" День воскресения Господа нашего Иисуса Христа, - пишет святой Златоустый Иоанн, - является основанием мира, началом примирения, разрушением смерти. Ныне ликуют ангелы и веселятся все небесные силы, радуясь спасению всего рода человеческого, сегодня совершилась блистательная победа " . Воскресение Христово иногда в богословии называется восьмым днем Творения. Если первый день явился началом бытия во времени, то Воскресение Христово становится началом жизни вне времени, приобщением к тайне будущего века, которую в своё время откроет... Господь господствующих,.. обитающий в неприступном свете (1 Тим. 6, 15,16). Воскресение Господа Иисуса Христа - источник обновления всего мира. " Не новым ли миром кажется этот день? - спрашивает святой Григорий Нисский. Этот день иной, отличный от дней, созданных в начале, ибо в сей день творит Господь новое небо и землю новую... Какое небо? - задает вопрос святитель и отвечает... твердь веры во Христа. Какую землю? - благое сердце... которое, как жаждущая земля, пьет капающий на неё дождь божественного евангельского учения и плодоносит обильный колос небесной жизни на земле " . В течение тысячелетий поколение за поколением сменялись на земле, но без ответа оставался все тот же таинственный вопрос, написанный в книге Иова: " Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? " (Иов 14, 14). И с глубокой скорбью говорил человек сам себе: " отойду - и уже не возвращусь - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака... где темно, как самая тьма " (Иов 10, 12). Но люди не могли примириться с мыслью о своем полном уничтожении. С надеждой на воскресение обращён к небу вопль праведного страдальца Иова: " Я знаю, Искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его " (Иов 19, 25-27). У пророка Исаии ощущается уже ясная уверенность в грядущем воскресении: " Оживут мертвецы,.. восстанут мертвые тела!... земля извергнет мертвецов " (Ис. 26, 19). " Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех лиц " (Ис. 25, 8). Пророк Осия дерзновенно обращается к самой смерти и безбоязненно восклицает: " Смерть! Где твое жало? Ад, где твоя победа? " (Ос. 13, 14).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

" Жить молитвой " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил богослужения понедельника 1-й седмицы Великого поста В понедельник 1-й седмицы Великого поста, 2 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  молился за уставным богослужением в  Казанском кафедральном соборе  - утреней, часами, изобразительными и вечерней. В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители. " Пост - это не человеческое изобретение, а установление Божие, - сказал владыка в проповеди. - Первую заповедь о посте Бог дал в раю Адаму и Еве: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него " (Быт. 2:16, 17). Господь не сказал, что если они вкусят запретные плоды, то убьет их. Но изрек: " В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:17). Это означает, что человек свободно принимает в себя зло, а вместе со злом в душу вползает смерть. И вот, мы убеждаемся, что, совершая всякое зло, впускаем в душу грех, а тем самым - и смерть для души. Господь же хочет сделать нас счастливыми, ограждает нас заповедями Своими. Он заповедовал не убивать, не красть, не прелюбодействовать. Это та же первая заповедь в раю, когда Бог велел не вкушать плода. Если человек вкусит плод, то в его душу войдет смерть. А что вкушать велел Господь? Тело и Кровь Свои: " Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите " . Вот видите, мы, принимая Его Тело и Кровь, вкушаем бессмертие. А впуская в душу грех, принимаем смерть. Так что, мы - самоубийцы? Почему совершаем грех, в душу заводим смерть? Господь не хочет этого. " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф. 4:4), - сказано в Писании. Человек живет молитвой к Богу, предстоянием перед Ним. В великопостные дни мы должны ощутить себя грешниками и почувствовать нужду во Враче " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Значит ли это, что богословие Матфея в оценке значения Смерти Христовой полностью совпадает с богословием Ап. Павла? Нет, потому что у Матфея встречаем уникальные моменты, присущие только его богословию: Матфей разными способами подчеркивает мысль, что Смерть Иисуса явилась страшным, но, как ни парадоксально, живительным источником: после Смерти Христос Воскрес, был Прославлен на Небесах, и с этого момента начинается для всех верующих новая эра. Если бы Христос не умер – Он бы не воскрес, а, значит, Спасение не было бы доступно людям. Эта связка: Смерть – Воскресение – новая эра Спасения, доступная верующим, – всплывает вновь и вновь. Не будем доказывать это многочисленными примерами, приведу лишь два: В рассказе о Тайной Вечере Матфей опирается на Марка. У Марка, в конце ужина, Иисус говорит: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием ( Мк. 14, 25 ). Эти слова говорят о Прославлении Иисуса на Небесах, после Смерти и Воскресения. Но Матфей чуть изменяет слова: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26, 29 ). Обратим внимание на это пить с вами . Или другой момент. В том же рассказе о Тайной Вечере Матфей приводит слова Христа в такой редакции: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 28 ). Последних слов во оставление грехов нет ни у кого из Евангелистов. Ну и что? А то, что таким образом Евангелист Матфей устанавливает параллель с известным пророчеством Иеремии: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер. 31, 31,34 ). То есть, у Матфея пророчество сбывается буквально: тут и «новый завет», и «прощение грехов». А о чем это пророчество? О наступлении новой эры, эры Спасения. Итак, мы видим, что Евангелист Матфей крепко связал (таких примеров много) тему Креста с темой наступления новой эры. Приобщиться этой эре, принять Спасение может каждый, кто пожелает.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

" Исцеление - от Бога " мая 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Никольском храме на Казанской улице " За Божественной литургией мы слушали евангельский рассказ о чуде, которое Господь совершил, направляясь на иудейский праздник и проходя мимо Овчей купели, именуемой по-еврейски Вифезда, то есть " Дом милосердия " , - сказал владыка в проповеди. - Раз в году ангел Господень спускался с небес, приводил в движение воду, и тот, кто первым окунался в нее, получал исцеление. Господь видел множество больных и подошел, наверное, к самому тяжелому, который тридцать восемь лет лежал парализованный. Я встречал таких людей и удивлялся, какое у них терпение: так долго болеть, да еще Бога благодарить за это посещение! И вот, больной лежал терпеливо с надеждой, что, может быть, ему удастся первым войти в купель и получить исцеление. Христос подошел к нему и спросил: " Хочешь ли быть здоров? " Тот ответил: " Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня " . Господь говорит: " Встань, возьми постель твою и ходи " (Ин. 5:6-8). Тот взял матрас, на котором лежал, и пошел, исцелившись полностью " . " Казалось бы, какое отношение к нашей нынешней жизни имеет это евангельское событие? Самое прямое, - продолжил архипастырь. - Овчая купель была святым местом для иудеев. Там, где больные, - всегда святое место, тем более там, где есть польза для души. У нас тоже немало святых источников, связанных с исцелениями, явлениями чудотворных икон. Люди туда устремляются тоже с надеждой исцелиться. И всегда мы норовим первыми попасть в воду, как и ветхозаветные люди. А Господь не к первым подошел, а к тому, кто вообще не мог идти. Это нам урок, мы ведь, если раздают крещенскую воду, стремимся первыми ее набрать. Схватили благодать - все, наше! И к Чаше многие устремляются первыми, не задаваясь вопросом: а Господь-то хочет к нам прийти? Может, Он и не войдет к нам. Готово ли после исповеди, покаяния, очищения наше сердце, чтобы Бог нашел там место для Себя? Мы предали себя в руки Божии? Отказались от своих планов и идей, поручив Господу руководство собой? Если нет, то как же Он придет, когда мы живем по своей воле? При этом нет у нас ни воли, ни силы, мы - расслабленные. Не можем победить даже маленький грех. Таково все человечество - греховно. Только Господь и Матерь Божия были безгрешны " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама) " Описания иконы Описание иконы Троица Ветхозаветная ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ - икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет так называемого - явления ему трех ангелов: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды,[...] Икона Троица Андрея Рублева Источник: Сайт ru.wikipedia.org В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамбре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним. В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы. Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёны[...]

http://pravicon.com/icon-436

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Архангел Михаил Архангел Михаил (ивр. Михаэль — «Кто как Бог») — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её. Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13). «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21). А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила: « И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. (Дан.12:1) » Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени: явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22); явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15); уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35); спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95). В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической — 8 мая и 29 сентября. Источник: Сайт ru.wikipedia.org Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Архангел Михаил " .

http://pravicon.com/info-903

Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39). Свойства каждой их трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого ( В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской) " ). Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. Источник: Сайт ru.wikipedia.org Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-892

– Можно ли вообще заколдовать человека? Навести порчу, сглазить и т. д.? Если да, то как можно этого избежать, защититься? – Человек, который живет во грехе, удаляется от Бога. И поэтому колдун может без особого труда навести на него порчу, сглаз и т. п. Более того, если человек не состоит в живом союзе с Церковью, он и без всякого колдуна в большей или меньшей степени попадает под власть темных сил. Старец Паисий Афонский говорил примерно так: «Если человек долго не исповедуется, то он получает сильнейшее дьявольское воздействие». Из жития святого Макария Великого мы узнаем о женщине, которая была заколдована по зависти. И это стало возможно только потому, что она пять недель не причащалась и таким образом удалилась от Бога, хотя и жила нравственно. С другой стороны, бес может войти в человека за безнравственный поступок, например, за потерю девственности до брака, за супружескую измену, за пьянство и т. д. Поэтому единственный способ защититься от темных сил – быть настоящим христианином, то есть жить по заповедям Евангелия в живом союзе с Православной Церковью. Минимум раз в месяц нужно серьезно готовиться, откровенно каяться в грехах на исповеди и причащаться. Нужно стараться любить Бога и ближних, не осуждать, прощать обиды, терпеть все скорбное с благодарением Господу. Господь не требует от нас моментально стать святыми. Но Он обязательно увидит наше старание жить по-христиански и не даст нас в обиду. Если Бог за нас, то сатана ничем не сможет повредить нам. В сравнении с Богом, сатана – ничтожество, он ничего не может сделать, если Господь не позволит ему. Только добровольно удаляясь от Бога, мы попадаем во власть тьмы. Да сохранит всех нас Господь от всякого зла! Интервью опубликовано в газете «Липецкие епархиальные ведомости», 2012 Источник: сайт Липецкой и Елецкой епархии Примечания «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» ( Мф. 12:43-45 ).

http://sueverie.net/okkultizm-eto-otstup...

Насилу протискался священник ко гробу, взял мальчика на руки, отнес в алтарь и, опустившись на колени, посадил его на стул, да так, стоя на коленях, и причастил его Св. Тайн, ибо от потрясения не мог уже стоять на ногах; а затем передал воскресшего отрока родителям, которые и увезли его домой. А священник не только не ушел из храма, а потребовал на середину церкви стул и, сидя, отслужил молебен Спасителю и прочитал акафист Божией Матери… От крайнего потрясения и волнения о. Алексей не мог уже ни стоять, ни выйти из храма. Так на этом же стуле его и принесли домой и уложили в постель, где он с неделю пролежал… После этого чуда батюшка про­жил еще три года . А мальчик, после своего чудесного исцеления, прожил еще шесть лет и умер на двенадцатом году…» Едва ли Оптинский старец мог «выдумать» подобную историю, тем более, что про воскрешение мальчика отцом Алексием сообщают и иные источники. Здесь мы встречаемся с самым подлинным воскрешением, пусть редким, исключительно редким, но действительным событием. А теперь перейдем к евангельским воскрешениям. Сначала несколько важных предварительных замечаний. Несомненна связь евангельских рассказов с известными ветхозаветными историями о воскрешениях, совершенных пророками Илией и Елисеем: 3 Цар. 17:17-24 ; 4 Цар. 4:8, 17-37 . Но это не значит, что Евангелисты придумали свои истории по примеру ветхозаветных. Это, скорее, значит, что в первохристианское время, когда формировался устный вариант рассказов о воскрешениях, совершенных Иисусом, на это устное предание оказали влияние жанр и форма подобных ветхозаветных историй. Отличие воскрешений Христовых от ветхозаветных очевидно. Илия и Елисей долго молятся, совершают какие-то иные действия над покойным, после чего он воскресает: И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои» ( 4 Цар. 4:32-35 ). Христос воскрешает почти мгновенно.

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Несколько слов об этом отрывке: Пилат по-настоящему испугался и отказался от дальнейшей борьбы за жизнь Иисуса после угрозы иудеев: …если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Во времена старого и до маниакальности подозрительного императора Тиберия это была реальная угроза. А выражение «друг кесаря» представляло собой термин, означающий представителя элитного круга римского правительства. Выпасть из этого круга было равносильно политической смерти. Римское право требовало от судьи оглашать смертный приговор с судейского места. Евангелист Иоанн обо всем об этом говорит очень подробно: …сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Лифостротон – дословно «каменный помост», но в реальности в то время так называли пол, вымощенный мозаикой или разноцветной плиткой. По обычаю осужденного на казнь наказывали кнутом. Это была «первая стадия» смертной казни. Наказание осуществлялось страшной плетью, так называемым «флагрумом», с кожаными ремнями. На ремнях были навязаны узлы, а также вплетены острые зазубренные куски костей, свинца, гвозди. По еврейским законам, наказание было ограничено сорока ударами. Римляне не соблюдали это число и могли наказывать столько, сколько посчитают нужным. Наказуемого привязывали к столбу и били так, что ремешки опоясывали тело. Острые предметы впивались в тело и рвали кожу. Источники сообщают, что кожа таких людей свисала клочьями и тело представляло собой кровавую рану. Бичевание Иисуса. Реконструкция. В Риме, во дворе Латеранского собора, хранится «Столп бичевания Иисуса». Он был привезен сюда крестоносцами в 11-м веке, после взятия Иерусалима. По преданию, это тот самый столп, у которого бичевали Христа. Конечно, христианский орнамент был нанесен на столп уже впоследствии.   Иисуса ведут на казнь …Воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему ( Мк. 15:16-19 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010