Него указывает в своих прообразах и пророчествах книга Второзаконие: Он есть пасхальный Агнец (16,1–17 и ком.) и грядущий Пророк (18,15–22 и ком.). Русское название книга Второзаконие получила из Септуагинты, которая называет ее deuteronomion, что означает «второй закон», или «повторение закона». Содержание I. Введение (1,1–5) II. Первое обращение Моисея (1,6 4,40) А. Путешествие от Хорива до потока Арнон (1,6 2,23) Б. Войны в Трансиордании и заселение этой земли (2,24 3,29) В. Увещевания Моисея исполнять Божий закон (4,1–14) Г. Богу следует поклоняться не как идолу, но как Духу (4,15–40) III. Промежуточный эпизод: города-убежища в Трансиордании (4,41–43) IV. Второе обращение Моисея (4,44 –11,32) А. Повторение Десяти Заповедей (4,44 5,22) Б. Посредничество Моисея при передаче законов и постановлений (5,23–33) В. Единый Бог и требования любить Его, повиноваться Ему и учить этому своих детей (6,1–25) Г. Обетования победы и призыв к отделению от нечестивых (7,1 –10,5) Д. Отделение левитов для ношения ковчега и служения Господу (10,6–9) Е. Увещевание Моисея любить Великого и Истинного Бога и повиноваться Ему (10,10 11,25) Ж. Первое упоминание о богослужениях на горах Гевал и Гаризим (11,26–32) V.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28). Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией. Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором. Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо " праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего " (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, " превратились в сады, цветники и птичники " . Адам был призван " возделывать и хранить " Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: " И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни " (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: " И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь " (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах " (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Бога нельзя изображать на иконе, говорят протестанты, потому что Его не видел никто никогда ( Ин.1:18 ). По духовной природе Бога, конечно, никто не видел и не может видеть, но нисходя к ограниченности человеческой, к немощи нашего духовного зрения, Бог являлся миру в многочисленных, разнообразных и видимых телесными очами откровениях: Он присутствовал в ветхозаветном ковчеге, видимом образе невидимого Бога, возводящем мысль иудеев к Первообразу (поэтому пророк Моисей, обращаясь к ковчегу, называл его Господом: «восстань, Господи...», «возвратись, Господи...»), праотцу Аврааму Господь явился в образе трех странников ( Быт.18 ); пророку Даниилу – как «Ветхий днями» ( Дан.7:9 ); являлся Он видимым образом и Иакову ( Быт.32:24–29 ), Моисею ( Исх.33:19–23 ), Исаию ( Ис.6:1–5 ), Михею ( 3Цар.22:19 ), Амосу ( Ам.9:1 ), то есть избранным мужам, патриархам и пророкам. В Ветхом Завете не было изображений Самого Бога и праведных людей, в Новом Завете Бог явил не только избранным, но и всем людям Свое Лицо в Сыне Своем, Богочеловеке Иисусе Христе. Апостол Иоанн пишет: «Бога никто не видел никогда», но он тут же добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Христос говорит апостолу Филиппу: «сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Христос, – пишет апостол Павел, – «есть образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ); апостол Иоанн пишет в своем Послании о Слове жизни: «что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши» ( 1Ин.1:1 ). На иконах изображается не духовное Существо Бога, что изобразить невозможно, а видимое плотскими очами. В образе трех Ангелов изображается Святая Троица: Бог Отец – в образе Старца, ветхого днями, каким Его лицезрел пророк Даниил; Бог Сын, так же как Божия Матерь и Святые, изображаются такими, какими они были в Своей земной жизни; Святый Дух – в виде голубя ( Лк.3:21–22 ) или огненных языков ( Деян.2:1–4 ). Иначе говоря, на иконах красками запечатлено то, что буквами записано в Священном Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

99 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 63. 100 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 126. 101 В-42 (1 июля 1991 г.) согласно нумерации М mI . 102 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 144. 103 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 176, 179. 104 Преобладание, власть. 105 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103. 106 С-3 (16 сентября 1991 г.) согласно нумерации М mI . 107 См.: Сет. Григорий Богослов. Слово 43//Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб., 1912. С. 633. 108 Имеется в виду, что для Моисея Лицо (греч. Πρσωπον του Θεου) Бога осталось тайной (Исх.33:23), почему и был обетован Израилю «иной Пророк» как восполнение Откровения (Втор.18:15—19). 109 Греч.: «неведомому Богу» . См.: Деян.17:23. 110 См.: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). 111 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 190. 112 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 188. 113 Там же. 114 Е. L. Mascal. Archimandrite Sophrony — The Monk of Mount Athos: Staretz Silouan 1866–1938//Religious Studies. T. II. 3 (September). Cambridge, 1975. C. 370–372. 115 Имеется в виду могила, которая по просьбе старца Софрония была уготована недалеко от его кельи. 116 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 131. 117 Там же. С. 106. 118 Там же. С. 117. 119 Ср.: Там же. С. 170. 120 С-4 (30 сентября 1991 г.) согласно нумерации М mII . 121 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 123, 140. 122 См.: Архим Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 131. 123 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 144. 124 С-11 (11 ноября 1991 г.) согласно нумерации М mII . 125 См.: Прп. Иоанн Синайский (Лествичник). Лествица. Гл. 5, 27. С. 82. 126 А.С. Пушкин. «Дар напрасный...» (1828 г.)//Сочинения в трех томах. Т. 1. М., 1985. С. 421. 127 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

Посвящение же овец, делавшее их «святыми», состояло в приведении овец к дверям скинии собрания и возложение на них рук жертводателя. С момента совершения этого обряда овцы назывались и жертвенными, иерусалимскими, пожалуй, святыми, как читается в славянской библии. В русском же переводе, коим пользуются наши сектанты, жертвенные овцы вовсе не называются святыми. Равным образом, не основательна для подтверждения мысли, что слово святость обозначает предызбрание для Христа, цитация Лк.2:23 , где по-славянски читается действительно: «всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господу наречется (в русском – посвящён Господу)». Но и здесь слово: «свято» не имеет смысла предызбрания. Сказано: наречется свято Господеви, т. е. назовётся святым, но когда? Когда над ним исполнится обряд посвящения, когда его «принесут в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» ( Лк.2:23 ). Понятие святости заключает в себе смысл гораздо больший, чем предызбрание для Бога. Если мы обратимся к языку Св. Писания, то увидим, что понятие святости употребляется даже по отношению к местам и предметам в смысле освящения их особенным благодатным, с видимым чудесным проявлением силы Божией, присутствием Божиим. В этом смысле названа «землёй святой» – купина ( Исх.3:5 ; Деян.7:33 ), «святым местом – храм ( Мф.27:53 ) и город Апокалипсиса ( Откр.22:19 ), «святою» – гора Преображения ( 2Пет.1:18 ) и др. По отношению же к людям, понятие святости прилагается только к людям Завета, имеющим знак Завета с Богом: в Ветхом Завете к Израильтянам, в Новом к христианам. Только вступившие в завет с Богом причислялись в Ветхом Завете к «царству священников и народу святому (Иса.19:6)». Знаком этого вступления служило обрезание. «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будем знамением Завета между мной и вами», говорил Господь израильтянам в лице Авраама ( Быт.17:11 )» Обрезание служило непременным, безусловно необходимым знаком Завета ветхозаветных людей с Богом, необходимым, и также безусловно, и для младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тот же Иов должен выступить ходатаем за своих друзей: «И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» ( Иов.42:8 ). Авраам ходатайствует за Содом ( Быт.18:23–33 ). Пророк Божий Моисей ходатайствует за народ, впавший в идолопоклонство: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:31:32 ). Заступническую молитву о народе возносит к Богу пророк Иеремия ( Иер.14:7:8 ) В Новом Завете нам прямо заповедано молиться друг за друга (например, Иак.5:16 ), и, более того, святой Апостол Павел неоднократно просит молиться за него и его спутников ( Кол.4:3 ; 1Фес.5:25 ; 2Фес.3:1 ; Евр.13:18 ). В любой общине, которая признает Священное Писание , люди молятся друг за друга – и обращаются с просьбами о таких молитвах. Если слова Апостола «Братия! молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ) не противоречат его же словам «един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ), то и молитвенное воззвание «все святые, молите Бога о нас!» не противоречит. В обоих случаях речь идет об одном и том же – просьбе о заступнической молитве. Матерь нашего Господа занимает уникальное место среди святых из-за Её исключительной роли в истории спасения. Само пришествие Спасителя и всё устроение нашего спасения совершилось благодаря Её смиренному согласию: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лук.1:38 ). Будучи Матерью воплощенного Бога, Она несравненно ближе к Нему, чем какое-либо еще из Его творений. Когда Церковь называет Её «Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть превосходящей ангелов, это не поэтическое преувеличение – это констатация факта, и в частности, той истины, что Бог не воангелился, а вочеловечился. Богородица Некоторых смущают термины «Богородица» и «Матерь Божия» применительно к Деве Марии. Обоснованы ли такие возвышенные титулы Священным Писанием? Можем ли мы говорить о Женщине, какой бы святой Она ни была, как о Матери Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

17) Увидев же, уразумели слово, что было возвещено им об Отроке Сем. 18) И все слышавшие были удивлены; а именно, тому, что было сказано им пастухами. 19) Мария же сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. 20) И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. 21) И после того, как прошло восемь дней, чтобы обрезать Отрока, наречено было Ему имя Иисус, которое было названо Ангелом прежде, чем Он зачат был во чреве. 22) И после того как исполнились дни очищения Ее по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить Его Господу, 23) как предписано было в законе Господнем, «чтобы всякий мужского пола, разверзающий ложесна, святым для Господа нарекся» ( Исх.13:2 ; Числ.8:16 ), 24) и чтобы принести в жертвенный дар, по реченному в законе Господнем, пару горлиц или двух птенцов голубиных. 25) И се, был в Иерусалиме человек, которому имя Симеон, и человек тот – праведный и богобоязненный, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. 26) И он получил ответ от Духа Святаго, что он не увидит своей смерти, доколе не узрит сперва Христа Господня. 27) И пришел он в Духе в храм. И когда родители принесли Отрока Иисуса, чтобы поступили с Ним по законному обычаю, 28) и он взял Его на руки свои; и благословил Бога, и сказал: 29) «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, в мире, 30) ибо видели очи мои спасение Твое, 31) которое Ты уготовал пред лицом всех народов, 32) свет во откровение язычников и славу народа Твоего Израиля». 33) И были «отец» Его и Мать удивлены тому, что говорилось о Нем. 34) И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: «Се, положен Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемое, 35) и Тебе Самой меч пройдет душу, да откроются многих сердец помышления». 36) И была Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Асирова, она состарилась во днях многих, и прожила с мужем семь лет от девства своего. 37) И она – вдова, [дожившая] вплоть до восьмидесяти четырех лет, которая не отходила от храма, постом и мольбами служа день и ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Закон Моисеев предписывал не покаяние в грехах, но отмщение грешнику, так что убийство, нарушение субботы, прелюбодеяние и другие тяжкие преступления искупались лишь смертью, а всякий телесный вред — равным возмездием: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх. 21:23–25). То, что преступник может покаяться и исправиться, даже не принималось в расчет. Но уже и тогда Бог устами пророков говорил о прощении грехов через покаяние. Так, у пророка Исаии читаем: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю (Ис. 1:16, 18). И в Книге Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33:11). И в Книге Осии: Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего! Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Ос. 14:2–3). О прощении через покаяние много говорится и в Псалмах царя и пророка Давида. В Новом Завете Бог, желая приготовить мир к Своему пришествию во плоти, послал и нового проповедника покаяния — святого Иоанна Крестителя. Покайтесь, — призывал Иоанн иудеев, — ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:2, 8). У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Мытарям (сборщикам налогов) он говорил: ничего не требуйте более определенного вам, а воинам — никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:11, 13–14). Господь же Иисус Христос, раскрыв ограниченность и несовершенство закона, показал, что покаяние — путь к Царству Небесному: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15); Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16:16). Поэтому и великий апостол Павел сказал, что конец закона — Христос (Рим. 10:4) и что уверовавшему в Него прощено все, чего не мог простить закон Моисеев (см.: Деян. 13:38–39).

http://pravmir.ru/o-tainstvax-ispovedi-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010