КЛЯТВА (или присяга) есть именем Божиим утвержденное удостоверение о чистой истине объявляемого и о верном исполнении обещаемого. Но как мы дерзаем в наших уверениях и обещаниях употреблять святое и страшное имя Божие? Позволительно ли такое дерзновение? В каких случаях оно позволительно? Разрешение всех этих вопросов можно найти в одном апостольском изречении: клятва во удостоверение оканчивает всякий спор ( Евр.6:16 ), т. е. клятва есть окончательное, крайнее средство удостоверения во всяком случае, когда нужно прекратить прекословие или устранить сомнение. Во множестве случаев, большей частью маловажных, прибегать к клятве было бы сколько дерзновенно, столько же и излишне. Именно к таким-то случаям относятся: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно ( Исх.20:7 ) и заповедь Христова: не клянись вовсе ( Мф.5:34 ) и не клянитесь ни небом, ни землею ( Иак.5:12 ). – Но есть другого рода случаи, когда для удостоверения (крайнее средство) прибегают к клятве… Клянется и Сам Бог по Своему снисхождению к нам. Мною клянусь, говорит Господь Аврааму ( Быт.22:16 ). Нет сомнения, что по снисхождению Бог дает здесь Своему обетованию образ человеческого удостоверения, но также нет сомнения и в том, что Бог приемлет в Свои руки только те из земных орудий, которые чисты и достойны неба. Грешники, когда молятся КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННО , более подвизают Бога на милости, чем когда молятся стоя. По слову свт. Амвросия Медиоланского , «коленопреклонение паче прочих подвигов имеет силу утолять гнев Бога и привлекать Его милость» (Кн. 6. на шестидн., гл. 9). Те же, которые преклоняют колена перед Богом без сердечного благоговения, без глубокого чувства своего недостоинства и греховности, с рассеянностью мыслей и лицемерием, те поступают не лучше распинателей Христовых, о которых говорится в Евангелии: становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним ( Мф.27:29 ). Ангел-губитель прошел мимо еврейских жилищ, двери которых помазаны были кровию жертвенного агнца. Во всяком случае, кровь послужила во спасение одного еврейского народа, тогда как Христос, Новозаветный Пасхальный Агнец, Своею Жертвенною Кровию послужил спасению мира, всех людей на свете. Основанная Им Церковь именуется Вселенской потому, что в состав ее входят верующие из всех народов. Чтобы быть членом Церкви Ветхозаветной, надлежало принять обрезание как необходимое условие для вступления в Завет с Богом. Условием для вступления в Новозаветную Церковь служит КРЕЩЕНИЕ , которое имеет значение приобщения смерти Христовой: крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились ( Рим. 6: 3 ). Посему вода Крещения есть как бы Кровь Христова, так что погружающийся в сию воду погружается в кровь Христову и через это спасается от погибели и от рабства духовному фараону – диаволу, подобно тому как кровию агнца пасхального спасены были от власти чувственного фараона евреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЩЕЙ ПРАЗДНИК [Древнеевр.     букв.- «праздник шалашей»], осенний праздник урожая в Израиле древнем , завершающий земледельческий год; совершался после сбора винограда, маслин и позднего инжира в период, близкий к дню осеннего равноденствия. Сведения о К. п. можно получить гл. обр. из текстов о праздниках, содержащихся в Свящ. Писании, из т. н. праздничных календарей. В Пятикнижии Моисеевом их 5. В календарях содержится список главных праздников, даются иногда краткие, а иногда достаточно подробные указания по поводу проведения этих праздников. Термин «праздник кущей» встречается в полной форме только в 2 праздничных календарях: Лев 23. 34; Втор 16. 13, 16, а также в неск. нарративных и поэтических текстах: Втор 31. 10; Езд 3. 4; 2 Пар 8. 13; Зах 14. 16, 18-19. Вместо термина «праздник кущей» иногда употребляется выражение «праздник Господень» (Числ 29. 12; Лев 23. 39, 41), а чаще - просто «праздник» (  ), как в Иез 45. 25 и в ряде повествовательных текстов: 3 Цар 8. 2, 65; 12. 32; 2 Пар 5. 3; 7. 8-9; Неем 8. 14, 18 (ср.: Ин 7. 37: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил...»). В календарях кн. Исход употребляется термин     «праздник сбора плодов» (Исх 23. 16 (в синодальном переводе - «праздник жатвы»); 34. 22 (в синодальном переводе - «праздник собирания [плодов]»)). Слово   (праздник) этимологически связано с араб.   - паломничество, шествие, праздничное собрание (отсюда термин хадж , обозначающий паломничество в Мекку). В праздничных календарях требование (а календари сформулированы как аподиктические законы) справлять праздники, называемые   подразумевает паломничество в святилище (региональное или центральное). Иногда об этом говорится прямо, напр. во Втор 16. 16: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей». Т. о.,   - это праздник-паломничество, что относится и к К. п.

http://pravenc.ru/text/2462363.html

Митрич . – Да, была. Силантий . – Так Соломон например говорит о себе: «Я молился, и дарован мне разум, я взывал и сошел на меня дух премудрости» ( Прем. 7:7 ). Но скажи еще: все пророки и цари, в которых были дары мудрости, были люди смертные, или что иное? Митрич . – Смертные, все смертные. Силантий . – Верно и это. Они были только «люди духоносные», как говорит Толковая Псалтирь. И Соломон о себе говорит: «я человек смертный, потомок первозданного» ( Прем. 7:1 ) то же говорит и Иов, приписывая свое появление в мире Господу Богу ( Иов. 10:9–12 ). Ну, а Рожденный Девою Марией Кто был? Соломон был «смертный человек», как и сам он говорит. По молитве его, дан ему дар разума и дух премудрости. «Значит, Соломон взрослым, когда в состоянии был уже сознательно просить о мудрости, получил ее от Бога? Ну, а воплотившийся от Девы Марии Кто был, спрашиваю? Митрич . – Да кто же Он был, скажи сам? Силантий . – Тебя спрашиваю, ты скажи… Ну если так не сообразишь, – прочитай по «Катехизису». Читай статью «о воплощении Христа». Митрич нервно читает: «Так как Бог живет в непреступном 1 и не посягаемый человеком (1-е к Тимофею 6 гл. 16 ст.), то он по великому своему милосердию являл себя в пророках, чрез которых возвращал народу гнев и милость свою и чрез которых он обещал роду человеческому спасителя мира, который должен искупить грехи и поставить Новый Завет свой. Господь рожденный прежде век, подчинился законы природы, принял плоть человека и уничижение, презрел стыд, родился от жены т. е. девы Марии в естестве как и все человеки… Силантий . – Остановись, Митрич!.. Повтори теперь. Кто был Тот, Который принял плоть от Девы Марии? Митрич . – Господь… Но говорится ведь, что Иисуса «Бог сделал Господом и Христом» ( Деян. 2:36 )… Силантий . – Что означает слово: «сделал Господом и Христом», – мы сейчас рассмотрим, не уклоняйся только от главного, о чем рассуждаем. Говори, Кто был этот Господь? Как говорит о нем Писание и даже ваш Катехизис? Митрич . – Ты что скажешь: люди не назывались богами, – как по твоему? «Сказал Господь Моисею: смотри. Я поставил тебя Богом фараону; а Аарон, брат, твой, будет твоим пророком» ( Исх. 7:1;21:6 ). Так и Иисуса «Бог сделал Господом и Христом» ( Деян. 2:3 ), что для Иудеев было сделано и они хотели Его было побить камнями, говоря: «не за доброе дело хотим побить тебя, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» ( Ин. 10:34–35 ; Пс. 81:6 ). – «Вы боги, сказано, вот и все!.. А что нам допытываться: как родился Иисус? Кто такой Он? и т. п. Сделал Его Бог Господом и Христом» – мы и верим в это. Верим, что переходящая из рода в род Божия Премудрость была в Нем… Верим, что по божеству Он был Бог , а по человечеству, – человек и дело с концом!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Мк.9:14 . Пришед к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Мк.9:15 . Тотчас увидав Его, весь народ изумился, и подбегая приветствовали Его. Мк.9:16 . Он спросил книжников: о чем спорите с ними? И пришед к учеником виде (увидел) народ мног о них (около них) и пр. С этих слов начинается сказание об ицелении бесноватого отрока. Сказание об этом исцелении у еванг. Марка гораздо подробнее, чем у Матфея ( Мф.17:14–21 ). Книжники стязающяся (книжников спорящих) с ними, – с прочими Апостолами, оставленными у подножия Фавора на время Преображения (о книжниках чит. в объясн. 6 ст. 2 гл.). Спор, как видно, происходил из-за того, что ученики Господа не могли изгнать нечистого духа из отрока, приведённого к Нему для исцеления в то время, когда Сам Господь был на Фаворе. Книжники, конечно, рады были этому случаю, и воспользовались им для издевательства над учениками, быть может, даже поносили и Самого Господа, и тем старались повлиять на народ, внушая ему ложные понятия о действиях и учении Христовом. И а6ие (тотчас) весь народ, видев Его (Иисус Христос, сходящего с горы), ужасеся (изумился). Изумился благовременному появлению Господа, потому что теперь Он может легко решить спор. Могло быть и то, что на лице Господа после преображения оставался еще отблеск славы Божественной, подобно отблеску на лице Моисея, после сошествия его с горы Синая ( Исх.34:29–30 ). Это и внушало народу изумление, соединенное с чувством страха; только необычная кротость Господа рассеяла это чувство страшливости, и все, радуясь появлению Господа и изумляясь благовременности появления Его, дерзновенно подбегали и приветствовали (пририщюще целоваху) Его. Что стязаетеся к себе (о чем спорите с ними)? Вопрос этот обращен был к книжникам. Но они, как видно, молчали – молчали и от стыда за то, что так унижали пред народом Иисуса Христа с Его учениками, и от опасения быть посрамлёнными пред Ним, как не один раз это было. Зач. 40. Исцеление бесноватого отрока Иисусом Христом (окончание) и новое Его предсказание о Своих страданиях, смерти и воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев. Авраам показывает пример своим потомкам, которым следует брать жен из дочерей благословенных семитов, а не проклятых хананеев (9,24–27; 15,16; 18,18.19; Втор. 7,1–4 ). 24 не возвращай сына моего туда. Авраам не изменил Божиему призыву покинуть отечество (12,1.7). 24 Который взял меня из дома отца моего. Вся жизнь Авраама была основана на Божием обетовании (12,1 3.7). Ведомый рукой Бога, он посвятил свою жизнь исканию «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6,33 ). потомству твоему дам сию землю. В последних словах патриарха выражается сущность Божиего обетования (12,7). Ангела Своего. См. 16,7 и ком. Из истории с Агарью Авраам понял, что, стремясь получить обещанное, следует полагаться не на плоть, а на Бога (гл. 16). 24 сказал. Т.е. помолился (ст. 26,27). 24 по сему узнаю я. Требование знамения уместно, поскольку поручение связано с продолжением мессианского рода ( Ис. 7,10–14 ). 24 благословен Господь. Посланник Авраама знает, что ведет его Бог. Господь... привел меня. Бог содействует святым (50,20; Руфь). Позднее это выразится в том, как Бог провел Свой народ через пустыню в обетованную землю ( Исх. 13,17.21; 15,13;32,34 ). 24 Лаван. Лаван берет на себя ответственность за семью либо потому, что семейное управление осуществлялось старшим братом, а не отцом, либо потому, что Вафуил был недееспособен. 24:42–48 Повторение этой истории необходимо для того, чтобы Лаван, Милка и Ревекка убедились в действии Божиего провидения. 24 Лаван и Вафуил. Подобная непоследовательность, заключающаяся в упоминании имени отца после имени сына, говорит о том, что Вафуил был недееспособен. В ст. 55 упоминаются только брат и мать Ревекки. от Господа пришло это дело. В этом событии они усматривали Божие провидение. 24 пусть побудет с нами девица. Таков был обычай ( Тов. 8,15 ). 24 спросим, что она скажет. Они хотели спросить ее о том, сколько времени она собирается пробыть с ними до отъезда; вопрос о женитьбе был уже решен. 24 пойду. Ревекка подчинилась повелению Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О ладане определенно говорится в Библии, в книге Исход; собственно, там содержится одни из первых в истории рецептов, как приготовить благовонное курение и как его использовать: «34. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, 35. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; 36. И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. 37. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыня да будет оно у тебя для Господа. 38. Кто сделает себе подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего» (Исх. Гл. 30). В Библии вещество, именуемое «чистый ливан», и есть «ладан» в современном понимании. Другие три вещества тоже известны, но о них в другом месте. С истоков христианства курительный состав был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем то, чем кадили в христианской церкви, стало называться одним словом – ладан. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов. Хотя многие люди думают, что это что-то одно. Настоящий ладан – это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии, в Восточной Африке и Индии. Латинское название его – Boswellia, оно бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно – тому, что называется ладаном. К остальным же видам и сортам ладана мы будем добавлять определение: «индийский», «иерусалимский», «росный», «африканский» и т.д. Но как выглядит сам ладан? Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розового, иногда встречается  с зеленоватым оттенком. Запах у невоскуряемой смолы немного терпкий, смолистый, но не сильный. В торговых законах 1200 г. до Р.Х. Рамсес III постановил, что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного, как лунный свет, но все остальные не имеют никакой ценности.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Руки и ноги первосвященник умывал прежде, и после всякого надевания одежд. 163 Что умывание имело важное значение, это видно из того, что Бог под страхом смерти повелевает исполнять постановления об умовении ( Исх.30:20–1 ). Понятно, умовения дня очищения имели еще более важное значение, чем умовение других дней, так как в этот день первосвященник входил в святое святых, приближался пред лице Бога. Иудейское предание считает умовения дня очищения настолько важными, что раз они не исполнены совсем, то совершенное первосвященником священнодействие будет незаконно, а сам первосвященник достоин смерти. Если же первосвященник не исполнит одного какого-либо умовения, но утром, пред началом священнодействий умоет руки и ноги, а также все тело, то его священнодействие будет законно. 164 Омыв все тело свое, и облачившись в белые, льняные одежды, первосвященник приступал к совершению церемоний очищения. Прежде всего, он брал необходимых для очищения животных. От своего лица, и от лица всего священства, он брал тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а от общества сынов израилевых он брал двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. «Вот с чем должен входить Аарон в святилище, читаем в 16 гл. с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение. И от общества сынов израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение» (З:5). За грех первосвященника обыкновенно приносился телец, равным образом для всесожжения от лица священника обыкновенно избирался овен, как это видно из Лев.4:34, 8:18, 9:2 . Поэтому жертвы лица первосвященника в день очищения по материалу своему ничем не отличались от обыкновенных жертв первосвященника. Что касается жертв, приносимых в день очищения от лица народа, то они несколько отличались от обыкновенных жертв. Обыкновенно за грех всего народа приносился телец ( Лев.4:13 21 ), во все праздники, новомесячия, при освящении скинии и храма приносили козла ( Числ.7, 16, 22; 28, 15, 22, 30; 29:5, 11, 16, 19 ; Лев.9:2 ; Езд.6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его (беса)? Иисус же сказал им: по неверию вашему... Сей же род изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:19–21 ; ср. Мк.9:28–29 ), которые являются необходимыми последствиями веры. Вера не может существовать как без молитвы, так и без воздержания, самоограничения, поста. «Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, – отвечает святой Иоанн Златоуст , – что кроме веры и пост много придает крепости: он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет против сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе, – нужна еще молитва , и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немного требует; а кто требует немного, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов». 566 «Сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в эти дни» ( Лк.4:2 ). «Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против диавола – пост». 567 в) обрести милость у Бога : Ниневитяне, обратившись от злого пути своего и от насилия рук своих (Ионы 3 гл.), постом умилостивили Бога. Царь Ахав постом, соединенным с сокрушением, отклонил Божие определение о себе ( 3Цар.21:27–29 ; ср. Иоил.2:12, 15, 18 ). Святая Анна пророчица «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» ( Лк.2:37 ). г) приближаться к Богу : «Моисей не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если бы не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях ( Исх.34:28 ). Пост соделал Илию зрителем великого видения ( 3Цар.19:8–12 ). Павла, между прочим, и пост, о котором он также упоминает, хвалясь своими скорбями ( 2Кор.6:5, 11:27 ), возвел на третье небо» ( 2Кор.12:2 ). 568

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В библейской лит. критике XIX - нач. XX в. (см. ст. Библеистика ) декалог не рассматривался как произведение, восходящее к временам Моисея. В качестве обоснования такого подхода выдвигался тезис о том, что удаление текста Д. з. из кн. Исход якобы не влекло утраты смысловой связи между стихами Исх 19. 25 и 20. 18 ( Wright. 1988. Р. 786). Библейская критика объясняет расхождения в версиях Д. з. предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий. Ряд зап. исследователей XVIII-XIX вв., разрабатывавших документальную гипотезу (Ю. Велльгаузен , К. Будде и др.), указывали на связь повествования о воссоздании каменных скрижалей (Исх 34. 1-5) вместо разбитых (Исх 32. 19; Втор 9. 17) с изложением постановлений преимущественно ритуального характера (Исх 34. 11-26), к-рые они назвали «культовый декалог» ( Фрезер. 1990. Ч. 4. Гл. 2). По их мнению, этот декалог существовал задолго до декалога из Исх 20 и Втор 5, названного ими «этический декалог». В культовом декалоге выделяется ряд повелений ( Greenberg. 1997): запрет союза с идолопоклонниками - жителями Ханаана (Исх 34. 11-16); запрет на создание литых идолов (Исх 34. 17); соблюдение праздника опресноков (Исх 34. 18); посвящение первенцев Господу (Исх 34. 19-20); соблюдение субботы (Исх 34. 21); совершение праздников седмиц, начатков жатвы пшеницы и сбора плодов (Исх 34. 22); ежегодное 3-кратное собрание народа пред Господом (Исх 34. 23-24); правила жертвы (Исх 34. 25); принесение первых плодов в дом Божий (Исх 34. 26а); запрет варить козленка в молоке его матери (Исх 34. 26б). Выделение культового декалога было обосновано тем, что, согласно Исх 34. 27-28, Господь повелел Моисею записать именно эти слова, к-рыми Он заключает завет с Израилем. Это, однако, противоречит прямому указанию Исх 34. 1, согласно к-рому на возобновленных скрижалях будут написаны те же слова, что и на прежних скрижалях, т. е. Исх 20. К тому же обстоятельства изречения заповедей в Исх 20. 2-17 более соответствуют идее заключения завета Бога с народом Израильским.

http://pravenc.ru/text/171772.html

Гл.10: Наказание за принесение чуждого огня; запрещение крепких напитков Аарону и сыновьям его. Право священнослужителей на остатки жертвенного приношения и неразумный отказ от них сынов Аароновых. Гл.11: Различие чистых и нечистых животных; запрещение есть мертвечину и пресмыкающихся животных. Гл.12: Закон о женщине, родившей младенца мужеского или женского пола. Гл.13: Признаки проказы и закон относительно прокаженных. Гл.14: Закон об очищении прокаженных и домов, зараженных проказою. Гл.15: Закон касательно истечения из тела мужчины и очищение его. Закон относительно излияния семени у мужа и кровотечения у женщины и очищения их. Гл.16: Праздник очищения народа от всех беззаконий и грехов его и приготовление к тому. Гл.17: Жертвы должны быть приносимы пред входом в скинию. Запрещение есть кровь от всякого тела животного или птицы. Гл.18: Против осквернения себя мерзостью плотскою. Гл.19: Разные наставления и запрещения: будь милосерд, не кради, не лги, не злословь, не мсти, не ворожи, не гадай, не обращайся к вызывающим мертвых. Гл.20: Наказания поступающим вопреки предыдущим наставлениям и запрещениям. Гл.21: Наставление священникам и первосвященнику. Гл.22: Аарону и сынам осторожно поступать со святынями; не приносить в жертву животного, имеющего порок. Гл.23: Праздники Господни: Суббота, Пасха, праздник опресноков, праздник седмиц ( Исх.34:22 ), день очищения, праздник кущей. Гл.24: Светильник в скинии и хлебы предложения. Побиение камнями злословившего имя Господне. Око за око, зуб за зуб. Гл.25: Суббота покоя земли. Юбилейный год. Право выкупа недвижимой собственности. Гл.26: Обещание благословения, если будут соблюдать заповеди Божии, и угроза наказания, если не будут исполнять их; но Господь не презрит рабов своих, когда они покаются. Гл.27: Оценка человека, посвящающего душу свою Господу. Закон относительно скота, дома, поля, посвящаемого Господу. Четвертая книга Моисеева: Числа Гл.1: Исчисление общества сынов Израилевых, за исключением левитов. Гл.2: Установка стана сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010