То же сходство видно в законах 14 и 18 глав Второзакония и 6 и 7 глав книги Левит и 18 главы Числ. Очень характерен (напр., во Втор.18:1 ) термин: они должны питаться «жертвами» (по-еврейски – собственно огнями). Этот термин ясно указывает на употребление огня при жертвоприношении, о чем говорится в соответствующих законах Лев.3:7; 24:7, 9 и др. Таких примеров масса. Точно также и третий – пророческий отдел Второзакония (28–33 глл.) стоит в такой же теснейшей связи, как вывод и теократическое освещение всей предыдущей и современной Моисею истории Израиля и его отношения к закону и Законодателю. На это указывают первые же слова этих пророчеств: «если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его..., то Господь поставит тебя выше всех народов» (28:1). Очевидно, это начало предполагает известными все предыдущие отношения между Господом и Его народом и все преимущества последнего. Еще более на эти отношения и «предварительные пояснения» указывают пророчества 9 стиха той же (28) главы: «поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе». Об этих «клятвах» и требовании «святости» несомненно говорится в предыдущих книгах ( Исх.19:3–6; 33:1 ; Лев.19:2 ). Пророчества 60 и 61 стихов: «наведет на тебя Господь все язвы египетские, которых ты боялся, и всякую болезнь и всякую язву, не написанную и всякую написанную в книге закона сего», – очевидно указывают на повествования книги Исход (6–12 глл.). Первый стих 29 главы читается: «вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами израилевыми в земле моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве»; этот стих содержит, очевидно, воспоминание о Синайском законодательстве книг Исход, Левит и Числ. Теми же воспоминаниями наполнены 4–8:13–17 стихи той же главы, 30:20; 31:4; 32:32–51 и мн. др. Последнюю часть пророческого отдела – благословение Моисея сынам израилевым ( Втор.33 гл.) также нельзя писать, читать и понимать без знакомства и постоянного сношения с предыдущими книгами. Начало его (2 ст.): «Господь пришел от Синая»; 4-й ст.: «Закон дал нам Моисей»...; 7-й ст.: «Об Иуде сказал.., руками своими да защитит он себя от врагов», – все это ясно указывает на пророчество об Иуде патриарха Иакова: «руки твои на плечах врагов» ( Быт.49:8 ). Особенно много воспоминаний и обетовании в кратких словах содержит благословение Левию: «туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем (срав. Исх.28:30 ), которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы (срав. Исх.17:7 ; Числ.20:13 ), который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю» и братьев своих не признает» (срав. Исх.32:26–28 ). Без указанных параллелей, очевидно, совершенно нельзя понять этого благословения. Также в 16 ст. благословение Иосифу: «благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа» – совершенно непонятно без повествования Исх.3–4 глл. Такими же параллелями наполнены и все другие «благословения» коленам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В словах вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой предТобою соединены цитаты из Исх 23:20 (в переводе Семидесяти) и Мал 3:1. В Исх говорится о том, что Бог посылает Своего Ангела предшествовать израильскому народу в пустыне на пути в землю обетованную, причем под Ангелом имеется в виду не Моисей, но — как обычно в Пятикнижии —явление Самого Бога, Который шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им (Исх 13:21). Как Бог предшествовал Своему народу во времена Моисея, так же произойдет и в будущем. Пророчество раскрывается далее в Мал 3:1, где содержится тройное обетование: Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете. Здесь подразумеваются не три, но два лица — Господь и Его пророк, причем Ангел (=‘вестник, посланец’) в Мал 4:5–6 отождествляется с Илией. Под воздействием цитаты из Исх первое лицо в Мал ( mou ‘Мною’) заменяется здесь на второе ( sou ‘Тобою’). В Исх подразумевается израильский народ, а в Мал — Бог; в конечном счете оба местоимения означают Мессию. Выражение gennhmXj gunaikTj ‘рожденный женщиной’ означает просто ‘человек’ или ‘смертный человек’ (Гал 4:4). Изречение о Царстве Божием иногда толковалось в том смысле, что Иоанн находится вне его, однако такое понимание вступает в противоречие с 13:28 (параллель в Мф 8:11). Так же как небесное гражданство важнее власти над бесами (10:17–20), так и принадлежать к Царству важнее, чем быть величайшим из пророков. В Новом Завете людям открывается новая жизнь, которой не могли достигнуть даже величайшие из святых ветхозаветной Церкви. Стт. 29–30 представляют собой комментарий Евангелиста, хотя и опирающийся на слова Иисуса, ср. Мф 21:31–32. Выражение род сей ( gene¦ аЫтн) встречается в 11:29–32 (параллель Мф 12:39–42); 11:50–51 (параллель Мф 23:35–36); 17:25; 21:32 (параллель Мк 13:30); Мк 8:12,38. Источник этого выражения во Втор 32:5,20; Суд 2:10; Пс 77:8; 94:10; Иер 7:29, где оно употребляется в контекстах, повествующих о неверности Израиля, вызывающей гнев Божий; так в современниках Иисуса обличается тот же дух богопротивления, ср.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Исх.20:6 .  и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом ( Втор. 4:15 ) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел» ( Втор. 4:16 )) и под другими формами, образами 14 . Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим ( Втор. 4:15 ), запрещение же поклоняться и служить им ( Исх.20:5 ) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель ( Втор. 4:24, 6:15 , Нав. 24:19 ), т.е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам ( Ис. 42:8, 48:11 ). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога- " ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему ( Исх. 34:7 , Чис. 14:18 , Ис. 14:21 ). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24:16 , Иер. 31:30 , Иез. 18:1–32 , а тех детей, собственная преступность которых ( «ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов. Исх.20:7 .  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха ( Быт. 31:42 ), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30, 4:30, 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое же тесное единство видно, при ближайшем безпристрастном анализе и в других отношениях, во всем содержании и изложении Второзакония. Содержание Второзакония можно разделить на три отдела: исторический, законоположительный и пророческий, и во всех их видеть теснейшее единство с предыдущими частями Пятокнижия. Так, возьмем для примера несколько исторических повествований Второзакония, хотя из первой же главы. В 4-м стихе (первые три стиха уже проанализированы) читаем: «по убиении им (Моисеем) Сигона, царя Аморейского, и Ога, царя Васанского». Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Чисел (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хорив и сказал: полно вам жить на горе сей " … И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании Израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2;33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвою обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7;15:18;17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшею речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте перед глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12гл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очередными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4, 3 – «глаза ваши виделт, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил "= Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23= Исх.19 –20гл.), о манне (8:3 – при чем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9:12= Исх.32:7–20 : при чем одними и теми же еврейскими словами обозначается о обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11:6=Числ.16гл.), о проказе Мириами (24:9 – «помни, что Господь Бог твой сделал Мириами на пути, когда вы шли из Египта». А ответ, на вопрос: что сделал? Заключается лишь в Числ.12:1–15 ), о нападении Амаликитян (25:17–18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта= Исх.17:8–18 ) и мн. другие «воспоминания» неоспоримо подтверждают нашу мысль 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Исх.25:26 .  и сделай для него четыре кольца золотых и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его; Исх.25:27 .  при стенках должны быть кольца, чтобы влагать шесты, для ношения на них стола; Исх.25:28 .  а шесты сделай из дерева ситтим и обложи их [чистым] золотом, и будут носить на них сей стол; Четыре кольца должны быть приделаны на четырех углах, у четырех ножек стола, – в тех местах, где ножки стола были соединены связкой: «при стенках должны быть кольца». Шесты, предназначенные для перенесения стола, вдевались в кольца лишь на время ношения. Исх.25:29 .  сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их; К принадлежностям стола относятся «кеарот» – блюда (LXX: τρυβλα), по объяснению талмудического предания – те формы, в которых приготовлялись и приносились в святилище хлебы; «капот» (LXX: θυσκας), по тому же преданию – фимиамники, или чаши, в которые полагался фимиам ( Лев.24:7 , Чис. 7:14 ), и, наконец, «кесот» и «менакийот» – сосуды для вина, как видно из прибавленного к ним выражения: «которыми возливали». «Кесот», греч. « σπονδεα», это большие винные кружки: «менакийот» – меньшие. Исх.25:30 .  и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно. Хлебов нужно было класть двенадцать ( Лев.24:5 ) по числу двенадцати колен Израилевых, в два ряда ( Лев.24:6 ), по шести в ряд, хлеб на хлеб, как об этом говорит иудейское предание и Иосиф Флавий и указывает изображение стола на арке Тита, представляющее подобие двух возвышающихся цилиндров. Приготовленные из большого количества муки, – в каждом хлебе должно быть 2/10 ефы ( Лев.24:5 ), хлебы каждую субботу заменялись новыми ( Лев.24:8 ). Хлебы называются хлебами лица, потому что находились пред лицом Сущего. Когда скиния снималась с места, то, по указанию Чис. 4:7 , стол для хлебов предложения закрывался голубой одеждой, на которую ставили все принадлежности вместе с хлебами предложения, и затем покрывали ярко-красным покровом и кожаным «тахаш».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.10:16 . вошла в душу служителя Господня и противостала страшным царям чудесами и знамениями. 16 . (Премудрость) «вошла в душу служителя Господня…» Речь о Моисее, который таким именем называется еще в послании к Евр. 3:5 . Входя в душу Моисея, Премудрость исполняет одну из своих задач: «переходя из рода в род, в святые души, приготовлять друзей Божиих и пророков» ( Прем.7:27 ). «…противостала страшным царям чудесами и знамениями». Говорится о казнях египетских, которыми премудрость освободила евреев из рабства ( Исх. 7:10 – 12:29–30 ). О премудрости, как силе чудодейственной, устрашающей тиранов, писатель говорил выше ( Прем.8:8 ). Прем.10:17 . Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. 17 . «Она воздала святым награду за труды их». Несомненно, писатель разумеет здесь ту подробность при исходе евреев из Египта, о которой говорится в книге Исх. 3:22, 12:35 . Растерявшиеся от горя египтяне отдавали уходившим евреям драгоценную посуду, одежды, и евреи «обобрали египтян»; но, обирая египтян, они получали лишь награду за свой долгий бесплатный труд на них, поэтому и в этом событии писатель видит действие премудрости. «…днем была им покровом, а ночью звездным светом». Указание на облачно-огненный столп, который вел евреев в пустыне. Столп «служил покровом», т.е. защитой от палящего солнца (см. Прем.18:3 ). Прем.10:18 . Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, 18 . Ср. Прем.19:7 ; Исх. 14:21–25 . Прем.10:19 . а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны. 19 . См. Исх. 14:26–30 . Прем.10:20 . Итак, праведные завладели доспехами нечестивых и воспели святое имя Твое, Господи, и единодушно прославили поборающую руку Твою; 20 . «…праведные завладели доспехами нечестивых». Подробность, не указанная в кн. Исход, но весьма естественная: трупы утонувших египтян прибивало к берегу и евреи брали их оружие; «…воспели святое имя Твое, Господи…» Разумеется та благодарственная песнь, которую евреи воспели по переходе через Чермное море ( Ucx. XV гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«С самого первого дня, – говорит Господь, – уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля» ( Исх. 12:15 ). Если под квасом разуметь лукавство и всякую нечистоту греховную, поминая подобное повеление Господне ( Мф. 16:6–12 ), то будет ясно, что желающим выйти из рабства египетского повелевается праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины ( 1Кор. 5:8 ). И делать так требуется в продолжение семи дней, особо выделяя из них первый и последний ( Исх. 12:16 ). Всеми этими днями обозначается период образования жизни богоугодной, из которого особо выделяется время первое, как начало освящения через приятие благодати Божией, и последнее – как конец этого освящения, когда благодать Божия принимает нас. Кто же в продолжение этого времени не захочет избавиться от кваса греха, неизбежно лишится среды Израиля ( Исх. 12:16 ), т.е. Царства Божия. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9–10 ). Впрочем, не одной только праведностью, а еще и многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14:22 ). Опресноки не вкушаются без горьких трав ( Исх. 12:8 ), потому что жизнь праведная в окружении греха трудна и горька для чувств, не приученных к добру и воспитанных во грехе, – особенно вначале, т.е. в первый день совершения Пасхи. Подчеркнем, что, хотя иго жизни по Богу – само по себе благо, и бремя ограничений, связанных с такой жизнью, легко ( Мф. 11:30 ), но для зачатого в беззаконии и родившегося во грехе всё это может показаться невыносимо трудным и горьким. То, что легко для здорового, часто оказывается неподъемным для больного. Какой, к примеру, труд в том, чтобы не смотреть на женщину с вожделением ( Мф. 5:28 ), когда отсутствует похоть? Но когда она живет в нас и питается чувствами нашими, остановить действие ее равносильно тому, чтобы отсечь руку свою ( Мф. 5:30 ), в которой находится иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного ( Рим. 7:23 ). И так во всем, где я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое ( Рим. 7:21 ), так что доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ( Рим. 7:19 ), при совершении доброго неизбежно возникают подвиг и борьба, тесно связанные со злостраданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Земельные уделы всех колен израилевых были святыней Господней, а уделы священников – «святыней из святынь» ( Иез.48:12,14 ). 2) Скиния была святыней потому, что она была местом Богослужения и местом особого присутствия Божия. О ней Сам Бог сказал: «...устроят они мне святилище » ( Исх.25:8 ) – то есть материальное сооружение , которое не только само свято , но и предназначено освящать, то есть передавать свою святость. Главная же часть скинии – алтарь – назывался «святое святых». 3) Иерусалимский храм был такой же святыней. И они (скиния и храм), естественно, не только воспринимали на себя Божественную благодать и освящение, но и сообщали их людям и другим предметам, как свидетельствовал о том Сам Христос: «что больше: золото или храм , освящающий золото » ( Мф.23:17 ). 4) Скрижали завета были святынями потому, что на них были начертаны (на первых – Самим Богом, а на вторых – святым пророком Моисеем) заповеди Божии – Его святое слово. 5) Все храмовые и священнические принадлежности были святынями: «и помажь им (миром) скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая : всё , прикасающееся к ним, освятится » ( Исх.30:26–29 ). Ту истину, что материальный жертвенник не только сам свят, но и способен освящать к нему прикасающееся, подтвердил и Сам Христос: «что больше: дар или жертвенник , освящающий дар » ( Мф.23:19 ). 6) Все жертвоприношения были святыней: «посторонний не должен есть сего (мясо овна), ибо это святыня » ( Исх.29:33–34 ); «это (жертва повинности) великая святыня » ( Лев.7:1 ; ср. 6:25; 27:28); «это (кровь очистительной жертвы) святыня великая у Господа» ( Исх.30:10 ); «это (хлебное приношение) великая святыня из жертв Господних» ( Лев.2:3 ). 7) Ковчег Завета – особая, главная святыня Израиля, который находился в святейшем месте – во святая святых. В нем находились скрижали завета и посох Аарона, и с ковчегом Бог связывал Себя особым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ибо как в миру если у кого есть золото, серебро, достаток, много богатства, то он хочет родить от своей породы детей, чтобы они унаследовали отцово добро, а не будет иметь наследника, скорбит и тоскует, – так Господь, сотворив Адама, сделал всю землю и небо ему домом и поставил его царем всего сотворенного, приготовив ему и небесное наследие, да станет другом и братом Христовым, невестой и сотоварищем Святого Духа. В самом деле, как вы всем сердцем любите Господа ( Мк. 12:30 ), делаясь чужими миру и перенося гонения, так и Господь всем сердцем возлюбил нас и страдал и был распят, чтобы ввести людей в свое наследство и в жизнь; ведь Он сошел на землю ради грешников. И скорбит Господь, небесный Отец, если не родит чад от своей породы, чтобы дать им наследство, Царство Небесное, которое Он им уготовал. Все прежние праведники, которые были людьми, как и все прочие, одетыми в плоть, совершили на земле великое дело в сравнении с прочими людьми: ибо они воспарили над тварью и смертью . Сказал Моисей воде, и она превратилась в кровь ( Исх. 7:20 ); сказал земле, и вышли жабы ( Исх.8:2–3 ); сказал смерти: не войдешь в преддверие, и подчинилась смерть и исполнила волю Моисея ( Исх.12:23 ), и впредь узнала смерть, что уже более не царствует с тех пор, как убоялась повеления Моисея и послушалась его. Потому что на лице Моисеевом был знак славы божественного света ( Исх. 34:29–30 ), знак, в который Адам был облачен до падения; а был Адам облачен в славу Божию и одежду божественную. До Моисея же никто не имел этого знамения на лице, кроме самого Моисея. Вот и изумилась смерть, увидев знамение, ибо от Адама по тот день никто не имел этого знамения, а о ней самой было пророчество, что род человеческий воцарит над нею и подчинит ее себе. Так и стало: явился в конце времен небесный Адам и крестом Своим осудил смерть и сошел в гробницу и открылся прежде умершим пророкам и праведникам. Когда они уже скорбели о том, что не получили обещанного, Он поднял их из могил и одел в Божественную славу и они явились в городе Иерусалиме ( Мф. 27:53 ) и увидели своих друзей и родных и вернулись в свои гробницы; так разметал тогда Господь оплоты и цепи лукавого и диавола предал смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Числ (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хориве и сказал: полно вам жить на горе сей»... И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2; 33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвой обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7; 15:18; 17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшей речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте пред глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12 глл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очевидными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4:3: «глаза ваши видели, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил»... ­ Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23 ­­ Исх.19–20 глл.), о манне (8– причем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», – очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9­­ Исх.32:7–20 ; причем одними и теми же еврейскими словами обозначается в обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11­­ Числ.16 гл.), о проказе Мариами (24:9: «помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010