Имея во внимании эту важность языческих свидетельств о Моисее, мы можем для своей цели вывести из них, по крайней мере, то, что – a) Моисей действительно существовал, б) дал Израильтянам Веру и законы, и в) заключил всё это в письмена, в книгу. В какую же именно книгу? Это с достоверностью разрешат – 2) Свидетельства писателей Иудейских и постоянное, единодушное предание всех Иудеев, почитавших подлинность Пятикнижия Моисеева одним из основных догматов своей веры. Во всех, по порядку, книгах В. 3. и в книгах новозаветных, писанных лицами из Иудеев, и во всех других сочинениях Иудейских предполагается за несомненное не только то, что Моисей написал книгу закона, но что эта книга есть именно Пятикнижие. В книге Иисуса Навина, в самом её начале, читаем, что Бог завещал ему: крепися и мужайся зело, хранити и творити, якоже тебе заповеди Моисей раб мой..., и да не отступит книга закона этого от уст твоих, и да поучавшися в ней день и нощь, да уразумевши творити вся писанная (1, 7–8). Здесь явно разумеется всё Пятикнижие; ибо в отдельности ни одна из пяти частей его не содержит в себе всего закона. В средине той же книги говорится, что созда Иисус олтарь Господу Богу Израилеву на горе Гевал, якоже заповеди Моисей раб Господень сыном Израилевым, и якоже написася в законе Моисеове ( Нав. 8, 30–35 ): об этом, действительно, и находим написание в книге Исход (20, 25) и в книге Второзакония (20, 25). А в конце книги Иисуса Навина повествуется, что он, созвавши к себе пред кончиной своей всех сынов Израилевых, привёл им на память чудесную историю их предков (23, 24): эта речь его есть как бы сокращение всего Пятикнижия. В книгах Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, или приводятся некоторые законы из Пятикнижия Моисеева, или упоминаются некоторые исторические сказания, заключающиеся в нём, или даже ясно говорится о Моисее и законе Моисея ( Суд. 3, 4 ; Руф. 4, 7 и 12, сн. Второз. 25, 7 и Быт. 38, 29 ; 4Цар. 14, 5. 6; 2 Парал. 24, 9). В книге Ездры говорится, что Иисус, Зоровавель и братия его, по возвращению из плена Вавилонского, создаша олтарь Богу Израилеву..., якоже писано есть в законе Моисеа человека Божия ( 1Ездр. 3, 2 ), а когда окончен был храм, поставиша священников в чинех своих, и левиты в частех своих..., якоже писано есть в книзе Моисеове (-6, 18). По снесении этих мест с тем, что написано в 3 и 6 главах Числ, нельзя сомневаться, какая здесь разумеется книга Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отбросив уважение к закону, как бесполезное для них, не обращая никакого внимания на содержащиеся в священном писании постановления и не удостоив памяти заповедь: „невинного и справедливого не убивай“ ( Исх.23:7 ), они страдают несправедливейшей яростью против Христа. Но по божественной силе их предприятия опять обращаются в совершенно противоположный им исход, ибо „не получит коварный добычи“, по написанному ( Прит.12:27 ). Итак, „ищут Его схватить“, как говорит Евангелист, представляя своё молчание при обличениях добровольным и самовнушённым и последовавшим за тем гневом отклоняя мысль, что они были (невольно) удержаны Им. Ведь это именно некоторые из Иерусалимлян принимали за доказательство того, что Иисус есть Бог по природе, говоря: „вот с дерзновением —185— говорить, и ничего Ему не говорят: неужели узнали начальники истинно, что Он есть Христос“ ( Ин.7:26 ). Но „Уловляющий мудрецов в лукавстве их“ ( 1Кор.3:19 ) являет бездейственною дерзость рассуждавших так, а тихо высказывавшиеся догадки и предположения народа подтверждает, ибо им препятствует божественная сила, налагающая узду на их беззакония и их замыслам дозволяющая простираться только до одних попыток. Также и причину того, что они оказались не в состоянии привести в исполнение предположенную цель, благополезно указал при этом премудрый Евангелист, ибо „ещё не пришёл, говорит, час Его“, часом здесь очевидно назвав время, и именно страдания и честного распятия. Вот и отсюда наконец разве не ясным становится для каждого, что Христос отнюдь не пострадал бы, если бы не имел желания пострадать? Ведь не по насилию Иудейскому, но добровольно Он возшёл на крест за нас и ради нас. Поэтому то и говорит, отклоняя укоризну в кажущемся бессилии Своём: „никто не отъемлет душу Мою от Меня, Я полагаю её Сам от Себя; власть имею положить её, и опять власть имею взять её“ ( Ин.10:18 ). Он, как мы уже прежде сказали, не против воли претерпел за нас крест, – Он Сам Себя, как святую жертву, принёс Богу и Отцу, купив кровью Своею спасение всех.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующая заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Имена Бога – это священные имена: Адонай, Саваоф, Яхве, Шадай, у Господа много имен в Ветхом Завете, но мы знаем великое имя, которым мы спасаемся. Сказано: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – имеется в виду, кроме имени Иисуса Христа ( Деян.4:12 ). И вот, как раз по вере в Иисуса Христа будет нанесен удар одним из десяти рогов. Как современные люди произносят имя Иисуса Христа? Всуе. Это всякие светские романы, типа «Мастер и Маргарита», это всякие кинофильмы, где Христа пытаются показать в неприглядном свете. Любая попытка опорочить одно из имен Божьих должна вызывать великое возмущение в нашей душе. Мы должны этому сопротивляться. Пропаганда имен других богов – это тоже попытка осквернить имена Божии. В Священном Писании, в Книге Исход, сказано: «Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» ( Исх.23,13 ). Старайтесь, особенно дома, в своем жилище, без нужды не называть имена других богов. Потому что это очень опасно. Не называйте даже имена этих человекообразных ложных богов: Ленин, Маркс, без лишней нужды не называйте эти имена в своих домах, потому что они тоже несут проклятье. Вы знаете, что блаженная Матрона Московская, на 1 мая, на 7 ноября просила форточки не открывать, чтобы бесы не влетали. Потому что все шли и орали эти бесовские имена, люди проводили эти ДЕМОНстрации, она чувствовала, что какая-то не та духовность идет, поэтому старалась даже жилище свое обезопасить. Если такой духовный человек, как Матронушка, нуждалась в защите от этого красного язычества, то мы в еще большей мере нуждаемся в защите. Следующая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В рамках проекта, о котором идет речь, им были переведены книги Бытия, Иисуса Навина, Судей и Псалмы, а также Исход — в соавторстве С. Тищенко, Числа — в соавторстве с С. Тищенко, Второзаконие — в соавторстве с С. Тищенко, 3-4-я книги Царств — в соавторстве с Я. Эйделькиндом. Дмитрий РЕБРОВ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 мая, 2022 3 февраля, 2022 1 февраля, 2024 2 декабря, 2023 11 ноября, 2023 23 мая, 2023 28 января, 2023 6 января, 2023 27 ноября, 2022 1 мая, 2022 3 февраля, 2022 1 февраля, 2024 2 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/novyj-vetxij-zavet/

С одной стороны, было бы скоропалительно, не ведая глубины подоплеки-мотивов подобных действий делать однозначные выводы – «во имя чего» производятся такие «метания»? С другой стороны - есть же надежнейшее евангельское: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия»… Будет ли метаться тот, кто твердо не только уверен в Курсе, но и ЗНАЕТ – как «по нему» идти? «Не»… «Наверное», все же небезосновательно было сказано, что Вера Православная будет восстановлена людьми из народа? Понятно, что не из тех «тараканами» разбежавшимися тогда и ныне «за кордон» - ну, какой это «русский мир» вне границ коль ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ставить «во главу угла» СПАСЕНИЕ ДУШИ? Если и СТАРТОВАТЬ – так от Иосифа Виссарионовича… Как сказал главный редактор РНЛ А. Д. Степанов: «…для начала нам самим нужно провести работу над ошибками»… А что это значит «известно» не только от Лазаря Моисеевича Кагановича… 12. Ответ на 8, Zakatov: Любопытно: в 2017 году А.Д. Степанов сообщил мне, что моя статья о проблемах терминологии, связанной с Русским Миром, «читателям РНЛ не интересна». Прошло 7 лет, и судя по этой статье уважаемого Анатолия Дмитриевича, интерес всё-таки созрел. Может быть, теперь пригодится и та статья… Закатов А.Н. «Русский Мир», «Pycckiй Mipъ» и Всероссийское цивилизационное пространство//Ценности и смыслы. 2017. 1 (47) С.8-23. http://proza.ru/2017/03/29/2287 – Обеднеет ли российская культура из-за эмиграции нескольких десятков «звезд» театра, эстрады, литературы? ­– Не обеднеет. Даже катастрофический исход научно-технической и творческой интеллигенции из России после революции, удалось сравнительно быстро компенсировать за счет всеобуча и расширения социальной базы. Это значительно оздоровило нашу интеллигенцию, издавна страдавшую «отчизноедством», новое кастовое высокомерие вернулось в эту среду лишь в годы «застоя» и бурно расцвело уже в постсоветские десятилетия. Кстати, большинство отъехавших из числа недавних баловней власти, они увенчаны всевозможными званиями и наградами, часто чрезмерными или преждевременными. Напомню, что первым полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» стал хохмач Геннадий Хазанов, скрывшийся после начала СВО в Прибалтике, а вот Михаил Задорнов так и умер, не имея ни одной государственной награды.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/06/v_...

Исход, гл. 7 10. Вниде же Моисей и Аарон пред фараона и пред рабы его, и сотвориша тако, якоже заповеда им Господь. И поверже Аарон жезл пред Фараоном и пред рабы его, и бысть змий . 11. Созва же фараон мудрецы египетския и волхвы; и сотвориша и волсви египетстии чарованиями своими такожде: 12. и повергоша кийждо жезл свой, и быша змиев: и пожре жезл Ааронов оных жезлы. 10. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем . 11. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: 12. каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Похожий эпизод встречается в житии прославленного святого чудотворца, по молитве которого золото превращалось в змею, и обратно змея – в золото. Святитель Спиридон Тримифунтский (12 декабря) «Святитель Спиридон Тримифунтский обращает золото в змею». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ» «Войдя в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул: – Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею все созидающий и претворяющий! Ты некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия – повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас, и самим делом научится тому, что сказано в Священном Писании: Вся елика восхоте Господь, сотвори па небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ). Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею , которая стала извиваться и ползать. Таким образом, – сначала змея, по молитве Святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею» с. 332–333]. Нередко Бог давал знамение через птиц. Святитель Григорий, епископ Акрагантийский (23 ноября) «Когда папа с епископами и всем клиром возносили молитвы в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Григорий находился с ними, явился над святой трапезой летающий голубь и опустился на голову святого Григория. Все благоговейно устрашились при этом неожиданном чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слав. перевод (      ) следует за Септуагинтой, равно как и синодальный перевод (Сущий). К этому же ряду «прообразовательных» сцен можно отнести и рассказ Исх 4. 24-26 о том, как в пустыне, по дороге в Египет, Господь ночью пришел к М. и хотел его убить. Тогда Сепфора взяла острый кремень, обрезала сыну крайнюю плоть и, коснувшись его ног, сказала: «Ты жених крови у меня». После этого Господь отступил от М. В этом рассказе многое остается неясным: напр., чьих ног коснулась Сепфора. Возможные варианты: сына, самого М. или Господа. Данный рассказ, с его архаическим колоритом, вызвал к жизни множество толкований. Отдельные его моменты (ночь, дорога, нападение Бога на Его же собственного избранника) перекликаются с др. архаичным библейским повествованием - о борьбе Иакова с Неизвестным у р. Иавок (Быт 32. 24-29). Возможно, что в этих стихах отражена альтернативная традиция о появлении обычая обрезания . То, что в существующем тексте Пятикнижия обряд обрезания появляется и предписывается уже в Быт 17, не может служить аргументом против такого понимания; та же двойственность традиций имеется, напр., в отношении употребления имени Господь (Яхве): с одной стороны, в кн. Бытие это имя постоянно встречается в словах Авраама, Исаака и Иакова, с др. стороны, в Исх 6. 2-3 Бог говорит, что это имя открыто лишь М., а Аврааму, Исааку и Иакову оно было неизвестно («Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им»). В структуре кн. Исход рассказ Исх 4. 24-26 прообразует кульминационный момент казней египетских - убийство всех первенцев (Исх 12. 21-29). В обоих рассказах речь идет об угрозе смерти, исходящей от Господа; отвратить ее может только кровавый знак. И в Исх 4. 25, и в Исх 12. 22 обрезание и помазание кровью, к-рое отвращает смерть, обозначается одним и тем же глаголом   (букв.- «касаться»; ср. его ритуальные коннотации в Исх 6. 7 и Иер 1. 9). Своего рода ключ к пониманию Исх 4. 24-26 дают также и непосредственно предшествующие стихи (Исх 4. 21-23): предсказывая Исх 12. 21-29, Господь сообщает М., что убьет первенца фараона. М. и Исход евреев из Египта

http://pravenc.ru/text/2563952.html

2017/04/06, 14:10:40 Дорогие Отцы и Братья горы Афон, прошу молитв о тяжелоболящей рабе Божьей Марины . Рак не отступает уже год. Прошу слезно умоляю помолитесь за меня. Мне очень нужна ваша помощь . Я хочу жить ради своей семьи и детей. Помогать нуждающимся людям. Прошу умоляю помогите Марина 2017/04/06, 12:25:14 Здравствуйте, пишу впервые , поэтому простите,если что ни так. Мою семью (я и мой сын Павел), преследуют неудачи, в работе и личной жизни. Я развелась с мужем двенадцать лет назад, но так и не смогла устроить свою семейную жизнь, хотя пыталась и ни раз,(очень хочется заботится,переживать и радоваться в семье,а одиночество - страшно ) с работой так же - нахожу ,работаю , но через какой- то период времени все рушится, и все начинается заново - искать. У сына аналогичная ситуация,с женой развелся( но Бог детей не дал) и с работой нет постоянства. Понимаю, что дело в моих грехах,в которых я каюсь часто. Прошу Вас помолитесь за нас грешных.С огромным уважение и благодарностью. 2017/04/06, 11:38:19 Прошу молитв о непраздной Руфины, риск выкидыша Руфина 2017/04/06, 08:54:42 Прошу помолиться об упокоении рабов Божьих Анны, Екатерины, Нины Виктория 2017/04/06, 08:24:45 Благословите! о здравии души и тела р.Б. Елены, млад.Даниила, Дарии, Михаила, Владимира, Наталии, отр.Ярослава,Марии. Укрепи нас, Господи, в Вере!!! НАСТАВЬ НА ПУТЬ ПРАВЕДНЫЙ! Просим помощи, Твоей! Спаси Вас, Бог! Святогорцы!!! Родные! р.Б.Елена 2017/04/06, 00:19:34 Благословите отцы и братия, прошу молитв о прощении грехов рабов Божиих Нины, душевнобол Андрея, Татианы, Себастиана. Помолитесь пожалуйста о благополучном замужестве р.Б. Татианы. Спаси Господи Татиана 2017/04/06, 00:16:33 Благословите отцы и братия, прошу молитв о здравии бол. Нины, душевнобол Андрея. Помолитесь пожалуйста о благополучном замужестве р.Б. Татианы. Спаси Господи Татиана 2017/04/05, 23:55:33 Дорогие Отцы и Братья Священной Афонской земли!!! Прошу Вас помолиться за благоприятный исход сложнейшей и жизненно необходимой операции, которую предполагают провести в Центре детской хирургии 7, 10 или 11 апреля моему трехмесячному внуку Артемию. Мальчик очень хороший, даже в этом возрасте чувствуется, что это добрый, светлый, солнечный человек, который источает любовь. Помогите ему Вашими молитвами, поддержите духовно в эти трудные дни и его маму р.б.Елену. Пусть послеоперационный период также будет быстрым и все у мальчика в организме максимально восстановится.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=114

1-е в год Иареда 2-е в год Ноя 3-е в год Рагава 4-е в год Аофа 5-е в год Кира Персидского 6-е в год царствования Анастасия Об 11 периодах 532 лет, когда и при ком окончился каждый из них. 1-й в год Еноса 97-й 2-й в год Иареда 130-й 3-й в год Ламеха 142-й 4-й в год Ноя 486-й 5-й в год Евера 23-й 6-й в год Нахора 29-й 7-й в год Арама 58-й 8-й в год Филистиеев 6-й 9-й в год Езекии 70-й 10-й в год Филометора 16-й Разъяснение подлежащих глав, когда и при ком окончилась каждая. В 81-й год Моисея произошел исход из Египта и первая Пасха сынов Израиля во время их первого месяца, а именно нисана. От Адама был год 3822. 133 В 12-й 134 год Иисуса Навина [народ] вступил в землю обетованную, а первосвященник – во Святая святых, в 10-й день 7-го месяца, то есть терси. От Адама был год 3863. В 25-й год того же Иисуса евреи начали считать Юбилеи (εβουλαοι), то есть пятидесятилетия. 135 От Адама был год 3886. В 4-й год царствования Соломона началось строительство храма в Иерусалиме. От Адама был год 4474. 136 В 3-й год царствования Иоакима начался отсчет первого года выселения сынов Израиля в Вавилон. От Адама был год 4900. В 11-й 137 год Кира Персиянина окончился последний, то есть 70-й год пленения. От Адама был год 4970. В 3-й год царствования Дария мидянина храм в Иерусалиме построен вновь Иисусом сыном Иоседека и Зоровавелем сыном Салафиила. От Адама был год 5011. Во 2-й год царствования Августа Кесаря начался отсчет индиктов, и месяцы римлян изобретены были у них не ранее этого времени. От Адама был год 5460 138 . В его 43-й год рождается для нас вышний нас единородный Сын Отца, Иисус Христос и становится по природе ради нас совершенным человеком, будучи по природе ради Самого Себя совершенным Богом. От Адама был год 5501. В 15-й год царствования Тиверия Он принимает Крещение во Иордане и сподобляет верующих усыновлением во Святом Духе. От Адама был год 5530. В 19-й год его царствования Он идет на спасительную страсть, даруя тем самым бесстрастие нашей природе. От Адама был год 5534.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Исторические книги По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфири. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1 , четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского , Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфи и Царств 2 . Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов , – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая – Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский , – божественных писаний Ветхого Завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Эти двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса, сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010