Поэтому более правильный перевод будет выглядеть так: «И были биты бригадиры из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, говоря: почему не выполнили норму вашу позавчера, вчера и сегодня?» То есть, у того, кто хочет ужиться и в этом мире, и в то же время к религии иметь какое-то отношение, не получится так, чтобы все было нормально: и на работе, и дома, в семье. Человек должен определиться! Нам никогда Господь не обещал комфортную жизнь. Наоборот, Он говорил, что те, которые пойдут за Ним, будут идти как овцы среди волков (см.: Мф.10:16 ; Лк.10:3 ). О назначении христиан сказано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ). Но для того, чтобы тьма не объяла – нужно быть светом, а не так, как мерцающая лампочка: сегодня ты пламенеешь перед Богом в храме, а завтра – преклоняешься перед каким-нибудь деятелем, который сам «от горшка два вершка»! И мы читаем далее: Исх.5:15 . «И пришли надзиратели сынов Израилевых (те, которых били, – О. С.) и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими?» . То есть: «Зачем нас бьют? Мы не можем из народа выжать больше, чем народ может дать!» Ведь народ продолжал читать утренние и вечерние молитвы, они не выходили работать в субботу, и так далее. Только колено Левино было освобождено от всех этих работ. Почему? Потому что мы видим, как свободно перемещаются Моисей и Аарон – никто их не останавливает. Исх.5:15–16 . «И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими? соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот, рабов твоих бьют; грех народу твоему». Вот, что говорят надзиратели. Поэтому то, что выше сказано, должно быть правильно переведено, иначе возникают противоречия. Исх.5:17 . «Но он сказал: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу». Оказывается, фараон, который символизирует собой диавола мыслимого, а Египет – это вообще символ греха, как преисподняя в аллегорическом истолковании, очень не любит еще и религиозные праздники. «Праздны вы, праздны».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И те, кто еще совсем недавно противился, застынут в немом восторге, удивлении и восхищении, а ты будешь шествовать правильным путем веры с верным рассуждением и сподобишься такого понимания слова учения, что твои слушатели, наставляемые жезлом закона, сами, словно вздымающиеся волны, восстанут против египтян и не только воспротивятся им, но преодолеют и сокрушат их. Ибо тот, кто не совершает «дела тьмы» ( Рим.13:12 ), сокрушает египтян; сокрушает египтян и тот, кто живет не по плоти, но по духу; сокрушает египтян и тот, кто либо выбрасывает из своего сердца все низменные и нечистые помыслы, либо вовсе не принимает их, как и Апостол учит: «Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф.6:16 ). Таким образом, и сегодня мы увидим «Египтян мертвыми на берегу моря» ( Исх.14:30 ), а их всадников и колесницы – потопленными. Мы даже можем увидеть потопленным самого фараона, если будем жить такой крепкой верой, что «Бог мира сокрушит сатану под ногами» ( Рим.16:20 ) нашими вскоре через Иисуса Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VI. О песне, которую Моисей воспел с народом, а Мариам – с женщинами 1 . В Божественном Писании мы встречаем много песен. Но из них всех эта – первая песнь, которую народ Божий воспел после того, как одержал победу над египтянами, а фараон был потоплен. По обыкновению святые воспевают Богу песнь благодарения, когда противник побежден, ибо знают они, что победа достигнута не их силами, но милостью Божьей. Когда они пели, то брали в руки тимпаны, как и в случае Мариам, сестры Моисея и Аарона (ср. Исх.15:20 ). И поэтому если ты пересечешь Красное море, если увидишь потопленных в море египтян, сокрушенного и сброшенного в глубину бездны фараона, сможешь воспеть гимн Богу; сможешь произнести слова восхваления и сказать: «Пою Господу, ибо Он превознесся в славе 2 ; коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.15:1 ). Однако ты это сделаешь лучше, если у тебя в руках тимпан, если ты распял «плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ) и если ты умертвил земные члены свои (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сектант : Если все животные чисты, почему вы, православные, не едите змей, ящериц, лягушек, мышей, собак, кошек и тому подобную живность? Священник : Если мы не употребляем в пищу некоторых животных, то не потому, что они нехороши сами по себе, а потому что мясо их нам не по вкусу или не впрок, и это дело обычая, но никак не закона. Нередко то, что считается съедобным в одних землях, вызывает отвращение в других. И если даже от вкушения каких-нибудь насекомых или гадов приключается болезнь желудка, то и это не причина считать их скверными. Итак, мы знаем, что все, что сотворил Бог в начале, было хорошо весьма ( Быт.1:31 ). А что Бог очистил ( Деян.10:15 ), то и мы не считаем скверным. Глава 28. О праздновании воскресенья вместо субботы Сектант 136 : Вы, православные, вместе с вашими епископами и священниками, совершили великое преступление против закона Божия, отменив празднование субботы и нарушив заповедь о том, чтобы оно соблюдалось вовеки. Какие основания для этого вы можете привести? Священник : Оснований для этого множество. Итак, послушай. На протяжении почти четырех тысячелетий от Адама до Моисея Священного Писания не было и руководством к спасению для патриархов, как и для всех верующих в единого Бога служило одно Священное Предание. И только по окончании этого периода Бог повелел израильтянам (находившимся тогда в Аравийской пустыне) праздновать субботу как день покоя ( Исх.16:23–30 ). Это празднование должно было совершаться в память о седьмом дне, который стал днем покоя для Бога, создавшего мир, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его ( Исх.20:11 ). Давая заповедь о субботнем дне, Бог связал ее и с исходом израильтян из египетского рабства: помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний ( Втор.5:15 ). Но празднование субботы было вмененено в обязанность лишь израильскому народу как знамение его завета с Богом: И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки ( Исх.31:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Слово пробудившись ( diagrhgor»santej) может быть понято и как ‘оставаясь в бодрствовании’; если такое понимание верно, смысл отрывка будет в том, что, несмотря на сильное желание спать ( ЫpnJ ‘отягчены сном’, ср. с тем же глаголом kamabarunTmenoi Cfqalmo… ‘отяжелели глаза’ в Мк 14:40 об их сне в Гефсимании), ученики все-таки, преодолев слабость, смогли удержаться от сна. В любом случае понятно, что они увидели славу Иисуса и двух мужей, беседующих с Ним, но не смогли понять пророчества об исходе. Слова Петра kalTn ™stin nde можно понять и как ‘хорошо нам здесь быть’, то есть ‘хорошо нам здесь с Тобой, и пусть это блаженное состояние продлится’, и как ‘хорошо, что мы здесь’, подразумевая ‘хорошо, что мы можем здесь послужить Тебе, сделав кущи’. Многие современные переводы предпочитают второе понимание, но верно, по-видимому, все-таки первое, так как небесные собеседники Иисуса не нуждаются в кущах — в них нуждаются ученики, чтобы остаться на горе и, если возможно, продлить видение славы. Слово skhn» ‘палатка, шатер, куща’ у Семидесяти используется для перевода евр. ‘(остроконечный) шатер’, sukk„ ‘шатер, сложенный из циновок’ и miskan ‘жилище’. Этим словом обозначалась скиния — переносное место поклонения Богу в пустыне, а также кущи, изготавливаемые из ветвей широколиственных деревьев в праздник Кущей (Лев 23:42–43; Неем 8:14–17). В Лк 16:9 говорится о вечных обителях в Царстве Божием, ср. В доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2) и также Откр 21:3: Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними. Может быть, Петр намеревался сделать кущи как земные образы небесных скиний, чтобы задержать на земле собеседников Иисуса и продлить чудесное видение (такой мотив находит параллель в апокрифических книгах Еноха). Если это понимание верно, слова не зная, что говорил означают, что намерение Петра было неосуществимо: свет Преображения не может остаться на земле прежде совершения исхода Иисуса Христа (Деян 1:6–8). Облако есть знак Богоприсутствия (Исх 16:10; 19:9; 24:15–18; 33:9–11) и одновременно Божественной тайны. Осенило их — глагол ‘осенять’ у Семидесяти употреблен в Исх 40:35: И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию и в Исх 24:15–18, где говорится о том, как слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней , и затем Моисей вступил в средину облака и взошел на гору.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

О святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу ( Быт. 28:18 . Исх. 29:40 . Лев. 2:4 . Чис. 28:12 и друг.) и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения ( Исх. 30:23–29. 40:9–11 ), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались: власть царская ( 1Цар. 15:1. 16:1 . 3Цар. 1:34. 19:15 . 4Цар. 9:1–6 ), право священства ( Исх. 29:7. 30:30 . Лев. 16:32 ) и дар пророчества ( 3Цар. 19:16 ). В новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелять и даже мертвых воскрешать ( Мф. 10:8 ), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Map. 6:12–13). Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. ап. Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Таким образом, по силе своего действия, таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

9. О святом Елеосвящении и кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу ( Быт. 28:18 ), ( Исх. 29:40 ), ( Лев. 2:4 ), ( Чис. 28:12 ) и друг. и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения ( Исх. 30:23–29, 40:10–11 ), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались власть царская ( 1Цар. 15:1, 16:1 ), ( 3Цар. 1:34, 19:15 ), ( 4Цар. 9:1–6 ), право священства ( Исх. 29:7, 30:30 ), ( Лев. 16:32 ) и дар пророчества ( 3Цар. 19:16 ). В Новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелить и даже мертвых воскрешать (Мф. 10:8), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12–13). Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. апостол Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Таким образом по силе своего действия таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таким образом, Августин показывает нам актуальность всего текста Библии: все здесь и актуально, и действенно! Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). И еще: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). И далее мы читаем: Исх.15:5 . «Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень». «Если враги наши «пошли в глубину, как камень», то лишь теми одними владеет дьявол , над теми тяготеет иго его, о которых написано: «Когда нечестивый придет в глубину зла, не радит (то есть не заботится и не рассуждает о происходящем, – О. С.)» ( Притч.18:3 ), потому что они (то есть нечестивые, – О. С.) не верят, что им отпустится то, что сделано ими. Вследствие такого отчаяния они опускаются еще глубже» . В этом аллегорическом истолковании Блаженный Августин показывает, что нечестивые сами являются причиной своей гибели, ибо, с одной стороны, проявляют крайнее нерадение о своих бессмертных душах, а с другой стороны – «не верят, что им отпустится то, что сделано ими». И «вследствие такого отчаяния они опускаются еще глубже». Так как имя Божие «Господь» (по-гречески Кириос, по-еврейски Янве) означает меру Божественного милосердия, а именно с этим именем и осуществлялся Исход, то египтяне, не воспользовавшись им, не смирившись перед ним, остались один на один с Божественным правосудием, мера которого имя «Бог» (по-гречески Феос, по-еврейски Элоним). В одном ряду со словами «они пошли в глубину, как камень» в другом месте данной главы употребляются слова: «и он попалил их, как солому» ( Исх.15:7 ) и: «они погрузились, как свинец» ( Исх.15:10 ). Возможно, речь здесь идет о разной мере ответственности, то есть Бог, даже наказывая массу людей, предусмотрел для каждого свой вид наказания, исходя из его личной причастности к преступлениям Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

В этом же нас убеждает и внешняя форма выражений бытописателя. Когда у него идет речь о первых людях, он прямо называет их, так что ясно видно, кому Бог сказал, или для кого Бог заповедал, благословил, освятил... А когда речь идет о лицах Св. Троицы, то он прикровенно указывает их в краткой форме речи, говоря лишь: «и сказал Бог... и благословил Бог и освятил»... ( Быт.1:26, 2:2–3 ). Таким образом, ясно, что в раю Бог не давал людям заповеди праздновать день седьмой, или субботний. Напротив. Он повелел первому человеку возделывать и хранить сад Эдемский, без исключения, во все дни ( Быт.2:15 ), и, если бы Адам пожелал в седьмой день покоиться, то это было бы нарушением повеления Господнего: «возделывать и хранить Эдемский сад». И после, когда Адам согрешил, то Бог осудил его на добывание себе хлеба в поте лица во все дни жизни его на земле, из которой он взят ( Быт.3:17–19, 23 ). Вот почему нигде в Писании не видно, чтобы люди до Моисея ( Исх.16 ) праздновали субботу, или чтобы до Моисея Бог обличал и грозил людям наказаниями за нарушение субботнего покоя. Все это потому, что до Моисея Бог не давал людям заповеди праздновать субботу. – А почему же Моисей пишет: «помни день субботний» ( Исх.20:8 ); если «помни», то, значит, заповедь о субботе уже была у евреев до Моисея, – возразил мне Петр. – Нет, Петр! Опять ты неправильно истолковал Писание. Моисей словом »помни " указывал сынам Израилевым не на то, что заповедь о субботе была дана им до него, а на то, что он, по повелению Бога, уже дал им эту заповедь и что в десятословии она лишь повторяется, напоминается. И действительно, в Писании ясно сказано, что впервые Господь дал израильтянам заповедь о субботе через Моисея еще в пустыне Синь ( Исх.16:23, 29–30 ), так что на горе Синае в десятословии она лишь была повторена. – Ну, а почему же сам Моисей говорит, что сыны Израилевы должны праздновать субботу, потому что Господь почил в день седьмой? Выходит, как-будто евреи праздновали субботу со дня покоя Господня? – нерешительно заметил Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Взоры израильтян были устремлены не к земле обетованной, а к Египту. Они вспомнили, как сидели у котлов с мясом. Бог вновь явил Свою силу: вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру около стана была роса. Когда роса поднялась, на земле лежало нечто похожее на крупу, мелкое, как иней. Моисей сказал соплеменникам: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх 16, 15). Хлеб, который Бог ежедневно посылал с неба в течение всего долгого странствия в пустыне, израильтяне назвали манной. Название в переводе значит что это ? — евреи были удивлены ее появлением. Она была белая, вкусом же как лепешка с медом (Исх 16, 31). Было строгое предписание Моисея собирать только на один день. Делать запасы запрещалось. Только в шестой день седмицы — две меры, чтобы в субботу покоиться. Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их от Божьего о них попечения. В 77-м псалме манна названа хлебом небесным . Манна была прообразом величайшего Таинства Евхаристии. Спаситель сказал иудеям : истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6, 32; выделено нами . — Авт . ). На пути из пустыни Син к горе Синай Израиль расположился в Рефидиме. Там не было воды. Ропотливый народ стал укорять Моисея. Господь вновь явил Свою силу. Господь повелел Моисею: Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (Исх 17, 6). Святой апостол Павел указывает на духовно-символическую сторону этого события: все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор 10, 4). Сражение с амаликитянами. Николо-Надеинская церковь, Ярославль      Вслед за этим событием произошло первое военное испытание Израиля — сражение с амаликитянами. Они были потомками Исава. Амаликитяне напали на Израиль в Рефидиме. Моисей послал Иисуса Навина сразиться с нападавшими, а сам стал на вершине холма с жезлом.

http://pravoslavie.ru/103662.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010