е. в окрестности города Цоана, иначе Тана или Таниса, находившегося в нижнем Египте, где и совершены были Моисеем чудеса – казни над Египтом. 13–14. Разверзе море и проведе их, представи воды яко мех, и настави я облаком во дни и всю нощь просвещением огня. Асаф воспоминает своим слушателям те величайшие чудеса, которые совершил Господь, но которые забыты сынами Ефремовыми, т. е. всем царством Израильским (ст. 9–12). – Разверзе море и проведе их, – Господь, изводили Израиля из Египта, разверз пред ним бездну вод Красного моря и провел его по дну моря. Представи воды, яко мех, – разделил воды моря сильным восточным ветром; Господь поставил их по правую и по левую сторону неподвижно, так что они были как-бы в кожанных мехах (– в коих обыкновенно содержат воду жители востока ( Исх.14:21–22 ). И настави я облаком во дни, – когда вел их Господь, то наставлял их или показывал им путь в течение дня облаком, и всю нощь просвещением огня, иначе – во всю ночь освещал путь светом огня. По свидетельству Бытописателя, когда «двинулись сыны Израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни, то Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем, и столп огненный ночью от лица всего народа» ( Исх.13:20–22 ; Ср. Чис.10:34 ). 15–16. Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене и низведе яко реки воды. Счастливо живя в земле Обетованной, при полном изобилии всех благ, народ Израильский забыл, как некогда Господь спас его праотцев в пустыне Аравийской от смертельной жажды. – «Господь разверзе – рассек каменную скалу в пустыни, и напоил их, как из великой бездны,» т. е. появилась столь обильная вода, как бы здесь было глубочайшее озеро. – Так было в Рафидиме ( Исх.17:1–6 ). – «И извел Господь воду из каменной скалы, и воды потекли, как реки». Так было в пустыни Син, близ Кадеса. Когда народ, томимый смертельной жаждой, роптал на Моисея и Аарона, то «Моисей взял жезл от лица Господа, как Он повелел ему... И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» ( Чис.20:1–4,9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В том расчете, что, изнурив евреев, сделав их физически слабыми, они остановят их дальнейшее размножение, так как физически слабый народ не может иметь большого потомства. Представляя особенную тяжесть в виду существования особых начальников, выбираемых, по свидетельству египетских памятников, из сурового ливанского племени и изображаемых с короткими для ударов палками в руках, работы свелись на первых порах к постройке (а может быть, расширению, возобновлению, евр. «бана», – см. Пс. 121:3 , Ам. 9:14 )) двух городов для запасов (для хранения провианта и оружия, – 2Пар. 32:28 ), «Пифома и Раамсеса». Под первым разумеют тот город, который лежал в западном конце долины Тумилат, на берегу канала в Красное море, и назывался у греко-римских писателей Патумос или Тоум, а под вторым – город, находившийся в земле Гесем, на восток от Пелузийского рукава Нила. Называя эти два города по существующим при них укреплениям городами «твердыми», текст LXX упоминает о построении евреями еще третьего города – Она, или Гелиополя. Общее мнение экзегетов видит в нем знаменитый в нижнем Египте город Ан (греч. Он), носящий еще священное имя Пера, дом солнца, откуда греческое Гелиополис. Исх.1:15 .  Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, Исх.1:16 .  и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Исх.1:17 .  Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Выполнение второй меры – умерщвления еврейских младенцев мужского пола в момент их появления на свет 2 поручается повивальным бабкам. По еврейскому тексту это были еврейки, в силу чего самая мера представляется странной и недостижимой, так как трудно допустить, чтобы еврейки стали умерщвлять детей своих соплеменниц. Чтение же LXX, которому следует русский перевод, а равно и свидетельство Иосифа Флавия – выражает мысль об их египетском происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.27:14 .  К одной стороне – завесы в пятнадцать локтей [вышиною], столбов для них три, и подножий для них три; Исх.27:15 .  и к другой стороне – завесы в пятнадцать [локтей вышиною], столбов для них три, и подножий для них три. На входной, восточной, стороне двора пространство с каждого бока в пятнадцать локтей было закрыто такими же завесами, как и на остальных сторонах. На этом пространстве было поставлено по три столба, всего шесть. Исх.27:16 .  А для ворот двора завеса в двадцать локтей [вышиною] из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов для нее четыре, и подножий к ним четыре. По средине восточной стороны пространство в двадцать локтей было оставлено для входа. Его составляли четыре столба с повешенной на них завесой в двадцать локтей. В отличие от завес ограды («kelah») она носила название masach и была приготовлена из голубой, пурпуровой, червленой ткани и крученого виссона работой «rokem». В переводе LXX данный термин передается выражением « ποικιλ το αφιδευτο», в славянском – «пестрение швенное», в латинском – «opus plumarii». Известно, что именем «plumae» – перья назывались дощечки в военных латах, располагавшиеся, как перья птиц или чешуя рыб. Отсюда «plumaria» назывались украшения на одеждах, подобные перьям, дощечкам и цветам, вытканным или вышитым иглой. Талмуд и раввины в объяснение термина «rokem» говорят, что под ним разумеются украшения, нашиваемые иглой по тканному полю и притом имеющие одно лицо, т.е. одинаковые с лица и изнанки. Сообразно с этим под работой «rokem» разумеется такая отделка ткани, в которой белое поле виссона было разделано голубыми, пурпуровыми и ярко-красными нитями в виде лат или квадратов. Своим цветом и работой завеса входа резко выделялась среди белой полотняной ограды скинии. Выделение было еще рельефнее, если она действительно имела те размеры, о которых говорит перевод LXX: вместо 5 локтей высоты имела двадцать. Предназначенная для того, чтобы закрывать вход, завеса не была, конечно, прикреплена внизу и могла, смотря по надобности, подниматься на известную высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—65— Хеврон (сравните выражение в устах русского: „Москва в России“). Эта особенность заметна и во Второзаконии: в 11 главе, ст. 29, писатель говорит: когда введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал. Далее он старается точно указать местность, на которой были расположены эти горы, с той целью, чтобы Израильтяне не сделали ошибки в выборе их; и потому прибавляет: вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине против Галгала, близ дубравы Море (ст. 30). Читая эти строки, легко себе представить, что вершины Гевала и Гаризима рисовались в отдалении перед очами Израильтян, расположившихся станом на берегах Иордана; и, произнося эти слова Второзакония, престарелый законодатель указывал на них сынам Израилевым. Подобных примеров в Пятокнижии можно найти немало, но и указанных достаточно. В историческом повествовании, преимущественно последних четырёх книг, писатель часто сообщает такие мелкие подробности событий, какие могли быть известны только очевидцу или лицу, принимавшему в них непосредственное участие. Напр., Исх.15:22 : вступили Израильтяне в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. В пустыню Син пришли сыны Израилевы в пятнадцатый день второго месяца по выходе из Египта ( Исх.16:1 ); в пустыню Синайскую пришли в третий месяц... в самый день новолуния ( Исх.19:1–2 ) и другие подобные. В книге Левит писатель сообщает даже о том, кто выносил тела умерших сынов Аароновых, Надава и Авиуда, принёсших огонь чуждый пред Господа,... и в чём их вынесли, – именно ( Лев.10:4–5 ): и позвал Моисей Мисаила и Елицафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли, и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Или ещё в книге Числ (7 гл.): двенадцать начальников колен, под надзором которых производилось поголовное исчисление Израильтян, пожертвовали для перевозки некоторых принадлежностей скинии шесть крытых повозок да двенадцать волов. Моисей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С гораздо большим правом Cornely а Lapide, в объяснении этого места из кн. Исход, говорит: «что здесь, по-видимому, идет речь о знакомстве с субботой и восстановлении её празднования... Говорю о возобновлении, ибо существование и празднование (cultum) субботы, как установление от начала мира, указывает книга Бытия ( Быт.2:3 ). Следовательно, от начала мира существовал праздник и культ (festum et cultus) субботы, но это в Египетском рабстве, благодаря широкому разлитию идолопоклонства среди Евреев было помрачено, посему здесь снова восстановляется Богом 221 . Справедливость такого взгляда на дело достаточно подтверждается и самим характером Моисеева закона о субботе, который выставляет её нам не столько совершенно новым учреждением, сколько подтверждением и закреплением ранее существовавшего обычая. Такое, именно, впечатление получается и от самого текста десятословия, в котором заповедь о субботе читается так: «Вспоминай день субботы ( ), чтобы святить его (), шесть дней ты должен работать и совершать все свои дела, но седьмой день есть суббота ( ) Господу Богу твоему. И да не совершишь в него никакого дела ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб, и рабыня твоя, и скот твой, и пришлец твой, который во вратах твоих, потому что в шесть дней сотворил Бог небо и землю, и море, и все, что в них и почил в седьмой день, посему благословил Господь день покоя (субботы) и освятил его» ( Исх.20:8–11 ). В дополнение к этому в кн. Исход ( Исх.31:15–17 ) суббота называется «знамением вечным между Иеговой и сыновьями Израиля», причем опять делается ссылка на историю творения: «ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и успокоился» ( Быт.2:3 ). Заповедь Моисеева закона, предписывающая этот праздник ( Исх.16, 20, 31 ; Втор.5:12 ) покоится на шести днях творения и седьмом дне покоя, как на чем-то непоколебимо стоящем в общественном сознании 222 . Смысл всех этих мест, более или менее, очевиден: говоря о субботе, Моисей каждый раз ведет речь не о каком-либо, новом впервые вводимом им учреждении, но о старом, отеческом обычае, который трактуется здесь, как праздник, учрежденный самим Богом, по завершении творения и в воспоминании о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис. 60:13 ). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21 ), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Ин. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Ин. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

До этого упоминалась только пехота, без какого-либо принципиального указания на её разделение по типам. Теперь Священное Писание указывает на наличие как минимум двух видов воинов в армии Моисея, хотя пока неясен принцип их взаимодействия в бою. Возможно, лучники не играли существенной роли в военных операциях израильтян той эпохи, так как упоминание о них совершенно отсутствует при описании боевых действий первых книг Ветхого Завета. Далее интересно рассмотреть некоторые законодательные моменты из полученных Моисеем на горе Синай заповедей, которые так или иначе станут еврейским законом, регламентирующим отношения, связанные с насилием над личностью, что может рассматриваться в рамках данной работы как одна из первых попыток создания военного права. Не убивай Не кради Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх 20:13,15,17). Первое, что можно вынести из Декалога, — это ограничение любого насилия, связанного с личной выгодой или личным решением. Поэтому в следующей главе идёт разъяснение о том, как, за что и кто должен или может быть умерщвлён. Из текста Исх 21:12–14,18–22,26 видно, как скрупулёзно в еврейском законе относятся к смерти и к нанесению повреждения, но надо учитывать, что эти правила регламентируют жизнь внутри израильской общины, и нет оснований говорить, что они распространялись и на взаимоотношения с иноплеменниками. Но в следующем отрывке мы встречаемся с такими частями закона, которые в принципе дают основание для начала военных действий: Кто украдет человека из сынов Израилевых и поработив его продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх 21:16,23–25). То есть мы видим, что закон предписывает адекватно отвечать за нанесённое повреждение, что с одной стороны должно ограничивать агрессию в отношении к виновному, а с другой — требует обязательного возмездия, которое может приводить к военным конфликтам, если виновник нашёл убежище в соседнем племени или сам является иноплеменником. Далее снова обратимся к Толковой Библии Лопухина и приведём без изменения цитату из его толкования на Исход 23:4–5, которая как нельзя лучше подходит к теме данных исследований: “Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

А иначе увидит он, что стоит на низшей ступени, хотя и носит имя священника. Несомненно, не должно нам проходить мимо того, что может сказать внимательный читатель и о чем и я часто размышляю. Так, читая в книге Исход то место, где даны указания о священнических одеяниях (ср. Исх.28:2 и далее), я нахожу там восемь одежд, тогда как здесь перечислены лишь семь. Возникает вопрос, какое из них пропущено. Там говорится о восьми облачениях – упомянут хитон, или, как сказано в другом месте, «нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голени» ( Исх.28:42 ), о котором не упоминается здесь среди прочих одеяний. Что мы скажем на это? Можем ли мы допустить, что когда Святой Дух во второй раз перечислял одежды, одна из них, о которой Он говорил прежде, ускользнула от Его внимания? Я не дерзну предположить такое в отношении священных слов. Но давайте посмотрим: может быть, так как мы говорили прежде, что этот вид одежды является символом целомудрия и либо покрывает чресла, либо стягивает почки и поясницу, я скажу, что, возможно, не всегда о тех, кто стал священником, сказано, что эти члены стянуты, ибо иногда делаются послабления в отношении потомков и наследников. Я, однако, не утверждаю такое понимание в отношении священников Церкви, ибо вижу, что в этой тайне сокрыто нечто иное. Ибо священники и учителя Церкви могут рождать сынов, как и сказавший: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). И в другом месте он говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Потому подобные учителя Церкви, порождая таких потомков, время от времени обвязывают свои чресла и воздерживаются от того, чтобы производить их на свет, ибо находят слушателей, которые, как им известно, не могут принести плодов. Наконец, и в Деяниях апостолов о таковых сказано: «Мы не смогли проповедовать слово Божье в Асии 41 » ( Деян.16:6 ). Иными словами, они набросили покров на свои чресла и удержали себя, не породив сыновей, ибо эти слушатели были теми, в ком семя умерло бы, не дав ростков. Поэтому священники Церкви, когда видят уши, неспособные воспринимать слово Божье, или когда видят притворных и лицемерных слушателей, пусть наденут они «хитон», пусть набросят на себя «нижнее платье льняное для прикрытия телесной наготы» (ср. Исх.28:42 ), дабы не погибло семя слова Божьего, ибо и Господь повелевает: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010