2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Война эта – не цель сама по себе, но неотменимое условие обретения обетованных благ, всего того, что составляет ценность духовной жизни, а сами эти блага есть естественное следствие приближения человека к Богу и достижения согласия, единства с Ним. Духовная жизнь во всей ее неизреченной красоте начинает открываться человеку только тогда, когда он сознательно начинает противиться пленившим его страстям, воздерживается от потакания им. Война со страстями – не цель сама по себе, но неотменимое условие обретения обетованных благ, всего того, что составляет ценность духовной жизни. Многие из нас искренне и с добрыми намерениями задумываются об улучшении социально-общественной жизни. Но самое лучшее, что может сделать человек на этом поприще, – это с Божией помощью начать трудиться над собой, над покаянным преображением собственной жизни. И уже это одно делание, эта война со страстями во имя Христа будет способствовать тому, что благодать Божия будет наполнять и преображать нашу жизнь, а через нас, возможно, и жизнь кого-то еще. Всеобщая мобилизация уже объявлена. Никаких «особых распоряжений» больше не будет, ждать нечего. Каждый из нас должен или с Божией помощью вступить в эту войну (и тогда у нас есть шанс выйти из нее победителями) или – погибнуть позорно, даже не оказав врагу сопротивления. И исход этой войны решается не в Кремле, не в парламенте, не в кабинетах чиновников, а в наших сердцах. Победа возможна, но она возможна только в том случае, если мы этой победы хотим и ищем, если прилагаем усилия для ее достижения. Отвергаемся от зла, которое изнутри, незаметно, через греховные пристрастия стремится овладеть нами, и творим благо, призывая в сердце свое, в душу благодать Святого Духа , призывая и молитвой, и посильным сознательным воздержанием от страстей, добрыми делами. И только от нас зависит в конечном итоге, победим мы или проиграем в этой войне, потому что Господь победил этот мир, лежащий во зле, и призывает каждого следовать за Собой. Рейтинг: 9.9 Голосов: 246 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Олег 19 марта 2015, 20:35 Статья хорошая ,и правильная , и пока читаешь вроде бы всё понятно.Но как только дело доходит до самопознания начинается полный ступор.Видишь ,что все семь или восемь главных грехов в тебе есть ,а какой самый сильный уже и трудно понять.Здесь наверное уже нужна помощь более опытного человека,а как его найти опять не понятно.Или может гордость не позволяет это всё увидеть? Олег 29 января 2015, 08:42 Спаси и сохрани Господи!помолитесь о мне грешном,исцели душу и тело,Господи! Наталья 8 марта 2014, 11:11 Осмысление и обсуждение настоящей статьи необходимо всем нам.

http://pravoslavie.ru/67881.html

Из этого напрашивается следующий вывод: через эти чудеса и знамения, также как и через теофании Бог призывает Израиля, открывается ему и ведет его к заключению синайского Завета Но позволяет ли материал книги Исход сделать вывод относительно видимой стороны этих чудес и знамений? . Все три источника, J , E и P сходятся на чудесном характере этих явлений, однако по-разному о нем свидетельствуют Е и Р настаивают именно на самом факте чудесности и поэтому приводят всеразличные подробности, которыми обросли в устном предании древние сказания о выходе из Египта и которые в народном сознании являлись и следствием, и подтверждением чудесного характера событий. Так, в рассказе о казнях Е и Р указывают, что бедствия, обрушившиеся на Египетскую землю, были вызваны поднятием Моисеевой руки (у Е, см. 10:21) или Ааронова жезла (у Р, см. 7:19; 8:5,16), что они проявлялись как совершенно необычные по своей стихийности катастрофы (об­ращение в кровь всякой воды в Египте, по свидетельству Р в 7:19,20) и оказывались, по крайней мере, начиная с третьей казни, неподвластными чарам египетских волхвов (8:18; 9:11 и так далее). В своих рассказах о чудесном переходе через Чермное море Е и Р точно так же подчеркивают действия Моисея и Аарона над морем при совершении чуда (14:21а,26) и, как и при описании катастрофических явлений, составлявших казни, настаивают на совершенной исключительности и сверхъестественности того, что произошло с морской стихией (упоминание факта стояния вод стеною по правую и левую сторону во время перехода сынов Израилевых в ст. 22 взято из Р). Можно поэтому заключить, что Е и Р обращают все свое внимание преимущественно на Божественную сторону имевших место во время великого освобождения фактов, что они хотят поведать лишь о силе Ягве, явленной роду Израиля и через него; поэтому, не интересуясь конкретной историей, они не приводят тех человеческих подробностей, которые позволили бы нам судить о том, чем эти факты были в их исторической конкретности Но здесь нам на помощь приходит J, который благодаря своей антропоцентричности останавливается именно на человеческой стороне событий Исхода.

http://pravmir.ru/gospod-muzh-brani/

д.), можно вполне согласиться со св. Григорием Нисским , который в «Жизни Моисея Законодателя» выставляет Моисея, как первого мистика. Это позволяет нам заключить что все рассказы Исх. о теофаниях и доксофаниях говорят нам о подлинном и глубоком мистическом опыте, относящемся к области неизреченного и непостижимого в образе своего осуществления... Однако не только через созерцание отблесков божественной славы совершались встречи Израиля с Ягве. Рядом с неизреченным и непостижимым книга Исход описывает также и необычайное. Это есть вся область чудесного, которая хотя и нарушает обыденные законы природного бытия, однако, имеет своё действие в плоти видимого мира и, постольку, становится доступной и нашему восприятию. К этой области относятся отмеченные в Исх. бесчисленные знамения и чудеса... Мы остановимся только на двух основных группах этих чудесных явлений, а именно на так называемых египетских казнях ( Исх.6:14 – Исх.12 .:36) и на обстоятельствах перехода евреев через Чермное море (гл. XIV), т. е. на тех фактах, которые непосредственно послужили освобождению Израиля и, тем самым, имели решающее значение для его самосознания, как народа Божия. Как и для теофаний, повествование об этого рода фактах представляется чрезвычайно сложным 12 . Это показывает, во-первых, что всё израильское предание сходится на них, как на подлинных, имевших место в истории, событиях, а во-вторых, что, подобно теофаниям, и эти события нуждаются в богословском освещении. Если же от этого внешнего свидетельства источников мы перейдём к их содержанию, то это внутреннее их свидетельство о знамениях и чудесах Исхода можно· свести к следующим основным пунктам: а) Ягве не только наказывает через эти знамения и чудеса фараона за его упорство, но заранее хочет явить их, и это до всякой попытки сопротивления со стороны фараона: так, наиболее богословствующие источники, т. е. «Е» и «Р», отмечают смущающий толкователей факт ожесточения Богом сердца фараона («Е» в IV, 21, X, 20, 27; «Р» в VI, 3, IX, 12, XI, 10, XIV, 4, 8:17) и подчёркивают, что Бог определенно запер еврейский стан между горной цепью и морем, чтобы явить Свою силу над Египтянами (см. XIV, 1–4, по «Р»). б) Через посредство этих знамений и чудес Бог не только оказывает Свою помощь Израилю, но и делает известной Свою волю, явной Свою силу и, очевидным Своё всемогущество. в) Более того, через эти знамения Он даже делает ощутимым Своё присутствие (см. интересное свидетельство «J» в XIV, 30–31 о том, что народ убоялся Ягве и поверил Ему и Моисею после того, как увидел руку великую, которую Ягве явил над египтянами).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Исх.27:17 .  Все столбы вокруг двора должны быть соединены связями из серебра; крючки у них из серебра, а подножия к ним из меди. Поясняется указание ст. 10 в том отношении, что говорится о связях между столбами кругом всей ограды. Исх.27:18 .  Длина двора сто локтей, а ширина по всему протяжению пятьдесят, высота пять локтей; завесы из крученого виссона, а подножия у столбов из меди. Для точности повторены измерения всего двора, причем вполне ясно отмечено, что обе продольные стороны должны иметь по сто локтей, короткие по пятидесяти, а высота везде должна быть в пять локтей. Исх.27:19 .  Все принадлежности скинии для всякого употребления в ней, и все колья ее, и все колья двора – из меди. Упоминание о кольях скинии и двора дает видеть, что для прикрепления к земле верхних покровов скинии и для укрепления столбов двора требовались колья, а к ним и веревки ( Чис. 3:37, 4:26, 32 , Исх. 35:18 ). Исх.27:20 .  И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; Исх.27:21 .  в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых. О приношении елея для золотого семисвешника: среди описания устройства будущей скинии говорится об елее потому, что он должен составлять такую же необходимую принадлежность святилища как и его вещи. Приносимый всеми евреями, елей должен быть приготовлен из маслин: должен быть «чистый», т.е. без отстоя, без примеси и без сора; должен быть «выбитый», т.е. не выжатый прессом, а стекший из растолченных маслин. Елей горел «во всякое время», – не только днем, но и ночью, как это подтверждается и положительным законом о всегдашнем горении светильника ( Исх. 30:8 , Лев.24:3–4 ), об утреннем приведении в порядок лампад ( Исх. 30:7 ), а также и тем обстоятельством, что, при отсутствии окон, в святилище нельзя было обходиться без огня и днем. Оправление светильника должно быть совершаемо Аароном и сынами его, т.е. первосвященником и священниками, а не левитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Некоторые голландские фермеры задумались...и переехали в Подмосковье. Там они организовывали фермерские хозяйства и поражают местных крестьян высокими надоями молока, трезвостью и порядком. Голландские - «новорусские» фермеры образовали замкнутые общины, живут честно, спокойно и порядочно. И возлюбили они свою новую Родину больше старой, погрязшей в чудовищных грехах. Дай Бог, что со временем они приняли бы и Православие! Обращаемся к второй группе западных беженцев - к тем, кто ищет свободу в Руси, кто вырывается из узких рамках западной жизни, душевно возлюбил Россию и русскую культуру. Среди них можно найти как коренных европейцев и американцев, так и «русских немцев» и других эмигрантов из бывшего Советского Союза. Они, как правило, жили уже по 15 - 20 лет на Западе, насмотрелись, наслышались, набрались горького опыта в западной «продвинутой» цивилизации. И решили вернуться на Родину. Почти все они покинули Россию в тяжелых 90-х годах прошлого века. Тогда общая разруха в стране подтолкнуло многих к роковым решением покинуть свою Родину... А теперь в Подмосковье есть село Атамановка, где собрались уже пять семьей «русских немцев»... Что их не устраивало в Германии? Александр Винк (30 лет) рассказывает, что в Германии уже в 8 часов вечера нельзя шуметь, соседи жалуются, если дети играют и кричат на улице. Иной раз им мешает дым от шашлыка, то кошка мешает. Нет свободы в Германии, человек зажат. Александр не хочет зависеть от системы. Он внимательно изучал Конституцию России, применяет ее и... добивается своих прав. Он за Путина, говорит, что в отличие от предыдущих президентов, он прислушивается к народу. Его жена Ирина уже получила российское гражданство. Ирэн Шмунк, жительница того же села, в 1994-ом году уехала с мужем из Казахстана в Саксонию. Подобно другим, уставшим от Германии русским немцам, их «достали» «немецкие правила жизни». Предупреждения от властей шли друг за другом - то трава на газоне выше нормы, то почтовый ящик висит на 10 см ниже утвержденных норм... Все это подтолкнуло Ирэн к бегству из Германии. Дочка ходит в школу, ей очень нравится. Мама утверждает, что она в России намного лучше учится, чем в Германии...

http://pravoslavie.ru/66373.html

С обеих сторон было по несколько десятков тысяч человек: Римская армия имела 20000 пехотинцев и 10000 всадников, Карфагенская армия была больше и насчитывала 35000 пехотинцев, 3000 конников и 80 слонов. Битва была судьбоносной. Два величайших государства столкнулись в решающем сражении. И с обеих сторон были великие искусные полководцы. Вот что писал по этому поводу древний историк Полибий: «Никогда еще не было столь испытанных в бою войск, столь счастливых и искусных в военном деле полководцев; никогда еще судьба не сулила борющимся столь ценных наград. Победителю предстояло получить власть не над Ливией только и Европой, но и над всеми прочими досель известными нам странами мира». И Рим победил в этом сражении, закончившем вторую пуническую войну. И величайшая заслуга в этом и подвиг у Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего. В ходе сражения римляне под руководством Сципиона смогли справиться с первой атакой слонов, напугав их ответным шумом труб и горящих стрел, а также построившись в колонны и пропустив животных и убивая, поражая в бока. Часть же слонов развернулась от страха и начала давить уже карфагенскую конницу. Дальше в силу вступила конница нумидийцев – союзников Рима, громя потрепанную слонами конницу карфагенцев, которая стала отступать. Затем пехотинцы столкнулись в кровавом сражении с двух сторон. Исход в итоге решила вернувшаяся после уничтожения конницы противника конница нумидийцев. Удар конницей в тыл карфагенцев был решающим. Карфагенгцы не выдержали, и началось безпорядочное бегство пунийской армии, которую стала преследовать, уничтожая, римская армия. Разгром армии Ганнибала был полный. Карфагеняне потеряли от 10 до 25 тысяч человек убитыми и от 8,5 до 20 тысяч пленными, 132 знамени и 11 слонов. Сам Ганнибал в последний момент успел покинуть поле битвы и избежать смерти. Римляне потеряли убитыми от 1,5 до 5-6 тысяч человек. Победа была одержана благодаря стойкости римских воинов, талантливому руководству ими Сципионом, а также помощью союзников Рима нумидийцев, атаковавших войска Ганнибала в решающий момент своей конницей. Причем ранее нумидийцы были союзниками Карфагена, но умелой великодушной политикой Сципион сумел привлечь царя нумидийцев на свою сторону (в своё время он отпустил из плена племянника нумидийского царя).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/pe...

4-5; 5. 21-24). А. не отвергает богослужение вообще, но выступает против использования его людьми в целях оправдания сложившихся несправедливой социальной ситуации и нравственного уклада (Ам 4. 4-5; 5. 21-27; ср.: 2. 8; 5. 4-6. 14-15). А. заставляет читателей произвести переоценку прежних религ. представлений, дававших основание для мысли о привилегиях Израиля: избрание народа Израиля (Ам 3. 2), исход из Египта (Ам 9. 7б), обретение земли обетованной (Ам 2. 9-10) рассматриваются им как моменты, подчеркивающие особую вину этого народа, несостоятельность его надежды на спасение (Ам 5. 18-20). И хотя основной темой пророчеств А. остается тема суда и воздаяния, в завершении книги сформулирована надежда на спасение, грядущие катастрофы имеют значение очистительного суда, целью к-рого является спасение Израиля и наступление мессианского мира. История толкования Книги пророка Амоса Основные темы пророчеств А. были подхвачены др. библейскими и внебиблейскими авторами. Уже прор. Исаия в ранний период своей проповеди обращается к словам А. и т. о. продолжает его проповедь (ср.: Ам 5. 21-24 и Ис 1. 10-17; Ам 2. 7 и 3. 10 и Ис 3. 14-15; Ам 4. 1-3 и Ис 3. 16-15, 24-41 и др.). Значительную тематическую близость с А. обнаруживает Книга пророка Осии (Ам 8. 5 и Ос 12. 7; правда, превращаемая в яд, ср.: Ам 6. 12 и Ос 10. 4; полемика против богослужения в Вефиле и Галгале ср.: Ам 4. 4; 5. 5 и Ос 4. 15; 5. 8; 6. 10; Господь, изливающий огонь на народы, Ам 1. 4, 7, 10, 14; 2. 2 и Ос 8. 14; буд. восстановление Израиля Ам 9. 14 и Ос 6. 11). Не исключено также влияние А. на прор. Иеремию , хотя число параллелей в текстах незначительно (ср.: Ам 4. 6-7 и Иер 15. 7-9; Ам 7. 7-8 и Иер 1. 11-16; Ам 1. 2 и Иер 25. 30). Заметно влияние богословия А. на прор. Иезекииля в универсалистском пророчестве о народах (ср.: Ам 9. 7а и Иез 29. 13-16), в проповеди о конце Израиля в День Господень (ср.: Ам 5. 18-20; 8. 2 и Иез 7). Мессианская надежда на восстановление Израиля (Ам 9. 11-14) повторяется в завершении Книги пророка Иоиля (4. 16-21). Тема Дня Господня развивается особенно в Книгах пророков Софонии (как день гнева - 1. 18) и Иоиля (подчеркивается космологический и эсхатологический аспект этого события - 28-31; 2. 2). В Книге Товита, где также присутствует тема помощи бедным, приводится цитата из Ам 8. 10: «И вспомнил я пророчество Амоса, как он сказал: праздники ваши обратятся в скорбь, и все увеселения ваши - в плач» (2. 6).

http://pravenc.ru/text/114574.html

Арам.   происходит от слова со значением «пустой»; из контекста др. упоминаний слов   и   видно, что они всегда обозначали флейтовые или язычковые инструменты, что подтверждает верность данной интерпретации. Второе упоминание музыки в кн. Бытие связано с обличением Лаваном Иакова за его поспешное бегство (31. 27). Лаван сказал: «...зачем ты убежал тайно... я отпустил бы тебя с веселием (  ) и с песнями (  ), с бубном (  ) и с лирой (  )». В греч. переводе последние 3 слова - μουσικ, τμπανον, κιθρα, в латинском - cantici (песни или певцы), tympanum и cithara. Евр. слово   поныне используется для обозначения любого радостного события, слово   присутствует в названии Книги Песни Песней (    ) и в надписаниях многих псалмов. Совр. араб. название бубна - «дуфф» родственно евр. «тоф» (  ). В наст. время дафф, как и европ. тамбурин, снабжен бубенцами, но вряд ли они использовались в библейский период. В нем могла быть струна, состоящая из 1 или 2 нитей кетгута, натянутая под мембраной внутри корпуса, как в совр. магрибском бендире, или металлические кольца, закрепленные на внутренней стороне рамки, как на мн. бубнах, используемых в странах Кавказа и Ср. Азии. Типологически такие инструменты называются рамными барабанами (или бубнами), они часто сопровождают празднества на Ср. и Ближ. Востоке и в Сев. Африке; на них играют женщины, реже мужчины, особенно в радостных случаях. Книга Исход Первая ссылка в этой книге - на тоф. Как только сыны Израиля перешли через море, Моисей и его воинство спели песнь (Исх 15. 1-18). Далее (Исх 15. 20): «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою бубен, и вышли за нею все женщины с бубнами и танцами» (из песни Мариам приведена только 1-я строка). Евр. слова со значениями «песнь» и «петь» те же, что в истории с Лаваном; танцы по-еврейски -   (ед. ч.  ), по-гречески - χροι, на латыни - chori. С библейских времен до XXI в. наиболее типичное использование тофа - игра на нем женщин, сопровождающая танцы и песни. Тоф и танец упоминаются вместе в Пс 150. 4 (    ), еще раз - в Книге Судей (11. 34), когда дочь Иеффая вышла встречать его с «бубнами и танцами». Еще раз они упоминаются вместе также в связи c женщинами, которые «из всех городов Израильских» вышли с пением, плясками и весельем, когда Давид одержал победу над филистимлянами (1 Цар 18. 6). «Весь дом Израилев» играл на них и пел и танцевал, когда Давид переносил ковчег из дома Аминадава в свою новую столицу Иерусалим (2 Цар 6. 5; 1 Пар 13. 8). Тоф назван в числе инструментов, звучавших во время речей пророков, к-рых Саул встретил после того, как был помазан Самуилом (1 Цар 10. 5). Однако, по словам Иова (21. 12), тоф мог использоваться и беззаконными людьми. Во мн. др. местах Свящ. Писания тоф ассоциируется с весельем и радостью.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Вот против этого-то фарисеи, как приверженцы законной буквы, всегда выставлявшие на вид заповеди Моисеевы и хвалившиеся знанием их, по всей вероятности, и помышляли опять в себе самих: что это за речь (слышим) от Него? Как же Бог и Отец будет благоволить нарушителю закона? И когда это Он засвидетельствовал или какое это решение сделал о Нём? Ведь из Моисеева закона мы знаем, что Бог сходил на гору Синай, зрим был для отцов вид Его, слышен, сказано, был голос Его ( Исх.19:9 дал.). Он говорил всему собранию (народа), повелевал соблюдать день субботний, ясно заповедав следующее: „помни день субботний, чтобы —394— святить его: шесть дней делай, и исполнишь вся дела твоя, в день же седьмый – субботы (покой) святыя Господу Богу твоему: не делай в оный ни какого дела“ ( Исх.20:8–10 ). Не от другого кого, сказано, мы услышали эти слова, но всё множество отцов самолично слышало божественный голос, и после них – у нас слово Божие. А Этот кто такой? Так как Он опять видел такие их помышления, то обличает горько заблуждающихся, говоря: „ни голоса Его никогда не слышали вы, ни вида Его не созерцали, и слова Его не имеете в вас пребывающим: потому что, Коего послал Он, сему вы не веруете“. Ведь то, что было тогда в прообразе и через что представлялось им сошествие Бога на гору Синай, опять совершенно не зная этого, они принимали не за образы духовных предметов, но думали, что действительно и телесными очами может быть видима божественная природа, и верили, что Она пользуется телесным голосом. Что истинно было слово Спасителя о них, именно: ни голоса не слышали никогда Бога и Отца, ни телесным зрением никто не созерцал вид Его, то есть подобное Ему во всём Слово, – это, по моему мнению, могут опять ясно доказать слова книги Исход, при духовном их объяснении и исследовании. Читается так: „и вывел Моисей народ в сретение Бога из стана, и стали у подошвы горы (Синай). Гора же Синай дымилась вся, потому что сошёл Бог на неё в огне, и восходил дым как дым печи: и ужасался весь народ сильно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010