по Яросл. губ.», 308; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. губ.», 62; “Памят. Веры», 17; “Ежегодник Владим. губ. Стат. Комит.», III, 78; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г. 105; “Путеш. по св. мест. Русск.», I, 73; “Ярослав. губ. в.», 1852 г., 16 (начало монаш. в Ростов. обл.; критич. разбор жития св. Авраамия); 1853 г., 52 (Ростов в 1802 г.); 1855 г., 10 (Иона, митроп. Ростов., быв. архим. м-ря), 18 (опись имущества 1629 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 92, 222 (св. Игнатий, еп. Ростов.), 97, 228 (преп. Авраамий), 107, 235 (преп. Пимен); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 339, 2; Макарий, “Ист. Р. Ц.», I, 207, 269; III, 101; IV, 176; V, 121; VIII, 35; “Акты Археогр. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иосиф); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Феодосий); “Дополн. к Акт. истор.», V, 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Дионисий); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег, 1 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; архим. Феодорит), 200 (Духовн. собор о недвижим. собствен. м-рей; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г. Афанасий), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед; архим. Иосиф); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; архим. Иосиф); Калачов, “Писцов. кн. XVI cm.», I, Отд. 1, 199 (влад. в Москов. у.); “Известия Археол. Общ.», 1861 г., III, 469 (Проезд в 1694 г. Волог. архиеп. Гавриила); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, “Новый летописец», 200 (в 1652 г. архим. Иона возвед. в митроп. Ростов. и Яросл.); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., VI, смесь, 24 (Опис. книг XVII ст.); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел крест. 1 430 душ.); 1874 г., I, смесь, 186 (архим. Иосиф 1793–98 г.); 1876 г., III, Отд. 2, 49 и 1877 г., I, Отд. 2, 337 (воспомин. архим. Пимена); 1882 г., III, смесь, 128 (воспом. крестьян. Артынова); “Полн. собр. лет.», VII, 162, 163; X, 142, 143 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1045. Петровский на Поле, мужской, заштатный (с 1764 г.), Ярославской губ., Ростовского у., в 3 вер. к сев.-вост. от Ростова, на берегу Ростовского оз. Основан при епископе Игнатие (1261 – 1288 г.) принявшим христианство ордынским царевичем Петром на том месте, где явились ему ап. Петр и Павел с повелением построить церковь . В церкви св. ап. Петра и Павла, построенной в 1684 г., покоятся под спудом мощи основателя, преставившегося в 1290 г., 29 июня, в каковой день чтится его память. Здесь над гробницею находится замечательная по древности письма икона преп. царевича Петра. “Сказание о блаженн. Петре царевиче Ординском», помещено в “Православн. Собеседнике за 1859 г.», стр. 356–376; “Вид, с краткою летописью, Ростов. Петровского мон.», Спб., 1838 г.; “Петр блаженный Ордын. царевич, Ростов. Чудотворец», Ярослав., 1880 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 534; Ратшин, 553; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 136; “Опис. монаст.», 1817 г., 86; “Словарь ист. о свят.», 227; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. Ист. и древн.», 1847 г., 2, 48, 69; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 309; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 68; “Ежегодник Владим. губ. Стат. Комит.», III, Отд. I, 78; Бакмейстер, “Топо- граф. известия», 1771 г., 106; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1844 г., 97 (надел. лесом); “Пут. по св. мест. Русск.», I, 74; “Яросл. губ. в.», 1852 г., 8 (начало монаш. в Ростов. обл.); “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 99, 230 (св. Петр царевич); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 353, 10; Ключевский, “Жит. свят.», 38; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 123 (царев. Петр скончался после 1288 г.), 176, 342 (отрывки из жития Ордын. царев. Петра); VIII, 48 (празднов. мощей); “Известия Археол. Общ.», 1861 г., III, 469 (проезд в 1694 г. архиеп. Вологод. Гавриила); “Чтения в И. Общ. ист.», 1876 г., III, 49 (воспомин. архим. Пимена); 1877 г., I, Отд. 2, 339 (тоже); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 70 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 49 (служба св. Петру царевичу, Ростов. чудотворцу), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память царевича Петра 16 янв., а преставление его 29 июня); “Матер. для ист. г. Ростова XVII и XVIII ст.», 30 (в 1678 г. м-рь имел на посад. земле, на выморч. дворов. месте Ивашки Клока, подворье), 31 (двор внутри города); “Церковн. ведом.», 1890 г., 33, при- бавл., 1093 (600-летие памяти основателя м-ря, св. Петра царев. Ордынского).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иннокентия о несдаче ему денег и расход. книг); II, ч. 1,100 (доношение 1722 г. архим. Иннокентия Лапицкого о пререканиях, возникших между ним и быв. архим. Иоасафом Драником), 106 (доношение 1722 г. архим. Иннокентия о бракоразводн. дел.), ч. 2, 209 (донош. того же архим. о бытии м-рю на основ. жалов. грамот в ведении св. Синода; старец Сергий Салтыков 1656 г., строитель старец Дмитрии 1689 г., игум. Иоасаф 1703 г., посвященный в 1705 г. в архимандриты; в 1731 г. в м-рь определен новый архим. Иоасаф Маевский, быв. архим. Каля- зин. м-ря), прилож., LXVIII, XVIII (царск. и патриарш. грамоты); IV, 1 (дело 1724 г. об оштрафовании послушника м-ря Якова Савельева), 71 (дело о дозволении Якову Савельеву исправлять в Риге причетнич. должности), 246 (дело об иеродиак. м-ря Арсение; упомин. архим. Иоаким Лызлов); VI, 1726 г., 89 (жалоба полковн. Броневского на архим. Иннокентия о неправильн. владении м-рем его землею); VII, 1727 г., 339 (прошение солдата Евстратова на архим. м-ря об обидах), прилож., XXXVIII, VI (взыскано в 1724 г. по делу архим. Иннокентия Лапинского с Дорогобуж. протопопом Вас. Васильевым 30 руб.). 28. Благовещенская , мужская пустынь, совсем упраздненная, Калужской губ., в гор. Медыни. Основана в XVII ст. старцем Авраамием, который был ее строителем с 1660 по 1694 г. По описи 1678 г. значится: „Благовещ. Пресв. Богородицы церковное место, что была церковь на Медынском городище; на этом месте старец Авраамий построил монастырь и церковь , в м-ре 2 кельи, земли не написано“. В 1676 г. была приписана к Воскресенскому, Новый Иерусалим, монастырю; в 1764 г. оставлена на своем содержании, но вскоре упразднена. Странно, что о ней не упоминается в „Топографском опис. Калуж. наместн.”, изд. 1785 г., где монастыри, как упраздненные, так и существовавшие в то время, тщательно обозначены. “Ист. Росс. Иер.”, III, 357; “Краткое ист. опис. ставроп. Воскресен. мон.”, изд. 1852 г., 51; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 588; “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1655 году августа 25 дня, по благословению митрополита Новгородского Макария мощи препод. Евфросина перенесены под колокольню Благовещенской церкви, им же построенной, а в 1799 году, вместо обветшалого надгробия, устроено новое. По описанию, сей угодник был роста среднего, вид имел мужественный, волоса русые с сединами, бороду продолговатую с раздвоением. Мощи препод. Евфросина почивают под спудом в устроенном, по резолюции митрополита Гавриила (1779), надгробии, под колокольнею Благовещенской церкви бывшей Синозерской пустыни, а ныне села, которое находится в Устюжском новгород. Епархии уезде, на берегу озера Синичьего, при реке Чагодощ и ручье Гвозденке, в расстоянии от города Устюжны к северо-западу в 60 ти верст, а от Новгорода к востоку в 339 верстах. Местная память препод. Евфросину отправляется 20 марта, в день его кончины. См. Ист. Рос. Иер. VI, 108 –111 и жит. св. р. ц. за марг месяц Апрель 4-го числа Преподобного Зосимы Ворбозомского Преподобный Зосима Ворбозомский, соименный преподобному Зосиме Палестинскому , коего память 4 апреля, спасался на месте глубоко-безмолвном, на острове озера Ворбозомского, что в 20 верстах от города Белозерска. Начальное иноческое воспитание Зосима получал у препод. Корнилия Комельского. Оставив Комельскую обитель, он подвизался на уединенном острове сперва один; потом, когда построен был там храм в честь Благовещения Пресвятой Богородиц, то к нему собрались любители пустынной тишины. Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преподобный Зосима посвящал всего себя Господу и заботился об одном – о душе своей. Нетление мощей его свидетельствует, что он шел верным путем и угодил Господу. Св. мощи преп. Зосимы почивают под спудом в придельной церкви, его имени посвященной, бывшего Ворбозомского Благовещенского монастыря. Монастырь же сей, обращенный ныне в приходскую церковь , состоит на острове Ворбозомского или Орбозомского озера в Белозерском Новгород. епархии уезде, в расстоянии от Белозерска к югу в 20-ти, а от Новгорода в 567 верстах, близ Московской из Белозерска дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

784. Добрый – Покровский – Зачатейский – Богородицкий, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Калужской губ., Лихвинского у., в 10 вер. к сев. от Лихвина по дороге в Перемышль, на правом берегу р. Оки. Полагают, что основан в XIV ст., но несомненно существовал в XV ст. и, как кажется, был основан кн. Иоанном Юрьевичем Одоевским, жившим в 1477 г. В нем находится чудотворная икона Покрова Богородицы, которая ежегодно приносится в Лихвин, где ей служатся молебны. Архиман. Леонид, “Опис. Лихвинского Покров. Доброго м-ря», помещено в “Чтениях И. Общ. ист.», 1875 г., IV, смесь, 104–159; “Ист. Росс. Иер.», IV, 40 (с грамот.); VI, 989; Ратшин, 111; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 176; “Опис. монаст.», 1817 г., 37; “Топогр. опис. Калуж. наместн.», 40; Спасский, “Книга Больш. Черт.», 114; Попроцкий, “Калуж. губ.», II, 540; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г, 212; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1857 г., 105 (надел. землею 150 десят.); “Калуж. губ. в.», 1846 г., 10 (топогр. опис. г. Лихв. и его у.); 1848 г., 31 (в примеч., кратк. ист.); 1850 г., 1 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 573, 2; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крест. 134 двор.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. владел 1.339 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 65 (грам. 1614 г. игум. Ионе на вотчину), 81 (архим. Варсонофий 1672 г., Иоасаф 1690 г., игум. Гавриил 1781 г.); 1863 г., I, Отд. 1, 166, в примеч. (основан в 1477 г.); 1865 г., IV, смесь, 17 (Обозр. рукоп. и старопеч. книг); 1871 г., IV, Отд. 1, 45 (архим. Варсонофий в 1677 г. свидетельствовал мощи Вел. кн. Анны Кашинской); 1874 г., I, смесь, 176 (архим. Иоасаф, с 1699 г. настоятель в Высокопетров. м-ре); 1877 г., II, смесь, 108 (в 1670 г. вместо игумена определен архимандрит); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, прилож., LXVIII, XVIII (в 1678 г. имел 134 двор. крест.); VII, 98 (в 1727 г. от него отписан Гремячев м-рь, приписанный в 1724 г.), 325 (архим. Павел был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1209 (межевая книга 1693 г. вотчин. земель м-ря в сельце Добриньском с деревн. Свабоцкого и Черепецкого станов); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 146, 1 (освидетельств. мощей св. Анны, кн. Кашинской, в 1677 г. архим. Варсонофием); “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 291 (кратк. свед.); на 1873–74 г., прилож., 1–16 (подроб. опис. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

323 Яранск основан в 1584 г., в 1601 г. назначен местом ссылки Вас. Ник. Романова (Семенов – Геогр. Слов. V. 964). По Неволину (т. VI, 94) основан в 1601 г. 324 Соловьев – История России, II, VI, 92–94. Саратовская летопись, стр. 11. В первом вып. «Саратовского края». Саратов, 1893 г. 325 Ист. Рос. иер. Амвросия, I, 20. Акт. Арх. Эксп. II, 7, стр. 41. Журн. Мин. Нар. Пр. 1842 г. ч. 34, стр. 1–2. Рыбушкин, Краткая история Казани. 1846 г. I, 36, 49. 326 Макарий – Ист. церкви, X, 59; Жур. Мин. Н. Пр. 1842 г. XXXIV, отд. II, стр. I. Саратовский край, вып. I – летопись, год 1602. 338 Там же, 198, л. 45. Доп. Акт. Ист. X, 36. Перетяткович, Поволжье в XVII и XVIII в. стр. 238. 339 Арх. Мин. Ю. Патр. Каз. Пр. кн. 1656 г. 39, лл. 503–512, кн. 1671 г. 71, лл. 581–586, 593–597, 602–603; кн. 1672 г. 74, лл. 626–651; кн. 1676 г. 87, лл. 643–649. Перетяткович... 75. 340 Арх. Мин. Ин. Дел – Духовные Российские Дела. Концепт определений собора 1681–1682 годов. Ср. Арх. Мин. Юл. переписная кн. 1646 г. 6445. Тут Оса названа в числе городов, принадлежавших Казани. В книге вместе с Осой переписаны города Казань, Тетюши, Лаишев, Малмыж, Ядрин, Алатырь, Закамская сторона, Ахтачинск, Космодемьянск, Шешминск, Казанского уезда дворцовые волости и т. д. еще 11 глав с описанием преимущественно монастырских вотчин. 344 Записк. Ак. Наук т. XXI, кн. 2-я 1872 г., стр. 239, 258. Саратовская летопись, стр. 22. Карамзин – Истор. Госуд. Российск. прим. 40 к X т. 345 Саратовская летопись, стр. 22 в I. вып. Саратов. края. Саратов основан на месте станицы под Караманским лесом, на устье р. Саратовки, в 4 верстах от Волги. 346 И. Д. Беляев . О сторожев., полев. и станичной службе, стр. 37–38. Акт. Истор. т. III, стр. 427. Саратовский Край, вып. I., стр. 23. Сторожевым казакам в 1591 г. сборными пунктами назначены: Н. Новгород, Самара, Царицын, Саратов, Переволок, Астрахань и Терек. 348 Собр. Госуд. Грам. и Догов. II, 59. Митрополитом обширнейшей епархии тогда же назначен Гермоген из архиманд. Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Строев... Списки... 288 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

«Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в поношении?» ( Иер.20:14–18 ). Пророк колебался, не прекратить ли ему свою мучительную для него деятельность, как колебался и ранее, боясь выступления на ответственное служение пророка ( Иер.1:6, 17:18 ). Но Господь избирает его на служение себе, плачущего, колеблющегося, робкого, нерешительного. И как избирает?!. О немногих подчеркнуто это в Библии – до рождения, даже до сформирования в утробе матери ( Иер.1:5 ; ср. Суд.13:15, 16:17 ; Ис.49:1 ; Лк.1:15 ; Гал.1:15 ). Так в лице Иеремии Господь избирает слабое и немощное человеческое, показывая этим, что пред ним не ценны сами по себе ни твердость воли, ни бесстрашность в действиях: все – от Него, Им подается. Иеремия искал помощи у Господа с надеждою ( Иер.17:17 ), и Господь сам укрепляет пророка ( Иер.1:7–8, 2:2, 19:14, 26:12,15 ), чтобы тот не малодушествовал ( Иер.1:17 ), был тверд в слове своем, хотя и не по сердцу будет оно его нечестивым соотечественникам ( Иер.15:20 ). Твердость грозных облечений пророка – дар Божий: Иеремия чувствовал с собою Господа, как сильного ратоборца ( Иер.20:11 ); с помощью Его он был неодолимою, крепкою стеною ( Иер.15:20, 1:18–19 ). Сила Божия возгрела дух Иеремии, сердце его горело ревностью по Боге ( Иер.20:9 ) и изливался из уст всепожирающий пламень слова Господня ( Иер.5:14 ). – Но пророк был не только возвышен Богом, – он был Им и испытан ( Иер.12:3 ). Много он перенес горя ( Иер.3:1–14 ) – до пресыщения ( Иер.3:15 ). Прежде он недоумевал, зачем ему приходится терпеть так много ( Иер.12:1–2 ). Но потом он понял, что Господь, смиряя, воспитывал его; Он стеснил его во благо ( Иер.15:11 ) для того, чтобы приучить его к терпению. Пророк научился предаваться Богу ( Иер.15:19, 26:14–15 ), благодушно переносить беды, несправедливости и огорчения, краткость обиды соразмеряя с вечностью блаженства 9 . Вся жизнь пророка в ее постоянном чередовании между действием горящего огня силы Божией ( Иер.20:9 ) и реакцией человеческих чувствований 10 завершилась победою в духе Иеремии Бога над смиренно открытым пред ним сердцем пророка ( Иер.12:3 ). Признание его: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня и потому превозмог меня» ( Иер.20:7 ) дает право на поучительный вывод. Иеремия пророк неразрывно связан с Иеремиею человеком. Пророческое служение требовало от Иеремии предания им всех своих сил на служение делу Завета Господня, и он ощущал особенно глубоко, остро и живо нужду в непосредственном укреплении его духа Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

С другой стороны, та грозная сила, которой предан был преступный народ, не поняла, что источником ее величия была воля Иеговы, покорившая ей все народы ( Иер. 27:6 ), возгордилась своими успехами, приписывая их единственно себе ( Иер. 50:31 ), или своим бездушным богам ( Иер. 50:38 ), не воздала славы единственному Владыке всех народов, возстала против Иеговы ( Иер. 50:14, 24, 29 ), злоупотребляя своими правами над Его народом, будучи с ним особенно жестока ( Иер. 50:11, 17, 33, 51:24, 34 ). Мера беззаконий Вавилона исполнилась, настал день его, время его посещения ( Иер. 50:27, 31 ). Дело его достигло до небес ( Иер. 51:9 ), Иегова определил отмстить ему ( Иер. 50:15, 28, 51:11 ) за зло, какое сделал он на Сионе ( Иер. 51:24 ), – опустошить и погубить его ( Иер. 50:12, 13 и пр. и пр.). Должен-ли был разделить с ним эту участь и Израиль, уже довольно настрадавшийся под гнетом рабства? Конечно, Иегова не погубит праведника с нечестивым ( Быт. 18:23 ). Те, у которых нет более грехов ( Иер. 50:20 ср. Иер. 31:34 ), Израиль и Иуда, справедливо приглашаются бежать из Вавилона, чтоб не погибнуть во грехах его ( Иер. 51:6 ). Погибель Вавилона есть избавление, спасение для Израиля; и радость пророка в виду казни Вавилона составляет лишь обратную сторону того утешения, которое чувствует пророк при мысли, что близко возстановление священных прав его народа. Это приятное изумление пред тем событием, что сокрушена казавшаяся непобедимою сила, под гнетом которой страдал народ Божий ( Иер. 50:23, 51:41 ), есть только одно из выражений того чувства, которое у псалмопевца названо радостию Богу, помощнику нашему ( Пс. 80:2 , ср. Иер. 50:34 ). Наконец, этот так называемый критикой дух мстительности по отношению в Вавилону у пророка служит отражением вдохновлявшего его духа божественного правосудия, объявлявшего страшный, смертный, но заслуженный приговор: это дух мщения Иеговы за храм Его ( Иер. 50:28, 51:11 ), это – дух ревности за дело Божие, а не человеческое. 4) Казнь, предвещаемая Вавилону в Иер. 50 , Иер. 51 гл., имеет наступить скоро: еще немного, и наступит время жатвы его ( Иер. 51:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Обходя Иерусалим, пророк пытается найти людей, сохраняющих верность Богу, соблюдающих правду и ищущих истину (Иер 5. 1). Его ожидает неудача, т. к. и бедняки, которые «глупы, потому что не знают пути Господня», и знатные люди, имеющие все возможности для научения в божественном законе, отступили от Бога (Иер 5. 4-5). Нечестие распространилось повсеместно, среди людей любого возраста и общественного положения (Иер 6. 13). Пророк видит, что «изумительное и ужасное совершается в сей земле»: те, кто должны наставлять людей в праведности, используют свой авторитет, чтобы вести их ко злу: «пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (Иер 5. 31). Слова Божии в устах Иеремии, истинного пророка, сделаются огнем, а народ станет дровами, к-рые будут этим огнем сожжены (Иер 5. 14). Иеремия изольет гнев Господень на Иерусалим (Иер 6. 11). Пророк объявляет, что даже жертвы, приносимые в Израиле истинному Богу, стали неугодными Ему (Иер 6. 20), Он не хочет знать тех, кто были некогда верными ему: «отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их» (Иер 6. 30). Иеремия произносит по повелению Божию проповедь «во вратах дома Господня» (Иер 7. 2). Он призывает не надеяться, что Господь не покарает Свой народ за то, что у него есть храм и он совершает богослужение истинному Богу. Гораздо важнее прекратить убийства, прелюбодеяния и идолослужение. Храм, в к-ром было наречено имя Божие, «сделался... вертепом разбойников» (Иер 7. 11; ср.: Мф 21. 13), поэтому его постигнет участь некогда славного святилища в Силоме: нечестивцы будут изгнаны, а храм будет разрушен. На протяжении истории израильского народа Бог посылал к нему пророков «всякий день с раннего утра» (Иер 7. 25), однако никто не слушал их обличений; поколение современников Иеремии еще «хуже отцов своих», поэтому и его ожидает та же участь (Иер 7. 26-27). Сыновья Иуды дошли до крайней степени греховности - они построили жертвенник, «чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне»; за это вся земля Иуды «будет пустынею», а трупы иудеев станут «пищею птицам небесным и зверям земным» (Иер 7. 31-34). По попущению Бога Его народ будет опозорен - завоеватели осквернят даже гробницы, выбросив из них «кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима...» (Иер 8. 1). Во времена изгнания будет «вопль дщери народа» Его «из дальней страны», скорбящей о том, что «нет Господа на Сионе»; избранный народ испытает оставленность Богом, потому как сам он был неверен Ему и обратился к идолам (Иер 8. 19). Иеремия обличает соплеменников, к-рые «напрягают язык свой для лжи»; люди настолько привыкли говорить неправду, что уже не могут без этого и «лукавствуют до усталости» (Иер 9. 3-5). Грех языка тяжек пред Богом, Который непременно накажет за него, т. к. следствием этого греха оказывается ненависть к ближним: «...устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы» (Иер 9. 8).

http://pravenc.ru/text/293622.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010