Потом Он в другой раз сказал пм: – «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылал вас». –Сказавши это, дунул, и присовокупил: – «примите «Дух Святый. Кому (действием сего Духа) простите грехи – тому простятся; на ком оставите – на том останутся». – (С этими словами, Иисус Христос простился с учениками). Свидетелям этого явления Христова из Апостолов было только десять: в отсутствии был Фома. Когда потом другие ученики сказали ему, что они видели Господа; он отвечал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в место, пронзенное гвоздями, и не вложу руки моей в бок Его; не поверю». 2. В восьмой день после Воскресения. 6-е явление Иисуса Христа для уверения Фомы (Ин. 20:26–29) Прошло семь дней со дня воскресения; наступил опять первый день недели. Все Апостолы, не исключая и Фомы, находились в одном доме. Двери дома опять были заперты. Вдруг, Иисус Христос стал посреди их, и приветствовал: – «мир вам!» – Потом говорит Фоме: – «поднеси сюда свой перст; посмотри на Мои руки; поднеси свою руку, и вложи в бок Мой; и не оставайся в неверии, но верь». – Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус Христос говорит ему: – «ты поверил, когда уже увидел Меня; блаженны те, которые, не видевши(Меня), уверовали!» 3. В продолжение тридцати одного дня. Явления воскресшего Иисуса Христа в Галилее: 7-е – семи учениками на Тивериадском море; 8-е – на одной горе, одиннадцати ученикам; и 9-е – Апостолу Иакову (Ин. 21:1–33) В следующий раз явился Иисус Христос ученикам Своим на Тивериадском море; и явился таким образом: – Апостолы, согласно данному им повелению, отправились в Галилею. Случилось, что собрались вместе Петр, Фома, Нафанаил, (вероятно, Варфоломей), что из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы и двое других учеников. Симон Петр говорит им: «пойду ловить рыбу». Говорят ему: «пойдем и мы с тобою». Пошли, и, тотчас, вошли в лодку: но в эту ночь ничего не изловили. Когда уже настало утро; Иисус Христос показался на берегу: впрочем, ученики не узнали, что это Он. Тогда Иисус Христос говорит им: – «дети! нет ли у вас чего-нибудь из съестного?» – Отвечают Ему: «нет». Он сказал им: – «закиньте сеть по правую сторону лодки, и изловите». – Они закинули; и уже не могли тащить сети от множества рыбы. Тут Иоанн говорит Петру: «это Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Потому как Церковь – это Богочеловек Христос, то против нее ополчается всякое зло, всякий бес и все бесы вкупе. И сбывается пророчество Спасителя Если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:20 ). Но во всякой брани с Церковью исход всегда один и тот же: победа Церкви над всеми врагами и гонителями во всякое время и на всех полях сражений. Всё это так – до Страшного Суда. Ибо Церковь – это смерть греху, всякому греху; смерть смерти, всякой смерти; смерть всякому бесу и самому диаволу. История свидетельствует об истинности слов Спасителя: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Эта победа, эта всеобщая победа Церкви – вся от Владыки Христа, а от нас, от людей – вера. Святой Воанергес богоглашает: Сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:4 ). И это вера в Богочеловека Христа, Который через эту нашу веру и побеждает мир (ср. 1Ин.5:5, 4:2–4 ). Побеждает через нас, а прежде всего – через святых Апостолов, и мучеников, и праведников, и через всех истинных христиан. Святой Златоуст приводит благовестие Спасителя: На сем камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ) – и говорит: «Как бы ни рассматривал я сие изречение, истинность его ясна, как солнце. Удивительно не только то, что Владыка Христос основал Свою Церковь во всей вселенной, но и то, что сделал ее непобедимой; и причем даже тогда, когда враги нападают на нее со всех сторон. Слова врата ада не одолеют ее означают опасности, низвергающие в ад. Эти слова блистательно оправданы делами. В этих словах – непобедимая сила, совершающая всё. Только три слова – созижду Церковь Мою, но в них грандиозное дело: наполнить вселенную церквами, обратить столько племен, убедить народы, уничтожить обычаи предков, исторгнуть укоренившиеся привычки, свергнуть владычество сладострастия и, как прах, развеять силу безбожия; жертвенники, капища, идолов и их службы, непристойные празднества и нечистые жертвоприношения развеять, как дым; и воздвигнуть церкви и алтари истинному Богу всюду, по всей земле...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Приговор к распятию на кресте, чего требовали фарисеи, прямо вытекал из данной линии обвинения, поскольку подобная казнь применялась, как правило, именно к политическим преступникам. Такое представление о Христе сохранялось в иудейском обществе и после распятия, свидетельством чего служит обвинение в адрес апостолов в том, что они «поступают против повелений кесаря, почитая другого царем (курсив мой. — А. Ф. ), Иисуса» (Деян. 17:7). В этом не было ничего удивительного, ведь, по замечанию Р. Хейза, «во времена Иисуса понятие “Царство Божие имело мощный политический смысл. Если человек проповедовал Царство, то в его словах слышали весть о восстановлении Израиля после угнетения другими народами» . Уместно вспомнить, что и сами апостолы, услышав о грядущих страданиях и воскресении Спасителя, понимают под этим будущее наступление долгожданного господства Бога и заранее просят у Мессии: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?», — вопрошают воскресшего Христа ученики (Деян. 1:6). Первой новозаветной христианской общине Христос представлялся подобным не только пророку Моисею, но и военачальнику Иисусу Навину . Согласно Его мессианской проповеди, Царство уже наступило для всех, кто принял Его как Царя. Ученики Христа были убеждены в царском достоинстве Христа, Которому дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18). Все силы и власти существуют лишь с дозволения Христа, поскольку все они были побеждены на Кресте и теперь повинуются Его воле (Деян. 28:31; 2 Кор. 10:4–5; Рим. 8:38 и сл.; 1 Кор. 3:22 и сл.; Кол. 1:15–20; 2:15), ведь Иисус победил мир (Ин. 16:33), и теперь всякое колено должно преклониться перед Христом и исповедовать его как Кириоса (Фил. 2:11). Очень показательно, что в данном случае апостол Павел употребляет это греческое слово, означавшее в переводе «господин» и относившееся, как правило, к кесарю. В изображении апостола Матфея Иисус приходит для суда над народами «с силою и славою великою» (Мф. 24:30), когда, добавляет апостол Павел, Им будет убит беззаконник «духом уст Своих» (2 Фес. 2:8).

http://bogoslov.ru/article/6177764

Равным образом и ап.Павел не говорит, что мы принимаем в причащение обыкновенные хле6 и вино и лишь для воспоминания и смерти Христовой, а учит: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли прибщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ), причем далее поясняет: «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Если бы верующие принимали в евхаристии простые хлеб и вино, то хлебов должно бы быть столько, сколько совершалось преломлений; между тем, по словам апостола, все христиане причащаются от одного хлеба. Очевидно, в причащении подается верующим всегда один и тот же хлеб «небесный», «живый», «хлеб жизни» ( Ин. 6:33, 35, 51 ), т. е. воплотившийся единородный Сын Божий. В 11 гл. 1 Кор. апостол говорит: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (ст. 27, 29 – 30). Эти слова ясно показывают, что, по мысли апостола, освященные на евхаристии хлеб и вино представляют собой нечто необычайное, святое, а потому недостойное отношение к ним влечет за собой осуждение, а для некоторых, напр., Коринфян, сопровождалось болезнями и даже смертью. Правда, ап. Павел называет предлагаемое на евхаристии тело Христово «хлебом», но потому, с одной стороны, что оно таким представляется нашим внешним чувствам (на таком же основании в Св. Писании ангелы называются мужами – Быт. 19:5, 8 ), а с другой – потому, что служит для христиан сверхъестественной пищей ( Ин. 6:55 ), в Св. же Писании всякого рода пища называется хлебом. 584 Притом же хлеб и вино, претворенные на евхаристии в тело и кровь Христовы, не только сохраняют свойственный им вид, но и подвергаются всем свойственным им переменам, подобно тому, как и Христос, будучи Богом, вполне сохранял вид человека ( Фил. 2:7 ; Мф. 13:55, 56 ) и испытывал телесные нужды и состояния, напр., голод ( Лк. 4:2 ), жажду ( Ин. 19:28 ), сон ( Лк. 8:23–24 ) и боль ( Лк. 22:44 ; Мф. 27:46). 585

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Распятие Господа нашего Иисуса Христа      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:17 мин. Размер 12.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшнем Евангелии мы слышали историю о том, как Иисуса Христа распяли на Голгофе. Евангелист Матфей описывает все детали распятия с полной реалистичностью. Иисуса привели на лобное место, дали Ему пить уксус, распявшие Его делили одежды, прохожие злословили и надсмехались. Этот сюжет предстаёт пред нашими глазами в первую очередь как словесная зарисовка римской казни. Однако совершенно иные мысли могли приходить на ум очевидцам данных событий, тем иудеям, которые знали древние пророчества и стояли у Креста. В одном из псалмов, которые написал царь Давид за тысячу лет до Христа, излагается история страдания праведника, похожая на распятие Христа до мельчайших подробностей. Даже в таком маленьком отрывке текста Евангелия, который мы слышали сегодня, можно насчитать пять буквальных совпадений с текстом 21-го псалма. Давид пишет: делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21: 19). Римские легионеры действительно делили одежды Его, бросая жребий (Мф. 27: 35). Давид пишет: Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою… (Пс. 21: 8). По апостолу Матфею, проходящие мимо распятого Христа злословили Его, кивая головами своими… (Мф. 27: 39). Давид восклицает: псы окружили меня; скопище злых обступило меня (Пс. 21: 17). Иисус не один раз называл книжников и фарисеев порождениями ехидны (см.: 4Мф. 23: 33). Стоя вокруг Креста на Голгофе, они лают на Него (Мф. 27: 41). Пророк Давид словно предугадывал их коварные слова: « он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21: 9). Евангелист Матфей передает эти насмешки книжников один к одному: «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27: 43). Поразительно то, что одни слова отстоят от других на тысячу лет! Наконец, Давид пишет: Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Пс. 21: 2). Эти слова на еврейском языке звучали бы так: «Эли, Эли! лама азавтани?» Незадолго до смерти Иисус возопил громким голосом со словами на арамейском языке, который был разговорным в Его время: «Или, Или! лама савахфани?» Очевидец происходящего запомнил эти слова, а затем добавил перевод на греческий язык: что значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? » (Мф. 27: 46).

http://pravoslavie.ru/107611.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance А где же наша пустыня? 2 мин., 26.10.2014 И в самом деле, где искать пустыню нам, жителям современных городов? Ведь действительно очень хочется найти надежный путь духовного совершенствования, и недаром множество людей устремляется в паломничества. Но недаром также существует древняя история об отшельнике, спасавшемся в пустыне. Жил он там хорошо, праведно, постился, молился, молчал; были и искушения, но он преодолевал их постом и молитвой. Как-то набрел на него человек, восхитился пустынной жизнью и остался. За ним другой, третий… Пустынное место не могло предоставить пропитания для всех собравшихся; появились торговцы… в одно прекрасное утро отшельник огляделся и увидел, что находится в центре шумного города. И бежал. И есть у Чехова рассказ «Княгиня» о даме, которая любит вырваться из своей шумной и бестолковой жизни и погостить в монастыре. Ей там хорошо, она чувствует себя возвысившейся и очистившейся. Бесконечно приглашает на чай отца настоятеля и ведет с ним долгие разговоры, которые ей представляются духовными. Умный, кроткий ученый монах все терпит. Монастырского устава дама отнюдь не соблюдает и все время «возникает» с какими-то просьбами по обслуживанию, так что братия не знает покоя. Наверное, в наших паломничествах стоит об этом помнить. И верно ли, что для очищения души следует обязательно куда-то двигаться, перемещаться? В книге пророка Исаии мы находим совершенно иное рассуждение (Ис 33 : 10—16). Здесь говорится о времени Суда, причем пророк создает потрясающий образ греховности человечества: Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше — огонь, который пожрет вас. Не кара с небес, а внутренний грех губит человека! Грешники в смятении спрашивают: Кто из нас может жить при вечном пламени? И вот какой следует ответ: Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла.

http://foma.ru/a-gde-zhe-nasha-pustyinya...

Скачать epub pdf Глава 26. Царство Божие Первым прошением Молитвы Господней является мольба о даровании Царства Божия: Да приидет Царствие Твое ( Мф. 6:10 ). Устами Спасителя говорила в данном случае вся плеяда ветхозаветных праведников и пророков, включая и Иоанна Крестителя, вся ветхозаветная история еврейского народа. Ветхозаветные пророки все были в той или иной мере вестниками грядущего, неминуемого, «близящегося» Царства Божия. Священная идея этого Царства, память или мечта о нем жила еще в сознании первых людей, видевших Бога, ходящего в раю ( Быт. 3:8 ). Эта идея возвещала о себе и в синайском законодательстве с его теократическим строем жизни и требованием к народу быть святым, как свят Господь Бог ( Лев. 19:2 ), быть особым уделом Божиим, царством священников и народом святым ( Исх. 19–6; 23:22 ), и в период великих пророков, когда ожидаемое Царство Божие более приблизилось к сознанию народа и стало называться грядущим Царством Давида ( Иер. 33:15 ; Мк. 11:10 ). Пророки подробно говорят об ожидаемом царе (Мессии), о Его чудесном рождении от Девы ( Ис. 7:14 ), облекают его чертами кротости и смирения ( Ис. 42:3 ). Они предвещают, что Мессия будет уничижен, поруган, изъязвлен и умрет на кресте за грехи людей ( Ис. 53 ; Пс. 21 ), и произойдет это потому, что Израиль не примет Его, поскольку законнический дух в нем вытеснил идею Царства Божия. Однако придет время, и завет с иудейским народом будет обновлен, Царство Божие явится не извне, но приблизится изнутри: Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого ( Иер. 31:33–34 ). Воплощение Сына Божия – Иисуса Христа и явилось исполнением этого завета. Царство Божие открылось и «приблизилось» к нам во Христе; теперь его можно было «познать», войти в него, соединиться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Создание крупных землевладений разрушало экономические и социальные устои аграрного общества, поскольку укрупнение и обогащение одних хозяйств происходило за счёт умаления, обнищания и исчезновения других. С развитием в монархическую эпоху такого рода примитивного «капитализма» нарушался главный принцип землевладения в Израиле, где в домонархический период, при родоплеменной военной демократии земля была разделена между коленами, родами и семействами (Нав. 13:1–21:45). Эти межи не имели права передвигать ни «князья», ни новоявленные «барины» (ср. Ис. 5:8, Ос. 5:10). Такое не было позволено даже царям, что превосходно иллюстрирует история с виноградником Навуфея (3 Цар. 21), особенно ответ Навуфея царю Ахаву: «Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих» (3 Цар. 21:3). Наследство предков считалось неприкосновенным, неотчуждаемым. Земельный надел, бывший семейной собственностью и передававшийся из поколения в поколение, в правосознании древних евреев был священен. См. Лев. 25:10 (ср. Лев. 25:12), Числ. 26:52–56, 27:1–11, 33:54, 36:1–12, Нав. 18:10. Поэтому после обвинений в притеснении бедных и у Исайи, и у Михея следует приговор. У Михея он звучит так: «Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей... В тот день произнесут о вас притчу, и будут плакать горьким плачем и говорить: “мы совершенно разорены поля наши уже разделены иноплеменникам”» Мих. 2:3–4 (ср. Ис. 5:9 и дал., 10:3 и дал.). Жирующих на чужой беде расхитителей самих ждёт бедствие — у них расхитят всё, что ими «нажито непосильным трудом» . Это бедствие, словно ярмо, захватчики-ассирийцы возложат на шеи тех, которые закабаляли своих братьев. Возможно, здесь также содержится намёк на плен — уводимые в изгнание пленники, бывшая элита, не смогут от этого ярма освободиться, не смогут свергнуть его со своих вый. Оно согнёт их так, что им нельзя будет выпрямиться . Амос для изображения божественной кары использовал ещё более брутальный образ: «Вот, Я придавлю вас, как давит телега, нагруженная снопами» (Ам.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Такое представление о храме иерусалимском пророки, конечно, старались внушать и сознанию своих современников, и еврейская история говорит нам, что проповедь пророков в этом отношении не всегда была «гласом вопиющего в пустыне», что идея централизации еврейского богослужения при иерусалимском храме получала и реальное осуществление в жизни еврейского народа. Мы находим, что некоторые иудейские цари предпринимают борьбу с «высотами», местами богослужения вне иерусалимского храма, в целях побудить еврейский народ обращаться для совершения богослужения только лишь в Иерусалимский храм. Таковы попытки царей Асы ( 2Пар.14 ; 2Пар.15 ) и Иосафата ( 2Пар.17 ), попытки, правда, не доведенные до конца и, потому, не увенчавшиеся полным успехом. Более плодотворной в этом отношении была деятельность Езекии: он «отменил высоты и жертвенники», на которых евреи приносили жертвы Богу, «и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» ( 4Цар.18:22 ; 2Пар.32:12 ; Ис.36:7 ). Еще более энергичной и решительной была деятельности Иосии. Он не ограничился одним иудейским царством, а простер свою деятельность и на евреев, живших на территории бывшего израильского царства, «в городах Манассии и Ефрема и Симеона, даже до колена Нефеалимова» ( 2Пар.34:6 в); везде он уничтожил высоты и разбил жертвенники. Эти действия царей не оставались безрезультатными по своему влиянию на народ еврейский и более или менее достигали своей цели. Уже при Иосафате вовремя, например, нашествия неприятелей «все иудеи с малыми детьми своими, женами и сыновьями своими» ( 2Пар.20:13 ) собрались ко храму и умоляли Господа об избавлении от врагов, вспоминая слова Соломона о храме, как месте всенародных, общественных молений евреев ( 2Пар.20:8–9 ; срв. 3Цар.8:33–34 ; 2Пар.6:24–25 ). По избавлении от этого нашествия, они опять к храму же пришли благодарить Бога ( 2Пар.20:28 ). При Езекии, во время празднования Пасхи в Иерусалиме, евреи так воодушевились ревностью к закону, что, по окончании праздника, «разрушили высоты и жертвенники во всей иудее и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца» ( 2Пар.31: 1 ), и затем, совершили узаконенные приношения в храм ( 2Пар.31:5–7 ). Путешествия жителей городов иудейских в Иерусалим, в дом Господень на поклонение Богу происходили и во времена пророка Иеремии ( Иер.26:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Тем не менее, несмотря на использование Лукой языка и образов, известных античному читателю по другим памятникам, учеными не обнаружено прямых заимствований из этих источников. Лука не пересказывает чужие повествования, просто заменив действующих лиц на Иисуса и апостолов, а говорит о некой совершенно оригинальной истории. Почему Лука дает две версии времени Вознесения: в день Воскресения и через сорок дней? Как это ни удивительно, но Лука, судя по всему, склонен говорить о Вознесении как о событии, следующем непосредственно и сразу за Воскресением. Вознесение Господне. Клавдии Васильевич Лебедев. 1888 г. Церковно-археологическии кабинет МДА Например, согласно свидетельству евангелиста Марка, на суде Христос говорит: ...И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк 14:62). Лука имеет перед собой Евангелие от Марка, но дает нам другую версию: отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Весь текст и особенно слово «отныне» показывает, что восседание Иисуса на Небесах должно последовать сразу с Его Смертью, а не через сорок дней. Или другой пример: в беседе с путниками по дороге в Эммаус Спаситель говорит: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк 24:26). Здесь между Страданием, Воскресением и Прославлением=Вознесением нет никакого зазора, они следуют непосредственно друг за другом. В Деяниях читаем: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею... (2:32–33). И здесь Воскресение и Вознесение мыслятся как неразделенные по времени события. У Луки можно найти много других моментов, в которых не предполагается какого-то продолжительного периода пребывания Воскресшего с учениками, а говорится о Вознесении, непосредственно следующем за Воскресением (см.: Деян 3:15–16; 4:10; 5:30–32; 10:40–43; 13:31–37). Та история, которую Лука описывает в Евангелии, где Христос возносится в самый день Своего Воскресения, на самом деле очень характерна для Луки; она отражает его понимание, которое становится очевидным при сопоставлении с другими цитатами этого автора.

http://foma.ru/voznesenie-na-kakoe-nebo-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010