22. Матфей , Грек, упом. 1382; † 1385. 23. Иаков хирот. 1386 и вскоре изгнан; † 27 нояб. 1392. Святой. (Мощи в Ростовском Яковлевом мнтре). III. Архиепископы Ростовские, Ярославские и Белоезерские 24. Феодор хирот. 1390 из архим. Симоновских; † 28 нояб. 1395. Святой. Мощи в Ростовском соборе. 25 в подлиннике зачёркнут. 26. Григорий хирот. 29 мар. 1396; † 3 мая 1416. 27. Дионисий , Грек, хирот. 12 июля 1418, из игум. Спасо-Каменного монастыря; † 18 окт. 1425. 28. Ефрем хирот. 13 апр. 1427; [архиепископ с дек. 1448; прод. Нест., 256]; † 29 мар. 1454. Погребён в Ростовском соборе. 29. Феодосий Бывальцев хирот. в июне 1454 из архим. Чудовских, а с 3 мая 1461 митрополит всея Русии. 30. Трифон 13 мая 1462 хирот. из архим. Новоспасских, а 6 авг. 1467 отказался от епархии; † 30 дек. 1468. Погребён в Спасо-Ярославском мнтре. 31. Вассиан Рыло хирот. 13 дек. 1467 из архим. Новоспасских; † 23 мар. 1481. Погребён в Ростовском соборе. 32. Иоасаф кн. Оболенский хирот. 22 июля 1481, из игум. Ферапонтовских; в 1448 отошёл в тот же мнтрь; † 7 окт. 1514. Погребён там же. 33. Тихон Малышкин хирот. 15 янв. 1489 из архим. Ростовского Ярославского (?) Спасского монастыря; в янв. 1503, по немощи, отошёл к Борису и Глебу, на Устье. Погребён там же. 34. Вассиан хирот. 15 янв. 1506 из архим. Симоновских; † 28 авг. 1515. Погребён в Ростовском соборе. 35. Иоанн хирот. 9 февр. 1520 из архим. Симоновских; до 1525. 36. Кирилл хирот. 4 мар. 1526 из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; по исх. 1538. 37. Досифей хирот. в мар. 1539, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; † 14 авг. 1542. Погребён в Ростовском соборе. 38. Алексий хирот. 25 февр. 1543, из игум. Троице-Сергиевских; по исх. 1548 (в 1551 на соборе бывший). 39. Никандр хирот. 17 мар. 1549 из бывших игум. Троице-Сергиевских; † 25 сент. 1566. Погребён у Троицкой Лавры. 40. Корнилий хирот. 19 янв. 1567, из казначеев митрополичьих; упом. до 1574. 41. Иона † в 1576; Погребён в Ростовском соборе. 42. Авраамий , в 1577. 43. Давид , в 1578–83, лишён сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21. Савватий хирот. 1570 из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; упом. 1571. 22. Давид , в 1571–80. 23. Иов хирот. 16 апр. 1581 из архим. Старицкого Успенского монастыря, а 9 янв. 1586 перев. в Ростов. 24. Иосиф хирот. 1586; † 27 янв. 1615. Погребён в Коломенском соборе. 25. Рафаил хирот. 17 дек. 1618 из архим. Рязанского Спасского монастыря; в 1652 уволен; † янв. 1653. Погребён в соборе. 26. Павел хирот. 17 окт. 1652, из игум. Пафнутиевских; был на соборе 1654, а после сослан в Палеостровский мнтрь. 27. Александр хирот. 1655 329 из архим. Спасо-Каменного монастыря, а 5 дек. 1657 перев. в Вятку. (Междуархиерейство 10 лет). 28. Мисаил хирот. 9 июня (sic) 1667 из архим. Симонова монастыря, а 14 сент. 1671 перев. в Белгород. III. Архиепископы Коломенские и Коширские 29. Иосиф в 1672 хирот. из архим. Нижегородского Печерского монастыря; в исх. 1675 330 отрешён, по суду, и потом состоял при Московском архангельском соборе; † 29 июля 1681. Погребён в Угреши. 30. Павел Моравский (прежде архим. Желтоводский) хирот. 2 апр. 1676, а 6 сент. (sic) 1681 перев. в Суздаль. 31. Никита (хирот. 6 нояб. 1681 из архим. Кирилло-Белоезерских в еписк. Звенигородского и Архангельского при соборе); перев. 24 дек. того же года (sic); (упом. в июле 1704); † 1704. 32. Антоний Одинович хирот. 18 мар. 1705 из архим. Донского монастыря; † 1 июня 1716. Погребён в Коломне. 33. Иоанникий , Грек, митрополит Ставропольский, определён в 1718; † 24 мар. 1724. IV. Епископы Коломенские и Коширские 34. Варлаам Леницкий 18 июня 1724 перев. из Суздаля, а 7 сент. 1727 – в Астрахань. 35. Игнатий Смола , бивший митрополит Крутицкий, определён 13 июня 1727, а 2 дек. 1730 лишён сана и сослан в Свияжский мнтрь, а оттуда 30 дек. 1731 – в Корельский; † 25 дек. 1741. 36. Вениамин Сахновский 25 июля 1731 хирот. из архим. Псково-Печерских, а 18 мая 1739 перев. в Вятку. 37. Киприан Скрыпицын 18 мая 1739 перев. из Вятки; † в июне 1740 … 38. Савва Шпаковский 30 июня 1740 перев. из Архангельска; † 29 июля 1749. Погребён в Коломенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

—83— этому поводу обвинять учеников, но как написано, порицали их за то, что разоряли субботу. Истинно яснейшим доказательством Господь противопоставил им пример Давида царя ( Мф.12:3,4 : ср. 1Цар. гл. 21), так как он не был наказан за подобное действие, как и за некоторые другие. Не следовало Давиду есть, 918 потому что он не был священником. 919 Священником, конечно, был Давид, (но) потому что он был обителью Святого Духа. И когда сим они, конечно, не были вразумлены, тогда ясно обличил их из собственных их действий, говоря: «священники их в храме нарушают субботу и суть без греха ( Мф.12:5 )». Но и иное нечто назнаменовал нам Господь. Раньше преследования Давид не должен был приступать к священному, когда же его начали преследовать, он получил власть взять его и есть. Таким же образом и Господь после Своих преследований разделил Свою плоть и Свою кровь ученикам Своим и верным. «Суббота создана ради человека ( Мк.2:27 )»; ибо отдых бывает после шести дней, посему ради человека, поскольку по этой причине (суббота) и получила сие имя. Итак, не ради Бога установлена суббота, но ради человека; поэтому человек, который дал её, есть господин её. Глава шестая Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел, – говорит, – Иисус —84— очи Свои на них и начал говорить: блаженны, нищие в духе своем ( Лк.6:20 ; Мф.5:1–3 )», то есть, нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «блаженны кроткие ( Мф.5:5 )». «Кротчайшим человеком был Моисей из всех сыновей народа своего ( Чис.12:3 )», и: «на кого призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем ( Ис.66:2 )». Также: «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его ( Пс.131:1 )», и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 )». – «Блажен, кто алчет и жаждет правды ( Мф.5:7 )», как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа ( Ис.49:10 ср. Пс.41:3; 62:2 )». – «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 )», как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже ( Пс.50:12 )». Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы злые ( Мк.7:21 ; Мф.15:18 )». – «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут ( Мф.5:4 )», как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся ( Рим.8:17 )». – «Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 )», поскольку ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава, в вышних Богу и на земли мир ( Лк.2:14 )». «И устроил мир, – говорит (Апостол), – кровию креста Своего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19.       Давид , духовник Феоктиста, хирот. 5 июня 1309; † 5 февр. 1325. 20.       Моисей избр. 1325, хирот. в начале 1326, из архим. Юрьева монастыря; в 1330 отошёл на Коломцы. 21.       Василий Калека , из монахов, хирот. 25 авг. 1331; † 3 июля 1352. Моисей (вторично) в 1352–59, по немощи, отошёл на Сковородку; † 25 3 янв. 1363. Мощи обретены 19 апр. 1686. Святой. 22.       Алексей , из ключников софийских, избр. 1359, хирот. 12 июля 1360; в апр. 1388, за немощь, отошёл в Деревяницкий мнтрь; † 3 февр. 1390. 23.       Иоанн избр. 7 мая 1388, хирот. 17 янв. 1389, из игум. Хутыньских; 20 янв. 1415 отошёл в Деревяницкий; † 24 июня 1417. 24.       Симеон (в иноках Самсон ) избр. П авг. 1415, хирот. 22 мар. 1416, из иноков Хутыньских; † 15 июня 1421. Святой. Феодосий , игум. Клопский, избр. 1 сент. 1421, изгнан 30 авг. 1423, не быв хирот.; † 29 сент. 1425. 25.       Евфимий (в иноках Емелиан ) Брадатый избр. 1423, хирот. в сент. 1424, из иноков Деревяницких; † 1 нояб. 1429. 26.       Евфимий Вяжицкий избр. 13 нояб. 1429, хирот. 26 мая 1434, из иноков Лисицкого монастыря; † 10 мар. 1458. 27.       Иона избр. в мае 1458, хирот. в февр. 1459 [из игум. Отенских, см. Житие); † 3 нояб. 1470. Святой. 28.       Феофил избр. в исх. 1470, хирот. 15 дек. 1471, из протодиаконов; 24 янв. 1480 отослан в Чудов мнтрь; в июле 1482 отрёкся от владычества; † 26 окт. 1482. 29.       Сергий (в мире Симеон) хирот. 4 сент. 1483, из иноков Троицких; 27 июня 1484 больной отвезён туда же; † 1504. 30.       Геннадий Гонзов хирот. 12 дек. 1484, из архим. Чудовских; 26 июня 1504 отрёкся по неволе от владычества; † 4 дек. 1505, в Чудове. Святой. 31.       Серапион хирот. 15 янв. 1506, из игум. Троице-Сергиевских; в мае 1509 пойман, отлучён; в 1512 отпущен к Троице, где † 16 мая 1516. Святой. (Между-архиерейство 17 лет). 32.       Макарий хирот. 4 мар. 1526, из архим. Лужецкого монастыря, а с 19 мар. 1542 митр. Всероссийский. 33.       Феодосий хирот. 18 июня 1542, из игум. Хутыньских; 21 дек. 1550 вызван в Москву и отставлен; † 26 февр. 1563, в Иосифове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Для чего же Бог показал пророку Иезекиилю таковые изображения? Ты, сын человеческий, возвести дому израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма, и расположение его, и выходы его, и входы его, все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним ( Иез.43:10–11 ). 9 . Иисус Христос принял и утвердил священные изображения храма. И вошел Иисус в Иерусалим и начал выгонять продающих и покупающих в храме, и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов ( Мк.11:11–12,15–17 ). Примечание. Сказано, что Иисус Христос осмотрел все в храме, стало быть, осмотрел и священные изображения, бывшие там. Затем, удаляя из храма то, что оскверняло его, Он не удалил изображений; а когда сказал: «Дом Мой» – то, значит, принял и утвердил не только здание храма, но и все священные принадлежности его, в том числе и священные изображения, которые посему и перешли в новый завет к христианам. 10 . На каком основании в новом завете прибавлены новые изображения лиц Св. Троицы и почему их не было в ветхом завете? И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор.4:12 ). Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою… лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расщелине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе. ( Исх.33:18–23 ). Примечание. Так как до времени искупления все люди были под грехом и клятвою ( Гал.3:22 ), были в отчуждении от Бога ( Еф.2:13 ), как чужие для Него ( Кол.1:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Роптать значит искушать Бога: Укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? ( Исх.17:2 ). Ропот раздражает Бога: Народ стал роптать в слух Господа: и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана ( Числ.11:1 ). Библейские примеры наказания Божия за ропот: Доколе злому обществу сему роптать на Меня? Скажи им: в пустыне сей падут тела ваши ( Числ.14:27–29 ). Говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] израилевых ( Числ.21:5–6 ). Библейские изречения, утешающие скорбящего человека, готового роптать на Промысл Божий: а) Ничто не случается с человеком без воли Божией: Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога ( Лк.12:6 ), не упадет на землю без воли Отца нашего небесного ( Мф.10:29 ). А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц ( Лк.12:7 ). б) Скорби полезны для человека: Плавильня – для серебра и горнило – для золота, а сердце испытывает Господь ( Притч.17:3 ). Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай ( Иов.5:17 ). Господь кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами; ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр.12:6–7 ). в) В скорби нужно обращаться к Господу: Близок Господь к сокрушенным сердцем ( Пс.33:19 ). Утешайся Господом, предай Господу путь твой ( Пс.36:4–5 ). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя ( Пс.54:23 ). Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют ( Иов.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хотя Библия пишет, что Моисей видел образ Господа (см.: Числ. 12: 8; ср.: 14: 14), смотрел вслед Ему (см.: Исх. 33: 18–23). Ветхозаветный Иаков во сне увидел Господа на вершине лестницы (см.: Быт. 28: 12–15), а после ночной схватки с Ним свидетельствовал: «Я видел Бога лицем к лицу» (Быт. 32: 30). Пророк Исаия созерцал Господа с Его ангельским воинством в храме (см.: Ис. 6), а Иезекииль – четырех животных вокруг престола славы Господней (см.: Иез. 1: 3–11; 43). Однако все пророки созерцали не сущность невидимого Бога (см.: 1 Тим. 6: 16), а только «подобие славы Господней» (Иез. 2: 1). Водворяясь в теле, пишет апостол Павел, «мы ходим верою, а не в и дением» (2 Кор. 5: 7). И мы призваны любить Бога, Которого не видим (см.: 1 Ин. 4: 20). Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и только в будущем веке увидим «лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12), узреть «лице Его» станет доступным в Царстве Божием (см.: Откр. 22: 4), дети Божии там увидят Отца «как Он есть» (1 Ин. 3: 2). Сейчас то и дело на исповеди слышишь, как кто-то из прихожан гадал на картах, обращался к бабкам или ясновидящим с просьбой узнать, как лучше поступить. Искушения пойти на сторону далече усиливаются, когда кого-то постигает трагедия или несчастная любовь. Но если даже пророкам было открыто далеко не всё, если Священное Писание не договаривает всё до конца, если Сам Христос говорит, что времена и сроки знает только Отец Небесный, то откуда же могут знать прошлое и будущее те мнимые прорицательницы, которые, подобно Пифийским жрицам, чревовещают бессвязные глаголы? Всякое растение, которое не Отец Небесный насадил, искоренится; если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15: 13–14), – это слова Иисуса Христа. Источник подлинных знаний – Бог. Бог есть любовь, и Он желает, чтобы человек блаженствовал. «Бога не видел никто никогда», кроме Сына (Ин. 1: 18; см. также: Ин. 5: 37; 6: 46; 1 Тим 6: 16; 1 Ин. 4: 12), и поэтому только видевший Сына видел Отца (см.: Ин. 12: 45; 14: 9), смог приобщиться к Источнику знаний. Бога могут узреть только чистые сердцем (см.: Мф. 5: 8), только те, кто живет в святости (см.: Евр. 12: 14).

http://pravoslavie.ru/67866.html

изображений (1–6). В самом догмате раскрываются и доказываются две мысли: во-первых, что «иконы святые в православной святей кафоличестей церкви бываемая, имут начало и основание в писаниях божественных» (1): во-вторых, – «не точию имети, и благолепне хранити, но и благочестне почитати икону Христову, икону Богородичну, и прочыя святых иконы подобает: и тем кланятися должно есть, не яко Богу, но яко изображению Христа Бога нашего и другов его святых» (7 б ). (Глава I). В доказательство первой мысли приводятся места из св. Писания Ветхого Завета: Чис.21:8 ; ср. Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; ср. Евр.9:4 ; Исх.25:40, 28:36, 26:1 ; 3Цар.6:23–29 ; Исх.31:1–3 . Из этих свидетельств видно, что Сам Бог повелел Ветхозаветным людям устроить некоторые изображения, напр.: медного змея, скинию, золотых херувимов и проч. (2 а –3 а ). Кроме того, в Ветхом Завете мы видим не мало предметов, служивших образами или прообразами Новозаветных лиц – Господа Иисуса Христа ( Быт.49:9 ; Исх.17:6; 12:3 ; Дан.2:34 ), Божией Матери ( Исх.3:2 ; Суд.6:37–40 ) и четырех Евангелистов – Иез. гл. 21 (3 а –4 а ). Началом образа служит Сам Бог , как родивший Сына – «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ) – и сотворивший человека по образу своему и по подобию. Притом же Господь благоволил являться в Ветхом Завете в различных видимых и чувственных образах ( Дан.5:9 ; Быт.3:8, 28:13 ; Исх.33:23 ; Ис.6:1 ; 3Цар.22:19 ; Мф.3:16 ). Точно также и ангелы, духи бесплотные, принимали на себя телесный вид, когда являлись людям (4 аб ). (Гл. II). Вторая мысль доказывается также 1) на основании св. Писания и главным образом Ветхого Завета. Последнее свидетельствует, что Иудеи воздавали религиозное почитание и молитвенное поклонение многим предметам и лицам, служившим образами или символами Божества и Его присутствия. Так, праотец верующих Авраам кланяется трем странникам ( Быт.18:1–2 ); Моисей и весь народ Еврейским поклоняются столпу облачному ( Исх.33:9–10 ), Иисус Навин и пророк Даниил падают ниц пред Ангелом ( Нав.5:14 ; Дан.10:15 ); четыре животных и 24 старца кланяются Агнцу ( Апок.5:6–10 ); патриарх Иаков на месте явления ему Бога ставит каменный столп, называет его домом Божиим и молится пред ним – Быт.28:19–22 (8 а –11 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

3Цар.8:17 .  У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:18 .  но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 3Цар.8:19 .  однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему». 3Цар.8:20 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:21 .  и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. (ср. 2Пар.6:4–11 ). Если слова стихов 12–13 Соломон произнес, обратясь к Святому храма, то речь, ст. 14–21, произнесена им к народу; «собрание» кагал, εκκλησα, слав.: «собор») благоговейно стояло. Речь воспроизводит сжато, но полно всю историю построения храма с момента возникновения у Давида мысли об этом (ср. 2Цар.7:2 ; 3Цар.5:16 ; 1Пар.22:6–11,28:2–7 ). В выражении «храм для пребывания... имени Иеговы» (стихи 16–19, 29; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ; ср. Втор.12:5,11 ; 2Цар.7:13 ) имя (евр. шем ) есть откровение существа Иеговы ( Исх.3:14 ) со стороны Его святости и освящения Израиля ( Исх.29:43–46 ). 3Цар.8:22 .  И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне ( 2Пар.6:13 ). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, – древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх.9:29,33 ; Ис.1:15 ; Иов.11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговейного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ( Быт.24:26,52 ; Ис.45:23 ; Иов.1:20 и др.), вопреки мнению (Бенцингера и др.), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010