Состояние духовных школ стало одной из тем, которые обсуждались на Архиерейском Соборе 1997 г. Святейший патриарх Алексий II посвятил целый раздел своего доклада богословскому образованию. В докладе, прочитанном исполняющим обязанности председателя Учебного комитета епископом Верейским Евгением, приводятся данные, характеризующие систему духовного образования на начало 1997 г.: общее число учащихся духовных школ (без Украинской Церкви) – 3700 человек; на заочных отделениях и экстернате – более 2700 священнослужителей; кроме того, в Православном Свято-Тихоновском институте на дневном отделении – 550 человек, на вечернем – 486, на заочном – 659. Во всех филиалах Свято-Тихоновского института в Архангельской, Виленской, Екатеринбургской, Казанской, Кемеровской и Уфимской епархиях обучается 521 человек. Число преподавателей в духовных школах составляет более 800 человек. За период после Архиерейского Собора 1994 г. духовные училища окончили 259 человек, духовные семинарии – 791 человек, Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии – соответственно 38 и 42 человека (из них со степенью кандидата богословия – по 16 человек). Епископ Евгений доложил Собору о деятельности возглавляемой им рабочей группы по разработке детальной концепции новой системы богословского образования, охарактеризовал «Основные направления концепции богословского образования», утвержденные Священным Синодом 31 декабря 1996 г. В соответствии с этим документом «духовная семинария будет давать основное богословское образование, на завершающем этапе студенты семинарии должны писать дипломные работы, при успешной защите которых им будет присваиваться степень бакалавра». «Цель духовной академии – подготовка преподавателей духовных учебных заведений и научных работников. Учебный процесс в академии должен быть ориентирован на подготовку научных специалистов: библеистов, догматистов, церковных историков, канонистов, литургистов и т. д. Это потребует, вероятно, ввести в академиях отделения или факультеты».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

76 . Цыпин В., прот. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://pravoslavie.ru/ 110393.html (дата обращения: 11.11.2020). Загл. с экрана. 77 . Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период: [учеб. пособие]/прот. Владислав Цыпин ; Учеб. ком. Русской Православ. Церкви, Моск. духов. акад. М.: Духовное просвещение, 2004. 78 . Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997)/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 15.11.2020). Загл. с экрана. 79 . Шкаровский М.В. Ленин/М.В. Шкаровский, Д.Н. Никитин; Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/ text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020). Загл. с экрана. 80 . Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918–192 гг. Часть I/БОГОСЛОВ.RU [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://bogoslov.ru/ article/3021404#_edn11 (дата обращения: 08.11.2020). Загл. с экрана. 81 . Щелкунов А.А., диак. Особенности ведения следствия органами НКВД против священнослужителей во время «Большого террора» 1937–193 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 108–120. (Эл. вариант: http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/2877). Загл. с экрана. 82 . «Я верую». Отрывки из литературных воспоминаний автора «Республики Шкид». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://pravoslavie.ru/ 36784.html (дата обращения: 19.02.2021). Загл. с экрана. Archpriest Dimitry POLOKHOV, candidate of theology, associate professor, the Saratov Orthodox Theological Seminary About an alternative atheistic chronology Abstract: The article is devoted to the analysis of some modern fakes about the position of believers and clergy in the Soviet atheist state. The article analyzes the arguments of some modern authors regarding the issue of freedom of speech, the understanding of secularism, the validity or unreasonableness of repression, the reaction of believers to the atheistic policy of the Soviet state, etc.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послание патриарха Тихона от 28 февраля 1922 года допускало лишь возможность «ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств» «пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления». «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей запрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство – миряне отлучением от Нее, священнослужители – извержением из сана (73–е правило Апостольское, 10–е правило Двукратного Вселенского Собора)». (Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти. 1917–1943/Сост. М.Е. Губонин М., 1994. С. 190). Митрополит Вениамин (Казанский) заявил в комиссии Помгола (Центральная комиссия помощи голодающим), что жертвовать можно все, но пожертвования должны быть добровольными. Таким образом, он осудил насильственное изъятие ценностей из храмов. Он разрешил жертвовать ризы с икон и сами иконы (за исключением особо чтимых), и все предметы, кроме тех, что находятся на святом престоле. Ему удалось добиться возможности замещать равноценными пожертвованиями подлежащие изъятию чтимые святыни. Но власти отошли от достигнутых договоренностей. Началось принудительное изъятие. Произошли столкновения. В деле привлечения митрополита к суду сыграл свою роль и тот факт, что он отлучил от Церкви (26 мая 1922 года) лидеров обновленчества, принадлежавших к клиру Петроградской епархии ( А. Введенского , Е. Белкова и др.). Современный историк Церкви протоиерей Владислав Цыпин полагает также, что расправа над аполитичным молитвенником–архиереем должна была запугать других иерархов: «Если уж такой архиерей, как митрополит Вениамин, расстрелян как контрреволюционер, то какая же участь ожидает епископов, не скрывавших своей неприязни к новому режиму» ( Владислав Цыпин , прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 86). Процесс проходил с 29 мая по 5 июля 1922 года в здании бывшего Дворянского собрания в Петрограде и носил политический характер. Помимо обвинения в сопротивлении изъятию церковных ценностей подсудимых обвиняли в контрреволюционном заговоре и в связях с белой эмиграцией. Из восьмидесяти шести подсудимых десять было приговорено к расстрелу (шестерых помиловали); несколько человек оправдали, двадцать два человека приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Тем самым и в годы репрессий, и в годы церковного возрождения граница легальности, проходившая по телу Церкви, не была непроницаемой. Церковь, жившая как бы в двух измерениях - легальном и подпольном, продолжала оставаться единым организмом, подобно кораблю, разделенному ватерлинией на две части. Вместе с тем контакты между " надводной " и " подводной " частями церковного корабля были затруднены, а жизнь в некоторых " подводных " отсеках подвергалась существенному искажению. Список сокращений ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации. РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории. Примечания 1. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. Кн.1. М. - Новосибирск, 1997. С.212; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С.109. Ср. Покровский Н.Н. Предисловие//Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. Кн.1. С.48-49. 2. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С.221-224. 3. Там же. С.250-261. 4. См., например, Игумен Дамаскин (Орловский). История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации//2000-летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С.93-95. 5. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн.1. Тверь, 1992. С.142, 231-233; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. С.211. 6. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.25-30. 7. Ср. Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к " Истории Русской Церкви " . М., 1999. С.563. 8. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocate Dei//Церковь в истории России. Вып.5. М., 2002. 9. Подсчитано нами по ГАРФ. Ф.5263. Оп.1. Д.32, Л.4; РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д.407. Л.60; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. С.254; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999. С.172,182.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Книга начинается описанием Поместного Собора 1917–1918 гг. и завершается решениями архиерейского Собора 18–23 февраля 1997 г. Придерживаясь хронологического принципа, автор избирает деление на главы по времени служения первоиерерхов Русской Православной Церкви, отступая от него только в главах 5 и 11, посвященных церковной истории русской эмиграции и зарубежных епархий, и в главе 12, в которой развитие духовного образования и науки представлено как единый исторический процесс. Исходя из доступных сегодня материалов, автор описывает преимущественно историю епископата и высшего церковного управления, причем, как специалист в области церковного права, протоиерей Владислав уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне. В то же время за пределами его исследования, ограниченного объемом издания, неизбежно остаются важнейшие стороны жизни Церкви – судьба монастырей, приходская жизнь и т. д., требующие своих историков. Помимо авторского текста в книге представлены традиционные для настоящего издания справочно-библиографические материалы, с небольшими, однако, изменениями. Учитывая, что в 20–50-х гг. одной из форм гонений на Церковь было требование постоянных перемещений епископата на кафедрах (часто за год архиерей менял 2–3 кафедры), хронологический принцип составления списка архиеерев по кафедрам был заменен на более простой – алфавитный. Список монастырей, составленный по времени их открытия, заменяется алфавитным списком действующих монастырей на 1 марта 1997 г. Автор настоящего труда – протоиерей Владислав Цыпин , доцент Московской Духовной Академии, автор книг: «История Русской Православной Церкви. 1917–1990 «Учебник для православных духовных семинарий» (М., 1994), «Русская Церковь . 1917–1925» (М., 1996), «Церковное право» (М., 1996), многочисленных статей в сборниках, журналах, других периодических изданиях. Протоиерей Владислав Цыпин исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде, является членом синодальных комиссий по канонизации святых, богословской и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Церковь , государство и общество в истории России ХХ века. Материалы II Всероссийской научной конференции./Отв. Редактор А.А.Корников. Иваново 5 декабря 2002года. Иваново, 2002. Церковь , государство и общество в истории России ХХ века. Материалы III Международной научной конференции./Отв. Редактор А.А.Корников. Иваново 5–6 декабря 2003года. Иваново, 2003. Церковь , государство и общество в истории России ХХ века. Материалы IV Международной научной конференции./Отв. Редактор А.А.Корников.Иваново 8–9 декабря 2004года. Иваново, 2004. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Чертков А. От Бога к людям. М., 1962. Чумаченко Т.А. Государство, Православная Церковь , верующие. 1914–1961 гг. М., 1999. Шабалин Н.В. Русская православная церковь и советское государство в сороковые-пятидесятые годы ХХ века (на сатериалах Кировской области). Киров, 2004. Шумилов В.Ф. Православная Удмуртия: история Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. Ижевск, 1996 Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. С-Пб., 1995. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в 1939–1964 годах: Автореф. дис. док. ист. наук. М., 1996. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. Шмеман А. , прот. Исторический путь Православия. М., 1993 Экономцев И., прот. Православие, Византия, Россия. Париж, 1989 484 Воробьёв В., прот. Российское законодательство и структура православного религиозного образования//Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2003. С. 162 485 Государственная регистрация Религиозных организаций Русской Православной Церкви (Справочное пособие). Воронеж, 2004. С. 29. 486 Например, Православный Свято-Тихоновский богословский институт подведомственен Учебному Комитету, но по своей организационно-правовой форме является не религиозной организацией, а не государственным образовательным учреждением, что позволило ему получить государственную аккредитацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98. Беглов А. От соборного Определения – к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода//Альфа и Омега. 2007. 1(48). С. 146–170. 99. Беглов А. Православное образование в подполье: страницы истории//Альфа и Омега. 2007. 3(50). С. 153–172. 100. Васильева О. Жребий митрополита Сергия Воскресенского//Наука и религия. 1995. 5. С. 20–25. 101. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. 102. Васильева О. Ю. Особенности религиозной жизни на временно оккупированной территории// Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 226–247. 103. Васильева О. Дело архиепископа Варфоломея, или «человек-загадка» против Русской Православной Церкви//Альфа и Омега. 2000. 4(26). С. 192– 205. 104. Васильева О. Митрополит Сергий (Страгородский) : штрихи к портрету//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 136–163. 105. Васильева О. Февральская пресс-конференция митрополита Сергия иностранным корреспондентам: историческое наследие и материал для исторического осмысления//Альфа и Омега. 2002. 3(33). С. 131–137. 106. Васильева О. Ю. Судьбы русских монастырей в XX веке//Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 332–342. 107. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004. 108. Васильева О., Кнышевский П. Кремлевская вечеря//К Свету. Патриархи смутных времен. 13. М, 1994. С. 70–76. 109. Владислав Цыпин , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. 110. Владислав Цыпин , протоиерей. О катакомбах XX века. Беседа в редакции//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 108–109. 111. Владислав Цыпин , протоиерей. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов//Альфа и Омега. 2002. 3(33). С. 109–119. 112. Гарькавый И. Страница жизни Церкви//Альфа и Омега. 1995. 1(4). С. 114–125. 113. Георгий Митрофанов, священник. Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг. СПб., 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь , ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи. От редакции

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

88 . Фотиев К. В. Попытки Украинской Церковной Автокефалии в ХХ веке.– Мюнхен, 1955.– 80 с. 89 . Фотий (Сиромахов), епископ Триадицкий. Роковой шаг на пути к отступлению.– М., 1997.– 28 с. 90 . Харитон, иеромонах. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. (По документам и записям инока).– Аренсбург, 1927.– 352 с. 91 . Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь.– М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1989.– 123 с. 92 . Хулап В. Ф. Православная пасхалия в своем историческом развитии. Курсовое сочинение.– СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 2001.– 146 с. 93 . Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997.– М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.– 832 с. 94 . Цыпин В. , протоиерей. Церковное право.– М., 1994.– 440 с. 95 . Шапарь В. Б. Психология религиозных сект.– Мн.: Харвест, 2004.– 234 с. 96 . Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве.– М., 2005.– 424 с. 97 . Шмеман Александр , протоиерей. Евхаристия. Таинство Церкви.– М., 1992.– 304 с. 98 . Якимчук Игорь. Раскол в Элладской Православной Церкви в ХХ веке: дисс. … канд. богословия.– Сергиев Посад, 1999.– 204 с. 99 . Ярема Ростислав. Церковные расколы в Украине.– Киев: Издательство «Украинский клуб», 2007.– 96 с. 100 . Evlogios (Hessler), metropolitan of Milan. Apostolic succession.– Milan: Chiesa Metropolitana Autonoma Dell’Europa Occidentale e Delle Americhe, б.г.– 20 р. 101 . Cassian (Anguelov-Bojankov), hieromonk. A scientific examination of the orthodox church calendar.– Etna, California: CTOS, 1998.–174 р. 102 . Lardas D. George. The Old Calendar Movement in the Greek Church: An Historical Survey.– Jordanville: Holy Trinity Orthodox Seminary, 1983.– 89 р. 103 . Vlasie, metropolitan of Romania. The Life of the Holy Hierarch and Confessor Glicherie of Romania.– Etna, California: CTOS, 1999.– 62 р. 104 . ’Αλεξου Σπυρος. ’Εκκλησιαστικ γεγοντα. 1963.– ’Αθηναι, 1964.– 176 σ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Припадем же и мы с вами, возлюбленные мои, чадца Божии, ко Господу, припадем с любовию и мольбою, с верой и надеждой. И не посрамит Господь любви нашей, веру укрепит, надежду оправдает. Не забывайте, дорогие мои, что «…теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Аминь. 26 сентября (9 октября) 1992 года Список использованных источников 1 . Послания святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Сборник трудов патриарха Тихона. М.: Фонд славянской письменности и культуры, 1990. 2 . Цыпин Владислав , прот. История Русской Церкви: 1917–1997//История Русской Церкви. В 9 т. Т. 9. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997. 3 . Современники о Патриархе Тихоне. В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 4 . Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: Общество любителей церковной истории, 2000. 5 . Вострышев М. И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1997. 6 . Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М.: Русская панорама, 2008. 7 . Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Проповеди и поучения. М.: Сретенский мон-рь: Фонд патриарха Тихона, 1995. 8 . Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1994. 9 . Святитель Афанасий (Сахаров) , исповедник и песнописец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. 10 . Цветаева А. И. Воспоминания. М.: Буто-пресс, 1991. 11 . Макаров М. И. Сокровенная память души: Записки старого москвича. М.: Даниловский благовестник, 2007. 12 . Вешнева М. А. Это память о днях в Донском//Юность, 1990. 9. С. 77–83. 13 . Донской ставропигиальный монастырь: 410 лет со дня основания: 10 лет возрождения. М., 2001. 14 . Донской ставропигиальный монастырь: История и современность. М., 2007. 15 . Трубецкой Г. Н. Памяти св. Патриарха Тихона/Путь. Орган Русской мысли. Кн. 1. М., 1992. 16 . Вениамин (Милов) , еп. Дневник инока. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 17 . Свенцицкий А. Б. Невидимые нити: Церковь , события, люди. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010