Описание бывш. Новгородско-Северской епархии//Черниговские ГВ. 1858. Ч. неофиц. 42. С. 321-323; 43. С. 329-330; 44. С. 337-339; 45. С. 346-350. 46. С. 47. С. 367-371; Омская епархия: Скальский К. Ф., свящ. Омская епархия: Опыт геогр. и ист.-стат. описания городов, сел, станиц и поселков. Омск, 1900; Оренбургская епархия: Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900-1903. 2 вып.; Орловская епархия: Пясецкий Г. М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орёл, 1899; Описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1901; Ист. описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1905. Т. 1: Болховской - Кромской уезды; Пензенская епархия: Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Подольская епархия: Глищинский П. А. Ист.-стат. описание Подольской епархии//Подольские ЕВ. 1862. Приб. 5. С. 121-125; 7. С. 177-188; 8. С. 219-228; 11. С. 316-324; 13. С. 401-407; 14. С. 435-438; 20. С. 646-650; 22. С. 733-737; Подольская епархия: Сб. стат. и справ. сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893; Сецинский Е. И., свящ. Ист. сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Каменецкий у. Каменец-Подольский, 1895; Приходы и церкви Подольской епархии/Ред.: свящ. Е. И. Сецинский. Каменец-Подольск, 1901; Полтавская епархия: Грановский А. А. Полтавская епархия в ее прошлом (до открытия епархии в 1803 г.) и настоящем: (Ист.-стат. опыт). Полтава, 1901. Вып. 1; Псковская епархия: Смиречанский В. Д., свящ. Ист.-стат. сб. сведений о Псковской епархии. Псков, 1875-1895. 2 вып.; Рижская епархия: Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1893-1902. 3 вып.; Рязанская епархия: Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Зарайск; Рязань, 1884-1891. 4 т.; Санкт-Петербургская епархия: Дополнительная программа для сост. ист.-стат. описания С.-Петербургской епархии.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Иер.7:11 .  Не соделал­ся ли вертепом раз­бойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Го­с­по­дь. Иудеи самый храм превратили в вертеп или пещеру, куда временно укрываются от преследования властей разбойники. Иер.7:12 .  Пойдите же на место Мое в Силом, где Я пре­жде назначил пре­бы­вать име­ни Моему, и по­смотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. «Силом», город колена Ефремова, до смерти первосвященника Илия был таким же теократическим центром, каким теперь служит Иерусалим. Однако за грехи дома Илия и всего народа Израильского он лишен был своего великого преимущества и теперь, во время Иеремии, он представлял собою одни развалины. Иер.7:13 .  И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Го­с­по­дь, и Я говорил вам с ран­него утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, – Иер.7:14 .  то Я так же по­ступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как по­ступил с Силомом. Иер.7:15 .  И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово. Точно также поступит Господь и с нынешним центральным пунктом теократии – Иерусалимом и его храмом. – «Семя Ефремова» – 10 колен Израилевых, названные здесь по имени сильнейшего колена. Иер.7:16 .  Ты же не про­си за этот народ и не воз­носи за них молитвы и про­ше­ния, и не ходатай­с­т­ву­й пре­до­ Мною, ибо Я не услы­шу тебя. Иер.7:17 .  Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Иер.7:18 .  Дети собирают дрова, а отцы раз­водят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать воз­лияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Иер.7:19 .  Но Меня ли огорчают они? говорит Го­с­по­дь; не себя ли самих к стыду своему? Иер.7:20 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, изливает­ся гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева по­левые и на плоды земли, и воз­горит­ся и не по­гаснет. Чтобы показать неизбежность наказания, возвещаемого иудеям, Господь запрещает пророку и молиться за этот народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 . Наполню теб людми, коже множеством людей. Поднимут крик против тебя ср. Иер. 4:16  с толков. Клтс Гдь силъ мышцею своею – эти слова значат тоже, что и слова стиха Иер. 51:12 : к умысли Гдь, и сотворитъ… Угроза Господня исполнится: Бог скажет и не сделает-ли?... (ср. Чис. 23:19 ). Возгластъ над тобою последнее слово – перевод евр. , прочитанного вм. масор. (ср. толков. Иер. 48:33 ) – бранный крик. Иер. 51:15–19 15. Гдь сотворивый землю в сил своей, и устроивый вселенню в мдрости своей, и своимъ распростр нбса. 15. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса. 16. Егда онъ дастъ гласъ, умножатс воды на нбс, воздвизай облаки конецъ земл, в дождь сотвор, изводй свтъ сокровищъ своихъ. 16. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли; творит молнии среди дождя, и изводит ветер из хранилищ Своих. 17. б вскъ члвкъ разма, посрамис вскъ своихъ, к лжна ег, и нсть дха в нихъ: 17. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. 18. Сетна сть дла, и смх достйна, в часъ своег погибнтъ: 18. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они изчезнут. 19. Не такова часть к сотворивый всческа, той есть, (а жезлъ ег, Гдь Вседержитель им ег. 19. Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его – Господь Саваоф. Ст. 15–19 буквально сходны, по евр. тексту, с Иер. 10:12–16 (см. толков.). В настоящем месте, стихи Иер. 51:15–16 имеют связь с тою мыслию, выраженною в предыдущих стихах, что Господь отмстит за храм Свой, – что Он сделает то, что замыслил относительно Вавилона, – что Он клянется в этом мышцею, т. е. силою Своею. Пророк указывает теперь следы этой силы Божией в творении и сохранении мира вещественного. Стихи Иер. 51:17–18 говорят, напротив, о бездушности языческих богов и о безумии надежд, на них возлагаемых, т. е. направлены к тому, чтобы лишить халдеев последнего утешения, которое они могли почерпать в вере в своих богов (ср. Иер. 50:2 ). Эти боги не отвратят от Вавилона карающей мышцы Бога истинного. Наконец, стих Иер. 51:19  называет Творца вселенной Богом израилевым в утешение томящимся в плену израильтянам, напоминая им, что Бог не может навсегда прекратить те отношения Свои к Израилю, в силу которых Он – Господь – называется «долею Иакова», как бы усвояется Израилю, потому что дарует ему особенное право на Свою милость, а Израиль называется «жезлом достояния Его», т. е. Его наследственным уделом (ср. толков. Иер. 50:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

III. Книга св. пророка Варуха 1. Сведения о пророке Варухе Пр. Варух, по свидетельству его книги, был сын Нирия, сына Маассеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина, (1:1). Перечисление предков до пятого поколения дает основание заключать о знатности рода Варухова (Иосиф Флавий). Если Варух был братом Сарея, который так же, как и Варух, был сыном Нирия, сына Маассеева, то мнение Иосифа Флавия о знатности его рода находит для себя подтверждение и в том еще, что брат его Сарея занимал высокую должность при царе Седекии – начальника даров ( Иер. 51:59 ), или заведующего сбором податей. Варух был учеником, другом ( Иер. 32:12–16 ) и помощником пр. Иеремии, записывал по поручению и со слов пр. Иеремии пророчества последнего ( Иер. 36:2, 4, 8, 28–32; 45:1 ) и разделял с ним скорби житейские ( Иер. 36:26, 43:3 ), на которые иногда, подобно самому пр. Иеремии ( Иер. 20:14–18 ), горько жаловался ( Иер. 45:3 ). После взятия и разрушения Иерусалима Навуходоносором, пр. Иеремия, получив сам свободу от плена ( Иер. 39:11–18; 40:1–6 ) и находясь в Массифе, испросил (по свидетельству Иосифа Флавия) также свободу и ученику своему Варуху, который и оставался некоторое время вместе с ним в Иудее и вместе же с ним насильно увлечен был иудеями в Египет ( Иер. 43:6–7 ). Здесь, в Египте, Варух оставался до смерти пр. Иеремии и потом на пятом году по разрушении Иерусалима переселился в Вавилон в то время, как войско Навуходоносора, во исполнение пророчества Иеремии ( Иер. 46:2–24 ) опустошило Египет. По преданию, он там, в Вавилоне, 162 и умер, в 12-м году по разрушении Иерусалима. Память св. пр. Варуха совершается нашею церковью 28 сентября. 2. Происхождение книги пророка Варуха; время, место и цель написания её; отношение её к книге пр. Иеремии Когда иудеи, переселенные в Вавилон Навуходоносором, узнали о взятии и разрушении Иерусалима и сожжении храма, то решили послать в Иудею к своим соотечественникам, которые оставлены были там для возделывания земли (ср. Иер. 39:10; 40:6 ), вместе с собранными деньгами и некоторыми священными сосудами, послание или письмо. Это-то письмо к оставшимся на родине иудеям, написанное от лица пленников вавилонских и по поручению их пророком Варухом и прочитанное прежде отправления его по назначению в присутствии пленного царя Иехонии и всех живущих с ним в плену иудеев, – и составляет «книгу пророка Варуха».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Иер.6:22 .  Так говорит Го­с­по­дь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимает­ся от краев земли; Иер.6:23 .  держат в руках лук и копье; они жестоки и немило­серды, голос их шумит, как море, и несут­ся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сраз­иться с тобою, дочь Сиона. Пророк имеет здесь, очевидно, в виду вавилонян (ср. Иер 1.15 ; Иер 4.15 ) «Дочь Сиона» – главным образом население Иерусалима. Иер.6:24 .  Мы услы­шали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Иер.6:25 .  Не выходите в по­ле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей, ужас со всех сторон. Это говорит народ, живущий на Сионе. Иер.6:26 .  Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и по­сыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти един­ствен­ного сына, горько плачь; ибо внезапно при­дет на нас губитель. Пророк приглашает иудеев оплакивать свою гибель как вполне несомненную. Иер.6:27–30 . В заключение пророк говорит, что, по повелению Божию, он исследовал нравственное состояние своего народа и нашел, что этот народ вполне заслужил отвержение от Бога. Иер.6:27 .  Башнею по­ставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их. «Башнею» – точнее с евр.: испытателем (по слав. искусителем) если вместо bochon ­­ башня читать: bochen. – «Столпом» – по евр.: mebazer. Это выражение, очевидно, параллельное выражению bochen, но точное значение его установить нельзя. Иер.6:28 .  Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они раз­вратители. Это слова пророка. По его наблюдениям, иудеи представляют, собою только медь и железо и не могут быть сравнены с какими-либо благородными металлами. Иер.6:29 .  Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; Иер.6:30 .  отвержен­ным серебром назовут их, ибо Го­с­по­дь отверг их. Сравнивая свой народ с металлическою рудою, пророк, подобно плавильщику, хотел отделить шлаки или примеси от серебра. Но все было напрасно – шлаки или злые люди не отделились – все иудеи оказались совершенно однородною массою. Один свинец!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иер. 5, 1–31 : Причины возмездия Божия. Пророчества во дни Иоакима ( Иер. 7–20 ): Пророчество о разрушении Иерусалима и храма. Истинная мудрость – знание Господа. Иер. 23, 1–7 : Пророчество о наказании пастырей и предсказании о пришествии Истинного Пастыря. Иер. 31, 35–37 : Пророчество об отвержении Израиля. Составление и чтение книжного свитка ( Иер. 36, 1–19 ). Уничтожение свитка пророчества о погибели 290 ( Иер. 36, 2–26 ). Составление нового свитка ( Иер. 36, 27–32 ). Гонения пророка – заключение его в темницу ( Иер.37 , Иер.38 ). Мученическая кончина пророка. Внутреннее состояние избранного народа в период разделения царства Ослабление политического могущества народа и падение его в религиозно-нравственном отношении. Государственное одобрение идолопоклонства. Выставление царями Израильскими идолопоклонства знаменем своей политической независимости. Итог: царство Израильское навсегда потеряно для домостроительства Божия. Но и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям израильтян. Испытания народа Иудейского. По мере религиозно-нравственного падения народа все явственнее и громче повторялись ему Обетования о Спасителе: с изумительной точностью описание земной жизни от рождения от Девы ( Ис. 7, 14 ) в Вефлиеме ( Мих. 5, 2 ), до дарования Нового Завета ( Иер. 31, 31 ), страдания ( Ис. 53, 5 ), Воскресения ( Ос. 6, 2 ) и излияния Духа Божия на всякую плоть ( Иоиль 2, 28 ). Бесследное исчезновение Ковчега Завета. Потеря предназначенного положения – быть светом для всех народов. Божественный Промысл приготовляет человеческий род к принятию Спасителя мира. Домашнее задание ПЕРИОД СЕДЬМОЙ – От разделения царства до разрушения храма вавилонянами. ? Сравнить Иудейское и Израильское царства (письменно); – Выписать в тетрадь и выучить наизусть пророчество Исаии о Спасителе ( Ис. 7, 14 ). 1 . Обстоятельства разделения царства на Иудейское и Израильское. 2 . Краткая характеристика Иудейского и Израильского царства на момент образования. 3 . Иеровоам – первый царь Израильский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1297. Успенская – Сергиева – Проломская, мужская пустынь, ныне село Монастырское или Малый Пролом, Тамбовской губ., Шацкого у., в 6 вер. к сев. от Шацка, при сухом овраге. О ней известно, что уже существовала в 1659 г., когда ею управлял игум. Матфей, и по малому числу братии была приписана к Чернееву-Николаевскому м-рю, а в 1764 г. совсем упразднена. “Ист. Росс. Иер.», V, 648; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 83; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 903; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1714 г. имела 42 души крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. значилась приписною к Чернееву м-рю). 1298. Успенский, женский, ныне церковь в слободе Кукарке, Вятской губ., Яранского у., в 75 вер. к сев.-вост. от Яранска, на правом берегу р. Пижмы. Время основания его неизвестно, упразднен же в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 879; “Календарь Вят. губ.», 1885 г. 193 (упразднен в 1740 г.). 1299. Успенский, женский, упраздненный, в гор. Казани, в кремле. Он уже существовал в стол. и в 1666 г. в нем была игуменья Улия. При упразднении в 1764 г. обращен в городской собор с учреждением при нем протоиерея со священнослужителями. “Ист. Росс. Иер.», IV, 621; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», I, 72; II, 4; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 306; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», 1724 г., прилож., XX, IV (митроп. Казан. Тихон в 1722 г. завещал протопресвитеру м-ря образ Св. девяточиленных мучеников, а диакону Вас. Петрову образ св. Николая). 1300. Успенский, женский, ныне церковь в гор. Чердыни, Пермской губ. О нем известно только, что он упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 655; Берг, “Пут. в гор. Черд. и Соликам.», 79; “Календарь, Перм. губ. на 1883 г.», Отд. II, 94. 1301. Успенский, женский, упраздненный, в гор. Порхове, Псковской губ. Существовал в XVIII ст. и упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 601. 1302. Успенский, мужской, ныне приходская церковь в гор. Епифани, Тульской губ. Делается известным с 1669 г., когда им управлял строит. Лаврентий Софронов. В 1724 г., по малочисленности братии, приписан к Пройковой пустыни. По описи города в 1761 г. значится: «в пустыне или монастыре церковь каменная Успения Пресв. Богородицы, при оной придел Богородицы Тихвинской, и на паперти колокольня каменная.» В 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 88; Ратшин, 528; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 178; Бакмейстер, “Топогр. извест.», 262; Афремов, “Ист. обозр. Туль. губ.», 69; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 798.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1991 . Рождество – Иоанно – Крестительский, ныне казенная пустошь, окруженная болотами, в юго-вост. углу Покровского у., Владимирской губ., близ границы Судогодского у. и Рязанской губ., где был дворец Рязанских кня­зей, от коего в 1817 г. были видны остатки погребов. История его неизвестна. “Памятн. кн. Владим. губ. на 1862 г.”, Отд. II, 23. 1992 . Рувимский – Спасский – Со­сницкий, мужской, ныне село Спасское, Черниговской губ., Сосницкого у., в 7 вер. к вост. от Сосниц, при р. Де­сне. Основан во имя Преображения Го­сподня около 1701 г. преосвящен. Руви­мом, который по духовному завещанию 1719 г. оставил его на попечение гетм. Скоропадского и назначил сюда архим. Иоасафа. Из наместников м-ря известны иеромон. Патрикий 1732 г. и Мемнон Бороздна 1734 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 727; Ратшин, 544; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 24; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 536 (показан один архим. Иоасаф Зотович, без года); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1884 г., II, Отд. 1, 21 (духовн. завещ. еписк. Рувима). 1993 . Рышков, мужской, ныне де­ревня Монастырек, Псковской губ., Великолуцкого у., в 20 вер. от Великих Лук, при рч. Кунье. О нем упоми­нается в конце XVII ст.; упразднен до издания штатов 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 732. 1994 . Рябкинская, мужская пу­стынь, ныне село Ряпка, Пензенской губ., Краснослободского у., в 12 вер. к юго-вост. от Краснослободска, при рч. Ряпке. О ней известно только, что в XVIII ст. принадлежала Синодальной области. В 1724 г. ею управлял строит. Симон. “Ист. Росс. Иер.”, V, 737; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 961. 1995 . Рябцевский – Успенский, мужской, ныне село Рябцов, Черннговской губ., Стародубского у., в 17 вер. к сев.-зап. от Стародуба, при рч. Берестянке. Построен в 1693 г. протоиереем Рожд. Богородиц. в Стародубе церкви Алексеем, в иночестве Арсе­нием, Грушевским. “Ист. Росс. Иер.”, V, 734; Ратшин, 543; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 534, 22; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г., Отд. 2,23 (игум. Петроний до 1762 г.). 1996 . Саввина пустынь – Березынский, мужской, ныне село Игумново, Тульской губ., Каширского у., в 30 вер. к юго-юго-вост. от Каширы, при рч. Бере­зине. В писцов. книгах Ростовского стана 1578 г. значится: «Монаст. Савина пустыня, на р. на Березыне, а в м-ре церк. Никола чудотв., древена, клетцки.... да на м-ре же другая церк. Пятница св. с трапезою, да на м-ре же в келье игу­мен Серапион, в келье черной поп, а старцов в кельях 3, в келье понамарь, да 2 кельи вкупчиковых, ворота святые... Вотчина Савины пустыни, что на р. на Березине, сельцо Игумново, на р. на Березине». Около села Игумнова на­ходится и поныне сельцо Николаевка. В 1656–1666 год. в м-ре был игу­мен Дорофей. В 1679 г. приписан к Коломенскому архиер. дому. Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1429; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 796, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1185. Спасский или Спасо – Преображенский, мужской, ныне церковь в Порхове, Псковской губ., находился на посаде. Он уже существовал в 1399 г., когда «убьен бысть князь Роман Юрьевич на Шолоне, и положено бысть тело его у св. Спаса в Порхове». Затем о нем упоминается в 1584 г., когда имел камен. церковь во имя Преображения с приделом Одигитрии. В 1764 г. упразднен. “Полн. собр. лет.», IV, 103; V, 251; VIII, 72 (об убиении кн. Романа); “Ист. Росс. Иер.», V, 600; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. IV, 102; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 404, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 32; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г, III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 159 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., (списки вещей, взятых в Новгор. архиер. дом). 1186. Спасский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Симбирске, одним фасадом выходит на Дворцовую улицу, а другим на Карамзинскую площадь. Основание его современно построению самого города, т. е. 1648 г., и соборная церковь во имя Спаса Нерукотворенного существует с 1692 г. В 1847 г. при м-ре открыт приют для девиц духовного звания. Невоструев, “Опис. Сибир.-Спасского девичьего мон.», Москва, 1852 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 97; Ратшин, 491; “Опис. монаст.», 1817 г., 101; “Волга от Твери до Астр.», изд. Общ. Самолет, 268; “Памят. кн. Симбир. губ. на 1862–63 год., разн. свед.», 55; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 84 (наделен лесом); 1847 г., 9 (откр. приюта); 1857 г., 102 (промен лесн. участка на земли); 1868 г., 196 (возобн. училища); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 988, 10. 1187. Спасский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Таре, Тобольской губ. Основан первым архиеп. Тобольским Киприаном (с 1620 г.) и уже существовал в 1624 г., когда ему пожалована была земля на содержание монахов. Упразднен должно быть по штатам 1764 г., так как в этом году упоминается строитель Макарий, между тем как Амвросий говорит, что упразднен до штатов. “Ист. Росс. Иер.», VI, 258; Фишер, “Сибир. ист.», 304; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 328; “Чтения в И. Общ. ист.», 1864 г., III, смесь, 32 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010