Скачать epub pdf ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Сегодня мы рассмотрим 11-ую главу Книги Исход, в которой говорится о том, как пророк Божий Моисей угрожает фараону десятой казнью – смертью всех первенцев. Скажем прямо, не все казни сопровождались конкретной угрозой, иногда казнь возникала как Божья кара без предварительного предупреждения. Но в данном случае угроза была совершенно уместна, потому что вопрос касался жизни каждого первенца в Египетском государстве: от первенца фараона до первенца находящегося в темнице раба. И мы читаем 1-ый стих: Исх.11:1 . «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда». Итак, Господь собеседует с Моисеем, Своим пророком, и дает ему наставления о том, что будет казнь, и казнь будет страшная: после нее уже никто не будет пытаться удерживать евреев в египетском рабстве, но, напротив, их отпустят! Их будут даже с поспешностью гнать из Египта! То есть ужас этой казни, то впечатление, которое она произведет на египтян, будет столь сильным, столь мощным, что для них это будет полный кошмар: паника и дикий страх наполнят египтян, и они реально будут гнать верующих из своей земли. Еще ранее фараону было сказано: «Отпусти народ Мой», и теперь Бог угрожает ему тем, что Он умертвит его первенца. Фараон является символом диавола, сатаны – так рассуждали отцы, аллегорически понимая этот образ. А первенец диавола – это антихрист, которому предстоит родиться и прийти в этот мир. Поэтому существуют некие параллели между египетским фараоном, его первенцем и теми событиями, которые будут происходить во время воцарения антихриста, когда будет его царство, когда начнутся казни Божии, и когда Иисус Христос дыханием уст убьет первенца диавола, то есть антихриста. И мы читаем 2-ой стих: Исх.11:2 . «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». Обращение, о котором говорится с 1-го стиха по 3-ий, предшествует последней казни, последним событиям, когда Божий гнев будет обрушен на богов Египта. Божий пророк Моисей, разговаривая с фараоном в последний раз, уже знает о тяжелом ударе, который будет сокрушать весь Египет. И вот это откровение, что фараон «окончательно изгонит вас отсюда», Моисей получает, что бы понимать, что после этого последнего наказания, которое обрушится на Египет, немедленно разрешится вопрос освобождения народа Божьего, и нужно быть готовым к Исходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Эта православно-оккультная лысенковщина кощунственно пытается опереть себя на библейские слова о Боге, наказующем за грехи до третьего и четвертого рода (Исход.20:5). Однако новые лысенковцы забывали о словах пророка Иезекииля, которые прямо отменяют древнее установление книги Исход: “Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына… Вы говорите: почему же сын не несет вины отца своего? Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается” ( Иез.18:2–4, 19–20 ). “Хранители православия” из “Жизни Вечной” не заметили и Евангелия с его вестью о Боге прощения и человеколюбия… Что же касается фантастики “Жизни Вечной”, то нельзя не заметить, что она не только антинаучна, но и антицерковна. Ведь из концепции этой газеты следует, что все равно кто произносит благословение и проклятие. Анафема, произнесенная на Православие еретиками, столь же действенна, как и прещение, налагаемое Церковью. И благословение, произносимое шаманом над своими верующими, по эффективности ничем не отлично от благопожеланий, высказываемых православным священником его прихожанам. И это очень сродни приходским предрассудкам, согласно которым сила колдуна столь сопоставима с силой Божией, что “черный человек” может “унести благодать” из храма, отнять ее от иконы или от человека… Поскольку все сказанное в “Жизни Вечной” есть обыкновенный оккультизм, то я не удивился, когда увидел ее перепечатку в газете “Голос веры” 2-3 (18-19), 1997). Это газета, издающаяся в Абакане местной харизматической сектой, именующей себя “ Церковь Прославления”. Это неопятидесятническая секта, основанная Кеннетом Хейгином, Ульфом Экманом и Морисом Серулло, которая в каждом городе действует под другим именем (“Живая вера”, “Живая вода”, “Новое поколение”; в Москве — “Слово жизни”). В ней есть и массовые “исцеления”, и говорение на “ангельских языках”, и “хохот во Святом Духе”. В общем – обычный шаманизм в христианской упаковке. Поскольку и в мире околоправославного “целительства” нередко встречается маскировка колдовства христианской терминологией и символикой, то для меня харизматы не оказались чем-то совсем уж новым. Американские харизматы и наши деревенские “бабки”, исцеляющие от “порчи” коров и младенцев это проявление одного и того же духовного феномена. Это все тот же Нью Эйдж (с которым я впервые познакомился через рерихианство). И потому совсем неудивительно, что у “православных” неоязычников из “Жизни Вечной” и у харизматов оказались общие вкусы, а точнее, общее безвкусие, не позволяющее отличить шаманизм от христианства.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

6.2. Отношение к оккультизму Признавая за каждым человеком право на свободный выбор, мы констатируем, что оккультизм (гадание, колдовство, экстрасенсорика, ясновидение, чародейство и другие практики, основанные на черной, белой или любой другой магии) учит верить той лжи, которую произнес дьявол в Едемском саду: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Бытие 3:4 ). История творения и грехопадения, записанная в Книге Бытие, предостерегает от коварных сил оккультизма. Оккультисты убеждены, что все дороги ведут к Богу. Подобные взгляды противоречат библейскому учению: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея 7:1314 ). Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6 ). Библия осуждает спиритизм. Ни апостолы, ни Господь Иисус Христос не были оккультистами (см. Исход 22:18; Левит 19:31 и др.). Оккультисты не принимают Благую весть Евангелия. Их учение основано на дьявольской лжи о том, что все мы – боги, а спастись можно собственными усилиями. Апостол Павел опровергает такие утверждения. Он говорит, что все мы – грешники и никто не может спастись своими делами. Бог предлагает нам праведность. Только приняв Его предложение, мы сможем исполниться истинного мира (см. Послание к Римлянам 3:6). Библия предостерегает людей от опасности, которая скрывается под маской оккультизма, потому что за ним стоят темные силы. Обращение к оккультной практике есть выражение человеческой непокорности Богу и одна из опаснейших форм идолопоклонства. 7. Христианская этика 7.1. Библейские основания христианской нравственности Основанием личной и общественной морали для христианина являются заповеди Закона Божьего, раскрывающие характер Бога и принципы Его правления (см. Исход 20:117). Эти заповеди на протяжении истории человечества оказывали решающее влияние на формирование законодательства многих государств, развитие социальной сферы и системы моральных ценностей общества. Хотя Господь дал Свой Закон народу израильскому начертанным на скрижалях после его освобождения из египетского рабства, сам Закон существовал изначально, и его принципы были известны человеку от сотворения мира (см. Бытие 4:68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Будем молиться, пока есть на сие время. Здесь, пока мы в этой жизни, всегда можем умилостивить Бога. Нетрудно здесь снискать нам прощение, и благовременно для нас ударять в дверь Его милосердия. Прольем слезы, пока еще время к принятию слез, чтобы, отшедши в тамошний век, не плакать бесполезно. Ибо там, за гробом, ни во что не вменяются слезы. Здесь выслушивает нас Бог, если взываем к Нему. Здесь прощает, если просим о том. Здесь изглаживает беззакония наши, если мы благопризнательны. Здесь – утешение. Там – допрос. Здесь – терпение. Там – строгость. Здесь – снисхождение. Там – справедливость. Здесь – свобода. Там – суд. Итак, свободная воля как некий священный дар, который дан каждому человеку, дана именно для того, чтобы в этой земной жизни мы определились в добре или во зле» 155 . Но вернемся к Книге Исход. И далее мы читаем: Исх.15:2 . «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его». Эта Песнь передает нам весь пафос того дня, когда чудесным образом люди, египтяне и евреи, пережили нечто настолько невообразимое, что можно согласиться с древним истолкованием: «Рабыня у моря видела такое, чего не видели пророки» 156 . Бог действовал с открытием Лика Своего, о чем мы уже говорили на наших прошедших беседах. И далее мы читаем: Исх.15:3 . «Господь муж брани, Иегова имя Ему». Слова «Господь муж брани» можно перевести словами: «Милосердный всегда заступиться за нас». Сказано: «Ибо не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое; но Ты – Бог смиренных, Ты – помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных» ( Иудифь 9, 11 ). Бог не мог не заступиться за бывших рабов, которые при Его, Господа, содействии обрели свободу. В противостоянии угнетателей и угнетенных Господь Бог всегда занимает сторону последних! Здесь, в Синодальном переводе, мы видим транслитерацию Божьего имени как «Иегова». Вообще в Синодальной Библии мы встречаем эту транслитерацию восемь раз 157 . В действительности, подобная транслитерация имени Господа является устоявшейся в XIX веке в российской библеистике ошибкой, заимствованной от западных библеистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 12 1–28. Установление Пасхи. 29–32. Десятая казнь. 33. Начало исхода евреев из земли Египетской. Исх.12:1 .  И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Исх.12:2 .  месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих последних составляет содержание так называемого церковного года. И так как первое из благодеяний – изведение из Египта падает на месяц авив, месяц колосьев ( Исх. 13:4 , Втор. 16:1 ), названный после плена вавилонского нисаном, то он и делается первым в церковном году. Исх.12:3 .  Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; Превращение авива в первый месяц церковного года закрепляло воспоминание об избавлении от рабства египетского; та же самая цель достигалась установлением праздника Пасхи («песах» – прохождение мимо, Исх.12:11–12 ). Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и свое избрание в народ Божий, свое рождение, творение, так как исход и имел своею целью возрождение Израиля в народ Божий ( Исх. 19:4–6 ). Пасха – праздник рождения, праздник жизни. Этот общий смысл праздника и выражается в его отдельных обрядах. Чтобы быть достойным избрания Божия, еврейский народ должен очиститься. Единственным средством к этому служили в Ветхом Завете жертвы. Жертвой начинается и в ней сосредотачивается пасхальное торжество. Жертвой праздника Пасхи служил агнец, называемый «пасхальною жертвою Господу» ( Исх. 12:27 ) и «жертвою праздника Пасхи» ( Исх. 34:25 ). Тот же смысл усвояется ему еврейским названием «zebach», употребляемым для обозначения кровавых жертв. Предназначаемый для Всевышнего, для богослужебных целей, агнец избирался за четыре дня до заклания 10-го авива, в целях, может быть, внимательного наблюдения, нет ли в нем недостатков, избирался каждым семейством, так как избавлены от рабства и приняты в народ Божий все евреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–7. Умножение потомков Иакова в Египте. 8–22. Угнетение их новым фараоном. Исх.1:1 .  Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: Исх.1:2 .  Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Исх.1:3 .  Иссахар, Завулон и Вениамин, Исх.1:4 .  Дан и Неффалим, Гад и Асир. Исх.1:5 .  Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. Исх.1:6 .  И умер Иосиф и все братья его и весь род их; Перечислением имен сынов Израилевых, вошедших в Египет, и упоминанием о смерти Иосифа Моисей отсылает читателя к последним главам кн. Бытия ( Быт. 46:8–27, 50:26 ) и тем самым дает понять, что кн. Исход находится с ними в тесной связи. Подобно им, она имеет своим предметом описание жизни потомков Иакова в Египте, а начиная его с момента смерти Иосифа, является их продолжением. Перечисление сыновей Иакова – глав поколений ведется в порядке их матерей ( Быт. 35:23–26 ). В общее число переселившихся ( Быт. 46:27 , Втор. 10:22 ), большее в греко-славянском по сравнению с еврейским на пять ввиду того, что LXX переводчиков прибавляют троих внуков и двух правнуков Иосифа ( Быт. 46:20 ), не включены жены сыновей Иакова ( Быт. 46:26 ) и другие, принадлежащие к патриархальной семье лица – рабы и рабыни ( Быт. 32:6 ). С присоединением этих последних, право на что дает выражение 1-го стиха «вошли каждый с домом своим», – с семейством, включая жен, детей, слуг ( Быт. 7:1 ), вообще с поколением ( 1Цар. 20:16 ), – число вошедших в Египет справедливо увеличивают до нескольких сот. Смерть Иосифа и всего старого поколения отмечается, как начало нового, ниже описываемого периода в жизни семьи Иакова. Он характеризуется двумя чертами: усиленным размножением евреев и новыми отношениями к ним египтян. Исх.1:7 .  а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. О размножении евреев говорит и еврейское выражение «ваишрецу» – стали кишеть, подобно быстро размножающимся мелким животным ( Быт. 1:20 ), и ясно свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.4:24 .  Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Исх.4:25 .  Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. Исх.4:26 .  И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию. Предшествующее богоявление Моисею закончилось угрозой покарать фараона за возможное неисполнение им божественного требования. Что подобная угроза – не слова только, в этом убедился сам Моисей: «дорогою на ночлег... Господь... хотел умертвить его» ( Исх.4:24 ). Так как действующим лицом до сих пор был Моисей, то под тем, кого хотел убить Господь, нужно разуметь его же, Моисея, но не сына, как думают некоторые. В чем заключалась причина такого грозного отношения Бога к Моисею, видно из дальнейшего хода событий. Если угроза смерти отменяется после обрезания одного из сыновей пророка: «Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего... и отошел от него Господь " ( Исх.4:25–26 ), то само собою понятно, что причиной ее было необрезание этого сына. Судя далее по тому, что обрезание совершает Сепфора, можно с достоверностью предположить, что виновницей необрезания была она. Следуя обычаям своего племени, в котором, по свидетельству Иосифа Флавия, обрезание мальчиков совершалось на 13 году, она откладывала выполнение данного обряда до того времени, когда ее сыну наступит законный, по ее воззрению, возраст. Моисей, таким образом, не был виновником необрезанности своего сына. И если тем не менее опасности смерти подвергается он ( Быт. 17:14 ), а не Сепфора, то, конечно, потому, что он – глава семьи. Совершив обрезание, Сепфора «бросила к ногам Моисея крайнюю плоть сына своего и сказала: ты жених крови у меня по обрезанию» 3 ( Исх.4:25–26 ). Действие Сепфоры свидетельствует о ее раздражении, оно же слышится и в ее словах: супружество с Моисеем является для нее причиной нежелательного пролития крови, измены обычаям предков. Из рассказа 18 гл. кн. Исход о том, что Сепфора с сыновьями присоединяется к Моисею уже по выходе евреев из Египта ( Исх. 18:2–5 ), с несомненностью следует, что после описанного в предшествующих стихах события она удалилась к своему отцу, а Моисей отправился в Египет один.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме того, иногда некоторые не хотят знать, кто «их народ», потому что тогда появляется ужасающая потребность в их помощи. Люди становятся ответственными за свой страждущий и мятущийся народ, обязанными ответить на его крики и превозмочь ради него самих себя. Нужно возрастать в мудрости, в любви и кротости для того, чтобы можно было лучше служить и сполна востребовать свой дар, чтобы народ этот был полон жизни. Теперь люди знают, за кого отдавать собственную жизнь. В сердце бедного присутствует тайна. Иисус говорит, что всё то, что делается ради голодного, жаждущего, голого, больного, пленника, делается ради Него: Всё то, что делаете одному из братьев моих самых меньших, для Меня делаете (Мф. 25: 40). Бедный в своей полной беззащитности, в своей тревоге и оставленности уподобляется Иисусу. В его полной бедности, в его очевидной ране скрыто пребывает тайна присутствия Бога. Тот, кто лишён безопасности и спокойствия, конечно, нуждается в хлебе, а после этого хлеба он, прежде всего, нуждается в присутствии, в другом человеческом сердце, которое сказало бы ему:«Мужайся, ты очень много значишь в моих глазах, и я люблю тебя; ты очень ценен; надежда существует " . Ему нужно присутствие, которое открыло бы ему присутствие Божие, Бога — любящего и дарующего жизнь Отца. Между Иисусом и бедным заключён союз. Тайна эта велика. Сказано в книге Исход: И стенали сыны Израилевы от тяжести и вопили и вопль их о помощи восшёл к Богу от тяжести их притеснения. Бог услышал стенание их, и вспомнил Бог Завет Свой. Тогда открылся Яхве Моисею и сказал ему: Я увидел несчастье народа Моего, который в Египте и услышал вопль от надсмотрщиков его; Я знаю скорби его. Я сошёл освободить его от руки Египтян и привести в страну хорошую и пространную, в страну, где течёт молоко и мёд (Исход 2, 23–24; 3, 7–8). Христианские общины продолжают дело Христа. Они посланы, чтобы быть Его присутствием рядом с бедными, живущими во мраке духовном и отчаянии. Входящие в эти общины, тоже отвечают на призыв и вопли слабых и притесняемых. Они входят в союз между Иисусом и бедным. Они встречают в бедном Иисуса.

http://predanie.ru/book/74578-obschina-m...

Мысли при чтении Книги Исход Гл.1 и 2. Тайна бедствий, насылаемых на нас от Бога: ими Бог очищает нашу душу и привлекает нас к Себе. Во время бедствий мы опытно узнаем, что иго Господне – благо и бремя Его легко есть ( Мф. 11:30 ). Гл.3, [ст.] 12. И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. В этих словах виден Бог всемогущий и всеведущий. Он видит, что мышца Его высокая заставит упорного фараона отпустить народ израильский из Египта и что евреи, вышедши из Египта, помолятся Ему в горе Хорив, где Моисей видел чудо. Молитва – дело свободного произволения человека: как Бог сердца человеческого, Бог предвидел и ее. Слава Тебе, Творче наш, ведущий седание мое и востание мое и провидящий вся пути моя [ Пс. 138:1, 3 ]. ст. Сущий [Иегова] послал меня к вам... Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. – Сущий... Как прекрасно выражает это слово вечность и неизменность Божества. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: Сый, или Сущий, – тогда Он был Сый, и теперь Сый, и во веки веков Сый! А мы? Нас недавно вовсе не было. Потом чрез посредство родителей Бог воззвал нас к существованию – и мы существуем; но дни наши, как сень 43 , преходят, настоящего у нас одна минута, и та движется и проходит, так что эта минута, которой я называю настоящее, сейчас же становится прошедшей. Будущее не в моей воле, и мне не известно, что я буду в следующую минуту. Таково бытие мое. Возблагоговеем все пред Сущим. 22 ст. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. Египтяне удерживали должную плату евреев, поэтому справедливо Бог повелевает обобрать египтян. Почему Бог повелевает украсить сынов и дщерей еврейских? – Ради торжества избавления от рабства египетского, в котором они были горькими невольниками, в грубых рубищах и не имели ни вида, ни доброты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Похожий архетип изведения народа Божия из враждебной ему среды неоднократно встречается в Библии. В качестве примера, кроме исхода из Египта, можно указать на спасение семейства Лота, сопровождавшееся гибелью Содома, а также на освобождение евреев из плена, сопряженное с разрушением вавилонского царства. 137 137 Действие этого архетипа можно видеть и на индивидуальном человеческом уровне. Например, исход души из тела сопряжен с болезнью, агонией и смертью последнего. С подобными же казнями и разрушением, как мы видим, сопряжен и исход христиан из (Египта, Содома, Вавилона) мира сего.  Следует также обратить внимание, что суды над безбожным миром, описанные в главах 16–20,  совершаются в порядке возрастания виновности: сначала наказываются люди, принявшие начертание зверя, потом Вавилон, потом антихрист и лжепророк и в самом конце диавол.   1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Под «землей» в этом стихе, вероятно, следует понимать не только нашу планету, но вообще материальный мир, что видно, например, из описания четвертой чаши, вылитой на солнце. 2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. «на землю» – здесь речь, по-видимому, идет уже собственно о земле. Некогда в Египте одна из казней (шестая) поразила нарывами и воспалениями подданных фараона – египтян, не повредив при этом народу Божию (Исх. 9, 8–11). Что-то подобное происходит и теперь: поражаются гнойными ранами только те, кто имеет начертание зверя и поклоняется ему. Характерно, что, как и в описании шестой египетской казни (по переводу 70-ти), в настоящем случае использовано слово «λκος» со значением «гнойная рана», «язва». 3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Если в повествовании о второй трубе (8, 8) говорилось просто о крови, то здесь – о крови как бы мертвеца. Это свидетельствует об усилении казни, о достижении ею своей полноты. См. также комм. на 8, 8. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010