884.  Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887.  Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895.  Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897.  Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900.  Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903.  По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904.  Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905.  По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908.  Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909.  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910.  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911.  Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915.  От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916.  Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917.  Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

884. Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895. Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903. По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904. Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911. Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915. От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916. Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917. Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

7 . И чтобы узнать тебе, что Он есть Тот Самый, Который явился Моисею, выслушай свидетельство Павла, говорящего: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор.10: 4 ). И в другом месте: верою Моисей оставил Египет; тут же говорит: и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища ( Евр.11:27, 26 ). Этот Моисей говорит к Нему: открой мне путь Твой ( Исх.33:13 ). Видишь, и пророки тогда видели Христа, но сколько каждый мог вместить. Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя. Бог же говорит: человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Итак, поскольку ни один живущий не может видеть Божественного лица, то потому Он принял лицо человека, чтобы, взирая на него, были мы живы. Когда же и сие восхотел показать в некоторой славе, когда просияло лице Его, как солнце ( Мф.17:2 ), то ученики падают от страха; если же просветившееся лицо телесное, не таким, впрочем, светом, какой мог показать Действующий здесь, но какой могли снести ученики, устрашило их так, что не смогли стерпеть, то кто может воззреть на славу Божества? Великого, говорит Господь, желаешь ты, Моисей, но Я принимаю сильное твое желание и о чем ты говорил, Я сделаю ( Исх.33:17 ), но столько, сколько ты вместить можешь: Я поставлю тебя в расселине скалы ( Исх.33:22 ). Ибо как мал ты, то в малом пространстве и находиться будешь. 8 . Теперь ты должен утвердить себя против иудеев тем, что будет тебе сказано. Ибо я намерен доказать, что Господь Иисус Христос был у Отца. И так говорит Господь к Моисею: Я проведу перед тобою всю славу Мою и возглашу имя Господа пред тобою (ср. Исх.33:19 ). Будучи Сам Господь, к какому еще Господу взывать хочет? Видишь ли, как Он прикровенно преподавал благочестивое учение об Отце и Сыне? Потом далее такими точно словами написано: И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него. И провозгласил имя Господне. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех (ср. Исх.34:5–7 ). Потом Моисей, преклонившись пред Господом, призывающим Отца, говорит: да пойдет Владыка посреди нас ( Исх.34:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Гражданский закон во всех его частях был как бы изъяснением Десятисловия и давал подробные указания к их исполнению. К первой и второй заповедям относили законы об истреблении идолопоклонства, о чародеях, колдовстве, лжепророках. Поскольку речь шла о нарушении самой главной заповеди ( Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. — Исх 20, 2), то законы предусматривали суровые меры наказания: Ворожеи не оставляй в живых (Исх 22, 18); Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен (Исх 22, 20). Много было законодательных постановлений, относящихся к шестой заповеди ( Не убивай . — Исх 20, 13). За убийство гражданский закон предусматривал смертную казнь. Законы различали преднамеренное и нечаянное убийства. Непреднамеренно убивший человека не подлежал осуждению на смерть. Однако, чтобы не совершилась над ним кровная месть со стороны родственников, ему предоставлялась возможность скрыться в специальных городах-убежищах. Их было шесть. Закон предоставлял человеку право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или вора подкапывающего, убивал его, то кровь не вменялась убившему в вину (см.: Исх 22, 2). Но если уже взошло солнце, то вменялась ему в вину кровь, потому что он превышал меру необходимой самообороны. Любое убийство делало человека на время нечистым (даже участие в сражении с врагами избранного народа): пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день (Чис 31, 19). Больше всего было постановлений, относившихся к заповеди не кради (см.: Исх 20, 15). Кроме прямых законов против хищения, были постановления, направленные против порчи чужой собственности, потравы, обвешивания и прочее. Законы эти были достаточно мягки. Так, вор, укравший вола, осла или овцу, должен заплатить вдвое (см.: Исх 22, 4). По Синайскому законодательству для вынесения судебного приговора достаточно было двух или трех свидетелей, если даже осужденный приговаривался к смерти. Поэтому девятая заповедь строго запрещала лжесвидетельство. Если было доказано, что свидетель дал ложные показания, его постигало наказание, которое ранее грозило оговоренному им человеку. Свидетельские показания должны были быть совершенно одинаковы. В случае несовпадения они не принимались. Пророк Даниил, сличая показания двух старейшин, оклеветавших невинную девицу Сусанну, спас ее от позорной смерти (см.: Дан 13, 51–62).

http://pravoslavie.ru/103684.html

Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34: 10–12). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского, «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки (Лк. 16, 29), – говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам, Моисей действительно представитель [собственно: лице, ( греч.) просопон] закона» кн. 1, с. 187]. Поэтому со времени Евангельского благовестия вместе с законом остается в тени. Хотя Господь сказал, что Моисей будет обличать иудеев на суде, то есть реально значение его не умаляется. Но в педагогических целях память его, видимо, несколько отошла на второй план. Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых законом, чтобы вы себе представляли объем тем, которые в нем затрагиваются. Во–первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства (Исх. 20: 2–6). Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия (Исх. 20: 7), запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе (Исх. 20: 11), закон о почитании отца и матери (Исх. 20: 12) – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство (Исх. 20: 13), регулирование кровной мести и закон о городах–убежищах (Втор. 19), погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве (Исх. 21: 18–36), запрет на прелюбодеяние (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего». Подробнее Декалог будет рассмотрен в главе с соответствующим названием. Скрепление Завета и праздничная трапеза описаны в Исх. 24:1–11 . Знамением Завета с Моисеем является соблюдение субботы ( Исх. 31:12–17 ). В итоге можно записать следующим образом: 4. Завет с Моисеем (Завет праведных дел, Завет Закона) Время заключения Завета: около 1250 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Моисей. Знамение Завета: суббота ( Исх. 31:12–17 ). Завет в Библии: Исх. 6:2–13 , Исх. 19:3–6 , Исх. 24:1–11 . Ядро Завета: Исх. 20:2–17 . Протоиерей Александр Сорокин делает важный вывод: «События Исхода из Египта, заключения Завета и дарования Закона на горе Синай… мы и должны считать событиями рождения Израиля как народа Божия и началом истории Ветхозаветной Церкви. История Авраама, Исаака и Иакова, да и вся предыдущая история выглядит по отношению к истории народа Божия как неотъемлемая предыстория, предисловие» . Внутренняя, онтологическая связь между Ветхим и Новым Заветами проявляется в том числе и через наше отношение к тем далеким событиям. Новый Завет — не только эпоха Спасительной Жертвы Христовой (хотя, конечно, смерть Христа, Его сошествие в ад и Светлое Воскресение, а также последовавшее за этим Сошествие Святого Духа на учеников Христовых — главные, определяющие события, несоизмеримо более важные, чем любые другие в этом историческом периоде), а мы, живущие в это время, автоматически не становимся непосредственными причастниками Спасительной Жертвы. Чтобы действительно стать таковыми, нам тоже необходимо движение — постоянный исход от греха к святости. И даже сам факт крещения в Православной Церкви еще ничего не гарантирует. Крещение и Миропомазание приобщают человека ко Христу и всей Церкви, но не «бронируют» ему место в Царствии Небесном. Они дают человеку возможность Его достичь. Это начало пути, но далеко еще не завершение его. «Бог в Библии (во всей) — это Бог Исхода, спасения, движения. Вера в такого Бога — это движение за Ним, это участие в Исходе. Это вера в то, что Бог силен всегда проявить Себя так, как он впервые проявил Себя во время Исхода» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Особое внимание святитель Кирилл Александрийский уделял также прообразовательному значению ветхозаветных жертв. Так, вслед за святым Иустином Философом , он говорит: «Остающиеся части тела жертвы сжигаются вне стана, ибо пострадал вне врат Христос ( Евр. 13:12 )... В жертвенном овне совершенном изображается Христос совершенный, имеющий святую жизнь... Затем то, что Он свят и священ весь, не имеет скверны и нечистоты, на это весьма ясно указывает омовение внутренностей жертвенного овна» 259 . Заклание жертвенного агнца вечером предызображало страдания Христовы, ибо, когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век, Единородное Слово Божие соделалось Человеком и претерпело заклание за всех 260 . Даже фимиам, приносимый в скинии, «был составной, потому что ведение о Христе слагается из двух сторон, так как Он есть вместе Бог и человек, – впрочем, из обоих один, Сын и Христос» 261 . Седьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 32: 30 – 33:11) Повествование об этом восхождении предваряется рассказом об истреблении участвовавших в служении золотому тельцу. При седьмом восхождении на Синай Моисей умоляет Бога помиловать его народ. Уясняя нравоучительный смысл данного отрывка, святитель Димитрий Ростовский говорит: «Молитвою Моисей удержал крепчайшую руку Господню, уже поднявшую меч и приготовившую стрелы и громы для избиения отступников. Бог хотел поразить – и не мог. Поэтому-то Господь и просил Моисея, чтобы он перестал молиться, говоря: оставь Меня, то есть пусти, не держи Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их ( Исх. 32:10 ). Вот видите: молитва так сильна, что связывает и укрощает даже гнев Всесильного, удерживает руки, поднятые для отмщения, и, как щитом, укрывает от гнева Божия» 262 . Тогда же Господь обещает послать впереди народа Ангела – Своего Единородного Сына 2 . После чего Моисей сооружает скинию собрания, где поучает народ. Восьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 33:12 – 23) При этом восхождении Моисей просит Бога Самому идти впереди народа и показать ему Свою славу. «И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою славу Мою... сколько в состоянии видеть очи твои... и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею ( Исх. 33:19 ), то есть не весь народ и не весь сонм. Лица Моего не можно тебе увидеть ( Исх. 33:20 ), потому что человек, увидев лице Мое, не может уже оставаться в сей жизни. Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы ( Исх. 33:22 ). Расселиною камня именуется сонм сынов Церкви, которым дан духовный закон. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади ( Исх. 33:23 ). Этим иносказательно предвозвещается, что Церкви дано будет рукоположение священства. Ты увидишь Меня сзади – здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божественному естеству Своему невидим» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

По мнению Иосифа Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила и сыном Халева из колена Иудина ( Исх. 31:2, 35:30, 38:22 ; 1Пар. 2:19, 50, 4:1, 4 ; 2Пар. 1:5 ). Иудейское предание, отмечаемое Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно. Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он – его ближайший родственник. Исх.17:11 .  И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; Исх.17:12 .  но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. «Не потому только, – говорит Иустин Философ , – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста». Исх.17:13 .  И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Исх.17:14 .  И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. Израиль, как святыня Господня, является неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие ( Иер. 2:3 ). Это общее правило применяется и к амаликитянам ( 1Цар. 15:2–3 ). Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии не было забыто. Исх.17:15 .  И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: [Иегова Нисси] . Исх.17:16 .  Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род. Израиль сражался под знаменем Всевышнего, которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова Нисси» – по-еврейски: Господь – знамя мое. Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука на престоле Господа». Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь – знамя мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала последнее 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.21:30 .  если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Исх.21:31 .  Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Исх.21:32 .  Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Законы, разъясняющие заповедь – «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего. Сознательное убийство во всех его видах ( Чис. 35:16–21 ), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем ( Лев.24:22 ), наказывается по общему праву кровавой мести смертью : «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» ( Чис. 35:19, 21 ). Исх.21:13 .  но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном ( Чис. 35:22–23 , Втор. 19:4–5 , 1Цар. 24:18 ). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть ( Втор. 19:6 ), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь ( Чис.35:25 ), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища ( Чис. 35:11 и др.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов. Исх.21:14 .  а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища ( Втор.19:11–12 ), не может спастись от смерти и у жертвенника ( 3Цар.2:28–34 ). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды ( Втор. 19:19–20 ), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника. Исх.21:15 .  Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Как видно из Втор. 21:18–21 , отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе – исторгается из его среды, побивается камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.21:33 .  Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел, Различные случаи увечья; назначаемые за них наказания соответствуют степени преступления. Избивший ближнего в драке должен вознаградить его тем, чего он лишил его: уплатить ему ту сумму денег, которую пострадавший мог бы заработать, если бы был здоров, и на свои средства вылечить его. Исх.21:19 .  то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его. Исх.21:20 .  А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; Исх.21:21 .  но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро. За убийство раба и рабыни, умерших во время наказания, хозяин не подвергается смерти, а лишь назначаемому судом наказанию, или потому, что раб не приравнивается к свободному ( Исх.21:19, 23, 26, 29, 32 ), или потому, что хозяин только наказывал неразумного раба ( Притч. 10:13 ), не имея в виду убить его. Господин даже и совсем освобождается от наказания, когда смерть раба не является непосредственным следствием побоев: умрет день или два спустя после побоев. Для хозяина в этом случае достаточно и того наказания, что, теряя раба, он теряет заплаченные за него деньги, наносит себе ущерб: «это его серебро». Исх.21:22 .  Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; Пеня назначается за преждевременно выкинутое дитя. Посредники требуются для предотвращения со стороны мужа неумеренности в требованиях. Греческий перевод вносит такое различение в степени развития выкидыша, для которого нет основания в еврейском тексте. Выкидыш «неизображенный» – ребенок не сформировавшийся, он не приравнивается к полному человеку – и потому за смерть его назначается лишь пеня. Выкидыш, «изображенный» – внешне сформировавшийся ребенок, и за его смерть, как и за смерть взрослого человека, виновный подвергается смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010