Забытые страницы русского имяславия. С. 168 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40). Об иеромонахе Пантелеймоне см. в Главе IX. 1189 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 10–11об. 1190 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. Юоб. — 11об. 1191 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 11 об. 1192 Забытые страницы русского имяславия. С. 169–170 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40). 1193 Там же. С. 181–182 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40). 1194 Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. Эссекс, 1990. С. 41. 1195 О взаимоотношениях между русскими и греками на Афоне в XIX веке см. в: Феодосии, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. С. 69–111. См. также: Μυλωνκος Ν. Γ.«Αγιον»Ορος και Σλβοι. Αθναι, 1960 (отдельная глава посвящена имяславским спорам). 1196 Количество русских на Афоне в описываемый период превышало шесть тысяч. Архиепископ Никон (Рождественский) называет цифру в семь тысяч. См.: Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). — Прибавления к Церковным ведомостям, 24.08.1913 34). С. 1520. Другие источники колеблются между пятью и восемью тысячами. По газетным данным, в 1913 году 35 % населения Афона составляли греки, 50 % русские, 9 % румыны, 6 % сербы и болгары. См.: Афонский вопрос. — Московские ведомости, 24.07.(6.08). 1913 170). 1197 Такое же положение сохраняется на Афоне до сего дня. Согласно уставу Афона, кинот состоит из представителей 20 монастырей, из которых 17 принадлежат грекам, 1 болгарам (Зограф), 1 сербам (Хиландар) и 1 русским (св. Пантелеймона). Многочисленные скиты и келлии, разбросанные по всей территории Афона, не имеют своих представителей в киноте. 1198 См. об этом: Троицкий С. В. Афон и международное право. С. 143–144. 1199 Следует, впрочем, отметить, что в греческих монастырях Афона было немало иноков, доброжелательно относившихся к русским, но при этом искренне убежденных в том, что проповедуемые русскими имяславцами мнения составляют»еретическое учение об умной молитве», которое подлежит искоренению. К числу таковых иноков относился, в частности, известный подвижник схимонах Каллиник–исихаст, принявший в 1913 году деятельное участие в борьбе с имясла–вием. См.: Χερουβεμ, αρχιμανδρτης. Καλλνικος συχαστς. ροπς Αττικς, 1990. Σ. 56–57. Письмо схимонаха Каллиника по поводу книги»На горах Кавказа»см. в: Святое Православие и именобожническая ересь. С. 24–26. 1200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня История Афона. Монах Варлаам Русский монастырь. Гавань. 1890 год     История Афона. Монах Варлаам Полуостров Афон - часть древней Эллады и начало его истории теряется во глубине веков. За 20 веков до Рождества Христова на Афоне жили предки фракийцев и македонян. Позже здесь поселились эллины, халкидийцы и пеласги. В то время Афон называли Апполониадой и на вершине Святой Горы было устроено капище Апполону.   А незадолго до Рождества Христова полуостров получил окончательное название - Афос, или Афон, по имени оракула Апполонового капища. Бурная история древнего востока в полной мере затронула Афон и его обитателей. В 495 г. до н.э. персидский царь Дарий захватил часть Греции, в том числе и Афон, на котором к тому времени находилось 9 независимых городов. Сын Дария Ксеркс продолжил войну с Грецией и для удобства продвижения войск прорыл канал на перешейке полуострова, отрезав его от материка. Позднее афонцы участвовали в Пелопонесской войне -то на стороне афинян, то против них. В середине IV века до н.э. Афон, как и вся Греция, оказался во власти Филиппа II Македонского, который, впрочем, никаких бед жителям не причинил. Сын его Александр также благоговейно относился к Афонской горе, и провел там три дня, отдыхая от ратных подвигов. Впоследствии, в 168 г. до Р.Х. Афон разделил судьбу греческих земель и стал частью Римской империи. В начале I века на Афоне находилось 10 городов и 2 селения. Сколько всего было жителей - неизвестно. Национальный состав не изменился, говорили на эллинском языке и поклонялись древним олимпийцам.   Свет Евангельской проповеди воссиял над Афоном вскоре после Вознесения Господня. Матерь Божия по выпавшему жребию должна была нести слово Божие в Иве-рию (Грузию), но промыслом Божиим Ей предстоял труд апостольский в другой земле. В то время епископом Кипра был Лазарь Четвертодневный. Желая увидеть Божию Матерь, но не имея возможности прибыть в Иерусалим, он послал за Ней корабль. Вместе с Иоанном Богословом Она отплыла от берегов Азии к Кипру, но сильный штормовой ветер отнес судно в сторону и прибил к Афону. С вершины Святой Горы из идольского капища раздались вопли, возвещающие народ о прибытии Матери Бога нашего Иисуса Христа. Жители поспешили к Климентовой пристани, где сейчас Иверский монастырь, и с великим почетом встретили Божию Матерь. Она поведала им о Господе нашем Иисусе Христе, и многие, уверовав, приняли Святое крещение. Объявив Себя заступницей сей земли и хо-датаицей о ней перед Господом, Владычица оставила здесь апостола и отплыла на Кипр.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1001

Троицкий П. Указ. соч. С. 163-164; Забытые страницы русского имяславия. М., 2001. С. 299-300. Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), ф. В.А. Маевского, д. Афон; Талалай М.Г. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003. С. 31-32; Троицкий П. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. М., 2002. С. 64. Троицкий П. История русских обителей Афона. С. 167. Его же. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. С. 68-69. Емельянов Н.Е. Представители русского зарубежья. За Христа пострадавшие//XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 1. М., 2008. С. 236. Якимчук И.З. Русские иноки на Афоне в XX в.//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 161. Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии РПЦЗ, ф. В.А. Маевского, д. Афон. Там же. Там же. Якимчук И.З. Указ. соч. С. 162. Знаменательный юбилей. 50-летие священнослужения Архиепископа Гермогена Екатеринославского и Новомосковского, архипастыря Донской армии. 29 июня 1886 года – 29 июня 1936 года. Белград, 1936. С. 28-29. Преподобный Силуан Афонский. М., 1992. С. 12, 14, 20, 495. Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Святая Гора Афон, 2004. С. 18. Игумен Н. Сокровенный Афон. М., 2002. С. 61-62; Зубов Д.В. Афон и Россия. Духовные связи. М., 2000. С. 146. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Т. 2. Эрланген, 1981. С. 93. См.: Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Письма, статьи, воспоминания. Сост. А. Мусин. Нижний Новгород, 2004; Архиепископ Василий (Кривошеин). Воспоминания. Нижний Новгород, 1998. Митрополит Мануил (Лемешевский). Указ. соч. Т. 4. Эрланген, 1986. С. 85-86. Троицкий П. История русских обителей Афона. С. 258. Bundesarchiv-Berlin (BA), 62 Di1/85. Bl. 169. Ebd., R 5101/23175. Bl. 50-52. Архимандрит Херувим. Современные старцы Горы Афон. М., 1998. С. 738-739. Игумен Н. Указ. соч. С. 62.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=919

3 . Целование Елисаветы. Л. 85, Пс.84:11 : λεος κα λθεια συν­ν­τησαν, δικαιοσνη κα ερνη κατεφλησαν. XII. 1 . Вознесение Илии. Л. 41 об., Пс.41:7 : Μνησθσομα σου κ γς ορδνου κα ρμωνιεμ, π ρους μικρο. 2 . Аввакум и икона Спасителя. Л. 154, гимн Аввакума. 3 . Пророки Аггей и 3ахария. Л. 144, Пс.145:1 : λληλοια γγαου κα Ζαχαρου. 4 . Милосердие. Л. 35, Пс.36:26 : λην τν μραν λεε κα δανεζει δκαιος. 1 Рукопись эта в малую четвертку, 169 л., привезена с Афона покойным В. И. Григоровичем в 1847 г., и в нужде продана Лобкову за небольшую, сравнительно с ее ценностью, сумму. Кстати заметим, что это происхождение рукописи с Афона нисколько не указывает на место ее написания, ибо художественная деятельность Афона развилась гораздо позднее. 2 Т. е., не позднее IX века, потому что палеографические признаки лишь обще указывают на эпоху VIII–IX в. Известно также, что Монфокон, установивший историю этих признаков, условно принимает IX век, как границу древнего письма. О письме рукой, см. подробнее «Археологические заметки о гр. Пс» Арх. Амфилохия, М. 1866, с 14 табл. палеографических снимков. 3 Другой разряд лицевых Псалтирей с немногими, но пышно-широкой манеры миниатюрами, представляется древнейшим в этом ряду кодексом Парижской Псалтири 139, который по происхождению своему или несколько позднее IX века, или современен нашей рукописи. О различии этих редакций, сходившихся только в позднейших списках, см. в соч. «История византийского искусства по миниатюрам греческих рукописей». 1876, стр. 111–131, 146 сл. 4 Другой разряд лицевых Псалтирей с немногими, но пышно-широкой манеры миниатюрами, представляется древнейшим в этом ряду кодексом Парижской Псалтири 139, который по происхождению своему или несколько позднее IX века, или современен нашей рукописи. О различи этих редакций, сходившихся только в позднейших списках, см. в соч. «История византийского искусства по миниатюрам греческих рукописей». 1876, стр. 108. 5 В указанном, описании арх. Амфилохий на стр. 4 говорит: «Изображения, в сей Псалтири помещенные, почти все поновлены, по вторичном написании рукописи в XII веке, очень грубо» и пр. Это поновление мы нашли только в двух, трех местах, и считаем также, что знаки сносок на текст первоначальны. Не говоря о том, что подобные поновления ясно были бы видны и придавали бы совсем иной вид миниатюрам, их крайняя разрушенность, именно на первых страницах и свежая сохранность второй половины свидетельствуют против догадки почтенного описателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

История Афона в XX в. в значительной степени обусловлена переходом Афона осенью 1912 г. под власть молодого греческого государства, считавшего, что Православная Церковь – это преимущественно средство для распространения эллинизма 693 и поставившего целью «эллинизацию» Святой Горы. 26 октября, в день своего небесного покровителя, Салоники были заняты греческими войсками. 2 ноября около 12 часов дня к афонской пристани Дафни подошел греческий миноносец «Фиэлла» и на берег высадились 67 матросов, которые заняли конторские здания. По телефону из Дафни Протат был извещен о прибытии греческого миноносца и о переходе Афона под власть греческого правительства. Немедленно Протатом была отправлена депутация для встречи моряков. Через полтора часа после прихода «Фиэллы» к Дафни подошел греческий броненосец «Георгий Аверов» и еще два миноносца. Вице-адмирал броненосца Павел Кундуриоти 694 приказал старшему офицеру «Фиэллы» Телемаху Курмулису, назначенному временным правителем Святой Горы, ознакомить прибывшую депутацию Протата с королевским декретом, определившим новый статус полуострова: «Именем его величества короля эллинов Георгия I мы, вице-адмирал Павел Кундуриоти, начальник Эгейского флота, повелеваем жителям Афонского полуострова (Св. Горы): 1 . Афонский полуостров (Св. Гора) весь занят нами и составляет отселе нашу оккупацию, находится в состоянии блокады по эллинским законам. 2 . Турецкое владычество в сем полуострове упраздняется. Власть же оного принимает командир отряда оккупации, помощник капитана Телемах Курмулис с несколькими офицерами сего отряда и чиновниками, какие будут назначены. 3 . Местные дела будут разбираться, до новых наших распоряжений, как и доселе, сими же чиновниками, но под высшим надзором самого командира сего отряда, имеющего право заменять дурных и небрежных другими. 4 . Существующие доселе законы и местные обычаи или права собственности будут продолжать действовать и применяться различными властями правления под надзором сего командира отряда, который имеет право ведать всякое дело и приказывать подавать ему в установленное время прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Европе (напр., Венеции) также использование витража, жемчужного покрытия (вместо низания), золочения и серебрения по гравировке. Сходный по типу украшения диптих с Великими праздниками (кон. XIII - нач. XIV в.), сохранившийся в мон-ре Хиландар, считают принадлежавшим серб. кралю Стефану Милутину. Подобные иконы, возможно служившие личными (походными) алтарями, могли быть вложены в П. м. в эпоху серб. покровительства либо принесены хиландарскими монахами, бежавшими от каталонского разбоя. Из б-ки П. м. происходят выдающиеся памятники болг. письменности и искусства, напр., лицевые рукописи, такие как Евангелие царя Иоанна Александра (1355-1356; Lond. Brit. Lib. Add. 39627); миниатюры из этой рукописи восходят к лучшим образцам визант. лицевых рукописей, наподобие Евангелия XI в., Paris. gr. 79, см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 179, 180), или т. н. Псалтирь Томича (ок. 1360, ныне в ГИМ. Муз. 2752), украшенная орнаментальными заставками эмалевого стиля с включением композиций и фигур и постраничными иллюстрациями по образцу декора лицевых Евангелий ( Щепкина М. В. Болг. миниатюра XIV в.: Исслед. псалтыри Томича. М., 1963; Древности монастырей Афона X-XVII вв. в России. 2004. С. 186 (опубл.- Л. 4); Гос. Ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 141 (Л. 129 об.- 130)). В мон-ре хранились и сербские рукописи: Евангелие-апракос полный, написанный в 1329 г. игуменом Студеницкого мон-ря Николой для архиеп. Даниила (не сохр., 4 листа вывезены в Россию в 1845 (ныне в РГБ. Ф. 87. 11. VIII/М., 1693. VIII)). Лит.: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение св. Афонской горы. СПб., 1887. М., 2004р. С. 387-400; Никольский Л. Афонские стенописи. СПб., 1908. Ч. 1: Ист. очерк афонской стенной живописи. С. 44; Xyngopoulos A. Nouveaux témoignages de l " activité des peintres macédoniens au Mont Athos//BZ. 1959. Bd. 52. 1. S. 61-67; Chatzidakis M. Note sur le peintre Antoine de l " Athos//Studies in memory of D. Talbot Rice. Edinb., 1975. P. 83 - 93; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Σερι Α: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1975. Τ. 3. Σ. 202-212, 311-315; Милонас П. М. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7 - 81; он же. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Tüb., 2000. 3 т.; Treasures of the Mount Athos: Cat. Thessal., 1997; Εκνες ερς Μονς Αγου Παλου. Αγιον Ορος, 1998; Августин (Никитин), архим. Рукописное наследие Св. Горы: Свято-Павловский мон-рь//АиО. 2000. 4(26). С. 288 - 305; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония/Науч. ред. рус. изд.: Э. С. Смирнова. М., 2000. С. 307-309; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст. М., 2004. Cat. III. 16, 19. С. 182-183, 185 - 187; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αι. Αθνα, 2010. 13.1-13.3. Σ. 369-374.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Лит.: Ширинский-Шихматов П. А. О жизни и трудах иером. Аникиты, в мире кн. С. А. Ширинского-Шихматова. СПб., 1838; Игнатий (Деншин), инок. Историческое описание Русского св. славного прор. Илии скита, что на Афоне. М., 1860; Леонид (Кавелин), архим. Краткий очерк жизни и трудов в Бозе почившего настоятеля Русского Ильинского скита, что на св. Афонской горе, архим. Паисия//ДЧ. 1872. Т. 1. Кн. 4. С. 389-401; Русский общежительный скит св. прор. Ильи на Св. Афонской Горе. Од., 1883, 1889, 1896, 19134; Спор племенной на Афоне//ПО. 1884. Т. 1. 2. С. 406-411; Константинов Н. [Леонтьев К. Н.] Панславизм на Афоне//РВ. 1873. Т. 104. 4. С. 650-702 (то же// Он же. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 56-80); Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. С. 239-253; Записки рус. инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям и пустыням и сведения о нек-рых их подвижниках как древних, так и современных//ДС. 1892. Вып. 6; Вести с Афона: (К разъяснению положения дел на Св. горе)//ЦВ. 1897. 45. С. 1462; Афонская летопись//ДС. 1900. Вып. 9. С. 279; Павловский А. Путеводитель по Св. Горе Афонской. Од., 1889. С. 96-98; Спутник рус. паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 47-48; Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, именуемой «Млекопитательница». К., 1908; Освящение соборного храма в Русском Ильинском скиту на Афоне и избрание нового игум. Иоанна и возведение его в сан архимандрита. Од., 1914; Святая Гора Афон: Рус. людям, в рассеянии сущим, о рус. обителях, на Святой горе Афон. П., 1958. С. 22-24; Ващенко Вс. Скит Св. Пророка Ильи//ПрПуть. 1961. С. 157-170; он же. Святоименный Афон. Штутгарт, 1962. С. 34-37; Закрытие Ильинского скита//Правосл. Русь. 1992. 10. С. 12; Изгнание рус. иноков с Афона//Там же. С. 13-14; Николай, иером. О событиях на Афоне 7-8 мая ст. 1992 г.//Мир Божий. 1996. 1. С. 15; Ιωακεμ (Καραχρστου), ρχιμ. Ιερ κοινοβιακ σκτη προφτου Ηλου. Αϒιον Ορος, 1999; Fennell N. The Russians on Athos. Oxf.; Bern; B., 2001. P. 238-315; он же (Феннелл Н. И.). Русский Ильинский скит//Россия - Афон: 1000-летие духовного единства. М., 2008. С. 185-193; Жития одесских святых. М., 2002. С. 238-256; Πεντζκης Γ. Ν. Αϒιον Ορος. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 384-386; Россия и правосл. Восток: К-польский Патриархат в кон. XIX в./Подгот.: Л. А. Герд. СПб., 2003. С. 223-224; Житие и подвиги блж. отца нашего старца Паисия//Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избр. творения по рукоп. источникам XVIII-XIX вв. М., 2004. С. 123-201; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007. Т. 1. С. 901-902; Талалай М. Г. Муж. скит св. Пророка Илии//Русские храмы и обители в Европе/Сост.: В. В. Антонов и др. СПб., 2005. С. 134-136; Парфений (Аггеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. земле. М., 2008. 2 т.

http://pravenc.ru/text/389269.html

В частности, монастырь Кутлумушский имеет пахотную землю в Сифонии и Паллине (близь Афона) и на Афоне ему принадлежат 15 келий и один скит (Пантелеимоновский); число его монахов доходит до 160; все они родом греки. Монастырь Иверский имеет недвижимую собственность на Фасосе, в России и Бессарабии, дающую ему доход до двух тысяч турецких лир; на Афоне Ивер имеет 15 келий, из коих пять населены русскими монахами, и скит св. Предтечи; монахов в нём до 500. Монастырь Филофея очень небогат, населён лишь 50-ю монахами и имеет 12 келий, 6 из коих принадлежат русским монахам. Каракалл имеет до 100 монахов и 17 келий, а также владения на Фасосе и в Малой Азии; экономическое его состояние очень хорошее. Великая Лавра владеет на Афоне пространством земли большим, чем всякий другой монастырь, а кроме того, ей принадлежат обширные имения и вне Афона; она имеет два скита (Кавсокаливский и св. Анны) – и 46 келий; братство её и скитов с кельями простирается до 700 человек. Монастырь св. Павла имеет два скита (Новый и Лак кос), один из коих населён греками, а другой – влахами; кроме того, монастырю принадлежат 6 келий, общее число монахов доходит до 280 человек; экономическое положение монастыря очень хорошее, благодаря владениям в Бессарабии. Монастырь Дионисиат на своей территории не имеет ни одного скита и ни одной келии, лишь в Карее ему принадлежат 6 келий; общее число его монахов простирается до 100; благодаря метохам вне Афона, монастырь находится в хорошем экономическом состоянии. Киновия Григориат имеет 6 келий и ни одного скита; монахов в ней около 85. Киновия Симонопетра имеет 4 келии, из них 3 в Карее; монахов здесь до 70. В 1893 году этот монастырь сгорел дотла, но теперь вновь воздвигнут усердием игумена Неофита. Идиоритм Ксиропотам владеет имуществам в Македонии и Бессарабии; в нём подвизается до 80 монахов, часть коих живёт в четырёх кельях. Монастырь св. Пантелеимона или Русский есть самый большой из монастырей Афона по величине его территории, по грандиозности построек, по обилию храмов и часовен, по числу монахов и своему богатству.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Еще одним направлением взаимодействия Вятки и Афона, представленным в статье, стали присылаемые со Святой Горы иконы, которые имелись почти во всех вятских монастырях и во многих храмах. В частности, раскрывается история почитаемого на Вятке афонского образа вмч. Пантелеимона, который сохранился до наших дней. Ключевые слова: Афон, Вятка, монашество, преподобный Стефан Филейский , общежительный устав, старчество, иконы. Афон занимал особое место в жизни Вятки. Его значение многократно возросло после публикации «Писем Святогорца со Святой Горы Афон», автором которых был вятчанин иером. Серафим (Веснин) 1 . Книга была так талантливо написана, что многие начинающие иноки после ее прочтения устремились на Афон. Во второй половине XIX в. складывается устойчивая традиция паломничества на Афон вятчан, желавших прикоснуться к удивительному духовному опыту святогорских монастырей. Один епископ в дневнике писал: «Между богомольцами на Афоне есть два крестьянина Вятской губернии, два пермской и другие вятичи и пермяки: оборванные, измученные, исхудалые! Как оказалось – уже месяца полтора из дому, и шли пешком в Киев, оттуда в Одессу, и оттуда на Афон. Все они, кажется, думают остаться на Афоне, если Царица Небесная сподобит» 2 . Отправлялись в паломничество на Св. Гору и вятские монахи, хотя духовные власти неохотно отпускали их за пределы своих обителей, а длительное путешествие оборачивалось порой серьезными осложнениями для здоровья 3 . Представляется не случайным, что в 1895 г. в Вятских епархиальных ведомостях были опубликованы «Наставления православному русскому паломнику, отправляющемуся для поклонения к святым местам в Иерусалим и на Афон» 4 . Поездка на Афон кардинально меняла жизнь некоторых паломников. Как показали современные исследования архивных дел Пантелеимонова монастыря, до революции не менее 75 вятчан стало монахами главной русской обители Святой Горы. 7 из них, отличавшихся особой подвижнической жизнью и даром старчества, вошли в «Афонский отечник», где было собрано жизнеописание 200 лучших русских монахов Афона. Это уже упоминавшийся иеросхимонах Сергий (Веснин), его духовные ученики – монах Азарий (Попцов) и схимонах Аркадий (Любовиков), вятские семинаристы, которые уехали на Афон под воздействием знакомства с прославленным святогорцем, иеросхимонах Пантелеимон (Шиляев), схимонахи Неофит (Васильев), Денасий (Юшков), Вениамин (Малышев). О последнем, например, один из монашествующих писал: «Отец Вениамин уже сорок лет жительствует на Святой Горе. Строгий аскет, творец молитвы Иисусовой, он стяжал от Бога необыкновенный мир души. Никто так не умеет утешить и уврачевать скорби душевные, как благостный старец Вениамин Немало ныне скорбей на Афоне, и любят иноки сходить отвести душу на пустыньку доброго батюшки отца Вениамина...». Духовными чадами отца Вениамина были многие подвижники Афона 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В рамках конференции «Россия — Афон: 1000-летие духовного единства» прошла секция «Русские святогорцы» 5 октября 2006 г. 13:10 Тема отношений России и Афона является заглавной темой международной конференции «Россия — Афон: 1000-летие духовного единства» . Афон необыкновенно много дал всему православному миру, в том числе России. Но необходимо сказать также о том, что дала Россия Афону. И на первом месте среди этих даров стоят русские подвижники на Святой горе. Этому была посвящена прошедшая 4 октября секция «Русские святогорцы». Несколько докладов было посвящено самым известным из русских иноков-святогорцев — прпп. Силуану Афонскому и Софронию Сахарову, а также прославленному в 2001 г. прп. Аристоклию . Долгая история отношений русских и греков на Афоне включает в себя и острые, напряженные моменты. Об Ильинском ските на Афоне рассказал Феннелли Н. в своем докладе «Русский Ильинский скит». ХХ век был одним из самых сложных периодов существования русских насельников на Афоне. До сих пор этот период мало исследован. Доклад монаха Моисея Святогорца «Русские старцы-праведники на Афоне в XX веке» представил новые факты по истории Афона этого времени. Одним из документов, позволяющим лучше узнать о тех годах, являются переписи. О положении русского населения на Афоне накануне Первой Мировой войны по данным переписей рассказал итальянский историк Талалай М. в докладе «Перепись русского населения Афона в 1913-1914 гг.». В ХХ веке афонские монахи, наряду с иноками Валаамского монастыря и Почаевской лавры, старались поддерживать русских эмигрантов в Европе: присылали иконы (эти бумажные иконы до сих пор сохраняются во многих семьях эмигрантов), книги, ноты. Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в докладе «Афон: пример влияния в жизни и деле русской эмиграции» рассказал также о монастыре, основанном во Франции афонским монахом, архимандритом Алексием (Киреевским). Также с докладами выступили Кеселопулос А., игумен Петр (Пиголь), игумен Никон (Смирнов), священник Георгий Павлович, священник Александр Коблов, Леонтьев В.Г., Парменов А.Г., Дятлов С.А., протоиерей Игорь Филин. ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/149320.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010