1 . Кто, по Евангелию, только верующий, тот верою передвигает гору своего злонравия ( Мф. 21:21 ), безостановочным низвращением отталкивая от себя бывшую в чувстве склонность к тому, чтобы быть под чувством. Кто же может быть учеником, тот, принимая от Слова руками укрухи хлебов ведения, питает тысячи ( Мф. 14:19 ), показывая самым делом умножающуюся силу Слова. А кто возмог быть апостолом, тот исцеляет всякий недуг, всякую болезнь, изгоняя бесов ( Мф. 10:1 ), то есть прогоняя действие страстей, исцеляя недугующих, то есть лишенных благочестия приводя надеждой к навыку в нем, и разболевшихся леностью поднимая словом веры; ибо кому поведено наступать на главу змей и скорпионов ( Лк. 10:19 ), тот истребляет и конец греха. 2 . Суббота суббот ( Лев. 16:31 ) есть душевный покой разумной души, которая, отвлекая ум даже от всех Божественнейших «словес», сокровенно заключенных в существах (сотворенных), в восторге любви всецело облекла его в Единого Бога и таинственным богословием соделала ум совершенно недвижимым от Бога. 3 . Жатва жатвы ( Лев. 23:10 ) есть всякое недоступное (для других) созерцание Бога, составляющееся в уме недоведомым (для нас самих) образом после тайного умозрения мысленных вещей, (созерцание), которое надлежащим образом приносит тот, кто от видимых и невидимых созданий достойно почитает Создавшего. 4 . Проводящий Евангельски шестой день, умертвив предварительно первые движения греха, добродетелями достигает в состояние бесстрастия, чистое от всякого зла, субботствуя ( Исх. 16:29–30 ) умом даже от самого тонкого представления страстей в воображении. А прешедший Иордан ( Быт. 32:10 ) переносится в страну ведения, в которой ум, таинственно созидаемый миром, бывает в духе Божиим жилищем. 5 . Кто шестой день ( Чис. 29:29 ) божественно исполнил приношением дел и мыслей, и сам с Богом хорошо совершил свои дела, тот созерцанием перешел всякое существо, подчиненное естеству и времени, и приведен в тайное зрение веков и вечного, недоведомым образом субботствуя умом, (и празднуя) всецелое оставление существ сотворенных и возвышение над оными. Если же кто сподобился восьмого (дня) ( Чис. 29:35 ; Лев. 23:36 ) и воскрес из мертвых, (то есть от всех по Богу чувственных и мысленных и слов, и помышлений), тот начал жить блаженной жизнью Божией (закона, который поистине справедливо и называется жизнью, и есть жизнь), поскольку он сам по обожению сделался богом ( Ин. 10:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Глава 16 1–14. Наказание египтян через животных и облагодетельствование через них евреев. 15–29. Второе сопоставление: наказание египтян грозными стихийными явлениями и благодетельное действие их на евреев. Главы 16-я и 19-я, сопоставление событий из истории египтян и еврейского народа во время освобождения его из рабства. В этом последнем отделе книги Премудрости Соломона писатель возвращается к той же теме, какая раскрывалась им в Прем. 10:15–11:1–17 ст. и которая была прервана рассуждением о Божией любви (XI:18-XII) и о происхождении и неразумности идолопоклонства (XIII-XV). Выясняя противоположную участь покровительствуемых премудростью Божией евреев и отверженных египтян он делает пять сопоставлений событий периода выхода евреев из Египта. Сопоставления эти сделаны весьма искусно, в описании событий немало новых, сравнительно с книгой Исход, подробностей и объяснений, а самые описания нередко весьма художественны (напр., XVII гл.). Начальные 14 стихов XVI гл. содержат первую параллель между противоположной участью египтян и израильтян, именно в отношении наказания одних и облагодетельствования других через животных. Израильтяне утоляли свой голод посылаемыми им животными, у египтян же, напротив, вид посланных во 2-й казни животных вызывал отвращение к пище (1–4 ст.). Если же израильтяне наказывались через животных, то, в противоположность египтянам, на короткое время и притом с тою целью, чтобы быстро следующее за наказанием спасение напомнило им о милости Божией (5–14 ст.). Прем.16:1 . Посему они достойно были наказаны чрез подобных животных и терзаемы множеством чудовищ. 1 . См. замечание к XI:16 ст. Первый стих тесно связан с двумя последними стихами XV гл. Нелепое до крайности почитание отвратительных животных было причиной того, почему египтяне «достойно были наказаны чрез подобных животных». Прем.16:2 . Вместо такого наказания Ты благодетельствовал народу Твоему: в удовлетворение прихоти их Ты приготовил им в насыщение необычайную пищу – перепелов, 2 . Ср. Прем.19:11–12 ; Исх. 16:13 ; Чис. 11:31 ; Пс. 104:40 . Переходя к судьбе израильского народа, писатель наказанию египтян через животных противопоставляет облагодетельствование евреев посланием им в пищу перепелов. Это было сделано «в удовлетворение прихоти их», т.е. когда евреи настоящего голода еще не чувствовали, а прося мяса, как замечает писатель в другом месте, «увлеклись пожеланием» ( Прем.19:11 ). Эта черта здесь отмечается писателем для противопоставления голоду египтян 3-го стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22 Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака Быт.22:1 . И было, после сих происшествий Это обычное, довольно неопределенное библейское указание – не столько на самое время, сколько на последовательность событий. Из последующего контекста ( Быт. 22:6 ) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду. Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом ( 2Пар. 32:31 ); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии ( Исх. 16:4 ; Втор. 8:2, 13:3 ; Пс. 25:2 ; Иак. 1:12 ; 1Пет. 1:7 ; 1Кор. 10:13 и др.). Быт.22:2 . Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание! пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 1–4. Об елее и 6–10. о хлебах предложения в святилище. 10–14 и 23. Побиение камнями хулителя Иеговы. 15–22. Постановления о возмездии за разные уголовные преступления. Лев.24:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.24:2 .  прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; Лев.24:3 .  вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон [и сыны его] должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; Лев.24:4 .  на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда. Повторяется данное ранее ( Исх 27.20–21 ) правило о возжигании в святилище на нарочито устроенном светильнике ( Исх 25.31–39 ) самого чистого «выбитого» (katit, т. е. с особенною тщательностью добытого из свежих оливковых ягод) елея. Об исполнении этого предписания говорится в Чис 8.1–4 . Лев.24:5 .  И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; Лев.24:6 .  и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; Лев.24:7 .  и положи на [каждый] ряд чистого ливана [и соли], и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; Лев.24:8 .  в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; Лев.24:9 .  они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное. «Хлебы предложения или с еврейского «хлебы лица», т. е. присутствия Божья (ср. Исх.25:30, 35:13, 39:36 ). Их было 12, полагались они в 2 ряда (по преданию, один на другой, по шести). Вес каждого хлеба определяется в 2/10 ефы, т. е. (так как ефа равнялась приблизительно 30 фунтам) около 6 фунтов, Лев.24:5–6 . Лев.24:7 .  и положи на [каждый] ряд чистого ливана [и соли], и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; Лев.24:8 .  в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 Авраам посылает своего домоправителя раба за женой для Исаака Быт.24:1 . Авраам был уже стар и в летах преклонных. По Быт. 25:20 , Исаак был 40 лет, когда он женился на Ревекке; а так как он родился на 100-м году жизни Авраама, то последнему, следовательно, в это время было около 140 лет. Быт.24:2 . И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера ( Быт. 15:2 ). положи руку твою под стегно мое Это – довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия ( Быт. 47:29 ). Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч ( Исх. 32:27 ; Пс. 45:4 и др). Быт.24:3 . и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, Это – первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в жены кого-либо из среды нечестивых и развращенных хананеев, которые не должны были смешиваться с чистым потомством богосозданного народа. Быт.24:4 . но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Не в Ур Халдейский, а в Харран, лежавший в Падан-Араме или в северной Месопотамии, где Авраам оставил своего брата Нахора ( Быт. 11:31, 22:23 ). Видеть же здесь указание на Ур Халдейский не позволяет, главным образом, то, что если Бог некогда вывел оттуда Авраама и тем самым заставил его порвать всякие связи и отношения с его зараженной идолопоклонством родиной, то не мог Он и теперь восстанавливать этих отношений, по тем же самым мотивам. Быт.24:5 . Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Это выражение характеризует предусмотрительность раба, который предвидит сильное и вполне естественное затруднение, относительно которого хочет заранее получить руководящие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Евр.8:1 . Глава же о глаголемых: Оглавлением и как бы сжатым, кратким изложением всего сказанного о Христе будет то, что сейчас будет сказано Апостолом. Или же: слово «глава» употреблено вместо: самое важное. Такова имамы первосвященника, иже седе одесную престола величествия на небесех. Предстояние Богу прочих священников свойственно рабам. Сей же, совершив дело домостроительства, совоссел, как Сын, «одесную». Такое выражение употребил Апостол для того, чтобы показать Его близость к Отцу. Престолом величествия Апостол назвал царское и превышнее успокоение и блаженное пребывание на небесах. Евр.8:2 . Святым служитель Это относится к Нему по человечеству и к совершению Им нашего спасения. Или иначе святыми он назвал небеса, которые в дальнейшей речи он назовет и истинной скинией. А так как Апостол уже сказал о священнике и о жертве, и назвал Христа священником превысшим священников иудейских, как по естеству Его, так и по жертве, Им совершенной; то у иудеев естественно мог родиться вопрос, a где же храм Его? Чтобы предупредить такой вопрос, Апостол указывает и храм. и скинии истинней, Ибо скиния еврейская была только образом истинной скинии. Посему, как священники еврейские, служа в скинии прообразовательной, ходатайствовали пред Богом за народ: так Христос на небе совершает ходатайственное за нас священнослужение, как уже сказано было выше. юже водрузи Господь, а не человек. Преобразовательную скинию Моисей устроил при посредстве Веселиила ( Исх.31:2 ); небо же сотворил Господь: ибо «словом Господним, – говорит Писание, – небеса утвердишася» ( Пс.32:6 ). Евр.8:3 . Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляем бывает: темже потреба имети что и сему, еже принесет. Если обязанность священников – приносить Богу дары и жертвы, то и Христу, как первосвященнику, необходимо было иметь нечто такое, что Он мог бы принести Богу Отцу, как (жертвенное) приношение. По сему-то Он и воспринял на Себя плоть, которую и принес в жертву. Евр.8:4 . Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава 9 1–41. Исцеление слепорожденного. Ин.9:1 .  И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Христос, проходя по дороге из храма, увидел человека, слепого от рождения, который, вероятно, сидел у ворот храма вместе с другими нищими слепыми (ср. Деян.3:2 ). На то, что встреча со слепорожденным имела место после удаления Христа из храма ( Ин.8:59 ), указывает стоящая в начале первого стиха соединительная частица «и» и отсутствие таких выражений как, например, «после сего» или «опять», которые ставятся там, где имеется в виду некоторый промежуток между событиями (ср. Ин.2:12, 5:1, 8:12 ). Ин.9:2 .  Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? На этот раз с Господом были Его ученики, о присутствии которых при беседе Христа с Иудеями ( Ин.8 ) не упоминалось. Ученики обращаются к Господу с вопросом теоретического характера: как объяснить то обстоятельство, что слепорожденный так страдает? Кто является виной его тягостного положения? В Ветхом Завете ученики, очевидно, не могли найти объяснения этому явлению. В самом деле, хотя закон Моисея и говорит, что Бог карает детей за грехи родителей до третьего и четвертого поколения ( Исх.20:5 ), но с другой стороны, пророки предвозвещали, что с наступлением Царства Мессии этот порядок будет отменен и каждый будет наказываться только за свою личную вину ( Иер.31:29 и сл.; Иез.18:2 и сл.). Это же Царство апостолам представлялось как уже наступившее с тех самых пор, как Ангелы возвестили мир всему миру после рождения Христа. А этот слепец, очевидно, по возрасту своему казался им родившимся уже после Христа. Как же Бог мог покарать его за грехи родителей уже после того, как на земле утвердился мир? Но и другое объяснение – личной виновностью слепорожденного – сюда не подходило, так как этот слепец не успел, конечно, совершить ничего преступного до своего рождения. «Что родился слепым». Здесь вместо «что» нужно бы поставить «чтобы» соответственно поставленной здесь частице να. Между тем, по общеиудейскому воззрению, болезнь все-таки должна была иметь своей причиной чью-либо вину, думать так давал повод и Сам Христос (ср. Ин. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Благотворительность —  добровольная помощь ближнему (материальная, душевная, духовная). Благотворительность является одной из форм христианского делания. Искреннее участие христианина в благотворительной деятельности во славу Божью соответствует двум главным заповедям : о любви к Богу и о любви к ближнему ( Лк.10:27 ). Регулярное соблюдение этих заповедей (при соблюдении ряда прочих условий) способствует тому, что христианин, при содействии благодати , возрастает возрастом духовным , уподобляется Богу. Благотворительность может иметь разные формы: материальная помощь нуждающимся, поддержка ближних через участие в одобряемых Церковью волонтерских движениях, помощь в строительстве и реставрации храмов и пр. Библейские основания благотворительности Ветхозаветный закон указывает, что благотворительность угодна Богу ( Втор.16:9-10 ). Благотворение связывается с почитанием Творца: «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» ( Притч.14:31 ). Творение милостыни угодно Богу и может рассматриваться как средство, способствующее очищению от грехов ( «очищает всякий грех») ( Тов.12:9 ), спасению ( Тов.4:10 ). Ветхозаветное нравственное учение определяло благотворительность как одну из важнейших форм богоугодного делания: «…К бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» ( Сир.29:11-15 ). В то же время Св. Писание содержит предостережение: «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» ( Притч.28:27 ). Особенностью ветхозаветного закона, в отношении благотворительности, является то, что содержащиеся в нем требования о благотворительности распространяются, главным образом, на соплеменников и единоверцев тех, кто призывается к благотворительности. «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» ( Втор.15:3 ); на своей земле иудей должен был помогать всякому обедневшему ( Втор.15:7-11 ) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы ( Исх.22:25-27 ; Лев.25:35-37 ), иноземцу же еврей мог давать в рост ( Втор.23:20 ).

http://azbyka.ru/blagotvoritelnost

С.И. Остроумов Тексты „Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». ( Быт. 9:6 ). „Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их». ( Исх. 22:21–23 ). „Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением». ( Пс. 61:11 ). „Честь для человека отстать от ссоры; а всякий глупец задорен». ( Притч. 20:3 ). „И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши Я не слышу: ваши руки полны крови». ( Ис. 1:15 ). „Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием». ( Ис. 61:8 ). „Вы слышали, что сказано древним: не убей; кто же убьет, подлежит суду, а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего (напрасно) подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака, подлежит синедриону; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной». ( Мф. 5:21–22 ). „Всякий человек... да будет медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». ( Иак. 1:19–20 ). „Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит... Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в нем пребывающей». ( 1Ин. 2:11 ; 1Ин. 3:15 ). „Если вы друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». ( Гал. 5:15 ). „Дела плоти известны:... вражда, ссоры, гнев, распри, разногласия, ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное. Предваряю вас, что поступающие так царствия Божия не наследуют». ( Гал. 5:19–21 ). „Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем. Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг к другу добры, сострадательны; прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». ( Еф. 4:26 , Еф. 4:31–32 ). „Если терпим, то с Ним (со Христом) и царствовать будем». ( 2Тим. 2:12 ). Изречения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Ф.Я. Покровский Введение Двоякое значение разделения еврейского царства при Ровоаме В истории еврейского народа разделение еврейского царства при Ровоаме имеет двоякое и важное значение. С точки зрения политической оно полагает конец могуществу еврейского народа и почти сразу из роли политического повелителя над окрестными народами низводит его на степень народа слабого, а царство иудейское даже на степень государства зависимого. Аврааму дано было обетование о том, что его потомству дана будет земля «от реки египетской до великой реки, реки Евфрата» ( Быт.15:18 ). Это обетование, повторенное при Моисее ( Исх.23:31 ), легло, так сказать, в основу дальнейшей политической жизни Израиля. Со времени своего исхода из Египта, он стремится приобрести для себя и укрепить за собою почву для своего существования в качестве народа среди других народов. После тяжкой борьбы за обладание Ханааном в период судей он выступает при Сауле на более широкое политическое поприще ( 1Цар.14:47,48 ) и при Давиде быстро распространяет свою власть на окрестные народы и именно до тех пределов, какие были указаны в обетованиях Аврааму и Моисею, – от реки египетской до реки Евфрата, в каковых пределах остается она и во время Соломона ( 2Цар.8:1,3,14 ; 3Цар.4,21; 9:26 ). При Давиде и Соломоне Израиль достигает таким образом высшей степени своего политического могущества и становится до некоторой степени всемирною монархиею. Сильный и спокойный извне он может обратить теперь свое внимание и на свое внутреннее устройство и развитие своего внутреннего благосостояния; но вместе с тем вынужден принять на себя и не легкое бремя различных повинностей, связанных частью необходимо, частью обычаем того времени именно с достойным поддержанием этого могущества. Разделение царства почти сразу полагает конец политическому могуществу Израиля; моавитяне, аммонитяне и быть может другие народы, покоренные Давидом еврейскому царству, не только скоро по разделении царства отпадают от Израиля, но и завоевывают значительные области израильского (десятиколенного) царства по ту сторону Иордана; 1 а царство иудейское уже в пятом году по разделении разбито, обессилено и подчинено египтянами и из прежнего повелителя над другими народами само становится данником другого ( 3Цар.14:25,26 ; 2Пар.12:2–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010