Таинство будущего века Стать причастным немеркнущему и невещественному Свету – одна из главных целей всей жизни, устремлённой ко Христу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» 19 августа, 2014 Стать причастным немеркнущему и невещественному Свету – одна из главных целей всей жизни, устремлённой ко Христу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» Те короткие моменты воистину неземного счастья даются любому христианину как раз в память о том, что и от Фавора до Голгофы недалеко, и от Голгофы до окончательного Воскресения и Преображения – ещё ближе! Прежде чем, взойдя на гору, Иисус явил ученикам славу, которую имел всегда, все евангелисты приводят одни и те же Его слова об отвержении себя и о несении креста. Священник Филипп Парфенов « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою ?» (Мф. 16, 24–26). Иисус прежде всего напоминает и о Своем будущем кресте. От Фавора до Голгофы остаётся не так уж долго – примерно полгода или чуть больше. Поскольку все евангелисты упоминают о трех кущах (Мф. 17, 4; Мк. 9, 5; Лк. 9, 33), отсюда следует, что был великий еврейский праздник Суккот (Кущей), приходившийся на седьмой месяц Тишри (по современному календарю конец сентября – начало октября) – см. Исход 23, 16 или Левит 23, 34–36. Праздник отмечался в конце сельскохозяйственного года, так что благословение новых плодов земли, сохраненное до сих пор, – давняя и древняя библейская традиция. В это время еще можно было ночевать под открытым небом, и израильтяне селились в кущах, вспоминая странствование своих далёких предков по пустыне. Ко времени земной жизни Иисуса праздничные церемонии обогатились и усложнились. В одной из современных библейских энциклопедий, например, можно прочитать про ритуал возлияния воды, связанный с Ис. 12, 3, где сказано: «в радости будете почерпать воду из источников спасения», и в эти же самые праздничные дни возобновлялись просьбы о ниспослании дождя после длительной летней палестинской засухи.

http://pravmir.ru/tainstvo-budushhego-ve...

Церковная жизнь христианина . Вопрос: С чего должен христианин начинать свою церковную жизнь? Ответ: С выполнения четвёртой заповеди Божьей, которая гласит: " Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота (шаббат - покой еврейск.) Господу, Богу твоему; ... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его " . (Исход. 20.8-12) Нельзя путать Субботу - День Покоя с днём, который в современном календаре называется субботой, так как календарная суббота является шестым от понедельника днём недели. Благословленный же Богом седьмой день недели - Воскресенье, названный так потому, что в этот святой день совершилось величайшее событие - Воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. Воскресный день и является для христиан Субботой, днём Покоя, который освящен Богом и в который христианин не должен делать никаких мирских дел. Это относится и к зарабатыванию денег (некоторые берут работу на дом на выходные или " подрабатывают на стороне " ), и к домашней работе (стирка, уборка, приготовление пищи и т.д.). Только люди, работающие на производстве с " непрерывным циклом " по " скользящему графику " , например сталевары, военные, врачи " скорой помощи " и др., не несут на себе греха нарушения заповеди о Субботе. Также не является грехом в этот день необходимая помощь ближним, уход за больными или престарелыми, посещение заключенных в тюрьмах. Все же остальные должны так рассчитывать свои дела, чтобы управляться с ними за шесть дней. Однако нельзя понимать " покой Господу Богу твоему " как ничегонеделание, праздность или возможность предаваться развлечениям. Воскресный день христианин должен посвящать общению с Богом через посещение храма, молитву, чтение духовной литературы, творение дел милосердия. Особенно важно в этот день посещение храма, участие в общей церковной молитве, присутствие при совершении главного церковного Таинства - Божественной Литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2163...

Первые две главы этого раздела описывают пункт за пунктом различные жертвы, которые Израиль должен приносить Господу. Всего ярко освещено восемь различных случаев. Я перечислю их в левом столбике таблицы 13 с параллелями из другого культового календаря в Пятикнижии ( Исх. 23:10–19; 34:18–24 ; Лев. 23:1–44 ; Втор.16:1–17 ). См. таблицу 13. Жертвоприношения Израиля Господу были в форме животных, чистой муки, елея и вина. Книга Чисел (28–29) знакомит нас с точным количеством, или долей того, что должно приноситься в конкретном случае. Жертвы животных перечислены в таблице 14. Количество животных, приносимых в качестве жертвы всесожжения, численно превосходит животных, которые приносились в жертву за грех, примерно в отношении 40:1. В нашем исследовании Книги Левит мы видели, что жертва всесожжения, в отличие от жертвы за грех, в первую очередь не является искупительной по своему назначению. Скорее, она является выражением хвалы и благодарности. Это, таким образом, отмечает выдающуюся особенность еврейского поклонения. Интересно отметить также, что только для праздника кущей было характерно определенное, причем уменьшающееся, количество животных, точно оговоренное на каждый день. Один этот праздник покрывает примерно 60 процентов всей суммы тельцов, 40 процентов всей суммы овнов и 36 процентов всей суммы козлов. И вновь, как мы уже заметили в непосредственно предшествовавших главах, Книга Чисел определяет для Израиля линию поведения, которой он должен последовать после того, как поселится в Палестине. Земля будет поделена (гл. 26), Иисус Навин будет вождем (гл. 27), и жизнь Израиля будет проникнута поклонением (гл. 28–29). Таблица 13. Культовые календари Числа (28–29) Исход (23:10–19) Исход (34:18–26) 1. (28:3–8) 2. (28:9:10) 3. (28:11–15) 4. (28:16–25) 5. (28:26–31) 6. (29:1–6) 7. (29:7–11) 8. (29:12–38) Ежедневное приношение Субботнее всесожжение Всесожжение в новомесячия Жертвоприношение на Пасху и праздник опресноков Жертва на Пятидесятницу (праздник седмиц/первых плодов) Жертвоприношение на новый год Жертвоприношение в день Искупления Жертвоприношение на праздник кущей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

5 . Закон о бодливом воле, который затаптывает насмерть человека, с виной, лежащей также на беспечном владельце (21:28–32). 6 . Закон о раскрытой яме, в которую падает, не подозревая о ней, животное (21:33:34). 7 . Закон о животном, которое смертельно ранит другое животное, и вина лежит на владельце животного, убившего другое животное, если этот владелец не соблюдал необходимых мер предосторожности (21:35:36). 8 . Запреты о краже, требующие возмещения (22:1–4). 9 . Закон, касающийся уничтожения посевов другого человека, которое было вызвано незаконным выпасом скота или поджогом (22:5:6). 10 . Закон в отношении одалживающих и тех, кому вверяется имущество другого человека (22:7–15). 11 . Закон, касающийся обольщения девицы, ведущего к добрачной половой связи (22:16:17). 12 . Собрание законов относительно религиозных и социальных вопросов, таких как магия, скотоложство, идолопоклонство, дурное обращение с пришельцем и ростовщичество (22:18–31). 13 . Справедливость на суде, как во время дачи свидетельских показаний, так и на судейской скамье (23:1–9). 14 . Законы о субботе (23:10–13). 15 . Требование соблюдать празднества по календарю трижды в год (23:14–19). 16 . Эпилог (23:20–33). В то время как совершенно бесполезно искать какое-то значение в последовательности законов, не будет банальным заметить, что первый и последний законы параллельны по содержанию. Свод законов начинается и заканчивается призывом к поклонению, который приводит поклоняющегося прямо в присутствие Божье: должное поклонение – закон о жертвеннике; поклонение в определенное время – три ежегодных праздника. И хотя нет определенного порядка в последовательности законов, заметна определенная норма литературных форм, в которых эти законы изложены. Обратите внимание, что формулировка первого закона (закона о жертвеннике – 20:22–26) очень похожа на одну из десяти заповедей: «Не делайте предо Мною богов серебряных ... И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему». Я уже раньше говорил об этом типе закона как об аподиктическом законе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Божественный ответ означает возобновление расторгнутого завета, что находит подтверждение в повелении изготовить новые скрижали: Бог напишет на них «слова, какие были на прежних скрижалях» (Исх 34. 1). При возобновлении завета основными условиями являются запрет делать изображения божества (Исх 34. 11-17; ср.: 20. 22-23) и неуклонное исполнение календарных и обрядовых предписаний (34. 18, 22-24; ср.: 23. 14-19), т. е. тех заповедей, к-рые народ нарушил в рассказе о тельце. В гл. 34 также повторяются Божие обещание изгнать жителей Ханаана и призыв к израильтянам не заключать с ними договоров (34. 11-16; ср.: 23. 20-33). Согласно Исх 34. 1, на новых скрижалях начертаны те же слова, что и на прежних (24. 12; 31. 18), но в Исх 34. 28 эти заповеди названы «десятословием» (это выражение более характерно для кн. Второзаконие (Втор 4. 12; 10. 4), в кн. Исход встречается только в этом месте). Когда Моисей спускался с горы, держа новые скрижали, его лицо «стало сиять лучами оттого, что [Бог] говорил с ним» (34. 29), так что, обращаясь к народу, он вынужден был закрывать лицо покрывалом. 4. Сооружение скинии (Исх 35-40). Перед началом работ Моисей вновь предупреждает израильтян о необходимости соблюдения святости субботнего дня (35. 1-3), а затем напоминает о сборе приношений и ценных материалов, необходимых для строительства скинии, и призывает приступить к работе «мудрых сердцем», из среды которых затем специально назначает наиболее способных мастеров (35. 10, 30-35). Рассказ о сооружении скинии в Исх 36-39 повторяет предписания о ее устройстве в Исх 25-27 с незначительными изменениями и другим расположением материала; добавляется рассказ о затратах на работы (38. 21-31). Вначале речь идет об изготовлении покровов (36. 8-19), каркаса (36. 20-30) и завесы с покрывалом (36. 35-38); затем следует описание ковчега завета (37. 1-9), стола для хлебов предложения (37. 10-16), светильника (37. 17-24), жертвенника для благовоний (37. 25-28), благовонных воскурений (37. 29), жертвенника всесожжения (38. 1-7), чана для омовений (38. 8) и одежд священнослужителей (39. 1-31).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

С пояснительной целью был приложен также к одной из глав Shahharith или Arabith Богослужебный церковный календарь. Сообразно с Пятикнижием, он был означен пятью знаками, соответствовавшими каждой, в частности, книге Моисея: он известен под именем Mineah. Самые буквы расположены так: для Mineah кн. Бытия , для Mineah кн. Исход , и т. д. Первая буква повторяется в начале во всех XII секциях Закона; вторая – во всех XI-mu кн. Исход: третья – в Х-ти кн. Левит и проч. Mineah может быть понимаемо также в смысле Minhhah, т. е. ежемесячное служение, как можем судить о том по заглавию одной из церковно-богослужебных книг – Ли-бай; переменяя одну гортанную букву на другую, с правильной расстановкой, получаем настоящий титул . Книга эта ничто иное как Минея, содержащая порядок Богослужения на каждый месяц года, всегда однообразный более или менее, а в Китае видоизменяется применительно к известной книге и секции Закона, прочитываемой по порядку. Сверх общего наименования Minhhah, существовали другие термины – Moed Neumah и Muphtar Minhhah. На вопрос о. Домэнжа, предложенный евреям китайским, о разнице этих двух частных понятий был получен ответ, что Minhhah – (Минея-Месячная), называется книга подразделения служб, в ней содержащихся и разделенных на XII частей, из которых одна обязательно прочитывается в первый день каждого краткого месяца (в 29 дней) и во второй, (тоже из XII частей), в день каждого длинного месяца (из 30 дней); тогда как название Muphtar дается книге, определенной для чтения в 15 день каждого краткого месяца и в 16 день каждого длинного месяца. По мнению и объяснению De-Sacy «Moed» в евр. языке употребляется для означения «праздника», а «Neumah» есть персидское слово, означающее «новомесячие», что, – при праздновании новомесячия в Китае существовала своеобразная форма, тогда как в Европе празднество это всегда одновременно и однообразно. Muphtar Minhhah читается в дни полнолуния; последним словом заканчивается время пополудни, а предыдущим обозначается отпуст (dismissal). 4 Несмотря на разнообразие сменяющихся месяцев, самые книги – Минеи согласны в распределении времени, хотя для полнолуния европейские иудеи не определили особой молитвы или благодарения, но только сохранили обычай «благословения светильничного» (to bless the brightness), как она выражаются. В явлениях солнечных перемен годового цикла они усматривали оком веры беспрерывное Провидение Божие, пекущееся о спасении мира. Хотя длинные и краткие месяцы китайского еврейского календаря и согласуются в западных странах не всегда однообразно, тем не менее по последнему новомесячие соблюдается не только в первый день, но и в день, коим заканчивается месяц предыдущий; в этом смысле существует сходство с календарем синагоги г. Кхай-фын-фу, согласующимся в разнообразии дня с характером месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Но так стояло дело до 1896 г., когда (Флиндерсом Нетри) открыта была стела с надписью, в которой упоминается о победе Меренпты, сына и наследника Рамсеса II, над Ливийцами в 5-м году его царствования (каковое, по Малеру, началось в 1280 году). В последней части надписи, где перечисляются другие победы, подчиненные местности указываются в таком порядке; Хеттейская земля, Ханаан (? страна или город), Аскалон, Гезер, «Ianoch» (?), Ysiri’r=Израиль, Южная Палестина, «все страны». Пока нет свидетельств, подтверждающих азиатские войны Меренпты; но возможно, что, по обычаю своего времени, он приписывает себе победы своих предшественников. Имя «Израиль» обозначает, без всякого сомнения, народ, а не местность, как другие имена. Далее: слова, касающиеся состояния стран, указывает на их опустошение и уничтожение жатвы. Очевидный и единственно верный вывод из этих фактов тот, что Израильтяне, или часть этого народа, были уже тогда в некоторых местностях Сирии и воевали с Египтом. Если мы предположим, что к царствованию Меренпты исход Евреев был уже совершившимся фактом (- ибо имя Ysrw упоминается в предыдущих царствованиях в местности племени Ашер -), в таком случае позволительно отожествлять Евреев с Кабирами, о нашествии которых на Палестину, лет за 150 раньше, так много говорят амарнские письма и которых подозревали в S’sw, усмиренных при Сети I 5 . III. От исхода до основания храма. Основание Соломонова храма, по 3Цар. 6:1 , было в 480 году после исхода из Египта (по LXX-mu в 440 году). Число 480 (как и числа в Пятокнижии) кажется предположительным и явилось в силу того мнения, что от исхода до основания храма было 12 поколений по 40 лет каждое. Но период этот – слишком долгий. Промежуток от исхода до основания храма, вероятно, ближе к 300, чем к 500 годам. Как мы видели выше, исход нельзя полагать раньше, как после царствования Рамсеса II, а основание храма было не позднее, чем в средине X века до Р. Хр. Вполне возможно, что достоверные хронологические данные для обозначения точной продолжительности этого периода не сохранились. Смуты и беспорядочность во время периода судей, когда не было центрального правительства, говорят против предположения о том, что употреблялся определенный календаре и была официальная запись событий. Хронологические даты книги Судей кажутся также несколько искусственными. Они следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Затем, к числу наиболее устойчивых элементов в лексиконе каждого языка бесспорно принадлежат различные термины народного календаря; смена их на другие обусловливается почти исключительно коренными переворотами в религиозной и культурной жизни народа, усвоением чужой религии, подчинением в культурном отношении влиянию народа, более развитого и образованного. В противном случае, календарные термины остаются неизменными в течение целых столетий. И в этом пункте Пятокнижие носит признак глубокой древности. 1-й месяц, в котором совершалось празднование Пасхи, в Пятокнижии называется Авив (в книге Исход и во Второзаконии) 1611 . Это название производится филологами или от еврейского же слова , которое значит колос (месяц жатвы, собирания колосьев), или от египетского названия месяца. Оно совершенно исчезло из употребления в позднейшей еврейской литературе и заменено названием Нисан, которое встречается в книге Неемии и Есфирь 1612 , т. е. как раз в тот период истории еврейского языка, к которому хотят приурочить происхождение Пятокнижия. Даже нарицательное – колос, жатва и то не сохранилось нигде, кроме Пятокнижия. —55— Весьма важной и заслуживающей особенного внимания представляется также, по нашему мнению, перемена в понимании одного из атрибутов Божества, именно наименование Эль Шаддай, которую можно усмотреть, сравнивая его значение в Пятокнижии и других ветхозаветных книгах, – даже таких древних, как например, книга пророка Исаии. Эта перемена устанавливает между Пятокнижием и книгой Исаии длинный промежуточный период, состоящий из целого ряда веков. Какую перемену я имею в виду, уяснится из нижеследующих соображений. В 6-й главе кн. Исход, в стихах 2-м и 3-м читаем: и говорил Бог Моисею, и сказал ему: Я Господь () Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем „Бог всемогущий“ ( ): а с именем Моим „Господь“ () не открылся им. Правильное понимание этого места, весьма важного по своему значению и по вытекающим из него выводам, зависит от определения точного значения употреблённых здесь наименований Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Книга Бытия — завершенное целое: она рассказывает историю праотцев. Три следующие книги образуют еще одно целое: они описывают (в рамках жизни Моисея) становление избранного народа и введение его гражданского и религиозного законодательства. В книге Исход развиваются две главные темы: выведение из Египта (1:1—15:21) и заключение Завета на Синае (19:1—40:38); они связаны побочной темой, — странствием в пустыне (15:22—18:27). Моисей, которому на Синае даруется в откровении имя Бога — Ягве, приводит израильтян, освобожденных из рабства египетского, в послушание Богу. В величественном Богоявлении Бог заключает с народом Завет и дает ему Свои Законы. Едва заключается Завет, как его тотчас же нарушают поклонением золотому тельцу, но Бог дарует прощение и обновляет Завет. В пустыне культ упорядочивается рядом предписаний. Нить повествования прерывается книгой Левит, которая вся почти без исключения посвящена законам. Она содержит ритуал жертвоприношения (глл. 1—7), ритуал поставления священников (на примере Аарона и его сыновей, глл. 8—10), предписания относительно чистоты и нечистоты (глл. 11—15), завершающиеся ритуалом дня великого примирения (гл. 16), а также “закон святости” (глл. 17—26) с календарем праздников (гл. 23) и сведениями о награде и благословении, а также о каре и изгнании (гл. 26). Глава 27 в форме приложения закрепляет условия выкупа у Ягве посвященных людей, животных и даров. Книга Чисел вновь возвращается к теме странствования в пустыне. Исход с Синая был подготовлен отбором среди народа (глл. 1—4) и царскими дарами при освящении скинии (гл. 7). Святую гору покидают после празднования второй Пасхи (глл. 9—10) и после ряда переходов достигают Кадеша; попытка вторгнуться в Ханаан с юга терпит провал (глл. 11—14). После пребывания в Кадеше народ снова трогается в путь и приходит на равнину Моава поблизости от Иерихона (глл. 20—25). Мидианиты побеждены, и колена Гада и Рувима оседают в восточных землях за Иорданом (глл. 31—32). Этапы исхода подытоживаются (гл. 33). В это повествование вливаются предписания, дополняющие синайское законодательство или приуготовляющие овладение землей Ханаанской (глл. 5—6; 8; 15—19; 26—30; 34—36).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Свидетельства древнецерковных авторов подтверждают подлинную принадлежность этого сочинения св. Мелитону. Датируется оно приблизительно 160–170 годами. По своему литературному характеру данное произведение принадлежит, как констатируют большинство исследователей, к жанру гомилий, сближаясь по стилю и литературным приемам с жанром «ораторских выступлений» («декламаций» – μελται) и «похвальных слов», весьма распространенных в античной риторике, особенно в так называемой «новой, или второй, софистике» 345 . В то же время следует отметить, что сочинение св. Мелитона является гомилией особого рода, ибо вписывается в конкретно-исторический контекст малоазийской практики празднования Пасхи. Согласно сторонникам данной практики, опирающимся на четвертое Евангелие и на Предание, восходящее к любимому ученику Господа, Пасха рассматривалась как день смерти Спасителя и приходилась всегда на 14 нисана, вне зависимости от того, на какой день недели падало данное число по лунному календарю 346 . Поэтому в этот день малоазийские христиане соблюдали строгий пост; в течение ночного бдения с 14 на 15 нисана читалась и комментировалась 12-я глава Книги Исход. Затем пост прерывался «вечерей любви» (агапой), за которой следовала Евхаристия. Между чтением Исхода и агапой обычно происходило крещение оглашенных. Намеки на данный малоазийский обычай постоянно встречаются в произведении св. Мелитона, которое во многом является типологическим толкованием Книги Исход. 2. Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» Все богословское содержание гомилии сосредотачивается вокруг двух основных тем: проблемы соотношения Ветхого и Нового Заветов и проблемы Домостроительства спасения. Связующим центром обеих тем является «таинство Пасхи». Чтобы оттенить все величие и всю непостижимость данного таинства, св. Мелитон искусно и изящно использует метод антитезы: оно – «ветхое и новое» ( καινν κα παλα ον), «вечное и временное» ( ιιον κα πρσκαιρον), «тленное и нетленное» ( φθαρτν κα φδαρτον), «смертное и бессмертное» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010