Пс.25:8 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Под именем дома Господня и места селения славы Его Давид разумеет здесь скинию Господню, устроенную Моисеем по повелению Божию, а благолепием называет красоту кивота Господня и той же самой скинии. С особенным благолепием устроена и украшена была скиния, и по временам особенным образом проявлялась в ней слава Господня ( Исх.40:34 ; Чис.30 ). В той же самой скинии, при кивоте Завета, Господь открывал волю Свою народу или Сам непосредственно, или чрез священнослужителей ( Чис.12:5,6 ). Словами сего стиха Давид как бы выражает скорбь свою и жалобу на то, что его безвинно удалили от дома Божия, который ему настолько любезен, насколько ненавистны капища и требища идолов: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Пс.25:9–10 Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живот мой, ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. По мнению одних (св. Афанасия) толковников, под именем нечестивых Давид разумеет гонителей его, т.е. Саула и его подданных, а по мнению других ( Евфимий Зигабен) , нечестивыми называет тех иноплеменников (филистимлян), у которых он проживал, будучи изгнан из своего отечества с. 200]. Мужами кровей он называет убийц и вообще всех тех, которые готовы проливать безвинно кровь человеческую, каковы были его гонители. После обращения к суду Божию и свидетельствования о своем незлобии и невинности, Давид просит у Господа Бога милостивого приговора, чтобы Господь не подверг его тому же наказанию, какому подлежат по правосудию Его все нечестивцы и беззаконные человекоубийцы. Последние, руки которых осквернены беззакониями, а десница (правая рука) наполнена скверного мздоприимства и лихоимства, подвергаются, по суду Божию, лишению жизни и вечной погибели. А меня, умоляет Давид, не подвергай одинаковой с ними участи: да не погибнет душа моя вместе с нечестивыми, и да не лишусь я вечной жизни, подобно беззаконникам и убийцам. Пс.25:11 Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

25-31, гл. 40), Давиду (1 Пар 28. 11-19), Иезекиилю (Иез гл. 40-48) и святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (Откровение святого Иоанна Богослова). В православном богослужении соединяются и соприсутствуют вместе небо и земля, Ветхий и Новый заветы, прошлое, настоящее и будущее. По учению отцов Церкви, храм - это образ сотворенного Богом космоса: " Всею церковью означается сей дольний обитаемый мир и нами зримое небо, ибо когда воссылаем молитвы, стоя перед церковью, почитаем ее небом и вместе раем Эдемским. И самый торжественный чин освящения храма представляет нам его таинственным небом и Церковью первородных, когда же внутри церкви мы совершаем страшное более всех таинств священнодействие литургии, тогда алтарь бывает нам небом, Церковь же означает землю: в нее все стекаются и составляют молитвенное славословие... Красота церкви означает красоту создания, горящие на возвышенном, среди церковного свода висящем паникадиле свечи - лучезарные звезды, а купол его - небесную твердь " (Св. Симеон Солунский, Книга о храме, 17-18) . 2) Во второй речи о строительстве скинии Господь говорит пожертвованиях, необходимых для ее содержания: Всякий должен давать половину сикля, сикля священного... Богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших; и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания (Исх 30. 13-16). Святитель Симеон Солунский учит: " Имеющий намерение создать божественный храм приходит к архиерею и просит на то позволения... Чтобы начав строить храм, строитель не оставил его неоконченным, или чтобы храм, построенный и освященный, не был потом оставлен и не оставался без употребления за недостатком необходимого, посему желающий создать храм только после исследования и после того, как даст обещание достроить его до конца и приготовить для него все нужное, получает позволение строить " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 69) . Второй день сотворения мира - разделение верхних и нижних вод и создание тверди небесной, которую Священное Писание называет Престолом Божиим (Ис 66.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Божия Матерь Она возвеличена Богом: Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ). Смысл слова «ублажать»? Отныне будут ублажать меня все роды ( Лк. 1:48 ). Приснодевство: В ответ благовестнику: Как будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Она уже была обручена. Мысль: «Это в принципе невозможно». Если б ей предстояла супружеская жизнь, то её возражение было бы неуместным. Аналог: «невеста». Прообраз: Иез. 44:2 . Пресвятая Богородице спаси нас. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ). Не спасу ли я некоторых из них ( Рим. 11:14 ). Жена, не спасешь ли мужа? ( 1Кор. 7:16 ). Почему Христос не возвеличил Божию Матерь? Христос при жизни никого не возвеличивал из Своих угодников. Даже апостол Павел, который более всех их потрудился ( 1Кор. 15:10 ), не был превознесен Господом: венец правды… даст мне Господь в день оный ( 2Тим. 4:7 ), а не при жизни. У Неё были другие дети – братья Господа. Если бы это было так, Господь не стал бы препоручать Ее Иоанну ( Ин. 19:26–27 ), ведь Иаков, брат Господень, долго был епископом Иерусалима ( Гал. 1:19 ), и другие «братья Господни» были в Иерусалиме ( Мф. 13:55 ); и они не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 ). Божия Матерь нигде не называется матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, но только матерью Иисуса Христа. Неужели Мария, родившая венец ожиданий – Мессию, пожелала иметь детей, тогда как другие жены, желавшие посвятить себя Богу, не имели мужа? Итак, братья: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли 3 Марии: Мать Его; Магдалина; и Мария, которую Иоанн называл Клеопова, сестра Божией Матери ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк называли её матерью Иакова и Иосин ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ), Лука – матерью Иакова ( Лк. 24:10 ). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И т.к. Симон и Иуда назывались братьями Христа наряду с ними, то и они её дети. И не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Здесь утверждается чистота Марии до рождества. Отсюда не следует выводов о сожительство Её с Иосифом в дальнейшем (ср. «Доколе» Пс. 71:17 ; «До» Мф. 28:20 ). Слово «первенец» также означало и «единственный», «единородный». Хоть и не все израильские семьи были многодетны, но всем сказано: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

1Пар.23:25 .  Ибо Давид сказал: Господь, Бог Израилев, дал покой народу Своему и водворил его в Иерусалиме на веки, 1Пар.23:26 .  и левитам не нужно носить скинию и всякие вещи ее для служения в ней. Кроме левитов тридцатилетнего возраста, предельного для поступления на службу, Давидом были назначены еще левиты двадцатилетние на основании того соображения, что служба при Иерусалимском храме более легкая, чем в пустыне, могла быть отправляема и не совсем окрепшими в физическом отношении людьми. И так как левитов тридцатилетнего возраста было при Давиде 33 000, то очевидно, что левиты двадцатилетнего не включались в это число. Причина этого будто бы в том, что они назначались на низшие должности, были помощниками своих старших братьев. 1Пар.23:28 .  чтоб они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, 1Пар.23:29 .  для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякою мерою и весом, 1Пар.23:30 .  и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, 1Пар.23:31 .  и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, – постоянно пред лицем Господа, 1Пар.23:32 .  и чтобы охраняли скинию откровения и святилище и сынов Аароновых, братьев своих, при службах дому Господню. Исчисление обязанностей левитов, назначенных на «дела дома Господня». К обязанностям вышеперечисленных левитских классов принадлежали наблюдение за двором храма и пристройками, их чистотой; приготовление хлебов предложения ( 1Пар.9:32 ), но не положение их, последнее принадлежало священникам ( Лев.24:8 и д.), наблюдение за приготовлением хлебных жертв, за количеством меда, елея и вина, присоединяемых к жертвам ( Исх.29:40,30:24 ; Лев.19:35–36 ), за числом жертвенных животных, их возрастом, свойствами и т.п. (ст. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр. 10:13, Пс. 109:1) . Однако при этом не всегда достаточно глубоко понимаются основы ветхозаветной жертвенной системы, особенно в утверждениях, что Кровь Христова в исследуемом послании соотносятся только с Его смертью через Распятие, и Жертвоприношение происходит лишь в конкретных исторических реалиях на земле. В контексте ветхозаветных жертвоприношений кровь никогда не соотносится со смертью, но с той жизнью, которую она олицетворяет. Кровь очищает — душу грешника (Лев. 17:11), поэтому во время жертвы происходит не замещение одной физической жизни другой, но приносится символическая животного, чтобы проклятую в результате греха человека вновь сделать душой живой . Эта жизнь, но никогда не смерть, приносится Богу через заклание жертвенного животного и внесение его крови к Престолу Милости. Поэтому Искупление не заканчивается и не ограничивается Крестной смертью Христа, но имеет необходимое продолжение в Его Воскресении и Вознесении. Христос имеет отличный от установленного для служения на обетованной земле чин священства, и поэтому, как неоднократно и прямо утверждается в Послании, не может совершать священническое служение в полном смысле слова на земле (Евр. 7:14; 8:4). Он вносит Свою Жизнь, символическим представлением Которой в контексте жертвоприношений является Кровь, воспринявшую всю тяжесть греховных последствий «многих» (Евр. 9:28), т. е. желающих получить очищение этой Жертвой, и отданную в Распятии не в земное Святилище, но «в самое небо, чтобы предстать за нас пред Лице Божие» (Евр. 8:2, Евр. 9:24). Он является «священнодействователем Скинии истинной» (Евр. 8:2), нерукотворённой (Евр. 9:11) и относящейся к небесным реалиям, по образу которых было устроено все земное служение (Исх. 25:40, Евр. 8:5), проходит Небеса (Евр. 4:14), чтобы внести Свою Кровь «во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6:19), что было прообразовано действиями первосвященника во время совершения Дня очищения . Хотя многие современные исследователи, исходя из анализа текста Послания к Евреям, утверждают реальность существования Небесного Святилища , более соответствующим святоотеческим творениям является другой перевод παραγενμενος δι в Евр.

http://bogoslov.ru/article/6174480

Объясн. Дар и жертвы Бог не отвергает: Мф.26:10–11 , но только ставит при этом условие: примириться с братом. Иисус Христос и Сам давал пошлину на храм: Мф.17:27 ; закон о приношениях был ещё в В. Зав.: Лев.2:4–5 . Мф.9:13 . «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Ос.6:6 )». Объясн. Здесь приведены слова ветхозав. пророка, который, говоря от Лица Божия, не мог противоречить Богу о жертвоприношении, установленном не для пользы Бога: Пс.49:13 , а для пользы человека: Исх.23:16 ; и в Новом Завете угодны Богу жертвы, сопровождаемые милосердием: Ин.12:3 ; Лк.8:3 ; Мф.5:23 . Мк.12:28–31 . «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь ( Втор.6:4–5 ). Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Лев.19:18 )». Объясн. Бесспорно, что любовь к Богу и ближнему нельзя заменить жертвоприношением, но ведь именно из любви к Богу и ближнему вытекает самое жертвоприношение: Мф.26:10–13 ; Мк.12:42–43 ; Мф.25:40 . Лк.11:42 . «Но горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять». Объясн. Здесь осуждается не жертвоприношение само по себе, ибо «сие надлежало делать и того не оставлять», а нерадение о суде и о любви Божией. Дар к жертвеннику от человека примирившегося с ближним принимается: Мф.5:23–24 ; Лев.2:4 ; Лк.21:2–4 . Евр.10:8 . «Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты не восхотел и не благоизволил». Объясн. Вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо как говорит пророк Михей: «когда сам человек будет действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: Мих.6:8 , – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. Ветх. Завета: Быт.4:4–5 , так и из Нового; Лк.21:3 . Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он помилует их на суде и дарует им блаженство в раю. Господь все дела милости, оказанные ближнему, вменяет Себе Самому Мне сотвористе (сделали), говорит он о милостивых ( Мф.25:34–40 ). 8. Блжени срцемъ: к бга узртъ. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят Чистии сердцем, это те, которые стараются не только не делать зла и вообще ничего худого, но даже и не помышляют о том в своем уме и сердце. Трудно приобрести чистоту сердца, но Господь дал нам средства для сего: призывание спасительного имени Христова, чтение слова Божия, таинства покаяния и причащения. Трудна эта добродетель, но велика за нее и награда: Бога узрят это означает особенную близость чистых сердцем к Богу и здесь на земле, а особенно на небе: в будущем веке они вместе со святыми будут наслаждаться, лицезрением Божиим; в настоящем же они, по чистоте своего сердца, более других способны вступить в общение с Богом, чувствовать в сердце своем Его присутствие и даже видеть Его в явлениях (Афан. Вел.), как, напр., Авраам, Моисей, Илия и др. святые, видевшие Бога и беседовавшие с ним на земле. Если в некоторых местах Священного писания говорится, что для человека невозможно видеть Бога ( Исх.33:20 ; Ин.1:18; 6:46 ; 1Тим.6:16 и др.), то тут разумеется полное видение или познание Его в Его существе, что действительно невозможно. Насколько же возможно, видели Господа Авраам, Моисей, Илия и многие; святые. 9. Блжени миротворцы: к снове наректс. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими Миротворцы, это те, которые не только сами не ссорятся с другими, но и употребляют все возможные для них средства для умиротворения других и мирят ссорящихся и таким образом прекращают и даже предотвращают раздоры. Так поступил Авраам при разлуке с Лотом. Миротворцы боятся произнести лишнее слово, чтобы не оскорбить ближнего. Они молятся о мире всего мира, молятся о примирении враждующих, молятся за врагов. Миротворцы нарекутся сынами Божиими. Это означает, что как высока добродетель миротворцев, так высока и уготованная им награда: так как они подражают Сыну Божию И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Так у Ис.45:18 говорится о намерении Бога, сотворить Иерусалим для радости», у Псалмопевца 40:12 – о прошении у Бога, сотворить в нём сердце чистое» – какое выражение без сомнения не указывают на творение ех nihilo, а только на моральное перерождение – возрождение. Если же к этому присоединить довольно смутное и часто одно другое заменяющее употребление глаголов bara и asa священными писателями, то еще более можно склониться к такому толкованию. В самом деле, рассуждают иные толкователи, «передавая, что Бог говорит naascéh – сотворим человека, и вслед за тем Бог valbera – сотворил человека ( Быт.1:25–27 ), рассказчик не дает ли понять, что asa – делать, выражает в себе ту же самую идею, что и bara, которое мы переводим чрез «творить»? 12 . То же могут сказать и о словах пр. Исаии (41:20, 16:18), что «рука Господня сделала (asétha) это; святой Израилев сотворил (beraah) это». В таком же значении часто употребляется еврейскими писателями и глаголь iatsar – создавать, образовать. «Господь Бог vaitser – создал человека». – Быт.2:7 . «Я образую (iotser) свет, и я творю (bore) тьму, делаю (oscé) мир и произвожу (boré) бедствия» Ис.45:7 . Для очевидного синонима этих слов обыкновенно приводят 7 стих XLIII главы пр. Исаии: «Я сотворил (berathiv), образовал (ietsarthiv) и устроил (asethiv)», где три слова употреблены в рассказе о творении для изображения самой идеи. Сравнивая это со словами Бытия, что «Бог произвёл (asa, не bara) в шесть дней небо и землю», и находят, что для еврея естественно было равно сказать, что, Бог сотворил (bara) небо и землю, ( Быт.1:2 ), или, «Бог создал (asa) небо и землю» ( Исх.20:11; 30:17 ). Вот почему и переводчики еврейского текста при употреблении этих глаголов заменяли их одним каким- либо словом, как, напр., ποησεν – сделал – LXX, – или κτισεν – основал, устроил – Акилла, Симмах, Федотион и вслед за ними Иосиф Флавий 13 – или, «сотворил» – славянский перевод. При таком взгляде на еврейскую идею творения, конечно, и выходит «сомнительным», как признает это в Revue des Deux-Mondes Vacherot, «что находят ее в первой главе Бытия», 14 тем более, что самое слово bara в еврейских лексиконах переводится, как «рубить, высекать».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

В целом большая часть фрагментов близка к МТ. Наиболее важной находкой является 4QpaleoExodm содержащий фрагменты Исх 6-37. Этот свиток местами отражает иную, нежели МТ, версию текста. Несмотря на то что текст не тождествен Самарянскому Пятикнижию, он также содержит ряд дополнений, особенно в повествованиях о егип. казнях; текст 10 заповедей из Исх 19 дополнен постановлениями из кн. Второзаконие (Втор 11. 29-30; 27. 2-7). Также в этом тексте, как и в Самарянском Пятикнижии, после Исх 32. 10 следует Втор 9. 20. Подобным образом и после Исх 18. 24 идет вставка из Втор 1. 9-18 о назначении судей. Др. особенностью текста является расположение Исх 30. 1-10, где предписывается сооружение жертвенника для воскурения, после Исх 26. 35; а текст Исх 20. 19 дополнен за счет параллельного повествования из Втор 5. 21-24. Этот вариант содержит ряд разночтений с МТ, многие из к-рых соответствуют тексту LXX и Самарянского Пятикнижия, но большее количество фрагментов подтверждает чтение MT ( Sanderson J. E. An Exodus Scroll from Qumran. Atlanta (Georgia), 1986. (HarvSS; 30)). Структура и содержание книги Исход и ее основные темы Структура кн. Исход, несмотря на последовательное повествование, достаточно сложна для интерпретации, что обусловлено переплетением повествовательного и законодательного материала. Исследователи предлагают различные варианты тематического деления глав книги. Можно выделить 3 основных блока: I - рассказ об освобождении Богом израильтян из Египта и о пути к горе Синай по пустыне (Исх 1 - 18. 27); II - израильтяне у горы Синай: заключение завета с народом (19. 1 - 24. 18), рассказ об отпадении от Бога и о введении культа золотого тельца и об обновлении завета (32-34); III - постановление об устройстве скинии и об учреждении служения (25-31; 35-40). Вступление содержит генеалогический список предков Иакова (1. 1-9), заключение посвящено описанию завершающего этапа освящения скинии (40. 34-38). I. 1. Израиль в рабстве у египтян. История Моисея до его призвания (Исх 1.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Но вот и в одну из самых торжественных минут Моисеевой деятельности народ еврейский оказался столь же низменно-чувственным и грубо забывчивым, каким он не раз уже проявил себя в странствовании по пустыне: Моисей взошел на гору Синай, получил там повеления от Самого Бога и возвратился «со скрижалями свидетельства, написанными перстом Божиим» ( Исх.31:18 ), Израиль же не остался верным заветам Моисея и на 40 дней: поставили себе золотого тельца и принесли ему жертвы, «народ стал есть и пить, и после встал играть» ( Исх.32:1–6 ). Тогда «увидел Моисей, что это народ необузданный» ( Исх.32:25 ); и вот обратившись с воззванием к народу: «кто за Господа – ко мне», – Моисей увидел, что к нему собрались все сыны Левины – его родичи по колену ( Исх.32:26 ). Моисей велел сынам Левиным пойти и избить тех, кто так скоро и грубо пренебрег его заветами: и пало в тот день около трех тысяч из народа ( Исх.32:27:28 )! С этого времени в планах великого законодателя окончательно утвердилась та общественно-народная организация, которая, как наиболее соответствовала всему духу его законодательства, так и явилась наиболее надежным ручательством за успехи воспитания народа в национально-теократическом духе. Еще в числе постановлений, полученных Моисеем во время первого пребывания на Синае, было вручение священства одному лишь роду Аарона из всех сынов Израиля ( Исх.28:1 ). Теперь, после столь решительного изъявления со стороны колена Левина готовности быть верными Моисею, все это колено выделялось на служение Богу ( Исх.32:29 ). Священство стало кастой, и этой-то касте было поручено то дело, которое составляло главную и единственную заботу Моисея и было душой всех его постановлений, т.е. воспитывать народ в духе преданности Иегове, в чистоте и святости и в сознании своих особых пред другими народами судеб избранного народа Божия ( Лев.10:11 ; Втор.4:1–40 ). Эта национально-теократическая задача и определила собой все стороны деятельности еврейского священства, установленного Моисеем. Будучи поставлено во главе народа, на страже строгого проведения в жизнь национально-теократических начал, еврейское священство должно было, естественно, обнять своей деятельностью все стороны народной жизни, чтобы иметь возможность всюду проводить идею теократии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010