Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 14–16). Устанавливая заповедь любить ближнего, Бог призывает: “делай справедливое и доброе пред очами Господа” (Вт. 6, 18). Из заповеди «любить ближнего» были сделаны все установления закона, запрещающие совершать зло по отношению к человеку. Из десяти заповедей (Исх. 20, 3–17) последние четыре содержат запреты вредить человеку. Заповеди одновременно являются законами. Первый из этих законов: “не убий” (Исх. 20, 13; Вт. 5, 17). Он юридически выразил ту важнейшую богословскую истину, что все люди — творения Божии — составляют Его достояние, на которое ни один человек не может посягать. Закон, наказывающий убийство, древнее синайских установлений. Благословляя патриарха Ноя и его сыновей, Господь предостерег послепотопное человечество от этого преступления: “кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию” (Быт. 9, 6). По Моисееву закону, человеку запрещено лишать другого человека того дара, который дал ему Господь: “не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь” (Лев. 19, 16). Человечество рано, еще в начале своего бытия, запятнало себя этим пагубным преступлением. Старший сын Адама и Евы убил брата своего Авеля. По учению святых отцов, смерть Авеля — прообраз смерти Иисуса Христа. “Сей характер прообразования, — пишет святитель Филарет Московский, — открывается во всех частях истории Авелевой. 1) Авель есть пастырь и начальник пастырской жизни естественной: Иисус Пастырь и Пастыреначальник в жизни духовной. 2) Авель приносит Богу жертву, без сравнения приятнейшую, нежели Каинова: Иисус приносит жертву крестную, единую достойную Бога и упраздняющую все жертвы обрядовые. 3) Жертва Авеля сопровождается его мученичеством: жертва Иисуса сопутствуется Его смертию. 4) Авель страждет от зависти первородного брата: Иисус страждет от ожесточения первенца народов — Израиля. 5) Кровь Авеля говорит в нем через веру к милосердию Божию, и невинностью своею вопиет против убийцы к правосудию Божию: кровь Иисуса вопиет к Отцу небесному о помиловании всего рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/2994.html

Иногда библейские священнописатели выражают одно и то же в разной форме или, по крайней мере, с различных точек зрения, в разное время, подчёркивая различные моменты. Таким образом, богодухновенность не исключает разнообразия форм выражения. В четырёх Евангелиях описывается одна и та же история – зачастую одни и те же эпизоды – разными способами и для разных категорий людей, а иногда даже одно и то же высказывание передано различными словами. Сравним, например, хорошо известное исповедание Петра в Евангелии: У Матфея: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16:16 ). У Марка: «Ты – Христос» ( Мк. 8:29 ). У Луки: [почитаем] «за Христа Божия» ( Лк. 9:20 ). Даже Десять заповедей, «написанные перстом Божиим» (Вт. 9:10), во второй раз приводятся уже с вариациями (ср. Исх. 20:8–11 со Вт. 5:12–15). Существует много расхождений между 3 и 4 книгами Царств и книгами Паралипоменон в описании одних и тех же событий, и всё же это не подразумевает противоречий в событиях, о которых идёт речь. Если уж такие важные вещи могли быть сформулированы по-разному, то нет никаких причин, почему бы в остальных частях Писания одни и те же истины не могли бы повторяться без одеревеневшей дословности. Новозаветные ссылки на Ветхий Завет. Критики часто указывают на текстуальные отклонения при использовании в Новом Завете ветхозаветных материалов, считая это признаком ошибки. Они забывают, что не всякая ссылка обязательно будет прямой цитатой. Иногда мы прибегаем к прямым цитатам, а иногда – к косвенным. В то время (как и сейчас) абсолютно приемлемой с точки зрения литературного стиля была передача сути сказанного без точного воспроизведения тех же самых слов, то есть не дословная. Один и тот же смысл может найти для себя другое словесное выражение. Разночтения при новозаветном цитировании ветхозаветных текстов относятся к нескольким различным категориям. Иногда они связаны с тем, что происходит смена говорящего. Например, у Захарии слова Господа переданы как «они воззрят на [Меня] («Него»), Которого пронзили» ( Зах. 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Продолжим наше исследование. Апостол Орсон Пратт в «Провидце» (The Seer) заявил: «На небесах, где мы рождаемся духом, есть много Богов, и у каждого из них есть собственная жена или жены, полученные им до его искупления, но еще в смертном состоянии» (с. 37). В этом выразительном утверждении Пратт обобщенно передал всю иерархию политеистических представлений мормонов, и приведенные ранее выдержки как нельзя лучше подтверждают его слова. Учение мормонов о том, что в Ветхом Завете Бога видели «лицом к лицу» ( Исх. 33:9, 11, 23 ; Исх. 24:9–11 ; Ис. 6:1, 5 ; Быт. 5:24, 6:5–9 и т.д.), несостоятельно с точки зрения самого языка и с точки зрения науки о сопоставительном анализе текстов (герменевтики). С точки зрения языка, все приводимые мормонами места, доказывающие, что «у Бога есть физическое тело, которое можно увидеть», не идут в счет при сравнении с декларацией Самого Бога: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ). Исход 33:11 («лицом к лицу») в древнееврейском значит «близко» и никак не противоречит стиху 20. Сходные обороты есть во Вт. 5:4, а в Быт. 32:30 говорит не Сам Иегова, а ангел Господень. Ветхий Завет исполнен богоявлениями – случаями, когда Бог говорил или открывался через ангелов, и все исследователи Ветхого Завета признают почти безоговорочно, что антропоморфизм (приписывание Богу человеческих качеств) логически увязывается со многими явлениями Бога человеку. Утверждать вслед за мормонами, что данные случаи доказывают телесность Бога (из плоти и кости) – как учил Иосиф Смит, – значит проявлять неосмотрительность и усердствовать в желании пристроить политеизм к строго монотеистической религии. Мормоны пошли дальше, попытавшись опереться на обороты типа «рука Господня», «око Господне», «десница Господня», «вдунул... дыхание жизни», «уста» и т.д., доказывающие якобы, что Бог имеет физическую форму. Но тут они проглядели один важный момент. В Ветхом Завете чрезвычайно часто используется литературная метафора.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Исх.20:5–6 и Вт.5:9–10). Таким образом здесь свидетельствуется о том, что в отношениях Бога к грешным людям действуют всепрощающая милость и снисходительное правосудие к ним, так что «милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ) и проявление последнего как бы вынуждается у Бога лишь упорством нечестивцев в их грехах. 4. Какое имела значения для Евреев, последнее в схождение Моисея на гору Божею и последовавшия там явление славы Божиеи и откровения? – Все это имело значение полного восстановления нарушенного служением золотому тельцу завета Бога с Евреями (см.34:10–27). Восстановление это совершилось чрез особенное явление Моисею славы Иеговы, чрез обетование всепрощающей милости Божией к согрешившим и чрез обещание чудесного покровительства Божия Евреям в земле, обетованной при сохранении с их стороны верности Иегове. При этом схождение Бога на гору совершилось, как и при первом синайском богоявлении, во облаке (34:5), самая гора также делалась неприступною, как и прежде (ст.3 ср. 19:12); заповеди десятословия были возобновлены на двух каменных скрижалях (ст. 28). 5. В чем состояло прославление Моисея? – Оно состояло не только в превознесении Моисея пред всеми Израильтянами и в особенном приближении его к Богу, с которым он беседовал лицом к лицу, но даже в прославлении «зрака плоти лица его», которое сделалось лучезарно и не-стерпимо для глаз обыкновенных грешных людей ( Исх.34:29–33 ). По объяснению ап. Павла то, что современники Моисея не могли зреть его лица., и он должен был полагать покров на свое лице, означало неспособность тогдашних Израильтян созерцать разумно и вместить в себе тайну искупления чрез Мессию, а прообразовательно это знаменовало духовную слепоту и неразумение слова Божия, в частности закона Моисеева, нынешними Иудеями, у которых «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердца лежит» ( 2Кор.3:13–16 ). § 74. Гл. XL-я: освящение скинии и учреждение священства. Ааронова. Изложение содержания. – В 40-й главе «Исхода» содержится: во-первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

При таком виде стиха параллелизм между двумя членами антитезы будет превосходный: «вот падет тот, у кого не пряма (не верна, не искрення, ср. Пс. 24:8 ; 4Цар. 10:15 ) душа его в нем, а праведный верою жив будет» 155 . В таком виде текст 4-го стиха имеет свойственную Аввакуму красоту стиля, а вместе становится совершенно ясным, вразумительным. Многие, быть может, игнорируют существование книги про­рока Аввакума, но знают его слово о праведности от веры. Это изречение пророк высказал при определённых исторических обстоятельствах, и оно имеет ближайшее отношение только к отдельному моменту исторической жизни наро­да Иудейского; но вместе с тем оно имело и имеет значение всеобщего жизненного принципа и, высказав его, про­рок блеснул им, как заря Новозаветного Солнца Правды. Жизнь, полная и совершенная жизнь, какую только мог представить своему духовному взору истинный сын народа Божия (Вт. 30:15, 19; Иез. 18:22 ; Ам. 5:4 ), жизнь, для которой и при смерти можно иметь надежду ( Притч. 14:32 ), дана будет праведнику – . – есть слово производное от и значит – твердость, неприступность, истинность, вер­ность, доверие, вера. В этом смысле стойкой и твёрдой веры употребляется как технический термин для обозначения веры в Бога ( Быт. 15:6 ; Исх. 14:31 ; Числ. 14:11; 20:12 ; 4Цар. 17:14 ; Пс. 77:22 ; Ис. 43:10 ; Иер. 25:8 ; Дан. 6:23 ; Ос. 2:20 ; Ион. 3:5 ). И самый глагол в Hithpa’el’e и слово дают представление о вере, как состоянии человека преданного Богу и на Него постоянно полагающегося. Но, конечно, величие и возвышенность вдохновенного слова пророка Аввакума о том, что вера есть залог жизни, должны быть понимаемы под углом зрения того времени, когда они были высказаны. Нельзя опережать историю и вкладывать в слова пророка идею πτις Апостола Павла. Аввакум – сын своего времени, времени сени и гаданий будущего Мессианского, и его пророчество о живитель­ной вере, повод имело в исторической действительности. Блаж. Феодорит объясняет это пророчество с истори­ческою определенностью и удивительным чувством меры: «Кто оказывает сомнение к предвещаниям, от Меня исходящим, тот недостоин Моего о нём попечения. А кто верует изрекаемому Мною и сообразно с сею верою проходит жизнь (α τ πτει πφοον μετεχμενος βον), тот пожнет плод жизни (τν τς ζως τυγει απν). Посему, зная это, с верою приими (πιτς δξαι) предвозве­щаемое тебе о царе Вавилонском» 156 . Пророчество Авва­кума – пророчество Ветхого Завета, и из круга идей его оно не выходит; оно есть лишь звено в общей цепи вет­хозаветной идеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Вопрос: Можно ли понимать (Исх. 23:8): " Даров не принимай " как запрет на то, чтобы делать подарки? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Первые 9 стихов 23-й главы книги Исход изъясняют девятую заповедь (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; Исх.20:16). Законодатель запрещает судье принимать подарки от тяжущихся, ибо в таком случае становится заинтересованным лицом. Запрет этот с пояснениями повторен во Второзаконии: не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Вт.16:19). 8 августа 2005 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6687.html

Возражение 7. Далее, чем настоятельнее потребность в суждении, тем легче оно должно быть получено. Поэтому представляется недолжным, что Закон предписывает им идти в установленное место и просить там вынести суждение о затруднительных вопросах (Вт. 17, 8, 9). Возражение 8. Далее, бывает, что не только двое, но трое и даже большее количество людей решается на лжесвидетельство. Поэтому сказанное о том, что «при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится всякое дело» (Вт. 19, 15), представляется необоснованным. Возражение 9. Далее, наказание должно быть адекватным серьезности преступления, по каковой причине сказано: «Смотря по вине его, по счету» (Вт. 25, 2). Тем не менее, за некоторые преступления Закон установил неадекватные наказания; так, [в Писании] сказано, что вор «пять волов заплатит за вола, и четыре овцы – за овцу» ( Исх. 22, 1 ). Кроме того, за некоторые небольшие преступления наказывали излишне строго; так, человека, собиравшего дрова в день субботы, побили камнями ( Чис. 15, 32–36 ), и точно так же было предписано поступать с непокорным сыном, причем не за столь уж и страшные преступления, а именно потому, что «он буен... и пьяница» (Вт. 21, 18–21). Следовательно, Закон установил наказания не лучшим образом. Возражение 10. Далее, у Августина читаем следующее: «Туллий пишет, что в законах указываются восемь родов наказаний, а именно: штраф, тюрьма, телесное наказание, возмездие, лишение чести, ссылка, смерть, рабство» 194 . Затем, некоторые из этих наказаний были предписаны Законом. «Штраф», когда вор был обязан вернуть похищенное в четырехкратном или пятикратном размере. «Тюрьма», когда предписано было брать провинившегося под стражу ( Чис. 15, 34 ). «Телесные наказания», когда читаем: «Если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе» (Вт. 25, 2). «Лишать чести» было предписано того, кто отказывался жениться на вдове умершего брата, поскольку она должна была снять «сапог его с ноги его» и плюнуть «ему в лицо» (Вт. 25, 9). Существовало также и наказание «смертью», как это явствует из следующих слов [Писания]: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев. 20, 9 ). А ещё Закон признавал «закон возмездия», поскольку наказал: «(лаз – за глаз, зуб – за зуб» ( Исх. 21, 24 ). Поэтому представляется неразумным, что в Законе не упомянуты два оставшиеся наказания, а именно «ссылка» и «рабство».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вся жизнь народа должна была строиться на этих теократических началах. Верой в Бога, сделавшего Израиль Своим народом и заключившего с ним Завет, и определялся дух законов. Истина эта станет очевидной, если мы рассмотрим важнейшую сторону древнееврейского права — судопроизводство. Без его подробного анализа мы не можем приступить к главной теме нашего исследования — суду над Иисусом Христом. Господь не только дал законы еврейскому народу, но и открыл Себя как Судию. Еще в самом начале истории народа Он сказал в видении Аврааму, что потомки его будут угнетаемы четыреста лет, но “Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении” (Быт. 15, 14). Господь говорит Моисею: “спасу вас мышцею простертою и судами великими” (Исх. 6, 6). В теократическом сознании каждого израильтянина именно Бог является подлинным Судьей: “Господь будет судить народ Свой” (Вт. 32, 36). Пророк Моисей говорил своему народу, странствовавшему в пустыне: “не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие” (Вт. 1, 17). Судьи же, которых избирают люди, — лишь исполнители воли Высшего Судьи. “У Меня отмщение, — говорит Господь, — и воздаяние” (Вт. 32, 35). Священное Писание предписывает судьям руководствоваться правдой Божией, быть справедливыми как к малым, так и к великим: “Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего” (Лев. 19, 15). Поскольку суд совершался от лица Бога, то должность судьи была высокой (“Судей не злословь”, Исх. 22, 28) и очень ответственной. Судья, поступавший незаконно, совершал тяжкий грех, ибо оскорблял святость Божию. Закон Моисея не только требовал от судии точных и справедливых решений, но и давал ясные указания, как избежать ошибок: “Не внимай пустому слуху” (Исх. 23, 1). Приговор должен быть основан на точных показаниях свидетелей, т. е. лиц, видевших обвиняемого при совершении преступления. Свидетелей должно быть два или три (Вт. 17, 6; 19, 15): “Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешил” (Вт.

http://pravoslavie.ru/2994.html

Но коль скоро те вещи, которые очевидны, являются началами, посредством которых мы познаем те вещи, которые не очевидны, то добавленные к Десятисловию моральные предписания сводимы к предписаниям Десятисловия как их заключения. Например, первая заповедь Десятисловия запрещает поклонение другим «богам», и к ней добавлены другие предписания, запрещающие то, что связано с идолопоклонством; так, [в Писании] сказано: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов волшебных и вопрошающий мертвых» (Вт 18, 10, 11). Вторая заповедь запрещает лжесвидетельство, и к ней добавлены запрет на богохульство ( Лев. 24, 15, 16 ) и запрет на лжеучения (Вт. 13). К третьей заповеди добавлены все обрядовые предписания. К четвёртой заповеди, предписывающей почитание родителей, добавлено предписание о почтении к старикам, согласно сказанному [в Писании]: «Пред лицом седого вставай, и почитай лицо старца» ( Лев. 19, 32 ), а равно и другие предписания о предпочтении высших и достойнейших ровням или низшим. К пятой заповеди, которая запрещает убийство, добавлен запрет на ненависть и всяческое насилие в отношении ближнего, согласно сказанному [в Писании]: «Не восставай на жизнь ближнего твоего» ( Лев. 19, 16 ), а также запрет на ненависть к брату: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» ( Лев. 19, 17 ). К шестой заповеди, которая запрещает прелюбодеяние, добавлены запрет на распутство, согласно сказанному [в Писании]: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Вт 23, 17), и запрет на противоестественные грехи, согласно сказанному [в Писании]: «Не ложись с мужчиною... и ни с каким скотом не ложись» ( Лев. 18, 22, 23 ). К седьмой заповеди, которая запрещает воровство, добавлено предписание, запрещающее ростовщичество, согласно сказанному [в Писании]: «Не отдавай в рост брату твоему серебра» (Вт. 23, 19), а ещё – запрет на мошенничество, согласно сказанному [в Писании]: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири» (Вт 25, 13), и многие другие общие запреты, касающиеся растрат и воровства. К восьмой заповеди, запрещающей лжесвидетельство, добавлены запрет на вынесение ложного приговора, согласно сказанному [в Писании]: «Не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» ( Исх. 23, 2 ), запрет на ложь: «Удаляйся от неправды» ( Исх. 23, 7 ) и запрет на злословие, согласно сказанному [в Писании]: «Не ходи переносчиком в народе твоем» ( Лев. 19, 16 ). К двум оставшимся заповедям более ничего не добавлено, поскольку в них запрещены все виды дурных желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 11. Далее, всякое наказание должно быть назначено за преступление. Но бессловесные животные не могут совершать преступлений. Следовательно, когда Закон назначает им наказания, например: «Если вол... убил мужчину или женщину, то вола побить камнями» ( Исх. 21, 29 ); и еще: «Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину» ( Лев. 20, 16 ), то это представляется неразумным. Поэтому похоже на то, что и предписания, касающиеся взаимоотношений одного человека с другим, установлены Законом не должным образом. Возражение 12. Кроме того, Господь повелел карать убийцу смертью ( Исх. 21, 12 ). Но смерть скотины не идет ни в какое сравнение со смертью человека, и потому умерщвление скотины не может являться адекватным наказанием за убийство. Следовательно, предписание о том, что «если в земле... найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его... пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу» (Вт. 21, 1, 4), представляется недолжным. Этому противоречит следующее: особым благословением считается то, что «не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс. 147, 9 ). Отвечаю: как говорит, цитируя Туллия, Августин, «народ – это совокупность людей, объединенных согласием в смысле определения прав и взаимной пользы» 195 . Поэтому для народа является сущностно необходимым, чтобы взаимоотношения граждан определялись посредством справедливых законов. Но взаимоотношения одного человека с другим двояки: одни осуществляются под руководством властей, другие – согласно желаниям отдельных индивидов. И коль скоро всем тем, что подчинено власти индивида, тот может распоряжаться в соответствии со своей волей, то, следовательно, решение споров между одним человеком и другим, а также наказание преступников зависит от определения тех властей, которым подчинены люди. С другой стороны, власть частных людей распространяется на все то, чем они обладают, и потому их деловые взаимоотношения в том, что касается подобных вещей, например, купля, продажа, заем и тому подобное, зависят от их собственной воли. Но и в том и в другом случае Закон представляется достаточно обеспечивавшем правильные взаимоотношения между одним человеком и другим. Так, он установил судей, что со всей очевидностью явствует из сказанного: «Поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтобы они судили народ судом праведным» (Вт. 16, 18). Он также установил единые правила вынесения приговора, согласно сказанному [в Писании]: «Судите справедливо – как брата с братом, так и пришельца его: не различайте лиц на суде» (Вт. 1, 16, 17). Он также устранил возможность вынесения несправедливого приговора, запретив судьям принимать дары ( Исх. 23, 8 ; Вт. 16, 19). Им также было предписано количество свидетелей, а именно два или три, и назначены некоторые наказания за некоторые преступления, о чем мы поговорим ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010