Глава 15 1–21. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море. 22–27. Путешествие по пустыне Сур, отсутствие пресной воды и ропот израильтян; чудо в Мерре и приход в Елим. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения ( Исх.15:1–2 ), распадается на три части. Первая ( Исх.15:3–8 ) изображает всемогущество Всевышнего, Мужа брани, выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая ( Исх.15:9–13 ), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья ( Исх.15:14–18 ) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы. Исх.15:1 .  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Тема песни – прославление величия Всевышнего ( «высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае – поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море». Исх.15:2 .  Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти – дело не сил Израиля, а силы Господа ( Исх.14:31 ); народ заявил себя только испугом и воплями ( Исх. 14:10 ), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля ( Быт. 28:20–21 ). Он, хранивший отцов ( 1Пар.16:19–22 ), исполнил данные им обетования ( Быт.15:14 ), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым ( 2Цар. 22:47 , Пс. 98:5, 117:28 , Ис. 25:1, 57:15 ). Исх.15:3 .  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Исх.15:4 .  Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Исх.15:5 .  Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.12:33 .  И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. Исх.12:34 .  И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. Замечание о хлебе, который еще не вскис, но уже был, очевидно, приготовлен для вскисания, дает право предполагать, что народу не был известен закон об опресноках. И действительно, он объявляется позднее, а самое выполнение его относится ко времени поселения в земле обетованной ( Исх. 13:6 и др.). Нисколько не противоречит такому взгляду замечание ст. 39 ( Исх.12:39 ), что евреи испекли пресные лепешки из того теста, которое они взяли из Египта. Приготовление этих лепешек было не исполнением закона об опресноках ( Исх.12:15 и д.), а делом простой необходимости: припасов евреи с собой не захватили, кислое тесто не было готово ( Исх.12:34 ), а потому и пришлось довольствоваться пресными лепешками. Исх.12:35 .  И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Исх.12:36 .  Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. См. выше объяснение 19–20 ст. III гл. Исх.12:37 .  И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; О Раамсесе см. в толкованиях на 11 ст. I гл. Сокхоф – «шатры», может быть, разумеется местность, называемая в египетских памятниках Сехет. О числе вышедших см. толков. 7 ст. I гл. Исх.12:38 .  и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. О существовании среди вышедших из Египта евреев иноплеменников упоминают и другие места Пятокнижия: Чис. 11:4 , Втор. 29:11 . Судя по Лев.24:10 , к ним принадлежали египтяне, с которыми евреи вступали в родственные отношения. К иноплеменникам относят также «богобоязненных» египтян ( Исх. 9:20 ) и, наконец, родственных евреям семитов, которые, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ближайший повествовательный контекст Л. к. в рамках данных книг - это пространный эпизод Исх 19. 1 - Числ 10. 11 в рассказе об исходе, который называют Синайской перикопой (СинПер). Эпизод обрамляется 2 хронологическими указаниями, охватывающими временной интервал длиной фактически в один год: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую» (Исх 19. 1). «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца… отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской» (Числ 10. 11-12). В интервале между указанными датами израильтяне находились у горы Синай, где произошли важнейшие для Израиля события. Среди них наиболее тесно с содержанием Л. к. связаны сооружение походного святилища и учреждение культа (Исх 25-31, 35-40). В Исх 25-31 Бог сообщает Моисею предписания об изготовлении всех элементов скинии и культовых принадлежностей, одежды для священников и о ритуале посвящения священников; в Исх 35-40 рассказывается об исполнении этих предписаний, кроме посвящения Аарона и его сыновей, к-рое происходит только в Лев 8-9. Т. о., посвящение священников, предписанное в Исх 29, выполняется в Лев 8 в соответствии с ритуалом, описанным в Исх. Более того, место действия, т. е. скиния собрания, в котором ритуалы не только должны совершаться, но и фактически совершаются (Лев 9), создано в последних главах кн. Исход. Еще одна иллюстрация неразрывной связи между Л. к. и кн. Исход - не вполне нормированный синтаксис вводной фразы Лев 1. 1:                   эта фраза становится прозрачной, если учесть, что предпосылки для нее создает ближайший текст Исх 40. 35: «...и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию». Общепризнано, что примыкающий к Лев текст Исх 40. 36-38 - вторичная интерполяция, соотнесенная с (вторичным) концом СинПер, а именно с Числ 9. 15-17. Если эту интерполяцию изъять, то Лев 1. 1 будет следовать непосредственно за Исх 40. 35; отсюда видно, что подразумеваемый при   субъект - это   тогда как   выступает субъектом при   ( Rendtorff.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Моисей разбивает скрижали. 1537/8 г. Худож. Д. Беккафуми (кафедральный собор в Пизе) Моисей разбивает скрижали. 1537/8 г. Худож. Д. Беккафуми (кафедральный собор в Пизе) Рассказ о возобновлении завета (Исх 34) отчасти повторял рассказ о его заключении (Исх 19-24): М. вновь восходит на гору на 40 дней, вновь видит Бога, Который пишет на новых каменных скрижалях (прежние М. разбил в гневе на израильтян) те же заповеди, что были на прежних скрижалях; предписания, изложенные после повторного заключения завета (Исх 34. 17-26), частично повторяют предписания, изложенные после заключения 1-го завета (Исх 21-23). М. в традиции - «пророк и боговидец». Согласно Исх 33. 11, «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим», однако далее Бог говорит М.: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33. 20), М. может видеть Бога только сзади, но лицо Бога не будет ему видно (Исх 33. 23). Во Втор 34. 10 о М. сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу», однако в Исх 24. 10 на горе Синай Бога видят также священники и старейшины Израиля (согласно LXX, они видели место, где «стоял там Бог Израилева» - τν τπον ο εστκει κε θες το Ισραηλ ). Сияние лица М. Когда М. сходил с горы Синай, лицо его было настолько преображено после общения с Богом, что израильтяне боялись подойти к нему (Исх 34. 29-30). В евр. тексте этих стихов употреблен редкий глагол   однокоренное ему существительное   означает «рог», а в единственном месте Библии, где этот глагол еще встречается, он употреблен в др. породе - не каль, а хифиль и значит «иметь рога» (о тельце - Пс 68. 32). Букв. прочтение слов Исх 34. 29         - «кожа лица его имела рога» - представлено в переводе Акилы (κερατδης), в Вульгате (cornuta esset facies sua) и в некоторых мидрашах ( Kasher R. The Mythological Figure of Moses in Light of Some Unpublished Midrashic Fragments//JQR. 1997. Vol. 88. P. 19-42). Однако в евр. и христ. экзегетической традиции возобладало понимание этого места как «лицо его стало сиять лучами» (так уже в таргумах). Такое понимание предполагает, что под «рогом» здесь понимается «луч света» (в Библии, однако, такое переносное значение слова «рог» более не засвидетельствовано). Септуагинта дает расширительно-описательный перевод: «прославлен был вид цвета лица его» (δεδξασται ψις το χρματος το προσπου ατο).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Всевышний не будет забывать Своей милостью внесенных в перепись, будет щадить их жизнь. Исх.30:17 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.30:18 .  сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; Как видно из текста, умывальница состояла из двух частей: вместилища для воды и подножия; некоторые указания на устройство первой части дает Исх. 38.8 (см. толкование на это место). Умывальница находилась между скинией и жертвенником, – на прямой линии от последнего ко входу в святилище. Исх.30:19 .  и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; Исх.30:20 .  когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, Исх.30:21 .  пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их. Благоговейное отношение к святости места: «когда они должны входить в скинию собрания», и к святости действия: «когда должны приступать к жертвеннику» (по связи речи, к алтарю кадильному), требует физической чистоты. Небрежение о ней, проявление неблагоговейного отношения к святыне, наказывается смертью. Исх.30:22 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.30:23 .  возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, Елей, назначенный для помазания скинии, ее принадлежностей, Аарона и его сыновей ( Исх.30:26 и др.), был приготовлен Веселиилом. В его состав входила «самоточная смирна», т.е. смола миррового кустарника, сама собой выступающая каплями на разных местах ствола этого кустарника. Количество этой смолы обозначено словом: «пятьсот», без указания меры. Но как видно из замечания Исх.30:24 : «по сиклю священному», мерой служил «священный сикль», 500 священных сиклей равняются почти 16 фунтам. Корица, т.е. кора с коричного дерева, встречающегося и теперь в Индии и на острове Цейлоне, должна быть взята в количестве 250 сиклей, т.е. восьми фунтов. Благовонный тростник, имеющий пахучие корни, был известен древним, как одно из самых благовонных веществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.15:14 .  Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; Исх.15:15 .  тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском ( Исх. 14:31 ): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи ( Исх. 13:17 ); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам ( Исх.15:15 , Нав. 2:9, 11 ). Исх.15:16 .  Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям мышцею Всевышнего, немые как камень, т.е. бессильные что-нибудь предпринять ( 1Цар. 25:37 ), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивления ( Втор. 2:25, 11:25 , Нав. 2:9–11 ). Исх.15:17 .  Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога ( Втор. 31:1–6 ), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» – гористая Ханаанская местность ( Пс. 67:16–17 , Ис. 5:1 ), составляющая собственность Господа ( Иер. 2:7 ) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем ( Пс. 77:54 ). Исх.15:18 .  Господь будет царствовать во веки и в вечность. Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа ( Пс. 104:11 ). Исх.15:19 .  Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Исх.15:20 .  И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.15:6 .  Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Исх.15:7 .  Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил великую силу Свою, оказался мужем брани ( Пс. 23:8 ), сражающимся за народ Свой ( Втор. 4:34 ) при потоплении войск фараоновых в море ( Пс. 105:8–10 ). Погрязшие в глубине, как камень, – без всякой надежды на спасение, они сражены не чем иным, как сильной десницей Господа ( Исх. 15:5 ). Восставшие против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем, пламенем гнева Его ( Ис. 5:24, 47:14 ). Исх.15:8 .  От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Исх.15:9 .  Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Исх.15:10 .  Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Само естественное явление, послужившее в руках Божьих орудием спасения евреев: «влага стала, как стена» ( Исх. 14:22 ), превращено Богом при посредстве ветра: «дунул духом Твоим» ( Иов. 37:10 ) в средство уничтожения врагов, – оно дело Его всемогущества. Исх.15:11 .  Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? По только что проявленным свойствам Господь не имеет Себе равного между богами ( 2Цар. 7:22 , 3Цар. 8:23 , Пс. 70:19, 85:8, 88:6–8 , Иер. 10:6 ), в частности, между богами египетскими, бессилие которых известно евреям. Он существо премирное – «величествен святостью»; как таковой, Он достоин хвалы, прославления ( Пс. 117:29 ). Исх.15:12 .  Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Исх.15:13 .  Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Всевышний достоин хвалы не только как совершитель великого чуда – поглощения египтян «землею», причем термин «земля» обозначает вместе и воду, но и как покровитель Своего народа ( Пс. 105:5 ), охраняющий его на пути «в жилище святыни Твоей» в землю Ханаанскую ( Пс. 77:54 ), освященную богоявлениями патриархам ( Быт. 28:16, 31:13 ), так и жертвенниками Богу ( Быт. 28:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.25:13 .  Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом; Исх.25:14 .  и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; Исх.25:15 .  в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. Шесты назначены для того, чтобы носить ковчег завета, не прикасаясь к нему руками ( Чис. 4:15 ). Они всегда должны быть вдеты в кольца, за исключением того случая, когда нужно было закрыть ковчег покрывалами пред перенесением его на другое место ( Чис. 4:5–6 ). Исх.25:16 .  И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. В ковчег должно быть доложено «откровение», т.е. две скрижали ( Исх. 31:18, 34:20 ), которые будут даны ( Исх. 24:12 ). Исх.25:17 .  Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; Еврейское название крышки «капорет» (от глагола «кафар» – покрывать, делать невидимым, очищать), греческое λαστριον, славянское «очистилище» – дано ей потому, что семикратным кроплением на нее в день очищения достигалось очищение народа от грехов ( Лев.16:14–16 ). Исх.25:18 .  и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; Исх.25:19 .  сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; Образ библейских херувимов скинии с точностью неизвестен. Их можно считать тождественными с херувимами видения пророка Иезекииля ( Иез. 10:21 ). Херувимы были «чеканной работы», т.е. изображения их были выбиты из золота. Местом их помещения на крышке служили оба конца ее. Исх.25:20 .  и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. Крылья херувимов должны быть подняты кверху, но не в прямом направлении от крышки вверх, а в косом: при таком расположении они действительно «покрывали» крышку. Лица херувимов должны быть обращены одно к другому и в то же время к крышке; следовательно, головы их были наклонены к крышке ковчега. Как видно из устройства херувимов храма Соломонова ( 2Пар. 3:13 ), сделанных по образцу херувимов скинии, эти последние имели прямое положение: «стояли на ногах своих». О коленопреклоненном положении херувимов не может быть речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 20 Синайское законодательство. Исх.20:1 .  И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Судя по 19 ст. данной главы ( Исх.20:19 ), равно Втор. 4:36, 5:4 , «все слова сии», т.е. десятословия ( Втор. 4:13, 10:4 ), были изречены Господом непосредственно самому народу. В виду этого свидетельство Втор. 5:5 , должно быть понимаемо в том смысле, что посредником между Богом и народом в деле передачи Его велений Моисей явился позднее ( Исх.20:19 ). В данное время он, сойдя с горы ( Исх. 19:25 ), находится вместе со всем народом у ее подошвы, не восходит на вершину ( Исх.20:21–22 ). Служение Ангелов, о котором говорит архидиакон Стефан ( Деян. 7:53 ), возвещение слова (т.е. закона) через Ангелов, о котором упоминает Апостол Павел ( Евр. 2:2 ), и преподание закона через Ангелов ( Гал. 3:19 ) указывают не на то, что Бог изрекал заповеди через Ангелов, но или на то, что Господь-законодатель сошел на Синай с сонмом Ангелов ( Втор. 33:2 ), присутствовавших при изречении заповедей, или на то, что закон ветхозаветный, взятый во всей совокупности его предписаний, а не в смысле одного десятословия, был дан народу еврейскому через многих провозвестников («Ангелов») божественного откровения. Исх.20:2 .  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Исх.20:3 .  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта ( Втор. 4:32–35 ) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь есть Бог, нет другого, кроме Его» ( Втор. 4:4, 35, 6:4 ). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», при Мне, вместе со Мною ( Втор. 5:7 , 4Цар. 17:35 ). Исх.20:4 .  Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Исх.20:5 .  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 . Итак, сначала давайте возжжем в себе огонь ума, чтобы он действовал в нас. Будем искать то вещество-основу 28 , которое питает душу, как будто отыскиваем его в потемках. Ведь даже отцы не знали, что такое манна 29 ; нашли, сказано, манну, утверждая, что манна – это само речение и Слово Божье, из Которого как из вечного и неиссякаемою источника изливаются и исходят все учения 30 . 7 . Это и есть пища небесная. А обозначается она от лица Говорящего: Я дождем изолью вам хлеб с неба ( Исх. 16:4 ). Следовательно, это ατιον, потому что действует Бог , Который орошает умы росой премудрости; λη – потому что души видящие и вкушающие наслаждаются и спрашивают, откуда то, что блистательнее света и слаще меда. Отвечает им Писание: Это хлеб, который Господь дал вам в пищу, или слово Божие, которое Бог дал или утвердил ( Исх. 16:15–16 ), им питается и наслаждается душа разумных. Оно блистательно и приятно, озаряет сиянием истины и сладостью добродетелей умягчает души слушающих. 8 . В себе пророк узнал, что служит ατιον совершения всего. Когда он был послан к царю Египта, чтобы освободить народ Божий, то сказал: Кто я, чтобы мне идти и вывести народ из под власти царя ( Исх. 3:11 )? Господь οтвечал: Я буду с тобою ( Исх. 3:12 ). Вновь спросил Моисей: Что скажу я им, если они спросят: «Кто есть Господь, пославший тебя, и как Ему Имя ( Исх. 3:13 )?» Господь сказал: Я есмь Сущий. Ты скажешь: Сущий послал меня ( Исх. 3:14 ). Это и есть истинное имя Бога – вечно Сущий. Потому и апостол говорит о Христе: Ибо Сын Божий, Иисус Христос , сущий среди вас, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» ( 2Кор. 1:19 ). Ответил Моисей: А если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? Что мне сказать им? ( Исх. 4:1 ). Он дал ему творить знамения, чтобы они поверили, что он послан от Господа. В третий раз говорит Моисей: Недостоин я... и голос мой тонок, и косноязычен я ( Исх. 4:10 ), как будет слушать меня фараон? И был ему ответ: Пойди, и Я отверзу уста твои и научу тебя, что тебе говорить ( Исх. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010