цитаты в моей речи о «вегетарианстве»..., стр. 33)... «Милующее сердце», говорит преп. Исаак Сирин , «и о бессловесных... ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились» они..., «а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалость, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» (см. : в моей речи: ibid.). На вопрос: «что такое сердце милующее?» преп. Исаак ответил: «возгорание сердца у человека о всем творении, ...о птицах, о животных... и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости», – продолжает он, – «объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вывести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью» (ibid.)... Ср. еще, напр., Лук. 15:3–6 . Мф. 18:12–13... Впрочем, что уже говорить о христианстве, если и в ветхозаветной Библии находим, напр., законы: «в седьмой год «оставляй» землю «в покое, чтобы питались убогие..., а остатками после них... звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» ( Исх. 23:11 ) ( Лев. 25:4–7 )... «В седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой»... (Исх. –12). Когда увидишь осла брата твоею или вола его упадших на пути, не оставляй их; но подними их»... (Второз. 22:4. Ср. Лук. 14:5 ; ср. Мф. 12:11), «Не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19. 34:26 . Второз. 14:21). «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Второз. 25:4), и т. д. Вот она христианская то точка зрения, г. Геккель с «присными»!.. А посмотрите-ка, с другой стороны, на восхваляемых этим «ученым» (!) буддистов. «Далее в душах членов монашеского ордена... гордость до того сильна, что они считаюсь унизительным для своего достоинства платить вежливостью за вежливость, благодарить за милостыни, какие народ подает им» (Келлог: «Буддизм и христианство»; 2-е изд. Киев, 1894 г., стр. 274)... Где уж тут говорить о хороших отношениях этих эгоистов... не к людям, а к животным? Если ими третируются люди, то, разумеется, тем более неразумные твари...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Но Бог вслед за этим, обращаясь к Моисею, говорит те слова, которые Он говорит каждый раз, когда разговаривает с человеком. Пройдитесь по Библии как-нибудь на досуге, и вы увидите: каждый раз, когда Бог обращается к человеку, Он ему говорит – не бойся. С этого начинается разговор – мы можем с тобой разговаривать, не бойся, смерти твоей сейчас от этого не произойдет, не бойся, Я не для того, чтобы ты умер здесь, совсем для другого. И Бог призывает Моисея, чтобы тот пошел в Египет и вывел народ из Египта ( Исх.3:7-10 ). Но Моисей – не Авраам, совсем не Авраам. Авраам, услышав подобное, встал и пошел, а Моисей совсем не таков. Ему очень страшно туда возвращаться, его там ждет смерть на самом деле, ему очень не хочется туда идти. Он начинает говорить – а, как Ты мне докажешь, дай мне какое-нибудь знамение, что я смогу вывести народ из Египта. И Бог дает удивительное знамение Моисею, каждый раз, как это место читаю, так поражаюсь. Бог говорит – вот тебе знамение. Когда вы выйдите из Египта, вы совершите мне служение на этой самой горе ( Исх.3:11-12 ). Посмотрите логику, что такое знамение? Моисею нужно сейчас что-нибудь для подтверждения, что потом что-то произойдет, сейчас чтобы гром загремел, молния, что-нибудь такое. Бог же ему в качестве знамения дает слово. Он говорит о том, что Он видит, как совершающееся, некоторое событие, которое даже после выхода из Египта. Он говорит об этом событии как о свершившимся факте. И это еще раз нам показывает то, о чем мы говорили с самого начала: Бог не во времени, Бог в вечности. Для Него все времена вместе, Он видит одновременно все времена. И поэтому Он видит и выход из Египта, и видит, как совершается служение, и не какое-нибудь служение, а заключение завета на этой самой горе. И Он об этом Моисею говорит. Удивительно, что Моисей подобное знамение принимает, хотя не очень понятно, принимает он его или нет, но он продолжает разговор. Он говорит – хорошо, ладно, я пойду туда, я им скажу, вот Бог ваш, Бог Авраама, Исаака, Иакова, послал меня, чтобы вывести вас из Египта, а они мне скажут – а докажи, а чем ты докажешь. Они спросят – а как Ему имя, этому Богу ( Исх.3:13 ). Что стоит за этим вопросом? Ты сам сказал, что это наш Бог, Бог Авраама, Исаака, Иакова. Это значит, что к нас с этим Богом есть свои отношения. Ты говоришь, что тебе Бог сказал, этот самый Бог, чтобы ты пришел и нас вывел из Египта. Это значит, что у тебя какие-то особые отношения с Ним. Особые отношения – это значит, что ты знаешь о Нем больше, чем знаем мы. Знание о Боге чего-то большего значит знание Его имени, другого имени. Вот, мы его знаем как Бога Авраама, Исаака, Иакова, а ты Его как знаешь? Вот, что стоит за этим вопросом.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

О пострадавших за иконопочитание Иез.6:4–5 . «И жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими. И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших». Объясн. Здесь говорится не об изображениях на святых иконах и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, святым мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Пет.3:16 . Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать со сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 1Мак.3:58–59:9:17–18 , а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казнёнными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»: Исх.32:19:27, 28 . Иез.8:10–12 . «И вышел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом... И сказал мне: видишь ли сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию». Объясн. Применение этих слов к священным изображениям на стенах православных храмов настолько же неосновательно, насколько оно неосновательно было бы к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:23:35, 8:11 , а также к храму, виденному самим Иезекиилем: Иез.41:17–19:25 . В этом месте устами пророка Иезекииля Господь осуждает чествование «идолов» и «нечистых животных», которое «старейшины дома Израилева» производили в языческих храмах и думали, что ничего этого «не видит Господь». Православные ни от кого не скрываются с изображениями истинного Бога, напротив, история нам показывает целый сонм мучеников, просиявших открытым подвигом защиты иконопочитания. Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу об иконопочитании Исх.25:18 . И сделай из золота двух херувимов, чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. (Ср. Исх.26:1 ; 3Цар.6:23 ; 2Пар.3:7 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– Субботы я не брошу и, как сказано в 4-ой заповеди, так и буду праздновать ее по заповеди, – с отчаянием проговорил Петр. – Вот ты, Петр, все время твердишь одно, но от Писания в свою пользу ничего не приводишь. Теперь нам ясно, что ты празднуешь субботу, потому что ветхий завет предпочитаешь новому. Но мы, как истинные христиане, должны ставить Христа выше Моисея и посему, приняв «новый завет», должны отложить ветхий с его печатью – субботой. И Писание нам ясно говорит, что обетование о спасении принадлежит лишь служителям «нового завета», а не служителям смертоносных букв, начертанных на каменных скрижалях ( Евр.9:15 ; 2Кор.3:3–11 ). – в) – Да и откуда ты, Петр, взял, что празднуешь субботу по заповеди?! . Неужели ты убежден, что празднуешь ту субботу, которую дал Бог сынам израилевым и которую израильтяне должны были помнить, согласно повелению 4-ой заповеди десятословия?!. – А то как же?!. Конечно, я праздную субботу, данную Богом израильтянам, – и праздную ее по заповеди , также данной Богом через Моисея, – убежденно и с удивлением отвечал Петр. – А я, Петр, думаю, что ты сочинил себе свою субботу и ложно прикрываешься именем Бога и опираешься на Моисея; так что ты являешься преступником уже не только «нового завета», но и «ветхого»!.. –Да откуда же это видно?! – изумленно вопросил Петр. – Видно это из того, что ты не так празднуешь субботу, как повелели праздновать ее Моисей и пророки, – отвечал я. – А я думаю, что так, и ни в чем не погрешаю против Писания, – настаивал Петр. – Сейчас посмотрим, Петр. «Помни день субботний, говорит Писание евреям, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу-Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» ( Исх.20:8–10 , Иез.17–24 ). Завтра покой, святая суббота Господня: что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня ( Исх.16:23 )... Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы ( Исх.35:3 )... Не собирайте дров ( Числ.15:32– 33 )... Не продавайте и не покупайте ( Неем.10:31, 13: 15–22 ); не носите нош в день субботний (Терем.17:21–27) 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Таким образом, даже самое классическое для мнимого иеговиста место, призвание Моисея с откровением ему имени Иеговы (Исх.3гл.), – нельзя приписывать иеговисту, а доводится, по Деличу, к какому-то «смешанному» документу приурочить (3:1–4,17). Должно быть библейский текст дает очень мало опор для писания мнимого иеговиста. Действительно, в указанном «классическом» для рассматриваемых гипотез, месте Исх.3:1–15 читаем: «вот Ангел Иеговы явился Моисею и Иегова увидел, что Моисей подошел (к купине) и сказал: Я Бог (Елогеи) твоих отцов, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова. И сказал Иегова… И сказал Моисей Богу (Елогим): вот я приду к сынам Израилевым и скажу: Бог (Елогеи) отцов ваших послал меня к вам, а они скажут: как имя Ему? Что сказать мне? Бог (Елогим) сказал Моисею: Я есмь Сый, так скажи: Иегова послал меня к вам, Господь Бог (Иегова Елогеи) отцов ваших, Бог (Елогеи) Авраама, Бог (Елогеи) Исаака, и Бог (Елогеи) Иакова«… – Как можно в этом отделе по именам Божиим узнать и указать разных писателей? Очевидно, благоразумнее молчать. Не более оснований для той же гипотезы дает и другое «классическое» место Исх.6,2–3 : «и говорил Бог (Елогим) Моисею и сказал ему: Я-Иегова. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог (Ел) всемогущий, а с именем Иеговы не являлся им»… Очевидно, и этот отдел доволится признать каким-нибудь «смешанным» или «неизвестным» по происхождению, хотя он должен бы быть исходным пунктом для гипотезы. Кроме вышеотмеченных «странностей! И непоследовательности, в писании мнимого иеговиста нужно, как и у елогиста, отметить замалчиваемое Деличем, употребление имени Елогим, например, в и мн. др. Очевидно, из приведенных немалочисленных примеров, что и мнимый иеговист был не особенно точен в своей богословской терминологии и дал критикам не слишком непоколебимые основания. Не будем анализировать указываемых Деличем отделов «смешанного» (напр. Быт.14гл.,22:1–19;28:10–22 и мн. др.), а тем паче «неизвестного» (напр. Быт.11:10–32 ,23гл.,25,28–34 и др.) характера, потому что из самого названия довольно легко определить, что это за отделы и какова их историография.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1) Видя свои дома и храмы украшенными в священный день Пятидесятницы зеленью и древесными ветвями, мы невольно переносимся мыслью под кущу Авраама в Мамврийской дубраве и останавливаемся здесь на первом прикровенном явлении человеку Бога Троичного в Лицах Своих. «Явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда Он сидел при входе в шатер свой во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, Он побежал на встречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:1–3 ). Одно наименование Господа полагает священный бытописатель трем Божественным Странникам, одним поклонением сам Авраам, прозревая тайну, воздает честь единому Богу, явившемуся в трех Лицах Своих, и обращением речи к одному исповедует единое начало троичного в лицах Божества. Тогда дано было Аврааму обетование, что от него произойдет народ великий и сильный и благословятся в нем все народы земли (18 ст.). Поверил Авраам Богу, и Бог исполнил все, что сказал о нем (см. 19 ст.): Он привел ближайшее и отдаленнейшее потомство отца верующих к Синаю Ветхого и Нового Заветов. 2) «В третий месяц, по исходе сынов Израиля из земли египетской, в самый день новолуния пришли они в пустыню Синайскую… И расположились там станом против горы» ( Исх.19:1–2 ). Гора Синай была покрыта в это время зеленью (см. Исх.34:3 ), и сам Израиль получил повеление от Бога омыть одежды свои, очиститься и уготовить себя к достойному сретению Иеговы, Который пожелал говорить теперь с народом Своим ( Исх.19:9–11 ). И неудивительно, что, исполняя это повеление Божие (14 и 15 ст.), находившийся в дальнем странствовании и, может быть, даже живший в древесных кущах (см. Лк.9:33 ) бедный народ рабов египетских для придания вида внешней чистоты своим жилищам пользовался свежими древесными ветвями и зеленью. По крайней мере, у последующих евреев свято соблюдался не предписанный законом, но почти обратившийся в закон от постоянного употребления обычай украшать свои дома и синагоги цветами, травой и ветвями дерев в священный день воспоминания о Синайском законодательстве. Синагога, устланная зеленью, и особенно кафедра в ней, задрапированная древесными ветвями, стали изображать для позднейших родов вершину Синая, на которой Моисей получил от Бога закон для передачи народу. Голос раввина, читавшего с такой кафедры слова закона, ясно напоминал глас Божий, вещавший с горы Десятословие в облаке, громе и молнии. Сам народ убранством своих жилищ в этот свящ. день исповедовал благоговение к закону и Законодателю и от заботы о внешней чистоте возводился к достижению чистоты внутренней хранением заповеданного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 . Имя Божие соединяется и сближается с понятием Славы Божией, которая даже любителями упрощенной синонимики не может быть отнесена просто к описательным выражениям ( Исх. 16 :, 7, 10; Числ.16:19 ; 3Цар. 8:10–11 ; Ис. 35:2; 40:5 ; Прем. Иис. с. Сир. 45:3 ). Исх. 33:18 19: «И сказал (Моисей): покажи мне славу Твою. И сказал (Господь Моисею): Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу Имя Иеговы пред Тобою, и кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею», – 34: 5: «и сошёл Господь в облаке, и остановился там против него и провозгласил Имя Иеговы». Здесь явление Славы Божией и провозглашение Имени Иеговы сопоставляются как две стороны богоявления, как феофанические Энергии. В этом свете получает свой смысл и заповедь, которая не только запрещает неблагоговейное отношение к Божеству, осуществляемое чрез слово, но нарочито ограждала святыню Имени Божия, подобно тому как нарочито ограждалась святыня Славы Божией, являвшейся в скинии свидения (как об этом свидетельствует история «протестантского» выступления Корея, Да-фана и Авирона: Числ. 16 ). (Текст третьей заповеди в книге Исход находится именно в том контексте, где стоит и повествование только что приведенное.) Исх. 20:7 : «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (параллели: Лев. 19:12 , с другим оттенком и более узким сдержанием; Второз. с Исходом; Притч. 30:9 ). Если обратить внимание на общий контекст и содержание 10-словия, специфическое содержание третьей заповеди становится еще яснее: после провозглашения веры во единого истинного Бога и запрещения идолослужения устанавливается почитание священного Имени, которое только что было торжественно открыто и провозглашено на Синае, для того чтобы в четвертой заповеди уже перейти к установлению священных сроков (субботы и будней). Сюда же можно отнести такое, например, сопоставление у прор. Исайи (48:9): «Ради Имени Моего отлагал гнев Мой, и ради Славы Моей удерживал Себя от истребления тебя»; у прор. Даниила (3:52): – «благословенно Имя Славы Твоея, святое и прехвальное и превозносимое во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

3:14–16 ). Бог Отец посылает на землю Своего Сына ради избавления всякого человека от страшного последствия греха — разрыва с Богом, смерти. «13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: “Бог отцов ваших послал меня к вам”. А они скажут мне: “как Ему имя?” Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Ягве)» ( Исх. 3:13–14 ). Это крайне важный момент не только для исхода, но и, возможно, для всего Ветхого Завета. В 14м стихе Бог открывает Моисею Свое Имя, настолько, насколько это возможно. Подробнее об именах Божиих мы поговорим в главе «Декалог». А здесь приведем два варианта перевода имени Бога. «Я есмь Сущий», что мы видим в нашем синодальном переводе Библии, полностью соответствует греческому тексту «Εγ ιμ ο ν» [эго эйми хо он]. Ягве можно перевести как «Он есть». Еврейский же текст этого места звучит как Ehje asher ehje [эхье ашер эхье], что можно перевести, как «Я — Тот, Который присутствую» или «Я — Тот, Который буду присутствовать», что является обетованием израильтянину (в абсолютном смысле — каждому верующему в Него) всегда и везде присутствовать в его жизни. А значит, в ближайшей перспективе — и непосредственная помощь в исходе народа израильского из Египта. В Исх. 4:1–9 Моисей получает дар чудотворения. Многие люди не могут раскрыть свой потенциал веры, пока не увидят какое-нибудь чудо. Хотя это и не совсем правильно. «10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. 11 Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? 12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. 13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать» ( Исх. 4:10–13 ). Препирательство Моисея с Богом снова являет нам непостоянство нашего духа. Памятуя то, что исход евреев из Египта является прообразом внутреннего, аскетического «исхода» человека из своего греховного состояния, логично предположить, что на примере Моисея мы должны видеть наше собственное слабоволие, попытку найти оправдание своей нерешительности в избавлении от греха. «Исход — не только символ истории, понимаемой во вселенском, общечеловеческом смысле. Для человека, живущего библейской верой, Исход также является символом его внутреннего духовного состояния, точнее, внутренней динамики, роста, движения к Царству Божию. И это тоже наследие Ветхого Завета», — считает протоиерей Александр Сорокин . Необходимо добавить, что исход уже тогда считался не только избавлением от Египетского рабства. После географического исхода у израильтян еще 40 лет происходил аскетический исход — именно столько Моисей водил свой народ по Синайской пустыне, пока они не подошли к Земле обетованной. Это было необходимо для того, чтобы вытравить из сознания евреев сам дух рабства .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В день обрезания давали имя младенцу, как печать вступления его в завет с Богом и обязательства служить Ему ( Лк.2:21 ). Кто принял обрезание не в восьмой день, а после, тот не равнялся с обрезанными в этот день 78 , а кто остался совсем необрезанным, того закон осуждал на истребление от рода избранных: иже не обрежет плоти крайния своея, погубится душа та от рода своего ( Быт.17:14 ). Первый совершил над собою обрезание Авраам, с которым Бог вступил в завет, а в лице его и со всем его потомством; после творили обрезание родоначальники или старейшины в каждом племени; наконец, священники и левиты, в случае нужды бабки и матери ( Исх.4:25 . 2Мак.6:10 ). Плотское обрезание служило знамением внутренней чистоты сердца, обрезания духовного ( Рим.2:29–30 ) и прообразованием обрезания нерукотворенного в таинстве св. крещения ( Кол.2:11–12 ). При этом таинстве, как заступившем место ветхозаветного обрезания, постановлено в Прав. Церкви давать новорожденному младенцу имя того святого, которого память совершается в восьмой день по рождении младенца или около этого времени 79 . Первенцы и начатии За искупление от тяжкого ига египтян смертью первенцев их, пораженных от человека до скота ( Исх.12:29 ), первенцы у евреев от человека до скота принадлежали Богу, как жертва Ему. «Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, говорит Моисей, Господь умертвил всех первенцев в земле египетской от первенца человеческого до первенца скотья: посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов своих выкупаю» ( Исх.13:12–15 ). Для родителей было бы тяжко совершенно разлучиться со своими первородными: посему Бог вместо первенцев всего народа принял в жертву себе одно из 12 колен – Левиино ( Числ.3:12 ); права и обязанности первенцев передал ему. Между тем, каждый отец семейства должен был, по истечении дней законного очищения, принести своего первенца во храм иерусалимский ( Лк.2:23 ) и искупить его. Цена искупления назначена была пять сиклей серебра 80 ( Чис.3:45–51. 18:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Впоследствии благовременное отлучение агнца было отменено, когда евреи поселились в земле обетованной и свободно могли совершать Пасху. В 14 день месяца жертву закалали. Местом заклания в Египте был дом каждого израильтятина; в Палестине – скиния, а потом храм Иерусалимский: «закалай пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, Бог твой» ( Втор.16:2 ). Вечером 14 дня при захождении солнца, в то время, когда изошел Израиль из земли египетские ( Втор.16:6 ), следовательно, около полуночи ( Исх.12:29 ), хозяин дома посвящал пасхальное животное Господу, принося его на своих плечах туда, где надлежало заколоть его. Здесь, при собрании празднующих, закалали его, не сокрушая костей. В Египте кровью закланного евреи должны были кропить двери домов своих: «и будет у вас кровь знамением на домах, где вы будете: и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю египетскую», говорил Господь ( Исх.12:13 ). Впоследствии, когда заклание совершалось при храме, вместо кропления кровью дверей, кропили ею алтарь жертвенный, в знамение того, что спасение древнего Израиля от поражения ангела сопровождалось пролитием крови. При заклании пасхальных агнцев в доме Божием помогали левиты. Все совершалось в порядке, без замедления. Одни шли с пасхальными животными во двор храма, другие оттуда с закланными. Кожу снимали с них во дворе и, завернув ею агнца, несли домой, где надлежало есть пасху. Напоминая Израилю о тяжких страданиях под игом рабства египетского, закон предписывал евреям испечь закланное животное и съесть с горькими травами и опресноками, или хлебом озлобления, в память поспешного удаления и тех лишений, какими сопровождалось странствование евреев из Египта по пустыне ( Втор.16:3 ), съесть всего агнца, не оставляя ничего до утра, и не сокрушая костей, которые с остатком пасхи, если был, должно было сжечь, для предохранения от осквернения. Пасху надлежало есть каждому отцу в кругу своего семейства, а при малочисленности его, в соединении с другим, в количестве от 10 до 20 человек. Закон предписывал: «в десятый день месяца пусть возьмут у себя, по поколениям, агнцев, по агнцу на семейство. А когда семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет агнца вместе с соседом своим, ближайшим к дому своему, смотря по числу душ» ( Исх.12:3, 4 ). Вкушать пасху закон дозволял только обрезанным и чистым ( Нав.5:8–10 . Ин.11:55 ) мужам и женам, детям и старцам, господам и рабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010