2:11 . Бог демонстрировал Свою славу, совершая знамения ( Исх. 16:7 ; о славе см. в коммент, к Ин. 1:14 ). Первое чудо Моисея – превращение воды в кровь ( Исх. 7:20 ; ср.: Отк. 8:8 ). Первое чудо Иисуса – превращение воды в вино. 2:12–25 Воздвижение нового храма 2:12,13. Все евреи обычно стремились по возможности посетить Иерусалим на Пасху; галилеяне, в отличие от жителей отдаленных земель, регулярно совершали паломничества в Иерусалим. 2:14. Овцы и голуби (и, в меньшей степени, крупный скот; ср.: Лев. 1:3–9; 4:2–21; 8:2; 22:21 ) предназначались для жертвоприношений; присутствие в храме меновщиков денег объяснялось необходимостью обменивать иностранную и галилейскую валюту на деньги, принимавшиеся торговцами жертвенных животных. 2:15,16. Иисус требует надлежащего порядка служения в храме; ср.: Мал. 3:1–6 . 2:17 . Ученики вспоминают Пс. 68о праведном страдальце. В Пс. 68говорится об уксусе, которым Его напоили, когда Он жаждал (ср.: Ин. 19:29 ). В контексте настоящего Евангелия ревность «снедает» Иисуса, приближая Его смерть «за жизнь мира» (ср.: 6:51). 2:18–20. Новый, или преображенный, храм был упованием многих течений иудаизма. Но старый храм был одним из самых величественных сооружений древности, символом, на который с надеждой взирали рассеянные по всему свету евреи. Для большинства из них, и особенно для религиозной верхушки, управлявшей Иерусалимским храмом, слова Иисуса звучали кощунственно. Ирод Великий начал строительство храма в 19 г. до н. э., и работы продолжались там до 64 г. н. э.; упоминаемые здесь сорок шестьлет позволяют определить, что Иисус сказал эти слова в 27 г. 2:21,22. Пророчества часто осознавались только задним числом (ретроспективно) (напр.: 4Цар. 9:36,37 ). Именно так истолковывали Писание многие еврейские комментаторы (что наиболее наглядно подтверждают Свитки Мертвого моря). 2:23–25. Считалось, что чудотворцы способны разгадать помыслы некоторых людей, но способность проникать во все человеческие сердца приписывали только Всеведущему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

16 Боже духов всякой плоти. Такое обращение к Богу встречается только здесь и в 27,16. 16:28–30 Тот факт, что страшная Божия кара постигла не только Корея, Дафана и Авирона, но также их жен и детей, подтверждает ветхозаветный принцип семейной солидарности и ответственности ( Исх. 20,5.6; 34,6.7 ; Нав. 7,16–27 ). Слово «преисподняя» в данном контексте, скорее всего, означает трещину в земле. 16:36–40 Бог приказывает извлечь из-под горящих обломков кадильницы и раскатать их в листы для покрытия жертвенника. Это будет постоянным напоминанием о том, что никто, кроме потомков Аарона, не может действовать в качестве священников. 16:41–45 Все общество сынов израилевых упрекает Моисея и Аарона, и Бог угрожает теперь погубить весь народ. 16 заступи их. Аарон должен был «прикрыть» собою израильтян молитвой отвратить от них гнев Божий (курение являлось символическим эквивалентом молитвы). Глава 17 17:1–11 Приводится еще одно доказательство уникального священства Аарона: начальнику каждого колена было приказано представить жезл, на котором написано его имя и имя его колена. 17 пред ковчегом откровения. Букв.: «перед откровением» (ср. ст. 8,10); еще одно название ковчега завета. 17:12.13 Вместо того, чтобы славить Бога за Его силу и благость, люди возопили от ужаса. Страх израильтян свидетельствует о неготовности народа приблизиться к Святому Богу, что в очередной раз подчеркивает необходимость служения назначенных Господом посредников. Глава 18 18:1–24 В этих стихах содержатся постановления, касающиеся священников и левитов. Мужчины из семьи Аарона получали часть «из святынь великих» (ст. 8–10). Все члены его семьи, которые были чисты с обрядовой точки зрения, могли есть приношения сынов Израилевых (ст. 11; 5,25; 6,20; 18,11.18; ср. Исх. 29,24–27 ; ); им также принадлежали первые плоды нового урожая (ст. 12,13; 28,26; ср. Исх. 23,16–19; 34,22–26 ; Лев. 2,12–14; 23,10.17.20 ; Втор. 18,4; 26,10 ) и отдавалось все «заклятое», т.е. посвященное Господу (ст. 14). Первенцы людей и животных принадлежали священникам, однако за каждого первенца мужского пола (ст. 15) брался выкуп установленного размера (ст. 16). Первенцы волов, овец и коз не выкупались, а приносились в жертву (ст. 17), их мясо, оставшееся после жертвоприношения, отдавалось священникам и членам их семей (ст. 18,19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

des Herrn)», русский – «святыню Господню». Рейнке – «святилище (Heiligthum) Господне», Келер – «святыню», Грецов – «святыню Господню», Кейль – «святыню Иеговы», Гитциг – «посвященное Иегове», Эвальд – «святилище Иеговы», Пьюзей – «святость (holiness) Господа», Орелли – «святыню Иеговы», Велльгаузен – «святилище», Новак – тоже 1299 . Все эти различные переводы имеют основание в значении еврейского , и выбор какого-либо одного значения является уже делом комментария. Еврейское имеет четыре оттенка значения: 1, абстрактное значение – «неприкосновенность», «святость» (ср. Ам.4:2 ; Пс.88:36; 92:5 ; Исх.15:11 ); в этом значении в род. пад. оно равносильно прилагательному «святой»; 2, конкретное общее значение – «нечто святое», «святой предмет», «святыня» (ср. Лев.10:10 ; Иез.22:26; 42:20; 44:23 ); 3, индивидуализированное конкретное значение – «святилище», т. е. скиния или храм (ср. Исх.28:43; 29:30; 35:19; 39:1 ; Пс.19:3 ; 3Цар.8:4, 8 ); 4, нечто «посвященное», «святой дар» ( Втор.26:13 ; Лев.21:22; 22:2:3. 15 ; 3Цар.7:51 ; Иез.20:40 ). 1300 Как видим, все эти четыре значение различные переводчики и комментаторы и стараются усвоить слову в настоящем стихе. Для решения вопроса нам представляется самым надежным средством взять все встречающиеся в Библии случаи употребления глагола с и посмотреть, в какой мере это библейское словоупотребление благоприятствует такому или иному переводу и пониманию. Вот эти случаи. 1301 В книге Левит четыре раза: в 19:8; 21:12, 23; 22:15; первое место читается: «кто станет есть ее (т. е. мирную жертву на третий день), тот понесет на себе грех , потому что он осквернил святыню Господню ( ), и истребится душа та из народа своего»; второе: «и от святилища он (т. е. первосвященник) не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего ( ), потому что освящение елеем помазания Божия на нем»; третье: «к завесе не должен он (т. е. священник, имеющий телесные недостатка) приходить, и к жертвеннику не должен приступать, потому что телесный недостаток на нем; и не должен он бесчестить святынь Моих ( ), потому что Я Господь, освящающий их»; четвертое: «не должны они бесчестить святынь ( )», – разумеются остатка жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

26 . Как оградил Бог неприкосновенность священных принадлежностей скинии? Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к святому святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят каждого в служение его и у ноши его; но сами они не должны подходить, смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть ( Числ.4:15,19–20 ). 27 . Бог наказывает за неблагоговейное обращение со святынею. Не порадовались сыны Иехониины среди мужей Вефсамиских, что видели ковчег Господа. И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесять тысяч семьдесять человек ( 1Цар.6:19 ). Когда дошли до гумна Хидона, Оза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу, и он умер тут же пред лицом Божиим ( 1Пар.13:9–10 ). 28 . Чествование святых икон: а) благовонным курением пред ними: Сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его. И поставь его перед завесою, которая перед ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. На ней Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им ( Исх.30:1,6–7 ). И поставил золотой жертвенник в скинии собрания перед завесою, и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею ( Исх.40:26–27 ). И возьмет [Аарон] горящих угольев полную кадильницус жертвенника, который пред лицем Господа, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицом Господа, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть ( Лев.16:12–13 ); б) возжением светильников и лампад: И сделай светильник из золота чистого… И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам израилевым, чтобы они приносили тебе елея чистого, выбитого, для освящения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения, в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда ( Лев.24:1–3 ). Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых ( Исх.27:21 . Ср. Числ.8:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14:2. Иезекииль слышал звук многих вод на небе ( Иез. 1:24; 43:2 ; ср.: Отк. 1:15 ), а гром был слышен на Синае ( Исх. 19:16 ; ср.: Иез. 1:4,13 ; Отк. 4:5; 19:6 ). Древняя метеорология помещает, как это указано в 1 Енох., источники вод (для дождя) и громов на небо. Гусли (кифары) использовались священниками и левитами в ходе богослужения в земном храме; вполне естественно было ожидать их игру и в небесном храме ( Отк. 5:8; 15:2 ). 14:3. Только эти люди могут предложить такую песнь, поскольку она предназначена именно для них (5:9,10); отайных откровениях на небе см. в коммент. ко 2Кор. 12:2–4 . 14:4. Греческое слово, переведенное здесь как «девственник», едва ли когда-либо в греческой литературе применялось к мужчинам, отчасти потому, что мужчины в этой древней культуре редко были девственниками, но так называли тех, кто никогда не имел сексуальных отношений с противоположным полом и, следовательно, неженатых. В буквальном смысле девственниками чаще всего были члены иудейской общины ессеев. Но данный образ здесь просто может отражать символически чистоту священников, которые должны проводить служения в храме ( Лев. 15:16–18 ), или, что менее вероятно, чистоту, которую требовали правила ведения священной духовной войны ( Втор. 23:9–11 ). Выражение " следуют за Агнцем» указывает на надлежащее поведение паствы ( Отк. 7:17 ; ср.: Ин. 10:4 ). «Первенцы» – первые плоды урожая, которые приносились в жертву Богу; этот термин показывает их святость ( Иер. 2:3 ) и то, что за ними могут последовать и другие. 14:5. «Нет лукавства» – нет лжи в богословском смысле, т. е. приверженности ложному учению (3:9; 1Ин. 2:22 ). Говорить правду в древней этике считалось важным моментом, хотя даже в Библии говорится, что этим можно пренебречь для сохранения жизни (см., напр.: Исх. 1:19,20 ; Иер. 38:25–27 ). . 14:6–13 Оправдание праведных 14:6,7. «По средине неба» – см. коммент. к 8:13. Радостная весть, Евангелие, которое несет ангел, есть оправдание народа Божьего через суд над нечестивыми (14:7; ср.: Наум. 1:15 ). Деятельность ангелов на небе часто сопоставляется с тем, что происходит на земле, однако (12:7) данная картина может раскрывать, как полагают некоторые комментаторы, последнее возвещение Евангелия Царства Божьего (включая весть о спасении и оправдании, суде) перед самым концом времен (ср.: Мф. 24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Православный : А где сказано в Писании, что все эти рукотворные вещи освящены повелением Божиим? Священник : Послушай, что говорит Бог Моисею: И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания. И помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится ( Исх.30:25–29 ). Православный : Но где написано, что люди кланялись перед этими освященными вещами, как делают наши священники и миряне перед иконами? Священник : Если бы ты читал со вниманием Священное Писание, то не спрашивал бы. Но отвечу и на этот вопрос. Послушай, что говорит Священное Писание о праведном Давиде: Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился Ему ( 2Цар.12:20 ). Посмотри и на праведного Иисуса Навина, который разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои ( Нав.7:6 ; ср.: Числ.20:6 ; Откр.19:4 ). Православный : А где сказано о возжигании свечей перед этими освященными предметами? Священник: И об этом была у нас речь, но послушай еще: И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев.24:1–4 ; ср.: Исх.27:20 ). Также и о каждении заповедал Бог, сказав, что на жертвеннике Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши ( Исх.30:7–8 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Псалом 96. Радость перед лицом призыва к святости Вся земля и Сион радуются и ликуют (радуется… веселятся), и это несмотря на грозную и неотвратимую силу Его праведности (2–7) и Его строгие и высокие требования (9–12): очень резки контрасты между ненавистью врагов Его и преданностью любящих Господа, между уничтожением и избавлением, славой, которую может узреть каждый, и светом, которым наслаждаются только праведные, между уделом идолопоклонников и радостью верных Богу. 2 Облако… мрак… – атрибуты присутствия Бога на горе Синай ( Исх. 19:16–19 ). Правда и суд – то и другое – проявление святости ( Ис. 5:16 ): праведность есть святость, воплощенная в принципах справедливости; суд – святость, выраженная в решениях и практических действиях. 3 Огонь – Божественная святость, поражающая и очищающая, направленная против греха ( Исх. 3:3–5; 19:16–18,20 ; ср.: Лев. 9:24 ). Именно огонь, сошедший с Синая, сжег жертву всесожжения Аарона, тот огонь, который постоянно горит на жертвеннике, ибо святость требует заместительной жертвы. 4 Трепещет не как творение перед лицом Творца, но как грешная земля перед Святым Богом ( Суд. 6:22; 13:22 ; Ис. 6:5 ). 7 Истуканы – идолы, ничтожества, см.: Пс. 95:5 . 10 Святых Своих – относится к тем, кого неизменно любит Господь и кто отвечает Ему взаимной любовью. 11 Свет сияет на – в оригинале «посеянный», т. е. с любовью насажденный для них, чтобы они могли пожинать его плоды. В каждой ситуации присутствует праведность, правда, которая должна вызывать истинную радость. 1 2 Память святыни Его – памятование о Его святости (ср.: Исх. 3:15 ). Псалом 97. Радость по поводу свершенного спасения Дилемма пс. 96 получает здесь свое разъяснение. Вся земля видит свое спасение в спасении, дарованном Израилю (3). Псалом подразделяется на три части, отмеченные словами: воспойте (1), восклицайте (4) и да шумит (7), и охватывает следующие темы: явленное Господом спасение и восхваление Спасителя (1–3); вселенская радость о Царе (4–6); прославление идущего к нам Господа, Который свершит все Свои праведные замыслы (7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1-е гл. XXVII, Левит). Перворожденное от скота принималось натурою (см. ниже 17–18 и Исхода XIII:2), всякое же нечистое животное ( Ucx. XIII:3 ) заменялось или выкупалось, или наконец продавалось ( Лeb. XXVII:27 ). О сикле священном сравни гл. XXXVIII Исх. примеч. 6, 7, 8, а также прим. 12-е главы XXIII в Св. Летописи, часть 1-я кн. Бытия 182 ) (Ст. 17–18). Заметим, что по этому постановлению первородное от скота, (приносимое не ранее восьмого дня от рождения: Лeb. XXII:27 ), не могло поступать в имущество священников, а обязательно возносилось в жертву, при чем жертва эта имела характер мирной, жертвы; (ср. прим. 6-е главы XV Второзакония частать 1920). Другими словами от этой жертвы могли вкушать все члены семейства священника (ср. выше ссылки) 183 (Ст. 19). Осоление приносимой жертвы как мы говорили в прим. 7-м на Лев. IIcuмboлuчecku представляло вечность, нерушимость союза и отношений человека приносящего жертву к Богу: другими словами это был обет оставаться верным Иегове, ибо соль противополагается брожению, разложению, и знаменуете сохранение. (См. Символистику Крейцера). Здесь выражение « завет соли вечный» равносильно выражению «ненарушимый» (как и переводит это выражение Лютерова Библия ) 184 (Ст. 20). Мы в примечании 176-м этой главы говорили уже об важном значении постановления, не дающего ближайшим слугам Господним участка в земле даруемой народу Израильскому (Ср. Второз. X 9), указывая им как бы в прообразовании будущей миссии Апостолов что их «поле есть мир», а возделывать должны они души народа вверенного их поучению ( Лев. Х:10–11 ) и что только исполняя эти нравственным обязанности могут они пользоваться и материальным благосостоянием 185 (Ст. 21–24). Левитам, как целому сословию, заключающему в себе целое колено Израилево, Господь отдает взамен удела, которого они не получают, десятину всего того, что дает земля другим коленам Израилевым (из этой десятины они, как увидим ниже, отдают со своей стороны Господу в возношение десятину чрез приношение священникам роду Ааронова).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Существование чародейства среди послепленных иудеев, помимо настоящего свидетельства Малахии, подтверждается и более поздними известиями. Комментаторы настоящего места обыкновенно ссылаются на Деян.8:9 (Симон волхв) и 13:6 (Вариисус) и свидетельства Иосифа Флавия. 1822 § 131. ==«прелюбодеев». 1823 LXX и здесь перевели в ж. р. τς μοιχαλδας; но вульг. («adulteris»), тарг. и сир. – правильно «прелюбодеев». Существование немалого числа такого рода грешников среди иудеев Малахиина времени можно было ожидать уже и на основании обличений третьей речи (2:10–16), вскрывающей ненормальности семейной жизни. Правда, там о прелюбодеянии не говорилось; но при изображенной там общей распущенности нравов было бы непонятно отсутствие или малое число прелюбодеяний. По Моисееву закону прелюбодеяние наказывалось смертью . Втор.22:22 : «если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих, и мужчину лежавшего с женщиной, и женщину; и так истреби зло от Израиля». Лев.20:10 : «если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею ( ), если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка ( )». § 132. ==«и лживо клянущихся» (во избежание двусмысленности, порождаемой в русском языке постановкой причастия после имени в том же падеже, еврейское polysyndeton мы здесь сохраняем) 1824 . LXX, по-видимому, читали (==ν ψεδει) и кроме того еще – (есть разночтение в Кенн. 4, 17, 23, 72, 96, 149, 173, 182, 224, 246, 249, 250, 269, 271, 283, 288, 300, 602, 650), или (Кенн. 228) или просто 150). По всей вероятности, как LXX, так и еврейские списки заимствовали это «во имя Мое» из Лев.19:12 . Но против подлинности этого чтения свидетельствуют древние переводы – вульг., тарг. и сир. Упоминаемое здесь преступление, по-видимому, обнимает оба вида ложной клятвы – клятвенное удостоверение или отрицание чего-л. вопреки действительности и т. н. клятвопреступление, т. е. неисполнение данного с клятвой обещания. Постановление о ложной клятве не указывают точно наказания за этот грех: «не клянитесь именем Моим лживо (), иначе посрамишь ты имя Бога твоего» ( Лев.19:12 ); «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ; ср. Втор.5:11 ). Но в настоящем случае, можно думать, и им угрожает истребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Истреблю истуканов твоих и стелы из среды твоей… Все народы, окружавшие Исраэль, изображали свои божества в камне, дереве и металлах. Народу Божьему было строжайше запрещено это делать: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:4–5 ; Втор.5:8–9 . Ср. Лев.26:1 ; Втор.4:15–18, 27:15 ) 284 . Потеря земли обетованной и плен – наказание за изготовление идолов: «Если… вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо… то… скоро сгинете с земли» ( Втор.4:25–26 . Ср. 4Цар.17:7–23, 22:17 ; Иер.1:16 ). (идол, истукан) – это статуя, скульптура, изваяние, а (стела) – это поставленный вертикально камень, часто связанный с культом плодородия и в хананейской религии ассоциировавшийся с Баалом или другим мужским божеством 285 . И , и обычно устанавливались в особых культовых центрах – на так называемых высотах (), богослужения на которых у иудеев продолжались вплоть до религиозной реформы Йошийяну ( 4Цар.23 ), проведённой в последней четверти VII века. См. комм. к Мих.1:5 . …не будешь больше кланяться изделиям рук твоих. буквально значит распростираться, распластываться. Как смешон и жалок человек, который поклоняется не Творцу своему, а собственным поделкам, унижается перед мёртвыми предметами! Ср. Втор.4:28 ; Ис.40:19–20, 44:9–17 ; Иер.10:3–5, 8–9, 14–15 ; Авв.2:18–19 ; Пс.106 /105:19–20, 115:4–8/113b:12–16, 135/135:15–18; Посл. Иер. Но наступит время, когда YHWH «разрушит стелы () их» ( Ос.10:2 ), и тогда израильтяне скажут: «Не будем более говорить изделию рук наших: боги наши» ( Ос.14:4 ). «Идолы совсем исчезнут» ( Ис.2:18 . Ср. Зах.13:2 ). Искореню у тебя священные рощи… Ашера ( или ) – это имя финикийско-хананейской богини. В угаритской мифологии Ашера 286 считалась женой верховного бога Эля и «матерью богов». В Танахе «ашерами» называются также деревянные скульптуры, которые её изображают (или деревянные столбы, которые её символизируют) и посвящённые ей культовые места – священные деревья и рощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010