22:17. Беззаконие Фегорово. Упоминаемое здесь «беззаконие» – грех идолопоклонства, в который впали израильтяне, «прилепившись» к Ваал-Фегору (см. коммент. к Чис. 25:3,4,6,8 ). Обвинители предполагают, что несанкционированное сооружение жертвенника таит угрозу отступничества и может вызвать гнев Бога. 22:34. Наречение жертвенников. Присвоение имен географическим пунктам и различным сооружениям в память о важных событиях довольно часто встречается в Библии. Например, явление Бога Агари в Быт. 16:7–14 привело к наречению близлежащего источника именем Беэр-лахай-рои («Источник Живого, видящего меня»). В Суд. 6Гедеон называет возведенный им жертвенник «Господь мир». 23:1–16 Иисус Навин наставляет старейшин 23:1. Хронология. В тексте нет указания на то, когда была произнесена «прощальная проповедь » Иисуса Навина старейшинам и народу, – то ли непосредственно после инцидента, описанного в гл. 22, то ли накануне возобновления завета в гл. 24 (заметьте также отсутствие географических подробностей). Очевидно, самое важное для библейского автора – связь между окончанием завоевания («Господь успокоил Израиля») и окончанием служения Иисуса Навина. 23:2. Старейшины, судьи и надзиратели. В Исх. 18:21,22 Моисей назначил судей, дабы они помогли ему нести бремя власти. В рассказе о завоевании упоминаются различные предводители народа: старейшины (1:10; 7:6; 8:33), судьи (8:33), надзиратели народа (8:33). Эти люди помогали Иисусу Навину решать административные и военные вопросы, проводили в жизнь его повеления и поддерживали порядок в стане. Предводители выступали в качестве представителей народа в важных ритуальных действах и при заключении завета (см.: Исх. 24:1 ; Чис. 11:16 ). Кроме того, в тексте часто упоминается их роль в решении правовых вопросов ( Втор. 16:18; 19:16–18; 21:1–4,20 ). 23:13. Метафоры угнетения. Соблазн сближения с другими народами и поклонения их богам уподобляется петле и сети, бичу и терну для глаз. Это предостережение против уступок синкретизму повторяется непрестанно ( Исх. 23:33; 34:12 ; Чис. 33:55 ; Втор. 7:16 ). Хотя это выражение звучит как поговорка (см.: Пс. 68:23 ; Прит. 29:6 ), оно стало ассоциироваться с отношениями завета и последствиями неповиновения. 24:1–27 Возобновление завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Таким образом, когда мы говорим о Священном Писании , то разумеем Библию, или те книги, которые написаны по вдохновению Божию, или Духом Божиим чрез освященных Богом людей, которые в самом св. Писании называются пророками и апостолами, или святыми пророками и святыми апостолами. Те книги, которые написаны до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые появились после Его пришествия на землю, называются книгами Нового Завета. Главное свойство сих книг, по которому они отличаются от всех других книг, есть их боговдохновенность, или их происхождение не от людей или только по воле людей, но по воле и под воздействием Духа Святого. Это свойство книг Священного Писания со всею ясностью и определенностью засвидетельствовано: во-1-х, в самих священных книгах, во- 2-х, Господом нашим И. Христом и в-3-х, Его апостолами и учениками. Так, во многих книгах Ветхого Завета есть ясные указания на то, что в них заключается слово Божие, словеса Божии, словеса Господни, повеления Господни, а также указания на то, что устами писателей сих книг говорил Господь Бог или Дух Господень. Например, – Моисею Бог говорит: напиши себе словеса сия: в словесех бо сих похожих тебе завет и Израилю ( Исх.34:27 ) и Моисей действительно писал по словеси Господню или словеса Господни (сравн. Чис.33:2 и Исх.24:4 ) или передавал народу слова, писанные перстом Божиим ( Втор.9:10 ); книга Иисуса Навина начинается словом Божиим к нему и содержит в себе целый ряд повелений Господних, которые он должен был передать народу Израильскому (Нав. гл. I, III, IV, V, VI, VII и мн. другие); книга Судей также начинается изложением повелений Господних народу Израильскому или непосредственно (гл. I), или чрез Ангела (гл. II) и заключает в себе ряд откровений Божиих различным вождям народа Израильского. Многочисленные откровения, слова и повеления Господни заключаются в книгах Царств, Паралипоменон, Ездры и Неемии. Что касается книг пророческих, а также книги псалмов, то в них прямо говорится, что устами пророков говорил Господь или Дух Господень, – напр., в книгах: Исаии ( Ис.1:2 ), Иеремии ( Иер.1:4, 2:1, 7:1 ), Иезекииля ( Иез.6:3 и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(св. Иоан. Злат. толк. на посл. к рим. 444 стр.). 95 Польза постов по учению слова Божия. I. Первая польза , происходящая от поста, есть обуздание плоти. А это весьма угодно Богу, Которому угодно, чтобы мы расписали грехолюбивую плоть свою со страстями и похотями. Об этом говорит св. ап. Павел: умерщвляю тело мое и порабощаю (т. е. духу). Обуздание св. постом плоти есть дело, по истине, весьма полезное, – ибо как если стремление коня бывает необузданно, – всадник несется на нем куда желает, и носимый беспутным стремлением его впадает в ров или погибельную пропасть: так и для тех, которые имеют необузданную плоть, у которых нет правила, от пути лукавого уклоняющего и на путь правый наставляющего, открыты врата на всякое беззаконие. II. Вторая польза , происходящая от св. поста, заключается в том, что он делает душу способною к молитве и небесному мудрствованию. Моисей предуготовал душу свою постом прежде, чем дерзнул приступить к Богу, беседовать с Ним и принять от Него богоначертанные скрижали закона (Исх. гл. 34). Илия сорок дней постился прежде, чем сподобился, на горе Хориве, видеть Бога во гласе хлада или света тонка (3 цар. гл. 19). Даниил трехнедельным постом приготовился к видению и разумению откровений Божиих (Дан. гл. 10). Пост есть как бы лествица, возводящая ум на небо, – есть как бы крылья, которыми душа возлетает к Богу, к богомыслию и горнему мудрствованию. III. Треття польза св. поста состоит в том, что постом мы служим Богу: говение есть богопочтение. Так св. Анна пророчица, в посте и молитве, служила Богу день и ночь (Лук. гл. 2). И не по Божию повелению эта жена хранила такой пост, но по своему собственному произволению; однако же этим самопроизвольным постом поистине чтила Бога и служила Ему. IV. Четвертая польза св. поста заключается в том, что он есть умилостивление праведного гнева Божия. Так сыны израилевы постом умилостивили Бога и получили преславную победу (1 цар. гл. 7). Так Ахаав царь, хотя и злочестив был, будучи убийцей и хищником, ибо отнял виноградник у Навуфея и его самого убил; однако же постом и умерщвлением своей плоти получил ослабление наказания и отчасти укротил гнев Божий (3 цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Но относя 16 гл. к первоначальному тексту, Дилльман, тем не менее, утверждает, что глава эта не всегда содержала постановления о ежегодном дне очищения. Рассмотрение содержания этой главы показывает, по мнению Дилльмана, что она дается, прежде всего, как предостережение Аарона от самовольного входа в святое святых, и как наставление относительно цели входа в святое святых, и тех обрядов очищения, при исполнении которых возможен этот вход. А в 29-м и сл. стихах, она обращается в формальное учреждение дня очищения, который должен был праздноваться ежегодно один раз, именно в 10-й день 7-го месяца, и сопровождаться строгим постом, воздержанием от всякой работы, и, наконец, общим очищением святилища. Очевидно, глава эта, поставленная в связь не с 11−15 гл. (хотя она и предполагает знакомство с понятием о чистом и нечистом) (16, 19:30), но поставленная в связь с историей Надава и Авиуда, была на первых порах такова. В ней Моисей, после осквернения святилища Надавом и Авиудом, установил очищение святилища. Это очищение совершено было согласно предписаниям 3−28 стихам, и затем совершалось после каждого осквернения, как видно из второй половины 34 стиха. Впоследствии, Моисей присоединил постановление о ежегодном большом очищении (29−34). По смыслу первоначального текста, описанные в 16 гл. обряды и церемонии должны были совершаться после каждого осквернения святилища, и непременно один раз в год при большом очищении. Только впоследствии, уже после Моисея, совершение предписанных в 16 гл. церемоний было ограничено только днем очищения. А так как находившееся во 2-м ст. указание времени вхождения во святое святых не согласовалось с позднейшею практикою, ограничившею это вхождение только днем очищения, стояло в противоречии с ст. 29 и 34а, то во втором стихе кое-что было переменено или выпущено. 48 Этим и объясняется то отсутствие связи между 2 и 3 стихами, какое мы замечаем в теперешней 16 главе. Но кроме опущения во втором стихе, правда, очень незначительного, влияние позднейшей руки заметно еще на стихах 4 и 32. По мнению Дилльмана, выражение 4 ст.: «это священный одежды», и ст. 32: «одежды священны», составляют позднейшее добавление, сделанное применительно к Исх.31:10, 35:19, 39:1, 41 . Таким образом, настоящая 16 гл. за весьма малым исключением представляет подлинное произведение Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Итак, говорим, прежде всего ложно в рассматриваемом мнении самое основание его, будто в прочитанных стихах 23-й и 34-й гл. Исхода содержится первоначальный закон о Пасхе и опресноках. Из ложного основания выведены ложные следствия и заключения, именно – будто праздника Пасхи сначала не было, а был только праздник опресноков, потом явились два праздника – Пасхи и опресноков и пр. Почему в рассматриваемых стихах праздник назван не Пасхою, а праздником опресноков – основание до­вольно очевидно: нужно было обозначить не однодневный, а семидневный праздник, а это можно было сделать лишь названием «праздник опресноков». Название – Пасхи в Пятокнижии нигде не встречается в значении всего седмидневного праздника; да и несправедливо было бы такое название. Пасха означает только однодневный праздник ядения Пасхального агнца. Но что существо и значение праздника Пасхи известно было писателю рассматриваемых мест и, следовательно, праздник опресноков – не первоначальный праздник, вместо которого являлись уже в последствии два праздника Пасхи и опресноков, это также ясно из самого контекста речи. Рядом с законом о празднике Пасхи или опресноков в 34-й гл. Исхода изложен закон о посвящении Богу первородных ( Исх.34:19 ); это показывает, что писателю этих стихов было известно истребление Египет­ских первородных в памятную ночь накануне исхода Евреев из Египта. Если же так, то ему известен был и праздник Пасхи, и он не мог смешивать этого праздника с праздником опресноков или заменить первый последним. Если он знает факт, который составляет историческое основание праздника Пасхи; то знает и самый праздник. В 25-м ст. этой главы говорится: да не заколеши с квасом крове жертв Моих и да не прележит до утрия жертва праздника Пасхи. То же самое говорится и в 23-й главе ст. 18. Видимое дело, что праздник Пасхи известен был писателю этих глав. И эти стихи составляют компендиум законов, изложенных в 12-й гл. про­странно. Пасха в обоих этих местах есть праздник Иеговы ατ ξοχν, и – в них означены все три части, которые составляют закон о Пасхе: а) Пасхальный агнец, б) ядение опресноков и, наконец, в) освящение первородных. А тут говорят, что писателю этих мест не известен был праздник Пасхи, и его еще тогда не было. Странно! С этим вместе падают и остальные предположения о взаимном отношении этих праздников в последующее время; отношение между ними было с самого начала вследствие самого установления их и – это отношение соблюдалось всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх. 13, 4; 12, 2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 23, 10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) - 3 Цар. 6, 1, афаним (месяц бурных ветров) - 3 Цар. 8, 2, и бул (месяц произрастания) - 3 Цар. 6, 38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем. 2, 1), ияр, сиван (Есф. 8, 9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем. 6, 15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем. 1, 1; Зах. 7, 1), тебеф (Есф. 2, 16), шеват (Зах. 1, 7) и адар (Есф. 3, 7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам. Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх. 23, 16; 34, 22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ. 10, 10; 28, 11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем. В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

http://zavet.ru/a/rss_1024743003.html

Также сначала дан закон о субботнем покое (Исх.20:10), а потом по частному случаю определено наказание за нарушение его (Числ.15:32—36). Также постепенно выясняется закон о земельном наследстве (Числ.26:33; 27:1—11; 36:1—12). Очевидно на протяжении 40-летнего периода жизни Моисея могло не мало произойти подобных пополнений и пояснений, ясно отмечаемых писателем. Особенно естественно ожидать этого при сравнении Второзакония с предшествующими книгами, так как вызываемые пребыванием евреев в пустыне постановления оказывались невыполнимыми уже в обетованной земле и неисполнимое и ненужное в пустыне было необходимо и исполнимо в оседлой жизни. Этому соответствуют повествования и законы бытописателя, например, о праздниках. Жившим перед скинией и ежедневно являвшимся перед Господом евреям странствования не нужно было говорить, чтобы они и в праздники являлись перед Господом в одном определенном месте (Исх.23:14—17; 34:18—23; Лев.23 гл.), а имевшим оседло жить по городам и селениям, часто вдали от скинии, нужно было заповедать приход в праздники к одному определенному богоизбранному месту (Втор.16:7, 15—16). В пустыне воспрещалось самовольно закалать животных в пищу (Лев.17:1—5), а в Палестине невозможно уже было этого исполнять, и потому опускается это постановление (Втор.12:15—16). Закон о городах убежища сначала излагается очень обще: кто ненамеренно убьет, может убежать в город убежища, который будет указан (Исх.21:11—13); потом яснее назначается число городов убежища: 3 к востоку от Иордана и 3 к западу (Числ.35:10—29), и наконец, по завоевании заиорданскои страны и после определения владений заиорданских колен, определенно с указанием имен означаются и города убежища (Втор.4:41—43) и указывается даже дорога к ним (Втор.19:1—7).    Такой характер в изложении законов возможен лишь у писателя — современника и очевидца дарования их, а у позднейшего писателя непременно явилась бы систематизация и избегнуты были, допущенные в Пятикнижии, повторения и видоизменения.    Тот же очевидец и современник событий виден в священном историке и в повествовании об исторических событиях, в его хронологической точности и даже дробности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В библейском койне были созданы специальные термины для описания священных реалий, например: κροβτυσα [акровтисиа] – «краеобрезание», «крайняя плоть», γιζω [агиазо] – «освящаю», ντιλπτορ [антилиптор] – «защитник (Бог)», στρατεγα το ουρανο [стратэгиа ту урану] – «небесное воинство», κρπος το κλπου [карпос ту колпу] – «плод чрева» и др. Многие слова вошли в библейский койне из еврейского языка без перевода, например, πσχα [пасха] – [песах]. Кроме того, сама греческая лексика изменяла своё значение, чтобы выражать священные понятия. Многим греческим словам придавалось особое значение, которого они не имели в классической литературе, например: χριστς [христос] – «помазанник», «царь», «мессия», вместо классического значения «помазанный, нарумяненный», μαρτωλς [амартолос] – «грешник», вместо «промахивающийся» (в стрельбе из лука), πστασις [апостасис] – «отступник от веры», вместо «политический отступник», διβολος [диаволос] – «злой дух», вместо «клеветник, «лживый человек» 161 . Библейская письменность. В Священном Писании сказано, что пророк Моисей записал Декалог ( Исх.17:14; 24:12; 34:27 ), слова Господни ( Исх.24:4 ) и закон ( Нав.8:31 ), а также завещал написать заповеди на камнях после перехода через Иордан ( Втор.27 гл.). Кроме того, Моисей записал все постановления ( Втор.30:10 ), уставы ( Исх.34:27 ; ср.: 4Цар.17:37 ), законодательные акты ( Втор.24:1 ; Мк.10:4 ), подробности путешествия израильтян ( Чис.33:2 ) и слова победной песни ( Втор.31:19:22 ). В странствиях во время исхода священники писали заклинания на свитках ( Чис.5:23 ) и имена на жезлах (17:3). На обетованной земле Иисус Навин снова написал Десять заповедей ( Нав.8:32 ) и текст возобновленного завета (24:26). Пророк Самуил написал в книгу устав царства Саула ( 1Цар.10:25 ). Царь Давид писал письма своему военачальнику Иоаву ( 2Цар.11:14 ) и делал письменные указания о подробностях устройства Храма, как и его сын царь Соломон ( 2Пар.35:4 ), который переписывался с царем Тира Хирамом ( 2Пар.2:11 ). Царь сирийский написал письмо царю Израиля по поводу Неемана ( 4Цар.5:5 ). Во все периоды истории Израиля писцы составляли поименные списки колен ( 1Пар.4:41; 24:6 ; см. также: Чис.11:16 ; Ис.10:19 ; Иер.22:30 ; Неем.12:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

34:20. Городские ворота. Участок возле городских ворот был местом заключения торговых сделок и решения правовых вопросов. Кроме того, здесь проводились городские собрания, вызывавшие интерес у всех жителей города. В небольших городах, каковыми являлись почти все древние города, дома стояли вплотную друг к другу, а улицы были узкими. Открытые пространства были только на рынке и на площади возле ворот, но рынок был неподходящим местом для решения общественных вопросов. 34:25–29. Разграбление города. Переговоры между сторонами касались размера компенсации (выкупа за невесту), с учетом того, что Дина была взята силой. Как оказалось, компенсация, которую братья Дины считали удовлетворительной, состояла в лишении жизни и разорении целого города. В поэме «Илиада» точно так же поступают греки, осаждающие Трою, чтобы освободить Елену. 35:1–15 Возвращение Иакова в Вефиль 35:1. Устройство жертвенника. Авраам создавал жертвенники на пути своего странствия (12:6–8) не для жертвоприношений, а для призывания имени Бога. Такую же цель, по-видимому, преследовал Иаков, так как о принесении жертв в тексте ничего не сказано. Некоторые исследователи полагают, что жертвенники создавались в знак принадлежности прилегающей территории определенному божеству. С другой стороны, жертвенники могли быть памятниками имени Господа. 35:2–5. Избавление от чужих богов. Призыв избавиться от чужих богов равносилен призыву полностью посвятить себя Яхве. Это не означает, что члены дома Иакова понимали и разделяли философскую концепцию монотеизма, но они действительно признавали Яхве своим богом-покровителем. Вера в личного бога, который защищает род и заботится о его процветании, получила распространение в Месопотамии в начале 2-го тыс. до н. э. Такое божество не замещало в сознании верующих великих космических богов, но именно оно было для индивидуума главным объектом поклонения и религиозной преданности. 35:2. Очищение. Как правило, очищение предшествовало совершению ритуальных действий, но в данном случае оно могло быть связано с кровопролитием, описанным в гл. 34. Обыкновенно очищение состояло из омовения и перемены одежды. Кроме того, подготовка к богослужению требовала избавления от всяких признаков верности другим богам. Все это было сделано в Сихеме, где происходили события гл. 34, примерно в 20 милях к северу от Вефиля. Акт богослужения представлен в виде паломничества, на что указывает терминология ст. 1. Связь серег со служением другим богам неясна. Известно, что серьги использовались для изготовления идолов ( Исх. 32:2 ; Суд. 8:24 ) и составляли часть добычи, захваченной в разграбленных городах, но сами по себе эти факты не могут служить объяснением. Высказывают предположение, что серьги были своеобразными амулетами, и на них даже было оттиснуто изображение божества, но никаких сведений об использовании серег в подобных целях не существует. Впрочем, найдена одна серьга, относящаяся к периоду Ур III (ок. 2000 г. до н. э.), с посвятительной надписью некоей богине.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

965 (Ст. 33–34). Грудь, по стиху 34, поступала в собственность всей семье Аароновой; правое же плечо, по стиху 33, принадлежало исключительно тому священнику, который священнодействовал. Господь «берет от сыновей Израилевых и отдает эти части Аарону и сынам его в вечный участок от сынов Израилевых». Жертвы с приношениями первых плодов земных составляли все содержание священников, которые, как принадлежащие к племени Левиину, не имели семейных уделов пахотной земли и в Палестине. 966 (Ст. 35–38). Стихом 38 определяется время начертания этих законов: они даны Моисею на горе Синае, «когда повелел сынам Израилевым приносить Господу приношения». Приношения приказано было приносить после второго сошествия с горы Моисея (гл. XXXV Исх., ст. 5), и стало быть законы эти даны в продолжении второго сорокадневного пребывания на горе Моисея. Записаны же они им, или кем либо по его приказанию, в продолжении тех шести месяцев, пока строилась скиния (Сравни 6-е при м. XL гл. Исхода). Вступили они в действие со дня посвящения Аарона, о котором повествование начинается с 40;III главы. Заметим здесь вместе с Кларком, что главы VIII, IX, X суть единственные повествовательные главы книги Левита Но помазание Аарона и сынов его естественно в хронологическом порядке должно было следовать за устройством и освящением скинии, и после объявления законов о жертвоприношениях и о той части от жертв, которая назначалась Аарону и сынам его и которая могла бы служить для содержания священников, отдающих все время свое Богослужению. Вся остальная часть книги Левита есть продолжение и развитие законодательства кн. Исхода. о смерти Надава и Авиуда (гл. X) и о предании смерти хулителя (XXIV, 11–15) суть рассказанные в своем месте примеры наказаний за нарушение уставов и законов Господних. 967 (Ст. 1–2); Здесь повторяется в виде исполнения то, что приказано было в XXIX главе Исхода (ст. 1–3). 968 (Ст. 3–4). Собрание общества означает созыв всего народа, но, по всей вероятности, во двор скинии были допущены лишь «начальники общества, призываемые на собрание, люди именитые» ( Чucлa XVI, 2 ), то есть те, которые в Чucл. I, 16 назвавы «начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010