Несмотря на то что рассказы о ропоте израильтян в Числ 10-36 во многом дублируют аналогичные рассказы из Исх 15-18, между книгами Исход и Числа есть важное отличие: в Исх 15-18 (т. е. до заключения завета) Бог прощает израильтянам их ропот; в Числ 10-36 (т. е. после заключения завета) Бог гневается и строго карает их за неверие и ропот. В Числ 14. 22-23 Бог говорит израильтянам: «...все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их». Этот же мотив о том, что все израильтяне (за исключением Халева и Иисуса Навина), ушедшие вместе с М. из Египта, обречены за свое маловерие погибнуть в пустыне, звучит в ряде мест книг Второзаконие и Иисуса Навина. Запрет М. и Аарону входить в землю обетованную в Пятикнижии объясняется по-разному. В Числ 20. 12 Бог говорит М. и Аарону: «...за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Однако история, рассказанная непосредственно перед этим (о том, как М. вывел для ропщущих израильтян воду из скалы - Числ 20. 2-11), не поясняет, в чем именно заключалось неверие М. и Аарона. Догадки ранних комментаторов (Бог велел М. приказать скале дать воду, а М. вместо этого ударил жезлом по скале; или М. ударил дважды, как будто одного удара жезлом было недостаточно; или М. выразил свои сомнения, обратившись к народу в Числ 20. 10) не имеют обоснований. Возможно, текст Числ 20. 12 вообще не связан непосредственно с контекстом и эта история содержит лакуны ( Gray G. B. A Critical and Exegetical Comment. on Numbers. N. Y., 1903. P. 262). Иное объяснение дается во Втор 1. 37: Бог прогневался на М. за неверие израильтян в то, что они смогут завоевать землю обетованную; во Втор 3. 26 также говорится, что Бог гневался на М. не из-за его поступков, а из-за неверия израильтян. Нельзя, впрочем, исключить и того, что тема Божия гнева здесь вторична: М. и Аарон не фигурировали в преданиях о завоевании Палестины; данный мотив давал возможность объяснить, почему вождь и законодатель Израиля не вошел в землю обетованную (см. также: Coats G. W. Legendary Motifs In The Moses Death Reports//CBQ. 1977. Vol. 39. N 1. P. 34-44).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Точно также при жертве благодарности, кроме жертвенных опресноков, приносился и квасной хлеб, но он отдавался священнику ( Лeb. VII, 13–14 ). 599 (Ст. 3–4). Из сравнения Лeb. XVI, 4 , видно, что омовение заключалось не только в омывании рук и ног, как то требовалось перед каждым священнодействием от всех священников ( Исх. ХХХ, 19 ), но в полном омовении всего тела. Это же омовение требовалось от Первосвященника в великий день отпущения (Лев. loco citato), дабы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и совершать святыню в страхе Божием ( 2Kop. VII, 1 ). И здесь омовение, которое совершал Первосвященник перед вступлением в священство и ежегодно перед жертвой отпущения, было преобразованием крещения Господа нашего Иисуса Христа, «Первосвященника непорочнаго» ( Ebp. VII, 26 ), который, однако, «чтобы исполнить всякую правду» (Матф., III, 15), принял крещение Иоанново. 600 (Ст. 5–6). Об одеждах смотри предыдущую главу, в 40;III, Лев. 8 , более подробно описано облачение Аароново, и прибавлено: «возложил наперсник.... и на наперсник положил Урим и Туммим» (ср. пр. 26 предыдущей главы). 601 (Ст. 7). Здесь только вкратце даются указания о тех важнейших действиях, которые составляют существенную часть обряда возведения в сан Первосвященника. Из более же подробного исторического описания исполненного обряда (Лев. 40;III), мы видим, что священным елеем (составление его описано Исх. ХХХ, 23– 25 ) Моисей сперва помазал скинию и покропил на жертвенник и потом возлил священный елей на голову Аарона (Лев. 40;III, 12). Заметим, что хотя о простых священниках ничего не сказано здесь, чтобы они были помазаны, но в кн. Исх., в глав. XX40;III, 41, и в особенности в глав. XL, 15, положительно указано, что сыновья Аароновы помазаны как и отец их, но не великим помазанием (см. in loco в Лев. 40;Ш, 30, примечание, а также следующее примечание). 602 (Ст. 8–9). В стихе 21 наст. главы и в стихе 30, главы 40;III, кн. Левит сказано, что после жертвоприношения «взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона, и одежды его, и сынов его, и одежды его с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Цитирую:  " Посмотрим, что говорит Христос: Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:38 " (прод.) ...  Друг для Господа — тот, кто навсегда Его друг. Писание говорит, что Авраам был назван другом Божьим (2 Пар 20: 7; Ис. 41: 8), Моисей разговаривал с Богом “лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим” (Исход, 33:11). Он был “доверенным во всем доме Его”: “Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моисеем, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он” (Числа 12: 6-8). Апостолы — также друзья Христовы, поскольку пребыли в Его заповедях навсегда, всегда были с Ним верны, а Он отдал Себя за них, когда они еще были нетверды и немощны. Хирам был другом Давида и Соломона, потому помогал последнему строить Храм (2Цар. 5: 11; 3Цар. 5: 1-18; 9: 11-14; 10: 11; 1Пар. 14: 1; 2Пар. 2: 3) Итак, в Писании друг — это тот, кто навсегда является таковым. (прод. следует) " Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:39 " (прод.)  ...  Более того, другу полностью доверяют: Христос “назвал [ Апостолов ] друзьями, потому что сказал [ им ] все, что слышал от Отца” (Иоанна 15:15), все доверительные тайны, которые они могли вместить. Итак, согласно Писанию другом действительно можно назвать того человека, который является таковым навсегда и которому доверяешь. В современном мире часто друзями называют людей, с которыми не враждуют, или более близко общаются. Но Господь видит, что друг — это много выше лишь этого. Что же, скажете, сколько же у нас друзей? Не буду судить, сколько, буду же следить, чтобы быть таким другом, как хочет того Господь. " Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:46 Итак, видите, друзьям доверяют себя.  Но вот посмотрим на Иуду Искариота -- предателя Христа.  " Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;  встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня .

http://bogoslov.ru/article/753318

Глава 32 1–14. Золотой телец и гнев Господа. 15–20. Моисей разбивает скрижали; уничтожение золотого тельца. 21–28. Наказание идолопоклонников. 29–35. Возвращение Моисея на гору и его моление. Исх.32:1 .  Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. Как видно из Втор. 9.9 и д., требование народа «сделай нам бога, который бы шел пред нами», имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога ( Исх. 20.1–2 ), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним ( Втор. 31.1–6 ). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «сделай бога, который бы шел пред нами». Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами Пс.105 : «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» ( Пс. 105:20–21 ). Исх.32:2 .  И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. Исх.32:3 .  И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. По собственному признанию Аарон, к которому, как заместителю Моисея ( Исх. 24.14 ), обратились евреи с просьбой, уступил их требованию в виду того, что этот народ «зол» ( Исх.32:22 ), т.е. опасение за собственную жизнь ( Исх. 17.4 ) заставило его исполнить народное требование. Что касается предложения принести «золотые серьги, которые в ушах жен», то, по мнению Ефрема Сирина и блаженного Феодорита , оно было сделано с надеждой, что жены, жалея свои драгоценности, отклонят мужей от слияния тельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Моисей не хочет, чтобы его народ служил Богу, находясь в Египте, но желает, чтобы он вышел в пустыню и там совершил служение Господу. Это, несомненно, означает, что пока кто-либо остается в удручающих мирских попечениях и живет во мраке повседневных забот, он не может служить Господу, ибо не может «служить двум господам». Он не может служить Богу и маммоне. Поэтому мы должны выйти из Египта. Мы должны оставить мир, если хотим служить Господу. Я, однако, имею в виду, что мы должны оставить мир не в пространственном отношении, а в душе; не пускаться в путешествие, но возрастать в вере. Послушай, как говорит об этом Иоанн: «Не любите мира, ни того, что в мире… ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:15–16 ). А что говорит Моисей? Посмотрим, каким образом или в какой мере он повелевает нам выйти из Египта. «Отпусти нас в пустыню», – говорит он, – «на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему» ( Исх.3:18 ). Какие это три дня пути, которые мы должны пройти, чтобы, выйдя из Египта, прийти в то место, где следует принести жертву? Я так понимаю, что «путь» относится к Тому, Кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Нам нужно пройти этот путь за три дня. Ибо тот, кто будет «исповедывать Иисуса Господом и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых» на третий день, спасется ( Рим.10:9 ). Это и есть «три дня пути», которым мы приходим, чтобы принести «в жертву Богу хвалу» ( Пс.49:14 ). Все сказанное имеет мистическое значение. Но если нам также необходимо место для нравственного понимания, очень для нас полезного, мы, оставив Египет, идем три дня, если так сохраняем свой дух, душу и тело от всякой мерзости, чтобы, как сказал Апостол, наш «дух и душа и тело во всей целости сохранились без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). Мы совершим трехдневное путешествие из Египта, если, отвергнув земное, обратим нашу рациональную, природную, нравственную мудрость к Божественным законам; мы будем три дня идти из Египта, если, очистив наши слова, дела и мысли – ибо этими тремя способами человек грешит, – мы станем «чистые сердцем» и сможем узреть Бога (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но и помимо этого, огромное количество евангельских чудес совершается прямым повелением Господа через слово, – в одних случаях отвечающее на веру и с нею соединяющееся, в других же непосредственно повелевающее: теща Симонова ( Лк. 4, 39 ), прокаженный ( Лк. 5, 12–13 ), расслабленный ( Лк. 5, 24–5 ), сухорукий (6, 8–10), исцеление слуги сотника Капернаумского (7, 1–8), воскрешение сына Наинской вдовы (7, 14–15), исцеление десяти прокаженных (17, 14), исцеление дочери хананеянки ( Мф. 15, 28 ), исцеление расслабленного у Силоамской купели (Ио. 5, 8–9), исцеление сына царедворца Капернаумского ( Иоан. 4, 50–53 ). Сюда же относятся и чудеса, совершенные повелевающим словом, обращенным к природе: ветру и морю ( Мр. 4, 39–41 , Лк. 8, 22–25 , Мф. 8, 23–26 ), смоковнице ( Мр. 11, 14, 20 ), при чудесном лове рыбы ( Лк. 5, 4–7 ). Аналогия в Ветхом Завете: чудеса Моисея при исходе из Египта и во время путешествия в пустыне (Исход), чудеса прор. Илии (3 Ц. 17, 18; 4 Ц. 2) и Елисея (4 Ц. 4, 5, 6). Однако, есть целый ряд чудес, когда Господь не ограничивается одним словом, но производит известные действия, которые являются как бы средством для совершения чуда. Так, при воскрешении дочери Иаира, Он, «взяв за руку, говорит ей: талифа куми» ( Мр. 5. 41 ); при исцелении косноязычного Иисус, «отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему, и, плюнув, коснулся языка его, и воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», что есть «отверзись» ( Мр. 7, 33–34 ). Исцеление слепого описывается следующими чертами: «Он, взяв слепого, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он взглянул и сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И исцелел и стал видеть ясно» ( Мр. 8, 23–25 ). В других случаях чудеса совершались прикосновением: самый выразительный случай – исцеление кровоточивой, которая, прикасаясь, «говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровлю», а «Иисус, почувствовав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Внесение в перепись означало включение в список возрастных мужчин, способных носить оружие ( Чис. 1.3 ), защитников свободы и независимости еврейского народа. Чем значительнее было число этих защитников, тем надежнее была охрана народной свободы и независимости. Но надеяться на эту охрану можно только при милости Божией к защитникам народа, потому что сама жизнь их находится в руках Божиих. Во свидетельство постоянной зависимости в самом бытии от Бога исчисляемые и должны давать дар Богу на искупление души, т.е. своей жизни. Этот дар, принесенный с сознанием полной зависимости от Бога, имел значение умилостивительной и очистительной жертвы, отвращающей гнев Господень. Исх.30:13 .  всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу; Половина священного сикля, количество подати, равняется копейкам сорока или сорока трем. Исх.30:14 .  всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; В перепись должны были вноситься мужчины, начиная с двадцатилетнего возраста и выше, но каким сроком оканчивая – не сказано. Можно предполагать, что право на исключение из списка давало достижение 50-летнего возраста ( Чис 4.3, 23, 30, 35, 39, 43, 47 , ср. Иосиф Флавий, Иуд. Древн. 3:8, 2). Умолчание закона об ежегодном взносе, умолчание об ежегодном составлении переписи и свидетельство кн. Неемии о добровольном наложении на себя возвратившимся из плена иудеями платить ежегодно на потребности скинии по 1/3 сикля дают основание думать, что священный взнос в пользу скинии должен быть единовременным. Исх.30:15 .  богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших; Сбор имеет значение очистительной и умилостивительной жертвы, а потому и размеры его одинаковы для богатых и бедных. Исх.30:16 .  и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Затем к нему вторично обращен тот же приказ: «Встань, иди в Ниневию!», и на сей раз Иона идет-таки туда (Ион 3:1-3). Это повторение приказа помогает ему исправить первое непослушание. В нашей жизни так бывает не всегда. Кто знает, сколькие получили пророческий призыв, но не исполнили его? Этот первый тип призвания подчеркивает неотложность, серьезность и тяжесть доверенной Богом миссии. Вторая схема призвания – хозяин – слуга, она самая распространенная в Библии, самая типичная, согласно Фогелсу. По этой модели были призваны Моисей, Гедеон, Иеремия и Иезекииль. Моисей и Гедеон – не классические пророки, но их призвание прочитывается именно по этой схеме. От предшествующей эту схему призвания отделяет возможность возражения. Отношения между хозяином и слугой не такие строгие, как в военной области. Можно привести в пример миссию, которую поручил Авраам своему старому слуге в Быт 24. Авраам заставил его поклясться, что тот пойдет и возьмет невесту для его сына Исаака из его родственников. Старый слуга, однако, выдвигает возражение: а вдруг девица не захочет пойти с ним? Возражение это совершенно допустимо, в нем нет дерзости, есть лишь стремление прояснить повеление Авраама, тем более что если так случится, слуга будет свободен от данной им клятвы. Верный слуга имеет право на возражение, и именно ради того, чтобы хозяин мог лучше уточнить доверяемое слуге поручение. В случае Моисея эта свобода возражать – максимальная (в 3-й и 4-й главах книги Исход он перед началом своей миссии выдвигает не менее пяти возражений), потому что Моисей – «верен во всем дому» (Числ 12:7), то есть является самым верным из всех «домашних слуг». Обычно возражение бывает одно, и за ним следует подтверждение миссии. Сначала звучит призыв, затем тот, кого призывают, отвечает: «Вот я!» Это обычная формула самопредставления слуги. В структуре схемы этого типа призвания можно выделить пять, иногда шесть элементов: 1) призыв; 2) ответ; 3) поручение; 4) возражение; 5) подтверждение; 6) знамение. Возьмем для примера призвание Гедеона. Ангел Господень обращается к нему и говорит: «Господь с тобою!» (Суд 6:12). Гедеон отвечает: «Господин мой…» (Суд 6:13), то есть признает Его господином. Поручение: «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки мадианитян. Я посылаю тебя» (Суд 6:14). Возражение Гедеона: «Господи, как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего самый младший» (Суд 6:15). Подтверждение со стороны Господа следующее: «Я буду с тобою» (Суд 6:16). Наконец, Гедеон просит знамения, и знамение дается ему (Суд 6:17).

http://bogoslov.ru/article/4795402

19:9). Итак, все совершаемо было в благочинии и с предусмотрительностью.    2. Но в начале было, как я сказал, некое как бы сеннописание пришествия Спасителя нашего, имевшего воссиять сущим на земле как бы в день третий, в последнее время, в которое и «Слово стало плотию, и обитало с нами» нам, по Писаниям (Ин. 1:14; Вар.3:38), дабы провозвестить имевшее по времени быть предложенным от Него и чрез Него для верующих очищение. Ибо «засвидетельствуй, — сказано, — народу ...чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:10—11). А какой должен быть образ готовности сей, это разъясняет Моисей, так говоря: «три дня, — сказано, — не прикасайтесь к женам» (Исх. 19:15). Ясно утверждал он также, что должно было омыть и самые одежды. Но когда говорится, что должно удаляться от супружеского ложа и сообщения с женами, то чрез это весьма ясно знаменуется умерщвление плотских удовольствий; а когда говорится, что должно очищать и самые одежды, то в сем написуется нам как бы очищение водою, а очевидно также и Духом, избавляющим от скверн. Ибо так пишет блаженный Павел: восхотевшие мудрствовать угодное Христу и ходящие Духом «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24; сн.: Рим. 8:1; Кол. 3:2), и умерщвляют «земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть» (Кол. 3:5). А светлою одеждою для себя они делают ниспосылаемую свыше благодать, или даже и самого Еммануила; потому что «облекитесь, — говорит Апостол, — в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Но это повелел делать тогдашним людям Моисей. Послушаем же мы также и самого закона, гадательно проповедующего угодное Христу, очищение водою и умерщвление плотских похотей. Ибо закон повелел оскверненным очищаться водою, для чистоты плоти, а также предписал высылать изливающего семя, как нечистого, из стана (Чис. 5:2), порицая, как я думаю, порок невоздержания и объявляя скверным удовольствие плоти. Посему и мы, оправданные во Христе и освященные Духом, получили повеление ненавидеть даже и одежду плоти оскверненную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   АНГЕЛ. Да, это так! Сам Господь сказал: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). Мореплаватели, чтобы не сбиться с пути, должны направлять плавание свое по какой либо звезде; живописцы смотрят на подлинник, желая изобразить его подобие. Желаешь ли и ты, как должно нести крест? Кого, кроме Господа, носящего крест, можешь предложить себе для подражания? Так сказал и Апостол: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:1, 2).    СТАВРОФИЛА. Господь Спаситель для меня и образ терпения и вместе мздовоздаятель мой. Тем и другим Он воззывает и сильно влечет меня, и потому я всегда буду иметь Его пред очами моими, — «предзрю Господа моего предо мною выну». Взирая на Его страдания, я легче понесу мои.    АНГЕЛ. Поступай так! «Великая слава — следовать Господу, а быть тебе принятым от Него — долгоденствие» (Сирах 23:37). Итак последуй Богу. Это исполняют рабы Христовы последующее Ему царским путем креста. Они будут иметь не только награду, но и великое достоинство у Бога.    Ставрофила исполнилась радости от этих слове. «А в чем, — сказала она, — будет состоять это достоинство?»    АНГЕЛ. В том, что они будут признаны достойными Бога. Разве ты не читала, что в писании говорится о Святых? «В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью» (Прем. 3:2). Пред лицом человеческим они и муки прияли; но что же у Бога? «Бог, — сказано, — испытал их и нашел их достойными Его» (Прем. 3:5). Как благословен крест, как блаженны скорби, кои соделывают людей достойными Бога! Тот только достоин сожаления, кто, находясь в скорбях, слишком печалится, и чрез это сам соделывает себя недостойным Бога. Потому-то Господь Иисус Христос и сказал ясно: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38).    Удивленная Ставрофила воззвала: «кто есть человек, что он достоин идти в след Царя и Создателя своего? «Мне же прилеплятися» Господу моему Иисусу «благо есть»; Ему желаю последовать, с Ним соединиться стремлюсь сердцем. Ибо если мирская мудрость так превозносится в своих заблуждениях, что каждый следует мнениям, нравам и всем правилам того, кого изберет для себя образцом и наставником; то могу ли я достойно носить имя Христово, если не соединюсь с Ним неразлучно Он «есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6) путь святого жительства, истина учения, и жизнь вечного блаженства» (Св. Льва, Сл. 3 на Пасху).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010